БЕСтактные люди

Как человек, которому приходится учиться честно просить помощи, сегодня хочу выразить благодарность «бестактным» людям. Я имею ввиду людей, которые плохо чувствуют свои и чужие личностные границы. Из-за этого они часто вываливают кому попало интимные вещи, берут на себя лишнее, дают советы, ведут себя бестактно, задавая неудобные вопросы, в общем, досаждают всем. Как правило, на них еще и ездят, используют их открытость и доброту, в ответ эти ребята часто прячут свой гнев под лишними килограммами, проблемами с кожей или маской матери Терезы.

Но главное, они помогают, когда не просят. Это обратная сторона бестактности. И иногда это очень кстати. Для кого?

Когда мне было очень плохо, мне встретилось несколько таких людей. Я не умела просить о помощи, а они буквально вытащили меня из ужасного состояния. И я им безмерно благодарна! Да, потом, когда все стало налаживаться, я, конечно, стала замечать бестактность вопросов, выбалтывание чужих тайн и т.д. И конечно осуждала и отталкивала. И мне жаль, что порой я выбирала слишком жесткие способы, что по-другому я не умела.

Я и сама была таким бестактным для других людей, а потом удивлялась, когда человек отказывался вести со мной интимно-задушевные разговоры, когда у него все налаживалось.

Побывав с обеих сторон баррикад, хочу сказать:

1. Если Вы сталкиваетесь с такой вот «неблагодарностью», возможно, Вы оказали помощь и поддержку, когда Вас не просили, позволили нарушить свои границы и нарушили чужие;

2. Если вокруг Вас много бестактных и вечнолезущих людей, спросите себя, умеете ли Вы осознавать Ваши потребности и просить о помощи прямо, честно выражая потребность. Не «что ты делаешь сегодня вечером?», а «мне плохо, выслушай меня, пожалуйста, сегодня вечером, мне нужна твоя поддержка». Если нет, то они Вам очень нужны, поэтому и оказались рядом, ведь их просить не надо, сами помогут.

Неумение просить прямо, неверие в то, что помощь возможна, страх оказаться зависимым толкают нас на манипуляции. А кто на них «ведется»? Конечно, вот такие открытые, добрые и «безграничные» люди. Они, конечно, тоже в свои игры играют, но речь не об этом.

Когда я поняла это, мне очень захотелось выстраивать отношения иначе. В кругу моих друзей появились те, кому вообще пофиг на мои страдания, будь то тяжелая сумка или тяжелый характер. Сначала я радовалась: «наконец-то меня оставили в покое!», потом досадствовала: «Ты посмотри, сам/сама тоннами на меня свои слёзы/раздражение льет, а меня даже не расспросит, что у меня происходит».

А потом я начала просить. Сначала коряво и не о том, что нужно, потом стыдливо, коротко и по делу, толком не принимая внутрь то, что мне давали в ответ. И сейчас расслабленно, искренне, с благодарностью и чувством достоинства.

И я поразилась, насколько поддерживающими, чуткими, заботливыми могут быть эти мои на вид равнодушные друзья! Спасибо им! Но к ним я бы не дошла, не будь у меня опыта отношений, в которых человек бросался помогать по первому моему вздоху, изменению цвета лица или веса (было и такое).

Не важно, почему, но они помогали мне тогда, когда я даже не знала, что не умею просить, когда неосознанно манипулировала, прятала уязвимость под маской всезнания, а жалобы — под философскими рассуждениями о жизни. Сейчас я научилась просить и быть благодарной, останавливать и останавливаться вовремя, трачу энергию более осознанно, помогаю эффективнее и, конечно, с удовольствием.

Но когда-то было иначе, и я очень ценю этот опыт. Я не хочу отмахиваться от него, поэтому сегодня пишу «хвалу бестактным людям».

Она как дань благодарности нашему неумелому, «безграничному» и детскому стремлению быть одобренными и нужными, которое толкало нас на спасательство и бестактность. Это был наш способ выудить для себя кусочек любви, которой так и не хватило в детстве.

А неумение просить и использование «бестактности» других — наш способ избежать риска быть отвергнутыми или порабощенными. Наша попытка урвать уважение и заботу без поглощения и обесценивания, которых нам в детстве досталось больше, чем мы могли вынести.

Источник: creu.ru

«Ты не стоишь того, чтоб о тебе беспокоиться…» Скажу сразу: скрываются за этим младенческие процессы

Но обо всем по порядку.

Стремление к репарации — признак развития. И это же есть признак перехода на эволюционно более продвинутую стадию объектных отношений (депрессивную стадию).

Напомню, что эволюцию психики Мелани Кляйн «измеряла» эволюцией объектных отношений. Так вот. Репарация на самом деле может принимать и иной, маниакальный характер, преобразовываясь в механизм защиты.Защита от чего? От мучительности страданий от осознания разрушения или утраты объекта.

И тогда человек не горюет об этом, а обесценивает. Например, в ситуации утраты теплых, значимых отношений, человек говорит себе: ” Фигня все это было, а не отношения. Не очень то было и надо. Другое (другой объект) найду”.

Вот это — защитный механизм: маниакальная репарация. А как надо было бы ? Надо бы отгоревать: пойти в сложные чувства и отгоревать. Где возможно — позаботиться или исправить.

Где ничего невозможно сделать- принять и отгоревать. А затем отпустить.

Откуда берется эта обесценивающая позиция-маниакальная репарация?

Из самых ранних, младенческих стадий.

А именно: как это происходит у младенца рассказывает Роберт Хиншелвуд: “На ранних стадиях развития младенец использует всемогущие механизмы, добиваясь безопасности Эго. Впоследствии, когда на него впервые надвигается депрессивная позиция, он может начать переживать любимый объект, как непоправимо поврежденный, что отражает крайнее насилие его могущественных фантазий. Желание привести в порядок столь существенно поврежденный объект так мучительно, потому что задача эта переживается как чрезвычайно трудная. В результате не остается другого выхода, кроме как ситуацию в целом счесть малозначимой, а к задаче восстановления объекта отнестись небрежно, словно ее можно было выполнить магическим образом”.

В дальнейшей жизни даже обычный стресс может вызвать пренебрежительное представление о том, что объект вовсе не стоит того, чтобы о нем беспокоиться.

Но презрение и умаление значимости — это маниакальные защиты от мучительности страдания, помогающие человеку чувствовать себя менее беспомощным и менее зависящим от значимых хороших объектов, которые кажутся ему поврежденными и вызывают такое тяжелое чувство ответственности.

В конечном итоге, презрение еще больше как бы повреждает объект и вызывает мучительные чувства. Круг замыкается. Но хрупкая психика иначе…не может.

Источник: creu.ru

COMMENTS