Бог христианства

Бог христианства

На протяжении истории христианства, церковь и христиане критикуются как со стороны представителей других религий, так и атеистами и агностиками. Часть критики непосредственно касается христианской веры, учения и толкования Священного Писания. Ответ со стороны христиан на такую критику называется христианской апологетикой. Несколько областей критики включают некоторые претензии к самому Писанию, этике библейских толкований, которые исторически были использованы для оправдания определённых отношений и поведений, вопрос о совместимости с наукой и некоторые христианские доктрины.

Несмотря на то, что исторические церкви считают, что подлинность книг Священного Писания удостоверяет святоотеческое наследие, достоверно неизвестно авторство библейских книг. Библия писалась разными авторами на протяжении многих веков, согласно традиционной точке зрения в христианстве — с XV в. до н. э. по I в. н. э. Многие светские исследователи придерживаются мнений о более позднем происхождении книг Ветхого Завета. Некоторые современные исследователи придерживаются мнения о том, что большинство книг Ветхого Завета и все Евангелия были написаны анонимными авторами [1] . Тексты Евангелий существовали в анонимном виде до начала второго века, когда им было приписано авторство [2] .

В XVIII веке достоверность традиционного приписывания библейских книг конкретным авторам была поставлена под сомнение [2] . В настоящее время некоторые учёные считают, что большинство книг были отредактированы и изменены, и по этой причине восстановить содержание оригинала в наше время почти невозможно [3] .

Наряду с достоверностью текстов Библии, современная наука также критикует некоторые утверждения, которые содержатся в ней, такие как сотворение мира, а также креационистское понимание возраста Земли и т. п. (См. Младоземельный креационизм, Староземельный креационизм).

Айзек Азимов пишет:

Между библейским утверждением о начале всего сущего и научной точкой зрения на начало Вселенной — огромная дистанция. Каким бы ни был авторитет Библии, никогда в истории человечества его не признавало безусловное большинство. И даже среди признававших бытовало множество самых различных и исступленных толкований — буквально по каждому пункту. Чтобы какое-либо одно толкование вытеснило все остальные, такое не наблюдалось ни разу.

Противниками догмата о Троице (утвержден на Никейском соборе голосованием в 325 г. н. э.) были не только представители других религий, но также внутрихристианские течения. Среди них: ариане, свидетели Иеговы, христадельфиане, ряд адвентистских церквей. В общей сложности среди современных христиан антитринитарии составляют чуть больше 1 %.

Антитринитарии — приверженцы религиозных учений, не принимающих догмат о Троице. Во II и III веках н. э. антитринитаризм существовал в форме монархианства. Перед Никейским собором (325 год), в период, когда только складывались основные догматы христианской церкви, значительная часть христиан приняли антитринитаризм в форме арианства. В средние века в ряде случаев взгляды антитринитариев являлись своеобразным выражением свободомыслия.

Формулировка «Бог в трёх лицах» прочно закрепилась и окончательно вошла в христианскую жизнь и вероисповедание в начале IV века, то есть через 350 лет после пророческой миссии Иисуса Христа. Критики упоминают также о существовании представлений о Троице (но в совершенно других формулировках), отраженных в христианской литературе II—III веков нашей эры (произведения Тертуллиана).

Иудаизм не признает в Иисусе Христе обещанного пророками Мессию и отвергает учение о воплощении Божества во Христе Иисусе, считая это богохульством и попыткой человека поставить себя на один уровень с Богом.

Исламское вероучение отвергает христианскую концепцию Троицы в каком бы то ни было виде. Поклонение, согласно Корану, возможно только Единому Богу. В Иисусе Христе признаётся его пророческое и мессианское (для иудеев) достоинство, но отвергается его божественная природа.

В последние три столетия существование Иисуса Христа как исторической личности вызывает сомнение у некоторых западных историков и филологов, изучающих библейские тексты. Среди первых, высказавших подобные сомнения, были такие французские и немецкие учёные XVIII—XIX вв., как историк, член французской Академии наук Константин Франсуа Вольней [5] , профессор риторики и философ Шарль Франсуа Дюпюи, теолог и историк Бруно Бауэр. Все они полагали, что образ Иисуса — сплав древних мифологий [6] .

Крупнейшим представителем мифологической школы в начале XX века был немецкий философ Артур Древс. Его книги: «Миф о Христе»; «Жил ли Христос?»; «Жил ли апостол Петр?»; «Миф о Деве Марии»; «Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем»; «Происхождение христианства из гностицизма» сыграли весьма значительную роль в установлении этого воззрения [7] [8] .

Однако большинство исследователей новозаветных текстов и раннехристианской истории по прежнему не принимают тезис об Иисусе Христе как мифе [9] . Согласно мнению британского теолога Герберта Джорджа Вуда (англ. Herbert George Wood ) (1879—1963), у данной теории имеются методологические проблемы:

«…Диалектический процесс, посредством которого теория „Христос—миф“ дискредитирует себя, основан на том простом факте, что вы не можете доказать эту теорию без неправильного обращения с фактами» [10] .

Одни полагают, что «аргументы в пользу несуществования Иисуса недостойны какого-либо ответа» [11] , другие — что подобные исследования сами по себе являются напрасной тратой времени: так, британский теолог из Вестминстерского аббатства Н. Т. Райт (англ. N.T. Wright ) уподобил сторонников теории мифа профессиональному астроному, рассуждающему на тему «создана ли Луна из сыра» [12] , а другой британский теолог, Джеймс Дан (англ. James Dunn ), охарактеризовал теорию мифического Христа как «совершенно мёртвый тезис» [13] .

Для большинства христиан чудеса представляют собой реальные исторические события. Без воскресения, пишет Павел в своем первом послании к Коринфянам, «проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Римско-католическая церковь требует определенного количества чудес, которые происходят до предоставления к святости предполагаемого святого, предъявляя особо строгие требования при проверке подлинности чуда.

Некоторые из наиболее известных чудес, истинность которых поставлена под сомнение наукой:

Почитается христианами как проявление чуда и в церемонии получения которого участвуют представители Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, а также Коптской и Сирийской церквей, был подвергнут критике как некоторыми [ кем? ] христианами, так и представителями [ кем? ] других конфессий [ каких? ] . Муджир ад-Дин (en:Mujir al-Din al-‘Ulaymi), который был главным кадием Иерусалима, утверждает, что:

«В 898 г. (хиджры) аль-Хаким би-Амр-Аллах … приказал разрушить церковь аль-Кумаму (Храм Гроба Господня), что в Иерусалиме, и отдал народу на разграбление всё имущество, сосуды и т. п., что было в ней. Это было вызвано полученным им донесением о проделках христиан в день Пасхи с тем огнём, который они добывают хитростью, причем люди невежественные полагали, что этот огонь спускается с неба. Его делают, пропитывая маслом бальзамового дерева тонкие шелковые нити, намазанные серой и другими снадобьями, устроенные с таким искусством, что это сходит за чистую монету в глазах и выдающихся личностей, и простого народа. Они и до сих пор делают это в аль-Кумаме (Храм Гроба Господня). День, когда появляется огонь, называется у них „субботой света“.» [14]

Известное в католическом мире чудо, которое происходит на реликвиях Святого Януария. В 1992 году итальянские ученые получили «кровь Святого Януария» в лабораторных условиях [15] . Все использованные материалы и процессы были известны в средневековье. Тиксотропный бурый гель основного оксида железа FeO(OH) становился жидким при встряхивании. Спектр поглощения полученной смеси был аналогичен спектру поглощения старой крови.

Вода, освящённая в церкви во время обряда водоосвящения. Святая вода, по учению церкви, обладает способностью исцеления больных [16] . Например, Серафим Вырицкий приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час [17] . Святая вода, по сообщениям церковных авторов с IV века, имеет свойство сохранять свежесть в течение длительного времени.

В книге «100 ответов верующим» [18] приводится случай того, что святая вода ничем не отличается от обычной: «Бывший кандидат богословия, отошедший ныне от религии, Евграф Дулуман, чтобы удостовериться, что „святая“ вода ничем не отличается от обычной, налил однажды в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил её. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была „освящена“!».

В книге говорится о том, что «святую воду» освящают зимой, потому что «зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Вот почему вода, взятая зимой из реки, „освященная“ и „неосвященная“, хорошо сохраняется». Также упоминается о том, что ионы серебра, которые появляются в освященной воде (ведь она хранится в серебряных посудинах и освящается серебряными крестами) убивают микроорганизмы в воде [19] .

В январе 2010 года сотни жителей Иркутска были госпитализированы из-за отравления крещенской святой водой, взятой из болота и загрязненной стоками и омывающей могильники. У пострадавших началась рвота, диарея, интоксикация и повышение температуры тела до 38 градусов, однако никто не понес наказания за массовое отравление людей во время крещения. [20] [21] [22] [23] [24] [25]

Многими современными группами критикуются некоторые моральные положения в Библии, которые включают в себя колониализм, религиозную нетерпимость, подчинённость женщин, осуждение гомосексуализма и поддержку института рабства как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

Христианство и колониализм часто тесно связаны, потому что католицизм, русское православие и протестантизм были религиями европейских колониальных держав [26] . Миссионеры из Португалии и Испании в XVI век, из Великобритании, Франции, Германии или США в XIX веке действовали во многих отношениях, как «религиозное оружие» [27] . Первоначально христианские миссионеры изображались как «видимые святые, образцы идеального благочестия в море стойкой дикости». Однако, к концу колониальной эпохи во второй половине XX века, в Западной Африке миссионеры стали рассматриваться как «идеологические войска для колониального вторжения, которых ослепил фанатизм» [28] .

Христианство является мишенью для критики колониализма, потому что догматы религии были использованы для оправдания действий колонистов [29] . Например, Майкл Вуд когда писал о конкистадорах, утверждает, что коренные народы не считались людьми и что колонизаторы были сформированы «веками этноцентризма и христианского монотеизма, который поддерживал единственную истину, время и версию реальности» [30] .

Раннее христианство по-разному относится к рабству, принимая его или игнорируя [31] . Раннехристианские перспективы рабства были сформированы в контексте «христианства, с иудаистскими корнями и как часть более широкой культуры Римской империи». И Старый и Новый Завет признают существование института рабства.

Ранние из сохранившихся христианских учений о рабстве передаются от апостола Павла, который называл себя «рабом Христа». Павел не отказывался от института рабства. Наоборот, он учил, что христианские рабы должны служить своим хозяевам искренне. В то же время, он учил рабовладельцев относиться к своим рабам справедливо.

Многие феминистки критикуют такие понятия, как Бог-мужчина и мужчины-пророки в центре библейских историй, как содействие патриархату [32] . Хотя многие женщины ученики и служащие записываются в посланиях Павла, в Ветхом Завете имели место случаи, в которых женщины принижались и считались людьми второго сорта [33] . Элизабет Кэди Стентон, которая выступает за равноправие женщин, говорит в «Библии женщин» (англ.) русск. , что «Библия и её учение унижает женщин от Бытия до Откровения» [34] .

Элизабет Кларк [ кто? ] оценивает таких раннехристианских богословов Аврелий Августин, Тертуллиан и Иоанн Златоуст, как примеры образцово негативного восприятия женщины, которое по её мнению было увековечено в церковной традиции [35] . До второй половины XX века имена только нескольких женщин, которые внесли вклад в формирование христианства в его ранние годы были широко известны: Мария (Мать Иисуса Христа) [36] , Мария Магдалина и сёстры Мария и Марфа, которые предложили ему гостеприимство в Вифании [37] .

Айзек Азимов в своей книге «В начале» писал:

Различия в интерпретациях Библии были столь велики, а возможность того, чтобы какая-то одна группа толкователей возобладает над всеми остальными, столь мала, что очень часто приходилось прибегать к насилию. Не нужно далеко ходить за примерами — достаточно вспомнить религиозные войны в Европе или сожжения еретиков.

Иоанн Златоуст в толкованиях Послания апостола Павла к римлянам утверждал, что «мужеложники хуже убийц» [40] . Также осуждали гомосексуальные отношения Василий Великий, Григорий Нисский, блаженный Августин, Иоанн IV Постник и многие другие. Так, Преподобный Максим Грек писал:

«Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались. Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою… Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы».

Учитель Католической Церкви святой Фома Аквинский утверждал, что гомосексуальные акты противоречат естественному праву (тому моральному закону, который, согласно Фоме, дан Богом всем людям вне зависимости от их веры и религии) [41] . Представления Фомы Аквинского прочно вошли в официальное учение Католической Церкви. На протяжении веков традиционное нравственное богословие описывает особую порочность однополых сексуальных отношений, нередко упоминая гомосексуальные акты в одном ряду с кровосмешением и скотоложеством [42] [43] .

Источник:
Бог христианства
На протяжении истории христианства, церковь и христиане критикуются как со стороны представителей других религий, так и атеистами и агностиками. Часть критики непосредственно касается
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0

Бог христианства

  • Главная в начало
    • Карта сайта обзор содержимого
    • Рекомендуем ссылки на полезные ресурсы
    • Благословение благословение священноначалия
    • Обновления, поиск новое и популярное на сайте
    • Список литературы использованной при разработке
    • Авторство авторы размещенных материалов
    • Реформал предложите идею, проголосуйте
    • Критикующим ломать — не строить
  • Неравнодушным к своему мировоззрению
    • Отвергающим Бога, религию и Церковь
    • Сомневающимся но ищущим ответы
    • Ликбез нас всех учили понемногу
    • Заблуждения верующих и неверующих
  • Что делать? заинтересовавшимся
    • Оглашенным не знающим истин веры
    • Новоначальным новичкам в вере и Церкви
    • Успокоившимся давно в храм хожу и все что надо знаю
    • Воинам Христа рядовым невидимой войны
  • На злобу дня теология, наука, юмор
    • Богомыслие как можно и как нельзя думать о Боге
    • Центрнаучфильм научно-популярные фильмы времен СССР
    • Юмор быть грустным значит всегда думать о себе
    • Технология спаивания помогите прорвать информационную блокаду
    • Нападки на Церковь Как относиться. Технологии информационной атаки.
  • Скачать аудио, видео, книги, софт
    • Аудио лекции, беседы, песни
      • Лекции, беседы Льюис, Кураев, Осипов, Смирнов, Сысоев
      • Песни, песнопения Скобля, Киселев, Церковный хор, миряне
    • Видео лекции, беседы, интервью, фмльмы
    • Программы православным и не только
    • Книги о спасении

Что значит «объективные аргументы»? Что если их рассказать, то все сразу уверуют во Христа? Навряд ли, да никто этого и не ждет. Но всякий думающий человек, понимающий значение аргументов и осознающий, что такое объективное (т.е. не зависящее от наших убеждений), задумается.

В Англии есть клуб, члены которого утверждают, что Земля — плоская. Им говорят — ну как же так, круглая! Обращаются к авторитетам, к историческим открытиям, к дневникам кругосветных плаваний, к авиаперелетам через два полюса. А члены этого клуба — ни в какую. Им фотографии со спутников показывают:
— Смотрите, действительно же круглая!
— Ну и что? Фотографии — врут! Земля плоская, как блин!
— Ну сами убедитесь, обойдите вокруг земного шара, вот даже мультик был — «Вокруг света за 80 дней».
— Да что вы нам предлагаете! — возмущаются члены клуба, — Нам что ли заняться больше нечем, кроме как проверять ваши измышления?!

Пожалуйста, ознакомься с нашими аргументами, прими их к сведению. Не сомневаемся, что тебе придется основательно переоценить свою привычную картину мира. Ведь если христианство имеет неземное происхождение, происхождение божественное, то, следовательно, оно истинно.

Другие религии подобных аргументов не имеют.

Христианство возникло в условиях жесточайших гонений. Его Родоночальник, Основатель был подвергнут самой суровой казни и смерти. Причем, несмотря на пришествие Бога, в мире как будто бы ничего существенного не переменилось. Спаситель — распят, а мир остался прежним! Откуда же после этого может взяться доверие к учению?
Какое впечатление произвело это на учеников, известно — страха ради иудейского они собирались тайно, в отдельной комнате, чтоб не дай Бог, кто-то услышал или узнал. В отношении христиан продолжали ту же линию, что и по отношению ко Христу: преследовали, арестовывали, казнили. В конце-концов, добились того, что центральная римская (императорская) власть принимает ряд самых жестоких законов по отношению к христианству.

Христианство было объявлено недозволенной, противозаконной религией в Римской империи. Только на основании того, что человек признавал себя христианином, он предавался казни. Смертельной казни. Этот закон действовал с небольшими интервалами до 313 г. н.э., и действовал не где — нибудь, а в Римской империи, которая славилась своим неукоснительным исполнением законов. Почти три века (около 14-ти поколений!) исполнялся закон об истреблении каждого, кто объявит себя христианином.

К 1922 г. в советской России было уничтожено 390 тыс. духовенства, т.е. монашествующих и имеющих священный сан. Нам хватило двух поколений, чтобы забыть о Боге, хотя мирян не трогали!

Христиан арестовывали по любому первому доносу, и если человек признавал себя христианином, его казнили. Имущество казненного отходило государству и доносчику. Около трех столетий продолжалось избиение христианства через уничтожение (мы бы сейчас сказали — геноцид) христиан.

Ну мог кто-то еще по инерции существовать тайно, и это скоро бы, в течение одного-двух поколений прекратилось. Ведь под страхом смертной казни принимали христианство. Причем жестокой казни. «Христиан — ко львам». Вот что означало принять христианство. Осмысли, в условиях каких гонений распространялось христианство! Это ведь не просто смертные казни были, а жуткие пытки, которые предшествовали, и с которыми всегда сопрягалась эти смертные казни.

Это не сейчас, когда решил обвенчаться в Елоховском соборе — пожалуйста. Креститься? Пожалуйста, заплатил и тебя крестили. А тогда за это полагалась смертная казнь.
Христиан распинали на крестах, живьем просмаливали и поджигали в качестве светильников вечером в саду у всем известного покровителя искусств императора Нерона. Прибивали ноги к полу и избивали плетьми. Побивали камнями. Подрезали сухожилия и кидали в муравейники или термитники. Выбрасывали на аренах хищникам. Вспарывали животы и засыпали вовнутрь соль. Четвертовали, т.е. разрубали на четыре части, отрубали руки и ноги. Жгли, варили в масле (начинали с холодного и постепенно подогревали). Надрезали кожу и соскабливали её тупыми скребками (на живом человеке, естественно).
Исключения не делались ни для женщин, ни для детей (помнишь, кто такие Вера, Надежда и Любовь? это исторические личности, дети, девочки, принявшие мученический венец).

Вот в каких условиях распространялась молодая религия. К чему это привело? Мы знаем. Кончилось торжеством христианства. Как это могло произойти? Тут надо бы говорить самым серьезнейшим и бесстрастным образом. Возникает вопрос: что же могло способствовать сохранению христианства, его распространению и наконец, приобретению даже господствующего положения? Ну что человеческого? Назови. Было бы очень интересно тебя послушать. А чтобы ты не торопился с высказываниями, представь себе, что .

И так далее. И все это проделывали бы не только с тобой, но и с твоими детьми и родителями. Это мы о расстрелах и пытках не говорим. Так-то, брат. «А души были мелкими, но в грязь вросли глубокую» (свящ. Сергий Киселев). Мы же сейчас все необычайно смелые: вот Путина открыто провозглашаем тираном, и ничего не боимся. Правда (вот же беда какая!) стоит только нам предстать перед самым мелким начальником, от которого зависит прибавка к жалованью; или чиновничком территориальной организации, ведающей жилым фондом, к которому относится наша квартира; или контрагентом, от которого зависит наша прибыль — ах как мы сразу начинаем приятно улыбаться и вилять хвостиком!

Ты не найдешь ни одной религии в мире, которая бы сохранилась и распространилась в подобных условиях. Язычество спокойно и плавно выливалось из стихийных представлений о мире. Будда был уважаемый принц, мудрец, которого власть предержащие встречали с радостью и почтением, считая за честь побеседовать с ним. Мусульманство распространялось огнем и мечом.

Просто невозможно объяснить, как в течении почти 300 лет гонений, христианство не только не было уничтожено, но и стало религией большинства. Это один из очень ярких, объективных моментов, свидетельствующих о том, что христианство живет не человеческой идеей, не философским убеждением, что Господь Иисус Христос — Бог, Спаситель, это не мнение о том, что христианство, “пожалуй”, истинно. Нет. Потому что за мнение пойдут единицы на смерть, а миллионы — никогда.

Итак, все религии возникали и распространялись свободно (или даже насильственно). И только христианство — ровно наоборот. Как же оно могло выжить? В чем причины? Найди их в этом мире. Верующий ты или нет, а задуматься обязан.

А как оно проявляло себя в истории, и как оно осуществляло и осуществляет себя в конкретных людях, это вопрос уже другой. Тут мы видим разное, от потрясающих вершин святости и любви, до Иуд и им подобных. Но это вопрос уже другого порядка. Само же христианство действительно удивляет каждого, кто бесстрастно начинает с ним знакомиться, своим величием и нравственным и умозрительным, просто величием как таковым.

Он сводится к тому, что истинность христианства, как и другой любой религии, как и любой научной теории, может быть подтверждена двумя вещами:

  1. Необходимо наличие фактов, которые подтверждают ее основные установки;
  2. Должна быть предусмотрена возможность проверки этих утверждений. Это так называемый “принцип верифицируемости”.

К примеру, многие элементарные частицы были открыты за десятки лет до того, как они были признаны, в конце концов, научным фактом. Точнее, делались теоретические предсказания об их существовании, однако вопрос считался окончательно решенным только тогда, когда эти предсказания получали экспериментальное подтверждение.

Так вот, если формально рассматривать христианство с чисто научной точки зрения, то открывается очень интересная картина. Имеется огромное, никакому исчислению не поддающееся множество фактов, свидетельствующих об его сверхъестественности. Вспомним имена Иоанна Кронштадтского, Ксении Петербургской, Амвросия Оптинского и зададимся вопросом: те огромные горы фактов, свидетельств очевидцев о совершенных ими чудесах, иногда по телефонному звонку, по телеграмме, — действительно имели место или нет? Или, может быть, лучше их просто отрицать?

Как мы это оцениваем. Потом мы часто бываем благодарны врачу, что он принудил нас к лечению. Христианская вера дает нам, я бы сказал, потрясающую радость, радость во всех наших жизненных неприятностях, скорбях и страданиях. Христианство утверждает: все, что с нами совершается, — совершается по любви, по той любви, которой никто из нас не имеет, по отношению даже к самому близкому человеку, ибо это не просто великая любовь, а любовь истинная, т.е. премудрая, которая не ошибается, а мы часто ошибаемся, когда думаем, что любим других. Здесь же — безошибочная любовь.

Христианство поэтому является удивительной религией радости, оптимизма! Представьте, что вас лечит зубной врач, или представьте, что вам зуб будет сверлить палач, — есть разница? Наверное… Когда нам хирург разрезает живот, или какой-нибудь бандит, есть разница? Наверное… Итак, все наши неприятели, враги, оскорбители и ненавистники, — это только слепые орудия в руках премудрой и всеблагой, любвеобильной воли Божией. Вот что такое Христианство! Какая радость!

«Христианство в своем возникновении
встало в резкое противоречие со всеми
существовавшими до него религиями.»
Ф.Энгельс

Существо вероучительного аргумента состоит в указании на решительное отличие догматических истин христианства как от всего комплекса идей, образующих содержание сознания язычников, так и от корневых принципов философствующего разума. Речь идет, повторимся, о резком расхождении, доходящем порой до несовместимости.

Во-первых, позвольте спросить:
кто такие были основатели христианства?
Люди удивительно простодушные,
жестокие враги всякой учености.
Эразм Роттердамский «Похвала Глупости»

Этот аргумент самый краткий и самый выразительный. Правда, требующий знания и осмысления аргументов предыдущих. Итак, а кто же были те проповедники, возгласившие столь беспрецедентные истины, потрясшие человеческое мышление (и потрясающие сейчас, у кого осталось) и которые все философы поныне переварить не могут? Это были полуграмотные рыбаки.

Стоит ли продолжать, уважаемый читатель? У тебя, верно, есть знакомые работяги? Ну пусть не рыбаки (т.е. люди, зарабатывающие на жизнь рыбным промыслом как эвенки), пусть колхозники — трактористы какие-нибудь, слесари-сантехники. Неужто ты не знаешь, насколько они знакомы с Аристотелем, Платоном, Сократом, Ницше, стоицизмом, зороастризмом, солипсизмом, экзистенцианолизмом, дзен-буддизмом, догматическим богословием наконец?

Христос апостолам говорит: «Берегитесь закваски фарисейской. «. Апостолы в ответ сокрушаются: «Эх! Хлеба забыли купить!». Христос воскрес, а апостолы: «Ура! Ну вот, теперь Ты устроишь царство Израилево, а мы будем твоими вельможами!». Вот интеллектуальный уровень учеников. Среди них только Павел грамотным фарисеем был, и тот не входил в число двенадцати, а был первоначально гонителем христианства (Савлом).

Совершенно очевидно, что эти люди просто передали услышанное, передали так, как сами слышали, не смущаясь видимыми противоречиями.

Осмысли сказанное. Для думающего человека одного только этого аргумента вполне достаточно, чтобы потерять покой.

записано по материалам лекций
засл. проф. МДАиС д.б. А.И. Осипова

Источник:
Бог христианства
Крещеным, но непросвещенным. Православный миссионерский сайт Миссионерского отдела Московской епархии. Основная идея сайта — дать ответы на интересующие вопросы о Боге, Церкви и вере понятным современному человеку языком. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа. Ликбез. Заблуждения. Богословие.
http://www.missionary.su/distrusting/3.htm

Бог христианства

Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община [3] .

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп [4] . В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году [5] [6] [7] .

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус был обрезан, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов [8] .

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное «??????????» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд [3] , в том числе:

  • в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн [9] ,
  • в Латинской Америке — около 380 млн [10] ,
  • в Северной Америке — 180—250 млн:
    • США — 160—225 млн [11] ,
    • Канада — 25 млн [12] ),
  • в Азии — около 300 млн [13] ,
  • в Африке — 300—400 млн [14] ,
  • в Австралии — 14 млн [15] .

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:

Автономные православные церкви

Неканонические православные объединения

  • Духовное христианство
  • Ирвингиане («апостолы последних дней»)
  • Кимбангизм
  • Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Содружество Христа и др.)
  • Новоапостольская церковь
  • Унитарии
  • Церковь Объединения («мунисты»)
  • Церковь Христа («Iglesia ni Cristo»)

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

Церкви, не принявшие исповедание веры, утвержденное на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня древневосточными или нехалкидонскими (см. неполный список ниже); некоторые из них исторически вышли из общин монофизитов и несториан. Хотя нехалкидонские церкви иногда называют «древнеправославными», они не имеют евхаристического общения с православными церквями.

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.

  1. Спиритуалистическоеединобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей в едином существе божества. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон (см. Троица)
  2. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном разуме и всемогуществе, но и абсолютной благости и любви (Бог есть любовь)
  3. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
  4. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)
  5. Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный владыка материи, как её творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. Таким образом, христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.
  6. Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело»).

Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:

  1. Существенная метафизичность её содержания
  2. Для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата, в силу действующего в ней во все времена Духа Святого.

Христология — это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого Завета Мессия. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощенный Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу (одной природы с Ним). Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.

Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).

С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие таинства как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства, по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.

Ранний период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора.

I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.

После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному мученичеством апп. Петра и Павла. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 годa, и с ним заканчивается апостольский век.

Время первохристианства I—II вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов. К числу наиболее известных из них относят священномученика Игнатия Богоносца, осужденного на смерть во времена гонений императора Траяна, и священномученика Поликарпа Смирнского, который был сожжён на костре в гонение императора Марка Аврелия († 167 г).

Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (от др.-греч. ???????? — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонение имп. Марка Аврелия в 166 г.

Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Однако гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.

В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии [24] [25] , что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Трдата III Великого.

Именно начало Диоклетианова гонения (302 год) заставляет общину девичьего аскетерия бежать в Армению [26] . Св. девы были замучены армянским царём Тиридатом. Но это способствовало обращению его царства через проповедь св. Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом Армении. Таким образом, Армения стала первым в мире христианским государством [27] .

Эпоха гонений закончилась с воцарением св. равноап. Константина Великого. Начался новый период истории Церкви.

Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным [28] [29] . В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви [30] . Грузинская церковь считается одной из древнейших христианских церквей в мире [31] [32] [33] [34] [35] .

При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство — типично императорская ересь). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество, и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенских Соборах.

Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик — преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенниси.

В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).

В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.

В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переправились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.

Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.

Действительное разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.

Более 150 тысяч людей причислены христианами к лику святых (см. Канонизация). Святые, канонизированные до разделения церквей, почитаются как католиками, так и православными.

Источник:
Бог христианства
Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/235

Какими были в Древней Руси боги?

До принятия христианства наши предки, славяне, поклонялись целому пантеону богов. В отдельных местностях они существенно различались. История сохранила более сотни имён, чьи функции вполне определённы и утилитарны. Принято считать, что боги Древней Руси разделялись на несколько уровней. Сначала — главный бог, за ним – боги Солнца, далее — боги житейского обихода, последние — силы тьмы.

Рассмотрим подробнее, чем различались языческие боги Древней Руси.

Список возглавляет верховный бог славян — Род. Он располагается на вершине божественного пантеона. Род – родоначальник, творец и повелитель всего живого. Сам он не имеет физического тела и представляет собой бестелесный дух, существующий повсюду, не сотворённый и не имеющий начала и конца. Не правда ли, очень похоже на христианское, еврейское, мусульманское и индуистское представление о Боге? Род способен разражаться громом, метать молнии, проливать дождь. В его управлении жизнь и смерть, изобилие плодов земных и нищета. Ему подвластно всё. Его никто не видел, но он видит всех. Его имя и сейчас присутствует в словах, символизирующих самые главные наши ценности, — «родина», «родственник», «родник» (в смысле — чистая вода), «родия» (шаровая молния, то есть огонь), «рождение», «урожай» и т. д.

По могуществу и значимости за ним следует бог Солнца. В Древней Руси он имеет четыре испостаси: Коляда, Сварог, Ярило и Даждьбог. Все воплощения действуют по сезонам. Осенью, зимой, весной и летом люди ожидают от каждого из них соответствующей помощи. С каждым из них связаны ритуальные встречи и проводы, известные в народе как большие праздники-гулянья. Даже в настоящее время мы с удовольствием печём блины на Масленицу, плетём венки и жжём костры в ночь на Ивана Купала, гадаем на Святки.

Участие божественных сущностей в повседневной жизни

Боги Древней Руси, список которых весьма велик, — это таинственные сущности, оказывающие влияние на весь круговорот жизни. Они распределены на три ступени по авторитету среди других божеств и по значимости в житейских делах. Верхняя – боги, отвечающие за глобальные, общенациональные вопросы: войны, погоду, плодородие. Средняя – божества более локального управления – покровители ремёсел, женских забот, охоты и рыбалки, сельского хозяйства. Все они обликом подобны людям.

Самый низшая ступень отведена духовным сущностям, внешним видом существенно отличающимся от богов и людей. Это всевозможные лесные и домовые существа – русалки, лешие, домовые, кикиморы, упыри, банники и пр.

Без Коляды, Ярилы, Купалы и Световида невозможно представить язычество Древней Руси. Боги, отвечающие за сезоны, начинают свой цикл с Коляды.

Коляда, или Хорс, царствует на земле с 22 декабря по 21 марта — от зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия. Это Солнце-младенец. Приветствуют его приход в декабре. Празднование длится две недели, до 7 января, в самый пик зимы, когда сельскохозяйственные работы не ведутся, а короткий световой день не располагает к рукоделию. Эти дни хорошо известны как Святки.

К праздникам специально откармливали и забивали скотину, открывали бочки с соленьями и квашениями. Запасливые хозяева излишки везли на ярмарки. Большая часть скотины как раз в эти сроки разрешалась от бремени телятами, козлятами, ягнятами. Взрослых животных пускали в пищу и продавали, а молочные матки с новорождёнными детёнышами довольствовались одной порцией. Всё было очень разумно и целесообразно.

Святки – самое весёлое время с песнями, играми, гаданиями, сватовством и свадьбами. Это дни и ночи безудержного веселья, дружеских посиделок, обильных застолий и совершенно законного ничегонеделанья. Коляду восхваляли специальными песнями – благодарили за сохранение запасов, просили тёплой, снежной зимы, здоровья себе, своим близким и домашней скотине. Было принято проявлять щедрость и милосердие к бедным с тем, чтобы Коляда и благодетелей не обошёл своей милостью.

Даждьбог, или Купайла, Купала, — бог в самом расцвете, зрелый мужчина. Его приход отмечают в самую длинную ночь в году – 22 июня. Боги Древней Руси, по преданию, любят шумные праздники. При проводах Ярилы и встрече Купалы устраивают игрища, сжигают чучело Ярилы, прыгают через костры, пускают по воде венки, ищут цветок папоротника и загадывают желания. Боги Древней Руси и славян реагируют на них добрым расположением.

Как известно, наши предки жили сытно и вольготно. Они умели и хорошо работать, и от души веселиться. В сезон Даждьбога земля отдаёт все соки посаженным в неё плодам. Длинный световой день и большое количество работы – заготовка сена, уборка первого урожая, заготовка плодов на зиму, ремонт и строительство жилья — требовали от наших предков самоотверженного труда. Летом работы много, но она не тяжела, когда Даждьбог помогает дождём и солнечными днями. 23 сентября, в день осеннего равноденствия, власть Даждьбога заканчивается.

Четвёртый возраст бога Солнца наступает с днём осеннего равноденствия 23 сентября и заканчивается 22 декабря, в день зимнего солнцестояния. Бог Древней Руси Сварог, или Световид, — старый бог, муж Земли, отец Солнца, Даждьбога и богов самых значительных природных явлений. Даждьбогу он подарил огонь и дал власть метать громы и молнии. В сказаниях он представлен убелённым сединами старцем. Его время – период достатка, сытости и покоя. Народ три месяца наслаждается припасёнными плодами земли, играет свадьбы, устраивает ярмарки и ни о чём не печалится. По летописям, бог Древней Руси Сварог – высокий мужчина с четырьмя головами на четырёх шеях. Он смотрит на север, юг, запад и восток. В руке — меч, которым бог разит силы тьмы.

Перун – сын Сварога. В его руках – стрелы-молнии и лук-радуга. Облака – его лицо, борода и волосы, гром – глагол бога, ветер – дыхание, а дождь – оплодотворяющее семя. Викинги и варяги считали, что самый лучший бог в пантеоне — это, безусловно, Перун. Бог чего в Древней Руси сын Сварога и Земли? Наделённый крутым и переменчивым нравом, грозный и могучий Сварожич считается покровителем храбрых воинов. Он даёт им удачу в ратных делах и силу в противостоянии с любым противником.

Славяне приписывают ему любовь и покровительство кузнецам и пахарям. И те и другие выполняли самую тяжёлую работу, а Перун покровительствует всем, кто не чурается вкладывать физическую силу в свой труд.

Перун — бог войны в Древней Руси. Собираясь в боевые походы или ожидая нападения неприятеля, славяне приносили ему жертвы. Алтари, посвящённые Перуну, украшались военными трофеями, доспехами и оружием. Статую бога вырезали из ствола самого большого дерева. Перед ней разжигали костёр, на котором сжигали жертвенное животное. Танцы с дудками и трещотками сопровождали песни, содержащие слова просьбы о победе над врагом.

Велес – любимый бог земледельцев и скотоводов. Его ещё именуют скотским богом. Славяне не разделяли эти области крестьянского быта — у каждого была скотина, и все пахали землю. Велес (Волос, Месяц) – бог богатства. Первоначально Велес отождествлялся с Перуном. Он также повелевал тучами и был пастухом небесных овец, но впоследствии ему было предписано ухаживать и за земным стадом. Велес посылает дождь на поля и луга. После сбора урожая ему всегда оставляли один сноп нескошенным. Эта традиция также до сих пор сохранена. Именно боги Древней Руси Велес и Перун всегда были самыми почитаемыми народом. Ими клялись наши предки в верности и в честном слове. Об этом упоминается в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Если проанализировать, каким богам поклонялись в Древней Руси с наибольшим усердием, то это по большей части боги стихийных сил природы. Для современных россиян большую трудность представляет не перепутать их между собой. Взять того же Стрибога. Как его отличить от Перуна, Велеса, Посвиста, Погоды и других повелителей ветра и дождя?

Стрибог – повелитель ветра, облаков, бурь и метелей. Он бывает и злым, и добрым. В руках бог держит рог. Он дует в него и вызывает стихию. От его ветра возникли музыка, песни и музыкальные инструменты. Понимание магического воздействия музыки на психику человека родилось из звуков природы – шума воды, листвы, посвиста и завывания ветра в трубах, расщелинах и среди деревьев. Всё это – оркестр Стрибога. Стрибогу молятся о дожде и о прекращении его, а также о стихании сильного ветра. Охотники просят его помощи перед походом за пугливым и чутким зверем.

Об этой богине сохранилось больше всего информации. Лада – женское воплощение верховного бога Рода. Её одежда – облака, а роса – слёзы. В утренней дымке – покрывале богини — движутся тени усопших, которых она ведёт в загробный мир.

Главный храм богини стоял на Ладожском озере. Верховную жрицу выбирали очень тщательно. Это можно сравнить с тем, как выбирают Далай-ламу. Сначала волхвы выделяли женщин, наиболее подходящих на роль матери-богини. Они должны были отличаться умом, красотой, ловкостью, силой и смелостью. Потом их дочерей, достигших пятилетнего возраста, собирали для проведения состязания. Несколько победительниц становились ученицами волхвов. Восемь лет они постигали тонкости различных областей знания, наук и ремёсел. В тринадцать лет их снова подвергали испытанию. Самая достойная становилась верховной жрицей – воплощением Лады, а остальные служили её свитой.

Жертвоприношения Ладе состояли из цветов, сплетённых в венки, и блинов или оладий. Их сжигали на ритуальном костре. Происходило это в праздник Ладодания. Самые лучшие юноши и девушки зажигали от жертвенного костра факелы и, передавая эстафету, разносили по всей Руси. В утро праздника жрица говорила речь. Она выходила к людям обряженная, в венке из самых красивых цветов. Считалось, что в этот момент сама богиня Лада входила в её тело и уста. Она говорила о том, что ждёт её соплеменников, как им жить, что можно и нужно делать, а что нельзя. Если она называла имя человека, то горе ему, если это было порицание. Весь род обращался против отвергнутого богиней. Она же могла и оправдать невинно обвинённого. Закончив речь, женщина опускалась на колени. Это было знаком, что небесная Лада покинула тело жрицы. Волхвы надевали на неё красивое платье, и начиналось веселье.

Лада – в первую очередь покровительница женщин. Под её защитой – домашний очаг, деторождение и любовь. Некоторые источники проводят параллель между славянской Ладой и римской Венерой.

Пятница – день, посвящённый Ладе. Женщины в пятницу отдыхали. Считалось, что любое дело, затеянное женщиной в этот день недели, будет пятиться, то есть тормозить все остальные работы.

Мокошь, или Макеша, — ещё одна богиня, охраняющая семейный очаг. В переводе со старославянского её имя означает «полный кошель». Мокошь — божество торговли, конечного урожая, уже имеющихся плодов, их реализации и наиболее правильного использования. Изваяние богини делается держащим в руках большой рог. Руки и голова её больше, чем у среднего человека, и непропорциональны относительно всего тела. Ей приписывают управление плодами земли. Поэтому ещё одно назначение Мокоши – управление судьбой.

Мокошь с особым интересом относится к ткачеству и прядению. Прядение нити во многих верованиях связывают с плетением судьбы. Говорят, что незаконченную кудель нельзя оставлять на ночь, не то Мокоша испортит пряжу, а значит, и судьбу. В некоторых северных регионах её считали богиней недоброй.

Богиня Параскева-Пятница — преемница Мокоши. Ходит она в белом платье. Покровительствует торговле и молодёжным гуляньям с играми, песнями и танцами. По этой причине пятница долгое время была на Руси базарным днём, когда женщинам нельзя работать. За неповиновение она может превратить ослушницу в лягушку.

Богиня отвечает за чистоту воды в колодцах, помогает находить подземные ключи. Чтобы Параскева-Пятница всегда помогала, женщины зашивают в свои передники кусочки шерстяной кудели.

Одним из самых древних и, если можно так сказать, стабильных богов является Семаргл. Этот бог входит в число семи наиболее почитаемых. Происхождение имени покрыто тайной. Другое название, Переплут, кажется более русским, но и его смысл за давностью лет утрачен. Смаргл — единственный бог, имеющий облик животного – крылатой собаки. Он выполняет функцию посредника между людьми и богами. Семаргл передаёт жертвоприношения. Он бог огня.

Некогда Семаргл принёс на землю ветку древа жизни. С тех пор он взял под своё покровительство семена и посевы. Он бог корней растений и умеет врачевать болезни.

Страшны лесные чащи, болота, омуты и пруды со стоячей водой. Много сказаний о различной нечисти, обитающей в них, сохранила Древняя Русь.

Славянские боги не все добры и приятны для русских людей. Таков Чернобог – повелитель сил зла, бог тьмы, болезней и несчастий. В его руках — копьё, а лицо исполнено злобы. Он властвует ночью. И хотя ему противостоит Белобог, но нечистая сила, подчинённая Чернобогу, очень многочисленна и ненасытна. Это русалки, затягивающие в водяные омуты, лешие, путающие лесные тропинки, капризные домовые, хитрые банники.

Морена, или Маруха, — богиня зла и смерти. Она властвует холодной зимой, ненастной ночью, во время войн и эпидемий болезней. Её представляют в образе страшной женщины с чёрным лицом, костлявым телом, провалившимся курносым носом и длинными изогнутыми когтями. Её слуги – болезни. Во время боя она присасывается к раненым и выпивает их кровь. Морена никогда сама не уходит. Её прогоняет Перун. Во время праздника встречи бога Перуна славяне безжалостно уничтожают идол Морены.

Неприятие многими из нас нынешней формы православия – это неприятие церковных чиновников, наживающихся неправедным способом. В дохристианские времена тоже были жрецы, сплетавшие интриги и богатевшие на подношениях, полученных хитростью.

Источник:
Какими были в Древней Руси боги?
До принятия христианства наши предки, славяне, поклонялись целому пантеону богов. В отдельных местностях они существенно различались. История сохранила более сотни имён, чьи функции вполне определённы и утилитарны. Принято считать, что боги Древней Руси разделялись на несколько уровней. Сначала — главный бог, за ним – боги Солнца, далее — боги житейского обихода, самый низший уровень занимали силы тьмы.
http://fb.ru/article/255578/kakimi-byili-v-drevney-rusi-bogi

COMMENTS