Борис гребенщиков

Борис Борисович Гребенщиков

Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать

Борис Борисович Гребенщиков (псевдоним "БГ") — российский [en] поэт, певец, музыкант, лидер рок-группы "Аквариум", один из пионеров русской рок-музыки. Знак зодиака — Стрелец.

Инструменты: гитара, губная гармоника, клавишные, металлофон, тампура. Жанры: рок, регги, фолк-рок.

Перевёл с английского языка на русский несколько буддийских и индуистских текстов — например, «Путеводитель по жизни и смерти» Чокьи Нима Ринпоче.

«Аквариум» стал одной из первых советских групп, которая использовала в альбомах полноценное оформление — нередко картинки на конверты для пластинок клеили сами участники группы.

Борис Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. В 1971 году Боря окончил физико-математическую школу № 239 города Ленинграда. По его словам, начал слушать рок, когда ему было 8 или 9 лет.

"Аквариум", ". созданный в июле 1972 студентом Ленинградского университета Борисом Гребенщиковым и начинающим драматургом Анатолием Гуницким, на первых порах отражал смешанные интересы его участников к рок-н-роллу, восточной философии и театру абсурда. Поначалу "Аквариум" — в большей степени компания единомышленников, чем обычная группа, и потому долго не может обрести устойчивую форму, разрываясь между роком и самодеятельным театром ЛГУ (впоследствии — студия Э. Горошевского), репертуар которого опирался на пьесы Гуницкого.

Осенью 1974 года "Аквариум" дебютировал — в составе: Гребенщиков (гитара, вокал), Гуницкий (ударные), Андрей "Дюша" Романов (флейта, гитара, фортепиано, вокал) и Михаил "Фан" Васильев (бас, вокал) — разогревающий перед выступлением "Большого Железного Колокола", поразив аудиторию скорее эзотерическими темами и колоритным имиджем, нежели умением играть. В течение последующих месяцев "Аквариум" утвердился как наиболее активный участник самодеятельной рок-сцены".

"Аквариум" и Борис Борисович много выступали, экспериментировал со звукозаписью, а в 1976 вместе с известным исследователем творчества "Битлз" Н. Васиным предложил идею музыкальных праздников, приуроченных к дням рождений [en] членов "Битлз". "

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. Составитель А.К.Троицкий. — М.: Книга, 1990, с. 23

После того как Гребенщиков выступил на рок-фестивале в Тбилиси и эпатировал публику своим поведением (например, мог лечь на сцену, играя на гитаре), его исключили из комсомола, уволили с работы и официально запретили группу «Аквариум». Также после тбилисского скандала от него ушла любимая женщина.

В 1977 году музыкант основал вместе с друзьями первый самиздатовский рок-журнал в СССР [en] — «Рокси». Журнал просуществовал 13 лет.

Осенью 1981 Борис Гребенщиков выступил в качестве саунд-продюсера в записи первого альбома группы Кино (солист Виктор Цой).

АКВАРИУМ — российская рок-группа, которая во главе со своим харизматическим лидером — автором песен, поэтом и певцом Борисом Гребенщиковым занимает в истории отечественного рока особое место.

Ее творчество в начале 1980-х годов послужило катализатором грядущих перемен, оказав громадное воздействие на сознание по меньшей мере двух поколений слушателей; оно помогло обогатить довольно скудный язык тогдашнего рок-движения достижениями мировой культуры и породило новый художественный феномен.

«Аквариум» создали в июле 1972 Борис Гребенщиков, в ту пору студент математического факультета Ленинградского университета, и его школьный приятель, начинающий драматург Анатолий «Джордж» Гуницкий.

Первое публичное выступление Гребенщикова состоялось весной 1973 во время ночного рок-фестиваля в одном из пригородов Ленинграда, где он спел две песни Кэта Стивенса. Сам же «Аквариум» (после длительных репетиций и редких появлений в университете) в составе: Гребенщиков (гитара и вокал), Андрей «Дюша» Романов (флейта, гитара, вокал), Михаил «Фан» Васильев и Гуницкий (барабаны), дебютировал в ноябре 1974, обратив внимание публики на свой весьма экстравагантный внешний вид и странное содержание песен. Вскоре место Гуницкого занял Михаил «Майкл» Кордюков, в группу пришел также виолончелист Всеволод Гаккель. В середине 1970-х годов группа регулярно выступала; в домашних условиях записала несколько любопытных, хотя и несовершенных по качеству альбомов, а в 1976 заложила основу одной из важнейших традиций питерского рока — праздников и концертов, приуроченных к дням рождения участников Beatles.

Во второй половине 1970-х годов состав группы постоянно менялся. Сокращенным составом: Гребенщиков, Васильев, Гаккель, к которым периодически присоединялись Кордюков и Михаил «Майк» Науменко (гитара, вокал), «Аквариум» выступал на концертах с акустическим репертуаром, летом 1978 провел мини-фестиваль акустического рока (следствием чего стал совместный альбом «БГ» и «Майка»), а в марте 1979 стал гостем Тартуского рок-фестиваля.

В этот период творчество «Аквариума» испытало мощное воздействие новой волны — прежде всего реггей и панк-рока. Свой новый стиль группа продемонстрировала на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980), где произвела эффект разорвавшейся бомбы сырым, жестким, насыщенным диссонансами звуком, откровенно эпатирующими текстами и неприкрытой сценической агрессией. Концерт «Аквариума» был отснят финским телевидением, их на «ура» приняли радикально настроенные музыканты и журналисты, хотя большая часть публики и жюри остались, скорее, в недоумении — время подобной музыки еще не пришло.

В конце 1980 года началось интенсивное и оказавшееся определяющим для всей дальнейшей судьбы группы сотрудничество «Аквариума» с музыкантом и звукорежиссером Андреем Тропилло, который в ту пору пытался привить самодеятельному року вкус к альбомному мышлению.

Открытие Ленинградского рок-клуба (7 марта 1981), членом которого «Аквариум» стал с первых дней, почти совпало с выходом их первой студийной работы с Тропилло — «Синего Альбома». В 1981 к работе над студийным проектом в качестве пианиста и аранжировщика был привлечен Сергей Курехин, он, а также гитаристы Владимир Козлов, Владимир Леви, певица Ольга Першина участвовали в записи едва ли не лучшего в биографии группы альбома «Треугольник» (1981). С приходом Курехина появились новые идеи, требовавшие нового воплощения.

Каждый новый альбом группы («Табу», 1982; «Радио Африка», 1983) раздвигал ее музыкальные горизонты и становился предметом скрупулезного изучения в рок-музыкальных кругах.

На разных этапах группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечение психоделией, фолк- барокко, хард-, арт- и джаз-роком, панком, реггей, «новой волной» и др.; формируя поэтику группы, Гребенщиков заимствовал многое у знаменитого американского рок- и фолк-исполнителя Боба Дилана). На сцене «Аквариум» мог выглядеть и как струнный квартет, и как джазовое комбо, и как традиционная рок-группа. Под влиянием идей Курехина в середине 1980-х годов «Аквариум» некоторое время увлекался музыкой свободных форм, сотрудничал с В. Чекасиным и В. Пономаревой. Гребенщиков принимал участие в сольных проектах и записях Курехина.

В 1983-1984 годах группа «Аквариум» стал лауреатом первого и второго фестивалей рок-клуба. Тем не менее внутри группы создавалось напряжение, усугубленное противоречием между ее реальной популярностью и официальным статусом. Дело кончилось тем, что осенью 1984 «Аквариум» фактически распался. Курехин стал выступать со своим экспериментальным оркестром «Популярная механика».

В сентябре 1985 «Аквариум» был реформирован в своем классическом составе, который с триумфом выступил на четвертом фестивале рок-клуба и был — в знак заслуг перед питерским рок-н-роллом — отмечен его «Гран-при».

Летом 1986 в США вышел подготовленный американской певицей Джоанной Стингрей двойной альбом Red Wave, одна из сторон которого была предоставлена «Аквариуму». Западная пресса, в отличие от отечественной, отнеслась к альбому весьма благожелательно, однако времена менялись — началась эпоха гласности и перестройки. И осенью того же года группа начала выступать с сольными концертами в Ленинграде и Москве.

По инициативе Тропилло фирма «Мелодия» выпустила два альбома группы; ряд ее песен прозвучал в нашумевшей перестроечной картине Сергея Соловьева «АССА»; началась «аквариумания». Группа интенсивно гастролировала, повсюду встречая толпы восторженных поклонников.

В апреле 1988 года Борис Борисович, заключив контракт с американской компанией CBS/Columbia, в 1988-1989 занимался записью своего сольного альбома Radio Silence (при участии нескольких музыкантов из «Аквариума») и реализацией других музыкальных проектов в США [en] .

Предоставленные самим себе, участники его группы занялись реализацией личных планов.

Песни «Аквариума» звучали в фильмах «Иванов» (1982), «Милый, дорогой, любимый [en] , единственный» (1984), «АССА» (1987), «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) и «Дом под звездным небом» (1992). Члены группы были одними из героев документального фильма «Рок» (1987) и главными — в ленте Long Way Home (1989, США). (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Помимо песен, БГ пишет стихи и прозу. Последнюю книгу он издал в 2013 году — в сборник «Трамонтана» вошли произведения, написанные в XXI веке.

Русская версия журнала GQ 8 сентября 2015 года провела церемонию вручения наград «Человек года». Музыкантом года по версии издания стал лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков.

2 ноября 2015 года Борис Борисович сообщил на своей странице в Facebook, что 1 ноября скончался Борис Рубекин — клавишник группы "Аквариум". В сообществе любителей группы "Аквариум" был известен под псевдонимами "Рубик" и "Ангел". Часто выступал в роли бэк-вокалиста.

Борис Гребенщиков считает, что гаджеты сильно портят нашу жизнь. «Когда пялишься в iPhone, тебя не покидает чувство катастрофы, создается впечатление, что мир рушится», — поделился Гребенщиков своими мыслями. – «Мне быстро надоедает это неприятное чувство. Тогда я убирают телефон и просто иду в парк. И спустя 15-20 минут я успокаиваюсь, вижу, что происходит вокруг, и понимаю, что с миром все нормально. Он такой же, каким я помню его с детства, когда мне было 5-6 лет».

  • Отец — Борис Александрович Гребенщиков (1926—1975) — инженер, директор опытного завода Балтийского пароходства;
  • Мать — Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929—2009) — юрисконсульт Ленинградского дома моделей;
  • Бабушка Екатерина Васильевна, как и её дочь Людмила Харитоновна, пережила блокаду Ленинграда в Великой Отечественной войне[en] , потеряв мужа и отца;

Первая жена музыканта — Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года. Развелись в 1980 году.

  • Дочь — Алиса Гребенщикова (род. 12 июня 1978) — актриса театра и кино. Участвовала в проекте Форт Боярд с Леонидом Ярмольником и Оксаной Федоровой. Капитан Команды Юрий Гальцев, Елена Воробей, Илья Носков, Михаил Трухин и Александр Половцев;
  • Зять — Сергей Дондурян;
  • Внук — Алексей (род. 2008).

Вторая жена — Людмила Шурыгина (1980) (до этого — гражданская жена Всеволода Яковлевича Гаккеля). Художник, работала уборщицей в 222-й школе.

  • Сын — Глеб Гребенщиков (род. 14 декабря 1984) — известен как диджей gebe;
  • Внучка — Алиса Гребенщикова.

Третья жена — Ирина, бывшая жена Александра Валентиновича Титова, басиста «Аквариума». Борис и Ирина воспитывали Марка Титова и Василису Гребенщикову — сына и дочь Ирины и Александра, удочерённую Борисом. Дети Ирины получили высшее образование. Глеб жил с отцом со времени смерти [en] прабабушки Екатерины Васильевны. Марк играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса — художник.

16 февраля 2018 года (в первый день китайского Нового года) у Бориса Гребенщикова выходит новый альбом «Время N».

Источник:
Борис Борисович Гребенщиков
Биография музыканта Бориса Борисовича Гребенщикова, лидера рок-группы Аквариум; родился 27 ноября 1953 в Ленинграде.
http://to-name.ru/biography/boris-grebenschikov.htm

Борис гребенщиков

Пресса, мультимедиа и архивы:

27/5 БАРНАУЛ ДК Моторостроителей

29/5 ОМСК Концертный Зал

31/5 НОВОСИБИРСК ДКЖ

2/6 КРАСНОЯРСК ГРАНД ХОЛЛ «Сибирь»

Когда я был юн, мне казалось, что люди старше 30 – уже глубокие старики, которым не место в чудесном мире, который мы имеем счастье населять.

С годами моя точка зрения стала более гибкой. И сейчас я делаю передачу про Джона Хасселла, которому, простите!, 81 год и который выпускает альбом новой музыки. И ловлю себя на том, что мне интересно, какую музыку он будет играть на новом альбоме. Потому что никто не делает того, что делает он. И музыка эта вне времени и сколько ему лет, меня больше не волнует.

Слушайте новый "Аэростат"

Домашний концерт 6 мая 1985

Фото В Быстрова

Но есть один праздник в году, когда мы празднуем то, без чего не было бы никакой жизни на земле. Показать полностью…

Праздник обновления и продолжения жизни.

Белтайн. Мы уже 13й год вместе празднуем Белтайн, и каждый год по-разному. Конечно, нельзя забывать про прыгание голыми через костры – это обеспечивает защиту от негативной энергии на весь год; но это – по возможности; остальные же элементы праздника каждый выбирает себе сам..

Слушайте праздничный выпуск "Аэростата"!

На подкаст передачи теперь можно подписаться здесь:

Источник:
Борис гребенщиков
Пресса, мультимедиа и архивы: 27/5 БАРНАУЛ ДК Моторостроителей 29/5 ОМСК Концертный Зал 31/5 НОВОСИБИРСК ДКЖ 2/6 КРАСНОЯРСК ГРАНД ХОЛЛ «Сибирь» Когда я был юн, мне
https://vk.com/bgofficial

Борис Гребенщиков

У Бориса Гребенщикова есть много пышных эпитетов – учитель, легенда, гуру… Он этого не любит, но проявляет глубочайшее многолетнее спокойствие по этому поводу, создавая все новые и новые музыкальные шедевры. Знатоки утверждают, что на концерты Бориса Гребенщикова стоит ходить хотя бы раз в год. Не знаю. Знатокам виднее. В чем уверена, так это в том, что у этого человека есть многое, чему может поучиться каждый из нас. Не подражать, нет. Но найти свой путь и не изменяя решения, следовать ему – да.

Борис Гребенщиков родился 27 ноября 1953 годая в Ленинграде в семье директора завода Балтийского пароходства и юрисконсульта Ленинградского дома моделей. Дед Бориса умер во время блокады Ленинграда, а бабушка стала для него самым близким и родным человеком в семье.

Окончив физико-математический лицей, Гребенщиков стал отдавать много времени музыке – вместе с друзьями записывал песни в домашних студиях. Группу назвали «Аквариум». Гастрольная деятельность не мешала музыканту учиться в Ленинградском государственном университете им. Жданова на факультете прикладной математики. Более того, он участвовал в деятельности экспериментального студенческого театра, а после получения диплома стал работником НИИ социологии.

Несмотря на то, что Борис Гребенщиков был лидером группы и автором большинства песен, он стремился к тому, чтобы слушатель понимал – перед ним творчество «Аквариума». Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.

Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка существенно влияла всегда. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно.

Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в зарубежных музыкальных течениях, и планка, которую он себе ставил, всегда была на уровне мирового качества.

Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

После появления этого бэнда, понятие об отечественной рок-музыке кардинально поменялось. «Аквариум» и «Кино» стали самыми известными музыкальными проектами в СССР в 1980-е. Они собирали стадионы.

В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений.

Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, которые разбили статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.

Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой много нареканий со стороны властей.

В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу.

Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе».

Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой. Но без ведома организаторов фестиваля программу изменили. Впервые публика услышала такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои».

Во время выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Вернувшись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, где он работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.

После трагической гибели Виктора Цоя прекратило свое существование «Кино», «Аквариум» распался вслед за ним. Далее до середины 1980-х Борис Гребенщиков трудился в разных местах как и другие «аквариумисты». В 1989 он записал сольный англоязычный альбом «Radio Silence» и создал новый музыкальный проект «БГ-Бэнд».

В 1993 году участники группы «Аквариум» воссоединились и, как будто обретя второе дыхание, стали покорять любителей отечественной рок-музыки с новыми силами. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой The Band.

Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен Александра Вертинского в его исполнении, в 1999 – Булата Окуджавы. Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, а в 2002 – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».

В 1999 вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.

В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

За долгие годы творческой деятельности группа Бориса Гребенщикова получила несколько музыкальных наград.

В 2005 году Гребенщиков стал радиоведущим авторской программы «Аэростат» на «Радио России», а через два года отыграл концерт на лондонской сцене Royal Albert Hall.

Борис Гребенщиков живет и работает в Санкт-Петербурге. Известно, что увлекается буддизмом и переводит письменные труды известных гуру на русский язык. Он также составил список всех чудотворных икон в России.

Борис Гребенщиков в 1982 году спродюсировал первый альбом группы «Кино» – «45».

Борис Гребенщиков был официально женат три раза. От первого брака у него есть дочь Алиса, известная киноактриса, от второго – сын Глеб, который работает диджеем. В 1991 году он женился на бывшей супруге Александра Титова Ирине и усыновил ее детей Марка и Василису.

С группой «Аквариум» издано более 40 альбомов, написано более 500 песен. Среди мегахитов: «Старик Козлодоев», «Город золотой», «Рок-н-ролл мертв», «Дети декабря», «Сестра», «Серебро Господа моего», «Дубровский».

Лондон – один из любимых городов Бориса Гребенщикова, и здесь он часто работает над альбомами.

Источник:
Борис Гребенщиков
Факты из биографии и творчества Бориса Гребенщикова
http://vmiremusiki.ru/boris-grebenshhikov.html

Борис Гребенщиков

Так появился первый состав: Борис Гребенщиков — гитара, голос, Гуницкий — барабаны. Названием стало наименование небольшого пивного бара-стекляшки «Аквариум». Третьим участником первого состава был В. Обгорелов, возведенный в ранг аппаратчика, хотя аппаратуры тогда не было и в помине, деньги на нее еще только собирали. (В 1972-1973 у Бориса Гребенщикова возникла концепция именно записывающей группы.) Борис Гребенщиков и Гуницкий продолжали писать песни, родился первый альбом «Искушение Святого Аквариума» (1974), куда вошла одна из первых известных песен Бориса Гребенщикова «Мочалкин блюз».

При его непосредственном участии записаны альбомы «Треугольник», «Табу», «Радио Африка». Последствия авангардистских поисков Бориса Гребенщикова — Курехина не могли не сказаться на звучании «Аквариума»: Борис Гребенщиков начинает применять нетипичные для группы звуки — от допотопных квазиэлектронных клавиш («Время Луны») до экзотических японских электронных барабанов («Радио Африка»). Изменчивый, как Протей, Борис Гребенщиков черпает источники вдохновения в этнической музыке, стиле рэггей, в современных электронных веяниях, в ретро 30-х гг., джазовом авангарде и минимализме.

Источник:
Борис Гребенщиков
Борис ГребенщиковГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович (27.11.1953, Ленинград)— рок-музыкант, поэт, певец, художник. Родился в семье служащих. Окончил среднюю школу с математическим уклоном. В 10-летн
http://www.blatata.com/biografii/bio04/1003-boris-grebenshhikov.html

COMMENTS