Что такое мудрость

Что такое мудрость

Блажен человек, который снискал мудрость.
она дороже драгоценных камней и ничто
из желаемого тобою не сравнится с нею.
пути ее ? пути приятные,
и все стези ее ? мирные.
Приобретай мудрость,
приобретай разум:
не забывай.

Знание изучает других,
Мудрость самоочевидна

Наш мир затоплен информацией, и мы захлебываемся в потоках данных. Каждый день приносит новые открытия, и в одной газете говорится о мире больше, чем кто-то живший несколько веков назад узнавал за целую жизнь.

И, в то же время, чего-то недостает. У нас в изобилии знаний, но мудрости? Это совсем другая история. Одного взгляда на то, сколько безумия и страдания в нашем мире, достаточно, чтобы с болезненной ясностью осознать, что нам отчаянно не хватает мудрости.

Эта нехватка вдвойне прискорбна, поскольку мудрость необходима не только для нормальной жизни отдельных людей и обществ, но и для пробуждения. Неудивительно, что ее так высоко ценят все великие религии. И иудеи, и христиане заявляют, что «мудрость ? это величайшее благо», а Коран провозглашает: «Те, кому дана мудрость, воистину обрели изобилие благ». В индуизме развитие мудрости ? это один из основных духовных путей йоги, тогда как в буддизме мудрость иногда считается самой выдающейся духовной способностью. Что же такое мудрость, и как ее воспитывать?

Давайте начнем с того, что расчистим почву и скажем, что не является мудростью. Мудрость ? это не просто знание или интеллект, и она не равноценна наличию каких-то особых переживаний или силы личности. Все это может быть ценным, но при этом полностью отличаться от мудрости.

Интеллект ? это способность учиться, понимать, и мыслить ясно и логично. Это очень важные навыки, и их можно использовать для развития и выражения мудрости. Однако, мудрость ? это гораздо больше, чем простой интеллект, потому что мудрость происходит от применения интеллекта к пониманию главных вопросов жизни.

Точно так же, мудрость больше, чем знание. В даосизме ясно говорится: «Тот, кто учен, не мудр». В то время как знание представляет собой просто приобретение информации, мудрость требует ее понимания. Знание смотрит на вещи объективно; мудрость исследует их субъективно, чтобы понять, что они значат для жизни, и как жить хорошо. Знание информирует нас, мудрость нас преображает. Знание ? это что-то, чем мы обладаем, а мудрость ? это то, чем мы должны становиться. Знание выражается в словах, а выражением мудрости служит наша жизнь. Знание дает силу; мудрость приносит силу и просветление. Буддизм утверждает:

Мимолетный проблеск Божественной Мудрости,
рожденный медитацией, более драгоценен,
чем любое количество знаний

Яркие переживания, даже мощный духовный опыт ? тоже не свидетельство мудрости. У каждого, кто на протяжении продолжительного времени усердно занимается духовной практикой, рано или поздно бывает замечательный опыт, включая экстатические видения, мощные эмоции, и проницательные догадки. Однако, видения и догадки могут быть ложными, и любой опыт, в конце концов, исчезает. Мощные переживания не обязательно свидетельствуют о мудрости, равно как и необязательно ведут к мудрости. Важно то, как мы относимся к своему опыту, и чему мы из него учимся. Это один из самых главных секретов духовной практики.

Эффектные переживания могут нас обольщать, или же вдохновлять. Если они нас обольщают, мы становимся привязанными к ним и пытаемся их продлить и повторить, вместо того, чтобы отказаться от них и перерасти их. Тогда мы забываем о том, что, по словам Григория Нисского, «милости, которые мы получаем на каждом этапе, действительно велики, но путь, лежащий за пределами непосредственной досягаемости, бесконечен».

К еще более разрушительным последствиям ведет использование мощных переживаний не для самопревосхождения, а для самовозвеличивания, чтобы казаться другим каким-то особым, важным, или просветленным. Это может случаться очень быстро. Много раз, когда у меня было какое-то глубокое прозрение, я в следующий момент вдруг осознавал, что мой ум раздувается от гордости и планирует, как объявить миру о моем открытии. Это духовный материализм ? тенденция привязываться к духовному опыту и обращать его на эгоистические цели. Полезным противоядием от этого может служить следующая дзенская история:

Молодой монах вдруг вскочил со своего коврика для медитации и побежал в комнату учителя. Даже не остановившись, чтобы снять обувь, он вбежал к учителю, который сидел и читал, и, запыхавшись, объявил, что у него только что было видение золотого Будды, испускавшего свет. «Не беспокойся» ? отвечал учитель, даже не поднимая глаз от книги. «Если ты будешь продолжать медитировать, это пройдет»

Конечно, глубокие переживания могут вести к мудрости. Но их следует тщательно изучать, проверять, обсуждать с учителем, и использовать для обучения и развития непривязанности. Мудрость может вырастать из опыта, но она значительно больше, чем просто опыт.

Мудрость ? это также нечто большее, чем сила личности. Яркий учитель может совершенно очаровывать учеников, которые верят, что признаками духовной зрелости должны быть сила личности и харизма.

Это далеко не так. Бывают самые разнообразные учителя. У некоторых из них может быть доминирующий характер; другие, напротив, спокойны и скромны. Очень важно не принимать по ошибке силу и характер за глубину.

Сила может быть тем более соблазнительной, если она включает в себя явные психические способности. В течение более чем ста лет существование психических способностей было темой, вызывавшей в науке наиболее яростные споры, сопровождавшиеся огромным количеством вздора и взаимных оскорблений. Всякий, кто думает, что ученые всегда ведут себя спокойно и рационально, может излечиться от этого заблуждения, почитав литературу по парапсихологии. Накапливающиеся данные, как будто, свидетельствуют в пользу существования психических способностей, но наблюдаемые эффекты обычно весьма малы.

Великие религии тоже соглашаются с тем, что психические способности возможны. Однако, все они в один голос утверждают, что психические силы нельзя считать признаком мудрости или духовной зрелости, и что они бесконечно менее важны, чем задача освобождения. Как правило, великие религии считают психические способности чем то побочным или второстепенным, к чему не следует специально стремиться. Если такие силы все же проявляются, их нужно использовать с умом, и только для блага других. Об этом прекрасно говорит древняя легенда.

Однажды Будда и его ученики пришли к реке и терпеливо ожидали, пока лодочник сможет их перевезти. Пока они ждали, Будда учил группу собравшихся вокруг него мирян. Вдруг появился йог, который посвятил годы развитию психических способностей. Желая произвести впечатление на толпу, он перешел реку туда и обратно, как посуху, а потом с вызовом предложил Будде повторить его подвиг.
«Скажи мне» ? спросил Будда ? «Сколько берет лодочник за перевоз?»
«Немного, всего несколько медяков» ? отвечал удивленный йог.
«И, значит, вот чего стоят твои психические силы» ? сказал Будда.

Мудрость ? это глубокое понимание и практическое мастерство в главных жизненных вопросах, особенно, в экзистенциальных и духовных вопросах.

Экзистенциальные вопросы ? это те жизненно важные и универсальные проблемы, с которыми все мы сталкиваемся просто потому, что мы люди. К их числу относятся поиски смысла и цели жизни; поддержание отношений и умение справляться с одиночеством; признание нашей незначительности и ограниченности в непостижимо огромной вселенной; жизнь в неизбежной неопределенности и тайне; и необходимость иметь дело с болезнью, страданием, и смертью. Человек, который достиг глубокого понимания этих вопросов ? и умения справляться с ними ? действительно мудр.

Еще со времен древних греков, размышлявших о мудрости, было принято считать, что она включает в себя два разных, но взаимосвязанных элемента: визионерский, или аспект понимания, и практический, или прикладной аспект.

Визионерский аспект мудрости происходит от умения видеть глубоко и ясно, проникая под поверхность внешней видимости вещей и распознавая более глубинную природу сущего и жизни. Для этого требуется чрезвычайно утонченное сознавание, характеризующееся ясностью, остротой, и проницательностью. Эта проницательность, в значительной мере, обусловлена сосредоточением, и в классическом буддизме сосредоточение считается предшественником или непосредственной причиной мудрости.

Видение дает интуицию, из которой рождается понимание. Ясное, сосредоточенное видение позволяет видеть вещи такими, как они есть, а понимание рождается из активного исследования и анализа того, каковы вещи. Исследование столь важно, что буддисты относят его к числу семи факторов просветления ? тех качеств и способностей ума, что необходимы для глубокого пробуждения. Неоконфуцианский мудрец обещал: «Если человек проникает в глубину себя, исследует, изощряет и утончает себя, то однажды наступит день, когда он обретет самопросветление».

Точно так же, великий неоконфуцианец Ван Ян Мин сообщал, что его собственное просветление случилось, когда он осознал значение фразы: «исследуй вещи так, чтобы знание могло дойти до предела».

Исследуя вещи, мудрость способна выявлять важнейшие принципы и их следствия для благополучной жизни. На простом уровне она распознает причинно-следственные взаимосвязи, например: «Такого рода поведение ведет к страданию; такой образ мышления способствует счастью». На более сложном уровне мудрость способна создавать целые психологии и философии, которые точно формулируют и объясняют визионерские догадки мудрости и их практические приложения.

Визионерский аспект мудрости видит и исследует три вещи: жизнь, ум, и природу реальности.

Мудрость исследует природу жизни и размышляет о ней, особенно, о причинах счастья и о причинах страдания и средствах избавления от него. Она видит, что в мире существует огромное количество ненужных страданий, большую часть которых вызывают люди, ослепленные такими разрушительными силами, как алчность или ненависть. Мудрость видит, что некоторые поступки ? например, аморальные или продиктованные алчностью ? ведут к кратковременному удовольствию и к гораздо большей долговременной боли, тогда как другие, например, нравственные или великодушные ? ведут к стойкому благополучию. Люди настолько часто не замечают этого, что ведут жизнь, которая препятствует самой возможности счастья.

Визионерская мудрость видит, что привычный образ жизни изобилует страданиями. Практическая мудрость начинается тогда, когда человек сознает, что должен быть лучший образ жизни и посвящает себя его нахождению. Начинаются поиски пробуждения.

Мудрость распознает ужасающую власть ума создавать и омрачать переживания, порождать экстаз или страдание, обучаться или пребывать в застое. Коль скоро вы оценили по достоинству всепоглощающую силу ума, обучение тому, как действует ваш ум и как его воспитывать, становится жизненно важной задачей.

Мудрость видит, что нетренированный ум ? дикий и неуправляемый. Но она также сознает, что ум можно тренировать, подчинять себе, преобразовывать и превосходить, и что это необходимое средство для достижения счастья, воспитания любви и альтруизма, и освобождения. Тренировка ума становится первоочередной задачей, и эта тренировка, в свою очередь, способствует дальнейшему росту мудрости.

Всесторонне исследуя собственный опыт, мудрые люди проникают взглядом вглубь фундаментальной природы реальности и в результате этого начинают заново открывать для себя аспекты вечной философии. Для них это не просто теоретическое знание, но, скорее, непосредственное личное осознание, рождающееся из проницательного исследования жизни, мира, и ума.

Мудрые люди узнают много такого, что остается скрытым от обычного человека, и, в то же время, они, как это не парадоксально, также узнают, что существуют пределы познания. Познание всегда частично, интеллект ограничен, и наше понимание конечно в бесконечной вселенной, полной необъяснимых тайн. Осознание и признание этих пределов ? это неотъемлемые качество мудрости, а также, как мы увидим, необходимые средства для ее развития.

Практическая мудрость представляет собой искусство жить и, особенно, умение подходить к главным, экзистенциальным вопросам жизни. Это образ жизни, который выражает визионерский аспект мудрости, ее способность к пониманию. В глубочайшем случае ? это жизнь sub specie aeternitas, по законам вечности, или, как сказали бы даосы, «в гармонии с Дао».

Широкое видение и глубокое понимание ведут к признанию ценности «естественного закона», а также «естественной нравственности» и «естественного образа жизни». Это, соответственно, правовые системы, мораль, и образ жизни, естественным образом следующие из фундаментальной природы реальности, созвучные ей, и пробуждающие нас к ней.

Эти идеи воплощает в себе конфуцианский идеал благородного или святого (шен-йен) человека. Согласно ему, благородный человек ? это «несравненный учитель эпохи, живущий в совершенном согласии со всеми принципами и в полной гармонии с природой и обществом».

На всех стадиях развития люди могут стремиться быть нравственными и добрыми, но, пожалуй, лишь мистический опыт и рождающаяся из него мудрость дают однозначный ответ на фундаментальный вопрос: «Зачем быть нравственным?». Без непосредственного осознания нашего единства со всеми людьми и всей жизнью мы можем только пытаться придумывать способы оправдания нравственной жизни, рассматривая и сопоставляя идеи справедливости и точки зрения разных людей. Такого рода рассуждения, безусловно, очень ценны, но могут страдать ограниченностью, и передовой исследователь морального развития Лоуренс Кольберг делал вывод:

Даже самый высочайший уровень аргументации справедливости не может дать адекватного ответа на вопрос: «Зачем быть моральным?». единственная этико-онтологическая ориентация, которая выглядит способной привести к полностью адекватному разрешению высших моральных вопросов: «Зачем быть нравственным?» «Зачем быть справедливым в явно несправедливом мире?» ? это космическая перспектива. Представляется также, что эта ориентация основана на определенного рода трансцендентальном или мистическом опыте ? непосредственном переживании уровня, на котором внутренняя сущность (самость) человека и вселенная оказываются едиными.

Мистический опыт создает основу для зрелой мудрости, которая, в свою очередь воспитывает зрелые надличностные этику, мотивацию, эмоции, и служение. Поэтому мудрость дает нам возможность жить в гармонии с другими и состраданием к ним. Эти освященные веками идеи недавно нашли поддержку у ученых, которые пришли к выводу, что мудрые люди, которых они исследовали, «выходят за пределы личных амбиций и обращаются к коллективным или универсальным проблемам». Буддизм называет это союзом мудрости и сострадания, поскольку мудрость естественным образом выражается в служении другим.

Источник:
Что такое мудрость
Блажен человек, который снискал мудрость. она дороже драгоценных камней и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. пути ее ? пути приятные, и все стези ее ? мирные. Приобретай мудрость,
http://psylib.org.ua/books/walsh01/txt27.htm

Что такое мудрость?

Под словом мудрость мы зачастую подразумеваем глубокие знания о мире, которые можно получить, только достигнув преклонных лет. А между тем, это не совсем так: мудрость может быть свойственна не только убеленным сединами старцам. У этого слова есть несколько довольно близких, но отличающихся значений.

Чтобы разобраться в том, что такое мудрость, следует изучить это понятие всесторонне, поняв что оно означает не только с точки зрения этимологии, но и философии, психологии, религии.

Современные психологи, размышляя о том, что такое мудрость, пришли к выводу, что мудрость не возможна без дара предвидения. Конечно, речь идёт не об экстрасенсорном даре ясновидения. Дар предвидения, свойственный мудрости, предполагает, что человек умеет:

  • понимать и осознавать значение событий, которые обычно не замечают другие
  • доверять своей интуиции
  • уметь точно выяснять причины своей внутренней тревоги
  • уметь определять момент, когда необходимо совершать действия, нужные для благоприятного выхода из ситуации

Отсюда можно сделать вывод, что мудрость присуща не только старости. Если молодой человек может находить верное решение жизненных проблем, способен анализировать ситуацию, правильно оценивать препятствия, стоящие на пути решения — его можно назвать мудрым.

Зная значение слова «мудрость», нам гораздо проще понять, что такое народная мудрость. Народная мудрость — это совместный опыт, который накапливается человечеством за долгие годы. У разных народов на нашей планете свой менталитет, свои правила общения и культурные ценности. Весь совместно накопленный жизненный опыт народ воплощает в пословицы и поговорки. Эти народные афоризмы часто подсказывают как вести себя в как-либо ситуации, они проверены временем и включают в себя историю развития народа.

Теперь вы знаете, что такое мудрость. Совершенствуйте свои знания, учитесь анализировать происходящее, доверять своей интуиции и становитесь мудрецами!

Источник:
Что такое мудрость?
Хотите узнать что такое мудрость? В нашей статье вы найдете подробные определения этого понятия, узнаете что такое народная мудрость, а также то, какое отношение к мудрости имеет дар предвидения.
http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/m/chto-takoe-mudrost

Что такое мудрость

Мудрость. Что такое мудрость?

Умный с большим трудом выкручивается из ситуаций,
в который мудрый просто не попадает.

Мудрость. Всем известно это слово, обозначающее некое высокое состояние человека, даже можно сказать очень высокое. Никто с этим спорить не собирается, даже, наоборот, только присоединяюсь к тем людям, которые понимают всю ценность и глубину этого слова.

Но эпитеты эпитетами, а нам с вами, наверное, желательно бы более подробно разобраться с этим всем известным понятием.

С чего тут можно начать? Чаще всего, в нашем сознании мудрость ассоциируется с количеством знаний. Мол знает много, значит мудрый. Но, что-то не так в этом высказывании, как думаете. Тот, кто много знает, скорее всего «умный» или «начитанный», или «образованный», но никак не мудрый.

Хорошо, подойдем с другой стороны. Мудрый это тот, у кого большой опыт, и там побывал, и это видел, и это знает. И тут не всё складывается. Таких людей называют скорее «опытными», «бывалыми», «пожившими», но, опять не обязательно мудрыми.

Ладно, не буду делать вид, что занимаюсь поиском, я-то для себя давно на этот вопрос ответил.

УМНЫЙ — ЭТО ТОТ, КТО ЗНАЕТ, МУДРЫЙ — ЭТО ТОТ, КТО УМЕЕТ

Мало набраться информации, мало получить большое количество опыта, нужно ещё всё это у себя в голове правильно уложить, объединить, рассортировать. И, что самое главное, выявить общий стержень для всего того, что удалось узнать и пережить. А когда этот стержень сформировался, то его можно применять куда угодно. Хоть дом строить, хоть бизнесом заниматься, хоть детей растить или внуков.

Раньше было хорошее понятие — МАСТЕР. Это не очередное заслуженное звание. Это уровень. И это совсем не строительный термин «мастер 7-го участка», нет это, наверное, самый высокий уровень, какой может достичь человек в этом материальном мире.

Помните «Мастер и Маргарита». Булгаков не случайно взял этот термин, и провел аналогию с Иисусом, для него это было высшим проявлением человека на земле, только, на мой взгляд не достаточно понятно его сформулировал для современного человека, хотя, могут быть и другие мнения.

Есть уровень РЕМЕСЛЕННИКА, это когда человек познает азы ремесла. Есть уровень ПРОФЕССИОНАЛА, это когда человек научается качественно и добротно что-то делать. А есть уровень МАСТЕРА — это такой уровень, когда человек делает так, как не делает никто.

Много людей заканчивают музыкальные школы и консерватории. Но можно по пальцам пересчитать тех людей, которые играют настоящую музыку. Профессионалов всегда много, ремесленников ещё больше, а мастера — это мероприятие штучное.

Так вот к основной теме. Тот человек, который стал мастером в умении жить, кто прошел, познал, разобрался и научился применять полученные знания, того и можно называть «мудрым человеком». Это своего рода вершина жизненного пути.

И это совсем не обязательно некий богатый супермен на вилле на Канарах. Это может быть обычный дедулька в глухой деревне, или странник в теплых странах, или пасечник в лесу, вариантов масса. Их объединяет только одно — высокое качество жизни, или попросту МУДРОСТЬ.

Научить мудрости практически невозможно, этому можно только научиться. Сколько бы человеку не поступало информации, совершить качественный переход из состояния УМНЫЙ в состояние МУДРЫЙ он может только самостоятельно, в этом-то и вся прелесть происходящего.

Одна и та же информация, для одного человека всего лишь очередная порция слов, а для другого — важный ключик для понимания происходящего. Сколько людей, столько и вариантов.

Но есть одна вещь, через которую невозможно пройти по дороге к мудрости. Это то самое умение понимать законы, по которым происходят процессы вокруг человека. Это, своего рода, правила дорожного движения, без этого знания очень сложно двигаться по жизненной дороге.

Мало знать, видеть и чувствовать. Надо ещё и понимать то, по каким правилам и законам происходят те, или иные события и взаимодействия в этом мире.

В разделе Теория, в самых общих чертах, на уровне азбуки, представлены эти Законы. Они всем известны, но, далеко не все умеют, и хотят их замечать в своей жизни. Это их выбор, никого не надо осуждать.

Те же, кто хотят понять и увидеть то, как эти Законы проявляются в нашей жизни, в наших делах и процессах, практически во всём, что нас окружает, и приглашаются в раздел Практика. Тут мы будем на практических примерах разбирать самые разные аспекты нашей повседневной жизни.

Это и есть первые шаги к МУДРОСТИ. Первые шаги в качественном росте, в том, чтобы тот объём знаний, который в каждом из нас присутствует и постоянно нарастает, можно было ПРАВИЛЬНО применять на практике, в своей обычной жизни.

И всё это, в итоге, даёт человеку понимание того, что он не один в этом мире, того, что любое наше действие и поступок влияют на других людей, на другие события вокруг нас. И всё это необходимо знать и учитывать в своих действиях не на уровне запретов и табу, а на уровне ПОНИМАНИЯ.

P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:

Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter

Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ:

Понравилась статья? Поделитесь со своими друзьями в соцсетях:

Источник:
Что такое мудрость
Чем мудрый человек отличается от умного? И где набраться этой самой мудрости?
http://chelo-vek.com/mudrost.html

COMMENTS