Чувство обиды психология

Обида — чувство, разрушающее изнутри

Помните известный советский фильм «Визит к Минотавру»? Там говорилось о том, что внутри каждого из нас сидит свой минотавр, пожирающий нас изнутри. И хотя в фильме речь шла о другом чувстве, но обида, безусловно, является одним из самых ядовитых, тяжелых и саморазрушающих человеческих переживаний. Она съедает нас изнутри, отравляя нашу жизнь своими продуктами распада, как паразит, отнимающий у нас силы. Разница только в том, что мы сами посадили внутрь себя этого паразита и продолжаем его кормить…

Обида возникает тогда, когда наши ожидания того, как следует развиваться событиям, не совпадают с реальным ходом вещей. Так, мы можем считать, что любящий человек всегда должен знать и чувствовать, что нам нужно и давать это без лишних напоминаний. А на деле этого не происходит. Вот мы и недоумеваем, а потом и начинаем на него обижаться, за то что он нас обманул: говорил, что любит, а сам не может сделать для нас самой малости.

Либо мы считаем, что друг всегда должен приходить нам на помощь. А наш друг на просьбу забрать нас из аэропорта на своей машине сослался на неотложные дела. Вот мы и обижаемся за него, за то, что он нас подвел. Ведь мы рассчитывали на него, уже предвкушая, как весело проведем время по дороге домой, а теперь вынуждены ловить такси, переплачивая втридорога.

Разочарование от наших неоправданных ожиданий заставляют нас искать причину той душевной боли, которая возникает в данной ситуации. Вот мы и находим эту причину во вне. Нам сложно бывает понять, что эту самую боль мы причиняем себе сами, ожидая, что кто-то другой будет жить нашей жизнью и нашими интересами, ставя их во главу угла и поступаясь своими собственными.

Но ведь это не справедливо! И это явно утопично. Посвящать свою жизнь другому будет только человек, который не ценит себя самого, а такой человек мало что может дать кому-то. Вот и получается, что мы ждем от другого того, на что не имеем права и на что не можем рассчитывать априори. Мы забываем, что никто ничего нам не должен, а менее всего, любящий нас человек, находящийся рядом.

Ведь быть рядом с нами — его добровольный выбор, сделанный потому, что ему приятно быть рядом. А если свое право быть с нами он вынужден «покупать» себе путем мелких услуг и постоянных уступок, то, рано или поздно, вместо радости совместной жизни, он начинает испытывать чувство несвободы, убивающее все то хорошее, что есть в отношениях.

Любые отношения — это результат осознанного выбора каждого в пользу этих отношений. И он подразумевает в т.ч. свободу самовыражения в проявлении своих чувств. Каждая сторона, прежде всего, должна испытывать благодарность от того, что она уже получает, воспринимая это как дар, а не как нечто само собой разумеющееся. И когда другой в силу обстоятельств не сможет больше дарить себя, то здесь уместно испытать скорее сожаление, чем обиду. Ведь он нам ничего не был должен…

Я много говорю об отношениях именно потому, что чаще всего мы несправедливо обижаемся именно на своих близких и родных людей. А вот чужому человеку обидеть нас гораздо сложнее, разве только оскорбив нас. Ведь от чужого мы, как правило, ничего не ждем, а значит, и не разочаровываемся и не обижаемся на него.

Хотя, конечно, есть такие исключения, когда люди живут по принципу, что им все должны. Тогда они могут негодовать и обижаться на совершенно посторонних людей, которые поступают не так, как надо. Часто такое поведение характерно для представителей старшего поколения, которые опрометчиво полагают, что со старостью автоматически приходит и мудрость, и окружающие должны почитать их за одни только седины…

Часто бывает так, что человек испытывает частые обиды по отношению к какой-то группе лиц, в то время как действия других людей не вызывают у него такой реакции. Так, женщина может обижаться исключительно на мужчин, либо на людей, выше ее по статусу. Такая ситуация указывает на наличие внутренней травмы, связанной с этой группой лиц. Поэтому, каждый раз, вступая во взаимодействие с подобными людьми, у человека актуализируется, оживает старая травма, заставляя его реагировать острее и менее адекватно, чем требует того ситуация.

В основе любой обиды лежит скрытый глубоко внутри комплекс неполноценности. Мы сомневаемся в себе и своих способностях управлять своей жизнью, умении самостоятельно достигать желаемого. Вот и надеемся, что кто-то сделает это за нас. А когда этого не происходит, обижаемся на него, как на не оправдавшего наши ожидания. Почему-то ему мы не оставляем права на ошибку, свято веря в его всемогущество и полагая, что только его нежелание послужило причиной того, что он не выполнил того, что мы хотели.

Т.е. обижаясь, мы автоматически делегируем ответственность за свою жизнь другому человеку, наделяя его властью влиять на наше настроение и самочувствие, делать нас счастливыми или несчастными. Мы тем самым не оставляем себе никакой свободы выбора, превращаясь в своих реакциях в простейшее одноклеточное. Нас обидели — мы обиделись, нам чего-то не дали — мы расстроились. Мы перестаем управлять своей жизнью, ставя ее в зависимость от кого-то другого.

Поэтому первый шаг на пути избавления от обид — это принятие на себя ответственности за свою жизнь. О том, какие шаги и как именно нужно пройти на этом нелегком пути, мы и поговорим в следующих статьях.

Источник:
Обида — чувство, разрушающее изнутри
Обида, безусловно, является одним из самых ядовитых, тяжелых и саморазрушающих человеческих переживаний. Она съедает нас изнутри, отравляя нашу жизнь своими
http://psyholog-praktik.ru/personality/emotions/obida-chuvstvo-razrushayushhee-iznutri

Психология отношений

Психолгия конфликтов, поведения, семейных отношений

Обида — это стихия, проявляющаяся на Земле у всех, кому присуще Эго: у человека и у всех высокоорганизованных животных (слоны, собаки, лошади и т. д.).

Обида — это стихия, проявляющаяся на Земле у всех, кому присуще Эго: у человека и у всех высокоорганизованных животных (слоны, собаки, лошади и т. д.).

Изначально в теле человека данной энергии нет. Включается всегда, когда в той или иной мере ущемляется, задевается достоинства Эго.

Энергетически стихия Обида состоит из нескольких энергий, которые могут проявляться у человека в виде следующих психологических качеств:

и одновременно, проявление этих качеств человеком — притягивает стихию Обида.

Обида может привести к нарушению окислительных процессов в легких, что в свою очередь, ведет к бронхитам, а, при усугублении, к воспалению легких. Обиды могут служить поводом к нарушениям в различных энергетических центрах (сфера секса, деловых отношений, творческих и др.).

Нейтрализуется обида энергией Доброты и Любви, так как состояние Любви — состояние вне Эго. Та информация, которая вызывает Обиду, видоизменяется по мере продвижения осознанности человека.

Одна и та же информация способна не обидеть человека, когда он в состоянии, близком к медитативному и вызывать сильную обиду, когда человек «находится» на социальных энергиях. Постоянное стремление человека осознавать себя, осознавать игры в обиду своего «великого» Эго и не западать на них, может способствовать выходу из под влияния этой энергии.

Если реакция обиды все же включается, наблюдайте ее, созерцайте ее, но не делайте поводом для действий. Стремитесь к состоянию, когда вы недоступны для энергии Обиды.

Обида — великий контролер вашего выполнения закона «Не западай», вашей осознанности.

Если обида становится смыслом и содержанием жизни, она может включить, пусть даже не в активной форме, мстительность. Прекрасно научиться прощать, но еще лучше научиться не обижаться. Этому может способствовать понимание того, что «никто вам ни друг, никто вам ни враг – все учителя». Оттого, что вы будете стремиться наносить или желать вашему обидчику ответную обиду, вы только усугубите свою карму, будете разрушать себя, как энергетически, так и физически.

Ритуалы по снятию энергии западания на обиду и негативного прошлого дают эффект только при искреннем, максимально приближенном к сердечному, состоянии: «Я прощаю всех, кто обидел меня за неумелое обучение. Я прошу прощение у всех, кого обидел я, за то, что я еще так несовершенен и послужил поводом для обиды».

Экспериментальное исследование полученных данных

Основываясь на полученной информации о стихии Обида, мы провели экспериментальное исследование на тему: «Роль переживания обиды в этиопатогенезе психосоматических заболеваний» (заболевания физического тела, происхождение которых вызвано психологическим переживанием обиды).

В практическом исследовании перед нами возник определенный круг вопросов, который требовал исследования.

Во-первых, почему одна и та же информация способна либо не обидеть человека, либо вызвать сильную обиду? Что лежит в основе человеческой психики, дающее или не дающее реакцию обиды?

Во-вторых, необходимо было экспериментально исследовать полученную информацию о том, что «большое количество энергии Обида может привести к легочным заболеваниям» и, каким образом «Обиды могут служить поводом к нарушениям в различных энергетических центрах (сфера секса, деловых отношений, творческих и др.». Как избыток данной энергии влияет на функционирование желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), горла, сердечно-сосудистой системы, мочеполовой системы и т.д.

В-третьих, каковы основные пути осознания и трансформации состояния обиды (и, как следствие, заболевания), ведущие к полному выздоровлению и духовному развитию человека. И каково влияние энергий Доброты и Любви на улучшение состояния больных с данной этимологией?

Обращающиеся к нам с различными вопросами по нарушению здоровья люди, впоследствии были систематизированы нами на подгруппы по принципу однотипных функциональных нарушений: 1)с заболеваниями дыхательных путей, 2) с частыми заболеваниями горла, 3) с расстройствами работы органов мочеполовой системы, 4) с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), с заболеваниями сердечнососудистой системы.

С каждым больным из этих групп проводилась работа по выявлению причин возникновения его заболевания.

Исследуя вопрос, « Почему одна и та же информация способна либо не обидеть человека, либо вызвать сильную обиду? Что лежит в основе человеческой психики, дающее или не дающее реакцию обиды? «, — мы приобрели опыт, который показывает, что градация обидчивости тесно связана с таким понятием как «жизненные ценности». Формируясь и видоизменяясь, именно жизненные ценности являются тем фактором, который определяет сферу информации и ситуаций, способных либо обидеть, либо не обидеть человека. Например, эксперимент с несколькими людьми, хронически болеющими легочными заболеваниями, предположительно вызванными повышенной способностью к обиде, показал, что причины их обид были вызваны совершенно различными мотивами в соответствии с их мировосприятием и мировоззрением.

Подобный подход разделения мира на «хорошо-плохо» продемонстрировали еще несколько участников эксперимента. В основе ценностей таких людей лежали инстинкты самосохранения и борьбы за выживание, которые, в свою очередь, находились в основе их реакций обиды.

Совершенно другие причины обид были выявлены у людей, продемонстрировавших совершенно другой уровень ценностей. Их понимание человеческих отношений включает в себя такие принципы как: право другого человека иметь свое мнение, право другого на выбор, самопроявление и самореализацию. Причина их обид лежит в нарушении по отношению к ним другими людьми морально-нравственных критериев, связанных с совестью, честью, правдивостью.

Очень показателен в этом отношении пример одного ученого-преподавателя. Он глубоко обижался на своего ученика аспиранта за проявленное им лицемерие и лживость. Когда этот молодой человек в успехе своей карьеры во многом зависел от научного руководителя, то демонстрировал свое полное расположение и приверженность к его идеям и разработкам, а также личную симпатию и дружелюбие. Когда же карьера его состоялась, и роль его руководителя в основном была исчерпана, он проголосовал на Ученом Совете против своего учителя. «Решать, как голосовать, — это его дело, но почему он честно не подошел и не поговорил со мной о том, что не поддержит меня», — так объясняет причину своей обиды ученый.

Невыполнение другими по отношению к ним морально-нравственных принципов, является причиной обид также большой группы людей.

Очень редкую причину обиды продемонстрировал один из участников эксперимента. Его мало интересуют какие-либо отношения с другими людьми и их интерес или не интерес к нему. Его более занимают вопросы глобального, философского порядка, связанные с его пред-назначением на этом свете как личности, как уникальной сущности. И, в связи с этим, у него появилась обида, которую условно можно определить, как «обида на судьбу», выражаемую в том, что не приходит к нему понимание и знание о своей истинной, неповторимой сути, не проявляются какие-то. только ему присущие способности и качества.

Исследуя влияние переживания обиды в этиопатогенезе других систем и органов («Обиды могут служить поводом к нарушениям в различных энергетических центрах»), мы пришли к интересным результатам.

Стойкое психологическое состояние обиды может проявлять себя не только в виде заболеваний дыхательных путей, но и проявляться в тех: системах и органах, по функционированию которых существуют серьезные психологические проблемы (страхи, аффекты, сильные эмоциональные реакции), то есть там, где обида является не первичным, а вторичным фактором. Такие психологические проблемы (страхи, сильные эмоциональные реакции и т. п.) по своей природе мало устойчивы и кратковременны, и стабильно могут существовать в психике лишь как потенциальная возможность к про-явлению. Однако они могут вызвать обиду, которая является более устойчивым психологическим состоянием. Например, у женщины была боязнь интимной близости при свете, а ее сексуальный партнер настоял именно на этом. Появляется эмоциональное состояние обиды по поводу игнорирования ее понимания сексуальных взаимоотношений.

Обида, возникающая вследствие таких причин, может привести к нарушениям в сфере половых органов: от временных спазмовых болей до серьезного расстройства функционирования мочеполовой системы (таких как воспаление яичников у женщин или предстательной железы у мужчин, что в свою очередь может привести к нарушению гормонального баланса в организме, последствия которого проявятся в зависимости от общего как психического, так и физического состояния человека). Но это не означает, что все болезни половых органов в своей основе имеют причину обиды — в их основе могут лежать и другие психоэмоциональные причины. Из 100% исследуемых с нарушениями мочеполовой системы, у 40% причиной их заболевания было вы-явлено переживание обиды.

Обида может выражаться в активной и пассивной форме. Пассивная форма выражается в том, что человек замыкается в своем внутреннем переживании. Это может привести к усугублению состояния (заболевания), что, в свою очередь, может дать толчок либо к поиску и анализу причин ее возникновения, либо — к самосожалению. В пассивной форме обиды, как правило, нет поиска к ответной реакции на обиду.

Активная форма обиды может выражаться в той или иной мере агрессивности, что может в каких-то ситуациях привести к высвобождению этого состояния. Крайняя форма активной обиды может привести к мстительности (в мыслях, в поступках и т.п.), когда обида становится смыслом и содержанием жизни. В данном случае имеет место переход в другое психологическое состояние. В данном случае, энергия обиды исчерпывает себя, и это может стать поводом для выравнивания деформации. Последнее произойдет только при условии, если обида в этой сфере не свойственна человеку, т. е. нет постоянной реакции обиды в однотипных ситуациях.

Пример. Женщина допускала свободные партнерские отношения в сексе со многими мужчинами. И их сексуальные контакты с другими женщинами не были поводом для обиды. Но когда появился в ее жизни человек, к которому у нее было особое отношение (появилось желание быть только с ним и ни с кем больше), и от которого она ждала такого же отношения к себе, то при его измене последовала бурная реакция обиды. Так как это была единичная, несвойственная, в однотипных ситуациях, для нее реакция, то при трансформации этой обиды в состояние агрессивности, злобности, возникшее ранее состояние обиды высвободилось. Однако, возникшие в данном случае вследствие обиды, состояния агрессивности, злобности оказывают патологическое влияние на другие органы.

Обиды, отягощенные последующим раздражением и злобностью, наиболее часто приводят к следующим заболеваниям: от незначительных расстройств работы печени и желчного пузыря до желчекаменной болезни.

Обиды, отягощенные психоэмоциональным переживанием ненависти, грубости, спеси приводят к заболеваниям поджелудочной железы: сахарная кома, диабет либо к половым расстройствам, имеющим в своей этимологии нарушение гормонального обмена, либо к заболеваниям ЖКТ.

Можно говорить об обиде, как о не-маловажном факторе при возникновении заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Это те ситуации, когда состояние обиды следует вслед за нарушением кем-либо из партнеров принципов и договоров в сфере деловых отношений в самом широком смысле: в производстве, в быту, в семье и т. п. При этом обиженный, как правило, считает себя образцом и эталоном в выполнении этих договорных отношений: «посмотри, я же все условия выполняю и соблюдаю». В зависимости от длительности и силы такой обиды, она может привести к болезненным состояниям, начиная от спазмов желудка и желчевыводящих путей до повышенной кислотности, что в свою очередь усугубит состояние ЖКТ.

Обида, возникшая вследствие проявления чрезмерных качеств стихии огня, таких как суетность и вспыльчивость, может привести к заболеваниям желудка: от воспаления слизистой оболочки до язвы.

При болезни селезенки обида является не первичной причиной, а — вторичной по отношению к состоянию строптивости. Тут можно привести простой, даже детский пример. На улице холодно и мужчина сам собирается надеть теплую шапку. И тут жена говорит ему: сегодня холодно, обязательно надень теплую шапку. В этот момент может сработать строптивость: нежелание, даже в ущерб себе, выполнять то, что он сам хотел сделать, так как при этом создалась видимость несамостоятельного решения. И возникает реакция: так как ты говоришь — делать не буду, — и вышел на улицу (в кепке). А когда мороз дал о себе знать, то возникло состояние обиды на себя, на жену и на весь белый свет, что и послужило причиной возникновения спазмов или патологии селезенки.

В основе возникновения заболеваний сердечнососудистой системы могут лежать обиды (или одиночная обида), но усугубленные последующим переживанием комплекса жалости, который включает в себя скрытое чувство вины, неловкости и стремление избавиться от них. При этом возможны заболевания: от стенокардии до инфаркта.

Состояние завистливого западения с последующей реакцией обиды может привести к нарушению работы почек. Пример. Женщина завидует подруге по поводу, с ее точки зрения, удачно сложившейся семейной жизни. И это является причиной обиды на свою судьбу за неудачно сложившуюся личную жизнь. Такое психологическое состояние может привести к воспалению почек и возникновению песка. Некоторые более серьезные заболевания почек могут и не иметь причиной состояние обиды, поэтому они не являются предметом исследования данной работы.

Обида может стать причиной заболевания горла, если за ней следует такое психологическое состояние как «нереализованное намерение». При этом у человека возникает потребность и желание высказать, либо обидчику ответную реакцию, либо рассказать (пожаловаться) кому-то о ситуации нанесения обиды, но в силу своих представлений о нравственно-моральных принципах, он не делает этого. Состояние обиды сохраняется и в зависимости от стойкости и силы его может привести к заболеванию горла: от першения и осиплости да фарингита и ангины. Из 100% испытуемых с различными заболеваниями горла у 50% причиной их возникновения было выявлено психоэмоциональное переживание обиды.

Чтобы подтвердить результаты вышеизложенных исследований, говорящих о том, «что физиологические изменения различных систем организма могут быть вызваны переживанием обиды и зависят от степени эмоционального возбуждения», нам необходимо было исследовать способы, устраняющие эмоциональное состояние обиды. И если выводы верны, то усугубление заболевания остановится и начнется выздоровление.

Исходя из принятой информации: «Обида нейтрализуется энергией Доброты и Любви, так как состояние Любви — состояние вне Эго», — мы решили провести сеансы аутотренинга, которые подтвердили бы ее или опровергли. Суть эксперимента заключалась в следующем. Несколько человек с этимологией психоэмоционального переживания обиды вводилась в состояние физического расслабления и психической релаксации, а затем все одновременно пытались сконцентрироваться на состоянии Доброты и Любви. После десяти сеансов (один сеанс в день) по 20 минут, у 40% испытуемых выявленная обида, являющаяся причиной их заболевания, уходила безвозвратно. При этом часто возникала реакция «и почему я так долго обижался (обижалась) — сам (а) не пойму». Примерно еще 40% потребовалось еще около 10 сеансов для осознания и исчезновения обиды, а около 20% проходило более длительную комплексную работу по перестройке жизненной позиции.

Проведенное исследование подтверждает и показывает, что психологическое состояние обиды является первичным по отношению к заболеваниям дыхательной системы в 90% случаев, по отношению к заболеваниям мочеполовой системы — в 40% случаев, по отношению к заболеваниям ЖКТ — в 30%, по отношению к заболеваниям горла — в 50%, по отношению к заболеваниям сердечно-сосудистой системы — у 70%, и так же может являться вторичной причиной при заболеваниях селезенки, почек, поджелудочной железы, печени, желчного пузыря и всего желудочно-кишечного тракта.

Источник:
Психология отношений
ида — это стихия, проявляющаяся на Земле у всех, кому присуще Эго: у человека и у всех высокоорганизованных животных (слоны, собаки, лошади и т. д.).
http://psychology.ru.makovka777.ru/kak-obida-vliyaet-na-zdorove.html

COMMENTS