Депрессия православный взгляд

Причина депрессии – ложь самому себе

Что такое депрессия? В чем причины ее возникновения? Почему эта проблема так актуальна в мегаполисах? Об этом мы говорим с психологами центра «Логос» Еленой Якуниной и Елизаветой Жудро.

– Действительно ли, сейчас люди очень разобщены, все вращаются в колесе «дом-работа», общаются мало и от этого легко впасть в депрессию?

Елена Якунина: Да, особенно в мегаполисах. Здесь большие расстояния и переполненный транспорт «съедают» силы и время, которые можно было бы потратить на общение. Ведь чисто психологически трудно заехать лишний раз в гости к друзьям, если знаешь, что тебя ждет еще дорога домой – при наших ценах на такси! В небольших городах все по-другому. Там можно позволить себе после работы встретиться и пообщаться, там ходят друг к другу в гости не только по выходным, но и в будни. Таким образом, одна из самых глубоких потребностей человека – потребность в общении – получает адекватное удовлетворение. Еще одна причина – неизбежное пребывание в толпе, перенасыщение человеческим присутствием, перебор социальной информации.

Елизавета Жудро: Это очень интересный феномен. С одной стороны, ты никогда не бываешь один: то ты в толпе в метро, то ты сидишь в офисе, окруженный такими же, как ты. Ты постоянно на виду, постоянно с людьми. И теряется, притупляется чувствительность, потому что нельзя все время чувствовать столько людей вокруг.

Е. Я.: Получается, что, на самом деле, в этой толпе ты совершенно один.

Е.Ж.: Мы привыкаем ограничивать интенсивность контактов, ведь с ума можно сойти, если постоянно со всеми поддерживать хотя бы просто визуальный контакт, например, в метро. Потом приходишь домой, уже потеряв всякую способность и желание с кем-либо общаться. И, с одной стороны, тебе жутко надоели люди, а с другой – ты предельно одинок. Хочется побыть одному, но, поскольку ты и так ни с кем толком не общаешься, существует постоянная тоска по общению. Вот такой парадокс.

Е.Я.: Мне вспоминается метафора «каменных джунглей», где окружающих тебя людей воспринимаешь как деревья: нечто неодушевленное, лишенное индивидуальности. Как индивидуума, но не как личность. Интересная деталь – мы даже не смотрим, как кто одет на улице, не всматриваемся в лица, закрываем глаза в метро, чтобы не смотреть на человека напротив. Нас так много, что мы не интересны друг другу как личности, мы раздражаем друг друга.

– Что-то в человеке ломается, когда он привыкает людей воспринимать как деревья?

Е.Я.: Появляется нечувствительность, безразличие, жестокость. Человек привыкает отгораживаться от других людей, чтобы избежать перегрузки восприятия. Он будет лежать без сознания, а все пройдут мимо, к нему не подойдут, никто не вызовет «скорую».

Е.Ж.: Человек как бы обречен «замкнуться на себе» – вырабатывает привычку к эгоцентризму, которая влечет за собой притупление эмпатии и неспособность к душевному обмену, открытости, мешает встать на точку зрения другого человека, вникнуть в него, разделить свое бытие с тем, кто рядом – и ощутить это.

– А бывает, что кому-то из-за этого семью трудно создать?

– Мы уже начали говорить о депрессии. Как вы думаете, можно сказать, что депрессия – это такой снежный ком, который нарастает из постоянной лжи самому себе? Как можно понятно объяснить, что такое депрессия и как она образуется?

Е. Я.: Есть много разных взглядов на причины и сущность депрессии…

Е. Ж.: Например, отец Александр Шмеман откровенно считал, что депрессия – это демоническое нашествие: уныние, состояние хулы, отвержения Бога и своей жизненной ситуации. Это довольно радикальная точка зрения: получается, что здесь нет места психиатрии и психологии, это только в Церкви лечится.

Е. Я.: Вы очень хорошо сказали – ложь самому себе о своих потребностях, возможностях и желаниях. Дело в том, что у каждой личности есть свои уникальные, очень значимые для нее потребности. У кого-то они в основном связаны с материальным достатком, у кого-то – с общением, у кого-то – с профессиональной реализацией. Мы не оцениваем эти потребности, а просто знаем, что они есть, и они очень важны для личности. Когда человек – по разным причинам – очень долго не реализует важную потребность, которая у него есть, он приходит к депрессивному состоянию. Как психолог, гештальт-терапевт, например, я могу помочь человеку осознать свою потребность и найти оптимальный способ ее удовлетворения.

Еще одна версия происхождения невротической депрессии – депривация, нехватка общения, любви. Родительская депривация, когда ребенок в детстве недостаточно получал любви, бывал отвергнут. И во взрослом возрасте тоже можно испытать эмоциональное отвержение близкими людьми, например, супругом.

Е. Ж.: В общем, причин депрессии может быть много и их соотношение в каждом случае уникальное. Соответственно и универсального метода преодоления депрессии нет. С каждым случаем депрессии необходимо тщательно разбираться и искать способы устранить все причины адекватными методами. Да, это может быть «слева», унынием – человеку поможет молитва, исповедь, Причастие. Но это, между прочим, может быть просто физиологическим состоянием – можно пропить курс витаминов. А может быть невротическим симптомом – тогда нужно проработать депрессию с психологом.

– А чего нужно избегать родителям, чтобы не допускать эмоциональной депривации, которая потом у детей может вот так аукнуться?

Е. Я.: Нужен максимум любви, участия. Недостаток любви, недостаток внимания – причина депрессии. Именно своей любовью, выраженной способом, понятным ребенку, родители доказывают маленькому человеку его нужность, востребованность, утверждают его «право» на существование.

Е. Ж.: Я думаю, что на самом деле очень редко бывает, чтобы родители ребенка не любили. Скажем так, это бывает реже, чем встречается депривация и депрессия. У нас просто не очень принято говорить о своих чувствах. Мы любим, но забываем, что человеку иногда нужно услышать это от нас. Три раза в день обнять, погладить, пять раз сказать: «Я люблю тебя»…

Е. Я.: Кстати, клиенты часто обращаются с проблемой отсутствия любви в детстве. Сейчас, во взрослом возрасте много проблем и депрессивные состояния периодически возникают. Когда начинаешь разбираться, то оказывается, что…

Е. Ж.: …что корень, что самая болезненная точка это: меня не любили. Хотя, скорее всего, просто не говорили об этом…

Е. Я.: Кроме того, мы призываем родителей быть внимательными к личным потребностям ребенка, чтобы не реализовывать за его счет какие-то вещи, которые им самим не удалось реализовать в своей жизни. Если девочка хочет стать балериной, а мама, всю жизнь мечтавшая стать врачом, навязывает ей свое желание видеть ее доктором, ребенок может сломаться и уступить – чтобы всю жизнь прожить по программе, составленной матерью, в ущерб своим собственным стремлениям. Подобный отказ от самореализации, произошедший в детстве под влиянием родителей, часто приводит к тому, что человек становится неуверенным в себе, депрессивной личностью.

– А как вы думаете, такое чаще бывает в неполных семьях, где одна мама, или не обязательно?

Е. Ж.: Это не обязательно бывает только в неполных семьях. Бывают одинокие мамы, которые просто «облизывают» своего ребенка с ног до головы и создают ему идеальные условия для самораскрытия…

Е. Я.: А бывает, что полная семья, а ребенок в ней все равно предоставлен себе. В неполной семье есть свои, и немалые, проблемы, а вот детская депрессия может появиться в любой. Если ребенок чувствует уважение и любовь к себе, если мама или папа внимательны к значимым личностным потребностям малыша, то депрессии может не быть.

Е. Ж.: Но все же, в менее благополучных семьях – неполная семья, семья алкоголиков, семья, в которой есть уже один человек с нервно-психическими расстройствами – такая вероятность больше.

Храм святителя Василия Великого

Краткая классификация и особенности психических расстройств

Необходимо еще отметить, что до этого она занималась практикой Иисусовой молитвы без должного руководства и во весь период недуга в течение нескольких дней почти беспрерывно повторяла эту молитву. К тому же, все случившееся произошло на фоне умственного утомления, связанного в тот период со сложными переводами с иностранного языка и нервного потрясения после потери зубов. В больнице ей поставили диагноз » вегетососудистая дистония».

После больницы все было спокойно до Рождественского поста, хотя она и испытывала тревогу по поводу случившегося. Эта тревога побуждала ее часто исповедоваться, а с началом поста ей стало казаться, что она чего-то не доисповедует. Появились волнение, суетливость, нарушился сон. Четвертого декабря она причастилась, и в нее вошел страх, что она не исповедала один грех и теперь ее душу ждет вечная погибель. На следующий день наступило некоторое просветление в ее сознании, и мы договорились поехать в Троице-Сергиеву Лавру к о. Герману, но когда настал момент отъезда, последовал целый каскад отговорок. Я стал кропить ее св. водой, но она стала сопротивляться вплоть до драки. После окропления она несколько успокоилась, и мне удалось опять уговорить ее поехать в Сергиев Посад, но она теперь поставила условие ехать не к о. Герману, а к мощам преп. Сергия.

По приезде в Лавру получили благословение о. Германа па отчитку, но она стала сопротивляться и пришлось силой держать ее весь молебен. К концу молебна она несколько успокоилась. Но после молебна она опять начала укорять меня, что привел ее на отчитку, однако с благоговением приложилась к мощам преп. Сергия. Набрав св. воды из источника мы вернулись домой. По приезде на нее опять было нападение. Я окропил ее св. водой и ей стало легче. Ночью на нее было совершено страшное нападение. Ее трясло на койке, она лаяла и рычала по-собачьи. Когда она садилась в койке, то делала броски, подобно собачьим. Пробовал кропить ее св. водой и читать молитвы — стоял страшный крик. В таком состоянии пришлось отправить ее в психбольницу.

После этого случая она еще три раза с такими же симптомами попадала в больницу. В больнице ее приводят в сознание в течение 2-4-х дней, а последующие три недели отводятся па восстановительный период.

В промежутках между обострениями болезни она вполне нормальный православный человек: исполняет домашние молитвы, ходит в церковь, исповедуется и причащается. Перед кризисом ею начинают овладевать помыслы, которым она не сопротивляется в силу слабой воли и отсутствия духовного руководства. Наступает бессонница, что-то стягивает голову в затылке, взгляд становится тусклым, холодным; меня воспринимает как ближайшего врага. Затем появляются страх погибели души и истерика с собачьим лаем и конвульсиями. Будучи в больнице, она, после того как приходит в себя, принимает просфоры, св. воду. Я заказываю сорокоусты о ее здравии в нескольких монастырях. По выходе из больницы она принимает лекарства.

Для того, чтобы мне правильно, как мне кажется, строить свои взаимоотношения с женой во время кризисов и после них, я выстроил для себя версию ее заболевания, которая сводится к тому, что Господь попустил эти бесовские нападения за грехи наши, для вразумления и спасения души.

«Духовная сущность психических расстройств»

Источники:
Причина депрессии – ложь самому себе
Есть много разных взглядов на причины и сущность депрессии: недостаток любви, недостаток внимания. Причина депрессии — это ложь самому себе
http://www.pravmir.ru/prichina-depressii-lozh-samomu-sebe/
Храм святителя Василия Великого
Причины психических заболеваний. Православный взгляд.
http://hramnagorke.ru/psychiatry/74/989/

COMMENTS