Депрессия у ребенка

Депрессия у детей

Каждый из нас, и ребенок не исключение, испытывал хотя бы изредка, периоды меланхолии (периоды плохого настроения, грусти или тоски). Депрессия, которая является психическим расстройством, по внешним признакам отличается от меланхолии длительностью, частотой повторения и глубиной симптомов.

Депрессия – это психическое расстройство, которое может выражаться в многочисленных формах и признаках (длительное подавленное настроение, отсутствие интереса к деятельности, торможение мышления, необоснованные страхи, различные физиологические признаки типа бессонницы, потери аппетита и т.д.).

Длительное время считалось, что у детей, в отличие от взрослых, не могут наблюдаться депрессивные состояния, по крайней мере длительные. Последние исследования показывают, что длительная депрессия для детей и подростков представляет собой такую же проблему, как и для взрослых.

Серьезные и длительные депрессивные состояния могут наблюдаться у 3-5% детей и 10-20% подростков. Основная сложность состоит в диагностике таких состояний (изменчивость, неустойчивость, многообразие проявлений вследствие одновременного действия на ребенка множества внешних факторов).

Депрессии у детей, в отличие от «печальных, меланхолических, грустных» настроений, не являются самопроходящими расстройствами и родители не должны надеяться, что они исчезнут с возрастом. Депрессии могут повторяться и приводят к значительному ухудшению общего состояния и здоровья ребенка, что делает депрессию очень опасным заболеванием детского возраста.

Депрессивные симптомы, депрессивный синдром, депрессивное расстройство

В повседневной жизни под «депрессией» у ребенка понимают ряд различных состояний.

Депрессивные симптомы. Например, ребенок унылый и чувствует себя несчастным. В большинстве случаев такие симптомы являются временными, быстро проходят, вызваны конкретными событиями и не являются свидетельством серьезных психических расстройств. Депрессивные симптомы следует отличать от собственно симптомов болезни «депрессивное расстройство».

Депрессивный синдром. Одновременное присутствие ряда депрессивных симптомов (например, настроение печали, ослабление интереса к деятельности, психомоторные нарушения и т.п.). Синдром может сочетаться с другими расстройствами (например, с синдромом гиперактивности, синдромом дефицита внимания). Депрессивный синдром более серьезное состояние, чем просто депрессивный симптом, но рассматривается как заболевание, если по длительности и глубине выходит за нормы.

Депрессивное расстройство (собственно «депрессия»). Возникает, когда депрессивный синдром вследствие глубины и длительности приводит к значительному ухудшению общего состояния организма ребенка.

Причины депрессий (депрессивных расстройств) у детей

Депрессии у детей возникают, как правило, вследствие сочетания многих факторов. Формально можно выделить несколько причин.

Инфекционные заболевания. Депрессия может явиться осложнением перенесенного инфекционного заболевания (ОРВИ, острый тонзиллит и др.).

Генетическая предрасположенность. По последним данным, если у родителей наблюдались депрессивные расстройства, риск их появления у ребенка достигает 15%. Сверх этого, генетические факторы существенно увеличивают риск депрессий, обусловленных психосоциальными факторами.

Функциональные нарушения в головном мозге. Многие исследования показывают, что депрессии у ребенка могут быть вызваны биохимическим изменениями в головном мозге – понижением равновесной концентрации нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты и др.). Считается, что действие т.н. антидепрессантов связано с восстановлением исходных равновесных концентраций нейротрансмиттеров.

Психосоциальные факторы. К таким факторам относят: воспитание ребенка в атмосфере страха (угроз наказания, постоянного ощущения беспомощности), раннюю потерю одного из родителей, распад семьи, конфликты с другими детьми и массу других причин, приводящих к постоянным стрессовым ситуациям. Нейробиологическим результатом стрессовых ситуаций является, в частности, многократное повышение концентрации гормона «стресса» (кортизола) в крови, что наблюдается и при развитии депрессий у ребенка.

Кроме вышеуказанных имеется множество других факторов, которые самостоятельно или (чаще) в совокупности приводят к развитию депрессивного синдрома или депрессивного расстройства у детей. Например, при особой чувствительности организма ребенка к изменениям климатических условий возможно появление т.н. «зимних» депрессий.

Симптомы депрессии у ребенка и взрослых могут существенно отличаться. Например, вместо т.н. «социального отступления» у ребенка могут наблюдаться вспышки агрессии. Кроме того, такие признаки, как отсутствие концентрации внимания, трудности в обучении, отказ от обучения, могут указывать как на депрессию, так и на синдром дефицита внимания. Необходимо учитывать, что симптомы депрессии различаются для каждого возрастного периода (хотя имеются и общие симптомы).

О депрессии у детей до 1,5-2 лет известно очень мало. У малолетних детей при эмоционально холодной обстановке в семье (отсутствие материнской заботы, отсутствие возможности сформировать привязанность) могут наблюдаться симптомы, сходные с симптомами депрессивного расстройства (апатия, отчуждение, нарушения сна, потеря веса и т.п.).

Как правило, симптомы депрессии у детей младшего возраста отличаются от симптомов у более взрослых детей (т.н. возрастные симптомы).

У детей до 6 лет наиболее выражены такие симптомы как повышенная боязливость, жалобы на физические недомогания, резкие и внезапные проявления темперамента и проблемы с поведением (агрессии, периоды «мятежа» и т.п.).

У более взрослых детей симптомы преимущественно выражаются в отсутствии уверенности в себе, чувствах виноватости, безнадежности и безразличия ко всему.

У подростков наиболее специфическими симптомами являются чувство сонливости и нарушения аппетита, проявления самоунижения и мысли о суициде.

Симптомы и признаки депрессии у детей многочисленны и различны, поэтому диагностика депрессии основывается на постоянстве и длительности нескольких симптомов, указанных выше.

Если ребенок в состоянии депрессии хотя бы частично осознает необычность своего состояния и хочет выйти из него (т.е. мотивирован), то наилучшей терапией является физическая активность (длительные прогулки, занятия спортом и т.д).

При лечении длительного депрессивного расстройства используют ряд принципиально различающихся методов.

Психотерапевтические методы (психосоциальная терапия). Методики зависят от возраста ребенка (лечебные занятия проводят детские или подростковые психологи), микросоциальной среды (семейная терапия). Основная цель – укрепление самооценки ребенка, развитие у него способности к выражению чувств, к решению проблем, к активному воздействию на различные сложившиеся ситуации, к приспособлению к социальным отношениям.

Фитотерапевтические методы. Широко используются при легких формах депрессии (например, лечение экстрактами листьев смородины).

Светотерапия. Эффективность методов светотерапии связана с усилением регулирующей функции головного мозга.

Медикаментозные методы (антидепрессивное медикаментозное лечение). Используют при тяжелых формах депрессивных расстройств и в случае, если иные методы малоэффективны. Для лечения детей применяют те же психоактивные медикаменты, что и для взрослых, но в иной дозировке (которую определяет детский врач-психиатр).

Возможность использования антидепрессантов для лечения детей до сих пор является спорным моментом, однако статистика свидетельствует, что этот тип лекарственных средств помогает по крайней мере в 50% случаев тяжелых депрессий у подростков. Некоторые виды антидепрессантов разрешены к применению для детей с 6 лет. Но общей рекомендацией является ограниченность срока лечения антидепрессантами и исключение антидепрессантов при положительных эффектах других видов лечения.

В настоящее время распространенность депрессии у детей (одного из наиболее опасных заболеваний детского возраста) имеет тенденцию к увеличению. Более того, отмечается уменьшение среднего возраста детей, у которых обнаруживают симптомы депрессии. Причины этого часто понятны и общеизвестны – ускоряющийся ритм жизни, все большая замкнутость многих семей, уменьшение времени, отводимого для общения с ребенком и т.п. В такой ситуации очень важно, чтобы родители при появлении симптомов и подозрений на депрессивное состояние у ребенка своевременно обратились к детским врачам-специалистам (детским, подростковым, семейным психологам, детским врачам-психиатрам). При глубокой депрессии ребенок не сможет самостоятельно выйти из этого состояния и депрессия негативным образом скажется на его здоровье и всей дальнейшей жизни.

Источник:
Депрессия у детей
Каждый из нас, и ребенок не исключение, испытывал хотя бы изредка, периоды меланхолии (периоды плохого настроения, грусти или тоски). Депрессия, которая является психическим расстройством, по
http://sibmama.ru/depressija_u_rebenka.htm

Депрессия у подростков и детей: болезнь, которую нельзя игнорировать!

Депрессия у подростков и детей: болезнь, которую нельзя игнорировать!

Депрессия у подростков и детей – это не только плохое настроение. Тяжесть состояния заключена в серьезном эмоциональном расстройстве, которое накладывает отпечаток на личность ребенка, его качество жизни и самочувствие. Крайне беспечно списывать постоянное плохое настроение на «трудный возраст». Ведь за таким поведением сокрыто нечто большее, чем подростковый протест или детские капризы.

Депрессия у детей – это разновидность психоэмоциональных нарушений. Патология проявляется в определенных соматических и поведенческих симптомах. Заболевание протекает тяжело, поскольку ребята от природы впечатлительны и эмоциональны. Именно депрессия может лежать в основе появления конфликтности у детей, стать источником расстройства здоровья. А иногда и привести к суициду.

Медики утверждают, что депрессивные состояния появляются на фоне недостатка в организме «гормонов радости» — дефицита норадреналина и серотонина.

Патология может развиться у ребенка в любом возрасте. От нее не застрахованы даже малыши. Но наиболее яркая симптоматика наблюдается в подростковый период.

Для каждой возрастной категории характерны свои причины. Признаки, указывающие на недуг, также различны. Поэтому рассмотрим каждую возрастную группу отдельно.

В этом возрасте здоровый ребенок проявляет активность, бойкость, любопытство. Его заинтересованность во всем происходящем помогает крохе правильно развиваться. Но если малыш напоминает «Царевну-Несмеяну» или печального «Принца», следует искать причину подобного состояния.

Источниками, лежащими в основе депрессивного расстройства у малышей, могут стать:

  • патологии во внутриутробном развитии (инфекции, гипоксия плода);
  • тяжелые болезни, перенесенные в младенчестве;
  • патологические роды, врожденные нарушения (энцефалопатия, асфиксия);
  • наследственный фактор;
  • утрата эмоционального контакта с матерью (ребенка отдали в интернат, детский дом);
  • тяжелая обстановка в семье (агрессия, алкоголизм, постоянные громкие скандалы).

В раннем возрасте на проблему могут указывать такие симптомы:

  • замедление движений, моторная заторможенность;
  • плохой аппетит, частые срыгивания, и даже рвота;
  • медленный набор веса;
  • задержка психоэмоционального и общего развития;
  • чрезмерная капризность, постоянная плаксивость.

Особенности патологии в дошкольном возрасте (3-7 лет)

С развитием малыша наблюдается усовершенствование его психики. Теперь на нее оказывает влияние значительно больше факторов:

  • атмосфера в семье;
  • начальный этап социализации (ребенок посещает детские учреждения);
  • развитие речи, мышления.

Факторы, провоцирующие недуг, могут постепенно накапливаться. Чаще всего в основе развития болезни лежат социальные и психологические причины.

Однако нельзя исключать и биологический фактор. Возможно, раньше с последствиями перинатальных нарушений детский организм справлялся. Но при сочетании таких проблем с психологическими, стартовала депрессия.

Чаще всего источниками патологии становятся:

  1. Психологические причины: негативная семейная атмосфера (частые скандалы, постоянные крики), неприемлемый стиль воспитания (к ребенку применяется физическая сила, общение на повышенных тонах).
  2. Социальные причины: конфликты со сверстниками, осознание «я хочу» и «ты должен».

В этом возрасте по поведению ребенка можно легко заметить его настроение.

Патология проявляется такой симптоматикой:

  • утрата интереса к любимым занятиям, играм;
  • снижение тонуса;
  • нарушена двигательная активность;
  • ребенку «скучно и все время хочется плакать»;
  • малыш ищет уединения, избегает контактов;
  • боязнь одиночества, темноты, смерти;
  • тихий голос, невыраженная мимика, сгорбленная походка;
  • различные соматические недомогания (головная боль, дискомфорт в животе, диарея).

Поступление в школу характеризуется возрастанием социальной и учебной нагрузки.

К прежним источникам, вызывающим у ребенка стресс, добавляются новые:

  • учебная нагрузка (подход к ученику стандартизирован, он не учитывает индивидуальные особенности и психотип);
  • недопонимание с ровесниками;
  • конфликты с педагогами;
  • неуспех (этот возраст характеризуется постановкой целей и стремлением их достигать, неудачи могут вызывать невротизацию).

Детская депрессия у младших школьников может проявляться такими симптомами:

  1. Физические нарушения. Появляются головные боли, ломота в теле. Возможны различные локализации дискомфорта: сердце, голова, мышечные ткани.
  2. Поведенческие и психологические изменения. Наблюдается апатия, грусть, тоска, отсутствие интереса к играм, учебе. Ребенок плаксив, раним, избегает контакта со сверстниками. Иногда могут происходить вспышки гнева, появляется раздражительность, вспыльчивость.
  3. Познавательные нарушения. Появляются проблемы в учебе, в результате рассеяности, неспособности сконцентрироваться.

Это возраст, связанный с гормональными изменениями в организме, в результате которых наблюдаются частые перепады в настроении. Подросток начинает строить первые эмоциональные контакты во внешнем мире: с противоположным полом, друзьями. Любые неудачи воспринимаются достаточно остро.

Все вышеизложенные причины в этом возрасте значительно обостряются и усугубляются.

Но к ним добавляются новые факторы:

  1. Школьный микросоциум. Поражения, обиды, непонимание педагогов, игнорирование ровесниками может привести к развитию недуга.
  2. Изменение внешности. В этот период ребенок часто ассоциирует себя с «гадким утенком». Особенно, если данный фактор сочетается с другими причинами.
  3. Познание окружающего мира и себя. Открывая новые грани, ребенок может сталкиваться с неудачами: первая любовь, выпускные экзамены, поступление в учебные заведения. Стресс у девушки может вызвать ранняя беременность. У юноши – неспособность нести ответственность за возлюбленную и себя.

У подростков депрессия может протекать типично и атипично. Для каждого вида характерны свои проявления.

Чаще всего наблюдается атипичное протекание патологии. Наблюдаются несвойственные признаки.

Врачи выделяют 3 эквивалента атипичного протекания недуга:

  1. Делинквентный. Подросток становится конфликтным, угрюмым, грубым. Старается сделать все «на зло». Часто бродит по улице, забрасывает учебу, может начать принимать алкоголь. Агрессия иногда сменяется суицидальными наклонностями. Характерно полное отрицание проблемы.
  2. Ипохондрический. Появляются различные жалобы на здоровье. Чаще всего они преувеличены. Подросток соглашается на обследование, охотно применяет медикаменты. Уклоняется от занятий, бездельничает, плаксив, раздражителен.
  3. Астеноапатический. Характеризуется трудностями в учебе, плохо дается новый материал. Невозможность сосредоточиться приводит к плохим оценкам. Неудачи выливаются в утомление. Занятия забрасываются. Подросток бездеятелен, вялый, практически не выходит их дома, постоянно испытывает скуку. Обвинение в лени воспринимает с раздражением.

Типичная депрессия имеет 2 формы:

  1. Меланхолическая. Чаще такая форма наблюдается у девушек. Нарушения выражены отчетливо: малоподвижность, угнетенное настроение, постоянная тоска, тихий голос, длительная неподвижность. Постоянно присутствуют мысли о суициде. Характерно чувство вины, идеи самообвинения. На фоне такой клиники может развиться бессонница, утратиться аппетит.
  2. Тревожная. Характерный симптом данной формы – тревога. Подросток не может объяснить, что его угнетает, беспокоит. Он испытывает беспочвенные страхи: могут напасть, исключить из колледжа, убить. Тревога сопровождается нарушением восприятия окружающего, растерянностью.

Затяжная депрессия может привести к развитию любых заболеваний. Помните все недуги от нервов. Кроме того, некоторые подростки ищут понимания в асоциальных компаниях, в которых приемлемы алкоголь и наркотики.

Но самое страшное последствие подростковой депрессии – это суицид.

Психологи рекомендуют максимально внимательно отнестись к резкому улучшению на фоне постоянного негативного состояния:

  1. Подросток начинает неожиданно обнимать родителей, говорить о том, как сильно их любит. Рассказывает, что очень виноват перед ними.
  2. Делает неожиданные подарки, начинает раздавать дорогие для него вещи.
  3. Ищет встречи с давними друзьями, родственниками.
  4. Наблюдается несвойственное спокойствие и ощущение радости.

Для правильной постановки диагноза потребуется помощь множества специалистов:

  1. Изначально обратитесь к педиатру. Он назначит стандартные анализы и обследования.
  2. Консультации узких специалистов: кардиолог, гастроэнтеролог, эндокринолог и др. врачи. Это позволит исключить развитие серьезных болезней.
  3. Детский невропатолог. Он установит вероятность развития заболевания в результате биологических факторов.
  4. Психотерапевт. Врач занимается лечением депрессии.
  5. Психолог. Помогает перебороть возникшие трудности и вновь научиться адекватно воспринимать мир.

Самостоятельное лечение – опасный путь! Только специалисты знают, как вывести ребенка из депрессии.

Медиками разработана специальная терапевтическая программа, включающая в себя:

  1. Курс диагностических исследований. Он позволяет определить психологические и физиологические источники развития болезни. Курс включает в себя: неврологическое, терапевтическое обследования, лабораторные анализы, специальные психологические тестирования.
  2. Симптоматическое лечение. Терапия включает антидепрессанты, обезболивающие лекарства, иммунокорректоры, стимулирующие препараты, витамины. Иногда назначают гормоны.
  3. Психотерапия. Это групповые и индивидуальные занятия, направленные на устранение психологических причин болезни.

Только врач, понимающий, как вылечить от недуга, сможет правильно назначить данные лекарства. Все антидепрессанты разделяются по своему воздействию, на 2 категории.

Тонизирующие препараты (возбуждают нервную систему):

Успокоительные (седативные) антидепрессанты (оказывают торможение нервной системы):

Важно, чтобы родители вместе с психотерапевтом и психологом разработали программу, как лечить их чадо. Дети очень нуждаются в помощи взрослых. Поинтересуйтесь у врача, что делать дома.

Чаще всего специалисты дают такие советы:

Такие советы позволяют не только вылечить депрессию, но и являются отличной профилактикой, защищающей от рецидива.

  1. Некоторые родители не желают замечать переживаний подростка, не придают значения его влюбленности. Они ругают и наказывают его за конфликтность, неуспеваемость. Этим родители значительно усугубляют его состояние. Такие действия и невнимательность к чувствам ребенка могут привести к суициду.
  2. Достаточно красноречиво наличие заболевания может характеризовать отдых и сон. Депрессивный ребенок не высыпается. Он постоянно стремится вздремнуть, прилечь. Однако сон у него некрепкий. Любой шорох приводит к вздрагиванию или просыпанию.

Депрессия – тяжелое и неприятное заболевание, которое в современном мире не обошло детей. Патология возникает не за один день. Психиатры и психологи констатируют, что чаще всего она развивается в течение 2 лет. Поэтому, будьте внимательны к тем, кому подарили жизнь, и кого любите больше всех. И тогда вам не будут страшны никакие депрессии!

Источник:
Депрессия у подростков и детей: болезнь, которую нельзя игнорировать!
Депрессия у подростков и детей – это состояние, с которым ребенок не способен справиться самостоятельно. Без помощи взрослых людей он не переборет свое состояние.
http://doktordetok.ru/nevrolog/depressiya-u-podrostkov-i-detej.html

Депрессия у ребенка

Спрашивает: Анастасия

Категория вопроса: Дети

Ответов на сайте: 5537 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 55

Анастасия, а папа мальчика где? Последнее время — это когда, после чего? Теряли ли Вы детей (выкидыш, аборт)?

Анастасия! Поясню вам, что происходит с ребенком.

Мальчики начиная с 7лет (до окончания подросткового возраста) очень нуждаются в контактах со значимым взрослым своего пола (с отцом). Ребенок начинает строить внутренний ОБРАЗ СЕБЯ как будущего мужчины.

Если у него нет связи с отцом, то ребенок «теряет» себя. Он понимает, что быть как мама он не может — он не девочка, а чтобы быть мужчиной — нужен кто-то рядом, кто может быть примером для подражания.

Если у вас плохие отношения с его отцом, он может чувствовать себя «плохим, никому не нужным». Это то, что происходит с ребенком.

А вот что вам с этим делать? Искать для сына достойный пример для подражания (тренера, отчима, дядю. ). Того, кого бы он стал уважать.

Лучший вариант, конечно, его отец, авторитет которого во многом зависит от вас.

Читайте статьи о семейном воспитании на моем сайте.

Психолог Алматы Был на сайте: 30 июня

Ответов на сайте: 1072 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 9

По вашему описанию ваш ребенок с одной стороны «гиперактивный», с другой: депрессивные мысли «Зачем я тогда вообще такой нужен? Если я для всех плохой, ни кто со мной не общается, всех я достаю. «

Вроде как депрессии характерно замедление активности, а у ребенка гиперактивность. если гиперактивен, то откуда «Сложно заставить делать уроки, а зачем мне все это нужно? Интерес только в компьютере. «

Я бы назвала это сложной маскированной депрессией. Причин этого может быть множество. Коллеги некоторые уже назвали.

Марина, я бы для начала посоветовала бы обратиться к невропатологу. Гиперактивность, агрессия и не желание учиться — это может быть гипертензионный синдром. начнёте лечение, станет несколько легче.

И независимо от результатов невропатолога необходимо начать терапию у психолога. Депрессия у 11 летнего ребенка — это серьезно. Это состояние требует серьезного и длительного лечения.

Марина, не тяните, обратитесь к психологу очно.

Источник:
Депрессия у ребенка
На вопрос: Депрессия у ребенка, отвечают психологи с высшим психологическим образованием
http://www.all-psy.com/konsultacii/otvet/14791/

Депрессия у ребенка

Детская депрессия – явление не такое уж редкое. Но диагноз ставят не всем. Капризы ребенка, безразличие к детским играм, грусть, непослушание, плохой аппетит – все это легко списать на кризис возраста или плохое воспитание. А между тем, это и есть настоящие симптомы детской депрессии.

Если ваш ребенок стал болеть в детском саду, не спешите винить в этом воспитателей. Возможно, малыш так переживает разлуку с вами, и это отнимает у него много сил и подрывает иммунитет.

Специалисты давно доказали: депрессия встречается даже у полугодовалых детей. Причем чаще всего у тех, чьи мамы переживают послеродовую депрессию. Ребенок просто перенимает эмоциональное состояние мамы и страдает вместе с ней. Но причина такого неординарного поведения кроется не только в этом. Важно как можно раньше диагностировать детскую депрессию и начать с нею бороться.

Психологи считают, что любой продолжительный стресс способен вызвать у ребенка дипрессию. Особенно, если речь идет о следующих ситуациях:

  • рождение брата или сестры, детская ревность. Ребенок может вести себя, как младенец, или наоборот, пытаться командовать всеми. Его можно понять: с тех пор, как в доме появился малыш, старшему ребенку ежечасно напоминают, что он уже большой. И ребенок старается соответствовать этому.
  • тяжелая болезнь мамы или папы. Дети во всех бедах склонны винить себя, и если мама заболела, то ребенок будет искать в этом долю своей вины.
  • смерть близких;
  • новое замужество мамы. Ребенок соперничает за маму и понимает, что шансы не равны.
  • смена места жительства.

В такие моменты внимание взрослых переключается на другие заботы, и они уже не уделяют ребенку много времени, как это было раньше. К тому же родители не считают нужным объяснять происходящее малышу и делают вид, что ничего не произошло.

Но ребенок чувствует: жизнь изменилась.

Непонятную ситуацию ребенок осмысливает по-своему. Чаще всего он считает себя причиной всех бед и приходит к выводу: я плохой. Такие дети постоянно спрашивают: «Ты меня любишь?» Неуверенность в себе нарастает, и вот уже ребенок прячется за маму, не спешит в детскую компанию. А если начинает играть – тут же затевает драку или ссору, потом спешит к взрослым с жалобой.

Иногда случается, что внешне благополучного ребенка что-то беспокоит. Несмотря на то, что вы вместе играете и читаете книжки, водите его в спортивную секцию или на танцы, он изменился: стал замкнутым, ничему не радуется, а любое развлечение воспринимает как тяжелую повинность. Начались проблемы со сном и аппетитом, участились болезни. Но больше всего родителей настораживает то, что ребенок очень долго может просидеть без всякого дела. Эти признаки свидетельствуют о затянувшемся стрессе.

Среди ситуаций, которые могут спровоцировать депрессию у детей, психологи выделяют и такую: родители больше заботятся о физическом комфорте младенца, забывая о его душевных переживаниях. Почти как у Спока: если ребенок сытый и сухой, он не должен капризничать.

Что касается детского сада, то ребенок обычно идет в группу безропотно, опустив голову. Но когда вы его забираете, то не верите своим ушам: воспитательница сетует на непослушание, раздражительность и даже агрессивность ребенка. Не думайте, что причина такого поведения – пробел в воспитании. Не ставьте кроху в угол, не лишайте его радостей – это только усугубит проблему. А ведь он изо всех сил пытается противостоять ей. Но это не пройдет само собой – ему требуется помощь.

Для начала постарайтесь понятно объяснить ситуацию. Расскажите ребенку, почему вы с папой стали уделять ему меньше внимания. Не скрывайте ничего, не приукрашивайте действительность и, главное, не лгите! Ведь рано или поздно обман раскроется. Лучше помогите ребенку пережить сложный момент.

Но не забывайте и о том, что без консультации специалиста не обойтись. Детская депрессия в легкой стадии проходит после психокоррекции (короткий курс у психолога или психотерапевта). Запущенная депрессия поддается лечению намного сложнее, иногда даже назначают медикаментозные препараты.

Ранняя депрессия возникает даже у детей грудного возраста. Основная причина – долгое отсутствие мамы и ошибки грудного вскармливания.

Расставание с мамой крайне нежелательно для ребенка. Ведь все девять месяцев беременности он был тесно связан с ней: она разговаривала с ним, поглаживала живот. В процессе рождения ребенок больше всего желает наконец-то ощутить прикосновения мамы и ее запах, попробовать вкусное молоко. Напрасные ожидания (если ребенка тут же уносят в детское отделение) приводят к стрессу. Новорожденный чувствует себя одиноким и беззащитным. Многие женщины, которым принесли детей на следующий день после появления на свет, отмечали, что те долго спят, отказываются брать грудь.

Постепенно, конечно, все налаживается, но в дальнейшем даже непродолжительное (всего на пару часов) отсутствие мамы ребенок переживает очень болезненно. Поэтому если вы рассчитываете выйти на работу как можно раньше, подождите, пока ребенку не исполнится хотя бы шесть месяцев, а еще лучше – год. Да и потом желательно некоторое время соблюдать свободный график работы – через день или с частичной занятностью. И только когда ребенок станет более самостоятельным, сможет хоть немного ориентироваться во времени и будет знать, что вечером мама вернется, можно выходить на полный рабочий день.

Говорите с ребенком на эту тему, все объясняйте ему, сочувствуйте. Главное, чтобы вы понимали, насколько ваша поддержка важна для ребенка, и не корили его за слезы. Договаривайтесь с ребенком: уточните, сколько он пробудет без мамы, и когда вы встретитесь. Тогда он не станет тоскливо слоняться по квартире, а интересно проведет время.

Учтите: при малейших жалобах бабушки или няни на то, что ребенок часто плачет или же постоянно прячется и противится телесному контакту, вам необходимо вернутся. Даже если вы отправились в отпуск или решили провести выходные вдвоем с мужем. Психическое здоровье ребенка дороже!

Счастливый ребенок растет лишь в счастливой семье. Поэтому ссоры и выяснения отношений между папой и мамой противопоказаны. Демонстрируйте свою любовь друг другу, чаще берите ребенка на руки, разговаривайте с ним, целуйте – это отличная профилактика детских депрессий.

Лечение депрессии у детей: беседы с психологом, физкультура, питание

Маленький ребенок еще не в состоянии распознать и описать свои чувства и эмоции. Поэтому первый визит к врачу – ознакомительный. Будьте готовы поделиться со специалистом своими наблюдениями, откровенно рассказать ему о ситуации в семье. Не исключено, что психолог попросит оставить его один на один с ребенком.

Доктор при помощи различных методов попробует выявить проблему. В его арсенале игровая, арт- и сказкотерапия, психогимнастические упражнения и многое другое. Слушая, анализируя и комментируя то, что изображает ребенок, психолог помогает ему осмыслить и проработать ситуацию. А еще – понять, как к ней относится и что делать дальше. И это только начало.

Бывает, что из-за депрессии ребенок заболевает. Он жалуется на слабость, избегает шумных игр, хотя явных признаков недомогания нет. Кажется, будто все действия ребенка направлены на сохранение энергии. Но в самый неожиданный момент он словно взрывается: начинаются истерики, продолжительный плач, громкий крик, бесконечное нытье… Естественно, это очень изматывает. В таких случаях доктора предпочитают поддерживать нервную систему малыша с помощью успокоительных сборов и гомеопатии. И хотя оптимальным лечением считается применение антидепрессантов, в случаях с детьми врачи стараются обойтись другими методами.

Доказано: занятия спортом повышают тонус организма. Активные упражнения ускоряют обменные процессы, являясь своеобразной подзарядкой. Запишите ребенка в бассейн, на танцы, в любую спортивную секцию. В выходные дни катайтесь с ним на велосипеде, играйте в футбол. Конечно, сначала ребенок будет сопротивляться вашей инициативе, ведь у него нет желания участвовать в активных играх. Помогите ему это преодолеть. Постепенно он заинтересуется и начнет получать удовольствие от занятий.

Сезонную депрессию (в холодное время года) специалисты связывают с недостатком в организме витаминов и отсутствием солнца. Унылая погода особенно влияет на самочувствие впечатлительных детей. Они как бы перенимают настроение природы, меньше двигаются, грустят без повода. И как следствие, снижается сопротивляемость организма, слабеет иммунитет. Старайтесь разнообразить меню карапуза. Давайте ему больше фруктов и овощей! Не забывайте также о мясе, рыбе и кисломолочных продуктах. Возможно, дополнительно потребуется курс поливитаминных препаратов.

Иногда причиной подавленного состояния становится однообразие жизни. Ведь даже вам скучно, когда все предсказуемо и расписано по минутам. Внесите в похожие друг на друга дни нотку спонтанности. Например, измените обычный сценарий выходных. Театр, цирк, кино – существует немало возможностей устроить маленький праздник без повода. Наслаждайтесь каждой минутой, проведенной в кругу семьи. Ведь вам так хорошо вместе!

Источник:
Депрессия у ребенка
Депрессия у ребенка: выходи, не плачь Детская депрессия – явление не такое уж редкое. Но диагноз ставят не всем. Капризы ребенка, безразличие к детским играм, грусть, непослушание, плохой аппетит – все это легко списат
http://mamaexpert.ru/article/depressiya-u-rebenka-vyhodi-ne-plach

COMMENTS