Детская депрессия

Детская депрессия

Длительные депрессии у детей, как правило, не проходят самостоятельно, могут повторяться и приводить к существенному ухудшению здоровья, общего состояния ребенка. Поэтому депрессию относят к опасным патологиям детского возраста.

В жизни каждого человека есть периоды взлетов и падений. Проблемы и неудачи иногда делают нас всех несчастными. В большинстве случаев эти чувства являются лишь временными, но у некоторых людей они сохраняются в течение очень длительного времени. Депрессия — это клинический термин, который психиатры и психологи используют для описания заболевания, когда в течение длительного времени человек ощущает грусть, безнадежность, беспомощность.

Депрессия может быть вызвана стрессом, потерей, большим разочарованием. Но иногда она возникает и без особой причины. Она может быть следствием биохимического дисбаланса в организме, поэтому некоторые люди уже рождаются со склонностью к депрессии.

Вне зависимости от причины возникновения, депрессия оказывает влияние на все аспекты нашей жизни: работа, учеба, отношения в семье, дружба и даже физическое здоровье. Депрессия, к сожалению, затрагивает не только взрослых. Она может появиться у детей и подростков и вызвать появление реальных проблем в их жизни.

Ребенок, страдающий депрессией, убежден, что его никто не понимает, что никто не испытывает тех же чувств, что и он. При этом он может полагать, что его никто не любит.

Взрослым иногда трудно понять, до какой степени серьезна депрессия у ребенка, поскольку все проблемы они рассматривают с точки зрения взрослого человека. А, тем не менее, некоторым детям крайне трудно справляться с теми нагрузками, которые они испытывают в процессе роста, а также со школьными нагрузками. Взрослым такие детские проблемы кажутся незначительными, но важно помнить, что для ребенка они могут казаться огромными.

Признаки депрессии у детей и подростков

Если ребенок находится в депрессии, скорее всего, он ничего не скажет о своих переживаниях. Но при этом самыми ранними признаками депрессии является изменение в поведении, например, признаки беспокойства или печали. Ребенок, который ранее был очень живым, активным, регулярно занимался какой-то деятельностью, вдруг становится пассивным и как бы отключается. Хороший ученик может начинать получать плохие оценки.

Некоторые признаки депрессии могут появиться при чрезмерном эмоциональном давлении в школе, при нагрузках социального плана, при давлении на ребенка в семье. Вполне возможно, что ребенок находится в депрессии и нуждается в помощи профессионального детского психолога, если у него замечены один или несколько из нижеперечисленных признаков депрессии.

Изменения в чувствах. У ребенка могут появиться симптомы печали, беспокойства, вины, гнева, страха, беспомощности, безнадежности, одиночества.

Изменения в физическом состоянии. Ребенок может внезапно начать жаловаться на головные боли, на боли в других органах. Ему может не хватать энергии, возникают проблемы со сном или приемом пищи, он чувствует постоянную усталость.

Изменения в мышлении. Ребенок может говорить вещи, которые указывают на низкую самооценку или чувство вины. У него появляются трудности с концентрацией внимания, возникают негативные мысли (вплоть до суицидальных).

Изменения в поведении. Ребенок может отказываться общаться с другими детьми, заниматься спортом, играть. При этом он отказывается от тех развлечений, которые раньше очень любил. У него могут даже появиться внезапные слезы, может возникнуть приступ истерики в ответ на незначительные, казалось бы, инциденты.

Как помочь ребенку при депрессии?

Поговорите с ребенком. Если вы заметили какой-то из вышеупомянутых признаков, попытайтесь побудить его рассказать о том, что он чувствует, что его беспокоит или раздражает. Если вы понимаете, что ваш ребенок находится в глубокой депрессии, не паникуйте. В этаких случаях всегда доступна профессиональная помощь детского психолога.

Депрессия вполне поддается лечению. Детям, подросткам и взрослым можно помочь преодолеть депрессию. Первое, что вы должны сделать – это обратиться к врачу педиатру (или провести комплексное обследование в детской поликлинике), чтобы выяснить, не являются ли усталость, недомогание, боли и печальное настроение следствиями какого-либо заболевания. То есть надо проверить физическое состояние организма ребенка.

Если с этой точки зрения все в порядке, следует поговорить с учителями в школе, не заметили ли они изменений в поведении ребенка и в его настроении. Учитель должен, в случае необходимости, попытаться изменить свое отношение к ребенку, страдающему депрессией, чтобы помочь ему в сложившейся ситуации, помочь ему увеличить чувство собственного достоинства.

Депрессия ребенка влияет на всю семью

Родителям важно правильно управлять собственным поведением по отношению к страдающему депрессией ребенку. Поскольку причины депрессии не всегда ясны родителям до конца, они могут чувствовать себя в чем-то виноватыми. При этом, сами того не желая, родители могут передать свое настроение ребенку, а он, в свою очередь, при этом будет чувствовать себя отвергнутым или непонятым.

Общаться с ребенком, страдающим депрессией, непросто. Родители должны в этот момент меньше обращать внимание на свои проблемы, а сосредоточиться на проблемах своего ребенка. Семейная терапия крайне важна в этих случаях.

Иногда ребенок, испытывающий проблемы, может рассказать о них своим братьям или сестрам, другим членам семьи. Таким образом, количество источников поддержки и понимания может увеличиться.

Лечение депрессии у детей

Длительные депрессии у детей, как правило, не проходят самостоятельно и могут не исчезать с возрастом. Это расстройство может повторяться и приводить к существенному ухудшению здоровья, общего состояния ребенка. Поэтому депрессию относят к опасным патологиям детского возраста.

Наиболее благоприятный случай – когда ребенок частично чувствует свое необычное состояние и мотивирован для выхода из него. Тогда можно использовать такие терапевтические методы как физическая активность, длительные прогулки, спортивные занятия.

Однако, в случае глубокой депрессии дети и подростки, как правило, не могут выйти из этого состояния самостоятельно и приходиться обращаться к специалистам.

Детские врачи, детские и подростковые психологи, детские врачи-психиатры при лечении длительных и устойчивых депрессий у детей используют ряд специальных методов – психотерапевтические, фитотерапевтические (при относительно легких формах расстройств), медикаментозные (антидепрессанты в ограниченных количествах).

Кабинет детского и подросткового психолога – детская поликлиника «Маркушка».

Источник:
Детская депрессия
Длительные депрессии у детей, как правило, не проходят самостоятельно, могут повторяться и приводить к существенному ухудшению здоровья, общего состояния ребенка. Поэтому депрессию относят к опасным патологиям детского возраста.
http://www.mamask.ru/deti-v-shkole/39-study/1358-djetskaja-djeprjessija-sovjety-djetskogo-psikhologa

Детская депрессия

Для многих педагогов и родителей актуальной темой бесед с психологом становится проблема детской депрессии. Эта тема охватывает и проблемы детей, лишенных родительского попечения, и семейных детей, переживающих одиночество, неблагоприятную семейную ситуацию, развод или смерть родителей. К сожалению, квалифицированной и исчерпывающей литературы по этой теме на сегодняшний день явно недостаточно. В этой статье будет дан небольшой обзор работ, представленных в книгах: Иовчук Н.М., Северный А.А. «Депрессия у детей и подростков» и Дробинская А.О. «Школьные трудности нестандартных детей».

Когда-то психиатры спорили, может ли ребенок испытывать депрессивные состояния? Ведь ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, заторможенность — типичные проявления «взрослой» депрессии.

У детей трудно выделить подобные признаки, во-первых, из-за их нечеткости, а, во-вторых, из-за того, что ребенок не всегда может дать подробный отчет о своих эмоциональных переживаниях. Депрессия у ребенка всегда «маскирована»: это и тревожность, и школьная неуспеваемость, и нарушения отношений со сверстниками, и беспокойство за свое здоровье, и страх за близких. Именно «маскированность», атипичность является наиболее характерной чертой детской депрессии.

Педагоги и родители должны знать, что депрессивные состояния почти всегда протекают с жалобами на нездоровье. Жалобы на сердцебиение, головокружение, тошноту, слабость, нарушение сна, различные боли в сочетании с вялостью («ножки уморились, ходить не хотят», «руки, ноги тяжелые», «трудно ходить, еле портфель дотащила»), изменением внешнего облика ребенка создают картину тяжелого физического недуга, и первые месяцы (и даже годы) бывают предметом внимания педиатров или хирургов. Отсутствие подтверждения в анализах какой-либо серьезной болезни не исключает настоящего страдания, которое переживает ребенок, а свидетельствует о расстройстве его эмоциональной сферы и должно служить взрослым сигналом детского неблагополучия.

Эти недомогания могут быть либо крайне разнообразными, часто сменяющими друг друга, либо, напротив, монотонными, ограниченными одной постоянной жалобой. Наиболее частыми у детей дошкольного возраста бывают жалобы на боли в животе, а у детей младшего школьного возраста — на головную боль. Зачастую дети уверены в неизлечимом заболевании (так называемое ипохондрическое расстройство). Это проявляется в том, что у ребенка даже при упоминании о чьей-то болезни или смерти усиливается тревога, и совершенно незнакомые даже с элементарными симптомами болезни, они пользуются медицинскими терминами, где-то услышанными и заключающими очевидную угрозу: рак, СПИД, проказа, коллапс, менингит и т.п.

У многих детей ярко выражено проявление тревоги и страха, нарастающее, как правило, в вечернее и ночное время. Неопределенная, беспредметная тревога кратковременна, но быстро переходит в конкретный страх: остаться одному, потерять маму, ребенок боится, что мама не придет за ним в детский сад, что по дороге с работы она попадет под машину или ее убьют бандиты. Наряду с этим, выступает и страх за себя, свое здоровье, жизнь, будущее: «Вырасту и вдруг стану плохим человеком, бандитом, попаду в тюрьму? Вдруг будет война, погибнет все живое, не хватит воздуха, воды, пищи? Как жить дальше, когда умрут родители?» Высшей степенью тревожности становится общий, диффузный, беспредметный страх, когда все окружающее таит угрозу и представляет опасность.

Возможны и так называемые панические расстройства: приступы сердцебиения, болей в области сердца, головокружения, тошноты, озноб, частое дыхание. Такое состояние возникает остро и часто сопровождается выраженным чувством страха смерти, боязнью замкнутого пространства.

Проявления депрессии в разных возрастах могут быть разными. У маленького ребенка родители обращают внимание на снижение аппетита, остановку в прибавке веса, капризность и замедленность движений.

В дошкольном возрасте на первый план обычно выступают изменения в состоянии здоровья, а вместе с этим могут проявляться и типичные депрессивные признаки: тихий голос, печальное выражение лица, скупая мимика, старческая походка.

У младших школьников более заметны: замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, школьным занятиям, тоскливое настроение. Но обычно до 12-13 лет от ребенка редко можно услышать жалобу на «печаль» или «тоску». Чаще дети жалуются на то, что им «скучно», «ничего не интересно», «невыносимо», «хочется плакать», «камень на сердце», «темная стена». Кстати, жалоба на «скуку», означающая снижение интереса к окружающей жизни, — один из самых частых признаков детских депрессий. При этом, в отличие от депрессивных взрослых, у детей отмечаются повышенная слезливость или постоянная готовность к плачу, выраженные тем больше, чем моложе ребенок. Депрессивные дети плачут по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, приходе в дом постороннего.

Отмечаются также повышенная чувствительность, жалостливость (дети могут плакать над сломанным цветком, срубленной елкой, убитым жуком), жалеть неодушевленные предметы. Они не отпускают от себя мать, просят взять их на руки, покачать, в их речи появляются младенческие интонации.

Между тем дети выглядят не столько печальными, сколько мрачными и угрюмыми. В отличие от взрослых, «вектор вины» при детской депрессии направлен вовне. Дети недовольны отношением к ним родителей, считают их виновными в плохом самочувствии, сниженном настроении, высказывают массу претензий и упреков. Начиная сомневаться в любви родителей, они много раз в день задают один и тот же вопрос: «Ты любишь меня?», но при положительном ответе и ласке успокаиваются ненадолго, ловят взгляды близких, наивными способами пытаются проверить их любовь. Всякое замечание, недовольство родителей провоцируют приступы двигательного беспокойства с криком, плачем, нелепыми угрозами и поступками, вплоть до демонстративных попыток самоубийства.

Одним из ранних признаков детской депрессии является школьная дезадаптация. Она, как правило, нарастает постепенно, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. Дети все больше времени тратят на приготовление домашних заданий, не понимают прочитанного. Много раз пересказав текст дома, на другой день не могут вспомнить его у доски, не могут решить простейших задач, путают счет. Начинают плакать, причитая, что все их усилия напрасны, что «все равно будет двойка». Становятся крайне рассеянными, забывают дома тетради, учебники, жалуются на потерю памяти: «совсем глупая стала», «не умею учиться», «силюсь понять и не понимаю». Считают, что учителя их недолюбливают за тупость, сверстники презирают, стремятся обидеть, смеются над их плохой успеваемостью, что они неинтересны, неприятны, и даже родители отдают предпочтение другим детям в семье.

Появляется и несвойственная ребенку медлительность, неловкость. Дети подолгу одеваются, не могут бегать, играть со сверстниками на переменах, на уроках физкультуры выглядят вялыми и неуклюжими, постепенно прекращают посещать спортивные секции, требующие физического напряжения.

В период улучшений ребенок дает слово завтра же отправиться в школу, готовит уроки, собирает портфель, а на утро либо наотрез отказывается выполнять свое обещание, либо доходит до ворот школы и возвращается домой. Связно объяснить свое состояние не может, на все вопросы отвечает «не могу», «не хочу» или каждый раз ссылается на новые несущественные причины. Он весел и спокоен, когда в связи с болезнью или каникулами родители прекращают обсуждать вопрос о школе. Такое состояние «школьной фобии» может продолжаться года 3-4.

Родители, педагоги, одноклассники не могут объяснить изменение характера подростка и падения его успеваемости, расценивая эти проявления как лень, распущенность или находя этому причины в ссоре с приятелями, влиянии дурной компании. Соответственно, к такому подростку подходят с дисциплинарными мерками — требованиями, наказаниями, порой очень жестокими.

Уязвленный подросток реагирует на все замечания грубостью, резкостью, а иногда и физической агрессией. Он становится конфликтным, драчливым, нетерпимым. В семье он скрытен, враждебен, особенно к тому из родителей, кто проявляет большую жесткость и прямолинейность.

На развитие депрессии влияют как внешние, так и внутренние факторы. Наиболее травмирующим фактором для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет) является отделение от матери, от семьи (помещение в больницу, санаторий, круглосуточный детский сад, ясли, дом ребенка и т. п.), а для детей старше 5 лет — длительная неблагополучная семейная ситуация (скандалы, жестокость родителей, развод, смерть родителей).

Начиная с 7-летнего возраста, наиболее значимыми факторами депрессии становятся проблемы, связанные со школой (смена класса, учителя, отставание от сверстников, оскорбительное отношение учителя).

Короткофазность, быстротечность депрессии в детском возрасте встречается чрезвычайно редко: обычная длительность депрессии от 1-3 мес., до года и больше. При этом интенсивность депрессивной симптоматики отличается непостоянством, связана с семейной ситуацией и физическим состоянием ребенка.

Первым условием грамотной поддержки страдающих депрессией детей является ранняя квалификация и диагностика расстройства. Преградой этому часто служат искаженные родительско-детские отношения, крайними проявлениями которых являются нечувствительность к переживаниям ребенка, жесткие меры принуждения и наказания или, напротив, стремление защитить или изолировать от сверстников, дать отдохнуть от занятий.

Если депрессия выражена несильно, она вполне может пройти самопроизвольно, без вмешательства специалистов. Главное, необходимо внимание к душевному состоянию ребенка. Сам ребенок не придет к взрослому с жалобами на душевный недуг. Он и при внимательном расспросе, как правило, не может сформулировать то, что его беспокоит, а в лучшем случае, попытается объяснить свое состояние внешними причинами.

В любом случае, если неблагополучное, подавленное состояние затягивается больше, чем на две недели, даже если его причина кажется совершенно понятной и «естественной», стоит обратиться к врачу. За видимой понятностью может скрываться болезненное состояние, для выхода из которого необходима медикаментозная помощь.

И родители, и педагоги должны помнить, что чем раньше ребенку будет оказана эта помощь, тем легче он выйдет из болезненного состояния, тем меньше возможности неблагоприятных последствий.

Прямым мягким убеждением следует прививать ребенку мысль о том, что его состояние является болезненным и, следовательно, может быть излечено. Как показывает опыт, сам вопрос лечения является болезненным и для детей, и для родителей, поскольку детям кажется, что нужно прекратить на длительное время учебу, найти у себя соматическое заболевание, а взрослые не доверяют врачам. Переубеждение депрессивного ребенка требует времени, настойчивости, предельной корректности, а главное, активного эмоционального сопереживания.

Если не рассматривать случаи сложных драматических отношений в школе, то наиболее предпочтительным для ребенка остается обучение в собственном классе. При многолетнем совместном обучении сверстники, как правило, не только не обижают и не унижают одноклассника, но обычно опекают и защищают его. Прекращение обучения и воспитания недопустимо даже при тяжелых формах психических заболеваний. При упорстве и терпении родителей, внимательном и гибком отношении педагогов, такие дети постепенно привыкают к коллективу, делают успехи в определенных областях знания, хорошо и даже отлично учатся.

Желательно также активное участие самих детей в процессе выздоровления. И здесь, задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь реализоваться природным способностям и интересам детей. При этом самым важным будет именно отношение близких взрослых: сочувствие, понимание страдания ребенка, умение в процессе общения отвлечь его от тягостных мыслей и переключить на интересные ему проблемы. Такое общение станет необходимым фундаментом детского выздоровления.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института

Источник:
Детская депрессия
Для многих педагогов и родителей актуальной темой бесед с психологом становится проблема детской депрессии. Эта тема охватывает и проблемы детей, лишенных родительского попечения, и семейных детей,
http://www.rondtb.msk.ru/know-how/depression.htm

Семейный сайт

Даже самые дорогие вещи не способны так преобразить образ, как какая-либо деталь: будь то цветок в волосах, пояс, ремень, брошка, заколка или необычной формы манжет на блузке. Детали образа — это отражение нашего внутреннего мира, его восприятие нами. Они ставят последнюю точку в нашем гардеробе, тем самым подчеркивая, отношение к моде.

Овсянка – продукт широко известный не только в кулинарии, но и в домашней косметологии. Состав и питательные качества крупы делают ее одной из главных составляющих оздоровительных диет и процедур по уходу за кожей.

Мы создали подборку самых дорогих СПА и косметических процедур мира, по сравнению с которыми привычки царицы Клеопатры, вроде ванны из молока ослиц или сна в золотой маске, выглядят как услуги салона красоты, расположенного в спальном районе небольшого областного центра.

Каковы же главные постулаты питания йогов, и от каких продуктов и блюд стоит отказаться при занятиях йогой? Экспериментируйте с рационом, выбирайте еду, которая бодрит ваш дух, проясняет разум и будет максимально сбалансированной.

И вот, наконец, на весах заветная цифра! Радость от факта достижения цели может испортить одна новая деталь вашего нового облика – обвисшая кожа. Что же делать, чтобы вернуть коже упругость, и как предотвратить ее провисание?

Детская депрессия: симптомы, причины. Как бороться с депрессией

Депрессия – это заболевание, которое в современном мире имеет особое влияние, как на взрослых, так и на детей. К сожалению, не все родители воспринимают детскую депрессию всерьёз, а иногда и просто не замечают её. Между тем отслеживать поведение и состояние ребёнка необходимо. Если этого не делать, данное заболевание может привести к тяжёлым проявлениям, как на психическом, так и на физиологическом уровне.

Депрессия – это длительное психологическое заболевание, способное развить полную апатию к происходящему вокруг, а также поспособствовать укоренению в организме многих заболеваний и расстройств. В детском возрасте оно несёт особую опасность, так как в некоторых случаях трудно различимо и не поддаётся быстрому излечению, требуя комплексного всестороннего подхода и максимального внимания, как со стороны врачей, так и со стороны родителей.

Наиболее часто депрессивным состояниям подвергаются дети в следующих возрастных категориях: от 7-ми до 10-ти лет, от 10-ти до 13-ти, от 14-ти до 16-ти и старше 16-ти. Особо опасные группы включают в себя возраста от 14-ти до 18-ти лет. В этот период от родителей требуется особое внимание, понимание и терпение, а также своевременная диагностика этого психологического заболевания.

Узнать, что у вашего ребёнка депрессия, можно по следующим признакам:

Что же является причиной столь угнетённого состояния ребёнка? Депрессия – штука непростая, и, как правило, на начальных стадиях её практически невозможно распознать. Между тем, факторы, влияющие на её проявление, накапливаются и, в конце концов, приводят к настоящему эмоциональному взрыву.

Конечно, наиболее частой причиной развития детской депрессии является неполноценность семьи, личного семейного статуса, отсутствие любви и заботы, должного внимания. Развод родителей или их постоянные ссоры – это прямой путь к формированию тяжёлых психологических состояний у ребёнка.

Не умение общаться, проблемы со сверстниками, постоянные неудачи в учёбе и сопутствующая критика, одиночество (отсутствие друзей), увлечение мрачной музыкой также могут стать отправной точкой для появления депрессии. Важно отметить, что основными сигналами о желании ребёнка закончить свою жизнь будут замкнутость, стремление от всех уйти, спрятаться, уединиться, нежелание разговаривать и, тем более, делиться какими-то болезненными моментами, длительные отлучения из дома, общее изменения в поведении, реакциях, увлечениях и пр. Заметив хотя бы часть подобных проявлений, вы незамедлительно должны что-то предпринять (психотерапевт, психолог, ненавязчивый разговор по душам).

Постоянная смена обстановки, переезды, другой коллектив, необходимость приспосабливаться – всё это входит в ряд причин развития детской депрессии.

Нельзя не отметить и широкое распространение электронных интернет сетей, погружение в которые провоцирует замкнутость и ограждает ребёнка от социума, что неизбежно становится причиной тяжёлых психологических состояний.

Однако помимо факторов, появляющихся в процессе жизни, на развитие депрессии могут повлиять ранние отклонения в развитии плода. В данном случае заболевание примет патологический характер и местными средствами лечить его будет уже невозможно.

Прежде всего, чтобы предупредить у своего ребёнка развитие депрессивных состояний, родители должны проявлять больше внимания к тому, чем ребёнок дышит, что ему интересно, что волнует его в большей степени. Они должны сконцентрировать своё внимание на рационе ребёнка, на регулярных прогулках, а также на том, чтобы у их чада было какое-то личное увлечение, которое будет занимать его, отвлекая от дурных мыслей. Важно! Это увлечение должно нравиться именно ребёнку, а не одному из родителей. Если вы всё же заметили признаки депрессии и понимаете, что что-то в ваших действиях (в жизни в целом) пошло не так, необходимо окружить ребёнка заботой, и дать понять ему, что он не один, что вы готовы его выслушать (не ругая!) и помочь разобраться с той или иной проблемой.

Конечно, без квалифицированной помощи специалистов не обойтись. При обнаружении малейших признаков депрессии необходимо записаться на приём к детскому психотерапевту и психологу. Комплексный подход позволит выявить причины развития заболевания, его особенности в каждом конкретном случае и пути решения возникшей проблемы. Иногда назначается и медикаментозное лечение, и даже появляется необходимость размещения ребёнка в стационар. Ни в коем случае не подбирайте антидепрессанты и блокаторы самостоятельно – только врач способен оценить действие того или иного препарата для каждого ребёнка в отдельности!

Очень важно, чтобы курс избавления от депрессии проходил именно в комплексе. Он в свою очередь включает не только постоянные посещения психотерапевта и психолога, но и регулярные прогулки, правильную систему питания, сна, общения. Если возникают проблемы с коммуникабельностью, то ребёнка придётся постепенно направлять в данной области, погружать его в атмосферу, где необходимо контактировать с людьми. Не исключено, что для полноценного эффекта антидепрессивный комплекс придётся проходить всей семье для установления прочного союза со своим чадом.

Как показывает практика, иногда для избавления от депрессии достаточно простого разговора и немного участия в проблемах ребёнка с учётом его мнения, поэтому очень важно найти точки соприкосновения, как с малышом, так и с подростком, тогда тяжёлых форм заболевания удастся избежать.

Источник:
Семейный сайт
Депрессия – это длительное психологическое заболевание, способное развить полную апатию к происходящему вокруг, а также поспособствовать укоренению в организме многих заболеваний и расстройств. В детском возрасте оно несёт особую опасность.
http://www.list7i.ru/?id=426&mod=boards

COMMENTS