Детский психоз

Детские психозы (childhood psychoses)

Д. п. представляют собой смешанную группу тяжелых расстройств с грубыми отклонениями от ожидаемых соц. и интеллектуальных возрастных норм. Детский аутизм и детская шизофрения — два наиболее распространенных психотических расстройства детского возраста.

Почти каждый аспект проблемы психозов детского возраста — от названий и критериев определения до интерпретации механизмов и тактики лечения — отмечен разногласиями. Несмотря на существующие противоречия, проявления психотических расстройств всеми описываются как «глубокие», «всепроникающие» и «тяжелые». Не подвергается тж сомнению, что эти заболевания длятся на протяжении всей жизни, хотя небольшой процент больных и демонстрирует существенные улучшения. Неблагоприятные исходы болезни связывают с низкими (соотв. умственной отсталости) показателями теста интеллекта, проводимого во время постановки диагноза, отсутствием речевых навыков до 5-летнего возраста, проявлением признаков психоза в возрасте до 10 лет и обнаружением у детей интроверсии, робости и заторможенности еще до появления трудностей.

Симптомы аутизма и детской шизофрении в значительной мере перекрывают друг друга. Группа британских психиатров предложила девять признаков, характеризующих эти и др. формы Д. п.:

1. Серьезные устойчивые нарушения межличностных отношений. Они приобретают форму ухода в себя при аутизме и обсессивной привязанности (часто к матери) при детской шизофрении.

2. Видимое отсутствие сознания личной идентичности, проявляющееся в гротескных позах и нанесении себе увечий.

3. Повышенный интерес к неодушевленным объектам и необычные действия с ними, часто без понимания их обычной функции.

4. Крайнее сопротивление к переменам любого рода и ритуалы, направленные на поддержание однообразия.

5. Патологическое восприятие, приводящее к преувеличенным, дефицитарным или непредсказуемым реакциям на сенсорную стимуляцию. У мн. пациентов имеются нарушения концентрации внимания и отсутствие реакций на окружающую обстановку.

6. Повышенная, острая, неадекватная тревога; в нек-рых случаях — панический страх обычных предметов домашнего обихода.

7. Тяжелые нарушения речи — обычно потеря или задержка развития речевых навыков. Речь нек-рых пациентов неадекватна, напр. они неправильно используют местоимения или не пользуются флексиями.

8. Нарушения моторики, в т. ч. судорожные спазмы, обездвиживание, гиперактивность и манерные стереотипии. Часты попытки аутостимуляции в виде вращения корпуса, хождения на цыпочках, хлопанья в ладоши и раскачивания, в особенности в условиях относительной моторной депривации в мед. учреждениях.

9. Общая задержка развития интеллектуальных навыков. Свыше 50% больных постоянно остаются на сниженном уровне развития. Однако дети с аутизмом иногда демонстрируют нормальное или даже высокое интеллектуальное функционирование в специфических областях, таких, напр., как память, музыка или арифметика — способности, редко наблюдаемые у детей с шизофренией.

Эти девять признаков наблюдаются не исключительно при психозах и не у всех детей с диагнозом психоза. На практике часто трудно отличить психотические расстройства от задержки умственного развития, органического повреждения мозга и симптомов, сопровождающих слепоту или глухоту.

Существует также характерная разница в социальном происхождении больных аутизмом и шизофренией. Дети с аутизмом — выходцы из семей, принадлежащих к относительно высоким слоям общества, в роду у них низкая представленность случаев шизофрении. Дети с шизофренией — преимущественно выходцы из бедных семей и имеют повышенный уровень наследственной отягощенности шизофренией.

Этиология этих психотических состояний неизвестна. Однако этиологические теории исходят из предположений о многофакторном генезе этих расстройств. Данные исслед. подтверждают роль физиол. механизмов.

Согласно большинству теорий, детская шизофрения имеет сходство со взрослым вариантом, что предполагает действие одних и тех же этиологических факторов в обоих случаях. Совр. теории подчеркивают роль биохимических отклонений (в особенности, церебрального обмена допамина). В нек-рых случаях решающую роль играет генетический фактор, запускаемый стрессом. Хотя не все пациенты с детской шизофренией имеют признаки повреждений мозга в процессе родов, у них выявляется более высокий процент родовых осложнений и др. признаков патологии нервной системы по сравнению с их сиблингами и здоровой контрольной группой. Все же данные в поддержку наличия специфических дефектов ЦНС являются недостаточно убедительными.

При аутизме — особенно в случаях, где симптомы выражены с младенчества, — исследователи предполагают церебральную патологию вследствие наследственной отягощенности или осложнений при родах. Не все согласны в том, что это за патология, присутствует ли она во всех случаях, вовлечены ли одновременно неск. областей мозга. Тем не менее, есть данные об участии таких факторов, как пренатальные инфекции (например, краснуха), наследственные неврологические расстройства, кровотечения во время беременности и неизвестные генетические расстройства.

Исследователи факторов внешней среды редко различают между собой аутизм и шизофрению в детстве, считая их в принципе одним и тем же расстройством.

Родители психотических детей представляют собой далеко не гомогенную группу. У родителей больных шизофренией часто выявляется патология, включающая психозы, шизоидность и интроверсию. Однако нет очевидного подтверждения того, что расстройства у родителей предшествуют нарушениям у их потомства и провоцируют именно эти нарушения. У родителей детей с аутизмом не выявляются шизофрения и шизофренные симптомы. Имеющиеся у них психол. расстройства, по-видимому, чаще всего вызваны рождением аутичного ребенка или отношением работников здравоохранения, возлагающим вину за болезнь ребенка на родителей.

Авторы, считающие, что это проблема гл. обр. органическая, основываются и на соматическом, и на психопедагогическом лечебных подходах. Гормоны типа тиреоидных, мощная витаминотерапия и др. лекарства могут обеспечить облегчение симптомов, особенно бессонницы, гиперактивности и агрессивности. Программы перевоспитания, часто поведенчески ориентированные, имеют целью развитие навыков копинга и устранение симптомов дезадаптации. Такие высокоструктурированные психопедагогические программы превосходят по эффективности др. формы психосоциальной терапии.

См. также Детский невроз, Наследуемость, Личность, Психоэндокринология, Шизоидная личность, Аномалии половых хромосом

Источник:
Детские психозы (childhood psychoses)
Д. п. представляют собой смешанную группу тяжелых расстройств с грубыми отклонениями от ожидаемых соц. и интеллектуальных возрастных норм. Детский аутизм и детская шизофрения — два наиболее
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/216/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5

Детский психоз

Психоз у ребенка причисляют к смешанной группе сложных психических болезней, которые обнаруживаются в неспособности малышей отделить явь от фантазий, отличить реально существующую действительность от вымысла и отсутствием адекватности оценки происходящего. Другими словами, ребенок не умеет сообразно воспринимать среду, вследствие этого и ответное реагирование на нее является неадекватным. Данный недуг преимущественно, характеризуется нелегким протеканием, однако наблюдается очень редко.

Это нарушение способно значительно осложнить детское взаимодействие с окружающей реальностью и взаимосвязи в социальной сфере, не зависимо от формы недуга, которой подвержена кроха. Его воздействие обнаруживается проблемами в ходе организации процессов мышления и управлении действиями, поведением, эмоциями, в нарушении выстраивания отношений и верного применения языка, адекватных общественным нормам.

Детские психозы бывают ранними или поздними. Ранний – наблюдается у деток, находящихся в возрастном и грудном, дошкольном и школьном возрастных периодах, а поздний – в препубертаном и подростковом периоде.

Проявления психотического поведения носят разнообразный характер. К наиболее бесспорным признакам относят галлюцинации, которые выражаются в возможности крохи видеть, слышать, ощущать или осязать что-то, чего на самом деле нет. Еще одним явным признаком психической болезни у детей считается наличие бреда, который обнаруживается в неверной интерпретации смысла действительно существующего. Ребенок, подверженный данному состоянию, начинает бессмысленно сочинять слова, смеется над неприятными вещами, испытывает беспричинное раздражение.

Именно наличие галлюцинаций и состояние бреда для констатации диагноза психоза у малышей являются отличительными признаками. Так, например, у здоровой малышки сказка о Золушке породит мечту стать самой Золушкой и антипатию к злобной мачехе, а кроха, страдающая психозом, будет искренне верить, что она является в реальности Золушкой, а мачеха проживает с ней в одном жилище. Психиатры считают, что с уверенностью утверждать о наличии психической болезни можно только после того, как крохи начинают говорить, хотя косвенным признаком наличия данного недуга может служить и нарушенное поведение.

У детей психотическое состояние проявляется в снижении ясности сознания, затруднении ориентирования в пространстве, времени и собственной личности. У больных деток сильно выражены расстройства вегетативного и соматического характера. Такие симптомы психоза считаются положительными, так как добавляются они к первичному состоянию психики и после адекватного лечения проходят бесследно. В некоторых случаях возникают негативные нарушения, которые провоцируют тяжелые социальные последствия. У малышей формируется негативное видоизменение личности и черт характера, а нередко даже глубокое разрушение психики.

Дети, страдающие психозом, характеризуются пассивностью, вялостью. Они практически неинициативны. Постепенно у них усиливается состояние эмоциональной тупости, ребенок начинает отделяться от окружающих все больше, становится агрессивно-раздражительным, неуживчивым и грубым. По прошествии некоторого количества времени возникают расстройства интеллекта, а мыслительные процессы характеризуются отсутствием целенаправленности и бессодержательностью.

Нередко у детей может возникнуть реактивный психоз, который еще именуют психогенным шоком. Реактивный психоз – это расстройство психики, наступающее вследствие перенесения малышом тяжелой психологической травмы. Данная форма недуга характеризуется наличием трех признаков, отличающих ее от других типов психоза:

— заболевание всегда является результатом перенесения тяжелого потрясения эмоционального характера;

— имеет обратимый характер (выраженность симптоматики слабеет с течением времени, то есть чем большее количество времени прошло со дня травмы, тем менее выражена симптоматика);

— проявления психоза и болезненные переживания имеют зависимость от характера травмы, другими словами между ними имеется психологически понятная взаимосвязь.
Профилактика и помощь детям с реактивными психозами, прежде всего, заключается в ликвидации травмирующего фактора. Медикаментозная терапия назначается в зависимости от выраженности симптоматики и особенностей состояния психики. Профилактика заключается в предохранении детей от воздействия травмирующих ситуаций и в грамотном воспитании, в котором нет беспричинных криков, и есть последовательность.

У ребенка психоз в 1 год отмечается в аутистическом поведении с отсутствием улыбки на лице и радостных эмоций.

В трехмесячном возрасте не наблюдается гуления, а в восьми — десятимесячном возрасте отсутствует лепет, возникают навязчивые похлопывания в ладоши, малыш абсолютно не интересуется окружающим миром и не следит за передвижением предметов, также он индифферентно относится к родне.

В соответствии с различными международными классификациями недугов аутистические расстройства определяются в круге психозов детского возраста или нарушений развития.

У ребенка психоз в 1 год, преимущественно, определяется дегенеративными признаками в форме дефектов в умственном развитии и отклонений в поведении. Многие психиатры в ходе проведения исследований сделали вывод, что уже с раннего детства существуют непрогредиентные состояния, которым присуща неравномерность в развитии или неуравновешенность.

Часто родители или другие взрослые родственники малышей задаются вопросом: «у ребенка психоз, что делать». Нужно определиться с причинами, провоцирующими появление данного состояния. Нередко факторами, провоцирующими развитие психоза, может служить прием лекарственных препаратов, высокая температура, менингит или гормональный дисбаланс, травмы или интоксикация мозга, понижение иммунитета, дефицит витаминов группы В, нарушение электролиза. Зачастую психоз проходит, когда вышеописанные физические проблемы прекращают свое воздействие.

Также нередки случаи возникновения данного состояния у малышей без наличия сопутствующих заболеваний или вследствие «плохой» наследственности. Течение таких расстройств может быть быстрым или затяжным, либо эпизодическим на протяжении нескольких месяцев, нередко даже лет. Психиатры выдвинули предположение, что их возникновение провоцируется наличием биохимических отклонений, которые могут носить приобретенный характер либо быть врожденными. Есть дети, произведенные на свет с тяжелыми дефектами конституционного типа. В этом случае расстройство может быть еще в очень раннем возрасте спонтанно проявленным.

У ребенка психоз, что делать? При подозрении у двухлетней крохи наличия данного расстройства следует обратиться к специалистам следующего профиля: отоларингологу, логопеду и невропатологу, которые проведут обследование физического состояния крохи и ее психики, протестируют способности интеллекта, проверяет слух и речь. Если выявляется, что психоз у ребенка 2 лет появился как следствие физического недуга, то диагностика сводится к поиску его причины.

Лечение психозов у детей зависит от разновидности заболевания. Зачастую достаточно будет ликвидировать причину, спровоцировавшую психотическое состояние. В более сложных ситуациях можно использовать медикаменты, компенсирующие расстройства биохимического типа. Однако лечение ранних психозов считается малоэффективным. При агрессивном поведении в редких случаях возможно назначение транквилизаторов.

Психоз у трехлетних детей представляет собой нарушение в их восприятии реальности и отсутствие осознания, что оно неверно, вследствие чего изменяются представления малышей, что ведет к возникновению иллюзорного мышления, которое характеризуется тем, что ошибочные убеждения трансформируются в непоколебимые. Это провоцирует странное поведение детей. Также наблюдает нарушения последовательности и связности мышления.

Детские психозы, кроме ранних и поздних, также бывают реактивными (порождают травмы) и острыми (возникают неожиданно и моментально развиваются).

Профилактика и помощь детям с реактивными психозами заключается в соблюдении распорядка дня, систематических физических упражнениях, наблюдении за изменениями в детском поведении. При всех расстройствах реактивной формы следует, в первый черед, если это возможно, ликвидировать причину недуга – психогенную ситуацию. Обычно аффективно-шоковое поведение, если не трансформируются в иное состояние, не требует врачебной помощи.

Лечение психозов у детей 3 лет, не спровоцированных травмами, определяется остротой течения, особенностями психопатологической симптоматики. Поэтому основным методом лечения принято считать применение медикаментозной терапии, которая должна базироваться на сугубо индивидуальном, нешаблонном подходе к маленькому пациенту и учитывать половую принадлежность, возраст, а также наличия иных недугов в анамнезе.
Назначается гормональная терапия (тиреоидные гормоны), мощная витаминотерапия и другие препараты, способные обеспечить облегчение симптоматики, особенно гиперактивности, нарушений сна и агрессивности. Также существуют различные поведенческие ориентированные программы, направленные на ликвидацию проявлений дезадаптационного поведения и развития навыков копинга.

Источник:
Детский психоз
Психоз у ребенка причисляют к группе психических болезней, которые обнаруживаются в неспособности малышей отделить явь от фантазий, отличить действительность от вымысла
http://psihomed.com/psihoz-u-rebenka/

Как побороть детский психоз или умение держать себя — В руках

Как побороть детский психоз или умение держать себя «В руках»

Как побороть детский психоз или умение держать себя «В руках»

[QUOTE=Ирина Агеева;190653]Моему ребёнку 3,2 г. И наступил у нас кризис 3-х лет. Ребёнок не понимает слово»нельзя», не слушает, убегает на улице. В саду тихий спокойный и играет один, воспитателей слушает. Дома делает всё наоборот. ЧТо не так , то падает на пол и начинае «биться головой» о пол.

Ирин, повторю вопрос. Расскажите о сыне, что значит один играет в саду?

Sherylin сказал(-а): 01.12.2011 15:44

Ирина, вот вам ссылка, довольно хорошая книга по психологии. Она, конечно, сложная и написана профессиональным языком, но там разные полезные советы есть, как можно ребенка приучить к хорошему или отучить от плохого, примеры приводятся про других детей, и страшные истории про неблагополучных малышей, из которых выросли преступники. Я для себя кое-что вычитала очень полезное.

А вообще когда ребенок капризничает, не слушается, истерики закатывает, по-моему, ставить его в угол или бить — толку мало. Надо выравнивать отношения, успокаивать, отвлекать, надо совместную деятельность организовывать, чтобы ему с вами было хорошо, приятно, интересно. Тогда можно будет сказать, например, ты ии почисти зубы сейчас, и ложись в кровать, а я с тобой долго-долго буду сидеть, ты мне покажешь по каталогу лего всех своих биониклов, мы вместе пофантазируем, придумаем историю. Это спокойнее намного, и не так ужасно, как гоняться за ним по квартире с зубной щеткой и потом в ванную комнату загонять силком, тащить за руку, или кричать на него. А потом, когда уже ребенок привык, что надо, так он и утром встанет рано, и зубы согласится почистить, и в школу оденется, даже если ему очень не хочется, привычка — великое дело.

Источник:
Как побороть детский психоз или умение держать себя — В руках
Как побороть детский психоз или умение держать себя «В руках» Как побороть детский психоз или умение держать себя «В руках» [QUOTE=Ирина Агеева;190653]Моему ребёнку 3,2 г. И
http://kronportal.ru/forum/showthread.php/11513-%D0%9A%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B7-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%B5%D0%B1%D1%8F-%D0%92-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%85

Признаки, причины и лечение психоза у ребенка

Психоз относится к сложным заболеваниям психического характера, которым присуще нарушение способности отличать фантазию от реальности и сообразно рассматривать происходящее. Психоз любого типа значительно затрудняет жизнь ребенка. Он является проблемой при организации мышления, контроле действий, верном применении языка, построении отношений соответственно общественных норм. Детские психозы редкое явление. Они делятся на ранний психоз (дети грудного и школьного возраста) и поздний психоз (дети предподросткового и подросткового возраста).

Проявление психотического поведения может иметь разнообразные формы. К наиболее очевидным признакам можно отнести галлюцинации. Это возможность ребенка видеть, ощущать, слышать и осязать то, чего нет в действительности. Ещё один признак расстройства психики можно определить как бред – неверное толкование смысла того, что действительно существует. Возникает поведение, которое включает в себя сочинение слов, смех над неприятными вещами, раздражение без наличия повода.

Присутствие состояний бреда и галлюцинаций, являются отличительными признаками для констатации психоза у детей. К примеру, сказка о Золушке у здорового ребенка вызовет мечту стать Золушкой и неприязнь к злой мачехе, а ребенок с наличием психоза будет верить, что она на самом деле Золушка и мачеха живет с ней в квартире. Эксперты сходятся во мнении, что точно поставить диагноз специфического психоза в предподростковом возрасте можно лишь, когда ребенок начинает говорить, хотя указывать на это заболевание также может нарушенное поведение.

Причинами для возникновения психоза могут являться кратковременные либо длительные состояния физического вида. К ним относятся приём лекарств, высокая температура, гормональный дисбаланс, менингит. Обычно приступ психоза, источником которого выступает физическая проблема, прекращается с её решением. В некоторых случаях требуется пару недель после лечения основного заболевания, чтоб дать организму время на выздоровление и адаптацию к реальности.

Наблюдаются случаи развития психозов у детей без наличия сопутствующих болезней. Существует экспертное предположение, что источником таких состояний служит отклонение биохимического характера. Данные отклонения считаются полученными при родах или приобретенными после злостного приема лекарств или алкоголя. Биохимические отклонения, спровоцированные факторами внешнего воздействия, вызывают приступы временного психоза. Таким фактором может послужить сильный стресс, например, переезд на другую квартиру, поступление в гимназию и другие.

Дети, рожденные с тяжелыми отклонениями конституционного типа, страдают психозами, спонтанно проявленными ещё в раннем возрасте. Как правило, они сохраняют инвалидность на протяжении всей жизни. Многие медики не считают внешние факторы убедительными для психоза, если он проявлен симптоматически в раннем детстве. Исследования проверяют теорию генетического фактора, как источника болезни.

Диагностические мероприятия при подозрении у ребенка психоза занимают несколько недель или месяцев. Его должны тщательно осмотреть следующие врачи: специалист по болезням развития, отоларинголог, логопед, невропатолог. Проводят обследование физической и психологической направленности – длительно наблюдается поведение ребенка, тестируются способности ума, проверяется слух и речь. Возможна госпитализация для разного рода исследований нервной системы.

Если определяется, что психоз ребенка имеет в основе физическое заболевание, диагностика переключается на поиск его причины. Родители всегда имеют право на сомнения в правильном диагнозе и могут получить консультацию других специалистов.

Эпизодические припадки психоза, связанные с физическим состоянием, проходят с исчезновением основной болезни. Дети, перенесшие тяжелые приступы психоза, должны наблюдаться экспертом по вопросам психики (психиатром, социальным работником либо психологом) для разбора эпизодов психотического вида. В некоторых случаях детям требуется длительная терапевтическая помощь. Предупреждение подобных случаев зависит от профилактических мероприятий в отношении основных причин.

Ребенок, переживший срыв психотического характера, источником которого стала стрессовая ситуация, требует краткой либо длительной психотерапевтической помощи (индивидуальная, семейная психотерапия, модификация поведения). В сложных ситуациях возможно использование лечения с применением медикаментов, компенсирующие нарушения биохимического типа. Лечение ранних психозов, является малоэффективным. Транквилизаторы назначаются исключительно при агрессивном поведении.

Источник:
Признаки, причины и лечение психоза у ребенка
Психоз относится к сложным заболеваниям психического характера, которым присуще нарушение способности отличать фантазию от реальности и сообразно рассматривать происходящее. Психоз любого типа
http://www.ayzdorov.ru/lechenie_psihoz_deti.php

COMMENTS