Диагностика межличностных отношений лири

Диагностика межличностных отношений лири

Тест Ли?ри, Диагно?стика межли?чностных отноше?ний (ДМО), Интерперсональная диагностика личности (англ. The Interpersonal Diagnosis of Personality ) — психодиагностическая методика, созданная Тимоти Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 году, и в 1957 году опубликованная в монографии Тимоти Лири под названием «The Interpersonal Diagnosis of Personality».

В России известна психодиагностическая методика под названием «Диагностика межличностных отношений» (ДМО), которая представляет собой адаптированный и модифицированный вариант оригинальной методики. Автор модификации — Людмила Николаевна Собчик.

Методика достаточно популярна, как за рубежом так и среди отечественных психологов.

Методика предназначена для диагностики представления личности о своём реальном и идеальном «Я». Также тест активно используется для диагностики взаимоотношений в малых группах, например, в семейном консультировании. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Для представления основных социальных ориентаций Тимоти Лири разработал условную схему — в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге, по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. [ прояснить ] Для еще более тонкого описания, круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник состоит из 128 оценочных суждений, которые при обработке объединяются в 8 октантов (по 16 пунктов в каждом). Испытуемому предлагается оценить, соответствуют ли данные суждения оцениваемому объекту (реальное Я испытуемого, его идеальное Я, или личность другого человека).

При обработке результатов подсчитываются индексы дружелюбия и индексы доминирования, а также преобладающий тип отношения к окружащим.

Лири выделял следующие типы отношения к окружающим (типы интерперсонального поведения) (в скобках указаны названия в модификации Л. Н. Собчик):

  1. Авторитарный (властный-лидирующий)
  2. Эгоистичный (независимый-доминирующий)
  3. Агрессивный (прямолинейный-агрессивный)
  4. Подозрительный (недоверчивый-скептический)
  5. Подчиняемый (покорно-застенчивый)
  6. Зависимый (зависимый-послушный)
  7. Дружелюбный (сотрудничающий-конвенциальный)
  8. Альтруистический (ответственно-великодушный)

Источник:
Диагностика межличностных отношений лири
Тест Ли?ри , Диагно?стика межли?чностных отноше?ний (ДМО) , Интерперсональная диагностика личности (англ. The Interpersonal Diagnosis of Personality ) — психодиагностическая методика, созданная
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%F1%F2_%CB%E8%F0%E8

Методика диагностики межличностных отношений Т

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Межличностные отношения — характеристика отношений между двумя или более людьми, при условии, что взаимодействие является взаимным.

НАЗНАЧЕНИЕ
Методика диагностики межличностных отношений создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Методика диагностики межличностных отношений также позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Обработка и интерпретация результатов
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование — подчинение и дружелюбие — агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование — подчинение, дружелюбность — недружелюбность, эмоциональность — аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование — подчинение, дружелюбие — враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование — подчинение) и горизонтальная (дружелюбие — враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я» В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Максимальная оценка уровня 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0—4 балла — низкая
адаптивное поведение
5—8 баллов — умеренная
9— 12 баллов — высокая
экстремальное поведение до патологии
13—16 баллов — экстремальная

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», мои «партнеры» и т. д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I — V) + 0,7 х (VIII + II — IV — VI) Дружелюбием (VII — III) — 0,7 х (VIII — II — IV+ VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. СВ. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированное™ восприятия; степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Типы ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ
I. Авторитарный
9—12 — доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0—8 — уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистический
13—16 — стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный и заносчивый.
0—12 — эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный
13—16 — жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9—12 — требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0—8 — упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный
13—16 — отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).
9—12 — критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0—8 — критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый
13—16 — покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9—12 — застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0—8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности,

VI. Зависимый
13—16 — резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9-12 — послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0—8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

Источник:
Методика диагностики межличностных отношений Т
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири Межличностные отношения — характеристика отношений между двумя или более людьми, при условии, что взаимодействие является взаимным.
http://psyera.ru/4969/metodika-diagnostiki-mezhlichnostnyh-otnosheniy-t-liri

Опросник Т

Опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) адаптация Л.Н. СОБЧИК

Цель:изучение когнитивного компонента самосознания.

Описание методики

Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов, их количество составляет 128.

Тест был задуман как подспорье для клинической диагностики и проходил проверку на валидность сопоставлением данных методики с результатами обследования с помощью ММР1. В период работы над созданием адаптированного отечественного варианта теста была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Лири, и определенными индивидуально-личностными паттернами, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками.

В связи с этим правомерно считать метод ДМО вариантом опросника, рассчитанного на субъективную самооценку испытуемого и оценку им значимых других.

Факторы метода интерперсональной диагностики обнаружили высокую корреляционную связь с ведущими типологическими тенденциями. Сопоставление восьми октантов метода ДМО (каждый из которых выявляет определенный стиль межличностного взаимодействия индивида с окружающей средой) с системой координат, отражающей структуру индивидуально-личностной типологии, показало достоверность их сопряженности.

Кроме того, данные, полученные с помощью метода ДМО, позволили по-новому подойти к проблеме самооценки, критичности и самоконтроля личности, а также значительно обогатили социально-психологическое исследование малых групп, о чем будет подробно рассказано ниже.

Метод диагностики межличностных отношений отличается от оригинальной методики Т. Лири в основном интерпретационным подходом. Также была проведена работа по адаптации вербального стимульного материала методики. Разработан более удобный и быстрый способ регистрации и подсчета данных, кроме того, значительно расширена сфера применения теста в контексте социометрического исследования.

Первые публикации по применению метода интерперсональной диагностики и его адаптированного варианта в нашей стране относятся к 1972 г была проведена работа по изучению стиля межличностного взаимодействия в спортивных командах (Собчик Л. Н., 1972, 1974).

Инструкция: «Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то зачеркните крестом соответствующую порядковому номе­ру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальные внимательность и откровен­ность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой Вы человек? (Каким человеком я хотел бы быть? Каков тот человек, которому Вы даете характеристику?)».

Я – человек, который: (или – он/она человек, который:)

1. Умеет нравится

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством достоинства

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строг, но справедлив

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявлять недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

24. Ищущий одобрения

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

26. Стремится ужиться с другими

28. Внимательный и ласковый

31. Отзывчив к призывам о помощи

33. Способен вызывать восхищение

34. Пользуется у других уважением

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловитый, практичный

41. Стойкий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Неуверенный в себе

53. Часто прибегает к помощи других

54. Весьма почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значительности

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

73. Нетерпим к ошибкам других

76. Часто недружелюбен

80. Долго помнит обиды

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко поддается влиянию друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбора

92. Всем симпатизирует

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится помочь каждому

97. Стремится к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

101. Относится к окружающим с чувством превосходства

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злой, жестокий

107. Часто гневлив

108. Бесчувственный, равнодушный

110. Проникнут духом противоречия

112. Недоверчивый и подозрительный

117. Почти никому не возражает

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

Источник:
Опросник Т
Опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) адаптация Л.Н. СОБЧИК Цель: изучение когнитивного компонента самосознания. Описание методики Соответственно разным типам
http://lektsii.org/8-11218.html

Тест Лири

Тест Лири он-лайн

О скрипте «Тест Лири»

Инструкция по работе с тестом

Источник: тест составлен по материалам книги «Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи». Ред.-сост.: Райгородский Д. Я., Самара: изд. дом «Бахрах-М», 2009 г.

Методика разработана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе самом (исследование реального «Я») и идеальном представление о себе (исследование идеального «Я»), а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

В данном он-лайн тесте реализована возможность выявить преобладающий тип отношений к людям, исследовать отношение между реальным и идеальным «Я» (уровень самооценки).

Для определения типа отношения к окружающим, необходимо выбрать пункт «исследовать тип отношения к окружающим». Вам будет предложено ответь на 128 вопросов. В качестве результата Вам будут представлены: психограмма, два цифровых индекса («Доминирование» и «Дружелюбие») и интерпретаци*.

Для определения типа отношения к окружающим и уровня самооценки, Вам будет необходимо выбрать пункт «исследовать тип отношения к окружающим и самооценку». В таком случае, Вы должны будите ответить на 256 вопросов (пройти тест дважды подряд). В качестве результата Вам будут представлены: две психограммы (для реального и идеального «Я»), четыре цифровых индекса («Доминирование» и «Дружелюбие»), интерпретация*, уровень самооценки (рассчитывается по Спирмену).

По окончанию тестирования Вам будет доступна «постоянная» ссылка на результат теста. Обращаем Ваше внимание, что результаты теста не сохраняются на сервере, посему при потере ссылки, результаты восстановить будет невозможно. Рекомендуем Вам после окончания тестирования сохранить страницу или ссылку на результат теста.

* Интерпретация носит демонстрационный характер и не может считаться полной, отражающей все соотношения, указанные в психограмме.

Источник:
Тест Лири
Тест Лири. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
http://www.psychol-ok.ru/statistics/leary/

COMMENTS