Диагностика отношений бесплатно

Диагностика межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности — Психология

Диагностика межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психология»

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Т. Н. Бразгун,

Текст научной работы на тему «Диагностика межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья»

Диагностика межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы возрос интерес среди отечественных и зарубежных специалистов к проблеме оказания всесторонней помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Внимание педагогов и психологов к данной теме обусловлено, с одной стороны, включением таких детей в систему психолого-педагогической помощи и разработкой дифференцированных направлений, содержания и форм психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а с другой стороны безусловной тенденцией к росту числа детей с нарушениями развития.

Анализ литературных источников по теме исследования показал, что, несмотря на серьезные сложности, связанные с разработкой и реализацией форм с ОВЗ, все большее число таких детей включается в систему ранней помощи, дошкольного и школьного образования.

В связи с этим особенно важной становится работа по изучению межличностных отношений в семье ребенка с ОВЗ, выявлению существующих проблем, нормализации внутрисемейных отношений, коррекции неэффективных моделей воспитания и обучения ребенка, что, в конечном счете, позволит создать оптимальные условия развития ребенка с ОВЗ в семье.

Изучением межличностных отношений в семье нормально развивающегося ребенка в различное время занимались как отечественные, так и зарубежные специалисты (А.Я. Варга, Е.Я. Диденко, В.Н. Дружинин, А.Е. Личко, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, В.В. Столин, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер, Р. Хилл, и др.). Кризисное состояние семьи, связанное с рождением ребенка с нарушениями в развитии, представлено в работах Н.П. Болотовой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, В.В. Ткачевой, Е.В. Устиновой и др. Авторы с различных сторон исследуют характер и особенности родительско-детских и детско-родительских отношений в процессе воспитания и обучения ребенка с нарушениями развития. Тем не менее следует отметить, что в специальной психологической и педагогической литературе сравнительно мало работ, посвященных

* Научный руководитель В.В. Ткачева, доктор психологических наук, профессор.

исследованию межличностных отношений в семье ребенка с нарушениями развития, изучению особенностей межличностного реагирования не только родителей ребенка, но и других членов семьи (бабушек, дедушек, сиблингов).

Анализ научных источников по проблеме межличностных отношений в семье показал, что в структуре межличностных отношений

в семье традиционно выделяют несколько подсистем:

— брачная, включающая в себя взаимоотношения между мужем и женой;

— родительская, включающая изучение родительско-детских и детско-родительских отношений;

— сиблинговая, включающая отношения между братьями и сестрами.

— межпоколенная, включающая взаимоотношения представителей старшего поколения семьи

— внесемейная: взаимодействие с родственниками, друзьями, специалистами и т. п. [2-4; 8].

В то же время, в рамках системного подхода семья рассматривается как целостная система, которую нельзя свести к совокупности ее членов. Семья как единое целое, больше чем сумма ее частей, изменения, затрагивающие систему влияют на каждый отдельный элемент, а изменения отдельного элемента системы затрагивают всю систему в целом. Системный подход к изучению семьи начал разрабатываться Мюрреем Боуэном в середине прошлого века. Помимо М. Боуэна, представителями системного подхода являются С. Минухин, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.

Важно отметить, что межличностные отношения раскрываются, реализуются в процессе общения, являются его составной частью и рассматриваются в контексте межличностного взаимодействия. Поэтому исследуя особенности межличностного отношения в семье, необходимо рассматривать такие понятия как межличностное взаимодействие, структура семьи, типы семьи, семейные роли, стили воспитания и др., которые опосредуют и наглядно выражают проявления межличностных отношений [5].

Структура межличностных отношений семьи является одним из базовых понятий межличностных отношений, и согласно М.С. Мацковскому представляет собой «всю совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т. д.». Исходя из этого определения структура семьи включает такие составляющие как численный, поколенческий и родственный состав (количество членов семьи, число поколений, наличие супружеских, родительских и родственных отношений), а также структуру власти и ролевую структуру.

В.Н. Дружинин полагает, что в норме существует некая базовая структура отношений в семье, «которая не дает разгораться человеческим страстям и, вместе с тем, предоставляет членам семьи возможности для реализации себя в семье». И этими основными отношениями, реализующимися в семье, являются: власть, ответственность, эмоциональная близость [2].

С другой стороны исследования показывают, что на характер ролевых и эмоциональных взаимоотношений в семье оказывают влияние и личностные субъективные особенности индивида. К особенностям личности, обуславливающим характер межличностных отношений относятся: пол, возраст, националь-

ность, темперамент, состояние здоровья, уровень самооценки и другие характеристики.

Таким образом, возможность создания гармоничных отношений в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, определяется множеством факторов, которые необходимо учитывать специалисту в процессе оказания такой семье психологической помощи.

К сожалению, до последнего времени значительное число работ было посвящено проблемам взаимоотношения матери и ребенка с ОВЗ, в меньшей степени изучены взаимоотношения отцов и детей, и полностью отсутствуют исследования, раскрывающие особенности межличностных взаимоотношений между бабушками/дедушками и детьми с ОВЗ, между ними и здоровыми сиблингами. Комплексные исследования, посвященные взаимоотношениям семьи в целом, включая широкий спектр значимых характеристик и затрагивающих представителей различных поколений в отечественной и зарубежной науке, представлены значительно меньше, несмотря признание значительного влияния указанных параметров на формирование семейного микроклимата и создания оптимальных условий для воспитания и обучения ребенка с нарушениями развития.

Значимость обсуждаемых вопросов и недостаточность научных исследований посвященных изучению особенностей межличностных отношений в семьях детей с ОВЗ в целом побудили к разработке диагностической программы, направленной на изучение особенностей межличностных отношений в семье ребенка с ОВЗ, включающую изучение родительско-детских и детско-родительских отношений, отношений между родителями, межсиблинговых отношений, а также взаимоотношений, затрагивающие представителей старшего поколения семьи.

При подготовке диагностических программ для исследования когнитивных процессов и личностных особенностей детей мы изучили материалы отечественных и зарубежных специалистов, работающих в данной области [1; 6].

Методы и методики для исследования здорового ребенка или ребенка с легкими нарушениями развития широко представлены в работах исследователей. Однако детям с ОВЗ, характеризующимся низким уровнем когнитивного развития, трудностями в освоении бытовых и гигиенических навыков, нарушением социального поведения, ограниченной возможностью вступать в контакт и отсутствием или низким уровнем экспрессивной речи, ряд методик, традиционно применяемых для диагностики, недоступны.

В силу выраженности нарушений развития, диагностика личностных особенностей и функциональных навыков ребенка с ОВЗ может основываться главным образом на наблюдении за ним в естественных ситуациях, направленном на выявление наличия и выраженности у ребенка переживаний, тревожности, преобладающего фона настроения, особенностей взаимоотношений со взрослыми и ровесниками

В диагностический комплекс для детей с ОВЗ мы включили экспериментальные проективные методики, которые доступны не всем детям и могут использоваться не во всех в случаях. В методику исследования мы включили:

— тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.) для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми;

— проективную методику «Лесенка для детей» В.В. Ткачева применялась с целью определения того, как ребенок оценивает свои взаимоотношения с членами семьи;

— методику «Два дома» (Вандвик И. и Экбланд П.) для определения приоритетов ребенка в отношениях с близкими и значимыми людьми;

— тест «Рисунок семьи» для уточнения межличностных контактов ребенка в семье.

При составлении диагностического заключения на ребенка с ОВЗ важна информация, полученная от родителей при анкетировании и беседе. Диагностическое заключение включает данные об уровне развития познавательной сферы, коммуникативных, социальных и бытовых навыках, двигательных возможностях ребенка и др.

Для изучения сиблинговых отношений можно использовать различные проективные методики [6]. Выбор конкретной диагностической методики обусловливался в первую очередь возрастными характеристиками здорового сиблинга.

В диагностический комплекс для взрослых (родители, бабушки, дедушки) вошли:

— беседа с родителями, бабушками/дедушками, которая позволяет установить доверительные отношения с родителями, получить дополнительные сведения о семье ребенка, распределении ролей и характере взаимоотношений, выявить родительские переживания, обсудить потребности семьи и определить перечень основных вопросов, которые будут решаться в ходе диагностической работы;

— авторская анкета для родителей, бабушек/дедушек составленная с учетом данных, полученных при изучении научных источников по теме исследования, и предназначенная для заполнения членами семьи ребенка с ОВЗ. Анкета позволяет составить представление о социально-бытовых условиях жизни семьи, составе семьи, гендерных ролях, а также выявить наличие тех или иных потребностей, связанных с воспитанием и обучением ребенка.

Среди социально-экономических характеристик чаще всего выделяют жилищные условия и семейный бюджет. Исследования показывают, что появление больного ребенка нередко ухудшает социально-экономические показатели семьи, что может в ряде случаев неблагоприятно сказываться на отношениях в семье, хотя однозначной связи между уровнем жизни семьи и семейными отношениями не выявлено [4; 7]

Анкетирование помогает выявить еще одну важную для семьи проблему -окружение семьи. Исследования показывают, что семья с особым ребенком нередко оказывается в социальной изоляции: друзья начинают избегать их общества, а в общественных местах взрослые и дети сторонятся ребенка с выраженными особенностями развития и поведения. В результате родственные, соседские, приятельские контакты, столь необходимые для получения хозяйственной, материальной и эмоциональной поддержки разрушаются, и семья остается один на один со своими проблемами.

Немаловажной проблемой является нехватка мер государственной поддержки, оказываемых семье ребенка с ОВЗ. Родители нередко жалуются на отсутствие или удаленность предприятий и организаций, предлагающих различные

мероприятия для проведения досуга и развлекательных занятий с ребенком-инвалидом, на недостаток советов и рекомендаций специалистов в вопросах обучения и воспитания ребенка [7].

В изолированной семье вся нагрузка ложится на плечи родителей, бабушек и дедушек, что негативно сказывается на благополучии семьи.

Анкетирование помогает выявить также наличие факторов, стабилизирующих межличностные отношения в семье, к которым относятся наличие единых ценностей, интересов и способов совместного проведения досуга.

В структуре диагностики межличностных отношений в семьях детей с ОВЗ информативными могут быть следующие методики.

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири для исследования представлений родителя или другого взрослого в семье ребенка с ОВЗ о себе (самооценка), а также для изучения взаимоотношений в семье и отношения к людям. Данный опросник позволяет выявить два важнейших фактора межличностных отношений: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность, которые зачастую определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия, и как указывалось выше принадлежат к числу базовых отношений определяющих взаимодействие партнеров в семье.

Социограмма «Моя семья» (В.В. Ткачева) позволяет изучить структуру семьи и особенности взаимоотношений на разных этапах жизни семьи на основе субъективных представлений человека.

Данная методика позволяет выявить степень значимости каждого из членов семьи друг для друга, уровень эмоциональной близости членов семьи, наличие симбиотических связей у членов семьи, а также положение субъекта в системе семейной иерархии.

Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы Д. Олсон (ЕАСЕБ-З) позволяет определить уровень сплоченности и гибкости семьи и уровень удовлетворенности или неудовлетворенности супругов браком. Ряд исследований показывает, степень удовлетворения браком напрямую связана со сбалансированностью показателей по уровню сплочённости и гибкости семьи.

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) позволяет изучить типы воспитания ребенка с ОВЗ, используемые в семье, особенности родительского отношения, включая поведенческие стереотипы по отношению к ребенку, особенности восприятия характера и поведения ребенка родителями и другими взрослыми в семье, разнообразие чувств по отношению к ребенку. В результате исследования на когнитивном уровне выявляют степень принятия родителем ребенка с ОВЗ. На эмоциональном уровне определяют межличностную дистанцию между родителем и ребенком. На поведенческом уровне устанавливают форму и направление контроля за поведением ребенка.

Сочетания указанных компонентов определяют формирование одного из типов родительского отношения.

Адаптированный Тематический апперцептивный тест (В.В. Ткачева) позволяет изучить психологические переживания родителей, их мотивационные установки и потребности в отношениях с детьми.

В результате применения комплекса диагностических методик можно определить, как интегральные характеристики семейных взаимоотношений (структура семьи, отношения доминирования, характер взаимодействия), так и

отдельные феномены семейных отношений (социально-бытовой уровень взаимодействия, степень удовлетворенности браком, наличие эмоциональных переживаний у членов семьи и др.). Применение охарактеризованных тестов позволит составить психограммы межличностных отношений в семье, позволяющие наглядно представить и описать весь спектр и характер межличностных отношений в семье ребенка с ОВЗ.

1. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 512 с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. -176 с.

3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009.

4. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. -М.: Наука, 1989. — 114 с.

5. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лыбидь, 1990. -196 с.

6. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

7. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 280 с.

8. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб.: Речь, 2006. — 352 с.

Ж. В. Виноградова

Моделирование как эффективный метод обучения на уроках социально-бытовой ориентировки

Современные тенденции в специальном образовании, связанные с интеграцией лиц с нарушениями в развитии во все сферы социальной жизни, побуждают к поиску наиболее эффективных средств педагогической практики. Современные разработки исследователей ИКП РАО (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская) ориентируют педагога на поиск социального контекста содержания предметных областей знаний при овладении умственно отсталыми детьми программного материала для их дальнейшей социализации в общество [3].

Как известно, дети с умственной отсталостью в наибольшей степени подвержены социальным рискам. По мнению Л.С. Выготского, имеющиеся отклонения в психическом развитии приводят к «выпадению» умственно отсталого ребёнка, прежде всего из социокультурного пространства, нарушению его связи с социумом (Л.С. Выготский, 1928) [1].

Преодолеть «изолированность» ребёнка в социуме (социум рассматривается как образовательный ресурс), уменьшить его «социальное выпадение» позволяет социально адаптированная направленность специального образования. Она обеспечивается содержанием его стандартов, средствами и формами коррекци-онно-образовательного процесса. Они предусматривают долговременную систему коррекционно-педагогической и психологической работы. В рамках неё в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях проводятся уроки

Источник:
Диагностика межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности — Психология
Диагностика межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности « Психология » Похожие темы научных работ по психологии , автор
http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-mezhlichnostnyh-otnosheniy-v-semyah-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Диагностика отношений бесплатно

Слово runa означает «тайна» и восходит к древнейшему корню со значением «прятать, скрывать». Его следы сохранились и в современных языках, немецкое raunen — «нашептывать», латышское runat — «говорить» или финское runo — «стихотворение, заклинание». Кстати, русское «хранить» связано, по всей вероятности, с тем же корнем.

Pуны являются магическими и алфавитными знаками, которые высекали на камнях или вырезали на дереве, ими украшали оружие, посуду, различные предметы, писали заклинания над входом в дом и на носах кораблей.

Первые из сохранившихся рунических надписей относят к III в. н.э., однако многие знаки имеют гораздо более древнее происхождение, восходя к магическим символам кельтских жрецов-друидов, от которых впоследствии перешли к германским, а затем и к скандинавским племенам.

Хотя так или иначе рунной грамотой владели все представители племени, подлинными знатоками рун были маги и врачеватели. Они отличались от всех остальных особым одеянием, были окружены особым почитанием, учили молодежь.

Каждая руна имела собственное имя и связывалась с тем или иным божеством, предметом или явлением. Выкладывая руну из деревянных палочек или нанося ее изображение на березовую кору или камень, на древко копья или на поверхность глиняного сосуда, врачеватель, воин или охотник обращался непосредственно к той сущности, которую руна обозначала, чтобы воздействовать на нее определенным образом. Врачеватель изгонял болезнь, воин просил победы в бою, охотник привлекал добычу. Для усиления воздействия имя руны произносили или распевали в особой песни. Желая вызвать бурю, наслать болезнь или гибель на врага, пели т.н. «злую песнь» или совершали зейд — магический обряд, включавший пение и танец.

Магией владели не только мужчины, но и женщины. Так, зейд вообще полагалось исполнять только женщинам; предсказанием будущего у древних норманнов занимались особые прорицательницы — волюры. С помощью песен и рун заклинали также духов и домовых, мертвецов и троллей.

Руническая магия чрезвычайно многогранна. По легенде, каждая руна имеет священное происхождение и является священным знаком, обладает определенным запасом магической силы и способностью связать нас с высшей силой. Совокупность рун вместе с их силами и связями, образует уже настоящую магическую систему. Эту систему можно применять и в гадательных целях: сочетания входящих в нее знаков могут описать любую возможную ситуацию.

Способов раскладывания рун существует много. Вы можете воспользоваться одним из предложенных нами вариантов онлайн гаданий на рунах. Мы надеемся, что данные гадания на рунах окажут Вам неоценимую помощь в повседневной жизни.

Источник:
Диагностика отношений бесплатно
Online журнал Архангел.ru: бесплатные виртуальные гадания на рунах.
http://arhangel.ru/fortune/online/rune/

Диагностика развития детей 4 – 5 лет

Диагностика развития детей 4 – 5 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает девять небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.

Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».

Критерии оценки:

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигур с прорезями — 2 балла.
  • Ребенок не всегда пользуется зрительным соотнесением, часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление общей осведомленности ребенка.

Процедура проведения. Ребенку задают вопросы и предлагают найти ответ, посмотрев на картинки:

  1. Покажи и назови, что растет на грядке?
  2. Покажи и назови, кто лечит детей?
  3. Покажи и назови, что растет на дереве?
  4. Покажи и назови, кто работает в магазине?
  5. Покажи и назови домашнее животное.
  6. Покажи и назови, кто готовит обед?
  7. Покажи и назови дикое животное.
  8. Покажи и назови, кто летает?
  9. Покажи и назови, что растет в лесу?

Критерии оценки

  • Ребенок правильно ответил на все вопросы — 2 балла.
  • Ребенок правильно ответил на 4—5 вопросов — 1 балл.
  • Ребенок плохо понял инструкцию и правильно показал меньше половины требуемых картинок — 0 баллов.

Цель: выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.

Процедура проведения. Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку».

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию и собирает матрешку путем зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок понимает инструкцию, но собирает матрешку путем примеривания — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Предложите ребенку эти четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».

Критерии оценки

  • Ребенок называет, что нарисовано на картинке, и выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок не называет, что нарисовано на разрезанной картинке, выполняет задание путем проб — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: исследование объема образной памяти.

Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время взрослый убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил не менее 5 картинок — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 3—4 картинки — 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 3-х картинок — 0 баллов.

Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.

Процедура проведения. Перед ребенком находится рисунок. Инструкция: «Посмотри — девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания взрослый кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание и может проследить путь к искомому предмету самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью взрослого («Посмотри еще раз, будь внимателен») — 1 балл.
  • Ребенок не выполнил задание — 0 баллов.

Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (взрослый показывает на цветок, помещенный слева в рамке). . А теперь найди такой же (как в рамке) гриб».

Критерии оценки

  • Ребенок правильно выполняет оба задания — 2 балла.
  • Ребенок выполняет без помощи взрослого одно задание — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

Процедура проведения. Ребенку показывают 4 домика (смотрите рисунок). В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго — овощ (морковь), третьего — фрукт (апельсин), четвертого — предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» (в электронном варианте вопрос будет звучать так: «Почему эти картинки находятся в одном ряду?»)

Возможная помощь взрослого: если ребенок не сразу понимает задание, взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»

Критерии оценки

  • Ребенок верно группирует картинки и подбирает обобщающее слово самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание с помощью взрослого и называет не все обобщающие слова — 1 балл.
  • Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».

Критерии оценки

  • Ребенок называет не менее 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет от 6 до 8 ассоциаций (не менее чем по 2 на каждую картинку) — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

Высокий уровень — 14—18 баллов.
Средний уровень — 9—13 баллов.
Низкий уровень — 0—8 баллов.

Источник:
Диагностика развития детей 4 – 5 лет
Диагностика развития детей 4 – 5 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать.
http://www.onln.pro/diagnostika-razvitiya-detej-4-5-let/

Диагностика совместимости в паре (перспективность любовных отношений)

Диагностика совместимости в паре (перспективность любовных отношений)

(бесплатный диагностический онлайн-курс)

Людям вообще свойственно совершать ошибки под влиянием чувств. А отношения – это область чувств по определению. Поэтому вполне естественно, что под влиянием страсти здесь мы часто ошибаемся и либо пытаемся сблизиться с тем, кому мы не интересны, либо попадаем в отношения, которые не имеют перспектив.

Поэтому так же естественно и вполне разумно – попытаться получить более-менее объективную оценку своих отношений и совместимости личностей, что мы и попытаемся дать Вам в этом бесплатном диагностическом онлайн-курсе.

Курс только для взрослых, для любовных отношений кроме зарегистрированного брака.

ЕСЛИ ВЫ УЖЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ, Вы можете

Авторизоваться и пройти бесплатно

ЕСЛИ ВЫ ЕЩЕ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ, Вы можете одновременно зарегистрироваться и бесплатно пройти этот курс:

Источник:
Диагностика совместимости в паре (перспективность любовных отношений)
С помощью этого небольшого диагностического курса, состоящего из тестов, можно оценить перспективность ваших добрачных отношений с конкретным человеком. Понять, подходит ли Вам этот человек и стоит ли двигаться с ним дальше.
http://shkola.realove.ru/diagnostika_sovmestimosti

COMMENTS