Дифференциальная психология

Дифференциальная психология (differential psychology)

Дифференциальная психология (differential psychology)

Д. п. занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в поведении. Измерение таких различий породило громадный объем описательных данных, к-рые сами по себе представляют большой научный и практ. интерес. Более существенно, однако, что Д. п. представляет собой единственный в своем роде путь к пониманию поведения, ибо отличающий ее подход состоит в сравнительном анализе поведения при различных биолог. и средовых условиях. Соотнося наблюдаемые поведенческие различия с известными сопутствующими обстоятельствами, можно изучать относительный вклад различных переменных в развитие поведения.

Как самостоятельная область психол. науки Д. п. начала оформляться в последней четверти XIX в. Большой вклад в исслед. индивидуальных различий внес Фрэнсис Гальтон, создав тесты для измерения сенсомоторных и др. простых функций, собрав обширные данные в разнообразных условиях тестирования и разработав статистические методы для анализа такого рода данных. Американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл, ученик Вильгельма Вундта, продолжил начатую Гальтоном разраб. тестов и применил дифференциальный подход в экспериментальной психологии, начавшей оформляться в самостоятельную область психол. науки.

Диапазон и распределение индивидуальных различий

Индивидуальные различия в поведенческих характеристиках присущи не только людям, но и всем представителям животного мира. Результаты изучения поведения различных животных — от одноклеточных организмов до человекообразных обезьян — свидетельствуют о том, что разные особи значительно отличаются друг от друга как по способности к научению, так и в том, что касается мотивации, эмоциональности и других поддающихся, измерению отличительных особенностей. Эти различия столь велики, что частичное перекрытие распределений индивидуальных результатов наблюдается даже при сравнении далеко отстоящих друг от друга биолог. видов.

Наследственность и среда

В дальнейшем эксперименты по отбирающему выведению были распространены как на другие биологические виды, так и на другие типы поведения. Особое значение имела разработка методик для определения индивидуальных различий в поведении таких организмов, как плодовые мушки Drosophilae. Это дало возможность извлечь немалые выгоды из массы доступной генетической информации о морфологии дрозофилы, а тж из таких важных преимуществ плодовых мушек, как быстрая смена поколений и многочисленное потомство. В результате были выведены две линии плодовых мушек: дрозофилы, к-рые летели на свет, и дрозофилы, улетавшие прочь от источника света.

Интеллектуальные функции, выявляемые традиционными тестами интеллекта, исследовались тж когнитивными психологами в рамках изучения процессов обработки информации и машинного моделирования человеческого мышления. Хотя эти исслед. находятся только на начальной стадии, они вносят свой вклад в понимание того, что именно измеряют тесты интеллекта, потому что в центре их внимания находится сам процесс решения задач, а не его конечный результат. Что делает тестируемый, отвечая на вопросы теста? Анализируя выполнение интеллектуального теста с т. зр. составных элементарных процессов, можно в конечном счете способствовать выявлению источников сильных и слабых сторон интеллекта каждого человека. Подобный анализ способен усилить диагностическую функцию тестов и облегчить разработку индивидуальных обучающих программ, отвечающих потребностям конкретного человека.

Развитие на протяжении жизни

Умственно отсталые и одаренные люди представляют нижний и верхний края распределения интеллекта. Поскольку это распределение является непрерывным, между этими группами и статистической нормой нет четких границ. На основе выполнения теста интеллекта умственная отсталость обычно отождествляется с IQ ниже 70, представленного примерно 2—3% всего населения. Решения по поводу окончательного диагноза и возможного лечения для каждого конкретного случая основываются не только на величине IQ, но на всестороннем изучении интеллектуального развития индивидуума, истории его обучения, соц. компетентности, физ. состояния и ситуации в семье. Хотя немногие редкие формы умственной отсталости являются следствием дефектных генов, подавляющее большинство случаев вызвано воздействием средовых условий до или после рождения, оказывающих неблагоприятное физ. и психол. влияние.

Располагающихся на противоположном полюсе шкалы интеллектуально одаренных людей изучали с помощью различных процедур и с различных т. зр. Одно крупное лонгитюдное исслед. было выполнено в Стэнфордском ун-те Льюисом М. Тёрменом и его коллегами. В этом исслед. приняли участие 1000 детей, IQ которых по шкале Стэнфорд-Бине был равен не менее 140; дети были тщательно обследованы, и в дальнейшем обследование проводилось на нескольких этапах жизни. Столь высокий IQ имеет чуть больше 1% населения. Результаты Стэнфордского исслед., подтвержденные и работами др. ученых, показали, что одаренный ребенок, как правило, успешно учится в школе, здоров, эмоционально устойчив и имеет разнообразные интересы. Достигая зрелости, эти дети в целом сохраняют свое превосходство и во взрослых занятиях.

Благодаря исслед. одаренности понятие интеллекта было расширено, чтобы включить в него ряд творческих способностей, в частности, идеаторную беглость и оригинальность. Установлено, что в творческих достижениях важную роль играют мотивация, интересы и др. личностные переменные, а тж психол. климат той среды, в к-рой индивидуум вырос и в к-рой он, став взрослым, работает.

Изучение любых групповых различий в поведенческих характеристиках ставит перед исслед. ряд проблем, связанных как с методологией, так и с интерпретацией полученных рез-тов. При проведении групповых сравнений индивидуальные различия внутри каждой группы оказались гораздо больше средних различий между группами. Распределения различных групп в значительной степени перекрываются. Даже когда имеются большие, статистически значимые различия между средними показателями двух групп, в группе с низкими показателями всегда можно найти таких людей, которые по своим показателям превосходят членов группы с высокими показателями. Из этого следует, что групповая принадлежность индивидуума не может служить надежным индикатором его положения в распределении психол. черт.

Использование в групповых сравнениях суммарных показателей по тестам интеллекта тж может привести к неверным выводам. При разработке ряда тестов, таких как шкала Стэнфорд-Бине, половые различия исключались путем отбрасывания или уравновешивания заданий, к-рые легче было выполнить лицам мужского либо женского пола. Даже когда разработчики тестов не придерживались этой практики при отборе заданий, суммарный показатель по разнородному тесту может замаскировать существующие групповые различия в специальных способностях.

Расовые и культурные различия

Раса — это биолог. понятие, относящееся к подразделениям вида. Оно соответствует таким классиф., как порода, племя или линия у животных. Челов. расы образуются тогда, когда группа людей становится относительно изолированной благодаря действию географических или соц. барьеров, в результате чего спаривание внутри группы становится более частым явлением, нежели спаривание членов группы с «чужаками». Должно смениться много поколений, прежде чем начавшийся т. о. процесс приведет к образованию популяций, различающихся относительной частотой определенных генов. Однако поскольку эти различия относительны, а не абсолютны, любая расовая группа обнаруживает некоторую вариацию в наследственных расовых характеристиках и частично пересекается с др. популяциями по таким характеристикам. По этой причине понятие расы, в строгом смысле слова, применимо к популяциям и не применимо к отдельным людям.

Когда людей классифицируют по таким категориям, как социоэкономический уровень, национальность, или этническая идентичность, часто обнаруживаются значимые групповые различия в практиках воспитания детей, сексуальном поведении, эмоциональных реакциях, интересах и аттитюдах, а тж в выполнении многих тестов способностей. Во всех таких сравнениях направление и степень различия между группами зависит от конкретной черты, интересующей исследователей. Поскольку каждая культура (или субкультура) поощряет развитие своего собственного типичного паттерна способностей и черт личности, сравнения на основе таких глобальных мер, как IQ или общая эмоциональная адаптация, практ. лишены смысла.

Третий подход заключается в сравнении выборок представителей одной и той же расы, выросших в разных условиях. Как правило, подобные исслед. выявляют большие различия в выполнении теста между подгруппами одной и той же расы, живущими в разных условиях, чем между разными расовыми группами, живущими в более сопоставимых условиях. То, что региональные различия, выявленные в пределах одной и той же расовой популяции, связаны скорее с культурными особенностями этих регионов, нежели с избирательной миграцией, было доказано в нескольких исслед.

Аналогичная трудность возникает и при использовании таких традиционных уравнивающих переменных, как профессия и образование родителей, ибо связь этих переменных с психол. развитием ребенка может быть весьма косвенной и отдаленной. Все более заметной становится тенденция к созданию шкал домашней среды (home enviroment scales), к-рые более детализированы и имеют более непосредственное отношение к развитию надежно определяемых свойств, таких как способность к обучению. Использование подобных шкал для сравнительного изучения чернокожих и белых дошкольников и учащихся средних школ оказалось плодотворным: были получены доказательства зависимости групповых различий в интеллектуальном развитии от релевантных характеристик домашней среды.

Опираясь на накопленные к настоящему времени знания, с уверенностью можно сделать лишь неск. выводов. Во-первых, биолог. основа любых наблюдаемых психол. расовых различий до сих пор не установлена. Во-вторых, получено немало доказательств — как из сравнительного изучения рас, так и из др. исследований в области Д. н. — того, что роль культурных факторов в формировании поведенческих различий, преимущественно выявляется при изучении разных расовых групп. Наконец, в отношении всех психол. черт и качеств, диапазон индивидуальных различий внутри каждой расы значительно превышает различие средних показателей между расами.

Что же касается групповых различий вообще, можно сказать, что эмпирически установленные групповые различия превращаются в групповые стереотипы, если: 1) различия групповых средних приписываются всем без исключения членам группы; 2) наблюдаемые различия воспринимаются как жестко закрепленные, не поддающиеся изменению и передаваемые по наследству.

См. также Приемные дети, Генетика поведения, Одаренные и талантливые дети, Наследуемость, Интеллект человека, Индивидуальные различия, Психологическая оценка, Расовые различия, Половые различия

Источник:
Дифференциальная психология (differential psychology)
Дифференциальная психология (differential psychology) Д. п. занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в поведении. Измерение таких различий породило громадный
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/228/%D0%94%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F

Дифференциальная психология как наука

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными только людям, пока на них не обратил внимание замечательный этолог К.Лоренц (триумфальный крик, свидетельствующий об избирательности в выборе партнера, случаи супружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных).

С другой стороны, такое свойство человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Источник:
Дифференциальная психология как наука
Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях
http://psylist.net/difpsi/nb01nau.htm

Дифференциальная психология личности и понятие нормы

Дифференциальная психология личности и понятие нормы

Одно из важных мест в области психологических знаний занимает дифференциальная психология, причем появилась она совсем недавно. Она имеет связь с другими отраслями этой науки, а еще с социологией, философией и психофизиологией. С ее помощью систематизируют персональные различия людей и методики их диагностики.

Раздел науки, который занимается изучением отличительных черт между людьми разных классов и групп, называют дифференциальной психологией. С ее помощью проходит систематизация индивидуальных различий и путей их определения. Помогает она оценить отличия в многочисленных сферах. Первым ученым, который начал проводить исследования в этой теме, был Уильям Штерн. Две основных задачи дифференциальной психологии: выделение индивидуальных отличий и объяснение их развития.

В настоящее время эта наука занимается познанием качеств личности, связанных с индивидуальностью, духовностью, общим мировоззрением, особенностями самосознания и характерным стилем личности. Ежегодно проводится совершенствование и разработка различных методик и подходов, позволяющих узнавать человека и его особенности. Современная дифференциальная психология применяет развитый математико-статический аппарат.

Используют несколько различных методик, которые условно делятся на несколько групп. Общенаучные способы можно назвать модификацией некоторых популярных приемов, используемых в других направлениях. В них входят наблюдения, эксперименты и моделирование. Вторая группа – психогенетические методы дифференциальной психологии, которые направлены на определение факторов среды и наследственности в определенных вариациях особенностей.

Следующий тип представлен историческими методами, посвященными изучению выдающихся личностей и ситуаций, которые стали толчком для их духовного становления. Последняя группировка – психологические способы, которые являются неким фундаментом для овладения этим направлением психологии. Они включают следующие способы познания: интроспективный, психофизиологический, социально-психологический, возрастно-психологический и психосемантический.

Существует несколько отраслей, которые концентрируют свою деятельность на познании определенных областей. Дифференциальная психология личности изучает отличия между людьми, их причины и последствия. Основные способы изучения – тесты, которые дают возможность измерить уровень развития свойств индивида. За таким понятием как личность кроется определенная совокупность свойств, которые характеризуют каждого человека, и выделяют три класса: характер, темперамент и способности, такие как познавательная, мотивационно-потребностная и волевая.

Значимой характеристикой индивида является его отношение к общественности и существующим обязанностям. Ее описывают уровнем понимания своих отношений и их устойчивости. Человек не рождается с конкретными умениями, интересами, характером и другими характеристиками, поскольку они формируются на протяжении жизни, но имея при этом определенную природную основу.

Индивидуально-психологические особенности индивида принято называть способностями. Они являются условием для успешного выполнения различной деятельности. Способности в дифференциальной психологии описываются при помощи соответствующих характеристик. Наделяют их качествами и количеством, то есть степенью выраженности. Умения по первому указанному признаку могут быть двух видом:

  1. Общие. Описывают систему индивидуальных черт, которые важны для овладения знаниями и выполнения разной работы.
  2. Специальные. Применяют для описания свойств индивида, с помощью которых удается достичь определенных высот в разных областях.

Что касается количественных характеристик, то они определяются степенью проявления возможностей. Для их измерений используют тесты и упражнения. Применяют эту отрасль для описания таких критериев: по виду функциональных систем и по виду деятельности. Важной частью структуры умений являются задатки и операции для их реализации.

Термины позволяют лучше понять тему, разобравшись в некоторых нюансах. Норма представляет собой статическое понятие, и воспринимают его как некий идеал, для условного обозначения существующего явления. Есть разные определения этого понятия, которые применимы к многочисленным феноменам. Психологические нормы дифференциальной психологии обусловлены социальными стереотипами, так если поведение человека не соответствует существующим канонам, то это воспринимают, как отклонение. Нормы постоянно обновляются и изменяются.

Источник:
Дифференциальная психология личности и понятие нормы
Дифференциальная психология личности и понятие нормы Одно из важных мест в области психологических знаний занимает дифференциальная психология, причем появилась она совсем недавно. Она имеет
http://womanadvice.ru/differencialnaya-psihologiya-lichnosti-i-ponyatie-normy

Мир Психологии

Дифференциальная психология (англ. differential psychology) — раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.

Современная Дифференциальная психология широко применяет развитый математико-статистический аппарат, в т.ч. методы корреляционного, регрессионного, дискриминантного и факторного анализов. Данные Д. п. имеют важное прикладное значение для практики обучения, воспитания, психиатрических и психотерапевтических воздействий, определения профессиональной пригодности, профотбора и профориентации.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Дифференциальная психология (от лат. differentia — различие) — отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических ( см . Женевская школа генетической психологии) и математических методов.

Дифференциальная психология складывалась под непосредственным воздействием практики — педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа (см. Статистические методы в психологии). Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В. Штерн в работе «О психологии индивидуальных различий» (1900). Первыми крупными представителями нового направления были А. Бине, А.Ф. Лазурский, Дж. Кеттел и др.

Основным методом Д. п. стали тесты ( см . Тестирование) — сперва индивидуальные, а затем групповые, — используемые для определения умственных различий, а с изобретением тестов проективных — для измерения интересов, установок, эмоциональных реакций. Путем обработки тестов методами факторного анализа выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах (параметрах, измерениях) интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов.

В зарубежной психологии наибольшую известность приобрели:

  1. теория двух факторов Ч. Спирмена, согласно к-рой в каждом виде деятельности представлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, необходимый только для данного вида деятельности (например, для решения математических задач, литературного творчества и т.п.);
  2. мультифакторные теории (Л. Тёрстоун, Дж. Гилфорд и др.), отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей (скорость восприятия, ассоциативная память и др.).

Как бы ни совершенствовались тесты и их статистическая обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах на протяжении всей истории Д. п. служит предметом острых дискуссий. В зарубежной Д. п. долгое время господствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию организма, а зависимость индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности, социально-экономических и культурных условий ее развития игнорировалась.

В настоящее время для Д. п. характерно интенсивное развитие новых подходов и методов, как экспериментальных, так и математических. Наряду с различиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различия в творческих и организаторских способностях, в общей структуре личности, в мотивационной сфере. Важное место отводится выявлению корреляций между психологическими свойствами, с одной стороны, физиологическими и биохимическими — с другой. Факты и выводы, полученные Д. п., имеют важное значение для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Дифференциальная психология — психология, сосредоточенная на изучении индивидуальных различий реагирования и поведения.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Оксфордский толковый словарь по психологии

Дифференциальная психология — подход к изучению психологии в котором основное внимание сосредоточивается на индивидуальных различиях в поведении.

Источник:
Мир Психологии
раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми
http://www.persev.ru/differencialnaya-psihologiya

COMMENTS