Дружба и вражда аргументы из литературы

Дружба и вражда аргументы из литературы

Интернет-лекция «А. Толстой и М. Булгаков: история дружбы и вражды» в областной библиотеке

14 октября 2015 года в 17.00 Псковская областная универсальная научная библиотека приглашает всех желающих в свой конференц-зал (ул. Профсоюзная, д. 2, второй этаж) на трансляцию лекции «А. Толстой и М. Булгаков: история дружбы и вражды» из цикла «О литературе и не только».

Лекцию прочтёт Алексей Варламов — известный писатель, историк литературы, доктор филологических наук, ректор Литературного института им. А. М. Горького, лауреат литературных премий. Алексея Варламова называют самым разносторонним писателем — его романы и повести легко уживаются с мастерски написанными биографиями в серии «ЖЗЛ».

Алексей Толстой и Михаил Булгаков — писатели-антиподы. Так мы привыкли их воспринимать. Один — гордый, гонимый властью художник, другой — ловкий приспособленец, слуга режима. Но так ли это на самом деле и не склонны ли мы упрощать более сложную картину жизни? Какие личные отношения связывали двух этих писателей? Была ли в самом деле между ними дружба? Была ли вражда и почему? Как влияли они друг на друга творчески? Как удивительным образом породнились? Кем остались в истории?

На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы, прослушав лекцию «А. Толстой и М. Булгаков: история дружбы и вражды» из цикла «О литературе и не только», организованного Министерством культуры РФ и Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека».

Источник:
Дружба и вражда аргументы из литературы
Интернет-лекция «А. Толстой и М. Булгаков: история дружбы и вражды» в областной библиотеке 14 октября 2015 года в 17.00 Псковская областная универсальная научная библиотека приглашает всех
http://culture.pskov.ru/ru/news/event/12113

Дружба и вражда аргументы из литературы

В новой демоверсии ОГЭ появилось еще одно задание – 15.3. Это сочинение на предложенную тему.

Естественно, хочется спросить: а зачем? Первых двух не хватает?

Нет, дело не в этом. Просто выбор, который предстоит сделать вам, девятиклассникам, стал шире.

В чем отличие третьего сочинения от первых двух? Они (первые) имеют более точно, конкретно, что ли, сформулированную тему. В 15.1 дано высказывание известного лингвиста (обычно, но может быть и писатель, и художник), во втором – цитата из текста, введенная в конкретный вопрос.

А вот 15.3… тема сформулирована максимально обобщенно: «Что такое дружба?», «Как вы понимаете смысл слова «милосердие» («гуманность», «забота»), «Что значит быть благодарным?» — вот только некоторые темы из пробных экзаменов и вариантов системы Statgrad (Московский институт открытого образования).

И что скажете? Вроде бы максимально понятно и просто, но, с другой стороны, можно задать извечный вопрос: «А что-писать-то?». Если есть кому что сказать, то целый роман настрочить можно.

Из моего опыта работы, готовясь с учениками к ОГЭ, я сталкивалась и с очень хорошими, и с, как бы выразиться помягче, интеллектуально беспомощными сочинениями, а вот со среднестатистическими, нормальными – нет.

Это значит, что выбирая эту тему, вы можете столкнуться с серьезными трудностями. Конкретно говоря, можете скатиться к примитивности, а можете создать прекрасный текст.

У этого сочинения есть одно серьезное преимущество: его тема всегда совпадает с темой изложения. То есть, если вы впали в цейтнот, вам категорически не хватает времени, психологически не готовы, разволновались, и в голову ничего не приходит, то можно ухватиться за сочинение 15.3 как палочку-выручалочку. Опирайтесь на изложение и пытайтесь выразить ту же мысль, но своими словами. Пусть вы глубокими обобщениями не блеснете, но балл какой-никакой наберете. Останется только четко прописать систему аргументов (один из жизненного опыта, другой из текста). О них пойдет речь ниже.

Каким должно быть сочинение?

Оно должно состоять из четырех абзацев: вступление – формулировка тезиса – ответа на вопрос, первого аргумента, второго аргумента, и заключения.

Всегда делите текст на абзацы! Зачем?

Во-первых, текст будет смотреться лучше, так как имеет четкую структуру. Будет видно, где вы начинаете новую микротему. Во-вторых, получите баллы за критерий, оценивающий логичность и последовательность изложения.

Во вступлении вы объясняете, как понимаете смысл слова, обозначенного в теме. «Милосердие – это…», «дружба – это…», «человечность – это…2. Можете при этом заглянуть в изложение. Имеете собственный взгляд на вещи – пожалуйста, излагайте свое понимание, только помните, что его надо еще доказать. Ни в коем случае не переписывайте текст ни изложения, ни сочинения! Это ноль баллов. Пишите своими словами.

Теперь аргументы. Первый аргумент из текста. Воспользуемся демоверсией, чтобы его сформулировать. Текст там о том, как дети обманули слепую женщину, украли письма ее сына с фронта, таким образом проявив жестокость.

Итак, первый аргумент:

Пример бесчеловечного отношения к людям мы видим в тексте. Дети, руководствуясь, казалось бы, лучшими побуждениями, крадут последнюю память у матери погибшего на фронте сына – его письма. Они проявляют жестокость, бесчеловечное отношение к старой женщине, у которой остались лишь воспоминания о дорогом ей человеке.

Пример из текста приведен. Но это не все. Он должен завершаться выводом. Примерно вот так:

Обидеть, обмануть слабого, пользуясь его беспомощностью, — бесчеловечно. А помочь в трудной ситуации, поддержать, уважать человека – это и есть настоящая человечность.

Второй аргумент – из жизненного опыта.

Старайтесь не впадать в примитивизм. Не надо писать, как вы шли по улице и увидели, скажем, плачущего ребенка, а потом ему доблестно помогли. Лучше напишите про то, что нужно в жизни проявлять человечность, и не раз в год, а всегда, потому что мы – люди. И что вы стараетесь всегда думать об этом и поступать так.

Ну и в заключении напишите что-нибудь о важности проблемы для каждого (поверьте, это всегда будет так).

Вот такие рекомендации к сочинению 15.3.

Из личного: выбирайте все же 15.1 и 15.2.

Почему? 15.1 покажет вашу теоретическую подготовку и компетентность, а 15.2 – это почти готовый первый абзац вашего будущего сочинения на ЕГЭ. Неплохо будет потренироваться.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Источник:
Дружба и вражда аргументы из литературы
В новой демоверсии ОГЭ появилось еще одно задание – 15.3. Это сочинение на предложенную тему. Естественно, хочется спросить: а зачем? Первых двух не хватает
http://samarus-school.ru/zadanie-15-3-proshhe-prostogo-slozhnee-slozhnogo.html

Проблема выбора: аргументы

Проблема выбора: аргументы. Проблема выбора в жизни человека

Бог создал человека по своему подобию. Но самое важное, что он дал своему творению — это умение думать, размышлять и делать выбор. Порой перед нами возникают очень сложные задачи, которые решить самостоятельно кажется довольно сложно. В этом случае на помощь приходят герои литературных произведений, которые предлагают свои весомые аргументы. Проблема выбора — это основная тема сочинений ЕГЭ, поэтому молодому поколению нужно как следует подготовиться к решающему этапу в их жизни.

Задумайтесь, как часто за день вам приходится решать вопросы, на которые есть два, а то и больше ответов? Сначала вы думаете о том, что поесть на завтрак, потом, как одеться в школу и какой дорогой туда идти. После уроков обычно задаетесь вопросом, делать уроки сейчас, или после гулянки? А пойти сегодня гулять с Машей или Колей? Все эти вопросы – это всего лишь незначительные ежедневные проблемы, с которыми вы наверняка справитесь легко.

Но в жизни есть выбор посерьезней. Рано или поздно, но вам придется думать о том, куда пойти учиться, где работать, как определить свой жизненный путь. Об этом нужно размышлять уже сейчас, на пороге взрослой жизни. Именно для этого учителя задают в школе читать произведения, анализировать их и делать выводы. Чтобы в дальнейшем вам было легче, основываясь на опыте других. Мы предлагаем рассмотреть вам, какая встречается в литературе проблема жизненного выбора. Аргументы приведем в качестве примеров.

Какие у молодого человека могут возникать трудности с социумом? Подростки, как известно, народ очень эмоциональный и неустойчивый эмоционально. В период полового созревания у них возникают совершенно необыкновенные мысли, и порой им кажется, что весь мир настроен против них. А ведь выживание в социуме – это залог счастливой взрослой жизни. И научиться этому нужно как можно раньше. В таблице с левой стороны представлена проблема выбора, аргументы из литературы – справа.

Социальное неравенство. Одни люди слишком богатые – другие бедные.

Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание». Несмотря на то что в романе поднимается очень много различных проблем, главная – это граница нищеты, за которой вынуждены существовать главные герои.

Замкнутость, ориентация лишь на собственный мир, без оглядки на других.

Встречается проблема выбора в произведениях: Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» и Чехов «Человек в футляре».

Одиночество и его тяжесть.

Хороший пример – «Судьба человека» Шолохова. Проблема жизненного выбора и одиночества представляется сразу у двух героев – Андрея Соколова и мальчика Вани. Оба во время войны потеряли все, что было им дорого.

Такие трудности тоже встречаются довольно часто. Причем понять их, а тем более решить, бывает очень сложно подростку. Родители, как правило, не могут или не хотят мешать взаимоотношениям учителей и школьников. Рассмотрим, что по этому поводу может сказать литература.

Нежелание учиться и получать знания

Это тоже существенная проблема выбора в жизни человека. Аргументы по поводу нежелания получать знания есть в комедии Ф. И. Фонвизина «Недоросль». Главный герой, будучи лентяем и разгильдяем так ничего и не добился в жизни, и был не приспособлен для самостоятельного существования.

Нежелание читать и быть образованным

Прекрасные доводы предлагает в своей автобиографической трилогии А. М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Роль русского языка в жизни любого человека

Набоков в своем романе «Дар» превозносит русский язык как подарок судьбы и учит, как ценить то, что дано свыше. Полезно также почитать стихотворения Тургенева, в которых он восхищается могуществом и величием русского языка.

Столкновение разных взглядов на жизнь

Учитель и ученик, как отец и ребенок. У одного за плечами колоссальный опыт и свой взрослый взгляд на мир. У другого – свое мнение, зачастую противоречащее взрослому. Это тоже своего рода проблема выбора. Аргументы из литературы можно черпать в произведении Тургенева «Отцы и дети».

Куда же без них? Семейные проблемы возникают всегда и в любом возрасте. Мы можем сделать больно самому близкому человеку, и даже не задумываться о его чувствах. Все равно простит. И порой больнее всего мы делаем собственным родителям. Уберечься от ошибок очень сложно. Но можно прочитать, какая бывает проблема выбора. Аргументы из литературы помогут в этом.

Сложность взаимоотношений между родителями и детьми.

Родители часто не понимают точки зрения своих отпрысков. Выбор детей кажется им ужасным, противоречащим нормам и правилам жизни. Но и дети порой оказываются не правы. Прочитайте повесть Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, как бывает проблема выбора в жизни человека. Аргументы впечатляющие.

Думаете, у детей все просто? Как бы не так. Мы живем в относительно спокойное и стабильное время и можем подарить детям радость взросления. Но не у многих это было. О том, как быстро можно повзрослеть в годы войны пишет Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая». Еще встречается у Толстого проблема жизненного выбора. Аргументы ищите в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

Семейные отношения. Сиротство.

Семейные ценности нужно хранить. Доказательством этого служит роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Не поленитесь, прочитайте все, и вы поймете, как важно сохранить то, что сложилось и устоялось веками.

Проблема выбора жизненного пути. Аргументы из литературы

Даже взрослому человеку порой кажется, что его жизнь не удалась. Работа не по душе, профессия не приносит желаемой прибыли, любви нет, ничего вокруг не предвещает счастья. Вот если бы я тогда, десять лет назад, пошел учиться туда-то, или женился на том-то, то жизнь моя сложилась бы совсем иначе, возможно счастливее. Человек сам творит свою судьбу и от этого выбора зависит все. Самая большая трудность – это проблема выбора жизненного пути. Аргументы из литературы помогут разобраться в этом чрезвычайно сложном вопросе.

Наверное, самый лучший пример для молодого поколения – это роман Гончарова «Обломов». Тема всего произведения – это выбор своего места в жизни. На судьбах нескольких человек автор рассказывает, что может произойти, если быть безвольным, или наоборот, твердохарактерным и упорным. Илья Обломов, как главный персонаж, несет в себе отрицательные черты – неспособность к труду, лень и упрямство. В итоге он превращается в некую тень, без цели и счастья.

Еще один пример того, как наследство, а не собственный выбор влияют на жизнь человека, — это «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Казалось бы, чего еще нужно молодому дворянину? Беззаботная жизнь, балы, любовь. Не нужно думать, как работать, где взять деньги на пропитание. Но Онегина такая жизнь не устраивает. Он протестует против устоявшейся светской жизни, против моральных норм своего времени, за что многие считают его чудаком. Главная задача Онегина – найти новые ценности, смысл своей жизни.

Еще одна неразрешимая задача молодого поколения – проблема выбора профессии. Аргументы могут приводить родители совершенно разные, предлагая своему чаду лучшее, по их мнению, занятие в жизни. Сейчас такая ситуация — не редкость. Мамы и папы заставляют идти учиться туда, куда их ребенок поступать совсем не хочет. Они аргументируют свою позицию по-разному: доктором быть выгодно, финансистом престижно, программистом востребовано, а бедный подросток просто хочет стать машинистом.

Так случилось с главным героем произведения Михаила Веллера «Хочу быть дворником». У главного героя была проблема выбора профессии. Аргументы в пользу того, кем нужно стать, ему давали родители. Они советовали посмотреть на других, кто с успехом защищает кандидатские, выступает на концертах после консерватории. Но герой не хотел менять свою свободу на просиживание штанов в аудиториях и штудирование книг. Его манила детская мечта стать дворником, к чему он и стремился.

Пример того, что мало выбрать хорошую профессию по душе, но и нужно развивать свои навыки, приводит А. П. Чехов в рассказе «Ионыч». Особенно если вы доктор. Так было с главным героем Ионычем. Он добросовестно работал, помогал людям, пока не стал морально устаревать. Он не следил за новинками в фармакологии, не интересовался новыми методами лечения. Он рисковал потерять свое благополучие. Мораль произведения: правильный выбор профессии — это лишь половина успеха, свое мастерство и талант нужно совершенствовать.

Все наши действия подвержены воздействию окружающего мира. Перед тем как совершить тот или иной шаг, мы обязательно задумаемся, не противоречит ли он нормам социальных отношений, совести, морали и т. д. Это все проблема нравственного выбора. Аргументы тут просты. Один мудрец сказал, что никогда не существует правильного решения. Потому что для вас оно будет истинным, а для кого-то – ложным. Посмотрим, чему учит нас литература.

Самые лучшие примеры приводит М. Шолохов. У него есть несколько рассказов, откуда можно черпать тезисы про милосердие и человечность. Это «Наука ненависти», «Судьба человека».

Порой обстоятельства вынуждают человека совершать жестокие и ужасные поступки. Тяжело найти такие аргументы. Проблема выбора возникла у героев романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Действие происходит в годы революции, и главным героям приходится чем-то жертвовать во имя революции.

О мечте и реальности

Здесь не обойтись без романтической истории А. Грина «Алые паруса». Но что было бы, если бы Грей так и не появился в жизни Ассоль? В реальности так не бывает. Конечно, мечты порой сбываются, но нужно самому приложить немало сил для этого.

Борьба добра и зла

В нас всегда борются две стихии – добро и зло. Задумайтесь над своими действиями, и вы найдете аргументы. Проблема выбора предстала и перед героями романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Это отличное произведение, в котором очень умело переплетаются ветви хороших и плохих поступков.

И снова «Мастер и Маргарита». Женщина ради своего любимого покинула свой дом, благосостояние и семью. Она стала невесомостью, тенью, продала душу дьяволу ради своего Мастера. Произведение заставляет задуматься.

И еще один рассказ, который бы хотелось вспомнить в данном контексте. Это «Старуха Изергиль» Горького. Отважный герой Данко вырвал из своей груди сердце ради спасения людей, благодаря чему осветился путь, и все были спасены.

Самая больная тема для подростков – любовь. В то же время о ней интереснее всего писать. А уж сколько примеров можно привести! Любовь и романтические отношения – это еще одна проблема выбора. Сочинение заставляют писать, опираясь на собственные мысли, которые порой путаются и смешиваются. Рассмотрим, какие аргументы можно привести в данном контексте.

Сразу хочется вспомнить трагическую любовь Ромео и Джульетты в пьесе Шекспира. Непонимание со стороны родных и вражда кланов приводят к трагическим последствиям, хотя молодые искренне были влюблены и испытывали к друг другу только самые нежные и девственные чувства.

Прекрасный образец настоящих романтических отношений в рассказе Куприна «Гранатовый браслет». Прочитав это произведение, хочется верить, что любовь – это самое лучшее чувство, когда-либо возникавшее у человека. «Гранатовый браслет» — это ода молодым, гимн счастья и проза невинности.

Любовь иногда губительна. Этому в литературе есть свои аргументы. Проблема выбора предстала перед Анной Карениной в одноименном романе Л.Н. Толстого. Возникшие чувства к молодому офицеру Волконскому стали для нее губительны. Ради нового счастья женщина бросила преданного мужа и любимого сына. Она пожертвовала своим статусом, репутацией, положением в обществе. И что получила за это? Любовь и счастье или тоску и разочарование?

Разная бывает проблема выбора в жизни. Аргументы приводились самые разные. Пришло время поговорить о той среде, в который мы живем. В последнее время человечество всерьез задумалось о том, что человек, по сути, относится к своему дому, матушке Земле, очень пренебрежительно. И все действия, направленные на сохранение здоровья планеты не приносят значимого результата. Разрушается озоновый слой, загрязняется воздух, в мире практически не осталось чистой пресной воды…

А вы бережете природу? Позволяете ли вы себе оставлять за собой мусор после отдыха в лесу? Сжигаете ли вы пластмассу и тушите пламя перед уходом? О взаимоотношениях с природой авторы писали много. Рассмотрим, что может пригодиться для ЕГЭ.

Начнем с романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Речь идет о жителях некого Единого государства, которые стали нумерами, и все их существование возможно лишь в рамках Часовой Скрижали. У них нет деревьев и рек, ведь весь мир построен из человеческих зданий и приспособлений. Их окружают идеально ровные пропорции стеклянных домов. А отношения и любовь разрешены в том случае, если есть розовая карточка. Такой мир Замятиным был изображен специально, чтобы показать, что человек превратиться в запрограммированного робота без природы, настоящих чувств и красоты окружающего мира.

Борьба природы и человека происходит в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море». Здесь показана настоящая проблема выбора человека. Аргументы безупречны. Хочешь жить – держись. Это касается как слабого старика, так и сильной акулы, пойманной на крючок. Борьба за жизнь идет насмерть. Кто победит и кто сдастся? Небольшая повесть заставляет глубоко задуматься о смысле и цене жизни.

Прекрасные аргументы по поводу любви к Родине можно встретить во многих произведениях о войне. Именно в это тяжелое время по-настоящему проявляется искренность чувств.

Образцом идеологии о ложном и истинном патриотизме можно считать роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». В книгах много сцен, посвященных этому. Стоит вспомнить Наташу Ростову, которая уговаривала мать пожертвовать подводами для раненых под Бородино. В это же время князь Андрей Болконский сам получает смертельное ранение в решающей битве.

Но самая большая любовь к Родине — у простых солдат. Они не произносят громкие речи, не восславляют царя, а просто готовы умереть за свой край, за свою страну. Автор прямо говорит о том, что победить Наполеона в той войне удалось только за счет сплоченности всего русского народа. Французский полководец в других странах сталкивался исключительно с армией, а в России ему противостоял простой люд разных сословий и званий. Под Бородино армия Наполеона потерпела нравственное поражение, а российское войско выиграло благодаря могучей силе духа и патриотизму.

Как сдать экзамен на отлично – это главная проблема выбора. Аргументы (ЕГЭ) мы постарались привести такие, которые чаще всего встречаются в темах сочинений. Осталось лишь выбрать необходимое.

Источник:
Проблема выбора: аргументы
Бог создал человека по своему подобию. Но самое важное, что он дал своему творению — это умение думать, размышлять и делать выбор.
http://fb.ru/article/229898/problema-vyibora-argumentyi-problema-vyibora-v-jizni-cheloveka

COMMENTS