Движущие силы развития личности

Движущие силы развития личности

Процесс становления человеческой личности осуществляется как "самодвижение", которому, по мнению Г. С. Костюка, свойственна единство внешних и внутренних условий. Внешние условия определяются естественным и общественным средой, необходимым для существования индивида, его жизнедеятельности, обучения, работы, развития. По формуле детерминации, которую выдвинул С. Л. Рубинштейн, внешние условия влияют на процесс развития через внутренние условия, содержащиеся в самом индивиде

Внешние и внутренние условия развития являются противоположностями, связанными между собой. Внешнее, объективное, социальное усваивается индивидом и становится внутренним, субъективным, психическим, которое определяет его новые отношения к внешнему миру. Механизмом такого усвоения признается, согласно с взглядами Же. Пьяже, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, інтеріоризація, то есть преобразования, врастание внешних практических действий во внутренние умственные действия. Благодаря этому формируется способность к оперированию объектами в образах, мыслях, их преобразования, выработки новых объектов. Внешнее становится внутренним, психическим, подвергаясь определенным изменениям, преобразованиям. Происходит и обратный процесс — экстериоризация, с помощью которого осуществляется объективация внутреннего, его переход во внешний план деятельности.

Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, социального и психического меняется на разных этапах развития личности, приобретает индивидуальных особенностей. Противоречие между внешним и внутренним становится источником "самодвижения", психического развития индивида, становление личности

Внутренние противоречия, возникающие в жизни человека, побуждают к активности, направленной на их преодоление. И взамен возникают новые противоречия, которые снова выступают как внутренние побуждения к совершенствованию личности, ее деятельности и поведения.

Сложный характер "самодвижения" развития личности был раскрыт Г. С. Костюком. Одним из основных противоречий, закономерно проявляющихся на всех возрастных этапах, является расхождение между новыми потребностями, целями, стремлениями личности, которая развивается, и достигнутым ею уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Эти противоречия возникают потому, что мотивационный сторону развития личности опережает его содержательную и операционную стороны. Такие внутренние противоречия решаются в детстве в сюжетной игре дошкольников, через которую они активно включаются в жизнь взрослых, усваивают их опыт. Противоречия возникают и в процессе появления новых потребностей и мотивов и борьбы со старыми или когда возникает потребность в подчинении более близких, непосредственных, индивидуальных мотивов віддаленішим, опосредованным, общественным мотивам деятельности.

Значительные противоречия проявляются в диалектической по своему характеру процессе становления познавательной сферы личности. Они детерминируют переход от непосредственного перцептивного (связанного с восприятием) до опосредованного мисленнєвого познанию ребенком объективной действительности, от низших до высших ступеней развития мышления, от аналитического выделения различных признаков объектов к синтетическому их отображения, объединения в группы, обозначаемые словами, понятиями.

В учебной деятельности школьников возникают противоречия, связанные с расхождением между новыми познавательными целями, задачами и имеющимися способами действие, между новыми ситуациями и предыдущим опытом учеников, между обобщениями, которые уже сложились, и новыми фактами. Обучение систематически приводит к возникновению внутренних противоречий, их осознание учащимися, развертывание активной деятельности, направленной на их устранение. Преодоление каждой противоречия требует решения новых для учащихся задач, поиска новых способов действий, формирование более совершенных операций, то есть осуществление следующего шага вперед в развитии познавательной деятельности личности Такие противоречия присущи и трудовой деятельности школьников, в которой сочетаются познание и труд, проектируется будущий продукт, выполняются действия, направленные на его изготовление.

В жизни подрастающей личности, которая разрабатывает перспективные цели, планы, проекты, возникают противоречия, расхождения между желаемым будущим и настоящим, между тем, чего хочет личность, и тем, что в ней есть. Эти различия побуждают человека к действиям в длительном времени, что объединяет его прошлое, настоящее и будущее.

Диалектические противоречия возникают также между достигнутым уровнем развития индивида и способом его жизни, местом, которое он занимает в системе общественных отношений. У подрастающей личности возникает стремление расширить свои взаимоотношения с окружающей общественной средой, включиться в новые виды общественно и личностно значимой деятельности. В ходе реализации этого стремления возникают новые стимулы к дальнейшему развитию.

Возникновение специфических противоречий характеризует развитие эмоциональной сферы личности. Они связаны с полярностью, амбивалентностью большинства эмоций, которые переживаются как противоположные (удовольствие — неудовольствие, радость — печаль и т. п). Единство и борьба противоположных эмоций определяют развитие эмоциональной сферы, переход от ситуационных эмоциональных состояний до стойких чувств, присущих личности Устойчивые чувства личности формируются через осознание, преобразование и преодоление противоположных переживаний (например, чувство смелости формируется через осознание и перебарывание страха).

С развитием возникают также разногласия между сознательными и бессознательными тенденциями в поведении и деятельности индивида. Бессознательные тенденции часто является результатом предварительной сознательной деятельности человека, его установок. Последние складываются в ходе сознательной деятельности, а дальше действуют без осознания личностью. Переносясь на другие по содержанию виды деятельности, они могут тормозить ее, вызвать противоречия, которые надо преодолевать. Следствием этого является развитие адекватніших взаимосвязей между сознательным и бессознательным.

Итак, как убедительно показал в своих трудах Г. С. Костюк, внутренние противоречия на каждом этапе онтогенеза личности приобретают своего содержания, своих форм проявления и способов преодоления. Внутренние противоречия могут не осознаваться на начальных этапах развития личности, но на последующих этапах часто становятся объектом самосознания, переживаются личностью как недовольство собой, как сознательное, активное стремление к самосовершенствованию.

В процессе воспитания и обучения перед ребенком выдвигаются новые требования, цели и задачи, что способствует возникновению и переборенню новых внутренних противоречий, которые обеспечивают развитие личности в определенном обществом направлении. Воспитатели, учителя, школьные психологи, родители должны понимать диалектический характер развития личности, помогать ребенку осознавать противоречия, находить адекватные способы их преодоления, то есть обеспечивать условия для осуществления "самодвижения" личности в своем становлении. Иначе противоречия могут стать тормозом в развитии личности, привести к задержке в психическом развитии, к возникновению кризисов.

Как свидетельствуют научные данные, кризисы возникают не у всех детей. их появление обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы ребенка, ходом развития ее личности, способами воспитательного управления этим процессом взрослыми. Кризисы проявляются в форме негативизма, противодействие требованиям взрослых, конфликтов, которые являются следствием того, что взрослые не замечают новых тенденций в жизни ребенка, его недовольство своим образом жизни, который она переросла, и тем самым блокируют ее движение вперед.

Если внутренние противоречия игнорируются взрослыми, а ребенок не имеет возможности их побороть, они могут обостриться, что приводит у некоторых детей и подростков до болезненного нарушения нервно-психической деятельности, хронических стрессов, неврозов, дезорганизации поведения. В таком случае нужна помощь со стороны школьного психолога, который находит рациональные пути выхода из тяжелых кризисных ситуаций, применяя методы психодиагностики, психокоррекции, психотерапии. Как правило, в такие острые ситуации в основном попадают дети с ослабленной нервной системой.

Источник:
Движущие силы развития личности
Процесс становления человеческой личности осуществляется как "самодвижение", которому, по мнению Г. С. Костюка, свойственна единство внешних и внутренних условий. Внешние условия
http://studbooks.net/37209/psihologiya/dvizhuschie_sily_razvitiya_lichnosti

Движущие силы развития личности

/ психъ / Новая папка (3) / 15. Факторы, закономерности и движущие силы психического развития

Условия и движущие силы психического развития

Развитие — постоянный процесс количественных и качественных изменений природных и социальных сторон личности, трансформация строения и функций организма, появление новых качеств в сознании, совершенствование различных видов деятельности.

Психическое развитие личности обусловлено разными факторами, предпосылками и движущими силами. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

Факторы психического развития личности.

Это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними факторами выступают природно-географическая среда, макросреда, микросреда и общественно-полезная деятельность.

Природно-географическая среда оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.

Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства.

Микросреда, т. е. группа, микрогруппа, семья и т. д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно-полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические особенности личности и ее психики (анатомо-физиологические и задатки).

Анатомо-физиологические особенности личности — это: •специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т. д.; • Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения с другими людьми.

В психологии отмечаются общие тенденции, закономерности психического развития, но они вторичны по отношению к воздействию среды (в широком смысле слова), так как их своеобразие зависит от условий жизни, деятельности и воспитания.

Неравномерность — о при любых даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания различные психические функции, психические проявления и свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. По-видимому, существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут оптимальными, называют сензитивными (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).Причиной такой сензитивности являются и закономерности органического созревания мозга, и то обстоятельство, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе других сформировавшихся психических процессов и свойств (например, математическое мышление может формироваться на основе сформировавшейся до известной степени способности к абстрактному мышлению), и жизненного опыта.

Интеграция психики. По мере развития психика человека приобретает все большую ценность, единство, устойчивость, постоянство. Маленький ребенок, по мнению Н. Д. Левитова, в психическом отношении представляет собой малосистематизированное сочетание психических состояний. Психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности.

Пластичность и возможность компенсации. На величайшую пластичность нервной системы указывал И. П. Павлов, отмечая, что все можно изменить к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие воздействия. На этой пластичности основаны возможности целенаправленного изменения психики ребенка, школьника в условиях обучения и воспитания. Пластичность открывает возможности и компенсации: при слабости или дефектности развития одной психической функции усиленно развиваются другие. Например, слабую память можно компенсировать организованностью и четкостью деятельности, дефекты зрения отчасти компенсируются обостренным развитием слухового анализатора и др.

Итак, развитие ребенка – сложный диалектический процесс.

Движущие силы психического развития личности составляют следующие противоречия:

между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями,

духовными запросами и старыми формами деятельности;

между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.

Уровни психического развития

отражают степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности является показателем, характеризующим способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Он свидетельствует о том, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты.

Уровень ближайшего развития личности свидетельствует о том, что человек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью других.

Природные особенности оказывают достаточное влияние на психическое развитие человека.

Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств, не определяют их. Ни один ребенок не является природно расположенным к трусости или смелости. На базе любого типа нервной системы при правильно поставленном воспитании можно выработать нужные качества. Лишь в каком-то одном случае это будет труднее сделать, чем в другом.

Во-вторых, природные особенности могут влиять на уровень достижений человека в какой-либо области. Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении овладения каким-либо видом деятельности. Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей, будет при всех прочих равных условиях развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших успехов, чем ребенок, такими задатками не обладающий.

Движущие силы психического развития человека сложны и многообразны. Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. К таким противоречиям относятся например противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречия между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых и наличным уровнем психического развития.

Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Например, у младшего школьника существует противоречие между готовностью к самостоятельной волевой деятельности и зависимостью поведения от наличной ситуации или непосредственных переживаний. Для подростка наиболее остры противоречия между его самооценкой и уровнем притязаний, переживанием отношения к нему со стороны окружающих, с одной стороны, переживанием своего реального положения в коллективе, потребность участвовать в коллективе – с другой; противоречие между потребностью участвовать в жизни взрослых в качестве полноправного члена и несоответствием этому своих возможностей.

Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.

Психическое развитие процесс не только количественных изменений свойств и качеств. Психическое развитие не сводится к тому, что с возрастом увеличиваются объем внимания, произвольность психических процессов, смысловое запоминание и т. д., уменьшаются детская фантазия, импульсивность в поведении, острота и свежесть восприятия. Развитие психики связано с появлением в определенные возрастные периоды качественно новых особенностей, так называемых новообразований, как то: чувство взрослости у подростков, потребность в жизненно-трудовом самоопределении в ранней юности.

Он на разных этапах имеет свои качественные особенности. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1–3 года), преддошкольный (3–5 лет), дошкольный (5–7 лет), младший школьный (7—11 лет), подростковый возраст (11–15 лет), ранняя юность, или старший школьный возраст (15–18 лет).

Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, хотя дошкольники в доступных для них формах занимаются учебной и трудовой деятельностью. В школьном возрасте ведущим видом деятельности становится учение. С возрастом повышается роль трудовой деятельности. Да и сама учеба претерпевает существенные изменения. В течение 10—11-летнего периода обучения в школе изменяются его содержание и характер, с каждым годом повышаются требования к ученику, все большую роль играет самостоятельная, творческая сторона учебной деятельности.

В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия как следствие, во-первых, индивидуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспитания и, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частности, в типологических свойствах нервной системы). Конкретные условия жизни весьма разнообразны, так же как и индивидуальные особенности личности. Поэтому можно говорить о том, что возрастные характеристики, хотя и существуют как достаточно типичные для данного возраста, время от времени подвергаются пересмотру в связи с так называемой акселерацией (ускорением) развития. Это связано с изменением условий жизни, увеличением объема информации, получаемой ребенком, и др.

Все это делает характеристику возрастных особенностей условной и неустойчивой, хотя возрастные особенности существуют как наиболее типичные, характерные особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Но возраст не есть абсолютная, неизменная категория. Понятие возраста, возрастных границ и особенностей имеет не абсолютное, а относительное значение.

Факторы, предпосылки и движущие силы психического развития личности

2. 3. Предпосылки психического развития личности. Это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровни ее психического, актуального и ближайшего развития.

Закономерности процесса развития:

1) поступательный характер, (пройдены ступени будто повторяют известные черты, свойства низших, но на более высокой базе);

2) бесповоротность (не копирование, а движение на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития);

3) единство противоположностей — внутренняя движущая сила процесса развития.

Основные направления развития человека:

• анатомо-физиологические (увеличение и развитие костной и мышечной систем);

• психическое (формирование сознания, самосознания, ведущих черт личности, когнитивных, чувственных и волевых процессов и т.д.);

• социальный (обретение социального опыта, в том числе духовного, овладения социальными функциями и т.п.).

Тенденции развития личности в онтогенезе (по Л. И. Божович):

1) единый целостный процесс непрерывного подрастания;

2) неповторимость отдельных возрастных периодов, делают свой специфический вклад в общий процесс формирования личности.

Формирование — процесс становления личности человека в результате влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Социализация — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения и психология поведения, присущих в настоящее время конкретному обществу, а обществу, группе, и воспроизводства ею социальных связей и социального опыта.

Основные принципы социализации

Принцип системности — Предусматривает воздействие на личность как микро-, так и макросреды, которые тесно взаимодействуют, взаимовлияют и взаимодетерминируют друг друга.

Принцип деятельности — Обусловливает активное взаимодействие личности с другими людьми, в которую индивид вступает в ходе деятельности и общения.

Принцип двустороннего взаимодействия личности и социальной среды — Значит взаимообусловленность процесса вхождения личности в систему общественных отношений и одновременно воспроизводство этих отношений в системе семейных, товарищеских, учебных и др. связей.

Принцип личной активности и избирательности — Рассматривает человека не как пассивное звено в процессе социализации, а как личность, способную активно действовать и самостоятельно вы-бираты социальные условия собственного развития и формировать собственное «Я», исходя из собственного видения идеалов и убеждений.

Отличные (от воспитания) особенности процесса социализации:

1) относительная стихийность этого процесса, которая характеризуется не предусмотренным, влиянием среды;

2) механическое усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате деятельности и общения личности, взаимодействия ее с микро-и макросреды;

3) рост самостоятельности личности по выбору социальных ценностей и ориентиров, среды общения, которому отдается предпочтение. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

Движущие силы, факторы и условия психического развития

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные изменения психологии и поведения данного типа называются эволюционными, так как они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения ребенка явилось одним из оснований для разделения детства на периоды возрастного развития.

Важными аспектами в изучении развития психики были соотнесение качественных и количественных параметров этого процесса, анализ возможностей революционного и эволюционного путей становления психического. Частично с этим связывался вопрос о темпе развития и возможности его изменения.

Однако в целом развитие психики все же характеризовалось большинством психологов как преимущественно эволюционное, а возможность полностью изменить направленность и индивидуальные особенности процесса, была постепенно отвергнута. Идея же о сочетании литических и критических периодов в становлении психики позднее была воплощена в периодизации Выготского.

Еще один тип изменений, которые могут рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Их можно назвать ситуационными. Такие изменения включают в себя то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного или неорганизованного обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психологии и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные оставляют ее без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, обозначаемое при помощи понятия «возраст» (см.: возраст психологический). Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.

Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие. Еще в большей степени, чем в познавательных процессах, возраст человека проявляется в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Психологически правильно определенное понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей, широко используется в разнообразных тестах в качестве точки отсчета для установления уровня психического развития того или иного ребенка.

Факторы, определяющие развитие психики. В связи с изучением закономерностей, определяющих динамику развития психики, особую актуальность приобрел вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, о соотношении биологического роста и созревания со становлением познания и качеств личности. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие подразумевает и качественные преобразования, изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Необходимо отметить, что в психологии разделение роста и развития особенно сложно, так как становление психической сферы тесно связано с ростом материального субстрата психики.

Если первоначально (у Прейера и Холла) речь шла о преимущественном доминировании биологического фактора, а само развитие понималось как созревание врожденных качеств, то уже в работах Клапареда появился другой подход к пониманию генезиса психики. Говоря о саморазвитии психики, он подчеркивал, что это саморазвертывание врожденных качеств, которое зависит от окружающей среды, направляющей течение данного процесса. Клапаред также впервые заговорил о специфических механизмах процесса развития – игре и подражании. Частично об игре как механизме изживания врожденных стадий писал и Холл, но подражание окружающим, идентификация с ними, которые, как показали работы современных ученых, являются одним из ведущих механизмов психического развития, впервые были введены в психологию Клапаредом.

Источник:
Движущие силы развития личности
/ психъ / Новая папка (3) / 15. Факторы, закономерности и движущие силы психического развития Условия и движущие силы психического развития Развитие — постоянный процесс количественных и
https://studfiles.net/preview/2231601/

Движущие силы развития личности

Понятие о росте формировании и развитии личности в отечественной психологии (Ананьев – см социальная ситуация, Петровский, Выготский).

Личность – особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Врожденные и приобретенные свойства составляют лишь условия, предпосылки формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни.

В отечественной психологии был выделен принцип саморазвития личности как исходный при изучении мотивации развития личности, так и определили общую стратегию развития поиска конкретных психологических феноменов и ДСЛР. Для этой стратегии характерно:

положение о роли борьбы противоположенностей, противоречия и гармонии этих противоположенностей как ДСРЛ,

положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (Леонтьев, Рубинштейн).

Петровский ввел понятие «надситуативной» активности как источнике зарождения любой новой деятельности личности. Человеку присуща неадаптивная по своей природе тенденция, которая проявляется в постановке различного рода сверхзадач. Он ввел представление об установках как механизмах, определяющих устойчивость динамики деятельности, ее развития. Установки содержат деятельность, а надситуативная активность выводит личность на новые уровни решения жизненных задач.

Инстинкты как движущая сила развития личности в психоаналитической теории З.Фрейда

Модификация идей классического психоанализа в теориях Юнга, Адлера, Хорни.

Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодина­мического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоя­тельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и само­согласующееся целое.

Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлерисходил из сообра­жения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед —они всегда находятся в движении к личностно значимым жиз­ненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совер­шенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум —нечто большее, чем только продукт этих двух влияний [Adier, 1964]. А именно, он считал, что люди облада­юттворческой силой,которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, —свободная, осознанная активность является определяющей чертой че­ловека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: вос­приятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более, чем что либо другое, побуждает многих психологов считать Адлера предвестником современной гуманистической психологии.

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнграссматри­вал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).

Сточки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости»,являющейся результа­том стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремле­ния к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистен­циальной и гуманистической теориях личности.

Хорнисоглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для фор­мирования структуры и функционирования личности у взрослого [Homey, 1959]. Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейше­го развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Представление о движущих силах развития личности в теории Левина.

Существует психологическое положение, которое занимает ребенок и области свободы его движений, это области, доступные ему и области, которые психологически существуют для ребенка, но не достижимы из-за социальных характеристик ситуации или ограниченных его собственных социальных, физических и интеллектуальных возможностей и способностей.

Напряжение, которое сообщает детскому поведению валентность, варьирует в зависимости от содержания, желаний и потребностей. Выделяют такие группы валентностей: «положительные» — приближение к объекту, и «отрицательные» — уход или отступление. Действия в направлении валентности могут иметь форму неконтролируемого поведения или направлений волевой активности.

Движущие силы связаны с валентностями, сдерживающие силы – с барьерами. Изменение положения привлекательного объекта ведет к изменению направления движений ребенка.

Напряжение в психологических терминах означает непрямое достижение цели у старших детей, когда социальная структура приобретает для них решающее значение.

Система внутриличностного напряжения понимается как источник мотивации личности. Принцип стремления к равновесию как методологическая предпосылка изучения ДСРЛ.

Тенденция к самоактуализации и самореализации как ДСРЛ в теории А.Маслоу.

Если все потребности в достаточной мере удовлетворе­ны, на передний план выступают потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализациюкак желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного исполь­зования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, самоактуали­зироваться —значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь верши­ны нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музы­ку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих уси­лий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, сту­дент, преподаватель или рабочий у станка —все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерар­хии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

Тенденция к поиску смысл жизни и самосозиданию как ДСРЛ (Франкл, Роджерс).

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединя­ющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации.Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность». Таким образом, важней­ший мотив жизни человека —это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция являетсяединственныммотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. Действительно, Роджерс чув­ствовал, что ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие как голод, половое влечение, безопасность, и используя эти гипотетические мотивы для объяснения причин поведения.

Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохра­нение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразуме­вает повышение напряжения.Вместо того, чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивирова­но потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет про­цесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция являет­ся общей для всех форм жизни —она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни!

Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действен­ные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Одна­ко можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным. Мы более подроб­но поговорим о тенденции самоактуализации, когда будем описывать полноценно функционирующего человека в следующем разделе этой главы.

Франкл: поиск человеком смысла – главная сила его жизни. Смысл уникален и специфичен, поэтому, он должен быть и может быть осуществлен только самим человеком и только тогда, когда он достигнет понимания того, что мог бы удовлетворить его потребность в смысле. Человек не выбирает, а обнаруживает смыл. Поиск смысла и ценностей скорее вызывает напряжение, чем приводит к равновесию. Именно это напряжение является предпосылкой психического здоровья. Самое эффективное, что может помочь человеку справиться даже с самыми неблагоприятными условиями – уверенность в том, что смысл жизни существует. Человеку требуется не равновесие, а борьба за какую-то цель, достойную его. Человеку необходимо не просто снятие напряжения, а обретение потенциального смысла, предназначения, которое обязательно будет осуществлено.

Говоря, что человек — творец ответственности и должен актуализировать потенциальный смысл своей жизни, нужно подчеркнуть, что истинный смысл можно скорее найти в мире, чем внутри человека или его психики. Согласно логотерапии смысл жизни можно обнаружить тремя способами – совершая дело. Переживая ценности, путем страданий.

Активность субъекта как ДСЛР в рамках деятельностного подхода (Леонтьев).

Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности

Наконец, на том же рубеже происходит еще одно изменение, тоже меняющее самый «механизм» формирования личности. Выше я говорил о все более расширяющейся действительности, которая существует для субъекта актуально. Но она существует также во времени — в форме его прошлого и в форме предвидимого им будущего. Конечно, прежде всего имеется в виду первое — индивидуальный опыт субъекта, функцией которого якобы и является его личность. И это снова воскрешает формулу о личности как о продукте врожденных свойств и приобретенного опыта. На ранних этапах развития формула эта еще может казаться правдоподобной, особенно если ее не упрощать и учитывать всю сложность механизмов формирования опыта. Однако в условиях происходящей иерархизации мотивов она все более утрачивает свое значение, а на уровне личности как бы опрокидывается.

Здесь мы подходим к самому сложному параметру личности: к общему типу ее строения. Мотивационная сфера человека даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду А. Она может быть сдвинута, эксцентрична по отношению к актуальному пространству исторической действительности, и тогда мы говорим об об односторонности личности. Она может сложиться, наоборот, как многосторонняя, включающая широкий круг отношений. Но и в том, и в другом случае она необходимо отражает объективное несовпадение этих отношений, противоречия между ними, смену места, которое они в ней занимают.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

Гетерохронность развития человека.

Вопросы практики (критерии готовности к школе, оценка работоспособности человека)побудили психологов обратиться к исследованиям сенситивных и критических периодов индивидуального развития, изучению неравномерности (гетерохронности) развития человека в онтогенезе.

В онтопсихологии необходимо учитывать неравномерность и гетерохронность развития индивида как предпосылок формирования психологического возраста личности. Внутренняя противоречивость развития личности, проявляющаяся в неравномерности смены ее общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливающим внутреннюю противоречивость онотогененической эволюции

Гетерохронность общесоматическая, полового и нервно-соматического созревания.

Биологическая, психологическая и социальная зрелость.

Индивидуальное развитие личности, ее онтогенез происходит одновременно в трех системах отчета, осями которых являются биологическое, социальное и психологическое время жизни личности. В связи с этим любые попытки построения периодизации развития личности сталкиваются с серьезными трудностями, т.к. вне системы отчета о временных единицах возраста говорить не имеет смысла, а общие закономерности развития человека, интегрирующие представление о трех возрастах, еще не описаны.

Без анализа соотношений органического и культурного рядов в развитии личности вряд ли можно адекватно отразить закономерности периодизации развития личности и решить вопрос о психологическом и физическом возрасте и о критериях зрелости.

Если зрелость индивида определяется по биологическим критериям, а паспортный возраст – по количеству лет, то с психологическим возрастом и психологической зрелостью дело обстоит далеко не просто. Ананьев подчеркивал, что психологический возраст и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности. Кроник и Головахи выделяют такие особенности психологического возраста, как его обратимость и многомерность. Личность в ходе своего развития не только стареет, но некоторые жизненные события могут вернуть ей молодость в подлинном психологическом смысле этого слова.

Что касается вопроса о психологической зрелости, то он не может решаться в отрыве от изучения конкретно-исторической фазы развития общества и той культуры, в которой происходит становление человека. Гальперин считает, что личностью может считаться лишь ответственный субъект, т.е. в качестве критерия зрелости выделяется ответственность личности за свои поступки.

Братусь пытается подойти к вычленению критерия зрелости через изучение тактики целеполагания и видит критерий зрелости личности в искусстве разводить идеальные и реальные цели, к которым стремится человек.

Понятие жизненного пути (Ананьев).

Индивидуальное развитие человека – онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Одним из существенных проявлений внутренних противоречий онтогенетической эволюции следует считать неравномерность развития различных систем и их регуляторов.

Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет.

Жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства жизни.

Психоаналитическая ориентация. Этапы психосексуального развития ребенка в психоанализе З.Фрейда.

Эпигенетическая периодизация развития личности Эриксон.

Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (Леонтьев, Эльконин).

В настоящее время ППР в детском возрасте принадлежит Эльконину. Опираясь на идеи Выгодского и Леонтьева а зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности Эльконин предлагает схему периодизации. Двигателем развития личности в данной концепции периодизации является возникновение несоответствия, противоречия между операционно-техническими возможностями ребенка и развитием его МП сферы. Эти несоответствия лежат в основе переходов от деятельности непосредственно эмоционального общения к предметно-манипулятивной деятельности, от ролевой игры к учебной деятельности, от интимно-личностного общения к учебно-процессуальной деятельности. Схема периодизации описывает психическое развитие, а не развитие личности.

Ведущая деятельность – это социальная позиция, социальное отношение в развитии личности, в ее индивидуализации. Чем более перед личностью возможность выбора, тем очевиднее становится то, что сама личность выбирает, отстаивает к-л социальную позицию, которая затем определяет деятельность этой личности. Деятельность опосредует личность, но личность выбирает ту деятельность которая опосредует ее развитие.

Источник:
Движущие силы развития личности
Понятие о росте формировании и развитии личности в отечественной психологии (Ананьев – см социальная ситуация, Петровский, Выготский). Личность – особое качество, которое приобретается
https://studfiles.net/preview/1770903/page:27/

Факторы, движущие силы психического развития

Ключевым вопросом возрастной психологии является вопрос факторов психического развития. Фактор (от лат. factor — «делающий», «производящий») определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. Основываясь на таком понимании, определим понятие «факторы психического развития».

Факторы психического развитияосновные причины качественных изменений психических процессов и свойств личности.

Когда анализируют причины психического развития, используют не только понятие «факторы», но и понятие «движущие силы развития». Иногда они рассматриваются как синонимы, иногда — как разные понятия. Например, в философском словаре движущие силы развития определяются как «существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс». То есть в данном случае под движущими силами развития принимаются не все причины, а только наиболее существенные и длительно действующие.

Каковы же основные взгляды на факторы психического развития человека? У нас нет возможности анализировать все подходы, сложившиеся в рамках психологии. Мы лишь заметим, что крайние полюса образуют, с одной стороны, теории, которые в большей степени отстаивают генетическую обусловленность психического развития человека (так называемый «биологизаторский подход»), а с другой — теории, в которых доказывается определяющая роль среды («социологизаторский подход»). Но большинство теоретических построений все же исходит из того, что человек — существо биосоциальное (или является «общественным животным», как заметил в свое время Сенека).

Таким образом, можно выделить две группы факторов психического развития: биологические и социальные.

Биологические факторы делятся на две группы: наследственные и врожденные. Наследственные факторы включают те особенности, которые передаются по наследству: особенности строения нервной системы, органов чувств, физические признаки, характерные для всех людей. Носителями наследственной информации являются гены. Врожденные особенности могут формироваться в процессе внутриутробного развития и проявляются в первые месяцы и даже годы жизни ребенка под воздействием травм, болезней, экологической ситуации, других условий.

Под социальными факторами принято понимать влияние микро— и макросреды. Микросреду образует ближайшее окружение, или, другими словами, различные контактные группы (семья, друзья, родственники, учащиеся в классе и т. д.). Макросреда определяется теми политическими, экономическими, культурными, национальными и другими процессами, которые характерны для данного общества.

Необходимым условием психического развития выступает собственная активность личности. Человек как существо, наделенное самосознанием, способен выступать не пассивным объектом, воспринимающим воздействие биологических и социальных факторов, а активным субъектом. В практическом плане это выражается в том, что человек, осознав особенности своего генотипа и окружения, в значительной мере может влиять на свое развитие. Способы такого влияния могут быть различными (осознанный выбор сферы деятельности; формирования своего круга общения; получение нового жизненного опыта и т. д.). При этом, безусловно, нет смысла отрицать имеющиеся природные задатки и «разрывать» отношения со своим социальным кругом, а наоборот, используя весь имеющийся «позитив», преодолевать свои личностные ограничения и психологические защиты.

Чаще всего в отечественной психологии признается, что биологические особенности человека составляют его природную основу, но ведущими в развитии являются социальные факторы. При этом особый акцент при изучении делается на анализе основных противоречий возраста. Например, в возрасте одного года ребенок начинает ходить, он активно знакомится с окружающим миром, стремится к общению со взрослыми, но ему не хватает знаков для полноценного общения и удовлетворения растущих познавательно-исследовательских потребностей, поэтому ребенок начинает активно овладевать речью. В ситуации, когда автономную речь ребенка прекрасно понимают близкие родственники, когда она не является препятствием для удовлетворения потребностей, полноценная речь у ребенка не появляется — в этом просто нет никакой необходимости, у ребенка не возникает объективного противоречия.

В ходе жизни человека могут возникнуть различные противоречия:

** между потребностями и внешними обстоятельствами;

** между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

** между возросшими физическими способностями, духовными возможностями и старыми формами деятельности;

** новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками (приводится по: Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. М., 2002. С. 50).

Именно основные противоречия возраста часто рассматриваются как движущие силы психического развития ребенка. Они же во многом определяют и особенности социальной ситуации развития возраста.

Важнейшей движущей силой развития ребенка выступает противоречие между его актуальным и потенциальным уровнем развития. В основе разрешения этого противоречия лежит сотрудничество ребенка с взрослым, определяющее зону ближайшего развития.

Зона ближайшего развитияреально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при содействии со стороны окружающих людей.

Благодаря взаимодействию с взрослыми дети быстрее и глубже осваивают новую деятельность, у них развиваются различные способности, формируются умения и навыки. Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским и непосредственно связано с взглядами ученого на проблему соотношения обучения и развития. По Л. С. Выготскому, обучение — движущая сила психического развития. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, т. е. пробуждает у ребенка внутренние процессы развития. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди развития». Тогда оно побуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Источник:
Факторы, движущие силы психического развития
Ключевым вопросом возрастной психологии является вопрос факторов психического развития. Фактор (от лат. factor — «делающий», «производящий») определяется как причина, движущая сила какого-либо
https://lektsii.org/11%2D86680.html

COMMENTS