Эффективное общение

Занятие педагога-психолога тренинг на тему: «Эффективное общение»

Занятие педагога-психолога тренинг на тему: «Эффективное общение»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тренинг «Эффективное общение»

Цели и задачи: развитие коммуникативной компетенции; развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении; познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми; формирование у участников навыков эффективного общения.

Методы и формы работы: имитационные игры, самоанализ и структурирование опыта, элементы групповой дискуссии, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции.

Принятие правил тренинга.

1) Правило «здесь и теперь «. ( Важно, чтобы анализировались мысли и чувства, возникающие в данный момент.)

2) Правило искренности и открытости. (Это основа эффективного межличностного взаимодействия.Каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента. )

Правило активности . ( В группе не должно быть пассивных наблюдателей.Упражнения включают всех участников)

2. Основная часть.

«Все умеют говорить, но не все умеют общаться.»

Как вы понимаете это высказывание?

Обще?ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

— В каких сферах жизни нам необходимо искусство общения?

— Назовите еще виды деятельности, которые охватывают все сферы нашей жизни.

— Сформулируйте и запишите : для чего нужно уметь общаться лично вам?(конкретика) Последующее обсуждение.

— Общение -это ценнейший дар, он помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к любой ситуации.

— С чего начинается общение?

Каким может быть приветствие? Почему в приветствии должно содержаться обращение?

— Какую роль играет комплемент? Каким должен быть комплемент?

Инструкция: Упражнение выполняется по цепочке. Участники должны поприветствовать друг друга и произнести комплемент.

Рефлексия: — Кому было трудно сказать искренний комплемент? Почему?

— Что включает в себя общение? (интонацию, мимику, жестикуляцию)

Важно не только то, что мы говорим, но и как мы говорим.

Упражнение «Догадайся без слов».

Упражнение выполняется по группам.Каждая группа получает карточки-задания с описанием сценки.Задача участников — с помощью мимики, жестов, интонации передать определенную эмоциональную ситуацию; задача зрителей — понять увиденное.

1) Первый извиняется, второйуспокаивает первого, сообщает, что давно простил.

2) Первый извиняется, второй остается зол, не хочет слышать об извинениях.

3) Первый сообщает радостную новость, второй удивляется и просит сообщить подробности, завязывается оживленный разговор.

4) Первый грустит, второй хочет узнать, в чем дело; первому не хочется рассказывать,но он сообщает причину своих несчастий, второй его начинает успокоить.

5) Первый сердит и обижен, высказывает претензии второму; второй сначала оправдывается, но затем оскорбляется, и начинаются взаимные претензии.

6) Первый что-то восторженно сообщает, второй удивлен, разозлен сообщением и старается узнать подробности, первый растерянно отвечает.

Время подготовки – 5 минут, время выступления каждой группы – 1 минута.

Рефлексия: Кому было трудно изобразить чувства? Кто ошибался или с трудом угадывал? Какие выводы можно сделать?

— Какое общение можно назвать эффективным?

— Что необходимо для эффективного общения?(манера, психологический контакт, умение говорить, умение слушать, знать цель общения)

Упражнение « Взаимные презентации»

Работа в парах.Первый этап работы заключается в том, что один из участников рассказывает своему партнеру о себе, о своей будущей специальности.Слушающий может задавать наводящие вопросы. Вторым этапомработы будет представление группе своего партнера на основе этой беседы. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие важные вопросы:

— Как я вижу свою профессию;

— Что я ценю в самом себе;

— Предмет моей гордости;

— Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

— Что ты считаешь самым отвратительным?

— Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п.

Время первого этапа- 5 минут.

Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Ваша задача – стать двойником собеседника и построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно шестьдесят секунд. После этого любой член группы имеет право задать выступающему вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер.

Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться тем, затронутых в презентации.

Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам:

1.способности учитывать время при презентации

2.способности верно и сжато передать полученную информацию от партнера и

3.способность «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.

— Оцени успешность твоей презентации своего партнера.

— Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?

— Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?

— Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

— Тяжело ли было говорить от имени другого?

Отмечено, что при общении двух человек имеют место шесть процессов, а именно:

то, что я думаю о вас;

то, что вы думаете о себе;

то, что я думаю о самом себе;

то, что вы думаете обо мне;

то, что я думаю, что вы думаете обо мне;

то, что вы думаете, что я думаю о вас.

— Как вы понимаете фразу « психологический контакт»? Почему он необходим для общения?

— Что необходимо для установления психологического контакта?

Помните: нам приятно общаться с людьми, рядом с которыми мы комфортно себя чувствуем.

— Как установить психологический контакт?

Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собеседника.

Обращайтесь к человеку по имени и отчеству.

Будьте позитивны, открыты, доброжелательны и приветливы.

Постарайтесь понять круг интересов собеседника. Ведите беседу с учетом его индивидуальных особенностей, вкусов, желаний. Говорите с человеком на понятном ему языке.

Выразите словами одобрения и похвалы достоинства человека, с которым вы общаетесь.

Будьте терпимы к чужому мнению. Не осуждайте других людей, а постарайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать именно так. Не допускайте критики.

Умейте поставить себя на место другого, чтобы понять его.

Будьте внимательным слушателем, дайте человеку высказаться.

Указывая на очевидные ошибки собеседника, начинайте разговор с подчеркивания положительных качеств. Делайте акцент на фактах, а не на личностных особенностях.

Никогда не критикуйте человека при посторонних, чтобы не унизить его самолюбия.

Упражнение «Умеем ли мы слушать».

Как уклониться от неприятной темы или вопроса?

Упражнение «Я не хочу об этом говорить»

Работа парами. Каждый должен придумать 2 вопроса.Задача собеседника уклониться от ответа.

-А теперь попытаемся увеличить объем упражнения. Беседа в парах.

Упражнение «Доброжелательное выспрашивание»

Участники разбиваются по парам, где отрабатывают умение захватывать инициативу в разговоре, переводя партнеров в нужное русло коммуникации. Задача – делать это аккуратно, не вызывая подозрений в преднамеренности выхода на ту или иную тему…

1 участник – семья, хобби (чем увлекается), какие любимые блюда

2 участник – распорядок дня, любимые фильмы или книги, друзья

Рефлексия: — Получилось ли подвести к нужной теме? Удержать инициативу? Узнать информацию?

-Когда мы встречаемся с необходимостью убеждения? (приведите примеры)

-Что надо учитывать, когда ваша цель – убедить?(личность собеседника, его состояние в данный момент, конечную цель)

— Что поможет нам убедить собеседника?(аргументы, манера общения, тактика)

1. (правило Гомера): порядок приведенных аргументов часто влияет на их убедительность. Самый есть такой порядок: сильные — средние — один самый сильный (слабыми аргументами вообще не пользуйтесь, они приносят вред, а не пользу. Сила (слабость) аргументов должна определяться не с точки зрения докладчика, а с точки зрения лица, принимающего решения. Ваш оппонент, если он не совсем с вами согласен, непременно будет искать слабые места в ваших аргументах, а потому изначально следует свести к минимуму риск получить отказ.

2. (правило Сократа): для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, а перед ним — два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он наверняка без проблем ответит вам «да». Уже 2400 лет существует это правило и проверено на практике (оказывается, когда человек говорит слово «да», в ее кровь поступают эндорфины( «гормоны удовольствия»), а получив две порции «гормонов удовольствия», собеседник начинает ко всему относиться доброжелательно, поэтому ему психологически легче сказать «да», чем «нет».

Особенно, если в вопросах уже содержатся аргументы. ( Мама, ты помнишь Наташу? Ты помнишь, мы с ней как-то ходили в кино? Ты не против, если я схожу с ней на вечеринку?)

НО: Некоторые настораживаются уже на втором вопросе, и не важно как он сформулирован, насколько дипломатично произнесен. Переговорщики просто не любят много соглашаться — это нас настораживает на уровне инстинктов.На третий раз уже хочется сказать свое веское слово, а не быть ведомыми. Будьте осторожны!

3. Правило Паскаля – «Ничто так не разоружает лучше, как условия почётной капитуляции» (Паскаль). Порою собеседник не соглашается с вами только потому, что воспринимает согласие как поражение. Поэтому, пытаясь в чём-либо убедить вашего оппонента, не загоняйте его в угол. Постарайтесь создать такие условия, чтобы дав своё согласие, он имел возможность сохранить своё лицо и не чувствовал себя проигравшим. (Покажите, что ваше предложение удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника.)

4.НЕ загоняйте себя в угол, не унижайте свой статус проявлением признаков неуверенности, лишних извинений (фразы: «Извините, если я мешай», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать . ».Они унижают ваше положение.

5.НЕ унижайте собеседника, так как любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику вызывает негативную реакцию.

6.Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа / статуса убеждающего.

7.К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – с предубеждением.

8. Желая переубедить, начинайте не с разделяющих Вас моментов, а с того, в чем Вы согласны с оппонентом.

9.Будьте хорошим слушателем. Проверяйте, правильно ли Вы понимаете собеседника.

10. Избегайте конфликтов.

11. Американское правило «Мы». Только когда объединяемся с собеседником.

Упражнение «Убеди меня».

Инструкция: Выполняется по группам. Каждая группа получает тему. Задача – подобрать аргументы и выстроить стратегию убеждения. Принцип: убедить, а не настоять!

Темы:1. Заменить компьютер на новый. 2. Отпустить с подругой на дачу3.Дать большевремени на написание сочинения 4. Подать документы в другой институт. 5. Отпустить с урока, если болит голова. 6. Убедить молодого человека пойти не на концерт, а в музей. 7. Убедить родителей купить собаку 8.Убедить, что вы хотите заниматься не танцами, а дзю-до.

— У кого возникли затруднения в подборе аргументов? – Почему?

— Что вам мешало в процессе убеждения? – Какие выводы можно сделать?

Наш тренинг подходит к концу.

Рефлексия: (7 минут)

— Итак, подведём итоги.

— Что нового вы для себя открыли?

— Что необходимо для того, чтобы общение было эффективным?

— Какие умения и навыки требуется совершенствовать?

-Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием.

Благодарю за активное участие!

Дэвид ЛЬЮИС «ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Л.Я. Аверьянов «СОЦИОЛОГИЯ: ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ» Москва — 1998 г.

Коммуникативные упражнения. http://azps.ru/training/indexlo.html

Источник:
Занятие педагога-психолога тренинг на тему: «Эффективное общение»
Cкачать: Занятие педагога-психолога тренинг на тему: Эффективное общение
http://infourok.ru/zanyatie-pedagogapsihologa-trening-na-temu-effektivnoe-obschenie-1732384.html

Статья Эффективное общение в сестринском деле

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Эффективное общение в сестринском деле.

Общение — все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ — обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом. Существуют три уровня общения:

— внутриличностные (в границах одного человека)

— межличностные (между двумя и более людьми)

— общественные (между большими группами)

Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и другое.

2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная)

Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.

В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение

пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми.

В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов.

Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.

Выделяют ДВА ТИПА ОБЩЕНИЯ:

I. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) — наиболее распространенное средство выражения мыслей между людьми.

Беседа с пациентом целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.

2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)

Бессловесный тип общения представляет более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходить на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца — они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.

К ЭТОМУ ТИПУ ОБЩЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ :

а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА-

Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, в частности, степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что «следует содержать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных». Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки — все это напоминает тяжелому больному радости, которых одновременно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).

Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова:

«В октябре 1983г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал: «Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой! И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной!.

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.

Соблюдай дистанцию «психологического комфорта». Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

— интимное — 40 см,

— личное — 40 см — 2 м,

— социальное — 2 — 4 м,

— открытое — более 4 м

Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для этого, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к Вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна Ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайтеV над ним, лучше присядьте рядом с кроватью. Полезно расположиться так, чтобы Ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

Пациент никогда не будет доверителен и откровении с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченности]

Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту.

Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

— адекватное освещение, отопление и вентиляция

ПОМИМО ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ (вербального и невербального)

существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА. Эти закономерности определяет:

— предшествующая информация об этом человеке

— личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников

Важную роль играет «эффект ареола» — первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно длительное время.

В процессе общения очень важней СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ, Различают 5 стилей общения:

1) давления (авторитетный)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:

A) деловой (достижение целей и задач каждого в общении),

B) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

1) «терапевтическое» эффективное

2) «нетерапевтическое», неэффективное

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения:

«Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет.

Как снять боль у малыша?

Можно применить местную анастезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства — анальгин или морфий, можно, наконец, предложить наркоз, однако мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как нив чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!» (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я.мудрова, еще в 1820 году писавшего: «Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело».

ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ — ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОВШОШЕНИЕ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

I) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ

«НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ» СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ :

1. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ.

2. КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

НАПРИМЕР; НА ПРИЕМЕ ПРИШЕЛ ПАЦИЕНТ, У КОТОРОГО ДИАГНОЗ — «чесотка» был, что называется, «написан» на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: «Вилькинсон». Это означало, что больному следует прописать специальное лекарственное средство для лечения чесотки — мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча, протянула его больному, тот взял бумажку, вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.

3. БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «ревматик». Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубости иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: «голубушка», «бабуля», т. д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

4. НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ.

Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и лечение становится неэффективным.

5. СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ.

6. ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ.

Медсестра внушает пациенту: «Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что ВАС БОГ наказывает «.

8. КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА.

Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким гемоглобином!»

Источник:
Статья Эффективное общение в сестринском деле
Cкачать: Статья "Эффективное общение в сестринском деле"
http://infourok.ru/statya-effektivnoe-obschenie-v-sestrinskom-dele-810613.html

Эффективное общение

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Эффективное общение (предмет: Психология) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

реферат по дисциплине Психология на тему: Эффективное общение; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

«Умение общаться с людьми — это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».

Человек — “существо социальное”. Это означает, что он живет среди людей и осуществлять свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение — контактное, опосредованное или воображаемое.

В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л. Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

Эффективное общение — это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

· направляет поток информации в нужное русло;

· помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии;

· стимулирует собеседников предпринимать действия для достижения поставленных целей;

· передает информацию, поощряя сотрудников думать по-новому и действовать более эффективно.

В данной работе описаны наиболее значимые приемы и технологии эффективного общения.

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

В основу теории культуры речи как особой лингвистической дисциплины предлагается положить следующее определение этой дисциплины. Культура речи — это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Эффективность общения — это тот «конечный продукт», создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

Технологии эффективного общения — это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению.

Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

*коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

*интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

*перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте желательно (по возможности) создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.

Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

Основные правила эффективного общения:

Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

Несколько приемов для эффективного общения:

— » Правило трех двадцати «:

· 20 сек. вас оценивают.

· 20 сек. как и что вы начали говорить.

· 20 см улыбки и обаяния.

— 6 правил Глеба Жеглова:

· Проявлять искренний интерес к собеседнику.

· Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре.

· Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.

· Относиться к нему с уважением.

— Как увеличить полезность контакта:

· Говорить о проблемах собеседника.

Правила эффективного общения по Блэку:

· Всегда настаивать на правде.

· Строить сообщения просто и понятно.

· Не приукрашивать, не набивать цену.

· Помнить, что 1/2 аудитории — женщины.

· Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности.

· Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности.

· Не жалеть времени на выяснение общего мнения.

· Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения.

· Стараться быть убедительным на каждом этапе общения.

Как результат вы получите:

· Формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.

· Вы завоюете собеседника.

· Вы повысите вашу самооценку.

Рассмотрим некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента. Конечно, первое впечатление — не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

Чтобы благополучно пройти через «минное поле» первых 20 секунд, необходимо использовать «Правило трех «плюсов»».

Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», иными словами, трижды сделать приятные «подарки» его Ребенку (То же касается и окончания беседы или встречи).

Существует, конечно, множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости.

На первый взгляд, комплимент — самое простое в общении. Но сделать его мастерски — высшее искусство.

Комплименты бывают трех типов:

1. Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику — ружье, «помешанному» на собаках — его любимца, родителю — ребенка и т.д. Достаточно, зайдя к женщине-начальнице в кабинет, между делом заметить, с каким вкусом подобрана обстановка и как уютно себя здесь чувствуешь, чтобы заработать этим некоторое расположение к себе.

2. Комплимент «минус-плюс». Мы даем собеседнику сначала маленький «минус». Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник… Вы незаменимый для нас специалист!» После «минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на контрасте говорится весьма для него лестное. Психологическое состояние напоминает ощущения человека, балансирующего на краю пропасти: сначала — ужас от мысли о смерти, а потом — неописуемая радость: «Жив!» Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как и все сильнодействующее, он рискован. Если «минус» окажется сильнее «плюса» последствия могут быть для нас плачевными.

3. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для того, кто делает комплимент. «Я хотел бы иметь такого же ответственного сына, как Вы!» Этот комплимент самый тонкий и наиболее приятен для собеседника. Но рамки его применения ограничены:

· Чтобы не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.

· Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Самое трудное в комплименте — это достойно на него ответить. Это невозможно сделать тут же, иначе человек, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз нам сделать комплимент. Общая схема может быть следующей: «Это благодаря Вам!» Все искусство состоит в умении изящно ее варьировать. Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» тому человеку, который дал его нам. При этом важно похвалить собеседника за его положительные качества, а не за то, что он такой хороший: похвалил нас, заметил хорошее в нас.

Улыбка — это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на который — расположение собеседника к нам. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство их делает более привлекательными.

Желательно приучить себя к тому, чтобы обычным выражением Вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка или хотя бы готовность к ней. Именно такой должна быть Ваша улыбка — открытой и искренней.

Помнить имя собеседника

Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при всём этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. Руководитель, желающий производить хорошее впечатление, может использовать следующий прием: завести блокнот и записывать имена всех своих деловых партнеров и подчиненных и иногда просматривать его, чтобы иметь возможность при встрече обратиться по имени. На людей производит неизгладимое впечатление, что человек, стоящий значительно выше по служебной лестнице, помнит их по имени.

Имя человека — это самый важный для него звук на любом языке.

Поднятие значимости собеседника

Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.

Потребность чувствовать свою значимость — одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных сем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим.

Любой работник хочет, чтобы другие ценили его труд, признавали его занятость, полезность и незаменимость. Поэтому нам никогда не повредит, обращаясь к нему, извиниться за «причиненное беспокойство», хотя выполнение нашей просьбы и входит в круг его «служебных обязанностей».

Средств поднятия значимости собеседника, конечно, существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные средства, которые могут быть названы воистину волшебными словами.

Например, фраза «Я хотел бы с Вами посоветоваться!». Люди читают их так: «Со мной хотят посоветоваться. Я нужен! Я значителен! Что ж, почему бы не помочь этому человеку?» Конечно, эта фраза — общая формула, все искусство состоит в умении ее варьировать, искать наиболее подходящие по ситуации слова.

Главное — искренне попросить у человека той или иной помощи.

Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

Правило 1: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать».

Правило 2: «Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их».

Достаточно дать собеседнику возможность выговориться, рассказать все, чем он хотел поделиться, стараясь проявлять максимум внимания и заинтересованности к его словам, чтобы благодарный за это собеседник с радостью и вниманием выслушал все, что расскажем ему мы. Беседа доставит взаимное удовольствие.

Итак, если мы хотим, чтобы нас выслушали, мы должны сначала выслушать собеседника.

Существуют специальные приемы понимающего слушания, которым может научиться каждый человек:

Нерефлексивное слушание — это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно делать — поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.

Выяснение — это обращение к говорящему за некоторыми уточнениями. Суть этого приема в том, что слушатель при возникновении непонимания, неясности фразы, двусмысленности какого-то слова задает «выясняющие» вопросы. Этот прием позволяет ликвидировать непонимание, что называется, «на корню». Выяснение полезно в случаях, когда нам необходимо точно понять позицию собеседника, когда малейшая неточность может привести к негативным последствиям; когда человек говорит путано, не делает необходимых пояснений, перепрыгивает с одного на другое, ведь выяснение помогает в этом случае понять суть рассказа. Выяснение помогает и говорящему. «Выясняющие» вопросы показывают говорящему, что его слушают (что, естественно, придает уверенности), и после необходимых пояснений он может быть уверен, что его понимают.

Перефразировать — значит сказать ту же мысль, но несколько иначе. Этот прием помогает убедиться в том, насколько точно мы «расшифровали» слова собеседника, и двигаться дальше с уверенностью, что до сих пор все понято правильно. Перефразирование — практически универсальный прием. Его можно использовать и в деловой беседе, и в личном общении.

Резюмирование — это подведение итогов. Суть этого приема слушания в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза — это речь собеседника в «свернутом» виде, ее главная идея. Резюмирование принципиально отличается от перефразирования, суть которого в повторении каждой мысли собеседника, но своими словами, что показывает ему нашу внимательность и понимание. При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль.

Отражение чувств — это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства. Как бывает приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет наши эмоции и переживания, не обращая внимания на содержание речи, существо которой подчас не имеет особого значения и для нас самих.

Понимание невербальных сообщений

Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальное общение — вид общения без использования слов.

Наблюдения показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения.

Дружеский взгляд: даже когда вы просто поддерживаете необязательный разговор, расположенный к вам человек будет часто смотреть на вас, особенно когда вы говорите. Психологи используют для обозначения этого выражение «поедать глазами» — значит, неотрывно смотреть на другого человека, особенно ему в лицо, но не всегда встречаться глазами.

Стоит учесть, что, например, женщины не только склонны сами больше «поедать глазами» своего собеседника, но и более положительно относятся к тому, что и на них много смотрят. Мужчины в целом относительно менее склонны к тому, чтобы позволять часто на себя смотреть, даже в знак теплых и дружеских отношений.

Теплые интонации: мы всегда следим за тембром и интонациями голоса как средствами выражения эмоционального содержания слов, которые мы слышим, и в разговоре можем отличить их от смысла самих слов. Голос лучше выражает положительные, чем отрицательные эмоции, и вам, вероятно, приходилось на основании одних только интонаций обнаружить, что вы нравитесь собеседнику. Кстати, ученые утверждают, что именно таким путем проще определить, пытаются ли вас ввести в заблуждение, или говорят прямо и откровенно.

Тепло прикосновения. Прикосновения к другому человеку, лишенные сексуальной окраски, скажем, к руке или плечу, являются сильнейшим средством передачи теплого отношения и симпатии. Когда нет оснований, что это будет негативно воспринято, не стесняйтесь прикосновений, если у вас это выходит естественно. Те, кто умеют в разговоре дотронуться до собеседника, обычно воспринимаются как милые и привлекательные, однако нужно быть очень внимательным к возможной реакции другого человека.

Зеркальное отражение (позиционное эхо) — это еще один признак, по которому с уверенностью можно сказать, что двое отлично ладят друг с другом. Понаблюдав за тем, как люди стоят, сидят, двигаются, можно заметить у них тенденцию настолько подражать друг другу, что кажется, будто это один человек, отражающийся в зеркале. Этот процесс идет на уровне подсознания, в его основе лежит несловесное сообщение: «Посмотри, я совсем такой же, как и ты». Ненавязчиво копируя некоторые жесты человека, его легче расположить к себе, успокоить и расслабить.

Жесты и позы: человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п.

Источник:
Эффективное общение
Эффективное общение. Скачать реферат / курсовую на тему Эффективное общение, 2015-2017 бесплатно.
http://referatwork.ru/refs/source/ref-23693.html

Эффективное общение в команде

Эффективное общение в команде

Результат работы команды зависит от эффективности общения ее участников. Родители должны учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого ребенка и друг друга. Организатор команды должен уметь строить конструктивный диалог, аргументировать и убеждать, в том числе на языке, понятном ребенку.

У каждого человека есть преобладающий канал восприятия информации. Например, визуал лучше воспринимает информацию, которую вы представили для него на листе бумаги или магнитной доске, то есть зрительно. Для такого человека очень полезно еще до обсуждения обеспечить информацию в письменном виде. Аудиалу гораздо проще обсудить ситуацию устно. Для него важно, чтобы во время разговора никто не мешал, чтобы слуховой канал восприятия не засоряли неприятные звуки. С таким человеком нельзя обсуждать важные семейные вопросы, если рядом кричат или шумят дети. Он будет хмуриться и раздражаться. Ребенок-аудиал лучше воспринимает информацию, произнесенную громким голосом, но спокойным тоном. Аудиальный и визуальный – это наиболее распространенные типы восприятия информации, но есть и другие. Чаще всего они бывают смешанными.

Если ваш муж приходит с работы и сразу хочет обниматься и целоваться, даже когда вы с двумя детьми на руках помешиваете суп на плите, поверьте, он не хочет вам досадить. Просто он – кинестетик и это его способ передачи информации: «Я соскучился. Я рад тебя видеть!» С таким человеком лучше обсуждать вопросы за чаем или на диване, обложившись мягкими подушками. Все дети – кинестетики, поэтому давать им задания и озвучивать просьбы стоит, обняв и посадив на колени. С возрастом это повышенная «кинестетичность» проходит.

В психологии общения еще выделяют дискретов – у них восприятие информации происходит в основном через осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная. Любимая фраза таких людей – «Я понимаю, что ты чувствуешь». Их вы можете убедить книжками, научными статьями и опытом других родителей, которых они уважают.

Чтобы ваша информация максимально точно доходила до супруга (супруги), нужно использовать близкий ему канал восприятия. Если вы не знаете, какой именно, можно понаблюдать какое-то время за своей второй половиной или просто спросить, как ему/ей хочется обсудить тот или иной семейный вопрос.

Поддерживать позитивное настроение, хвалить и поощрять – эти навыки помогут любому организатору команды. Любой успех нужно отмечать. Обычно мы делаем это с маленькими детьми, но поверьте: члены семьи постарше нуждаются в этом не меньше.

Упражнение для эффективных родителей

На протяжении трех дней направьте свое внимание на похвалы. В первый день хвалите себя. Отмечайте все, что вам удалось. Если забываете делать это в течение дня, уделите этому время вечером и напишите себе хвалебную оду из 15 пунктов. Как только войдете во вкус, начинайте хвалить других. Отмечайте вербально (словами) или невербально (погладьте по спине, похлопайте по плечу, поцелуйте, обнимите) успехи своих детей и супруга. Понаблюдайте, как это влияет на ваши отношения и готовность членов семьи вам помогать. Насколько изменилось ваше настроение в течение этих дней? Поднялся ли уровень жизненной энергии?

Источник:
Эффективное общение в команде
Эффективное общение в команде Результат работы команды зависит от эффективности общения ее участников. Родители должны учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого ребенка и друг
http://educ.wikireading.ru/3142

COMMENTS