Экзистенциальные потребности

Ваш психолог

Лучший помощник в области психологии

До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода—безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973). К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать: «Я — это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Источник:
Ваш психолог
Ваш психолог, посвящен вопросам психологии, вмещает в себе различные учебные, научные, научно-популярные и другие материалы по психологии, а также связанными с ней науками и учебными дисциплинами.
http://www.vash-psiholog.info/larri/teorii/11861-ekzistencialnye-potrebnosti-cheloveka.html

Гуманистический психоанализ Эриха Фромм

Почему наша жизнь часто напоминает гонку на выживание? Почему порой возникает страстное желание сбежать от всех на необитаемый остров, а в другие моменты душу охватывает опустошающий страх одиночества? Дано ли человеку при жизни обрести благостное состояние гармонии и вдохновляющей радости? Ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся человеческого бытия можно найти в размышлениях Эриха Фромма, имя которого ставят в один ряд с именами Канта, Толстого, Достоевского.

Эрих Фромм, выдающийся психолог и философ, сделал центром своих научных изысканий человека. Не только душу и особенности личности, но и весь окружающий мир, включая культуру и социальное устройство общества, Эрих Фромм рассматривал через призму человека.

Э?рих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm), родившийся в 1900 году, был единственным ребенком в семье ортодоксальных евреев Розы и Нафтали Фромм. О своем детстве Фромм позже напишет, что родители его были очень невротичны, да и сам он был невыносимо невротичным ребенком.

Сильное впечатление на юного Эриха произвела Первая мировая война, начавшаяся в год его 14-летия. По его признанию, он никак не мог понять иррациональности и разрушительности человеческого поведения и страстно желал мира между всеми людьми.

Путь Фромма в психоанализ начался не с врачебной деятельности, как например, у Фрейда, Юнга или Адлера, а с глубокого проникновения в вопросы человеческого бытия. Окончив национальную школу, которая дала ему и хорошее светское образование, Фромм поступает в Гейдельбергский университет и в 1922 году получает степень доктора философии. До 1925 года Фромм проходит психоаналитическую подготовку в Берлинском университете, где знакомится с другими видными психоаналитиками, например, Карен Хорни. Начав частную практику, Фромм параллельно занимается социальными исследованиями в университете Франкфурта-на-Майне.

В 1934 году, опасаясь нацистов, Фромм с женой иммигрирует сначала в Швейцарию, а затем и в США, где продолжает частную психоаналитическую практику и преподавательскую деятельность в различных университетах США и Мексики.

В своей первой книге «Бегство от свободы», изданной в 1941 году, Фромм выразил основные идеи и взгляды на проблемы человека и мира, которые он будет развивать в своих последующих работах.

Практикуя психоанализ и проводя масштабные социальные исследования, Фромм все больше разочаровывается в современном устройстве общества. Он не только пишет новые научные труды, принесшие ему членство в Международной психоаналитической ассоциации, но и стремится активно участвовать в преобразовании мира. В 1960 году он становится членом Социалистической партии США и пишет её программу, которая, впрочем, не была принята из-за партийных разногласий.

Почти до конца жизни Фромм участвует в политической жизни, страстно желая привить людям свой гуманистический взгляд и приверженность высшим идеалам свободы, равенства, добра и справедливости. В 1962 году в качестве наблюдателя Фромм принимает участие в конференции по разоружению в Москве.

За три года до своей кончины Фромм издает, пожалуй, важнейшую свою книгу «Иметь или быть», которая наряду с трактатами «Душа человека», «Искусство любить», «Забытый язык» и другими, становится неоценимым вкладом в общемировую культуру. Взгляды Фромма оказали несомненное влияние на современную педагогику, психологию, социологию, политику, литературу, кинематограф.

Скончался Фромм в Швейцарии в 1980 году после трех перенесенных инфарктов.

Наибольшее влияние на Фромма оказали труды Карла Маркса и Зигмунда Фрейда. У Фрейда он почерпнул идею о существенном влиянии бессознательного на личность человека, а труды Маркса сформировали у Фромма взгляды на значимость социальных отношений и общественно-государственного устройства, воздействием которых зачастую определяется поведение людей.

Сквозь все работы Фромма красной нитью проходит величайшее уважение к человеку, понимание, сочувствие и убежденная вера в безграничность человеческих возможностей.

Означает ли это, что Фромм не видит недостатков в природе человека и его любовь к людям слепа? Вовсе нет. Фромм много критикует человеческие пороки и слабости, разрушительное поведение и фальшивые взаимоотношения. Но при этом в трудах Фромма нет осуждения человека как такового, зато есть понимание причин человеческих терзаний и поиск условий, в которых в полной мере могло бы проявиться все лучшее, что есть в человеке.

В чем же, по мнению Фромма, источник всех человеческих проблем?

В первую очередь в том, что, будучи по сути биологическим существом, животным, с присущими животному инстинктами и потребностями, человек одновременно является и существом наделенным разумом, способным осознавать свою жизнь и имеющим сугубо человеческие потребности, чувства и желания.

Получив разум, человек стал единственным животным, осознающим неизбежность смерти и понимающим ограниченность своего существования. Как жить, зачем жить, на что ориентироваться и каким целям следовать — эти вопросы, сугубо человеческие, неизбежно встают перед каждым из нас и являются источником многих переживаний и невротических расстройств.

Самосознание толкает человека к выделению себя из сообщества подобных, к стремлению быть непохожим на других, к отделению от мира – индивидуализации (свободе). Но биологическая сущность заставляет человека стремиться быть частью общего мира, принадлежать определенному сообществу, чувствовать себя в сродстве с кем-либо – укорененности (безопасности). Это непреодолимое противоречие между стремлением к индивидуализации (свободе) и потребностью в принадлежности, дающей безопасность (в укорененности) и есть, по Фромму, главная проблема человеческого существования, разрешение которой он видит только в понимаемой особым образом любви.

По мнению Фромма, пять базовых потребностей, которые являются уникально человеческими, определяют самоощущение человека в мире и его поведение. Эти потребности нельзя обнаружить у животных, не порождаются они также и социальным строем или культурой, из чего Фромм делает вывод, что эти потребности сложились у человека в ходе эволюции. К таким потребностям он относит:

— Потребность в установлении связей (relatedness), понимаемая как желание заботиться, принимать участие в жизни другого и нести за кого-то ответственность.

— Потребность в преодолении себя (transcendence), заключающаяся в активной и творческой самореализации, в возможности выразить себя в созидательной деятельности, дающей ощущение свободы и собственной значимости, например, в воспитании детей, создании материальных или художественных ценностей, в творческом или научном труде.

— Потребность в укорененности в мире (rootedness), которая ощущается как необходимость принадлежать кому-либо, быть неотъемлемой частью мира. Эта потребность возникает с самого рождения, с момента отрыва ребенка от безопасности, даруемой ему телом матери. Позже, на протяжении всей жизни, человек испытывает потребность в корнях, в слиянии с другими людьми, в чувстве родства и близости, дающем ощущение стабильности и предсказуемости мира.

— Потребность в самоидентичности (sense of identity) почти противоположна потребности в укорененности, так как означает стремление к непохожести, к отличию от других. Реализация этой потребности ведет к ощущению себя хозяином жизни, к признанию самоценности, к возможности сказать: «Я — это Я».

— Потребность в наличии системы ценностей (frame of orientation) проявляется как необходимость в достаточно понятном и стабильном объяснении всей сложности мира. Человек нуждается в рациональном объяснении процессов, происходящих в его жизни, жизни общества и природы. Нужна убежденность в незыблемости определенных правил и норм, позволяющих нормально воспринимать реальность и целенаправленно действовать. Согласитесь, трудно строить свою жизнь и оставаться психически здоровым, если правила постоянно меняются. Необходима также и посвященность – преданность какой-либо высшей идее, каковой может стать вера в Бога или страстное служение выбранному роду деятельности: науке, искусству, благотворительности. Другими словами, любому из нас необходим «смысл жизни».

При нормальной реализации базовых потребностей формируется свободная, самоценная, творчески реализующаяся личность, которая при этом не стремиться противопоставлять себя обществу, напротив, с удовольствием проявляет заботу и берет на себя ответственность за благополучие окружения.

Однако общественный строй далеко не всегда приемлет и поощряет индивидуальность. Зачастую стремление к независимости, к самовыражению, к непохожести на других приводит к тому, что общество выталкивает такого человека из своего круга, лишая его возможности реализовывать потребность в укорененности и в установлении связей. Индивидуализация и обретенная свобода оборачиваются для человека трагедией изоляции и отчужденности. Страх быть отвергнутым, неспособность найти гармонию между индивидуализацией и укорененностью, заставляет человека, по выражению Фромма, «бежать от свободы».

Такое «бегство» осуществляется с помощью следующих механизмов психологической защиты.

Авторитаризм, проявляющийся в двух взаимосвязанных формах: садизм и мазохизм. Авторитаризм – это попытка соединить себя с кем-то внешним, обретая силу, которой не хватает внутреннему «Я». Это болезненная и уродливо искаженная форма установления связи, при которой «палач» и «жертва» нуждаются друг в друге, иллюзорно реализуя потребность в укорененности. Одновременно разница в позициях создает иллюзию индивидуальности. Фромм утверждает, что обычно при авторитаризме в одном человеке проявляются обе тенденции, что хорошо иллюстрируется взаимоотношениями в военизированных структурах, где существует безусловное подчинение старшим по званию и положению и стремление унижать и жестоко эксплуатировать подчиненных.

Второй путь «бегства от свободы» – это конформизм. При конформизме потребность в укорененности побеждает стремление к индивидуализации. Конформный человек полностью подчиняется распространенным мнениям и соглашается с бытующими представлениями большинства в ущерб собственным устремлениям, желаниям и способностям. Как писал Фромм, при конформизме «Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят его видеть».

При деструктивности – третьем способе «бегства» – верх, напротив, одерживает потребность в индивидуализации. Деструктивность – это бунт против общества, псевдосамореализация, приобретение ложного чувства собственной значимости за счет разрушения ценностей, созданных другими людьми, а также вызывающего нарушения норм морали и права.

Базовые человеческие (экзистенциальные) потребности так или иначе требуют реализации, в то время как социальная жизнь диктует свои нормы и правила. По наблюдениям Фромма такое взаимодействие потребностей человека и условий общества приводит установлению определенных форм отношений, которые он назвал «социальный характер». Фромм описал следующие типы социального характера.

Люди рецептивного типа зависимо и пассивно принимают все, что происходит в их жизни, так как убеждены, что от их усилий почти ничего не зависит. Рецептивные типы стремятся скорее быть любимыми, чем любить самим, а в деятельности предпочтут находиться под чьим-то управлением. К положительным чертам рецептивного типа можно отнести оптимистичность, доверчивость, сентиментальность и идеалистичность.

Эксплуатирующие типы, напротив, все, что им нужно, возьмут сами, применив для этого недюжинную силу или изобретательность. Эксплуатирующие типы отличаются надменностью, эгоцентризмом, напористостью и склонностью к соблазнению. Зато их положительным чертами часто являются чувство собственного достоинства, уверенность и решительность.

Накапливающие типы не только скрупулезно собирают материальные блага, но и стремятся к захвату власти, к коллекционированию любви и почитания. Часто это ригидные, упрямые и подозрительные люди, бывающие, однако, предусмотрительными и сдержанными.

Личность человека рыночного типа — это такой же товар, как и всё остальное, который можно выгодно продать или обменять. Люди рыночного типа хотят иметь приятную внешность и манеры, которые помогают им устанавливать нужные связи, а также с удовольствием развивают в себе черты и качества, которые, на их взгляд, помогут им «повысить свою стоимость на рынке». Люди рыночного типа, готовые как хамелеоны менять убеждения, взгляды и мнения, отношения с другими строят поверхностно, часто бывают бестактны и неразборчивы в средствах. Но при этом их может отличать любознательность, открытость и даже щедрость. Фромм был убежден, что рыночный тип — это продукт современного ему капиталистического общества, сформировавшегося в западной Европе и США.

Рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы Фромм относит к непродуктивным типам характера, захваченным ложными ценностями и установками.

В противовес непродуктивным Фромм описывает только один продуктивный тип, который он назвал типом идеального психического здоровья. Люди продуктивного типа обычно спокойны, независимы, честны, доброжелательны и стремятся к совершению общественно-полезных поступков. Им присущи продуктивное логическое мышление, трудолюбие и любовь ко всему живому (биофилия).

Как и многие другие авторы, предлагавшие свои типологии, Фромм пишет, что в чистом виде типы социального характера встречаются редко. Каждому человеку в той или иной степени присущи черты всех пяти типов, но некоторые могут выделяться более явно. При этом продуктивный тип – тип идеального психического здоровья – это тот ориентир, к которому, по мнению Фромма, следует стремиться каждому человеку, а общество в целом должно способствовать формированию именно такого типа характера.

Так есть ли у человечества способ преодолеть извечное противоречие между животными инстинктами и высшими человеческими устремлениями, между потребностью к индивидуализации и потребностью к укоренению? Есть ли реальная возможность разрешить проблему человеческого существования?

Есть, убежден Фромм. Это – любовь.

Но не любовь, как мистическое состояние, в которое «впадает» человек по независящим от него причинам, а любовь, понимаемая, как творческий созидательный труд, как сознательный выбор человека, как искусство, овладеть которым способен каждый.

Даже творческая деятельность, труд художника или ремесленника, который, казалось бы дает возможность для самореализации, для проявления своей индивидуальности, не разрешает проблему человеческого бытия, потому что такой труд не является межличностным. «Полное решение проблемы – в достижении межличностного единства, в слиянии с другим человеком, в любви» – пишет Фромм.

Что же есть истинная, продуктивная, любовь по Фромму. Прежде всего, любить – это действие. Это акт отдачи, дарения. Но не нужно путать дарение с жертвованием, когда, как часто можно услышать, говорят: «я все отдала, а он/она/они оказались такими неблагодарными». Отдавать для носителей продуктивной любви означает проявлять свое могущество и получать высочайшее наслаждение и удовольствие от возможности дарить себя. «Отдавать, – пишет Фромм, – много радостнее, чем получать, – не потому, что это лишение, а потому, что, отдавая, я ощущаю, что живу».

Любовь — это также забота, ответственность, уважение и знание. При этом забота понимается как стремление обеспечить благополучие тех, кого мы любим. Ответственность – это добровольная готовность ответить на нужды и потребности наших любимых. Суть уважения во внимании к человеку, которого мы любим и признание его неповторимости, его права быть таким, каков он есть. Понятно, что уважение невозможно без знания особенностей и индивидуальности любимых.

Именно любовь, в основе которой стремление отдавать, заботливость, признание самоценности того, кого мы любим и ответственность, позволяют человеку ощутить единство слияния без потери собственной индивидуальности.

Как видим, Фромм понимает любовь не как чувство, а скорее как решимость, разумный выбор, поступок и ответственность. Чувства приходят и уходят, человеку сложно контролировать и управлять ими. Тогда как продуктивная любовь – это осознанное решение, стремление жить во благо других, но без ущерба для себя, напротив, реализуя все свои базовые потребности и получая удовольствие от жизни.

Не совсем верно было бы думать, что любовь – это отношение к какому-либо конкретному человеку или группе лиц. Искусство любить заключается в общей установке человека, в способности проявлять любовь и к близким, и к совершенно незнакомым людям, к природе и ко всему миру.

Фромм описывает несколько видов любви.

Это, прежде всего, братская любовь – фундаментальная форма любви, соответствующая библейскому завету «Возлюби ближнего, как самого себя».

Другим важным видом любви является материнская любовь – любовь без всяких условий, просто потому на свете живет замечательный человек. Материнская любовь как бы говорит: «хорошо, что ты родился!» Такая любовь, подаренная матерью ребенку в детстве, во взрослом возрасте отражается радостным состоянием духа и любовью к жизни. Но для этого необходимо одно условие – мать сама должна быть счастлива. Отцовская любовь, в отличие от материнской — любовь побуждающая, любовь, которая говорит: «я верю в твои возможности, но ты должен стать лучше, чтобы я любил тебя».

Эротическая любовь, которую большинство и называет любовью, – это страстное желание, стремление к слиянию с одним единственным человеком, и это также самый обманчивый вид любви. В эротической любви легко потерять собственное я, и также легко обмануться в своем знании другого, легко потерять важные составляющие – заботу, уважение и ответственность, принимая за любовь лишь желание физической близости. Конечно, в эротической любви естественным является половое влечение, но при истинной любви, по мнению Фромма, влечение лишено всякой жадности, желания победить или быть побежденным, но преисполнено нежности и заботы.

Противоречивым видом любви является любовь к себе. Многим из нас легко согласиться, что любовь к другим – это добродетель, в то время как в любви к себе усматриваются эгоизм и самолюбование. Однако Фромм утверждает, что эгоист скорее любит себя слишком мало, по сути он себя ненавидит, и поэтому лихорадочно стремится урвать от жизни те блага, которые сам же от себя закрывает. А вот собственное «Я», по мнению Фромма, такой же достойный объект любви, как и всё окружающее. В своем трактате «Искусство любить» Фромм цитирует Мейстера Экхарта: «Если ты любишь себя, ты любишь всякого другого так же, как себя. Пока ты любишь другого меньше, чем себя, тебе не удастся любить себя по-настоящему; но если ты любишь всех равно, и себя тоже, то ты будешь любить их как одного и этот один есть и Бог, и человек. Итак, велик и праведен тот, кто, любя себя, любит также и всех других».

Рассуждая еще об одном виде любви, любви к Богу, Фромм отмечает различия в западной и восточной религиозных системах. Если на западе любовь к Богу равнозначна вере в него, в его существование и справедливость, то восточная философия понимает любовь к Богу как «напряженное переживание чувства единства… выражение этой любви в каждый момент времени».

Жизнь в любви, в том смысле, как её понимает Фромм, приводит к обретению человеком истинной свободы: свободы не от кого-то или чего-то, а свободы для уверенного самовыражения, самоосуществления, для того, что быть самим собой. Для человека, обладающего такой продуктивной и позитивной свободой характерно стремление «быть», в отличие от непродуктивного стремления «иметь», когда обладание вещами, властью, знаниями, любовью или религиозностью нужны человеку не столько для удовлетворения собственных потребностей, сколько для доказательства своей значимости в этом мире.

Благодаря истинной любви люди обретают свободу жить согласно своей собственной природе, признавая свою индивидуальность наряду с индивидуальностью других, соединяясь с другими по своему собственному выбору и не принося в жертву свои интересы и желания.

Обретение человеком продуктивной свободы возможно только при условии изменения общества в целом. В таком обществе, как пишет Фромм, «… человек относится к человеку с любовью.. люди связаны узами братства и солидарности.. каждый обретает ощущение себя, сознает себя самостоятельным субъектом, а не впадает в конформизм… система ориентаций и привязанностей не предполагает необходимости искажать реальность и поклоняться идолам».

Гуманистический коммунитарный социализм – так предложил назвать такое общество Фромм. Удастся ли человечеству когда-либо построить этот рай на Земле? Трудно сказать. Но что мешает каждому из нас прямо сегодня, сейчас осознать в себе высшие человеческие устремления и начать свой собственный путь к идеальному психическому здоровью, приняв на себя ответственность и выбрав в качестве главной жизненной цели стремление научиться искусству любить?

Источник:
Гуманистический психоанализ Эриха Фромм
Почему наша жизнь часто напоминает гонку на выживание? Почему порой возникает страстное желание сбежать от всех на необитаемый остров, а в другие моменты душу охватывает опустошающий страх
http://psydom.info/psy-schools/frejd-i-frejdisty/gumanisticheskij-psihoanaliz-eriha-fromm.html

Иерархическая теория потребностей Д

¦ физиологические (витальные) потребности — по­требности в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе;

¦ экзистенциальные потребности, или потребности в безопасности существования. Они бывают двух видов — физические и экономические. Физичес­кая безопасность— это, например, потребность в сохранении здоровья, в отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. В обобщенном виде можно сказать, что речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедея­тельности, потребности в определенном порядке, а также о стремлении избежать несправедливого обращения. Экономические потребности обретают­ся в сфере труда: гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок);

¦ социальные потребности проистекают из нашей коллективной природы. Мы жаждем дружбы и при­вязанности, принадлежности к группе, общения, участия в формальной или неформальной органи­зации, заботы о другом и внимания к себе;

¦ престижные потребности — потребности в уваже­нии со стороны «значимых других», служебном росте, достижениях, высоком статусе, независимо­сти и признании. Их еще называют потребностя­ми в оценке, или эгоистическими потребностями, ибо они ориентированы на самого себя;

¦ духовные потребности — потребности в самовыра­жении через творчество. Речь идет о потребности реализовать все, на что способен человек.

Таковы основные потребности, которые филогене­тически, т. е. по мере взросления человека, и онтоге­нетически, т. е. по мере реализации их в качестве необходимых условий существования, следуют друг за другом. Физиологические и экзистенциальные потреб­ности А. Маслоу называл первичными (врожденными), социальные, престижные и духовные — вторичными (социально приобретенными); процесс возвышения потребностей представляет собой процесс замены первичных потребностей вторичными.

Однако сама по себе классификация мотивацион- 24 ньтх факторов не является самой ценной и интересной находкой А. Маслоу. Подобные попытки предпринима­лись и другими учеными. Достоинство концепции А. Маслоу в ее «двигательной пружине» — принципе иерархии: потребности каждого нового уровня стано­вятся актуальными (насущными) лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому прин­цип иерархии называют также принципом доминан­ты. А. Маслоу предположил, что удовлетворение по­требности служит мотивом или побуждением.

Только неудовлетворенная потребность организует поведение индивида, заставляя его предпринимать действия, необходимые для ее удовлетворения.

Если низшие потребности присущи всем людям в рав­ной мере, то высшие — в неодинаковой степени.

С социальной точки зрения человека гораздо мень­ше характеризуют предпочтения в пище (любит ли он мясо или рыбу), нежели способы удовлетворения по­требности в общении, например в выборе друзей или круга знакомых. Высшие потребности выступают еще и средством дифференциации людей. Кроме того, они в большей степени, чем другие потребности, влияют на формирование личности человека.

чем выше потребности, тем значительнее роль самого человека в их формировании. Получается взаимона­правленный процесс: потребности движут человеком, а он формирует их. И чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Вот почему современная молодежь, имеющая высокий уровень образования, часто разочаровывается в труде, если ей предоставляется рутинная, малоквалифициро­ванная работа. Отсюда ясно, что более долгим окажет­ся выбор профессии, который воспринимается моло­дым человеком как фундаментальный вопрос поиска своего места в жизни. Видимо, этим объясняется более позднее превращение в кадрового рабочего, частая смена мест работы в период до 30 лет.

Все потребности функционируют циклически, т. е. повторяются. Если речь идет о статусных потребнос­тях, то в начале своей карьеры человек довольствуется малым: невысоким заработком, равным с другими ста­тусом. Однако по мере служебного роста претензии возрастают, прежний статус равного больше не устра­ивает работника, он стремится выделиться, стать бо­лее влиятельным, иметь высокий заработок, престиж­ные знакомства, или утоленный голод вновь заявит о себе через некоторое время, когда человек проголода­ется. И все пойдет по кругу.

В статье «Теория человеческой мотивации» А. Мас- лоу писал о том, что средний гражданин удовлетворяет примерно 85% своих физиологических потребностей (первый уровень), 70%— потребностей в безопасности (второй уровень), 50%— в любви и привязанности (тре­тий уровень), 40% — в самооценке (четвертый уровень) и, наконец, 10%— в самореализации. Такова, по мнению Маслоу, идеально-типическая модель современного ка­питалистического общества, например США. Развивая идеи Маслоу, американские социологи П. Херси и К. Бланшард предложили модель, описывающую уровень удовлетворения потребностей граждан в различных об­ществах. Всего возможны три варианта (рис. 1,1 а —в).

Как интерпретировать приведенные структуры? Вспомним, что доминирование означает неудовлетво­ренность потребности. Рис. 1.1а описывает отсталое общество, в котором еще не

Рис. 1.1. Структура потребностей в обществе: а — с доминированием низшего уровня б — с доминированием среднего уровня в — с доминированием высшего уровня

Источник:
Иерархическая теория потребностей Д
Иерархическая теория потребностей Д. Маслоу: Первым, кто осознал законы построения человечес­ких потребностей, был американский психолог, один из основателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу (1908—1970). Впервые он опубликовал свою кон­цепцию в 1943 г. Очень скоро она стала … — —
http://textbook.news/sotsiologiya-upravleniya/ierarhicheskaya-teoriya-potrebnostey-58110.html

Экзистенциальные потребности

Идеальные потребности рассматриваются в психофизиологии как биологически обусловленная основа для развития индивида. В эту группу включаются:

1) потребности в новизне;

2) потребность в компетентности;

3) потребность преодоления.

Потребность в новизне лежит в основе ориентировочно-исследовательской деятельности индивида и обеспечивают ему возможность активного познания окружающего мира. Две группы факторов имеют отношение к актуализации этой потребности: дефицит активации, который побуждает к поиску новых стимулов (сложных и изменчивых) и дефицит информации, который заставляет искать пути снижения неопределенности.

При описании потребностной сферы человека иногда как особый вид потребности выделяется информационная потребность, которая представляет собой не «сенсорный голод» как таковой, а потребность в разнообразной стимуляции. Неудовлетворенность информационной потребности может привести к нарушениям не только психического равновесия человека, но и жизнедеятельности его организма.

Так, например, в экспериментах по полной сенсорной изоляции здорового человека погружают в специальную ванну, которая позволяет практически полностью изолировать его от сенсорных раздражителей различных модальностей (акустических, зрительных, тактильных и др.). Через некоторое время (у каждого человека оно различно) люди начинают испытывать психический дискомфорт (потеря ощущения своего тела, галлюцинации, кошмары), который может привести к нервному срыву.

Простая монотонная стимуляция рецепторов (например, монотонный звук) лишь на короткое время улучшает состояние. Однако, если те же стимулы предъявлять не ритмически, а в случайном порядке, самочувствие человека улучшается. При неизменности параметров стимула вводится момент неопределенности и с ним возможность прогноза, несущего определенный смысл или информацию. Это способствует нормализации психического состояния человека.

Таким образом, информационная потребность, хотя и относится к идеальным потребностям, но у человека имеет витальную или жизненную значимость. Одной из природных предпосылок обучения является потребность в компетентности, тонкие физиологические механизмы которой пока неизвестны. Она проявляется в стремлении повторять одно и то же действие до полного успеха его исполнения, и обнаруживается в поведении маленьких детей. Адаптивный смысл этой потребности очевиден: ее удовлетворение создает основу для овладения инструментальными навыками, т.е. основу для обучения в самом широком смысле слова.

Потребность преодоления («рефлекс свободы» по определению И.П. Павлова) возникает при наличии реального препятствия и детерминирована стремлением человека преодолеть это препятствие. С точки зрения эволюционной физиологии, перечисленные социальные и идеальные потребности должны иметь свое представительство и в мотивационно-потребностной сфере человека. В ходе индивидуального развития базисные потребности социализируются, включаются в личностный контекст и приобретают качественно новое содержание, становясь мотивами деятельности.

Психологами выделяется еще одна группа психических потребностей, которые Э. Фромм называет экзистенциальными потребностями, причины которых кроются в условиях человеческого существования. Суть их заключается в том, что каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность и искать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой.

Но каждая из экзистенциальных потребностей человека может быть удовлетворена разными способами. Проявляются эти способы в таких страстях как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. Э.Фромм называет их страстями, укоренившимися в характере.

Источник:
Экзистенциальные потребности
Идеальные потребности рассматриваются в психофизиологии как биологически обусловленная основа для развития индивида. В эту группу включаются: 1) потребности в новизне; 2) потребность в компетентности; 3) потребность преодоления.
http://ecodelo.org/9796-75_idealnye_i_ekzistentsialnye_potrebnosti-ekologiya_cheloveka_kurs_lektsii

COMMENTS