Эмоции и личность

Эмоции и личность

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера людей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, судят об их личностных качествах.

Формирование эмоциональной сферы. Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни личности человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоции, как многие другие присущие ему психологические явления, развивается вместе с личностью.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и касаются разных классов эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Человек в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов, а значит обучаем в этом плане. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти по линии усиления волевого контроля своих чувств, а также включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей.

Источник:
Эмоции и личность
Индивидуальные особенности эмоциональной сферы. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости
http://psyera.ru/4216/emocii-i-lichnost

Эмоции и личность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

по дисциплине Психология

ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ

Глава I. Человеческие эмоции и особенности их проявлений

1.1 Характеристика эмоций

1.2 Классификация эмоций

1.3 Теория Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда

Глава II Значение эмоций в жизни человека

2.1 Связь эмоций и потребностей человека

2.2 Связь эмоций с особенностями жизнедеятельности

2.4 Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве

2.5 Роль эмоций во взаимоотношениях людей

В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, переходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект – неразрывны (Schachtel, 1959). Некоторые учёные считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний (Arnold, 1960; Lazarus, 1968; Yong, 1961). Другие, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Izard, 1971,1972; Leeper, 1948; Rapaport, 1942; Tomkins, 1962, 1963).

Сейчас, когда наука доказала, насколько значимы эмоции для коммуникации и обустройства социальной жизни человека, в частности в процессе формирования привязанности между матерью и ребёнком, нам следует понять, что человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей. Для того чтобы понять такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием исключительно человеческих эмоций.

Целью моей работы является определение взаимосвязи эмоций с личностью человека. Задача – дать характеристику и классификацию эмоций, в ходе работы ознакомиться с исследованиями известных психологов, которые выдвигали теории происхождения эмоций.

I. Человеческие эмоции и особенности их проявлений

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие [1]. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом, как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет её в определённое русло. Если человек охвачен гневом, он не бросится наутёк, а если испуган, то вряд ли решится на агрессию. Эмоция регулирует, или фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека умиляться самым обыденным вещам, идти по жизни лёгкой походкой.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция состоит в том, что благодаря эмоциям, мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечателен тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

1.2 Классификация эмоций

К. Изард выделил основные, «фундаментальные эмоции». Интерес (как эмоция) – положительное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была не велика.

Удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого времени представлялось более или менее вероятным. Чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызываемое препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое не согласованностью жизненных позиций, взглядов и поведения с позициями объекта чувств.

Страх — отрицательная эмоция, появляющаяся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работ желез внутренней секреции, и особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчётной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле, настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Этой причиной могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность, и конечно, люди.

1.3 Теория Джеймса–Ланге и Кеннона-Барда

Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражения в соответствующих теориях.

У. Джеймс и К. Ланге сформулировали так называемую периферическую теорию эмоций. Они полагали, что эмоции обусловлены лишь периферическими изменениями и, по сути, сводятся к ним. Согласно этой точки зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции.

II. Значение эмоций в жизни человека

2.1 Связь эмоций и потребностей человека

2.2 Связь эмоций с особенностями жизнедеятельности

Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесённости. Это как раз используют психологи при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.

С.Л. Рубинштейн указывал, что «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него». Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

Следующая, специфически человеческая функция чувств заключается в том, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, то есть осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, которые вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха – неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить её по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек. Другими словами эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

Источник:
Эмоции и личность
Особенности проявлений человеческих эмоций. Определение их взаимосвязи с личностью человека. Классификация эмоций, чувств и настроений. Теория Джеймса–Ланге и Кеннона-Барда. Связь эмоций с особенностями жизнедеятельности, роль во взаимоотношениях людей.
http://xreferat.com/77/2836-1-emocii-i-lichnost.html

Эмоции и личность

Эмоции и личность. Взаимосвязь между эмоциями и свойствами личности

Эмоции в соответствии с их основными характеристиками относятся к каждому из трех типов психических явлений: психическим процессам, психическим состояниям и психическим свойствам личности [4, с. 182].

Эмоции как психический процесс характеризуются кратковременностью и динамичностью, имеют достаточно явно выраженные начало и конец. К эмоциональным процессам относятся, например, чувственный тон, ситуативные эмоции. Эмоции как психическое состояние отличают относительное постоянство и достаточная продолжительность. Они существуют как единство переживания и поведения человека. К эмоциональным состояниям относятся настроения, стрессы.

Аффекты, хотя и представляют собой кратковременные эмоциональные реакции, также относятся к психическим состояниям, ввиду того что они образуют целостный синдром эмоциональных и поведенческих реакций и имеют длительное последействие. Если эмоциональные процессы и состояния часто возникают и однотипно переживаются в схожих ситуациях, они приобретают устойчивость и закрепляются в структуре личности, становятся эмоциональными свойствами личности [4, с. 189].

Так же, как и все эмоциональные явления, они характеризуются знаком, модальностью и силой. Это могут быть такие свойства, как жизнерадостность, оптимизм, чувствительность, сдержанность или пессимизм, бесчувственность, раздражительность и др. Некоторые эмоциональные свойства, в частности уравновешенность, вспыльчивость, обидчивость, зависят от свойств нервной системы и темперамента [4, с. 190].

Теперь уже каждый свой неуспех ребенок считает закономерным, он теряет уверенность в себе, у него формируется заниженная самооценка, снижается уровень притязаний. Психологическая коррекция проявлений фрустрированности представляет значительные трудности, хотя и возможна при правильной организации деятельности ребенка с учетом его интересов и способностей, при изменении условий жизни и системы взаимоотношений с окружающими людьми.

Между эмоциональными процессами, состояниями и свойствами личности существует взаимозависимость. Эмоциональные свойства личности формируются как закрепление эмоциональных состояний. Впоследствии они становятся важным фактором, определяющим протекание всех эмоциональных процессов и состояний.

В онтогенезе происходит формирование устойчивых комплексов эмоциональных свойств, которые обусловливают эмоциональность личности в целом. Эмоциональность – это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество и динамику эмоций и чувств [10, с.433].

Эмоциональность проявляется в знаке и модальности доминирующих эмоций, в особенностях их возникновения и внешнего выражения, в готовности и умении открыть другим людям мир своих переживаний, эмоциональной устойчивости и характере эмоционального самочувствия и др. [10, с.434].

Человеку с преобладанием положительных эмоций присуще радостное мироощущение. В состоянии радости, вдохновения, счастья человек испытывает прилив сил, у него повышается работоспособность, формируются доброжелательные взаимоотношения с другими людьми. Но при этом важно, чтобы положительные эмоции выполняли свою основную приспособительную функцию – отражали объективные отношения воздействий окружающей среды к потребностям субъекта. Если эта функция ослабевает или теряется и положительные эмоции не имеют под собой причин, развивается одна из форм патологии эмоций – эйфория [10, с. 434].

Молодежь в борьбе против наркомании и преступности
Чем больше люди говорят каким то вещам «нет», тем больше притягивают это к себе. Мы против войн, эпидемий, катастроф, неизлечимых болезней, наркомании, алкоголизма…а что в итоге? Оглянитесь вокруг: вооружённые конфликты, не пре .

Виды и проявления одаренности в детском возрасте
Проблема сущности видов одаренности изучалась в работах Н.С. Лейтеса, Э. Меймана, В. Штерна, П. Торренса, И. Торндайка и других ученых. По Лейтесу, общая (умственная) одаренность в зависимости от типа задач была условно разделена на два .

Психологическая готовность к школьному обучению
Психологическая подготовка ребенка к школе как качественно новому периоду онтогенеза осуществляется одновременно по всем основным структурам человека, в процессе становления индивида, личности и субъекта деятельности, где наряду с их общи .

Источник:
Эмоции и личность
Эмоции и личность. Взаимосвязь между эмоциями и свойствами личности Эмоции в соответствии с их основными характеристиками относятся к каждому из трех типов психических явлений: психическим
http://www.psychologiainfo.ru/logics-8-1.html

Эмоции и личность

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органиче скую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предмет ные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.

К аф фективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преиму щественно связанные с удовлетворением органических потреб ностей. Предметные чувства связаны с обладанием определен ными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявля ются в восхищении одними предметами, людьми и видами дея тельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувст ва связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека связаны с его потребностя ми. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворе ния потребности.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональ ных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более все го эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.

Простейшие виды эмоциональ ных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дез организуют (аффекты и стрессы). Такие эмо ции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмо ция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.

Сама система и динами ка типичных эмоций характеризует человека как личность. Осо бое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало.

Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нрав ственной устойчивостью человека, его принятием на себя мо ральных обязательств перед другими людьми и неукоснитель ным следованием им. Совестливый человек всегда последова телен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои по ступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Эмоции входят во многие психологически сложные состоя ния человека, выступая как их органическая часть.

Юмор — это эмоциональ ное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, при влечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония — это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение еще нельзя на звать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличе ние, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

Трагизм — это эмоциональное состояние, возника ющее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром. Много интересных наблюдений, красочно и жизненно прав диво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимо отношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторы ми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот что в свое время писал Спи ноза:

«Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завиду ют и. относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого. ».

«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или еще более тесной связи дружбы, кото рой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимо му им предмету и зависть к этому другому. »

«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец обыкновенно по лучал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом. »

«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенно уничтожается, то. он будет питать к нему большую ненависть, чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь. »

«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и лю бить его. »

«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод. то он со своей стороны будет любить его. »

«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью. »

«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала. »

Последнее особое человеческое чувство, которое характеризу ет его как личность, — это любовь. Человек, который любит по-настоящему, меньше всего заду мывается о каких-то психических или физических характеристи ках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимо сти. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одно го человека с другим подобным ему существом. Она не сводит ся к физической сексуальности и психологической чувственно сти. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, фор мой выражения именно любви с присущим человеку человече ским достоинством.

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функ ционированием организма и с такими его особенностями, ко торые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Эле ментарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не слу чайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизнен но устойчивых личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое ут верждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек в со стоянии сдерживать естественные проявления аффектов и вполне обучаем и в этом плане.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает лич ностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связан ном с включением в сферу эмоциональных переживаний чело века новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управле ния и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуля цию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

Источник:
Эмоции и личность
С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он
http://studwood.ru/613603/psihologiya/emotsii_lichnost

COMMENTS