Эмоциональная компетентность

Коучинг эмоциональная компетентность, Рейнольдс Марша

Коучинг эмоциональная компетентность, Рейнольдс Марша

Книга на тему Коучинг эмоциональная компетентность, Рейнольдс Марша

  • Структура профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность 19 кб.
  • Коучинг в вопросах и ответах 12 кб.
  • Коучинг, лидерство и самораскрытие 10 кб.
  • Коучинг как способ повышения эффективности деятельности организации 124 кб.
  • Коучинг в управлении персоналом 38 кб.
  • Коучинг 13 кб.
  • Коучинг как стиль управления 10 кб.

УДК 658.3.012.61 ББК 65.290-2 + 88.5 Р54

Коучинг: эмоциональная компетентность / Пер. с англ. Центра поддержки корпоративного управления и бизнеса – Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2003, 112 с.

Серия «Коучинг из первых рук»

Книга Марши Рейнольдс выходит в серии базовых работ по коучингу – очень эффективной и признанной современной методике развития персонала. Коучинг ориентирован на пробуждение активности сотрудников, закрепление достигнутого понимания тренингами, превращение идеи в устойчивый подход к работе. Книга посвящена одной из важнейших его сторон – умению понимать и использовать эмоции для достижения успеха в работе.

Методика рассчитана на руководителей и менеджеров как крупных корпораций, так и средних и малых фирм. Она универсальна для разных сфер бизнеса. Менеджеры и руководители западных фирм проходят периодические тренинги по коучингу в сети специальных университетов и центров. Вероятно, это одна из причин нынешнего процветания западной экономики и личного успеха сотрудников.

В России в течение нескольких лет специалисты-коучи с успехом работают с менеджерами российских фирм.

Для руководителей, менеджеров, специалистов по работе с персоналом, всех интересующихся достижением успеха в бизнесе, в профессиональном и личном развитии.

УДК 658.3.012.61 ББК 65.290-2+ 88.5

© Marcia Reynolds , 2002

© ЦПКУБ, права на русское издание, 2003

ISBN 0-9655250-4-Х (США) ISBN 5-9254-0027-5 (Росс.)

ПРЕДИСЛОВИЕ К СЕРИИ

В России популярность коучинга также растет. С 1998 года в нашем центре мы начали обучение профессиональному коучингу тренеров и менеджеров, и число желающих увеличивается. Общение с западными коллегами, участие в конференциях Международной Федерации Коучинга, привело меня к осознанию того, что именно в начале развития этого нового направления для нас очень важно получить профессиональное обучение коучингу, лучшую литературу, методические разработки. Это даст возможность ознакомиться с мировыми достижениями в этой области, освоить их, работать профессионально и качественно.

Так родилась идея проекта «Коучинг из первых рук. Мастера коучинга в России», включающего издание серии книг о коучинге и проведение семинаров, тренингов и мастер-классов. Авторами и ведущими являются известные в мире мастера коучинга, внесшие большой вклад в его развитие.

Я сердечно благодарю авторов книг за желание сотрудничать с нами. Теперь их бестселлеры смогут читать российские читатели.

Я благодарю вас, дорогие читатели, за доверие и интерес к новым возможностям. Мы надеемся, что, прочитав эти книги, вы получите много полезных знаний, советов и идей, которые нужны вам сейчас для развития и достижения успехов.

О книге Марши Рейнольдс «Как перехитрить свой мозг».

Можно ли подсчитать убытки от неподписанных контрактов, нереализованных проектов, ухода из фирмы менеджеров и потерянных для фирмы клиентов из-за неразвитой эмоциональной компетентности? Если вы в бизнесе, то наверняка знаете, что цена вопроса высока. Непонятый, обиженный клиент многим расскажет о разочаровании, менеджер, не умеющий понимать и оценивать свои и чужие чувства, будет терять сотрудников и партнеров – все это в конечном итоге дорого обойдется фирме. Почему происходят эти потери? Как можно научиться осознавать эмоции и управлять ими, чтобы они помогали нам, работали во благо? Книга, которую вы держите в руках, отвечает на этот вопрос.

Коучинг эмоциональной компетентности – эта тема сейчас востребована и популярна.

Прочитайте книгу Марши. Написанная легко, понятно, интересно, – она является практическим руководством в коучинге. Ею можно и нужно пользоваться, чтобы научиться управлять своими эмоциями для принятия лучших решений и обучать этому других. Посетите ее семинары и вы сможете практически освоить знания, полученные из книги.

Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса

К РОССИЙСКИМ ЧИТАТЕЛЯМ

Я польщена и счастлива, что моя книга переведена на русский язык и издается в России. Вот уже двадцать лет я веду курсы и семинары, посвященные вопросам лидерства, в Соединенных Штатах. Я заинтересовалась проблемой эмоциональной компетентности после того, как начала искать новые подходы к семинарам в целях достижения их большей эффективности. Меня преследовала самая распространенная проблема всех тренингов: уже через 48 часов после окончания курсов, или даже раньше, мои ученики, попадая в напряженные ситуации, напрочь забывали то, чему их учили.

Когда вы попадаете под воздействие эмоций, бесполезно обращаться к логике: в такие моменты она отказывает вам. Эмоции никогда не были предметом изучения и обсуждения на семинаре «Психология обучения взрослых», который я посещала в университете. Применив принципы эмоциональной компетентности на практике, я обнаружила тот самый элемент, благодаря которому информация и навыки, полученные в процессе обучения, могут удерживаться на протяжении долгого времени. В результате, сейчас мои ученики достигают изменений в поведении, добиваются эффективных и устойчивых результатов намного быстрее.

В настоящее время я преподаю принципы эмоциональной компетентности в их применении к вопросам лидерства, разрешения конфликтов и повышения эффективности на работе. Книга «Как перехитрить свой мозг» освещает наиболее важные аспекты моих семинаров.

Мне особенно приятно поделиться своим опытом и своими знаниями с вами, потому что я добилась успеха благодаря эмоциональной поддержке и эмоциональным установкам моей бабушки. Она разговаривала со мной на ломанном английском, предпочитая ему свой родной, русский, язык даже после того, как прожила в Соединенных Штатах 40 лет. Когда я была еще совсем маленькой, она научила меня очень важной вещи: я могу достичь многого, несмотря на то, что люди вокруг меня и собственный разум могут пытаться помешать мне в этом.

Я поверила своей бабушке, ведь она добилась в жизни очень многого, сумев справиться с различными трудностями, которые так часто встречались на ее пути. Она родилась в Киеве и эмигрировала в Соединенные Штаты, когда ей было пятнадцать лет, незадолго до этого выйдя замуж. Молодожены приехали в Америку практически без денег, а вскоре муж бабушки тяжело заболел, что сказалось на его способности работать. Бабушка устроилась работать в сэндвич-кафе и сделала там карьеру, став одним из руководителей (это был предел возможностей женщины в 1920х–1930-х годах). В то же время она родила и вырастила пятерых сыновей.

Бабушка всегда хранила дорогие для нее воспоминания о родном доме, о родной земле. Когда я была маленькой, она зажигала по пятницам свечки, по одной свече для каждой из ее трех сестер, и рассказывала мне о своей жизни в России. Она очень любила свою родину и свою семью.

Моей бабушки уже нет в живых. Но со мной осталась ее тяга к успеху и память о ней.

Возможность преподавать в России и то, что мою книгу увидят российские читатели, – воплощение моей заветной мечты. Спасибо вам за то, что я могу поделиться с вами тем, что знаю и умею.

Источник:
Коучинг эмоциональная компетентность, Рейнольдс Марша
Тема: Коучинг эмоциональная компетентность, Рейнольдс Марша. Тип: Книга. В работе есть: приложения 5 шт., рисунки 1 шт. Язык: русский. Размер: 1 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Книга Марши Рейнольдс выходит в серии базовых работ по коучингу – очень эффективной и признанной современной методике развития персонала. Коучинг ориентирован на пробуждение активности сотрудников, закрепление достигнутого понимания тренингами, превращение идеи в устойчивый подход к работе.’
http://coolreferat.com/%D0%9A%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C,_%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D1%81_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 682

В современных условиях в системе образования происходят глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах. Меняются ценностные ориентации, целевые установки, педагогические средства, происходит корректировка содержательных, методических, технологических аспектов образования. Кроме того меняются требования к специалистам педагогических специальностей, в частности педагогам-психологам. Современный педагог-психолог должен быть готов теоретически и практически решать профессиональные задачи, уметь создавать, применять и корректировать систему профессиональной деятельности.

Т.В. Заморская определяет профессиональную компетентность педагога-психолога как сложное психологическое образование, которое выступает основой успешной профессиональной деятельности, включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения и навыки) и личностных (профессионально важные качества) характеристик [2].

В.И. Стенькова, рассматривая профессиональную компетентность психолога, выделяет специальную (владение методиками и техниками), персональную (способность к самореализации, постоянному профессиональному росту), коммуникативную (умение устанавливать взаимоотношения с субъектом образовательного процесса) и рефлексивную (умение регулировать свою профессиональную деятельность, адекватное представление о своих профессиональных характеристиках) компетенции [6].

Специфика труда педагога-психолога заключается в том, что специалисту необходимо противостоять профессиональным трудностям, управлять своим эмоциональным состоянием, определять особенности своего воздействия, проявлять перцептивные способности, уметь понимать позицию других, понимать индивидуальность и неповторимость другого человека, эмпатировать ему, рефлексировать. Кроме того профессия педагога-психолога сопровождается постоянными психоэмоциональными перегрузками, эмоциональной напряженностью, эмоциональным выгоранием и т.д. Следовательно, наибольшую значимость в структуре личности педагога-психолога имеют эмоциональные способности (эмпатия, рефлексия, саморегуляция и управление чувствами и эмоциями других людей).

Позже данная модель была доработана и уточнена. В свете новых представлений эмоциональный интеллект стал трактоваться как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Согласно усовершенствованной модели, эмоциональный интеллект стал включать в себя следующие ментальные способности: ассимиляцию эмоций в мышлении; различение и выражение эмоций; осознанную регуляцию эмоций; понимание (осмысление) эмоций [9].

В дальнейшем Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает в себя четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями.

Понятие эмоционального интеллекта рассматривается также и некоторыми отечественными учеными такими, как И.Н. Андреева, Г.Г. Гарскова, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, А.И. Чеботарь, Е.Л. Яковлева.

Таким образом, поскольку эмоциональный интеллект, так же как и компетентность, трактуется через понятие способности, мы сочли правомерным вести речь об особой психической организации индивида — эмоциональной компетентности, входящей в состав эмоциональной составляющей личностного компонента профессиональной компетентности педагога-психолога.

По мнению Г.В. Юсуповой, исследуемые как различные, умственные способности и компетентность рассматриваются как связанные с одними и теми же психологическими механизмами [8].

Е.В. Либина, изучая индивидуальные различия в реагировании на стресс (в рамках психологии совладания), вводит понятие эмоциональной компетентности, которую определяет как способность личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением. В дальнейшем автор рассматривает понятие эмоциональной компетентности с точки зрения психотерапевта, противопоставляя его защитному поведению и при этом оставляя в тени состав, структуру и свойства этого интегрального образования [3].

Соответственно в составе эмоциональной компетентности выделяются четыре базовых компонента с их функциями: саморегуляция (контроль импульсов и управление эмоциями, выражение эмоций, блокировка негативных эмоциональных состояний); регуляция взаимоотношений (социальные навыки, умение строить отношения с окружающими); рефлексия (самоосознание, рациональное осмысление эмоций, выявление собственных мотивов); эмпатия (эмоционально-когнитивная децентрация).

Попарная комбинация этих компонентов образует четыре функциональных блока эмоциональной компетентности: поведенческий блок (саморегуляция + регуляция отношений с другими); когнитивный блок (рефлексия + эмпатия); интраперсональный блок (саморегуляция + рефлексия); интерперсональный блок (регуляция отношений с другими + эмпатия).

Таким образом, конструкт эмоциональной компетентности состоит из четырех базовых компонентов — саморегуляции, регуляции взаимоотношений, рефлексии и эмпатии, которые образуют четыре функциональных блока — поведенческий, когнитивный, интраперсональный и интерперсональный.

Кратко охарактеризуем базовые компоненты эмоциональной компетенции и их значение в процессе межличностного взаимодействия.

1. Рефлексия. В общем виде к рефлексии относятся способности человека определять, какую именно эмоцию он испытывает в данный момент, по физическому состоянию и внутреннему диалогу; соотносить эту эмоцию с ее названием; определять, из каких базовых эмоций состоит испытываемая сложная, осознавать изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой.

2. В целом под саморегуляцией понимается умение определять источник и причину возникновения эмоции, ее назначение и возможные последствия развития, степень ее полезности в конкретной ситуации; в соответствии с этим при необходимости найти способ регуляции эмоции (изменения степени ее интенсивности или замены на другую эмоцию), управляя дыханием, состоянием тела, используя вербальные и невербальные способы управления эмоциями и управление внутренним диалогом. К этому же умению относится способность вызывать у себя эмоцию, необходимую в конкретной ситуации.

Следует отметить, что адекватная эмоциональная экспрессия является важным фактором поддержания физического и психического здоровья. Сдерживание эмоций способствует возникновению различных заболеваний. В то же время бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение. Степень эмоциональной экспрессивности влияет и на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь.

Таким образом, проблемы в сфере саморегуляции неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения.

3. Регуляция взаимоотношений предполагает умение определять возможную причину возникновения эмоции у другого человека и прогнозировать последствия ее развития; изменять эмоциональное состояние другого человека (интенсивности эмоции, перехода на другую эмоцию) с помощью вербальных и невербальных средств; способность вызывать нужную эмоцию в людях.

4. Эмпатия является базисной составляющей эмоциональной компетентности. Традиционно данный феномен понимается как постижение эмоционального состояния, сопереживание, в чувствование в эмоциональную жизнь другого человека; это эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; при сочувствии эмоциональный отклик выражается в участливом отношении к переживающему. Эмпатия включает в себя понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности, эмоциональное сопереживание, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств, стремление содействовать, помогать другому человеку. Термином эмпатия определяется не только данное состояние, но и личностная черта — способность к такого рода пониманию и сопереживанию [4].

В современной психологии различают несколько видов эмпатии: эмоциональную, основанную на механизмах проекции и подражания реакциям другого человека; когнитивную, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.п.), и предикативную, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Особыми формами эмпатии считаются сопереживание и сочувствие — отождествление с чувствами другого человека и переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого [5].

В психологической литературе выделяется три уровня эмпатии. Первый уровень (низкий) связан с отсутствием интереса к чувствам и мыслям других. Человек не умеет и не желает сопереживать людям. Второй уровень предполагает эпизодическую способность к сопереживанию, которая проявляется в некоторых ситуациях. Третий уровень эмпатии (высокий) означает глубокое и точное понимание другого человека, умение мысленно воссоздать его переживания и ощущения как собственные; глубокий такт, позволяющий осознать собственные проблемы и принять правильные решения без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Самый глубокий уровень — это «способ бытия», который позволяет понимать нюансы и сложности внутреннего мира другого человека.

На наш взгляд, наиболее адекватное, системное понимание понятия «эмпатия» представлено в работах И.М. Юсупова. Он считает, что эмпатия — целостный феномен, который связывает между собой сознательные и подсознательные уровни психики, цель которого — «проникновение» во внутренний мир другого человека [7].

В свете авторского исследования следует отметить, что в ряде современных работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога и педагога, чья профессиональная деятельность связана с непосредственными контактами с людьми.

Эмпатия является одним из важнейших профессионально значимым качеством личности и педагога-психолога, особенно это касается проявлений эмпатии в общении с детьми. Эмпатия с детьми предполагает умение понять ребенка, выразить ему свое сочувствие и переживание, умение сопереживать ученику, сочувствовать ему, проявлять доброжелательность, чувство сопричастности ко всем его «победам» и «поражениям» [4].

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоциональной компетентности обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении.

Эмоциональная компетентность, как составляющая профессиональной компетентности, представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой. Все структурные компоненты эмоциональной компетентности взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.

Рецензенты:

Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.

Власова В.К., д.п.н., профессор,зам.директора по образовательной деятельности Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.

Источник:
Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 682
В современных условиях в системе образования происходят глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах. Меняются ценностные ориентации, целевые установки,
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12142

Эмоциональная компетентность

Эмоциональная компетентность человека и организации

По мотивам прочтения книги Привлекательное место работы. Семь факторов повышения эмоциональной компетентности компании (Make Your Workplace Great: The 7 Keys to an Emotionally Intelligent Organization). Стивен Стайн © Jossey-Bass, 2007

О наличии связи между эмоциональной компетентностью человека и его достижениями уже не раз говорилось и в книгах, и в публикациях в периодике. Эмоциональная компетентность представляет собой набор особых навыков и качеств – от здравого смысла до чуткости, – которые лежат в основе умения анализировать собственные чувства, выстраивать взаимоотношения с другими людьми и адаптироваться к различным ситуациям. Существует ли способ оценить эмоциональную компетентность на уровне организации в целом? Безусловно. Компании демонстрируют высокую степень эмоциональной компетентности, когда руководство учитывает субъективные ощущения сотрудников, в том числе то, что они думают о своей работе, своем руководстве и направлениях деятельности компании. Чем выше уровень эмоциональной компетентности организации, тем лучше ее финансовые результаты.

Оценка индивидуальной эмоциональной компетентности

Термин “коэффициент эмоциональной компетентности” (EQ) был введен психологом Рувеном Бар-Оном, разработавшим также и систему оценки входящих в его структуру параметров. В предложенной Бар-Оном модели, которая в настоящий момент применяется чаще всего, эмоциональная компетентность оценивается по следующим компонентам: навыкам управления своими эмоциями, межличностными отношениями и стрессом, а также способности к адаптации и общему настрою.

Диагностирование проблем в компании

Важными составляющими индивидуального коэффициента эмоциональной компетентности являются ваше внутреннее эмоциональное состояние, конструктивное выражение эмоций, чуткость по отношению к другим, гибкость, терпимость и способность справляться со стрессом. Эти же качества можно проследить и на уровне организации. Анализ способности компании адаптироваться к изменениям и выполнять свою миссию, поддерживать плодотворные отношения с сотрудниками, клиентами, заказчиками и обществом в целом, помогает определить коэффициент эмоциональной компетентности компании.

Об авторе
Стивен Стайн, исполнительный директор Multi-Health Systems Inc., ведущего канадского издательства литературы по методам тестирования, является экспертом в области психологической оценки и эмоциональной компетентности.
© Ссылка на HR-Академию при перепечатке статьи обязательна.

Источник:
Эмоциональная компетентность
дистанционное обучение HR
http://hr-academy.ru/hrarticle/emotsionalnaya-kompetentnost-cheloveka-i-organizatsii.html

Эмоциональная компетентность как главный фактор успешного управления XXI века

Эмоциональная компетентность как главный фактор успешного управления XXI века

Цель: выработать представление у участников
о роли эмоций и чувств в умении управлять людьми, развить
навыки распознавания чувств и мотивов других людей, применить
эмоциональную компетентность как ключевую компетенцию
в управлении бизнесом.

В журнале «Корпоративные университеты» №39 вышла статья «Корпоративные Know-how в обучении и развитии персонала», для которой своё экспертное мнение высказал Президент Университета Владимир Бекерев
подробнее »

Грозный — Тренинг в рамках проекта «Ты предприниматель» — Лидерство в публичных выступлениях

Волгоград — Тренинг в рамках проекта «Ты предприниматель» — Лидерство в публичных выступлениях
подробнее »

Краснодар — Тренинг в рамках проекта «Ты предприниматель» — Лидерство в публичных выступлениях

Участие в итоговом Форуме молодых предпринимателей Москвы.
подробнее »

Университет проводит в серию мастер-классов в рамках «Форума деловых услуг-2012» организуют кураторы регионального этапа конкурса «Молодой предприниматель России».

Владимир Бекерев участвует в форуме ТИМ «Бирюса-2012»

Владимир Бекерев участвует в форуме «Селигер-2012»

В апреле 2012 года Владимир Евгеньевич Бекерев был избран действительным членом Петровской академии наук и искусств за достижения в науке, спорте и поэзии.
подробнее »

Источник:
Эмоциональная компетентность как главный фактор успешного управления XXI века
Эмоциональная компетентность как главный фактор успешного управления XXI века Цель: выработать представление у участников о роли эмоций и чувств в умении управлять людьми, развить навыки
http://coachfine.ru/napravlenia/emotionalnaya-kompetentnost

COMMENTS