Эмоциональное общение

Речевое и эмоциональное общение

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям.

Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости. Во многих случаях ребенок сталкивается с проблемой разрешения ситуации фрустрированного общения.

Реально в человеческих отношениях можно различать следующие типы поведения в ситуации фрустрации:

1) активно включаемый, адекватно лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения — адаптивная (высокая позитивная) форма социального нормативного реагирования;

2) активно включаемый, неадекватно лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения- адаптивная форма социального нормативного реагирования;

3) активно включаемый, адекватно нелоялъный, агрессивный, фиксированный на фрустрации тип поведения — негативная нормативная форма социального реагирования;

4) активно включаемый, адекватно нелояльный, игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения — негативная нормативная форма социального реагирования;

5) пассивный, невключаемый тип поведения — неразвитая, неадаптивная форма социального реагирования’.

Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений.

При активно включаемом лояльном типе общения ребенок ищет речевые и эмоциональные формы, содействующие установлению положительных отношений. Если того требует ситуация и ребенок действительно был не прав, он извиняется, бесстрашно, но с уважением смотрит в глаза оппоненту и выражает готовность сотрудничать и продвигаться в развитии отношений. Такого рода поведение младшего школьника обычно не может быть действительно отработанной и принятой изнутри формой общения. Лишь в отдельных, благоприятных для себя ситуациях общения он достигает этой вершины.

При активно включаемом неадекватно лояльном типе общения ребенок как бы сдает свои позиции без сопротивления, спешит извиниться, или просто подчиниться противной стороне. Готовность без открытого обсуждения ситуации к принятию агрессивного напора другого опасна для развития чувства личности ребенка. Она подминает ребенка под себя и властвует над ним.

При активно включаемом адекватно нелояльном, агрессивном типе общения ребенок совершает эмоциональный речевой или действенный выпад в ответ на агрессию со стороны другого. Он может использовать открытые ругательства или давать отпор словами типа «Сам дурак!», «От такого слышу!» и др. Открытая агрессия в ответ на агрессию ставит ребенка в позицию равенства по отношению к сверстнику, и тут борьба амбиций определит победителя через умение оказать волевое сопротивление, не прибегая к демонстрации физического преимущества.

При активно включаемом адекватном нелояльном, игнорирующем типе общения ребенок демонстрирует полное пренебрежение направленной на него агрессии. Открытое игнорирование в ответ на агрессию может поставить ребенка над ситуацией, если ему хватит интуиции и рефлексивных способностей не переборщить в выражении игнорирования, не оскорбить чувства фрустрирующего сверстника и в то же время поставить его на место. Такая позиция позволяет сохранить чувство собственного достоинства, чувство личности.

Эффекты межличностной перцепции
Эффекты восприятия – это некоторые особенности, мешающие адекватному восприятию партнерами друг друга: Эффект ореола. Отсутствие изменений в восприятии и оценках партнеров, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в вид .

Методы борьбы в управленческой сфере
При борьбе со стрессом в организации сложнее всего не создавать у сотрудников ощущение навязчивости. Неплохим решением является приобретение корпоративного абонемента для занятия спортом. Помимо снятия стресса это дает возможность сотрудн .

Ценности.
Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека. И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретног .

Источник:
Речевое и эмоциональное общение
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения
http://www.pstext.ru/ptess-736-1.html

Эмоциональное общение

Фотогалерея: Эмоциональное общение

Некоторые ассоциируют общение исключительно с речью, но это неправильный подход: человек начинает общаться задолго до того, как осваивает связную речь. Поэтому условно можно выделить два типа общения: речевое и эмоциональное общение.

Потребность в общении у ребенка появляется в возрасте примерно одного-двух месяцев, задолго до того, как он начинает осваивать речь. Уже с первых месяцев жизни ребенок начинает использовать эмоциональное общение, в то время как вербальный язык общения он начинает осваивать в возрасте около года.

Эмоциональное общение — это общение посредством мимики, жестов, поз, интонаций. В младенческом возрасте непосредственно-эмоциональное общение матери с ребенком (физический контакт, интонации голоса, адресованная ребенку улыбка и т. п.) очень важно, так как оно помогает установить более прочную связь между мамой и малышом.

Задача матери (или другого близкого человека, который ухаживает за ребенком) — как можно полнее удовлетворить его потребность в эмоциональном общении. Непосредственно-эмоциональное общение дарит ребенку радостное настроение, повышает его активность. Кроме того, эмоциональное общение предоставляют основу для развития восприятия, мышления и речи ребенка.

Со временем ребенок овладевает речью, однако это не значит, что пришла пора навсегда распрощаться с эмоциональным общением. В контексте общения между взрослыми людьми под эмоциональным общением часто подразумевают такой вид общения, при котором ведущим в процессе общения является обмен эмоциональной информацией.

В принципе, это не противоречит тому, что было сказано выше: при эмоциональном обмене важную роль играют именно невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, позы, интонации).

Эмоциональное общение в этом случае состоит их трех основных компонентов: когнитивного, субъективного и экспрессивного. Под когнитивным аспектом подразумевают восприятие чувств и эмоций партнерами по общению. Субъективный аспект — это переживания, вызываемые межличностными отношениями. Экспрессивный аспект — это выражение эмоций по отношению к партнеру по общению (как вербальное, так и невербальное).

Иногда эмоциональное общение представляют как некий способ манипуляции людьми. Некоторые люди действительно используют этот вид общения, чтобы манипулировать окружающими. Как мы уже говорили, этот вид общения в первую очередь используется для обмена эмоциями, в том числе через мимику и жесты. Однако если можно выразить эмоцию через жест или выражение лица, возможно и обратное: использовать выражение лица или жест, чтобы создать впечатление, будто вы испытываете определенную эмоцию. Это и есть манипуляция.

Как не попасться на этот крючок при эмоциональном общении? За осознание и понимание как чужих, так и своих собственных эмоций отвечает так называемый эмоциональный интеллект. Чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем меньше вероятность, что его обведут вокруг пальца при эмоциональном общении.

Чтобы не стать жертвой манипулятора, нужно больше внимания обращать на язык тела собеседника. Дело в том, что некоторые физиологические реакции, которыми сопровождаются эмоции, человек обычно не в состоянии подавить (по крайней мере, мгновенно) или сымитировать. К ним относятся, к примеру, реакция зрачков, частота дыхания и пульса и т. п. Поэтому внимание нужно обращать не только на жесты и выражения лица, которые человек может использовать сознательно, но и на те сигналы, которые практически неподвластны контролю.

Итак, эмоциональное общение наиболее важно в младенческом возрасте, но даже после того как мы осваиваем речь, оно продолжает играть значительную роль в наших взаимоотношениях с окружающими людьми.

Источник:
Эмоциональное общение
Эмоциональное общение — это обмен эмоциональной информацией с использованием невербальных методов общения (жесты, позы, мимика, интонации)
http://strana-sovetov.com/psychology/6962-emotsionalnoe-obshchenie.html

Эмоциональное общение

Общение со взрослыми играет особую роль в приобретении ребенком всех навыков поведения и познания. Оно является важнейшим источником его психического развития и необходимым условием общественного существования человека.

Такое значение общения для человека обусловлено тем, что специфические для него виды психической и практической деятельности не фиксированы наследственно, они формируются после рождения, под влиянием воспитания и обучения. Именно с помощью взрослых, развиваясь, ребенок активно усваивает социальный опыт. На ранних этапах, прежде всего, он овладевает разнообразными практическими действиями (например, брать и удерживать в руках игрушку, пить из чашки, есть ложкой, строить из кубиков и т. п.), которые ведут к получению определенного практического результата. Поэтому принято считать, что основной, исходной формой общения как в общественно-историческом, так и в индивидуальном развитии человека является материальное, предметное общение, неразрывно связанное с совместной практической деятельностью.

Данные психологических исследований показывают, что благодаря общению со взрослыми происходит подлинное развитие личности ребенка, заключающееся не только в количественном изменении содержания и способов коммуникации, но и в глубоком качественном изменении этого процесса, переходах от одной стадии к другой. Не случайно под общением понимается целенаправленный процесс, решающий задачу согласования действий двух или более индивидов 1 .

На протяжении первых лет жизни совершаются глубокие преобразования в процессе общения ребенка с окружающими. Основное изменение состоит в том, что наряду с удовлетворением жизненно необходимых потребностей возникает общение, направленное на согласование действий для достижения практически важного результата, а затем появляются акты коммуникации, имеющие иные цели, кроме решения практических задач. «Ребенок испытывает потребность в общении со взрослым как авторитетным носителем общественного и нравственного опыта и стремится получить от него оценку своих мыслей, поступков и личностных качеств, достигнуть с ним взаимопонимания и сопереживания, научиться действовать как он» 2 .

Линия развития общения взрослого с ребенком осуществляется в направлении от более простой формы к более сложной.

Как говорилось выше, потребность в общении со взрослым возникает у ребенка уже с первых дней в ситуации контакта, направленного на удовлетворение биологических потребностей (в тепле, пище и т. п.). Но если эта потребность в достаточной мере удовлетворяется, она вскоре теряет центральное значение, уступая место потребностям в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым. Вместе с формированием новых потребностей складывается и первый вид ведущей деятельности — общение со взрослым, которое вначале имеет непосредственно-эмоциональный характер.

Такое общение усложняется на протяжении первого и второго года, постепенно приобретая ярко выраженный познавательный характер. Непосредственный эмоциональный контакт взрослого с ребенком начинает сменяться общением по поводу тех или иных предметов, окружающих малыша. Общение принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребенка с окружающей действительностью, в частности со способами действий с предметами.

Автор статьи Павлова Л.Н.

По материалам книги «Воспитание и обучение детей раннего возраста»

1 См.: Развитие общения у дошкольников. Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1974, с. 7.

Источник:
Эмоциональное общение
Основы воспитания. Общение ребенка первого года жизни со взрослыми
http://foschay.ru/dogoda/obschenie.htm

COMMENTS