Если хочешь быть счастливым будь им

Если хочешь быть счастливым, будь им! »

«Если хочешь быть счастливым, будь им!» Я давно уже взяла на вооружение этот афоризм Козьмы Пруткова и стараюсь, чтобы мой стакан (неважно с чем) был всегда хотя бы наполовину полным. Конечно, у нас в мозгу «обитают» еще всякие гормоны счастья, но как-то не хочется представлять себя биохимической лабораторией. Вот в таких глубоких размышлениях о счастье и даже смысле жизни я отправилась в Музей счастья. Он находится по адресу: улица 1905 года, дом 13, в десяти минутах спокойной ходьбы от ж/д вокзала Новосибирск-Главный, на пересечении улиц Ленина и 1905 года, в старинном особняке. Записываться надо предварительно, цена вопроса 500 рублей, для детей и пенсионеров 300 рублей. Денежки за посещения музея нужно вложить в особый короб желаний.

Пожалуй, старинный дом — идеальное место для такого необычного музея. Именно что-то подобное и искали для него его создатели — супруги Ирина Некрасова и Юрий Дремин.

Банальная домашняя коллекция сувениров, талисманов и магнитиков, которые приобретались или дарились друзьями и знакомыми и которые помещались в одном старом чемодане, стала основой музея. До 2013 года музей существовал в передвижной форме и назывался «Музеем счастья в чемодане». Этот чемоданчик и сейчас находится в музее и хранит свои сокровища.

Собственно, музей сейчас — это две небольшие комнаты на втором этаже. Но зато экспонатов здесь великое множество. Они стоят на полках шкафа, на столах, на стеллажах, просто в углах, висят на стенах и на потолке. Эти предметы — символы счастья разных стран и народов, цитаты выдающихся людей, поговорки, приметы, все, что имеет отношение к счастью.

Все это можно потрогать, и хозяева с удовольствием расскажут о значении или истории того или иного предмета. Например, подкова. Все знают, что найти подкову — к счастью, но именно найти, поэтому «сиятельным» особам подковы даже подбрасывали на пути их следования. А как ее повесить в доме? Оказывается, можно по-разному. Подкова, висящая «вверх головой» — к удаче, а «вверх рожками» — к дому — полная чаша.

Само посещение музея проходит как психологический тренинг. Посетители садятся в полукруг на подушки на полу или на скамеечки напротив Ирины и Юрия. Каждый называет себя и озвучивает свою мечту, вернее, говорит, что для него есть счастье. Понять, проговорить — это первый шажок. Обстановка очень дружеская. Раскрывшись, людям становится проще общаться. Потом на середину ставится тот самый заветный чемоданчик, предлагается выбрать любые три предмета и рассказать, почему именно они. А так эти предметы «намоленные», то мечты обязательно сбудутся. Это подтверждается еще и записками, вытащенными из «волшебных» лаптей. Потом Ирина и Юрий поют песни, а посетители подпевают, обстановка становится совсем теплой.

Далее наступает замечательная часть, когда с закрытыми глазами надо узнать музыкальные инструменты по их звукам. Узнать что-то, кроме там-тама и камуза, я не смогла. А это были непальская поющая чаша, гусли, тайская деревянная лягушка и глюкофон. Мы по очереди поиграли на каждом из них. Взрослым было интересно, а дети вообще были в восторге. Глюкофон (тональный лепестковый барабан) издавал просто нереально красивые звуки. Тайская лягушка, когда проводишь палочкой по ее спине, громко квакала.

Если хочешь быть счастливым, будь им

80-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.

Смысл выражения: если человек чувствует себя несчастным, то виноват в этом только он сам, он должен проявить волю, настойчивость, решительность, чтобы изменить свое положение и жить такой жизнью, какой он хочет.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Если хочешь быть счастливым, будь им» в других словарях:

СЧАСТЬЕ — есть удовольствие без раскаяния. Лев Толстой Счастье есть идеал не разума, а воображения. Иммануил Кант Быть счастливым это значит внушать другим зависть. А ведь всегда есть человек, который нам завидует. Главное, узнать, кто он. Жюль Ренар… … Сводная энциклопедия афоризмов

Козьма Прутков — коллективный псевдоним русских писателей: Алексея Константиновича Толстого и братьев Александра Михайловича, Алексея Михайловича и Владимира Михайловича Жемчужниковых Барометр в земледельческом хозяйстве может быть с большою выгодою заменен… … Сводная энциклопедия афоризмов

Козьма Прутков — Вымышленный «портрет» Пруткова, созданный Львом Михайловичем Жемчужниковым, Александром Егоровичем Бейдеманом и Львом Фелик … Википедия

Козьма Петрович Прутков — Вымышленный портрет Пруткова Козьма Прутков литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и др. выступали в 50 60 е гг. XIX века поэты А. К. Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад) и братья Жемчужниковы (Алексей … Википедия

Прутков — Вымышленный портрет Пруткова Козьма Прутков литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и др. выступали в 50 60 е гг. XIX века поэты А. К. Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад) и братья Жемчужниковы (Алексей … Википедия

Прутков, Козьма — Вымышленный портрет Пруткова Козьма Прутков литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и др. выступали в 50 60 е гг. XIX века поэты А. К. Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад) и братья Жемчужниковы (Алексей … Википедия

Прутков, Козьма Петрович — Вымышленный портрет Пруткова Козьма Прутков литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и др. выступали в 50 60 е гг. XIX века поэты А. К. Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад) и братья Жемчужниковы (Алексей … Википедия

Прутков Козьма — Вымышленный портрет Пруткова Козьма Прутков литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и др. выступали в 50 60 е гг. XIX века поэты А. К. Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад) и братья Жемчужниковы (Алексей … Википедия

Прутков Козьма Петрович — Вымышленный портрет Пруткова Козьма Прутков литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и др. выступали в 50 60 е гг. XIX века поэты А. К. Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад) и братья Жемчужниковы (Алексей … Википедия

счастливый — ая, ое; счастлив, а, о. 1. чем, с инф., с придат. дополнит. Такой, который испытывает счастье, радость. Счастлив, как дитя. С ая семья. Счастлив сознанием того, что ближнему хорошо. Счастлив услужить другу. Он счастлив оттого, что всё кончилось… … Энциклопедический словарь

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, БУДЬ ИМ

А отправлю-ка я в личку Апачу письмецо с пруфцами на демы, что местный пидорок-админ с какого то ебаного и никому неизвестного спeрмо-дема СДЕЛАЛ АПАЧА якобы админом.

Если долго долго бросать кал по направлению движения, то скорость будет меняться. В одну сторону только надо бросать и быстро быстро. Договориться просто надо всем, закон принять строгий, чтоб ни один мудак не бросил кал в другую сторону.

В различных средах разное. В говне вообще 0.

Копрофилы возразят, так что субъективно.

Это разные весчи.

Вся жизнь впереди! Делай чё хочешь!

Два года кайфую уже.

Щас в Службе особого почёта нет.

«Вот взять меня — кем я был? А кем я стал? Мягко говоря, всем! А почему? Да потому что я — русский солдат! А русский солдат никогда не сдаётся. Один хрен ему терять нечего. Это и есть наша главная военная тайна.» ДМБ 2000 г.

И женщина нужна не только для ебли

Банально, но имхо, Вульф, камерад

Пришлось ехать на машине

Друг служил в Казахстане — пиздец лютый от жары все помирали

Пусть пока у власти Путин! Путин!

Дисклеймер: Владельцы этого сайта никоим образом не связаны с лицом, создавшим данный демотиватор и не отвечают за её содержимое, а так же за содержимое комментариев. Владельцы сайта не разделяют большинства высказываемых на нём мнений. Изначально сайт посвящён созданию и обсуждению демотиваторов, о чем недвусмысленно говорит его название «Демотивация», но из-за возросшей популярности у масс этот сайт по-сути представляет собой сборник тупорылых картинок с ещё более тупорылыми подписями, а 90% его посетителей, постящих эти картинки и комментарии к ним — озабоченные всевозможными психологическими комплексами дегенераты, чьё мнение, конечно же, не следует принимать всерьёз.

Хочешь быть счастливым? Будь им!

Вчера в культурном центре «Покровские ворота» протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии, презентовал свою «Книгу о счастье», которая вышла в издательстве «Никея». На презентации книги о том, что такое счастье, разговаривали ведущий вечера Владимир Лучанинов, главный редактор издательства «Никея»; автор книги о. Андрей Лоргус и главный редактор портала Матроны.РУ, психолог и автор этого репортажа Лидия Сиделёва.

Очередь за счастьем начиналась у самого входа в центр, а желающих приобрести книгу оказалось куда больше, чем имеющихся в продаже экземпляров. Свободных мест в зале тоже не наблюдалось, так что руководитель центра Жан-Франсуа Тири постоянно бегал туда-сюда с табуреточками, что придавало мероприятию своеобразный уют и чувство некоего первохристианского братства. Если кто не знает, Жан-Франсуа — католик, но при этом большинство православных мероприятий проходят в его центре. Мне кажется, у нас с братьями-католиками получается очень важная миссия — оставаться полюсом традиционных ценностей и уравновешивать расстановку сил в мире. И будет всем счастье.

«Мне хотелось бы несколько слов сказать об истории создания книги, — с этих слов начал презентацию Владимир Лучанинов. — Тема счастья беспокоит нас, сотрудников издательства «Никея», как и всех людей. С одной стороны, мы видим, что эта тема в современном мире приобретает какие-то очень странные, зачастую нездоровые формы. Мы часто видим, как счастье связывается с какими-то внешними материальными признаками. Мы видим рекламу с успешными улыбающимися людьми — и улыбаются они потому, что, предположим, взяли кредит в банке или вдруг открыли для себя какой-либо новый супермаркет.

Но не только внешние признаки счастья интересны современному человеку. Мы знаем, что направление гуманистическое, а чуть позднее позитивная психология в виде такой популяризации, родила множество разных технологий, практик, которые пытаются в человеке развить положительные черты его темперамента, характера, зачастую заставляют забыть о чем-то плохом, о травмах, о комплексах. Но по сути мы знаем, что ничего не уходит, это только складывается на глубины, поэтому такой путь является несколько странным.

С другой стороны, каждый из нас знает, что есть определенные установки, связанные с учением православной церкви, которое любые попытки человека почувствовать себя счастливым относят к несовершенству его духовной жизни. Действительно, святые отцы говорили о страдании как о норме жизни христианина. В этом контексте поиск счастья действительно для многих кажется сомнительным путем для верующего человека. Итак, с этими вопросами в надежде найти ответы мы пришли к отцу Андрею. Для нас стало огромной радостью, что он сразу на них откликнулся».

о. Андрей Лоргус: Моё упование здесь очень простое: мне очень хотелось бы, чтобы мои прихожане, мои друзья, мои знакомые, мои близкие улыбались, были счастливыми.

Однажды — это было, наверное, лет десять назад — один мой друг пришел утром на литургию в Высоко-Петровском монастыре. После литургии, когда мы пили кофе, он сказал: «Ну и православие у вас!» Я говорю: «А что такое?» Он: «Все стоят с мрачными лицами, такое впечатление, что горе у всех. Это вот такая у вас вера?» Прошло десять лет, а я до сих пор помню это, мне это больно. Когда мы начинали эти беседы, то для меня было таким упованием — мне хочется очень, чтобы прихожане наших храмов, верующие и все люди улыбались и были счастливыми. Вот и всё. А что еще добавить?

Я представляю себе, что и жертва Христова, и все наше служение — мы же, священники, молимся, приносим молитву около жертвенника, около престола — зачем это все? А затем, чтобы в конце концов вы были счастливыми, мы были счастливыми. Вот если это будет, значит, мы выпросили желаемое.

Лика Сиделёва: Очень часто счастье для нас запретный плод, я бы даже сказала, что мы окружаем себя со всех сторон всем, чем только можно, лишь бы не почувствовать себя несчастными.

Я хотела рассказать такую историю, которая произошла со мной буквально пару дней назад. Моя подруга вышла замуж, она такая довольная, счастливая. Мы с ней встречаемся, она говорит: «Мой муж просто идеальный, я такая счастливая, все так классно!» Я ей говорю: «Я после свадьбы тоже так думала». Она: «Ты что мне хочешь сказать? Ты мне хочешь несчастья пожелать? Это что у нас такое происходит — у нас, у христиан?».

Я вдруг поняла действительно, что я ей хочу сказать — я ей хочу крылья пообломать, или что? На самом деле я хотела ее как-то предостеречь, что мужья не идеальные, они, в общем-то, нормальные, но выходит все так. Иногда действительно человек сталкивается с тем, что он такой веселый и радостный, к чему-то тянется приятному, а ему так руки поотбивали, то — как отец Андрей и писал в книге, — человек этот уже не тянется, он уже стоит по стойке смирно, боится посмотреть куда-то в сторону, потому что там страшно, там плохо, там грех.

Я сама… В церковь меня привели в 90-х годах, я помню, что это было вселенское уныние, честно говоря. Я очень рада, что получила эту книжку, с огромным удовольствием ее прочитала и честно скажу, что я готовлюсь осчастливить к Рождеству многих своих родственников, подарив им по экземпляру этой книги. Действительно, очень важно то, что она написана, во-первых, священником, во-вторых, психологом — в одном лице. Потому что действительно со всех сторон говорят: «Не мечтай, не думай, подумай серьезно», как будто счастье — это что-то из детства, а как только мы вырастаем, мы должны стать такими суровыми, вот это настоящая взрослость. Вот посмотреть вперед и подумать сразу, как все там будет мерзко и плохо, сейчас мы к этому как подготовимся! На самом деле открыться счастью — это достаточно смелый шаг. Я думаю, что мы сегодня как раз об этом и будем разговаривать.

Вот, собственно, мне хотелось бы спросить: что такое счастье? — продолжил свои вопросы Владимир Лучанинов. — И еще хочется зачитать замечательное слово, которое написал на книгу отца Андрея журналист Дмитрий Соколов-Митрич, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», он пишет следующее:

«Андрей Лоргус — потомственный священник и практикующий психолог. Именно поэтому в его трудах нет ни религиозного менторства, ни научного словоблудия. Он понимает не только, как устроен человек, но знает ответ на более важный вопрос — кем и для чего он так устроен? Пусть это знание еще тысячу раз назовут не научным. В конце концов, вам “шашечки” или ехать?»

Вот эти самые «шашечки» не интересуют нас, но все-таки хотелось бы понять, что такое счастье, чтобы определить, о чем мы сейчас будем говорить.

о. Андрей Лоргус: Некоторые думают, что для того, чтобы удержать счастье, надо его проанализировать, положить на полочки с запасом в несколько стопочек, и потом, как у Жванецкого, — по 4, по 6, по 8, с запасом. Но с запасом счастья не бывает, потому что оно бывает только здесь и сейчас. Нельзя запастись счастьем, не получится. Поэтому именно анализ счастья не помогает в нем удержаться.

Мы можем рассчитывать на будущую счастливую жизнь, причем вне зависимости от того, какова будет социально-политическая, экономическая и историческая ситуация. Мы имеем на это право. У нас есть для этого сейчас — именно сейчас! — необходимый ресурс. Те новые поколения, которые сейчас вступают в жизнь, мне кажется, они-то и будут требовать от нас этот главный продукт будущего.

Лика Сиделёва: Я тоже особо не знаю, что такое счастье. Я могу, может быть, рассказать что-то про себя, когда я чувствую счастье. Это на самом деле большой вопрос. Иногда ко мне приходят люди и говорят: «Вы психолог, вы должны знать, как мне быть счастливой. Вот я, давайте мне четкую инструкцию, я ей буду следовать».

Когда спрашиваешь: «Вы умеете просто быть. Просто… Без календарей, без каких-то таких суровых рамок — умеете так быть?» — «Нет. Как-то, что-то вы глупость говорите. Надо строгий план. Надо… Не знаете, так и говорите, что вы ничего не знаете, что вы глупая». Приходится говорить: «Да, действительно, я глупая, я не знаю, как вам быть счастливым». Проблема психологии в том — я могу помочь человеку понять, что ему мешает увидеть свое счастье. Но у каждого из нас есть потребность в этом счастье, потребность в такой реализации чего-то такого, что в нас Господь заложил, то, что не совсем является нашим. Это тоже огромный подвиг — это рассмотреть.

Я когда-то вычитала такую фразу, что счастье — это не самоцель, это лишь показатель того, что мы движемся в нужном направлении. Счастье не бывает постоянным. Нельзя себя приговорить к нему в режиме 24/7. Счастье — это что-то, что появляется, потом оно исчезает. Вообще, когда человек живой, он испытывает очень много всяких разных эмоций и чувств. С ним происходит очень много событий, и далеко не все они счастливые, надо сказать.

Но это, безусловно, какое-то ресурсное состояние, находясь в котором, я лично могу оглянуться по сторонам, посмотреть, где я нахожусь, что со мной происходит. Говоря о счастье, я подразумеваю что-то такое. Я понимаю, что это достаточно абстрактные слова, потому что у каждого есть какой-то свой опыт. У каждого, когда говоришь слово «счастье», человек, если настроится на себя и если заглянет вглубь себя, он увидит что-то такое, что является для него счастьем. А единого в мире не существует.

Есть другое, на мой взгляд, собственно, христианское отношение к жизни, которое основано на учении Христа: «Я победил этот мир». То есть Бог победил, победил все несовершенство, всю неправду, все зло победил, хотя эта победа и не уничтожила зло. Эта победа возвела нас, людей, в ранг победителей. Враг был побежден, но он лежит, он тут, он не исчез — зло, страдание, ложь и так далее. Поэтому от нас зависит, что мы будем делать с этим поверженным врагом — будем ему кланяться, или будем жить, несмотря на то, что он еще есть. Пожалуй, всё.

Вопрос из зала: Много десятилетий эпиграфом к нашему существованию была песня из фильма «Собачье сердце»: «Суровые годы уходят борьбы за свободу страны, за ними другие приходят — они будут тоже трудны». И вот в этой атмосфере выросло несколько поколений, настроенных на то, что всё всегда будет трудно и плохо. Эту инерцию надо каким-то образом преодолевать, и не всегда это получается в одиночку. Поэтому, возможно, есть какие-то подсказки, как это делать не только на уровне одного человека, но и вокруг себя хотя бы.

о. Андрей Лоргус: Я не знаю подсказки большей, чем «Христос воскресе!». Ну что же еще Господь должен был сделать? Понимаете, всё сделал. Часто человек говорит: «Почему мне плохо? Почему Господь не позаботился?» Позаботился. Всё сделал. Что еще сделать для человека, чтобы он поверил, чтобы он принял эти дары? Я не знаю. Всё сделал. Всё есть, бери и радуйся. Еще раз — это выбор. Вот как у Козьмы Пруткова: «Хочешь быть счастливым? Будь».

Ведущий: Когда человек живет с верой, именно с такой верой, которая акцентируется не на страданиях, не на негативе, а на восклицании «Христос воскресе!» — она дает возможность преодолеть все; ты понимаешь, что жизнь больше, чем страдания. Возможно ли донести то, о чем вы говорите, до людей, скажем, на языке психологии? Вот это ощущение жизни, которое больше, чем любые страдания, даже больше, чем смерть.

Можно только, если человек протягивает руку, — подать ему руку. Но если он говорит: «Дай мне руку» — но руку не тянет, что можно сделать? Он стоит над пропастью, вы протягиваете ему руку и говорите: «Ну, берись за мою руку, берись! Я тебе сейчас помогу». А он говорит: «Нет, я боюсь» — и прячет руку за спину. Не видели, как дети прячут руки за спину? Чтобы, не дай Бог, не протянуть. Как вы поможете человеку, если он прячет свою руку? Невозможно. Зато можно быть счастливым рядом с ним. Если захочет, он спросит: «Ты чего улыбаешься?»

А вы ему скажете: «А я счастлив». — «Как?» Вот тогда вы можете чем-то поделиться, рассказать. Или вы можете просто улыбаться, как бы глупо это ни выглядело. Быть может, он тоже захочет быть счастливым, как и вы. Вообще-то говоря, счастье заразительно.

Я думаю, что для человека счастье открывается с какого-то определенного момента, когда он прикасается к чему-то большему, чем он сам, даже если это его жизнь. Жизнь моя, которая больше, чем я. Например, когда мы говорим о бессмертии, мы прикасаемся к чему-то большему, чем жизнь. Поэтому вы вполне можете меня заподозрить в том, что я не ввожу детей в разряд счастливых людей. Поскольку мы все-таки здесь взрослые сидим, то детское счастье — это как детская вера, это не вера, это что-то детское. А мы сейчас говорим о взрослом счастье. Ребёнок не может быть счастлив, потому что он еще не протянул руку, перо Жар-птицы еще не схватил, а все-таки для счастья надо сделать поступок. Это шаг, это выбор.

Вопрос из зала: То есть счастье надо заслужить?

о. Андрей Лоргус: Нет. Надо сделать, шагнуть, надо взять его. Заслужить счастье невозможно. Смотрите, вам дана живая душа. Вы заслужили ее?

— А в ней есть всё. Так возьмите то богатство, которое вам дал Господь, возьмите его.

То есть кладезь счастья из души?

Да, из вашей лично. Оно не вне, оно внутри.

Одна из этих катастроф — Вторая мировая война, которая в нескольких многочисленных народах оставила чрезвычайные трагедии. Прежде всего это немецкий народ, еврейский народ, русский, польский и другие.

Но проходит время, и уровень этой боли снижается. Время лечит. Не люблю эту поговорку, но в данном случае она подходящая. И вот уровень этой боли становится таким, что можно с человеком заговорить о примирении. Можно. Нет, в нашем пока ещё Отечестве нет, это не про нас. У нас ещё сильна эта боль. А вот где-то это уже возможно.

Так что будущее будет заключаться в примирении. А примирение высвобождает силы. Высвобождает силы для любви, для радости и, наконец, для счастья. Сейчас этих сил не хватает, но они высвобождаются постепенно, по мере того, как в семейно-родовой последовательности поколений снижается этот градус страха, боли, ненависти и так далее. И это происходит. И это объективный процесс, его никто не может ни ускорить, ни замедлить. Это история. История человечества, история человека.

Вопрос из зала: Что делать, если был счастлив, были дети и внуки, а потом в момент потерял всех?

о. Андрей Лоргус: Вот скажите, когда вы тонете в болоте, вам кого рядом с собой хочется видеть: того, кто рядом тонет, или того, кто стоит на твердой земле и может вам помочь вылезти? Так же и горюющему лучше рядом с собой иметь радостного человека. Потому что если рядом такой же горюющий, кто поможет ему выбраться из этого горевания? Кто вместе с ним будет горевать? Кто сильнее, кто крепче, кто содержательнее?

Но рядом может оказаться человек, который счастлив. Представляете себе вот такое: счастливый, а рядом горюющий. Это не издевательство. Это рационально, да. Но может быть, наличие рядом с трагическим человеком счастливого и будет тем миром, который Господь нам дал.

— А если посмотреть с точки зрения человека, стоящего на краю пропасти? У этих людей обычно абсолютно нет желания протягивать руку. Как им быть в этой ситуации? Есть ли упражнения какие-то, которые позволяют в этот ситуации захотеть эту руку протянуть тем замечательным счастливцам и оптимистам, которые вокруг тебя только и ждут?

— Я думаю, что единственное упражнение здесь — это уважение. Уважение к себе, который «я», который «имею право оставаться в своем незавидном положении». Ну вот сейчас я не хочу, чтобы меня спасали, сейчас я хочу остаться один. Сейчас мне нужно побыть наедине с самим собой. Я имею на это право, и я уважаю это свое право. Вот мне кажется, это упражнение. Потому что упражнение в собственном достоинстве поможет приобрести доверие к другому. А доверие к другому позволит мне в следующий раз протянуть робко свою руку, чтобы меня все-таки кто-то дернул из моего болота.

— Если все потеряно, нет супруга, нет детей, хорошей работы. Человек унывает…

— Замечательное состояние. Замечательное. Если человек потерял все — это означает, что он потерял все свои стереотипы, мечты, розовые очки вместе с ними потерял. И он потерял всякие глупости… ветхого человека потерял. Значит, он к новому уже близок, уже готов. Отличное состояние.

Вопрос из зала: Может быть, чуть-чуть обобщить? Бывает степень ситуации такая, когда развод — это свидетельство того, что брак мертв. Что, видимо, нет возможности его сохранить. И при этом мы знаем, что многие люди, духовники, настаивают во что бы то ни стало его сохранить. Хотя по сути бывает, что люди уже ненавидят друг друга в этом браке. И если хотя бы один человек не испытывает ненависти, он всячески пытается что-то сделать в надежде, что произойдет чудо. Из опыта, по-моему, такие чудеса редко происходят, чаще браки разваливаются. Может быть, вы как психолог, как священник, знаете какой-то положительный пример?

о. Андрей Лоргус: Я могу сказать только, что Церковь в качестве факта видит то, что если люди живут вместе, значит, что-то их связывает. И это очень важно. В отличие от психологии, Церковь относится прежде всего к волеизъявлению людей как к отправной точке, с которой можно относиться к явлению. То есть: если человек говорит на исповеди или просто личной в беседе, что, мол, мы не любим друг друга, но живем вместе, то для меня как для священника это факт. Они приняли решение продолжать жить в браке. Или даже, может быть, не обсуждали это, но они продолжают жить. И я не знаю, что дальше. Может быть, они скажут, может быть, нет. Но они продолжают жить в браке, значит, что-то их связывает. И для Церкви это и есть исходная точка.

А вот если такая пара или кто-то из супругов приходит к психологу, то здесь начинается работа. Она может быть направлена на сохранение брака, она может быть направлена сначала на самопознание супруга, одного из пары, работа с личными проблемами. К чему это приведет — мы тоже не знаем. Но одно могу сказать точно: распад брака — это катастрофа, которую исцелить невозможно. И это навсегда. Поэтому цена решения здесь очень высока и очень велика. И у меня никогда нет никаких готовых решений, как кому поступать… это выбор двоих. Даже Господь не вмешивается в это. Он позволяет двоим принять то решение, которое они вдвоем примут и разделят ответственность. Третьего здесь не может быть.

Вопрос из зала: Спасибо, отец Андрей. Лика, может быть, Вы попробуете ответить: возможно ли счастье на фундаменте отсутствия любви? Может быть, этой любви не было никогда, может быть, люди, прожив много лет, поняли, что её никогда не было, по крайней мере, сейчас её точно нет.

Вопрос из зала: Счастье — в нахождении личного смысла?

о. Андрей Лоргус: Конечно, я думаю, что зрелого взрослого счастья без смысла жизни и не бывает. Но только смысл жизни — это не какая-то такая находка: шел-шел, нашел, и дальше с ним идешь. Он может каждый день быть другим.

Фото: Евгений Глобенко специально для портала Матроны.РУ

Источники:
Если хочешь быть счастливым, будь им! »
«Если хочешь быть счастливым, будь им!» Я давно уже взяла на вооружение этот афоризм Козьмы Пруткова и стараюсь, чтобы мой стакан (неважно с чем) был всегда хотя бы…
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/novosibirsk/museum/29667/responses/3898
Если хочешь быть счастливым, будь им
80-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова. Смысл выражения: если человек чувствует себя несчастным, то виноват в этом только он сам, он должен проявить
https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/816/%d0%95%d1%81%d0%bb%d0%b8
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, БУДЬ ИМ
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, БУДЬ ИМ.
http://demotivation.me/2abfqbdpwdhqpic.html
Хочешь быть счастливым? Будь им!
Ребёнок не может быть счастлив, потому что он еще не протянул руку, перо Жар-птицы еще не схватил, а все-таки для счастья надо сделать поступок. Это шаг, это выбор.
http://www.matrony.ru/xochesh-byt-schastlivym-bud-im/

COMMENTS