Есть ли в наши дни люди чести

В стране усилены меры безопасности

После теракта во Франции Италия усилила меры безопасности в аэропортах, на вокзалах и других общественных местах. МИД страны уже проверяет, есть ли среди погибших и пострадавших в Ницце итальянские граждане. Накануне в Ницце грузовик въехал в толпу во время салюта в честь Дня взятия Бастилии. Водитель намеренно пытался сбить как можно больше людей, а потом открыл стрельбу. По последним данным, погибли 84 человека, ранены около 100. Собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в Италии Елена Пушкарская ответила на вопросы ведущей радио новостей Анны Казаковой.

— Что говорят в Италии, есть ли информация, что кто-то из итальянских граждан пострадал в Ницце?

— Италия граничит с Францией как раз недалеко от Ниццы, и итальянцев, вероятно, было много. Пока эта информация не поступает. Вчера до случившегося министр внутренних дел Альфано провел совещание своих служб, подчиненных ему, и было принято решение на этом совещании усилить меры безопасности и включить в них, помимо обычных так называемых уязвимых пунктов, к которым относятся аэропорты, посольства, правительственные здания, Ватикан, места летнего гуляния. Это было сказано накануне, перед случившимся в Ницце. Не исключено, что есть какая-то информация, хотя на этом же совещании и на пресс-конференции, следующей за ней, прозвучало, что никаких особых сигналов о возможных терактах нет. Вероятно, какие-то сигналы, какие-то данные поступали, но это можно только предположить теперь.

Итальянские спецслужбы работают очень хорошо. Об этом мне говорили очень многие, так скажем, компетентные товарищи, с которыми приходилось беседовать на эту тему. И, в отличие от многих других стран, Италия имеет опыт борьбы с терроризмом еще с 80-х годов, когда здесь существовал внутренний терроризм «красных бригад» и были устрашающие взрывы мафии, кроме всего прочего. И в Италии, в отличие от многих других стран, система спецслужб и система правоохранительных служб не конкурируют между собой, и любая информация, которая поступает в любое подразделение правоохранительных органов, — во всяком случае, так было мне сказано теми людьми, у которых я брала соответствующее интервью — сразу становится известна абсолютно всем заинтересованным службам.

— А взаимодействуют как-то итальянские и французские службы, настроена их совместная работа?

— Вот об этом очень часто говорится. С момента терактов в Париже в Италии происходят постоянные призывы к европейским коллегам к большему обмену соответствующей информацией. Мне трудно судить — из Италии не исключено, что поступает такая информация. Вопрос, поступает ли она в Италию.

— Хорошо. Меры безопасности были введены в Италии. О чем речь, поясните.

— Естественно, на сегодня назначено новое совещание у Альфано, министра внутренних дел. Они будут еще больше усилены. Масса итальянских объектов входит в так называемый список уязвимых мест, в первую очередь Рим с Ватиканом. По всей вероятности, будет еще больше усилена охрана этих объектов, хотя военные с собаками и полицейские дежурят с момента парижских терактов. Меры безопасности даже чувствуются в городе, присутствие полиции и правоохранительных органов в Риме, во всяком случае, чувствуется, и ты видишь полицейских и солдат в центре практически везде.

— Как отреагировали итальянцы на то, что произошло в Ницце? Может быть, цветы к французскому посольству приносят?

— Еще очень рано. Это произошло вчера поздно ночью, многие даже не знают, по всей вероятности. Те, кто не включил с утра или вечером вчера телевизор, может быть, даже не знают. Папа высказал первым соболезнования по этому поводу, произнес все те слова, которые необходимо произносить в таких случаях. Конечно, будет реакция, потому Ницца очень близка к Италии, поэтому, конечно, это почти Италия. Там и живут очень много итальянцев, в Ницце, туда ездят отдыхать. Вчера был праздник. Но пока данных о погибших итальянцах нет. Как передают СМИ, пострадали 30 детей, но это со всех сторон, всех национальностей.

— Что пишут СМИ? Высказываются ли какие-то предположения, кто может стоять за этой атакой?

— За этим актом, понятно, стоит запрещенная в нашей стране террористическая организация «Исламское государство». Говорится о том, что это очередной смертник, который был готов стать так называемым мучеником, говорится о том, что это тунисец, который вырос в Ницце, который прошел через систему мелкой преступности, сидел в тюрьме, то есть это совершенно классический путь обучения террористов. «Школу террористов», что называется, он прошел, и, выбрав такой метод, такой способ того, что он устроил, он отчетливо понимал, что идет на смерть. И в этом опасность и сложность борьбы с такими людьми: этот человек не был на примете у правоохранительных органов, хотя понятно, что он сидел в тюрьме.

— Разведка просто о нем ничего не знала, спецслужбы не знали?

— Таких людей, прошедших тюрьмы и задействованных в уличной преступности, огромная масса, трудно за каждым поставить разведку.

Что касается Италии, тот же самый Альфано на совещании сказал, что хотя Италия очень привечает мигрантов, но за последние несколько месяцев 99 человек были высланы — те, которых подозревали в связях с террористами, были высланы из страны, и среди них пять имамов были высланы из Италии, что говорит о том, что службы работают все-таки.

Источник:
В стране усилены меры безопасности
«Итальянские спецслужбы работают очень хорошо» — В стране усилены меры безопасности — "Коммерсантъ FM" — Издательский Дом КоммерсантЪ. После теракта во Франции Италия усилила меры безопасности в аэропортах, на вокзалах и других общественных местах. МИД страны уже проверяет, есть ли среди погибших и пострадавших в Ницце итальянские граждане. Накануне в Ницце грузовик въехал в толпу во время салюта в честь Дня взятия Бастилии. Водитель намеренно пытался сбить как можно больше людей, а потом открыл стрельбу. По последним данным, погибли 84 человека, ранены около 100. Собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в Италии Елена Пушкарская ответила на вопросы ведущей радио новостей Анны Казаковой.
http://www.kommersant.ru/doc/3038385

Есть ли Божия справедливость?

Игумен Владимир (Маслов), Хасьминский Михаил Игоревич, кризисный психолог

Люди, потерявшие близких, часто задают вопрос: «Есть ли вообще справедливость? Справедлив ли Бог?» Мы наблюдаем контраст — умирают дети, а богатый старый преступник живет. Умирает многодетная женщина, дети которой обречены на детдомовскую жизнь, а пьяницы умирать не собираются. В сознании формируется вывод, что хорошие люди умирают, а плохие – живут. Увидев несправедливость Бога, люди уходят из Церкви, разувериваются. Сколько раз приходилось слышать: «Если Бог есть, то как Он допускает страдания невинных людей?!»

Подумаем о справедливости Божией

Можно привести пример и из нашей жизни. Любому маленькому ребенку помногу раз в день кажется, что родители несправедливы по отношению к нему. Несправедливо укладывают спать, заставляют есть, уводят с гулянья, не дают на горке прокатиться, в школу заставляют ходить, на пианино играть. У него, что ни шаг, то обида на родительскую несправедливость. Но мы с вами, взрослые люди, понимаем, что всё это не так. И что все родительские поступки (мы, конечно, имеем в виду хороших родителей) диктуются не самодурством и жестокостью, не злобным желанием наказать ребенка за какой-то проступок, а как раз любовью, лучшим пониманием пользы и желанием ему блага.

Это говорит о разном уровне понимания справедливости: с точки зрения маленького ребенка и мудрого заботливого взрослого. Так вот для Бога мы все малыши. И когда нам кажутся несправедливыми Его действия, мы должны подумать о том, что Бог гораздо лучше понимает последствия и следствия того, что происходит, что Он ищет нам блага и дает только лучшее, пусть даже это кажется нам пока неверным и неправильным (у ребёнка , увы, не всегда получается понять поступки взрослого).

Если говорить о несправедливости смерти, можно привести такой пример. Кошка родила котят. Через месяц хозяин начинает раздавать котят в добрые заботливые руки. С точки зрения мамы-кошки творится вопиющий произвол. Маленькие любимые пушистые детки отбираются у нее и уносятся неведомо куда. Но по мнению хозяина как раз все верно, ведь не могут же все котята жить вместе с мамой вечно, они уже должны начать свою самостоятельную жизнь. И справедливость поведения хозяина нам очевидна. Или, например, хозяин пересаживает рыбок из одного аквариума в другой. Для части рыбок, оставшихся в старом аквариуме, эти действия непонятны: их разлучают с милыми сердцу сородичами, с которыми они росли, играли — для них это может показаться катастрофой. Но хозяин знает, что делает это на время, и трагедии в этом нет.

Может, эти примеры нельзя полностью спроецировать на отношения Бога и человека, все-таки мы не рыбки и не котята, но, тем не менее, они ярко иллюстрируют разный уровень понимания справедливости.

О нашем уровне понимания и уровне притязаний в решении важнейшей проблемы смерти замечательно пишет епископ Гермоген (Добронравин), живший в 19 веке: «Земледелец знает, когда время и когда не время снять пшеницу, а мы все, плачущие о наших близких усопших, походим на детей, которые судят и рядят о том, зачем земледелец так рано или так поздно пожинает пшеницу на поле. Но что было бы с пшеницею, если бы она пожиналась не по расчетам опытного земледельца, а по распоряжению неопытных судей? Что было бы и с нами, если бы смерть пожинала нас по нашему недальновидному распоряжению, а не по воле и власти Того, в деснице Которого и живот (жизнь – прим. ред.), и смерть?»

«Если бы Бог был справедлив, мы были бы в аду»

Интересно, что многие святые говорили: «Не смейте думать, что Бог справедлив. Он – милостив, но не справедлив. Если бы Он был справедлив, то мы бы уже давно были в аду».

Какова разница между справедливостью и милостью? Например, если маленький ребенок сломает дорогую вещь дома, родители не заставляют его отрабатывать потраченные на нее средства, а просто ставят в угол. И не чтобы наказать, а чтобы на будущее научить не делать так. Это показатель не справедливости, а милости, мудрости, любви и сострадания. Но Бог, в отличие от нас, справедлив. Хотя в первую очередь Он к нам милостив.

Часто у горюющих людей возникают претензии к Богу о несправедливости Его действий и отношения к ним. Это выглядит нелепо и глупо. Люди считают не справедливым, что «Бог забрал к Себе», но никто не может сказать, на самом ли деле это именно Бог сделал. Ведь множество наших бед свершается не потому, что Бог проявил Свою волю, а потому что мы делаем свой дурной выбор. Если человек, например, совершил суицид (мы не берем случаи душевнобольных), то он сам сделал свой выбор, иначе самоубийство не считалось бы смертным грехом. Тогда просто говорили бы «покончил жизнь по воле Божьей». Если пьяный человек сел за руль и разбился на смерть или под действием наркотиков участвовал в преступлении, во время которого его убили, то при чем тут Бог? Разве Бог наливал ему и заставлял садиться за руль?

Бог дал законы, по которым устроен мир. И не только физические, но и нравственные. Где эти законы нарушаются, там, соответственно, и происходят катастрофы. Происходят они не потому, что Законодатель плохой или законы плохие, а потому, что эти законы не соблюдаются. По невнимательности, по незнанию, по злому выбору – по разным причинам. Не справедливо обвинять Бога в том, что мы сами нарушаем Его же законы. Как несправедливо ребенку обвинять отца, который сказал ему, что нельзя делать категорически, а тот совершил поступок, который имел плохие последствия. Кто виноват: отец или ребенок? К сожалению, претензии к Богу мы предъявляем часто, а о благодарности думаем значительно реже.

Часто, когда умирает человек, мы говорим о несправедливости Божьего промысла, и не думаем о том, сколько раз Бог спасал этого человека от смерти. Он мог умереть, погибнуть, быть убитым десятки тысяч раз по самым различным причинам, но Бог хранил его, оберегал. А разве мы искренне благодарили Его за это? То есть по нашему мнению Его Промысел о покойном в течение жизни был справедлив, и мы его принимали практически без благодарности. А вот когда человек умер, мы сразу же заговорили о Божьей неправоте.

Разве может быть справедлив этот упрек Тому, Кто создал человека, которого мы любили, вел его по жизни, опекал, оберегал, давал таланты, уникальность и прочие блага. А самое главное — Он создал его душу, которая в эти минуты предстоит пред Ним и ждет нашего заступничества. А мы в это время Богу высказываем претензии и обиды.

Подумайте, если вы дали от чистого сердца во временное пользование очень дорогую вещь, то, согласитесь, ваша просьба вернуть ее в назначенное время будет вполне уместна. За что вас можно укорить, если вы просите свое? Так и Бог на время дает нам земную жизнь. Не Ему ли принадлежит право ее и забирать? Как мы смеем говорить о несправедливости Хозяину любой жизни?

Именно об этом нам говорит святитель Иоанн Златоуст: «Человек рожден и смертен: итак, что же скорбишь о совершившемся сообразно с природой? Ведь ты не скорбишь, что питаешься, принимая пищу? Не стремишься жить без питания? Так и относительно смерти: не ищи бессмертия, родившись смертным. Это однажды определено и узаконено. Но когда Бог призывает и хочет нечто взять от нас, не станем, как неблагодарные рабы, покидать Владычного. Если бы Он взял деньги, честь и славу, тело, самую даже душу, Он взял бы Свое; если бы Он взял твоего сына, — не сына твоего, но раба Своего Он взял бы. Если мы сами не принадлежим себе, как может быть нашим то, что есть Его?» (т. 12, ч. 2, О смерти)

Дары от Бога мы привыкли принимать, как обычное явление. Когда Бог дает, мы с радостью принимаем и не думаем о Дарителе, а когда забирает – начинаем протестовать и искать виноватого.

Снова вспомним праведного Иова, который пред Богом был безгрешен. Когда он лишился всех богатств, детей, здоровья, из его уст прозвучала замечательная фраза: «Бог дал — Бог взял». Так должны поступать и мы. Но чтобы стать на духовную высоту Иова, надо пытаться понять Бога, Его законы, начать общение с Ним, как это делал Иов.

«Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент жизни»

Думаю, у каждого рано или поздно возникает вопрос: если Бог есть, то как Он допускает страдания невинных людей?

Всем известно, что при рождении Христа царь Ирод избил Вифлеемских младенцев. Многие думают, как могло произойти это величайшее зло? Не была ли слишком велика плата за рождение Христа, ведь столько невинных детей погибло! А последующая судьба этих младенцев такова, что в Церкви они возведены в лики святых. Теперь они Ангелы Божьи и вместе с Христом вечно.

Здесь вопрос о справедливости снова упирается в восприятие. Ведь если видеть в их смерти только смерть и абсолютное зло, то можно бунтовать и говорить о неправоте мироустройства, но если представить, что они ликуют в радости со Христом, то зло оборачивается добром.

В книге «Нравственное богословие» Е. Попова (Грехи против 5-й заповеди, грех: безутешная печаль об умершем дитяти) мы читаем: «…каждым вновь умирающим младенцем (если младенец крещен) увеличивается число лиц в Царстве небесном. И Господу Иисусу Христу принадлежит право из среды живых избирать себе младенцев, как пастырь имеет власть выбрать себе из всего стада самую лучшую овечку: Он создатель, питатель и искупитель младенцев: родители же только временные опекуны их».

Согласитесь, что в этих словах тоже есть жизнеутверждающая высокая справедливость.

Но в горе люди не способны это понять. Они замечают только, что умирают безгрешные дети, а, например, богатый старый преступник живет, что погибает под колесами автомобиля многодетная женщина, дети которой обречены на детдомовскую жизнь, а с пьяницами ничего плохого не происходит. Поэтому в их сознании формируется вывод, что хорошие люди умирают, а плохие – здравствуют. Посчитав это несправедливостью Бога, некоторые люди даже уходят из Церкви, разуверяются.

Но, давайте задумаемся над тем, что во–первых, пьяницы и наркоманы живут уж точно меньше, чем люди не подвластные этим тяжким порокам. Из-за узкого взгляда на происходящее делаются неверные выводы. Мы же не знаем, сколько умирает наркоманов и в каком возрасте. Просто мы видим, что наш близкий умер, а наркоман живет. И делаем из этого совсем не правильное умозаключение. Во-вторых, а почему должны умирать только плохие (и кто может это определить?) и порочные, а хорошие нет? Разве у Бога там колония для преступников и насильников? Разве там исправительное учреждение для злых и подлых? Почему мы определяем за Бога, что там должны быть только плохие, а тут — все исключительно хорошие. Надо помнить, что там не только ад для грешников, а на земле далеко не рай для праведников.

Задумаемся над словами Паисия Святогорца: «…некоторые, у которых не хватает в голове соображения, говорят: «Если бы существовал Бог, Он не позволил бы совершаться такому множеству преступлений. Он наказывал бы преступников». Такие люди не понимают, что Бог оставляет преступников жить для того, чтобы в День Суда им было нечем оправдаться в том, что они не покаялись, не смотря на то, что Он дал им для этого годы. А тех, кого преступники убивают, Бог тоже не оставит». (Семейная жизнь, ч. 6)

Еще одну поучающую историю о Божьей справедливости, которая выразилась легкой смерти грешника и горькой смерти праведника мы находим в Священном Предании.

Имей это в виду, когда будешь размышлять о судах Божиих, и возложи все надежды на Творца своего».

Вот вам и справедливость.

Невыносимая легкость бытия в нашем понимании справедливости

Конечно, всемогущий и всеблагой Бог мог бы сделать так, чтобы все вошли в рай «автоматически», мог бы исправить всех порочных людей и все были бы с Ним. Но ведь это выглядело бы как дрессировка. За хорошее поведение — награда, за плохое – наказание. Представьте, как бы мы жили при такой неотвратимости наказания. Люди, грубо нарушающие заповеди, сразу умирают, все грешники несут тяжкие скорби, а праведники исключительно благоденствуют. Ну, конечно, в результате такой дрессировки все станут праведниками, никто не рискнет нарушить заповедь, все будут творить добро, но… все перестанут любить Бога. Ибо Он тогда будет не любящим Отцом, дающим нам великое право выбора и свободу, а диктатором, который насильно устанавливает свои порядки. Но Бог, который есть Любовь, не может быть насильником, Он не может навязать Порядок и отобрать Свободу и Любовь.

И еще, человек, которого дрессируют, сам становится жестоким и уже не может воспринимать и любить ближнего. А этого Бог тоже не может допустить. Поэтому никогда не будет на земле такой, с нашей точки зрения, «справедливости».

Абсурдно и представление о том, что Бог наказывает одного за грехи другого. Но разве можно представить, чтобы справедливый, милосердный и любящий родитель наказал одного ребенка, невинного, вместо другого, виновного? А справедливый судия разве может наказать вместо преступника почтенного и законопослушного человека?

Совершенно очевидно, что нет. Это противоречит не только справедливости, но и любви, и здравому смыслу. Так почему же мы можем допустить такое ужасное предположение, зная, что Бог есть Любовь? Конечно, Он не наказывает одного за другого. Каждый человек несет ответственность за свои поступки, и быть наказанным за чужие грехи он не может.

Но если под наказанием мы понимаем вразумление, поучение, придание правильного направления, наставление на благой путь (как это слово понимает Библия), то такое становится действительно возможно.

Например, если мы не можем решить какую-то жизненную задачу, справиться с ситуацией, то к нам могут быть подключены и «даны» люди, обстоятельства и скорби, с помощью которых, мы найдем правильное решение. При этом те, с помощью которых мы это решение находим, тоже получают награду.

Хорошо иллюстрирует этот вопрос святоотеческий рассказ из древнего Патерика.

Один аскет, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой праведные и благочестивые люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно. Когда аскет молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил: «Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. И не взыскуй тайного, потому что суды Божьи — бездны. Но, поскольку просил знать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймешь из этого опыта малую часть судов Божьих. Познаешь тогда, что неисследимо и непостижимо окормление Божье во всем». Услышав сие, старец спустился с предосторожностью в мир и пришел к одному лугу, через который проходила проезжая дорога. Неподалеку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался.

«Господи, научи меня принять все со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя…»

Понять справедливость и Божий Промысел в каждом конкретном случае не просто. Обычно мы ждем, что кто-то придёт и решит наши проблемы – покажет, расскажет, прояснит, даст ответ. Но решать сложные задачи жизни можем только мы сами. Вспомните, в школе благодаря усилиям и труду, мы шли от простого к более сложному, чтобы в старших классах с легкостью решать относительно сложные задачи. И в духовной жизни так же. Для начала надо захотеть решить эту задачу, затем учиться духовной жизни, жить жизнью Церкви, стараться следовать заповедям, молиться, поститься, совершать дела милосердия и милостыни, практиковаться в них. И тогда Бог, скорее всего, откроет Свой Промысел о том, что нас волнует.

Часто Бог в полной очевидности являет нам Свой Промысел, а мы его не можем увидеть, потому что ожидаем от Бога только той помощи, которую хотим получить. А если Он совершает нужное нам по-своему, не теми средствами и методами, которыми бы нам хотелось, то мы из-за гордости не можем понять и принять, что это и есть настоящая помощь и поддержка. Один из соавтор ов данной статьи слышал разговор со священником одной девушки, которая говорила о том, что перестала верить в Бога после одного трагического случая. Кратко изложим ее рассказ.

Когда ей было 10 лет, живший у них в квартире бойцовский питбуль вдруг неожиданно напал на отца. Жестокая и кровавая схватка завязалась прямо у нее на глазах. Бедная девочка металась в страхе и отчаянии, не зная, чем может помочь отцу. Собака в ярости буквально разрывал папу. Он тоже из последних сил сопротивлялся. Девочка стояла в шоке и не могла ничего сделать. Видя кровь отца и слыша угрожающий рык собаки, которая была уже невменяемая от этой схватки, девочка плача упала на колени и стала возносить молитвы к Богу, прося защитить и заступиться за отца.

— И представьте себе, батюшка, Бог мне не помог, – закончила она свой рассказ.

Повисло трагическое молчание. Священник сочувственно тихо спросил ее:

Ее ответ поразил:

— Нет. Нас спасли случайности. Пятью этажами выше жил милиционер. И вот к счастью, он в это время шел с работы домой пообедать. Он всегда ездил в лифте, но именно в это время и этот день почему-то решил пойти пешком на седьмой этаж. И вот, проходя мимо нашей квартиры, услышал звуки борьбы и мои рыдания. Еще одно странное совпадение было в том, что дверь оказалась открытой, хотя мы всегда ее закрывали. Сосед вошел, сразу оценил обстановку, и выстрелил в собаку из пистолета, который обычно сдавал в дежурную часть, а в тот день по счастливому совпадению не сделал этого. Вот что и спасло моего папу. Но Бог не услышал меня. И теперь я не верю в Его справедливость.

Ну что тут можно сказать?

Но, конечно, бывают и исключительные случаи, когда Промысел Божий действительно не открывается. Тогда хорошо бы руководствоваться следующим мнением из книги по нравственному богословию Е. Попова: «…если пути Божии в каком-либо деле до времени необъяснимы и таинственны, то излишнее старание познать, откуда они или к чему ведут, смелое толкование их для других, составляет грех; потому что тут начинается высокоумие, близка опасность заблудиться. Лучше на сей раз оставаться в «священном благоговейном недоумении».

Источник:
Есть ли Божия справедливость?
После смерти близких люди часто задают вопрос: «Есть ли вообще справедливость? Справедлив ли Бог?» Бог ли решает за нас кому и когда умирать? С его воли умирает человек или все-таки случайно это происходит — как рождаемся, так и умираем?
http://www.memoriam.ru/est-li-bozhiya-spravedlivost

Есть ли в наши дни люди чести

Прихожанка в положении, или церковные будни непраздной жены Можно ли беременным ходить в церковь? Интересно, что такой абсурдный, по сути, вопрос очень популярен среди…

Крещение само по себе, без духовной жизни, не спасительно. Это лишь семя, которое может прорасти и дать плод, а может и, засохнув, умереть. Как же…

Немного о современном опыте воцерковления ребёнка: размышления русской женщины, которой посчастливилось стать верующей и привести к вере сына.

Беседа священника Никиты Заболотного, клирика храма свв. апостолов Петра и Павла г. Полевской Екатеринбургской епархии.

Беседы о семье. Добрачные отношения: что не так? — иерей Георгий Максимов

Больше всего люди страдают от тех ошибок в отношениях с окружающими, которые они совершают, и, собственно говоря, давайте разберемся, из-за чего эти ошибки происходят и…

Семь вещей, которые на самом деле нужны детям. – Советы психолога Катерины Мурашовой.

Андрей Лоргус – практикующий психолог, автор книг и публикаций, ректор Института христианской психологии – приглашает нас к разговору о мужчинах, о мужском призвании быть отцом,…

Игра, точнее, ее значение в жизни ребенка велико. Ведь, играя, он развивается, растет, приобретает нужные качества.Что надо знать об игре — предметной, сюжетно-ролевой и др.,…

Вы когда-нибудь вставали на молитву с ребенком? Или он сам пристраивался рядом и пытался перекреститься? Замечательно. Значит, вам не придется его за руку подводить к…

Православное воспитание в семье – основа личностного становления ребёнка

Мы, растя детей, не всегда задумываемся над тем, какими они вырастут. Так уж мы заняты.Но ведь у ребенка тоже должна быть насыщенная жизнь, и тем…

Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказывать

Есть дети, которые не могут жить без сказки. Есть те, которые шарахаются, услышав, что вы собрались рассказать им сказку, напуганы… Как правильно читать сказки, как…

Мы часто покупаем книги ребенку, надо же привить любовь к чтению. Но ребенок противится. Книги рвет, бросает об пол, чтение не слушает. А почему? Не…

Пожар в Кемерове: горький урок для взрослых — советы родителям

Все отошло на задний план. Беда, случившаяся 25 марта в «Зимней вишне», оставила еще один глубокий рубец на сердце. Говорить о том, сколько погибло, как…

Вот и пришел момент, который мы, родители, ждем, но отодвигаем. Мол, у нас такого не будет. Но переходный возраст – вот он, пришел. И что…

Как православное воспитание влияет на развитие детей: методики милосердия

Чем, как мы, родители, проявляем свою любовь к детям? Как правило, подарочками, похвалами, сюсюканьями… Но ведь, чтобы воспитать ребенка, этого мало. Что еще надо? Татьяна…

Протоиерей Алексий Уминский: Когда подростки уходят из Церкви…

Он так быстро вырос… Еще вчера это был отрок. Сегодня — подросток. У него своя правда. У него свое мнение. Он от многого отказывается. И…

Как читать с детьми Священное Писание. Как говорить с детьми о Боге — иерей Никита Заболотнов

Беседа священника Никиты Заболотного, клирика храма свв. апостолов Петра и Павла г. Полевской Екатеринбургской епархии.

«Мы ругаем их за тройки, а они разрабатывают план самоубийства»

Наши дети, подрастая, все больше отдаляются от нас. Причем, чем меньше мы им уделяем внимания, они все дальше и жестче их отдаление, вплоть до мыслей…

XVIII век стал для России временем больших изменений во всех сферах жизни. Одно из новшеств – в образованной среде стало модным писать мемуары и автобиографии….

Что переживает ребенок, которого бросила мать, который не нужен отцу? Об этом известно только маленьким страдальцам. Ведь их, вдобавок ко всему, могут вернуть обратно те,…

Леденящие душу рассказы о том, как собаки насмерть загрызли ребенка, увы, не редкость. Как показывает анализ, несчастья могло и не случиться, знай дети правила защиты……

Мы сами так часто теряем самообладание… Чего уж ожидать от наших детей. Между тем, это качество необходимо им. Ведь в нашей жизни случается много моментов,…

Чем занять ребенка? Современные игры в основном ориентированы на онлайн формат. Предлагаем вам познакомиться с русскими народными подвижными играми. Дети останутся довольны. А родителям —…

Каждый день в мире кто-то гибнет в автокатастрофе, от алкоголя или наркотиков, а также по другим причинам. Их много. Но, как оказалось, миллионы погибают в…

Православная мама. Пособие по воспитанию и уходу за ребенком

Уникальная книга Владимира Михайловича Зоберна потрясает своей глубиной. Отвечая почти на ВСЕ вопросы, которые могли бы беспокоить и будущих родителей, и тех, кто уже состоялся…

Протоиерей Георгий Осипов: «Хочешь изменить мир, начинай с себя»

Этот красивый монастырь с уникальной историей расположился почти на берегу реки Шексна, что в небольшом селении Горицы. Здесь дивно летом и весной, да и в…

Чем заняться с ребенком: полезнейшие идеи на весь год и на выходные

Дети всегда нуждаются в нашем внимании. Если с ними заниматься целенаправленно, а не одноразово, они начинают отчетливее воспринимать все, что происходит вокруг них и с…

Послушание: как понимать эту христианскую добродетель

Младенец. появляясь на свет, растет, воспитываемый родителями. Но приходит момент, когда вдруг все выходит за пределы разумного. Ребенок, еще вчера послушный, становится неуправляемым. Что делать?…

Вы дождались этого дня — в семье стало на одного ребенка больше. Но радость испытывают не все. Каждый раз ваше старшее чадо все дальше отдаляется…

Как бы там ни было, но, когда в семье появляется приемный ребенок, меняется все. Вплоть до мелочей. Увы, не всегда в хорошую сторону. Ведь ребенка,…

Мысли о воспитании в духе православия и народности

Вместо предисловия «Мыслям о воспитании в духе православия и народности» «Мысли о воспитании в духе православия и народности» принадлежат перу бывшего попечителя Казанского учебного округа…

Как вырастить из сына настоящего мужчину? Этот вопрос задают себе не многие. Увы… Между тем, проблема давно назрела в нашем обществе. И сегодня полумерами не…

Источник:
Есть ли в наши дни люди чести
Прихожанка в положении, или церковные будни непраздной жены Можно ли беременным ходить в церковь? Интересно, что такой абсурдный, по сути, вопрос очень популярен среди… Крещение само
http://azbyka.ru/deti/tag/samovospitanie

Православное объяснение значения трех дней

2. Дня Ангела по крещению.

3. Дня Ангела по монашескому постригу.

Для того, чтобы это поучение пошло впрок к исправлению жизни и спасению во Христе, непременно нужно прежде чтения и слушания его призвать Господа на помощь, сказавши: «Господи, благослови!», и перекреститься, а также и по окончании его, перекрестившись, поблагодарить Бога и сказать: «Благодарю Тебя, Господи, за вразумление! Благослови и мне так жить и спасаться!»

Чем вседушнее будет та и другая наша молитва и чем искреннее наше желание, тем и Бог нас лучше услышит и благодать Свою ниспошлет.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Все мы, Православные христиане, по заведенному от начала Христианства церковному обычаю празднуем День своего Ангела. Но в наше время мало-мало кто, не только из мирян, но даже и из духовенства и монашествующих, ясно представляет себе, что это за день. Не зная же значения и величия его, разве можно праздновать его как должно, себе во спасение и во славу Божию?

Нет! Все, что делается нами без разума, и Богу неугодно, и для нас не спасительно. Ввиду этого, движимый любовью и благодарностью ко всем почтившим меня поздравлениями в День моего Ангела, я, убогий пастырь Христовой Церкви, иеромонах Никита, в настоящем поучении и постараюсь предложить вашему вниманию от имени Православной Церкви Христовой разъяснение о том, что такое День Ангела. А так как большинство христиан смешивают его со Днем рождения, то я попутно скажу и о нем, а также и о Дне Пострига.

Так, к сожалению, и думают не только многие неверующие в Бога, но даже и некоторые из христиан, и из-за горькой жизни своей иногда укоряют родителей своих, говоря: «Зачем вы родили меня на свет?» А иные, попадая из-за неверия и неугодной Богу жизни своей в тупики так называемых безвыходных обстоятельств и дойдя до отчаяния, даже сами лишают себя жизни. Но отчего они доходят до такого безумия? Из-за чего лишают себя вместе с временной и вечной жизни? Из-за того главным образом, что не потрудились по неразумению и безпечности своей узнать, какой великой милости Божией они сподобились чрез самое рождение свое, и потому не чтили, как должно пред Богом, этот великий день своей жизни. А это знание есть самое первое и необходимое для всех без исключения, кто только родился на свет.

Итак, что же такое есть день человеческого, а также и нашего с вами рождения?

И тело каждой души состоит из множества всяких частей и обладает разными мудрыми и добрыми свойствами. Но все они вместе и каждый член в отдельности являются орудиями души для внешнего проявления ее внутренней жизни и для передачи ей впечатлений внешнего мира, в котором живет и действует тело. А тело живет и действует только до тех пор, пока живет душа в теле, а с уходом ее из тела оно прекращает свою жизнь и деятельность, становясь недвижимым и разлагаясь на элементы, из которых оно состоит.

Равным образом и душа проявляет себя через тело и воспринимает в себя впечатления внешнего мира лишь до тех пор, пока не разрушится ее тело, или естественно от болезней и старости, или же насильственно, в том и другом случае подвергаясь смерти.

И никого из них на свете не останется, кто бы не подвергся смерти.

Так что смерть — неизбежный удел всех земнородных, как каждого человека в отдельности, так и всего человечества в совокупности. И как доныне нет никаких средств и способов избавиться от нее, так можно поручиться, что и никогда их не будет на грешной земле.

А так как душа человека как образ безсмертного Бога и сама безсмертна, то смерть не есть последний предел жизни на земле, не есть и избавление от мучений ее, а только ворота для перехода в иную, безсмертную жизнь и в то царство, которое на языках всех, и древних, и теперешних, народов и племен называется адом.

Поэтому один из лучших представителей человеческого рода, святой пророк и царь Давид, выражая в кратких словах эту общечеловеческую истину, от лица всех говорит: «Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы?» (Пс. 88, 49).

Такой смысл тайны рождения на свет всех смертных, а также и каждого из нас лично. И кто же не прославит за это Бога?

Теперь, возлюбленные во Христе, вам понятно ли из этого моего объяснения, что такое есть День нашего рождения, будь мы рождены и не от безбожных и нечестивых, а от верующих и благочестивых родителей? Понятно ли, что все мы, как «в беззакониях зачатые и во грехах матерями рожденные» (см. Пс. 50, 5), уже своими актами зачатия и рождения нашего обречены на смерть и вечную погибель?

Но так как Бог есть живой и неиссякаемый источник только света добра, а «тьмы (зла) в Нем несть ни единыя» (1 Ин. 1, 5), и, по нашей народной поговорке, «Бог все, что ни творит, все творит на лучшее», то на лучшее для Себя и для нас сотворил Бог и то, что попустил войти в мир греху, а чрез грех — смерти и аду.

Для Него это лучше — потому, что без них Он был бы только Творцом и Создателем нашим, а из-за них стал и Спасителем от вечной погибели, из-за чего еще больше просияла и умножилась вечная слава Его в нас.

А для нас это лучше потому, что иначе мы входили бы в Царство славы Его как бы по необходимости, как созданные Им святыми и совершенными, и ничего от себя не привнося в это величие, блаженство и славу. А чрез борьбу со грехом и отцом его, сатаною, и отпадшими от Бога ангелами его, бесами, мы и от себя привносим не меньше, делаясь при тайном содействии благодати Христовой активными содейственниками Богу в нашем спасении в Царство Небесное. И в этом заключается другой после Бога неиссякаемый источник нашего вечного величия пред Богом, блаженства и славы, которого, конечно, мы были бы лишены, если бы были лишены возможности борьбы со грехом, смертью и адом.

Теперь же из-за допущения Богом в мире греха, смерти и ада наше счастье удвоилось и даже утроилось. И за это, за счастье первого нашего рождения, мы, Православные христиане, благодарственно празднуем Богу в честь Дня своего рождения.

Второе наше счастье в том, что нас, весь человеческий род, лишенных первого счастья диаволом через грех и ставших чрез то пленниками смерти и ада и погибших навеки, Бог спас всех вообще посланием в мир Единородного Сына Божия, Его Воплощением, смертью и воскресением. А каждого из смертных в отдельности спасает Таинством Святого Крещения. И за это счастье мы еще больше Бога благодарим и еще более торжественно празднуем: за всеобщее спасение благодарим Бога, когда празднуем в честь всех церковных праздников, связанных с Его Воплощением, а за свое личное спасение — когда принимаем Крещение и празднуем в честь его в День своего Ангела.

А третье наше счастье заключается в том, что мы если даже и совсем лишаемся второго из-за неразумия, нерадения и безпечности и за то опять подвергаемся опасности попасть еще глубже в ад и еще горше мучиться там, но имеем от Бога все средства и способы не только избавиться от этой опасности, но и на самое небо взойти чрез покаяние. Для всех вообще двери этого счастья всегда открыты через Таинства исповеди и Причащения Святых Тайн Тела и Крови Христовой. А для познавших глубину премудрости и высоту милости Божией, заключенных в этом, третьем роде счастья, оно подается от Христа Церковью через монашеский постриг.

Но так как в порядке очереди нужно разъяснить сущность и смысл второго нашего счастья, то есть Святого Крещения и Дня Ангела по Крещению, то мы и остановимся прежде на нем.

Итак, что же такое День Ангела по Крещению?

Сущность этого исключительного великого Дня заключается в том, что мы, рождаясь судьбами предвечного Божественного Промысла от плотских наших родителей на короткое время плотью на земле, сподобляемся родиться и вторым, небесным «рождением от воды и Духа» (Ин. 3, 5) — рождением в Таинстве Святого Крещения от Христа и Церкви. Плоть наша чрез это рождение становится сродной Плоти Христа, а душа чрез Таинство Миропомазания — сосудом Святого Духа. Мы, как дикие земные ветки, прививаемся к Небесной Лозе — Христу — и чрез это, став родными Ему и своими Единому в Троице Богу (Еф. 2, 19), нашему Творцу, Создателю и Спасителю, делаемся в самой истине и документально гражданами Неба на веки вечные, будучи вписываемы с этого момента: на земле — в метрическую книгу, а на Небесах — в Книгу Жизни, как истинные дети Отца нашего Небесного, как одножители всем по плоти угодившим Богу святым и безплотным Ангелам.

А чтобы и наглядно удостоверить нас в том, что по силе этого Божественного рождения крещеный во Христе становится соучастником вечности, а также и славы, и блаженства Пресвятой Троицы, его троекратно обносят или обводят вокруг святой купели со свечой и с пением стиха: «Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

Найдете ли в круге начало или конец? Нет в нем ни того, ни другого. Так и «новорожденный» вторым, Христовым рождением три раза обходит крещальную купель, чтобы наглядно показать, что он с этого момента вступает в грань безконечной вечности и центр его жизни переносится от земли на Небо, как и святой Апостол Павел говорит: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Флп. 3, 20-21).

С этого часа «новорожденный» получает от Бога через Церковь для небесного воспитания своего на земле трех Ангелов: безплотного Ангела-Хранителя и двух Ангелов, облеченных плотью, то есть святого или святую, имя которого получил он или она при Крещении, и восприемника, то есть крестного отца или мать, смотря по полу крещаемого. А воспоминание этого события приурочено Церковью ко дню памяти «второго Ангела», то есть одноименного крещенному святого или святой, вследствие чего этот день и называется Днем Ангела.

Однако, празднуя на Пасху вместе с Воскресением Христовым и свое воскресение в Нем, мы прославляем Христа только за Его Воскресение и в воскресении Им природы человеческой, потому что из всех людей Он первый воскрес, чтобы больше никогда не умирать, и тем Собою открыл дверь, чтобы и всем нам воскреснуть с Ним, и тоже никогда после того не умирать.

А когда же мы делаемся фактически соучастниками Воскресения Христова лично, то есть каждый из смертных в отдельности? Это чудесное из чудесных событие совершает над нами Христос через Церковь в Таинстве Крещения и больше нигде.

Так я сам праздную свою «Личную Пасху». Так желал бы, чтобы ее праздновали и все, а кто имеют ко мне доверие по Богу, тем и благословляю именем Господним так праздновать. Но если их «Личная Пасха» приходится в постные дни, то, разумеется, без нарушения Церковного Устава, то есть если не все пасхальное, то хотя красное яичко, творожную пасху и кулич только поставить на стол для напоминания, а съесть его в другой, скоромный день.

Так вот что такое, родные мои во Христе, день рождения и День Ангела по Крещению. Теперь понятно ли вам, что первый есть земля, а второй — Небо? Что первый — плоть и смерть, а второй — Дух и Жизнь? Что и свет первого есть свет свечки во мраке, а свет второго — свет яркого Солнца, и притом на безконечные веки веков?

А истинные монахи как победители мира, плоти и диавола — несомненные Божии святые и как таковые, несомненно, будут сидеть и на престоле судей мира, как и святые Апостолы.

Какой же можно подвести итог и какое заключение сделать к этому исследованию о трех Днях: Рождения, Крещения и Пострига? И в каком чине пред Богом находятся сподобившиеся того, другого и третьего?

Дню Рождения можно подвести только такой итог.

Ввиду того, что изо всех земных тварей Своих Господь Бог сотворил только человека по образу Своему, а сверх того предоставил ему чрез Крещение и Покаяние, особенно же чрез Постриг, и все Божественные силы и средства, чтобы стать и подобным Ему, то из-за такой исключительной чести и славы его не только всему человеческому роду, но даже и одному человеку не равноценен весь созданный Им материальный мир, вся земля и все Небесные миры со всем, что в них есть. Все как прах и пепел не стоит его, все — ниже его и ничтожнее пред ним в очах Божиих.

Таков основной смысл события и дня всякого естественного человеческого, а также и нашего с вами рождения.

А о событиях Крещения и Пострига, а в связи с ними и праздничного воспоминания их в Дни Ангелов по Крещению и по Постригу, ввиду того, что они установлены Самим Христом Спасителем, и о том, и о другом есть ясные указания в святом Евангелии, итог о них можно подвести, воспользовавшись языком Евангельским. А этот итог такой.

Свет Крещения и Дня Ангела по Крещению есть свет путеводный ко Христу, Солнцу правды, Вифлеемской звезды, а свет Пострига и Дня Ангела по Постригу — это свет самого Солнца-Христа на Фаворе. И тот, и другой есть свет не земной, а Божественный, но первый — начальный, младенческий, а второй — совершенного, зрелого мужа. Хотя Христос на то и Младенцем стал, чтобы умереть за нас на Кресте, но умер только когда стал совершенным мужем, так и сподобившиеся только благодати Крещения и хранящие ее верой и доброй перед Богом жизнью — это младенцы во Христе, а сподобившиеся благодати Пострига и хранящие ее в чистой пред Богом совести — это зрелые мужи, распявшие себе мир, и себя — миру и язвы Господа своего Иисуса Христа на теле своем носящие (см. Гал. 6, 14; 17), как у них написано и на параманах.

Следовательно, Крещение — это Вифлеем, а Постриг — Фавор и Голгофа со смертью за Христа и с последующим за ним Воскресением.

Значит, благодать Крещения есть младенчество во Христе, а благодать Пострига есть совершенство зрелого мужа. В обычном телесном порядке все нормально растущие младенцы в свое время приходят в зрелый возраст. Если же рост тел их прекращается, то это жалкие уроды. Но не так бывает в порядке духовном: многие сподобляются благодати Крещения, но очень мало благодати Пострига. Отчего же это бывает так? Как видно, от того, что «много званых, а мало избранных» (Мф. 20, 16). А это — от кого и от чего? Конечно, не от Бога, а от нас, людей: от детскости рассуждения наших умов и от худого произволения.

Детскость наших рассуждений обнаруживается в том, что мы не даем себе труда добраться до «корня» и проникнуть в сущность вечных благ, заключенных, как зерно в скорлупе, в понятиях Крещения и Пострига, а судим о них поверхностно и неразумно, как дети, — только по внешнему виду их.

А худость произволения выражается в том, что мы, не сделав лично должной Богоугодной оценки этих благ умом и потому не разжигаясь чувствами сердца к унаследованию их, не устремляемся и волею к ним, а от того и на деле оказываем наперекор самим себе пренебрежение к ним: языком славим Небесные и вечные блага, а в жизни оказываем предпочтение временным и земным. И так в подавляющем большинстве случаев коснеем и до самой смерти по пословице: «горбатого могила исправит». А это происходит не от чего другого, а только от рождаемого неразумным, без «страха Божия — начала премудрости», рассуждением худого произволения.

Такой итог можно и нужно подвести относительно Дней Ангелов по Крещению и Постригу для всех вообще. Но если мы, выслушав это объяснение, не сделаем из него приложения каждый и для себя лично, то не только не получим от того никакой пользы, но нанесем и большой ущерб себе и здесь, и на том свете, потому что неизбежно уподобимся тому лукавому и ленивому Евангельскому рабу, который, получив талант от господина своего, зарыл его в землю и возвратил его ему, не приумножив таланта. Какой же практический вывод сделать из этого поучения каждому для себя лично, чтобы избежать злой участи Евангельского раба?

Надо за основной практический закон жизни и спасения своего во всех делах и в поведении своем, до мелочей, взять слово Спасителя: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10).

Что такое — «малое»? Дар благодати Крещения. А что такое — «многое»? Дар благодати монашеского Пострига, или же Ангельский чин. Хочешь сподобиться от Господа милости стать Ангелом? Будь прежде верен Господу в малом: храни как зеницу ока благодать человеческого достоинства, благодать Крещения.

Тогда сподобишься от Него и «многого» — благодати Пострига, благодати Ангельской.

Как же сохранить в себе благодать Крещения?

Чтобы сохранить ее в себе, непременно надо знать, что она есть некая сверхъестественная Божественная сила, преобразующая нас по образу Сына Божия — Христа — и делающая нас подобными Ему сынами и дочерями Божиими. А наши души и тела — живые сосуды ее. Кто свой сосуд сохранит целым, в том и благодать уцелеет. А кто его повредит, из того благодать «утечет», и он останется «пустым» от нее. Возвратить же ее ох как трудно!

Гораздо труднее, чем даром полученную сохранить! Ввиду чего большинство, потерявши, так и не находят ее и остаются пустыми от нее и здесь, и на том свете, навеки! И оттого «много званых, а мало избранных»!

А чтоб не попасть в эту из горьких горькую беду, нужно знать, что Господь ради сохранения в себе благодати и принесения плода по роду ее дал нам три закона: Божественный, церковный и естественный.

Божественный закон заключен в вере Православной и Заповедях Божиих; церковный — в Уставе Церковном, а естественный — в голосе совести.

Вера Православная кратко заключена в Символе веры, состоящем из 12 членов. А заповеди Божии: ветхозаветные — в Десятисловии Моисея, а новозаветные — в Заповедях блаженств.

Устав Церковный разъясняет строй Богослужения церковного и порядков жизни — личной и домашней, главным образом соблюдение постов и праздников.

Все, что требуют эти два закона, христианин должен знать как свои пять пальцев и хранить как зеницу ока, чтобы на деле исполнять то.

Таков смысл и сущность этих трех Богом нам данных законов. Кто их таким образом хранит, тот и «малую» благодать, то есть благодать Крещения, в себе сохранит. Будучи же «верен Богу в малом», и «многой» благодати сподобляется, то есть благодати Пострига. А кто в хранении ее небрежен, тот и благодати Пострига лишается от Бога: никогда не обретет ее в себе и не увидит ее на себе, как и своих ушей.

А я ее всем вам, как своей душе, желаю и у Бога молю. А также и вас прошу молиться обо мне, чтобы сподобил меня Господь сохранить ее и плод принести от нее, к спасению моему и ближних моих во Христе, в Царство Небесное и во славу Божию. Аминь.

Ваш убогий богомолец многогрешный иеромонах

Источник:
Православное объяснение значения трех дней
?Православное объяснение значения трех дней
http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-ispovednik_pravoslaviya_page_29530

COMMENTS