Этапы развития ребенка

Развитие ребенка в утробе матери

Внутриутробное развитие ребенка – необычайно динамичный процесс длиной в 9 месяцев.

С момента оплодотворения и до родов происходит постоянное и развитие, рост плода, и его подготовка к жизни вне утроба матери.

Внутриутробное развитие ребенка начинается с момента оплодотворения: сперматозоид соединяется с яйцеклеткой. Каждая из половых клеток несет в себе половинчатый набор хромосом и, соединившись, они создают полноценный генный набор человека – 46 хромосом. Уже на этом этапе определено, какой внешностью и прочими генетическими особенностями будет обладать ребенок, хотя имплантация оплодотворенной яйцеклетки еще не произошла. Это происходит на 7-8 сутки. С этого момента можно говорить о состоявшейся беременности.

Давайте рассмотрим основные этапы внутриутробного развития ребенка

Первый месяц : В этот период начинается формироваться сердце, появляются кровеносные сосуды и уже через три недели после зачатия можно услышать первые сокращения сердца. Также в течение первого месяца закладывается позвоночник, спинной мозг, начинается процесс закладки нервной системы и, начинаются формироваться ручки и ножки, а также зачатки печени, почек, кишечника. К концу этого месяца эмбрион вырос в 10 000 разс момента зарождения.

Ребенок начинает двигаться появляется мимика. На конечностях отчетливо различимы пальцы.Сердце ребенка бьется с частотой 140-150 ударов в минуту, вдвое чаще, чем у мамы. На втором месяце развития у эмбриона формируется лицо и конечности. На 6-й неделе глаза будущего ребенка, расположенные по бокам головы, сближаются. Век у них еще нет, и на маленьком личике глаза кажутся огромными. Появляется нос. Он только наметился и пока еще плоский.Возникают зачатки ушей. На 7-й неделе появляются зерна зубов, на 8-й — вырисовываются губы, а нос приобретает более законченные формы, хотя и остается пока еще плоским. К концу второго месяца развития эмбрион обретает лицо, которое будет продолжать формироваться в течение всего внутриутробного периода. На протяжении следующих месяцев продолжается дальнейшее развитие организма.

Можно уже определить пол ребенка, он уже научился зевать, сосать палец (к этому времени все пальчики на руках и ногах уже есть у малыша), глотать, двигаться. Кости скелета становятся более твердыми, а малыш может легко двигаться в мамином животике.

В это время его лицо приобретает все более человеческий вид, развиваются и формируются внутренние органы, некоторые из них начинают функционировать. Формируется плацента.
Интенсивно развивается печень, продолжая выполнять функцию главного органа кроветворения. Кровь плода сильно отличается от крови взрослого человека.
Ее развитие происходит постепенно: на 6-й неделе появляются красные кровяные тельца (эритроциты), на 12—16-й неделе — белые кровяные тельца (лейкоциты). При сроке 12 недель содержание гемоглобина в крови плода очень низкое, но к моменту рождения оно повышается. Продолжается окостенение скелета. Пальцы рук и ног хорошо различимы, и на них появляются зачатки ногтей. На 12-й неделе у малыша появляются «отпечатки» пальцев.

Развиваются мимические мышцы: малыш может хмуриться и улыбаться. Он тонко чувствует мамино настроение и радуется, если мамочке весело; переживает, если у мамы на душе тоскливо. Его кожа красная и морщинистая. Так как она еще очень нежна, малыш защищается от воздействия околоплодных вод специальной смазкой. На шестом месяце беременности его вкусовые рецепторы уже довольно хорошо развиты, чтобы формировать вкусовые ощущения, отличать сладкое от соленого, горькое от кислого. Околоплодные воды в утробе обновляются каждые четыре часа. В их состав входит в основном вода, гормоны, белки и другие питательные вещества. Рот ребенка часто наполняется этой жидкостью, но не для того, чтобы ее питаться, ведь все питательные вещества он получает по пуповине.

Вес ребенка около 600г, рост около 30см.

В это время заканчивается формирование легких, он учится дышать самостоятельно. Накапливается подкожный жир, его тело становится более округлым, и распрямляются складки на теле. На коре головного мозга появляются извилины. Он начинает узнавать голос мамы. Его кожа уплотняется (утолщается) и становится больше похожей на кожу новорожденного. В это время хрящи его ушей и носа еще мягкие, а ногти не доходят до кончиков пальцев рук и ног. Седьмой месяц характеризуется высокой двигательной активностью плода. Движения его хотя и активны, но беспорядочны. В это время в полости матки еще много места, объем околоплодных вод достигает 0,7 литра, и плод свободно перемещается в ней. Именно поэтому его положение в матке неустойчиво и чаще всего его голова находится вверху. Вес ребенка около 1кг, а рост – около 35см.

Начиная с 8-го месяца беременности, ребенок активно набирает вес и растет, увеличивается подкожно-жировой слой. Во всей кровеносной системе плода нет чистой артериальной крови, даже в артериальной системе циркулирует смесь крови венозной и артериальной. Артериальная кровь течет лишь по пупочной вене от матери к плоду.Легкие окончательно формируются, при рождении в таком сроке ребенок может дышать и сосать самостоятельно. К концу восьмого месяца длина плода составляет около 40 см, а вес — около 1500— 1600 г.

На 9-ом месяце ребенок продолжает интенсивно расти. Функционально активны все органы и системы, кроме дыхательной (свой первый вдох ребенок произведет после рождения). Печень и поджелудочная железа продолжают свое развитие, но их формирование не завершается к моменту рождения, оно продолжается еще в первые годы жизни ребенка. Продолжается также созревание почек и других органов. Развивается мозг плода. К середине девятого месяца (38 недель) головка ребенка обычно прижимается к входу в малый таз. Матка становиться тесной для малыша.Развиваються рефлексы и даже образцы поведения. С 38 недель беременность считается доношенной, малыш готов к выходу «в свет».

Источник:
Развитие ребенка в утробе матери
Внутриутробное развитие ребенка – необычайно динамичный процесс, который начинается с момента оплодотворения и длится 9 месяцев.
http://mamainfo.com.ua/beremennost-i-rody/razvitie-rebenka-v-utrobe-materi

Этапы умственного развития ребенка

Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости должен последовательно пройти несколько стадий.

Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости, он должен последовательно пройти несколько стадий. Для описаний умственного развития ребенка существует несколько схем.

Одни исследователи считают, что умственное развитие – это непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей. Другие доказывают, что эволюция ребенка – это последовательность реорганизаций, включающих добавление или подавление каких-либо функций в определенные моменты. Мы остановимся на теории Пиаже.

Выделяются три крупные стадии интеллектуального развития ребенка.

На этой стадии ребенок овладевает моторными и сенсорными способностями. Иначе говоря, он слушает, разглядывает, ударяет, мнет, сгибает, толкает, сыплет. Так на основе наследственных механизмов и первых двигательных навыков мало-помалу происходит связывание друг с другом различных действий. Это порождает новые средства для достижения определенных целей.

Сенсомоторная стадия включает в себя шесть этапов:

Врожденные рефлексы (первый месяц жизни) – сосание, хватание. Они вызываются внешними стимулами и становятся все более эффективными в результате повторения.

Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) – сосательные движения при виде бутылочки для кормления, схватывание бутылочки рукой, и т.д. Эти навыки формируются как условные рефлексы.

Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) – хватание веревочки на которую подвешена погремушка, чтобы она издала звук, и т.д. Этот навык формируется благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами.

Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев). Действия ребенка становятся все более преднамеренными, он направлен на достижение цели (например, отодвигает руку экспериментатора, чтобы дотянуться за спрятанной за ней куклой).

Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит у ребенка случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между действием и его результатом. Например, подтянув к себе коврик, ребенок может достать лежащую на нем игрушку.

Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) – ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей.

Происходит дальнейшая интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд, и т.д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что то, что он закончил сооружать, можно разрушать, а затем вновь воссоздавать заново или в ином виде. Другими словами, ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие струк­туры, и это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вместимость, вес, объем и т.д.

Стадия конкретных операций также делится на несколько этапов.

  • Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями

Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцент­рическим характером. В этом возрасте ребенок, похоже, не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.

Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) дости­гается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга (тот факт, что колбаска длинная и тонкая, не влияет на количество пластилина, из которого она сделана). Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития — также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации (науча­ется голубые предметы относить к голубым, птиц-к птицам и т.п.).

На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема L получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.

На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Фактически речь идет об абстрактном мышлении, функционирующем с по­мощью гипотез и дедукций.

По материалам книги Ж. Годфруа «Что такое психология»

Источник:
Этапы умственного развития ребенка
Этапы умственного развития ребенка. Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости должен
http://medportal.ru/enc/psychology/childpsychology/1/

COMMENTS