Философский смысл бытия

Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Философия — рефераты, презантации, шпаргалки, лекции, семинары

Философский смысл категории бытия. Основные формы бытия

Философский смысл категории бытия. Основные формы бытия

. Онтология — это учение о сущем, о первооснове бытия: система общих понятий бытия, с помощью которых осуществляется постижения действительности. Во онтологией понимается отдельная область философского знания, которая исследует сущность бытия мира, основы всего сущего: материи, движение, развитие, пространство, время, необходимость, причинность и прочее.

Важное значение в раскрытии диалектической взаимосвязи человека и мира, определении их сущности и конкретных форм проявления в действительности имеет категория «бытие». С помощью категории «бытие» осуществляется интеграция основных идей, которые выделяются в процессе постижения мира «как целого»: мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; природное и духовное, индивиды и общество существуют в разных формах, их различное по форме существования — предпосылка единства мира; объективная логика существования и развития мира порождает совокупную реальную действительность, которая заранее задана сознания.

Признание уникальности категории бытия особенно важно для учения о человеке, оно нацелено на признание в каждом человеке неповторимой существа. Вместе с тем познание и практика требуют, чтобы любое единичное явление находило свое место в системе связей, объединялось в группы, обобщалось во всеобъемлющую целостность. Определяя подобие условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность форм бытия. Среди основных форм бытия различают:

1) бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на бытие вещей, процессов, состояние природы, бытие природы как целого; бытие вещей и процессов, произведенных человеком,

2) бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие,

3) бытие духовное (идеальное), которое существует как индивидуальное духовное и объективное (позаиндивидуальне) духовное,

4) бытие социальное, которое делится на индивидуальное (бытие отдельного человека в обществе и в историческом процессе) и общественное бытие. Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание), следует учитывать, что многообразие явлений, событий, процессов, входящих в эти сферы, объединенные определенной общей основой.

Особое место в онтологии занимает бытия духовного и различных форм его проявления. Дух, душа, духовное, духовность, сознание, идеальное — понятия, используемые в различных значениях и смыслах в мифологии, религии. Мифология отождествляет дух с действием сил природы: ветра, перемещения воздуха, грома, молнии и т.п., а также жизненного дыхания, начала низшего и высшего жизни. Дух — это удивительный мир, который еще называют внутренним миром человека. Носителем сознания является конкретный индивид, человек, личность, с присущими ей психологическими особенностями. Благодаря взаимодействию человека и мира происходит процесс отражения всего, что окружает человека в его сознании.

Источник:
Мир науки
Философский смысл категории бытия. Основные формы бытия. Онтология — это учение о сущем, о первооснове бытия: система общих понятий бытия, с помощью которых осуществляется постижения действительности. Во онтологией понимается отдельная область философского знания, которая исследует сущность бытия мира, основы всего сущего
http://worldofscience.ru/filosofija/1352-filosofskij-smysl-kategorii-bytiya-osnovnye-formy-bytiya.html

Понятие бытия, смысл бытия, основные формы бытия

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия.

Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия — онтология (от греч. ontos — сущее, logos — слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология — учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь разрабатывала проблемы онтологии, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологическую, логическую, аксиологическую, этическую, эстетическую проблематику. Однако, все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию.

Парменид (представитель элейской школы древнегреческой философии, существовавшей в VI-V вв. до н.э.) был первым из философов, кто выделил категорию бытия и сделал ее предметом специального философского анализа. Парменид первым попытался понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение).

Категория бытия является отглагольным понятием, т.е. образовано от глагола «быть». Что значит быть? Быть — значит существовать. Синонимами понятия бытия могут выступать такие понятия как реальность, мир, действительность.

Бытие охватывает все реально существующее в природа обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия — есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную.

Объективная реальность — все то, что существует вне и независимо от сознания человека.

Субъективная реальность — это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).

Таким образом, бытие — это объективная и субъективная реальности в своей совокупности.

Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:
1. Бытие природы. При этом различают:
— Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др.
— Вторую природу. Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.

2. Бытие человека. В этой форме выделяется:
— Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.).
— Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.

3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить:
— Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека.
— Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).

4. Бытие социального, которое подразделяется на:
— Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств.
— Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов.

Источник:
Понятие бытия, смысл бытия, основные формы бытия
Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия — онтология (от греч. ontos —
http://psyera.ru/ponyatie-bytiya-smysl-bytiya-osnovnye-formy-bytiya-1306.htm

Философский смысл бытия

Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru, ancher77@mail.ru

1.Философский смысл проблемы бытия 2

1.1.Проблемы бытия 2

1.2.Суть философской проблемы бытия 2

1.3. Смысл жизни и смысл бытия 2

2. Проблема бытия в истории философских учений 4

2.1.Бытие и небытие 4

Список использованной литературы 6

Как мы уже знаем, исследование наиболее общих вопросов бытия составляет содержание специального раздела философского знания — онтологии. Его проблематика достаточно четко определилась уже в античные времена. Центральной категорией этой области философии является категория «бытия».

Слово «бытие» в философии заключает в себе существенно иной смысл, нежели в нашей обыденной речи, в которой оно употребляется весьма редко. В основном тогда, когда хотят подчеркнуть особую значимость или «высокий стиль» высказывания. В большинстве же случаев обходятся нейтральным термином «существование». В глагольных формах слова «бытие» также возникли разные смысловые вариации. Общеупотребимый глагол «быть» (находиться в наличии, существовать) является однокоренным с существительным «бытие».

Вопросы, согласитесь, небезинтересные. Ответы на них стоило бы поискать даже из чистого любопытства. Однако не только естественная любознательность движет в этом случае человеком. Есть у него в стремлении получить ответы на эти вопросы и известная «корысть». Заключается она примерно в следующем.

Что по большому счету для человека важнее: знать, почему звезды светят, или — где добыть средства к существованию? Последнее, видимо, все же «ближе к сердцу» обычного человека, более насущно. Да бог с нею, со Вселенной и ее устройством, нам бы разобраться с земными, повседневными делами и суметь прожить жизнь достойно. (А то и вообще просто выжить, что для очень многих людей на Земле по сей день является немалым достижением.) Но просто существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, развитому человеку мало. Ему непременно нужно, чтобы это существование имело какой-то смысл.

Потребность в осмысленности бытия возникает из постоянно присутствующей в действиях человека целесообразности. Что бы мы ни делали, мы всегда делаем это «для чего-то», ради какой-то цели. Работаем ли мы, учимся, развлекаемся, создаем технические устройства или произведения искусства — все подчинено определенным целям, которые и наполняют смыслом, то есть обосновывают и оправдывают наши действия. И даже смерть человеку не страшна, если она принимается во имя высокой цели (защиты семьи, Родины, исполнения долга и пр.). Бессмысленность же деятельности (вспомните Сизифа) — самое страшное наказание.

Но если практически каждое действие человека целесообразно и осмысленно, то, очевидно, такой же характер должна иметь и вся его жизнь. Она должна быть осмысленна! В ней должны быть сквозные, мощные и достойные цели. Определить, в чем они заключаются, что может придать жизни человека приемлемый смысл, — это и есть главная задача философствования, его «основной вопрос».

Однако попытки с ходу установить, в чем может состоять смысл человеческой жизни, наталкиваются на серьезные препятствия. Оказывается, смысл индивидуальной жизни человека не может быть найден в ней самой. Подобно тому, как смысл существованю любой сотворенной человеком вещи (компьютера, например, или книга) обнаруживается не собственно в ней, а в ее отношении к человеку и другим вещам. Поэтому смысл жизни отдельного человека может существовать только в том случае, если имеет хоть какой-нибудь смысл жизнь рода человеческого, вся его история. А последняя по тем же соображениям может иметь смысл только тогда, когда есть хоть какой-нибудь смысл в существовании природы, Вселенной, частью которой она является. Ну не может «часть» смысл иметь, а «целое» — нет.

Осознание бытия как некоей проблемы, которая нуждается в разрешении, было впервые осуществлено в философии элейской школы античности (VI—V вв. до н.э.).

Ее признанный глава — Парменид обнаружил, что логика осмысления категории «бытия» неотвратимо приводит к весьма необычным выводам. Ход его рассуждений можно представить примерно так.

Бытие — это все то, о чем можно сказать: «это есть» или «это существует». А небытие есть? Если признать, что «небытие есть», то мы получим логическую ошибку: то, чего нет (небытие) — есть?! Чтобы ее избежать, надо просто лишить «небытие» статуса существования. Поэтому единственным логически верным вариантом соотношения бытия и небытия может быть только суждение: «бытие есть, небытия нет» (то, что есть — существует; то, чего нет — не существует).

Но если небытия нет, то ничто не может ни возникнуть (из небытия), ни исчезнуть (уйти в небытие). А если ничто не возникает и не исчезает, то, следовательно, ничего не изменяется, т.е. не движется. Бытие неизменно и неподвижно! Аналогичным образом выводятся и другие характеристики бытия: оно едино (не множественно) и неделимо.

Выводы Парменида остроумно подтвердил его ученик Зенон Элейский. В своих многочисленных апориях он показал, что нельзя мыслить движение, множественность, делимость и прочие привычные характеристики бытия непротиворечивым образом. На сколько частей можно разделить любой отрезок? Вроде бы на бесконечное количество, ведь предела делимости не видно. Но отрезок-то конечен! Как же конечный отрезок может состоять из бесконечного количества частей? Получается чудо конечной бесконечности, сосчитанной бесчисленности. Но это есть логическое противоречие и, чтобы его снять, необходимо признать (по логике элеатов) неделимость, а значит, и единство (не множественность), и неизменность бытия.

А как же быть с тем, что мы реально видим и чувствуем в окружающем нас мире, где все прекрасно движется и делится без проблем? Выходит, что мир совсем не такой, каким мы его воспринимаем? Да нет, вообще-то он именно такой. Но он по сути своей не такой. Сущность мира, его бытие, т.е. то, что позволяет ему существовать, радикально отличны от чувственно воспринимаемого его облика. И это настоящее, подлинное бытие мира открывается только в мышлении. А это значит, что природа его идеальна, оно в чем-то сродни нашему мышлению, составляет его абсолютную основу.

Парменидовское «бытие» выглядело, согласитесь, довольно необычно. Такая трактовка не могла не вызвать возражений и выдвижения конкурирующих концепций. Но исходный пункт рассуждений уже не оспаривался: подлинное бытие не дано человеку непосредственно; оно скрыто, отлично от повседневной реальности и постижимо только силой абстрактного мышления.

Античные оппоненты Парменида не согласились, прежде всего, с отрицанием небытия. Без него мир неполон, несовершенен, незакончен. Одно из самых удачных решений поставленных элеатами проблем нашел Демокрит. Вы помните, что основой мира он провозгласил атомы — мельчайшие неделимые частицы. Поскольку атом, по определению, неделим, то предел делимости существует, и конечный отрезок нельзя делить до бесконечности (а только до атома). Поэтому и множественность, и делимость, и движение можно мыслить без противоречия. Бытие едино (состоит из одних и тех же атомов) и множественно одновременно (поскольку из различных сочетаний атомов рождаются разные вещи). Бытие есть (это атомы), но и небытие тоже есть — это пустота, в которой движутся атомы. Так родилась одна из самых глубоких и эвристичных материалистических концепций бытия.

Первая тенденция — технологизация означает, что в составе социального бытия все больший вес набирают технические средства адаптации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни. Институциализация свидетельствует о том, что нарастает степень организации и формализации общественной жизни: роль субъектов действия все больше переходит к социальным институтам.

Тенденция к глобализации заключается в растущей взаимозависимости различных регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия. Последняя же из упомянутых выше тенденций выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смещается активность людей. Структуру социальной реальности начинают определять не вещные (сырьевые, энергетические и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взрывообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру социального бытия, увеличивая в нем долю и значение нематериальных компонентов.

Бытие духовного — эта форма бытия напрямую зависит от состояния социального бытия в целом и поэтому фактически повторяет (воспроизводит) основные тенденции его развития. Вместе с тем, будучи образованием относительно автономным, духовное (идеальное) бытие получило в XX в. и некоторые специфические характеристики:
1) в полную мощь проявлена инструментальностъ, т.е. практическая, материальная значимость идей (энергия, атом, ген и т.д.);

2) обнаружены индивидуальные и коллективные неосознаваемые духовные структуры («бессознательное»), степень влияния которых на социальную жизнь пока точно не установлена;

3) та часть духовного бытия, в которой формируются социальные ценности, не подчинилась тенденции к стандартизации и унификации, но, напротив, обнаружила стремление к нарастанию многообразия; в результате ценностные критерии стали размываться, и главными правилами поведения в этой сфере стали плюрализм и толерантность;

4) духовное бытие потеряло «ориентацию во времени», потускнела перспектива общественного прогресса, рухнули идеологии общих целей;

5) новые коммуникационные технологии видоизменяют как формы представления духовного бытия (образы и понятия замещаются моделями и символами), так и традиционные способы формирования его структур (манипулирование общественным мнением — крайний тому пример); духовное бытие становится менее устойчивым, хуже укорененным в социальной реальности, но зато более гибким и динамичным.

Таковы некоторые особенности основных форм бытия, выявленные развитием философии и науки XX в. Самые, пожалуй, фундаментальные из этих особенностей относятся к бытию природы, материального мира в целом, подробному рассмотрению которого мы посвятим следующую главу.

  1. Алексеев П., Панин А. Философия. М., 1996
  2. Абдеев Р. Философия информационной цивилизации. М., 1994
  3. Блинников А. Краткий словарь философов., М., 1994
  4. Борзенков В., Фролов И. Познание человека: комплексный подход// Своб. Мысль. 1998. №5
  5. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. т.2. М.,1987
  6. Галактионов А., Никандров П. Русская философия IX-XIXв. Л., 1989
  7. Гобозов Н. Кризис современной эпохи и философия постмодернизма «Философия и общество», 2000, №2
  8. Диалог цивилизаций: Восток-Запад // Вопросы философии. 1998. №2
  9. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.М.,1986
  10. Основы философии. Учебное пособие.М.,1998

11. Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993

Источник:
Философский смысл бытия
Тип: Реферат; Размер: 78.75 Kb.; Но начинает философия с того же — с проблемы бытия. Такое совпадение не случайно. Оно свидетельствует о том, что любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом — его происхождения, структуры, возможных границ и т д
http://rudocs.exdat.com/docs/index-305685.html

COMMENTS