Франк смысл жизни

Смысл жизни по С

Семен Людвигович Франк. Годы жизни: родился в 1877 году в Москве, умер в 1950 году в Лондоне.

С.Л. Франк продолжил фундаментальное исследование мировоззренческих проблем в уже сложившейся русской философии. Франк был философом, который пытался разъяснить природу человеческой души и знаний человека.

Философское учение Франка было высоко религиозно. Он был одним из тех философов XX века, кто в процессе поиска мировоззрения наивысшей духовности пришел к выводу, что таковым является христианство, выражающее общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности. Сам же Франк говорил: «Я не богослов, я философ».

Франк называл свою концепцию: «метафизическим (философским) реализмом». Его философия- реалистичная философия духовности, высоко поднимающая проблему человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества.

Он определяет основной труд человеческой, жизни, как «религиозное внутреннее делание, аскетичную борьбу с самим собой.» Этот труд закладывает фундамент жизни. «Все внешние человеческие дела, все способы внешнего устроения и упорядочения жизни опираются на внутреннее дело- на осмысление жизни через духовное делание, через взращивание в себе сил добра и правды, через действенное вживание человека в первоисточник жизни- Бога.»

«Смысл жизни», пишет Франк- «в ее утвержденности в вечном, он осуществляется, когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало. Лишь поскольку наша жизнь и наш труд соприкасается с вечным, живет в нем, проникается им, мы можем рассчитывать вообще на достижение смысла жизни.» При этом он выводит противоречие: «Чтобы существенно изменить нашу жизнь и исправить ее, мы должны усовершенствовать ее сразу, как целое; а во времени она дана лишь по частям, и, живя во времени, мы живем лишь в малом, переходящем ее отрывке.»

Поиски смысла жизни- укрепление в себе веры, которая представляет собой напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни. В глубине человека совершается творческое и плодотворное дело, являющееся основным делом человека. То есть внутри человека совершается творческое и плодотворное дело, являющееся его основным делом. Оно состоит в действенном утверждении себя в первоисточнике жизни, в молитвенном подвиге, в обращении человеческой души к богу, в аскетическом подвиге борьбы с мутью и слепотой наших чувственных страстей, нашей гордыни и эгоизма.

Сами поиски смысла жизни уже дают осмысленность нашему существованию. Смысл жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным и утвержденным в бытие. Смысл жизни не дан, а задан. Все готовое и существующее независимо от нас есть либо мертвое, либо чуждое и нам непригодное. Смысл жизни должен быть живым, так как он- смысл нашей жизни, он находится внутри, а не во вне нас.

Франк С. Л . Сочинения. Москва ,1990

Лосский Н.О. «Духовные основы общества.» Москва ,1991

3. Русская Философия. Малый энциклопедический словарь. Москва ,1995

Источник:
Смысл жизни по С
Смысл жизни по Франку. Вступление. 2. Истинная жизнь и ее сущность. 3. Поиски смысла жизни. 1. Вступление. Семен Людвигович Франк. Годы жизни: родился в 1877 году в Москве, умер в 1950 году в Лондоне.
http://xreferat.com/104/1905-1-smysl-zhizni-po-s-l-franku.html

Франк смысл жизни

С. Л. Франк “О смысле жизни”.

Не думаю, что введение у меня получится длинным. Основная заповедь журналиста гласит: “Никогда не говори в начале материала о том, что хочешь сказать в конце”, поэтому выведу лишь несколько пунктов, объясняющих мой выбор.

Философский трактат С. Л. Франка “О смысле жизни” привлек мое внимание тем, что он затрагивает особенно актуальные в наше время вопросы — вопросы религии. “Плодящиеся” по всей стране секты и церкви говорят о беспрестанном интересе людей, стремящихся в своем поиске к познанию истины, стремящихся ответить на извечный вопрос русских “Что делать?”. Поэтому особенный интерес может вызвать этот трактат как у верующих людей, лишний раз удостоверившихся в правильности своего религиозного выбора, так и у атеистов, почерпнувших пищу для ума и доводы для антирелигиозных споров.

Лично для меня вопрос веры и религии до сих пор остается весьма размытым и спорным, потому я и использую возможность не только высказать свою личную точку зрения, но и попытаться переосмыслить религиозные рамки и догмы, а также найти в них что-то новое.

Семен Людвигович Франк может быть признан одним из самых глубоких мыслителей недалекого прошлого нашей страны. Как отмечал Ф. А. Степун, это “быть может, наиболее значительный русский мыслитель рубежа двух столетий и первых десятилетий ХХ века”. С. Л. Франк продолжил традицию фундаментального исследования мировоззренческих проблем, уже сложившуюся в российской философии и представленной трудами В. С. Соловьева, Л. М. Лопатина и др. Идея Всеединства, широко развитая В. С. Соловьевым, нашла в лице С. Л. Франка своего достойного последователя.

Рассматриваемая работа “О смысле жизни” была написана автором в 1925 году; по словам самого С. Л. Франка, она выросла в связи с беседами и спорами, которые пришлось вести в кругу русского студенческого христианского движения, поэтому в первую очередь она предлагается вниманию молодежи. Этим определен и стиль работы: автор попытался свои религиозно-философские идеи выразить в возможно простой и общедоступной форме.

Рискну предположить, что данная работа является философским трактатом, где автор самым непосредственным образом выражает свои личные верования, свою точку зрения на поставленную им проблему. Основная тема работы: “Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да — то какой именно?” Автор излагает свое мнение, приводя довольно убедительные аргументы, однако не призывая при этом разделить его точку зрения. Он лишь высказывает свое мнение, вовлекая читателя в решение вопроса, который мучает в глубине души каждого человека.

Нет смысла говорить, насколько важен этот вопрос в жизни любого человека, по словам Франка, “этот вопрос есть вопрос самой жизни, он еще более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода, поэтому, полагаю, необходимо приступить непосредственно к изложению мнения автора, в чем он видит смысл жизни.

Единственная религиозно оправданная и неиллюзорная постановка вопроса “что делать?” сводится не к вопросу, как мне спасти мир, а к вопросу, как мне приобщиться к началу, в котором залог спасения жизни. В Евангелии ответы, даваемые не этот вопрос, подчеркивают, что “дело”, которое может привести к цели, не имеет ничего общего с какими-либо внешними человеческими делами, а сводятся всецело к делу “внутреннего перерождения человека через самоотречение, покаяние и веру”. Итак, автор говорит, что вопрос “что делать?” значит: “Как жить, чтобы осмыслить и через то незыблемо утвердить свою жизнь?” Другими словами, не через какое-либо особое человеческое дело преодолевается бессмысленность жизни и вносится в нее жизнь, а единственное человеческое дело только в том и состоит, чтобы вне всяких частных, земных дел искать и найти смысл жизни.

Чтобы быть осмысленной, наша жизнь — вопреки поклонников “жизни для жизни”, и в согласии с требованием нашей души — должна быть служением абсолютному и высшему благу, есть вместе с тем не потеря, а утверждение и обогащение самой себя, когда она есть служение абсолютному благу, которое есть благо и для меня самого. Или, иначе говоря, абсолютным, в смысле совершенной бесспорности мы можем признать только такое благо, которое есть одновременно и самодавлеющее, превышающее все мои личные интересы благо, и благо для меня.

Жизнь наша осмысляется, поскольку она есть разумный путь к цели или путь к разумной высшей цели, иначе она есть бессмысленное блуждание. Но таким истинным путем для нашей жизни может быть лишь то, что вместе с тем само есть и жизнь и Истина. “Аз есмь путь, истина и жизнь”.

Искание смысла жизни есть, считает автор, собственно “осмысление” жизни, раскрытие и внесение в нее смысла, который вне нашей духовной действительности не только не мог бы быть найден, но в эмпирической жизни не существовал бы.

Точнее говоря, в вере, как искании и усмотрении смысла жизни, есть две стороны, неразрывно связанные между собою, — сторона теоретическая и практическая; искомое “осмысление” жизни есть, с одной стороны, усмотрение, нахождение смысла жизни, и с другой стороны, его действенное созидание, волевое усилие, которым оно “восхищается”. Теоретическая сторона осмысления жизни заключается в том, что, усмотрев истинное бытие и его глубочайшее, подлинное средоточие, мы тем самым имеем жизнь как подлинное целое, как осмысленное единство и потому понимаем осмысленность того, что раньше было бессмысленным, будучи лишь клочком и обрывком.

Источник:
Франк смысл жизни
Анализ философского трактата С. Л. Франка "О смысле жизни". Вопрос веры и религии. Смысл жизни — в ее утвержденности в вечном.
http://mirznanii.com/a/228163/sl-frank-o-smysle-zhizni

Франк смысл жизни

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) начинал как «легальный марксист», стал знаменит как русский религиозный философ. В 1922 году принудительно выслан большевиками из Советской России в Германию

Разрабатывал учение Владимира Соловьева «о всеединстве» в духе апофатической («отрицающей») теологии, то есть всесторонне обосновывал «непознаваемость» Абсолютного Бога, доказывая, что к Нему не применимо (Ему несоразмерно) ни одно из определений, поскольку любое «свойство» конечно, а истинный – то есть Неисповедимый Бог бесконечен во всех отношениях.

Франк выступал против не-мистических форм «рационализма», находя их «преисполненными гордыни» — безосновательной уверенности в способности разума познать и переделывать сущее.

Все социальные явления Франк объяснял как результаты деятельности индивидуумов (реализацию личных стремлений и субъективных идеалов). Призывал отыскивать смысл человеческих поступков не в объективных фактах, а в воплощенных целях (идеях).

В ряде статей для западного читателя обобщал особенности русского философского мировоззрения.

    Основные произведения С.Л.Франка:
  • — «Смысл жизни» (1926);
  • — «Духовные основы общества» (1930);
  • — «Непостижимое» (1939);
  • — «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (1956).

Обзор статей С.Л. Франка

Статья «Русская философия, ее характерная особенность и задача»

«Духовными плодами цивилизаторских идей Петра Великого» Франк объясняет внезапное появление целого ряда первоклассных и глубоко оригинальных мыслителей – «высочайших вершин духовного постижения жизни». Хотя среди них и нет ни одного философа-классика, в западном понимании.

Вкратце проанализировав творчество самых известных мыслителей (Толстого, Достоевского, Чаадаева, славянофилов Киреевского и Хомякова, Герцена, Белинского, Бакунина, философов К. Леонтьева, Н. Федорова и В. Соловьева), Франк отмечает в каждом из них религиозную составляющую и интуитивные (мистические) предчувствия духовных проблем современности.

А, согласившись с тем, что среди русских философов нет создателей систем, способных сравниться с системами западной философии, Франк утверждает, что значение великих русских мыслителей ничуть не меньше, нежели зарубежных систематиков, поскольку русские дали миру ряд глубоких интуиции (хоть зачастую и в сыром виде).

Своеобразие русской мысли видится Франку еще и в том, что ни один из россиян не был чистым теоретиком. Напротив все они, даже атеисты, — типично религиозные натуры, искатели святости, путей спасения мира и человека. Поэтому «судьбы человечества» в основном и исследовали. А теоретические обоснования либо игнорировали либо заимствовали на Западе в виде готовых систем (кантианство, гегельянство, материализм и т.д.).

Франк определяет философию (всеобъемлющее мировоззрение) как совершенно особенную область человеческого духовного творчества, где беспристрастное познание бытия (как целого) тесно связано с религиозным осмыслением жизни. Хоть такая связь и удивительна, на первый взгляд, но именно познание и вера, совпав в своих высших потенциях, образовали «философию».

По Франку, и религиозность через мистические переживания («погружение духа в таинственные глубины божества») ведет к мистическому познанию Бога («гнозису» или «теософии»), и чистое познание мира тоже заканчивается идеей Абсолюта.

Однако равновесия между верой и познанием нет: перевешивает то одно, то другое. К примеру, у Аристотеля, Декарта, Лейбница чисто научное познание оттеснило религиозно-этическое на задний план. А у Сократа, Шопенгауэра, Ницше и типичных русских мыслителей – наоборот. Причем у русских «в резких, неслыханных формах».

Такое положение вещей Франк объясняет историей развития русской мысли и надвременной сущностью русского духа.

Причем исторически отсутствие систем объясняется:

— молодостью русской мысли (ей по Франку 4-5 десятилетий);

— дилетантизмом русских мыслителей, обусловленным у дворян барской пренебрежительностью к системности, а у простолюдинов – отсутствием культурной базы.

Однако в последние десятилетия XIX века и в начале XX века положение начинало меняться, и были предприняты первые попытки философского синтеза.

Анализируя сущность русского духа, Франк обращает внимание на:

— исконное и фундаментальное греко-православное церковное благочестие;

— русскую религиозность, которая ни в коем случае не мечтательно-субъективна, а мистико-спекулятивна;

— главный момент русской религиозной жизни и мысли, заключающийся в многозначном понятии «правда», соединяющем воедино справедливость, богоугодность, истинность и добро.

Из русской религиозного чувства, по мнению Франка, вытекает две противоположные жизненные позиции:

1) практически-нравственное стремление к преображению (улучшению) мира согласно божественным первоосновам, связанное с острым ощущением несовершенства бытия;

2) непоколебимое и спокойное принятие Божьего мира, как есть, несмотря на его несовершенства.

XIX век, революционный для русского духа, по мнению Франка, привел к преобладанию страстного стремления к улучшению мира. В то время как «принятие мира» нашло отражение лишь «в пушкинской поэзии» и «восприимчивости русского духа к шеллинговской философии».

Однако, как считает Франк, русскому духу родственно и «созерцательное углубление в сущность бытия», и есть надежда, что при правильном развитии, такое углубление принесет значительные результаты. Более того, именно движение в данном направлении Франк называет ближайшей задачей русской философии. Вместе с тем, предупреждает, что холодной беспристрастности у русских философов не получится, ибо сущность русского духа останется вполне религиозной и не удовлетворится чистой теорией.

В подтверждение сказанного Франк отмечает, что религиозные толкования в России становятся все более теоретичными, начиная с Московской метафизической школы 80-90-х годов XIX столетия (Л. Лопатин) и попыток систематизации, предпринятых в начале XX века Н. Лосским – автором «интуитивистской теории познания и метафизики».

В качестве главной помехи такому многообещающему развитию Франк называет политику большевизма, уничтожающую всяческую культуру.

Статья «Сущность и ведущие мотивы русской философии»

Сначала Франк решает уточнить, что понимать под «философией». Мол, если взглянуть на школьно-систематическую литературу и профессиональных философов России, то не найти ничего национально значимого или обогащающего западноевропейскую мысль.

Философские исследования в России слишком молоды. Только в последние десятилетия возникает действительно серьезная и своеобразная философия, достойная всеобщего интереса («Положительные задачи философии» Льва Лопатина, «Обоснование интуитивизма» Николая Лосского).

Однако Франк предлагает взглянуть на философию в более широком контексте, чтобы туда помещались Сократ, Платон, немецкие мистики и Ницше. И тут же делает далеко идущее предположение: «Может быть, философия — наука лишь в производном смысле, а первично она — сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении, родственное религиозной мистике». Именно такой философии в России полно, и она, по мнению Франка, способна заинтересовать западного читателя.

Особенностями русского мышления Франк называет:

— интуицию, присущую русским изначально;

— неприятие туманного иррационализма и восторженности;

— избегание постижения истины в логических связях и систематичности.

В России, по мнению Франка, наиболее значительные мысли были высказаны не в систематичных научных работах, а в литературе. Причем главная форма русского философского творчества – статья на злобу дня, затрагивающая мировоззренческие вопросы. Эта форма обусловлена не только внешними историческими обстоятельствами и традициями, но и молодостью-незрелостью русского духа, а также его «конкретным интуитивизмом».

Под «конкретным интуитивизмом» Франк понимает то, что в России все мыслители (от простого богомольца до Достоевского) жаждут не просто истины, а многозначительной «правды», открывающей религиозно-нравственный принцип мироздания и дарующей спасение. Причем не личное избавление, а спасение всему человечеству и даже вселенной. С одной стороны, это слабость, признается Франк, препятствующая беспристрастному созерцанию истины, а, с другой – подобный подход нацеливает на общественно и объективно значимые поступки, внушает ответственность за происходящее в мире. Франк уверен, что «только это чувство ответственности за все («соборность») может стать началом спасения».

Философия истории и социальная философия (понимаемые еще и как религиозная этика и онтология) – вот главные темы русской философии. Сюда же Франк относит и важнейшую для русских проблему смысла истории в связке с проблемой взаимоотношения России и Запада. Далее Франк рассматривает, как решали эту сдвоенную проблему различные русские мыслители:

— славянофилы выдвинули идеал цельной всеобъемлющей жизни в противоположность ее раздробленности и рационалистической автоматизации на Западе;

— Чаадаев обнаружил в самой России отсутствие разумного религиозного воспитания и традиции – основ европейской жизни;

— Вл. Соловьев рассматривал историю как процесс христианизации человечества или приближения конца (праведного, но страшного суда);

— Данилевский предложил теорию разграничения «культурно-исторических типов»;

— Герцен выступил с острой критикой просветительства и прогресса;

— Леонтьев противопоставил христианскую и мещанскую заскорузлость с одной стороны языческой любви к свободе и полноте существования – с другой. И всю жизнь бился над вопросом: «Можно ли спасти Россию от всеобщего разложения?», отвечая в разное время по-разному;

— в социализме Белинского и его первых приверженцев, по мнению Франка, сочетались индивидуальные запросы отдельного человека со счастьем человечества;

— новейшие духовные устремления, обусловленные духовным крахом социализма, привели к социальным и философско-историческим конструкциям, созданным под влиянием религиозной философии (Струве, Бердяев, Карсавин).

Закончив перечень, Франк признает, что в русской литературе пока отсутствуют систематические работы, полностью выражающие основные идеи и тенденции русского мировоззрения. Однако полагает Франк, в русском духовном творчестве уже потенциально содержится своеобразная, внутренне единая и универсальная философия, которую нужно лишь описать и проанализировать.

И Франк пытается кратко и схематично отразить главные моменты русского философского мировоззрения. А именно:

1) Русскую философию не удовлетворяют научные критерии истины, и она устанавливает свой — опыт, как жизненно-интуитивного постижение бытия в сочувствии и переживании (Киреевский, Соловьев).

2) Главная задача русской философии проникновение в подлинное бытие, его внутреннюю реальность (Лопатин, Лосский, Аскольдов). Для этого сам Франк предлагает понятие «абсолютного бытия», дающего основу и объекту, и субъекту. В итоге вся русская философия, по Франку, обосновывает непосредственную данность бытия познающему сознания, а духовный мир человека рассматривает как некий особый мир, напрямую связанный с космическим и божественным бытием. Из-за чего именно Лейбниц и Шеллинг, по мнению Франка, оказали наиболее глубокое влияние на русскую философию.

3) Психология как таковая не является характерной областью русского духовного творчества. Поскольку интерес направлен вовне (на всеобъемлющее бытие). К тому же русским мыслителям чужда замкнутость индивида на себе, их основной мотив – абсолютно первичная связь всех «Я» в субстанциональное «МЫ».

Франк даже утверждает, что русскому мировоззрению свойственно представление раннего христианства и платонизма, согласно которому каждая личность является звеном живого целого, а разделенность — иллюзия. «Излюбленная тема русских размышлений — человек как звено во всеобщей богочеловеческой связи». Это — в качестве «религиозной антропологии» главная тема Соловьева, а в иных формах у его последователей Флоренского, Булгаков, Розанова и Бердяева (причем у последнего человек обладает божественностью наряду с Богом).

По Франку, русское рассмотрение человеческого духа в социальной и исторической философии одновременно выступило еще и как религиозная этика коллективного человечества. В этом отношении русская философия, по мнению Франка, резко противоположна западноевропейской, исходящей из «Я». Русское ж мировоззрение содержит в себе ярко выраженную «МЫ-философию». И «МЫ» мыслится не как внешнее единство, а как первичное, из лона которого только и вырастает «Я». Да так, что в каждом «Я» внутренне содержится «МЫ».

Источник:
Франк смысл жизни
ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) начинал как «легальный марксист», стал знаменит как русский религиозный философ. В 1922 году принудительно выслан большевиками из Советской России в Германию
http://plas.by/filosof/mis/frank.php

COMMENTS