Функции межличностных отношений

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межличностные отношения — это совокупность объективных связей и взаимодействий между лицами, которые принадлежат к определенной группе. Характерной особенностью межличностных отношений является их эмоциональная окраска. Следовательно, мы можем определить их как отношения людей формируются в процессе непосредственного взаимодействия в группе, имеют неформальный характер и содержат эмоционально окрашенную и обоюдно значимую оценку партнеров по общению.

Межличностные отношения охватывают широкий круг явлений, но главным регулятором постоянства, глубины, неповторимости межличностных взаимоотношений является привлекательность одного человека для другой. Потому состояние удовлетворенности-неудовлетворенности выступает основным критерием оценки таких отношений. Привлекательность состоит из чувств симпатии и притяжения.

Если симпатия-антипатия — это переживание удовлетворения и неудовлетворенности от контактов с другими людьми, то притяжение-отталкивание — практическая составляющая этих переживаний (Г. Обозов).

Межличностная привлекательность-непривлекательность может приобретать характер постоянных связей между людьми и переходить во взаимную благосклонность или нерасположение. Стремление быть вместе может стать потребностью, и тогда мы говорим об определенном плетень межличностных отношений: приятельских, дружеских, товарищеских, супружеских. В регуляции отношений принимают участие три мотивационных аспекта: «я хочу», «я могу» и «надо». Личного желания («я хочу») недостаточно для возникновения отношений. Необходимое согласование взаимных желаний и возможностей («я могу»). А «надо» — важнейший аспект образования, развития или разрушения отношений. Так, дружеские отношения могут зайти в противоречие с производственными, моральными. Общественные отношения или стимулируют, или разрушают межличностные отношения. Общество стремится привести межличностные отношения в соответствие к общественных отношений.

Существует связь между деловыми и межличностными отношениями. Несовпадение близких межличностных отношений и деловой активности очевиден, но не может быть общественных отношений в «чистом» виде, без личностного компонента. В любых взаимодействиях всегда присутствует компонент привлекательности-непривлекательности Вопрос заключается лишь в том, где присутствие этого компонента оправдана. На производстве результат общей деятельности — экономическая эффективность, это главный критерий оценки пользы или вреда межличностных отношений.

Нужно определить степень близости межличностных взаимоотношений и приемлемость к тем или иным обстоятельствам. В условиях, когда требуется придерживаться производственных и экономических норм, близкие, интимные отношения мешают. С другой стороны, преобразование межличностных отношений в функциональные может привести к их разрушению или потере удовольствия от них Неадекватные стремления в отношениях, как и их проявление в поведении, вызывают возникновение напряженности и конфликтов.

Взаимный обмен мыслями, чувствами, поступками в процессе взаимодействия вызывает у человека изменение поведения, установок, оценок. В этом случае речь идет о феномене взаимовлияния.

Взаимовлияние направлен на формирование устойчивых оценок, поступков, которые характеризуются сходством. Это способствует сближению, объединению интересов и ценностных ориентаций — происходит процесс уподобления членов одной группы. Механизмами взаимовлияния являются имитация, внушение, комфортность, убеждения.

Имитация — ненаправленный влияние, которое не ставит перед собою специальной цели, но имеет конечный эффект и являются простейшей формой отображения человеком поведения других людей. На основе имитации позже формируются другие регуляторы взаимовлияния — внушение, комфортность, убеждения. Они регулируют нормы межличностного общения. Нормы, в свою очередь, определяют характер межличностных отношений. Наличие отработанных норм демонстрирует однозначность в понимании и оценке событий.

Внушение — наименее осознаваемый процесс — основывается на некритичном подражании образцам поведения другого человека. Внушение может быть прямое (когда один из партнеров по общению ставит перед собой такую задачу) и косвенное, невольное.

Комфортность, на отмытую от внушения, является процессом сознательного изменения оценок, установок и поведения под влиянием группы. Это выражается в сознательной смене ценностных ориентаций, принятии групповых норм, ожиданий и роли, которую навязывает группа. Степень принятия личностью внешних оценок и норм понедельники свидетельствует о степени ее комфортности. Принятие норм может иметь поверхностный характер или же глубинный, связанный с изменением диспозиций личности. Социальные роли личности показывают, как глубоко она воспринимает групповое давление, проявляя определенную комфортность.

Следует четко различать комфортность как ситуативное явление и конформизм как черту характера Комфортность проявляется в повседневной жизни, поскольку человеку приходится согласовывать свое поведение с другими людьми, с определенными социальными нормами. Конформизм как личностная черта — это готовность человека менять свое поведение, роль, мысли и убеждения в соответствии с навязанных ему норм, оценок.

Убеждение — процесс сознательного принятия оценок, мнений и стереотипов поведения, принадлежащих группе. В процессе убеждения происходит обращение в основном к рациональных сторон психики, опыта, знаний, логического мышления, хотя все это не исключает участия эмоций и чувств.

В повседневной практике общения явления внушения, конформности, убеждения идут рядом. Влияние человека на человека — процесс многоплановый, однако можно выделить несколько общих условий. Степень конформности и убежденности зависит от того, кто является субъектом воздействия. Здесь играют большую роль такие факторы, как социальный статус человека, принадлежность ее к определенной организации, возраст, профессия, популярность и проч. Влияние на человека будет более эффективным, если вич будет осуществляться в присутствии пеших людей.

Межличностное взаимовлияние зависит от степени определенности или неопределенности фактов и событий, благодаря которым принимаются те или иные решения. Исследователи обнаружили следующую зависимость: при условиях высокой определенности задач вероятность изменения оценок и мыслей меньше, а адекватность их решения высшее; в условиях высокой неопределенности задач вероятность изменения оценок большая, меньшая адекватность.

Существенным моментом взаимовлияния являются отношения симпатий и антипатий. Межличностные симпатии «навязывают» большее согласие, антипатии — несогласие. Симпатии делают людей более «открытыми» до взаимовлияния, антипатии, наоборот, изолируют их друг от друга. Человек малосприйнятлива до мнений и оценок людей, которым он не симпатизирует. Причем антипатии могут существенно ухудшать сущность взаимовлияний. Поэтому оптимальными считаются такие отношения, которые меньше всего связаны с симпатиями и антипатиями и направленные на эффективность деятельности.

Однако межличностные взаимовлияния могут приводить и к характерологических изменений. В процессе совместной жизни люди не только приобретают общие черты, что делает их похожими друг на друга, но и производят противоположные характерологические свойства. Так, по данным исследований, наличие у отца такой черты, как доминантность, вызывает формирование у ребенка обратной черты пассивности, но доминантность матери положительно влияет на формирование этой черты у ребенка. В общем закономерность межличностных отношений, что демонстрирует сближение психологических черт у людей, названо «законом межличностного уподобления», а частичный его проявление — эффект «поляризации» личностных черт — формируется в процессе длительных отношений.

Оценка межличностных отношений предполагает проведение их классификации. Так, выделяются отношения знакомства, дружбы, дружбы. Когда один из партнеров воспринимает эти отношения только как знакомство, а другой — как дружбу, то возникает недопонимание. Поэтому межличностные отношения можно определишь как взаимную готовность партнеров к определенному типу чувств, притязаний, ожиданий, поведения. М. Обозов предлагает следующую классификацию межличностных отношений: знакомства, приятельство, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные Она опирается на несколько критериев: глубине отношений, избирательности в отношении партнеров, функции отношений.

Главным критерием различения межличностных отношений является уровень включения личности в отношения. В структуре личности выделяют следующие уровни: загальновидові, социокультурные, психологические, индивидуальные Наибольшее включение индивидуальных характеристик личности происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знакомства, дружбы ограничиваются включением во взаимодействие преимущественно видовых и культурных особенностей личности.

Второй критерий — избирательность в отношении партнеров — можно определить как количество признаков, имеющих значение для установления и воспроизводства отношений. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружеские, любви, наименьшую — знакомства. Среднее количество лиц, введенных в отношения знакомства личности, — 150-500, дружба — 70-150, отношения дружбы охватывают 2-3 человека.

Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров. Дополнительными критериями различения межличностных отношений является дистанция между партнерами, продолжительность и количество контактов, нормы отношений, требования к условиям контакта. Общая зависимость здесь такая — с углублением отношений сокращается дистанция, увеличивается частота контактов.

Межличностные отношения являются наиболее значимыми для личности Неофициальность, личная значимость, эмоциональная насыщенность составляют основу для влияния межличностных отношений на личность.

Источник:
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Межличностные отношения — это совокупность объективных связей и взаимодействий между лицами, которые принадлежат к определенной группе. Характерной особенностью межличностных отношений является их
http://studbooks.net/37282/psihologiya/mezhlichnostnye_otnosheniya

Специфика межличностных и межгрупповых отношений

Социально-психологические явления в малой группе.

Формы группового объединения, размер группы и механизмы групповой динамики.

Признаки и функции малой группы.

Разнообразие групп, понятие малая группа.

1. Группа – это объединение людей, включённых в какую-либо деятельность, характеризующееся совокупностью социально-психологических явлений, взаимодействующих между собой и по­рождающих ее системные особенности.

Группы и их психология различаются рядом квалификационных признаков, т.е. по:

масштабу: микрогруппы (части малой группы, обычно 2—3 чел.), малые группы (до 50 чел.), большие социальные группы — общности (региональные, имущественные, профессиональные, национальные, религиозные и др.) и общество;

реальности существования: реальные и условные (выделенные по учетным данным, например группы ветеранов, инвалидов, многосемейных, сдающих квартиры, имевших судимость и др. Члены таких групп обычно не находятся вместе, не общаются и часто не знакомы друг с другом);

способу возникновения: официальные (формальные) и неофи­циальные (неформальные). Первые создаются специально и им придается официальный статус (предприятие, учреждение, общественная организация и пр.), вторые возникают стихийно и, как правило, не регистрируются (группа друзей, земляков, со­ бравшиеся в дискотеке, на стадионе, игроки в карты и др.);

длительности существования: только что организованные, кратковременно существующие (например, болельщики на стадионе), долговременно существующие; особенностям членов группы (например, молодежные, воин­ские, журналистские и т.п.);

степени контактности (плотности общения): контактные (тесного и постоянного общения), малоконтактные (редкого общения), практически неконтактные (условные группы, на­селение большого города);

роду занятий: учебные, производственные, управленческие, военные, правоохранительные, спортивные, научные и др.;

уровню социально-психологического развития: группа низкого уровня, среднего, высшего (коллектив).

Итак, под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей со­циальной деятельностью и находятся в личном непосредственном общении, что является основой для возникно­вения эмоционально значимых отно­шений, групповых норм и групповых процессов.

2. Признаки малой группы.

1. Общая социальная деятельность. Такой признак не отде­ляет малую социальную группу от большой, а лишь подчерки­вает, что малая группа является элементом социальной струк­туры общества. Но принципиальное отличие состоит в том, что в больших социальных группах действуют общественные, т.е. безличные отношения, а в малых группах эти отношения преобразуются в статусно-ролевые и межличностные (непо­средственные контакты). Данный признак указывает и на то, что малая социальная группа является субъектом конкрет­ного вида социальной деятельности.

2. Наличие поставленной цели совместной деятельности. Цели групповой деятельности не всегда могут соответствовать це­лям отдельного члена группы. Но без достижения групповых целей отдельный член группы не сможет достигнуть и лич­ных. Поэтому поведение и деятельность члена группы многовариантны и зависят от соотношения личных и групповых це­лей. Отсюда следует важное положение для руководителей и управленцев о том, что каждый член группы должен не только и не столько знать групповые цели, сколько психологически их принимать, разделять и стремиться к их реализации как к личным целям. Именно в этом положении кроется отношение каждого члена группы к той деятельности, которую он выпол­няет в составе группы.

3. Непосредственные личные контакты. Этот признак оп­ределяет величину малой группы и специфический вид отно­шений. Малая социальная группа — это, прежде всего, кон­тактная группа, т.е. такая, в которой члены постоянно вступа­ют в контакт. Кроме того, отношения в контактной группе но­сят не только межличностный характер (по принципу симпа­тии — антипатии), но и статусно-ролевой, т.е. обусловленный должностным положением и выполнением функциональных обязанностей.

4. Групповые нормы и групповые процессы. К ним можно отнести ряд социально-психологических явлений:

• мотивационные — потребности, интересы, запросы, стремления, традиции, привычки, обычаи;

• интеллектуальные — мнения, взгляды, убеждения, пред­рассудки, иллюзии;

• эмоциональные — настроения, чувства;

• волевые — установки, ценностные ориентации, требования.

Особое место занимают такие явления, возникающие в процессе непосредственного взаимодействия членов группы как притязания, авторитет, лидерство, самоутверждение, конфликты.

Основные функции малой группыподразделяются на следующие:

2. Экспрессивная функция. Представляет собой удовлетво­рение членами группы потребности в социальном одоб­рении, уважении себя как личности, доверии со стороны группы. Именно в составе профессиональной группы происходит самоутверждение и реализация притязаний членов группы. Причем завышенные или заниженные самооценки, уровень притязаний приводятся в соответствие с социально-ролевым положением в группе.

3. Функция психологической поддержки. Заключается в преодолении членами группы негативных эмоций. Практика психологической работы с различными категориями гостиничного персонала свидетельствует, что для подав­ляющего большинства членов малых групп их пребыва­ние в групповом составе становится настолько личностно значимым, что они не представляют себе других возмож­ностей профессиональной деятельности. Именно в своих коллективах работники полностью удовлетворяют свои психологические потребности. Группа сотрудников в связи с этим является формой не только профессионального бытия, но и снятия психического напряжения.

4. Инструментальная функция. Заключается в реализации профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначением.

5. Функция упорядочения взаимодействия. Состоит в том, что даже в случае полного и продуманного распределения функциональных обязанностей среди членов группы в выполнении должностных обязанностей группа диффе­ренцирует и перераспределяет их в соответствии с осо­бенностями своего внутреннего развития, социальной ролью и статусом каждого члена группы.

3.В зависимости от сочетания раз­личных групповых характеристик, описанных выше, малая группа по форме может быть как:

1) конгломерат — случайно организованная группа на не­продолжительный период времени. Это может быть группа туристов, зрители в кинотеатре и т.п.;

2) ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опо­средуются только личностно значимыми целями (кампания друзей);

3) кооперация — группа, в которой есть организационно-штатная структура, межличностные отношения носят де­ловой характер, связанный с результатом деятельности;

4) корпорация — группа, объединенная только внутренними целями;

5) коллектив — группа, имеющая организационно-штатную структуру, органы управления и объединенная общественно-значимой целью.

Разделение малых групп по формам объединения носит ус­ловный характер, поскольку реально действующая группа мо­жет сочетать в себе признаки нескольких форм объединения.

В зависимости от размера группы, как установили ученые, меняются за­кономерности ее функционирования.

Диады (группы, состоящие из двух человек) отличаются следующими чертами:

• требуют устойчивых личностно значимых отношений между партнерами;

• отношения должны быть упорядоченными и позитивны­ми;

• являются очень хрупкими;

• в таких группах создаются условия для более полного и глубокого эмоционального удовлетворения.

В качестве дополнительной информации следует отметить, что диады существуют по принципу личной дружбы, в про­тивном случае она превратится в конфликтующую группу.

Триада (три человека) представляет собой группу, где объективно устанавливаются более сложные отношения. Это связано с тем, что постепенно в процессе функционирования группы происходит сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего.

Группы с четным числом членовменее устойчивы, чем группы с нечетным числом. В них в большей степени прояв­ляются разногласия. Такие группы могут распадаться на фракции с равным числом членов.

Группы с нечетным числом членовболее устойчивы, по­скольку в разногласиях преобладающее большинство домини­рует и подавляет меньшинство. Распад такой группы на фрак­ции менее вероятен.

Группы из пяти членовобычно не сталкиваются с пробле­мами, описанными выше. Члены группы не страдают от ее не­прочности и атмосферы напряженности, свойственных диадам и триадам. Каждый член группы глубоко удовлетворен своей ролью, и в случае возникновения разногласий такие группы, как правило, не распадаются. Если в группе появляется «дисси­дент», он получает большую поддержку со стороны некоторых членов, ему не угрожает полный разрыв со всей группой.

В более крупных группахменьше согласия, но и меньше напряженности. В то же время вся группа оказывает большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. Сущест­вует выраженное неравенство, каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуж­дении проблем и влиять на принятие решений. Поэтому члены группы меньше удовлетворены своей ролью в совместном об­суждении проблем, чем в меньших группах. Участники груп­пы часто страдают из-за низкого уровня морального единства. Могут быть ослаблены связи отдельных участников со всей группой. В результате могут утверждаться жесткие, обезли­ченные формы контроля, когда приказы, насаждаемые сверху, заменяют задушевную личную беседу. В таких группах могут возникать фракции и существовать вражда.

Вследствие увеличения размера группы среди ее членов появляется тенденция к снижению общения друг с другом, но возрастает роль лидера, через которого организуется процесс общения. Лидер становится центром коммуникации

Психология малой группы возникает, складывается, изменяется, развивается, но может и деформироваться, деградировать как цели­ком, так и по отдельным элементам. Эту активность и изменчивость называют групповой динамикой или психодинамикой.

1 этап – ориентировка в ситуации, адаптация, притирка(общение по парам), складываются межличностные отношения: обнаруживаются признаки зарождения и изменения взаимо­отношений, мнений, настроений и других социально-психологических явлений;

2 этап – формирование групповых норм, становление группового сознания: происходят взаимовлияния возникающих у отдельных членов группы мнений, желаний, намерений, действий, которые за­вершаются выработкой общих, консенсусных, компромиссных взглядов, мнений, подходов, групповых норм, взаимоотноше­ний (нахождение «общего языка») либо возникновением конфликтов и противоборств, даже раскола и выхода из группы части ее членов;

3 этап – стадия конфликтов: столкновения между отдельными членами группы в

силу переоценки ими своих возможностей, столкновение группировок, руководителя и лидера;

4 этап – переходная стадия от конфликтов к сбалансированности в отношениях между членами группы, стабилизация распределения ролей, лидерства, что приводит к выработке согласия, установлению норм отношений и поведения, появлению групповых обычаев и традиций, устоявшейся психологической атмосферы жизни и функционирования членов группы;

5 этап – стадия экспериментирования: появляется сложившаяся группа, чувство «мы», постепенная интеграция групповых и индивидуальных целей, но в работе ещё нет поступательности и системности (группа работает рывками (удача-неудача);

6 этап — опыт успешного решения проблем;

7 этап — эмоциональное сплочение (сотрудничество, доброжелательность, сопереживание);

8 этап – актуализация: деловое, эмоциональное, моральное сплочение, способность к самоуправлению, к эффективному разрешению проблем и расхождений.

Первые шесть этапов можно определить как стадии формирования коллектива, а два последних – как стадии сплочённого коллектива.

Механизмы групповой динамики.

Под механизмами групповой динамики следует понимать то, что лежит в основе развития группы. Чаще всего в основе такого развития лежит разрешение внутригрупповых проти­воречий.

Основные типы противоречий:

А) между высокими потенциальными возможностями груп­пы и ее актуальной деятельностью;

Б) между высоким стремлением членов группы к самореа­лизации и самоактуализации (относительная автоном­ность от группы) и увеличивающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и интегра­ции с группой.

Конструктивное разрешение противоречий приводит к раз­витию группы (см. рис. 1).

Рисунок 1. Механизмы групповой динамики

Источник:
Специфика межличностных и межгрупповых отношений
Социально-психологические явления в малой группе. Формы группового объединения, размер группы и механизмы групповой динамики. Признаки и функции малой группы. Разнообразие групп,
http://studopedia.ru/2_111062_spetsifika-mezhlichnostnih-i-mezhgruppovih-otnosheniy.html

Структура и функции общения

Под структурой (от лат. Structura — расположение, порядок) объекта , понимают порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений. По той же причине, по которой трудно дать исчерпывающее определение общению, так же трудно определить структуру общения. Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.

Известны различные подходы к проблеме структуры общения: через выделение уровней анализа этого явления, через анализ структурных элементов общения в ситуациях непосредственного взаимодействия или через перечень его основных функций.

Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:

Г. Андреева определяет структуру общения , как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

Б. Паригин рассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов — содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.

А. Бодалев в структуре общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.

Логическим основанием для моделирования структуры общения как процесса (передача информации, взаимовлияния, познания друг друга, обмен результатами деятельности и т.п.) может быть характеристика его относительно автономных компонентов , таких как: цель, содержание, средства общения; участники процесса, тип связи, устанавливается между ними; мотивы, потребности, ценностные ориентации участников общения; коммуникативный потенциал субъектов общения; виды и формы общения; социокультурная и этнопсихологическая специфика общения; этико-психологические и тендерные особенности общения; стиль, стратегии и тактики общения; результат общения.

В этом контексте важно подчеркнуть роль среды, в которой реализуется взаимодействие. Речь идет о социальной ситуации общения, прежде всего о присутствии других людей во время общения, которые изменяют этот процесс. В частности люди коммуникабельные быстро ориентируются в любой ситуации, получают удовольствие и чувствуют подъем от «работы на публику», а те, которые имеют трудности в налаживании контактов, теряются, действуют импульсивно, теряют контроль над своим поведением и тем, что говорят.

В характеристике непосредственного общения следует различать : инструментальную направленность (на выполнение социально-значимого задачи, на дело, результат) и личностную направленность (на удовлетворение личных потребностей и желаний.

Процесс общения можно считать полноценным, если в нем гармонично сочетаются два взаимосвязанных фактора: внешний (поведенческий, операционно-технический) и внутренний (ценностные особенности индивида.

Внешний — проявляется в коммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегии общения, в языковой активности, интенсивности действий, адекватности поведения и т.д. Внутренний — воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, которое выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

Что касается функций (от лат. Functio — исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека.

Выделяют следующие функции:

  • общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;
  • представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования , обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передача информации. И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни. Неадекватность форм общения человека в прошлом существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня.

Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга.

Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция — регуляционно-коммуникативная — заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.

Третья функция — аффективно-коммуникативная — характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А. Реан), в которой общение образует : когнитивно-информационный (прием и передача информации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

Ряд исследователей пытается расширить количество функций общения за счет их уточнения. В частности А. Брудный отличает инструментальную функцию, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместной работы; синдикативную которая находит свое отражение в сплочения малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, сориентированную на поиск и достижение взаимного понимания.

Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

Среди функций общения ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая — с установлением человеческих отношений.

В образовании сообщества заключается еще одна функция общения, которая направлена на поддержку социально-психологического единства в группах и связана с коммуникативной деятельностью (сущность деятельности в создании и поддержке конкретной взаимосвязи людей в группах) она допускает информационный обмен знаниями, отношениями и чувствами между людьми, т.е. имеет целью передачу-восприятие индивидом общественного опыта. Среди социальных функций общения важны функции подражания опыта и изменения личности (последняя осуществляется на основе механизмов восприятия, подражание, убеждение, заражение).

Изучение специфики общественно-политической деятельности позволяет выделить следующие основные функции общения в этой области знания (А. Деркач, Н. Кузьмина):

Регулятивную. В процессе общения осуществляется непосредственное или косвенное влияние на члена группы с целью изменения или сохранения на том же уровне его поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей и отношений. Регулятивная функция позволяет организовать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов коллектива. Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как компонента предметной деятельности и конечным ее результатом. Именно осуществление этой важной функции общения позволяет оценить эффект общения, его производительность или непроизводительность;

Познавательную. Названая функция заключается в том, что в результате систематических контактов в ходе совместной деятельности члены группы овладевают различными знаниями о самих себе, своих друзьях, способах наиболее рационального решения поставленных перед ними задач. Овладение соответствующими умениями и навыками, возможна компенсация недостаточных знаний у отдельных членов группы и достижение ими необходимого взаимопонимания обеспечиваются именно познавательной функцией общения в сочетании с функцией социально-психологического отображения;

Экспрессивную. Различные формы вербального и невербального общения являются показателями эмоционального состояния и переживания члена группы часто вопреки логике и требованиям совместной деятельности. Это своеобразное проявление своего отношения к тому, что происходит через обращение к другому члену группы. Порой несовпадение в способах эмоционального регулирования может привести к отдалению партнеров, нарушению их межличностных отношений и даже к конфликтам;

Социального контроля. Способы решения задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют нормативный характер, их регламентация посредством групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность коллектива, согласованность совместных действий. Для поддержки согласованности и организованности групповой деятельности используются различные формы социального контроля. Межличностное общение в основном выступает в роли отрицательных (осуждение) или положительных (одобрение) санкций. Следует, однако, отметить, что не только одобрение или осуждение воспринимается участниками совместной деятельности в качестве наказания или поощрения. Нередко и отсутствие общения может восприниматься как та или иная санкция;

Социализации. Эта функция — одна из важнейших в работе субъектов деятельности. Приобщаясь к совместной деятельности и общения, члены группы осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими людьми. Хотя умение быстро оценить собеседника, ориентироваться в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют умение действовать в интересах группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы.

Анализ особенностей общения в сфере деловых взаимоотношений также указывает на его многофункциональность (А. Панфилова, Е. Руденский):

В. Панферов считает, что основные функции общения часто характеризуют, не прибегая к анализу функций человека как субъекта взаимодействия с другими людьми в совместной жизнедеятельности, что приводит к потере объективных основ их классификации. Анализируя классификацию функций общения, предложенную Б. Ломовым, исследователь ставит вопрос: «Исчерпывающими являются ряды функций по их количеству? Как много может быть таких рядов? О какой основной классификации может идти речь? Как разные основы связаны между собой?»

Пользуясь, случаем, напомним, что Б. Ломов выделил два ряда функций общения с различными основаниями. Первый из них включает три класса известных уже функций — информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, а второй (по другой системе оснований) — охватывает организацию совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

Отвечая на первый поставленный вопрос, В. Панферов среди основных функций общения выделяет шесть: коммуникативную, информационную, когнитивную (познавательная), эмотивную (ту, что вызывает душевные переживания) , конативную (регуляцию, координацию взаимодействия), креативную (преобразовательная).

Все приведенные функции трансформируются в одну главную функцию общения — регуляторную, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности. Выделенные функции, по мнению исследователя, следует рассматривать как одно из оснований для классификации всех других функций человека как субъекта общения.

Источник:
Структура и функции общения
Кратко о структуре и функциях общения
http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=3

Функции межличностных и межгрупповых конфликтов

Под функциями межличностных и межгрупповых конфликтов понимается роль, которую они играют во взаимоотношениях людей и в благополучии вовлеченных в них личностей или социальных групп. Эту роль однозначно как положительную или отрицательную определить нельзя, и ее характеристика зависит не только от неопределенности самого понятия «конфликт», но также и от того, что конфликты могут иметь для вовлеченных в них сторон одновременно как положительное, так и отрицательное значение.

Приступая к обсуждению этой проблемы, вначале остановимся на межличностных функциях, а затем обсудим вопрос о роли межгрупповых конфликтов. Кроме того, представляя конфликты, которые могут играть положительную или отрицательную роль, мы в первую очередь обратим внимание на их положительное, а затем уже на отрицательное значение в жизни и деятельности отдельных людей и социальных групп.

Положительное значение межличностных конфликтов может заключаться в следующем.

1. Они обнаруживают существующие между людьми или социальными группами противоречия и позволяют им эти противоречия осознать. Без осознания имеющихся противоречий они, естественно, не будут разрешены.

2. Конфликтные ситуации наилучшим образом раскрывают психологию людей, как их положительные, так и отрицательные стороны. Если бы не существовало конфликтов, то люди не имели бы возможности с разных сторон узнать друг друга.

3. Возникшую конфликтную ситуацию вовлеченные в нее люди в большинстве случаев стараются как-то разрешить. Значит, конфликт, если он уже возник, помогает решению проблем, имеющихся между людьми и социальными группами, и, как следствие, их сближению.

4. Возникновение конфликтов в настоящем препятствует их возникновению в будущем или снижает остроту будущих конфликтов. Сравнительно редко бывает так, чтобы между людьми или группами постоянно возникали конфликты но одному и тому же поводу и проявлялись с прежней остротой (если, конечно, эти люди или социальные группы заинтересованы в том, чтобы разрешать существующие между ними конфликты). Так, в семье со временем и по мере увеличения возраста ее членов конфликтов между ними происходит, как правило, все меньше и меньше.

5. Конфликт активизирует психологию людей, заставляет их мыслить, искать выход из сложившейся ситуации. Тем самым конфликт косвенно может способствовать психологическому развитию людей. Даже если этого реально не происходит, все равно участники конфликта со временем вырабатывают своеобразный психологический иммунитет к возникновению конфликтов и начинают более спокойно, терпимо относиться к существующим между ними противоречиям. Во всяком случае, этот «иммунитет» позволяет им далее нормально существовать, уверенно чувствовать себя в конфликтной ситуации.

Возможные отрицательные последствия межличностных и межгрупповых конфликтов могут быть следующими.

1. Конфликты, безусловно, ухудшают (хоты бы временно — тогда, когда они возникают и существуют) взаимоотношения людей.

2. Конфликты очевидным образом отрицательно сказываются на самочувствии людей, вовлеченных в них. Эти люди в конфликтной . ситуации переживают отрицательные эмоции, а такие эмоциональные переживания всегда негативно сказываются на психическом или физическом состоянии человека.

3. Конфликты мешают людям нормально взаимодействовать друг с другом, а такое взаимодействие им необходимо в современных условиях жизни.

4. От конфликтов страдают не только сами их участники, но и окружающие люди, особенно если те близко к сердцу воспринимают возникшую конфликтную ситуацию.

5. Конфликты могут не только способствовать, но и препятствовать личностному (психологическому) развитию людей. Это, в частности, проявляется в том, что люди, во-первых, лишаются поддержки тех, кто находится с ними в конфликте и мог бы оказать им помощь в психологическом росте (своих оппонентов в конфликтной ситуации). Во-вторых, человек, вовлеченный в конфликт и полностью поглощенный им, ни о чем другом, кроме того, что связано с конфликтом, в данный момент не думает. Следовательно, по крайней мере, на время конфликта он лишается возможности получать и перерабатывать необходимую для его личностного роста информацию.

Положительные и отрицательные функции межличностных и межгрупповых конфликтов во многом являются сходными. Однако межгрупповые конфликты по своим следствиям могут кое в чем отличаться от межличностных. Эти отличия проявляются в следующих, положительных и отрицательных, функциях межгрупповых конфликтов.

К положительным функциям межгрупповых конфликтов можно отнести следующие.

1. Такие конфликты являются своеобразным катализатором социальных процессов и связанных с ними межгрупповых отношений. Благодаря наличию межгрупповых конфликтов общество не стоит на месте и развивается. Известная диалектическая точка зрения, согласно которой возникновение и разрешение противоречий есть необходимый момент развития, распространяется и на межгрупповые конфликты. Если бы таких конфликтов не было, то общество и люди не могли бы развиваться или, во всяком случае, их развитие бы замедлилось. История показывает, что быстрее всего развивались те страны, которые прошли через множество конфликтных ситуаций как на межгосударственном, так и на внутреннем уровне.

2. Межгрупповые конфликты, как и межличностные, позволяют социальным группам лучше осознавать как свои интересы, так и интересы других социальных групп, активнее искать способы удовлетворения этих интересов, не нарушая вместе с тем интересы других социальных групп. Так, например, политические партии, конфликтующие между собой накануне и во время выборов, оказавшись у власти, как правило, идут на компромисс, работают вместе в соответствующих органах государственной или муниципальной власти; и в этот период времени конфликтов между ними, как правило, не существует.

3. Межгрупповые конфликты позволяют их участникам лучше понимать друг Друга, психологию людей, представляющих разные социальные группы, а это необходимо для нормализации человеческих взаимоотношений.

4. После открытых межгрупповых конфликтов соответствующие социальные группы, как правило, быстрее находят общий язык и проще договариваются друг с другом, чем до возникновения конфликтной ситуации (до получения опыта участия в межгрупповом конфликте).

Межгрупповые, как и межличностные, конфликты могут иметь отрицательные последствия, основные из которых могут быть следующими.

1. Конфликт, если он не разрешается, может привести к эффекту межгрупповой поляризации. Его возникновение может сделать конфликт трудноразрешимым или вообще неразрешимым.

2. В результате межгруппового конфликта становится невозможным нормальное функционирование организации или общества, в состав которого входят соответствующие социальные группы.

3. В межгрупповой конфликт, как правило, оказываются вовлеченными и отдельные люди, которые являются членами соответствующих социальных групп. Если эти группы являются для них референтными, то их участники вынуждены поддерживать других членов своих групп в их конфликтном противостоянии оппонентам. В итоге возникший межгрупповой конфликт может породить и множество трудноразрешимых межличностных конфликтов, которые в его отсутствие могли бы не возникнуть.

В реальной жизни положительные и отрицательные функции межличностных и межгрупповых конфликтов каким-то образом уравновешиваются, и это является одним из оснований для постоянного существования, систематического воспроизведения и разрешения разнообразных конфликтов между людьми.

Источник:
Функции межличностных и межгрупповых конфликтов
Под функциями межличностных и межгрупповых конфликтов понимается роль, которую они играют во взаимоотношениях людей и в благополучии вовлеченных в них личностей или социальных групп. Эту роль
http://studme.org/1791021115744/psihologiya/funktsii_mezhlichnostnyh_mezhgruppovyh_konfliktov

COMMENTS