Функции невербальной коммуникации

Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении

Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении

Речь – основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы передаем информацию друг другу, используя не только слова, но и множество иных способов, среди которых – жесты, мимика, позы, одежда, прически, даже предметы, окружающие нас (например, обстановка в комнате). То, какие украшения мы носим, какие сорта чая или кофе предпочитаем, как проводим свободное время, – все это также представляет собой определенный вид сообщений, который получил название «невербальные сообщения» (англ., non-verbal – без использования слов, несловесный).

Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством:

1) выразительных движений тела – так называемое экспрессивное поведение личности (мимика, жесты, позы и т. д.);

2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т. д.);

3) определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (то есть того пространства, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он предпочитает говорить с собеседником);

4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет к дню рождения; опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно).

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)

Источник:
Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении
Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении Речь – основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы передаем информацию друг другу, используя не
http://studall.org/all4-69891.html

Московский государственный университет печати

Невербальное общение — общение посредством неречевых знаковых систем .

Специалисты считают, что, общаясь с человеком, мы более половины (по разным источникам — от 50 до 90%) получаем посредством неречевых знаковых систем.

Функции невербальной коммуникации:

1) дополнение и замещение речевого высказывания;

2) регуляция межличностных отношений;

3) репрезентация эмоциональных состояний;

4) обмен ритуалами;

5) регуляция самопредъявлений.

Факторы влияющие на невербальный язык:

• национальная принадлежность (одни и те же жесты у разных народов могут иметь различные значения);

• состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);

• профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);

• уровень культуры, который влияет на систему жестов, представление об этикете, правильном воспитании;

• статус человека (чем выше стоит он по иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утонченными);

• принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);

• актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);

• возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, с возрастом может снижаться скорость движений);

• сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности);

• возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие).

Таким образом, все системы невербальной коммуникации существенно дополняют речевое воздействие, как усиливая его, так и ослабляя. Кроме того, именно невербальные средства общения представляют информацию о душевном состоянии, настроении собеседника, отношении к партнеру и к обсуждаемой проблеме, помогают выявить намерения его участников.

Классификации систем невербальной коммуникации.

1) по анализаторам:

• ольфакторная (обоняние (запахи));

• кинестетическая (другие виды ощущений и эмоций);

2) по модальностям (способ обработки информации):

• визуальная (зрительные образы);

• аудиальная (слуховые образы);

• кинестетическая (различные виды ощущений);

• дискретная (схемы, таблицы).

Визуальная система (оптическая система, кинесика) общения включает в себя: мимику, жесты, позы, походку, кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временную организацию общения (дистанция между партнерами), контакт глазами (визуальный контакт), вспомогательные средства общения, подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода).

Рассмотрим основные характеристики этой системы.

Мимика. Она классифицируется на основе ведущего признака (лба, глаз, рта).

• беспорядочная, судорожная, гармоничная;

• разнообразие мимических картин, быстрота смены мимических формул, способность передавать нюансы;

• стереотипная , индивидуальная.

Жесты — движения рук или кистей рук. Н.И. Смирнова (1977) предлагает их следующую классификацию:

1. Коммуникативные — понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении:

• приветствия и прощания;

• угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие;

• оскорбительные, дразнящие, встречающиеся в основном в общении детей;

• утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение;

• прочие, встречающиеся в различных ситуациях межличностного общения (например, жест, передающий готовность отвечать на заданный преподавателем вопрос или нежелание выполнять, совершать то или иное действие; жест, означающий конец работы, победу).

2. Подчеркивающие — как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.

3. Модальные — выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды:

• одобрение, неудовольствие, ирония, недоверие;

• неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность;

• растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление.

Горизонтальные жесты, как правило, воспринимаются позитивно.

Вертикальные — подавляют и воспринимаются негативно.

Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека.

В целом позы выполняют в общении две функции:

• расчленять поток речи на единицы;

• регулировать межличностные отношения в диадах.

Изменения позы, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися.

Походка имеет ряд характеристик: ритм, скорость, длину шага, давление на поверхность. К ней также относят элементы движения при ходьбе, например: положение носков, движения рук, плеч.

Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием, возрастом, с состоянием человека.

• индикаторная (свидетельствующая о текущем состоянии субъекта);

• коммуникативная (регулирует пространство общения);

• социальной стратификации (система признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе ; условия, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т. п. ) и т. д.

Быстро ходят, размахивая руками , люди, которые имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать.

Руки в карманах, даже в теплую погоду, держат те, кто повышенно критичен и скрытен; как правило, им нравится подавлять других людей.

В карманы часто засовывают при ходьбе руки и те, кто находится в угнетенном состоянии, но при этом предпочитают смотреть под ноги, не поднимая взора вверх или в том направлении, куда они идут, как бы рассматривая, что там внизу, под ногами.

На бедрах руки держат те, кто похож на спринтера, он хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за минимальное время.

Высоко поднят подбородок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные — это присуще людям самодовольным, несколько заносчивым, с расчетом произвести впечатление. Свойственно лидеру, за которым — на шаг сзади следуют подчиненные.

Визуальный контакт — изменение ширины зрачков, степени открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения.

Люди, склонны к зрительному контакту в большей степени тогда, когда они слушают, чем когда говорят.

Прямой зрительный контакт указывает на готовность участвовать в деле, которым люди собираются заняться вместе.

Частый или устойчивый зрительный контакт означает доверие, т. е. заинтересованность и готовность добросовестно относиться к обсуждаемой проблеме. Важное значение имеет не только, как часто смотрит собеседник в глаза другому, а в какой момент он перестает это делать или, наоборот, начинает.

Контакты глаз резко возрастают, взгляд становится напряженным, силовым , когда человек агрессивен, озлоблен или защищается.

Когда партнер смотрит искоса, украдкой , это может говорить о его подозрительности или сомнении.

Человек отводит глаза тогда, когда задаст вопросы, от которых он чувствует себя неудобно, ощущает вину.

Пустой, отсутствующий взгляд , указывает на утомление или угасание интереса к теме разговора. В этом случае необходимо изменить темп, ритм, эмоциональную окраску разговора, чтобы возродить интерес к нему, или разговор следует прекратить.

Зрачки увеличиваются в четыре раза по сравнению с нормальным размером при волнении.

Зрачки сужаются когда, человек сердится, его отношение к ситуации негативно.

Когда человек пытается скрыть какую-нибудь информацию или лжет, то его глаза встречаются с глазами собеседника менее одной трети всего времени разговора .

Если человек смотрит на партнера более двух третей всего времени разговора , то он или находит партнера весьма интересным и привлекательным (и в этом случае его зрачки увеличены),

Важным является не только промежуток времени, в течение которого смотрят на вас, но также и та область лица и тела, на которую он устремлен.

Деловой взгляд , устремленный в район лба собеседника, создает серьезную атмосферу, деловой настрой.

Светский взгляд , устремленный ниже уровня глаз собеседника, способствует созданию атмосферы непринужденного общения. Во время различных вечеров и приемов собеседники чаще всего обращают внимание на треугольник, который расположен между глазами и ртом человека.

Интимный взгляд устремлен в район между грудью и глазами. Человек, который воспринимает этот взгляд, как правило, отвечает таким же.

Взгляд поверх очков. Человек, на которого смотрят подобным образом, может подумать, что к нему относятся критически и пытаются каким-то образом оценить.

Взгляд искоса , когда соединяется со слегка поднятыми бровями или улыбкой, то это говорит об интересе и очень часто используется как сигнал ухаживания. Если же он соединяется с нахмуренными бровями или же опущенными уголками рта, то это говорит о подозрительном или критическом отношении.

Взгляд устремленный в какую-то определенную точку , иногда выражает смущение, стеснение, стыд, недостаток знаний, уверенности.

Взгляд снизу вверх может свидетельствовать о скрытности, коварстве, незаметном подглядывании снизу.

Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды — сигнал к установлению контакта.

Стремление избежать взгляда — один из признаков затруднений и барьеров в общении.

Пристальный, неподвижный взгляд тоже может характеризовать возникшие трудности.

«Язык» глаз проявляется в степени их открытости, направлении взгляда, движении.

Степень открытости глаз

Особенности имеющейся ситуации и прочие мимические явления (например, оцепенение или блеск глаз, положение уголков рта, руки в защитной позиции, общее напряжение или расслабление тела и т. п.) указывают на подходящее в данном случае толкование.

Полностью открытые глаза свидетельствуют о высокой восприимчивости чувств и выражают: мечтательность; открытость в случае доверия, проявления наивности; специальный прием — мошенники сознательно «работают» с невинно открытыми, излучающими доверие глазами, стремясь создать впечатление простачка, наивного человека.

Прикрытые глаза , когда верхнее веко прикрывает верхнюю часть глаза, выражают равнодушие, покорность, инертность и даже тупость. Чаще всего это выражает: неподдельное отсутствие интереса, скуку; надутость, высокомерие, чванство, высокое самомнение; инертность, равнодушие, слабость побуждений, покорность; сильное утомление вплоть до истощения.

Закрытые глаза (без особого напряжения) означают: самоизоляцию от внешних воздействий с целью тщательного обдумывания; рассматривание с наслаждением чувственных образов или мыслей (на концерте, на докладе, в глубоком разговоре, в сауне и т. д.); незаметное выражение согласия или понимания, иногда соединенное лишь с чуть обозначенным кивком головой.

Суженный или прищуренный взгляд (круговая мышца сокращается так, что остается лишь щелочка для зрения, при этом зрительные оси пересекаются в точке, на которую направлен взгляд) чаще всего означает: пристальное наблюдение, напряженное внимание (если это взгляд сбоку, то еще хитрость); высокую степень душевной концентрации; чрезмерную критичность, черствость и недо-брожел ател ьность.

Прищуривание только одного глаза, подмигивание чаще всего означает: достижение тайного согласия с кем-то другим; знак кокетства между полами (при этом склоненная набок голова и соответствующая улыбка).

Сверкание глазами (резкое, повторяющееся мигание) может быть сигналом неуверенности, затруднений, нервозности, повышенной возбудимости.

Прямой взгляд , с полностью обращенным к партнеру лицом, означает: полный, неподдельный интерес к другому лицу и к делу; человеческое признание другого лица, внимание к нему; ненарушенное естественное доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию без запасных вариантов («прямой характер», «прямой человек»).

Взгляд, направленный вдаль , чаще всего говорит о задумчивости, сосредоточенности, сомнении и колебании.

Взгляд, направленный «сквозь» партнера , означает подчеркнутое неуважение, возможную агрессивную реакцию.

Взгляд, направленный мимо партнера , говорит об эгоцентризме, направленности и нацеленности на себя.

Преимущественно ближайший или дальний «прицел» глаз («смотрящий далеко вперед» или «близко перед собой», «недалекий» человек) во взаимосвязи с направлением взгляда во многих ситуациях разговора имеет очень большое значение. По нему должно создаваться надежное общее впечатление.

Взгляд направлен в неопределенную даль — мысли и интересы сконцентрированы на далеком (непосредственно конкретном) содержании, соответствует спекулятивно-абстрактному мышлению, задумчивости, раздумьям.

Взгляд направлен в бесконечность «сквозь» глаза партнера: своеобразная смесь ослепления и раздражения; вызывающее незамечание партнера, сквозь которого смотрят, как сквозь воздух; подчеркнутое неуважение. Наиболее сильно выводит другого из равновесия. Это небезопасно вследствие возможной агрессивной реакции.

Сведение глаз (центрированный взгляд): направленность на конкретную ситуацию или реальность из непосредственного окружения. Означает конкретное мышление, практическую установку, хорошую наблюдательность.

Взгляд, направленный мимо партнера на какую-либо фиксированную точку в пространстве: впечатление разговора с самим собой, нехватка связей с окружающими людьми, направленность на себя вплоть до аутизма.

Взгляд снизу (при склоненной голове) означает при малой напряженности и согнутой спине подчиненность, покорность, услужливость. При более сильном напряжении и легких вертикальных складках на лбу — расчетливую самоотдачу после скрытого наблюдения. При сильном напряжении также может выражать готовность, мобилизацию, доходящую до готовности к борьбе.

Взгляд сверху вниз (при откинутой голове) говорит об чувстве превосходства, истинной гордости, высокомерии, презрении, поисках господства.

При нормальной посадке головы глазные яблоки повернуты вверх — означает: при расслабленности (в лице) и соответствующих условиях глубокие религиозные размышления, восхищение, погружение в высокие мысли; при напряженности (в лице) — особенно, если заметить, что это позирование: попытку изобразить религиозные размышления при приверженности высоким этическим идеалам, создать такую видимость и использовать ее для достижения эгоистических целей.

Уклоняющийся взгляд (всегда уходит, убегает из-за чувства слабости) демонстрирует неуверенность из-за боязливости, слишком большой скромности или робости, какого-либо чувства вины. Типично при знакомствах, когда твердый взгляд одного никак не может поймать глаза другого. Опускание глаз во время разговора используется, чтобы сделать невозможным контакт глаз.

Фиксированный взгляд на какой-то объект в окружении — однозначная устремленность к цели («смотреть фактам в лицо»); на человека — уверенность в себе, сознание своих сил и возможностей, обычно неосознанно-критическое рассмотрение других.

Попеременный контакт глазами говорит о подтверждении внимания, уважении к партнеру, полном к нему доверии. Часто встречается у детей и влюбленных.

Жесткий (слишком фиксированный) взгляд , сопровождающийся сужением сектора обзора, означает бесцеремонность, недоверие, иногда проницательность, догадку, чаще всего скрытость, агрессивность.

Фиксированный (слишком твердый), прямой и одновременно суженный взгляд: критическое испытание, основанное на дистанцировании и недоверии, проницательность, бесцеремонность, скрытность, тайные намерения, в том числе и зловредной природы, агрессивность вплоть до садизма: «холодный», «пронизывающий» взгляд используется прокурорами и криминалистами в известных случаях или же, например, бесцеремонными и навязчиво ведущими себя мужчинами по отношению к практически беззащитной женщине.

Подчеркнуто прямой, твердый и сознательно-открытый взгляд: изощренно-уверенный взгляд человека, «прошедшего огонь и воду», демонстративно показываемая открытость здесь лишь средство достижения недобрых целей.

Глаза направлены твердо и на партнера, голова и верхняя часть тела откинуты назад: защита при готовности нападения, особенно при напряженности в посадке головы и мимике.

Оценивающе-блуждающий взгляд при движении снизу вверх и в стороны говорит о восхищении (красивыми вещами, произведениями искусства) и даже почитании. Часто при этом присутствует соответствующее выражение восхищения в области рта (характерная улыбка) и глаз.

При движении сверху вниз и в стороны — означает критическое рассмотрение, а подчас и пренебрежение.

Неопределенный взгляд: недостаток ясности в целях, недостаток твердости, постоянства. Типичен диффузный взгляд пьяного у некоторых психических больных: безостановочное движение глаз, непрерывно протекающее до бесконечности.

Спокойный взгляд выражает удовлетворенность восприятия, вдумчивость, рассудительность. Спокойный вялый взгляд говорит о заторможенности, оцепенении.

Беспокойный взгляд свидетельствует о возбудимости, непостоянстве, замешательстве, отвлекающих факторах, отсутствии определенной направленности на восприятие слов партнера по общению.

Бегающий взгляд говорит о болезненной чувствительности и возбудимости, существовании неопределенного чувства угрозы.

Вращение глаз часто бывает после контрольного взгляда, чтобы убедиться, что сигнал воспримут, а также посылаемое украдкой сообщение, что ситуация невыносимо скучна

Интонация — совокупность звуковых средств языка, организующих речь, позволяет выражать мысли, чувства, волевые устремления.

Акустическая система подразделяется на:

• паралингвистическую систему (просодика) — система вокализации, т. е. высота, диапазон, тональность, высота, длительность, громкость;

• экстралингвистическую систему — включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: покашливание, смех, плач, вздох, шепот.

Пауза как выразительное средство интонации группирует слова по логическим требованиям. Длительность пауз не является стандартной, всюду одинаковой, наоборот, продуманно варьируя длительность пауз, мы усиливаем их выразительность и естественность.

Ударение — это тонально-силовой акцент, который делается на одном слове в речевом такте.

Мелодия в звучащей речи — изменение высоты голоса, его тональное повышение и понижение.

Тембр — качество звука (его «краска»), позволяющее различать звуки одной и той же высоты, произносимые различными голосами .

Сила голоса — интенсивность напряжения голосовых связок и величина давления воздуха в подсвязочном пространстве. У разных людей она различна: у одних голос сильный, выносливый, способный справляться с большими речевыми нагрузками; у других людей голос слабый.

Итак, выразительные движения выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения.

Высокий, пронзительный, громкий или дрожащий голос часто расценивается как признак беспокойства.

Изменения ритма и скорости речи, исчезновение пауз, разрыв слов, неуместный хохот, учащенное или поверхностное дыхание часто рассматриваются как симптом напряженности.

Ускорение темпа речи сигнализирует об интенсивности эмоций.

Говорят быстро в состоянии возбуждения, агрессии.

Замедление речи может указывать на стремление оттянуть неприятный для говорящего ответ, потребность сосредоточиться, подумать и вспомнить какую-нибудь важную информацию.

Голос становится топким, писклявым в состоянии неуверенности, стресса, повышенной тревожности.

Повышенная громкость может порождена чем-то, вызывающим восторг, энтузиазм, приподнятое настроение, радость, удовольствие.

Говорить громко человек может от гнева, испуга, беспокойства, разочарования.

Снижение громкости связано с нежеланием говорящего, быть услышанным другими.

Тихий голос — всего лишь индикатор чего-то. Нужно искать соответствующие причины.

Полезно, если наш собеседник взволнован, затратить несколько минут на обсуждение близкой, но менее значительной темы, чтобы снять напряженность.

Заметив, что громкость речи собеседника кажется не соответствующей ситуации, надо искать причины этого несоответствия.

Тактильная система — прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи. В общении они выполняют функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Виды такесики представлены на рис. 6 .

Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.

Существуют следующие виды рукопожатий:

• доминирующее — рука сверху, ладонь развернута вниз;

• покорное — рука снизу, ладонь развернута вверх;

• равноправное — рука боком, ладонь развернута к собеседнику.

Похлопывание по плечу , возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Когда человек пытается быть убедительным, подключает прикосновение к своему красноречию, дотрагиваясь до руки или рукава собеседника в моменты интонационного ударения .

Если кто-то твердо схватывает вашу руку и поворачивает ее так, что его рука оказывается прямо над вашей , то он пытается добиться физического доминирования. Если же ваша рука оказывается над его рукой, повернутой ладонью вверх , то он демонстрирует желание принять роль подчиненного.

Рука собеседника берется правой рукой, а левой — накрывается — рукопожатие политика.

Пожатие правой рукой с одновременным похлопыванием левой по плечу — допустимо между близкими друзьями, многие политики пожимают руки именно так.

Женщина, выражающая искренние чувства, берет руки подруги в свои и с соответствующим выражением лица выказывает свою симпатию.

Ольфакторная система осуществляет восприятие, передачу и анализ запахов.

Все запахи делят на приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека. Данная система служит дополнительной характеристикой складывающегося о человеке впечатления.

© Центр дистанционного образования МГУП

Источник:
Московский государственный университет печати
Невербальное общение — общение посредством неречевых знаковых систем . Специалисты считают, что, общаясь с человеком, мы более половины (по разным источникам — от 50 до 90%) получаем посредством
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook902/01/part-010.htm

Функции невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация – вся совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу.

Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы — 80, французы — 120, мексиканцы — 180).

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приёмами.

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.

В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.

М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.

В книге «Психология» (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.

Источник:
Функции невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация – вся совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному
http://www.bibliotekar.ru/psihologia-4/173.htm

COMMENTS