Генетическая психология

Генетическая психология

В развитии генетической психологии особое место принадлежит швейцарскому психологу Ж.Пиаже (1896 — 1980).

В 11 лет он опубликовал первую научную статью о воробьях-альбиносах, т.к. всю жизнь интересовался биологией и математикой. В университете он занимается биологией и философией. В 1918 году он становится доктором наук по работе о моллюсках.

После университета Пиаже едет в Цюрих, знакомится там с исследованиями К.Юнга, изучает технику психоанализа и получает знания, которые позже испытывает, соединяя экспериментальный лабораторный метод биологии с более свободным и информативным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке этого метода, который он позже применял для изучения мышления детей, Пиаже посвятил несколько лет жизни и назвал его методом клинической беседы.

В 1919 году он приглашен в Париж, в течение двух лет работает с А.Бине над шкалами измерения интеллекта и изучает типичные ошибки детей при решении «простых тестов Бине». В 1921 году он возвращается в Женеву; Э.Клапаред пригласил его на должность директора Института Жан-Жака Руссо.

Он читает лекции и в Женевском университете, и работает в доме малютки. Материал, наработанный в этот период, стал основой его первых книг «Мышление и речь ребенка», «Суждение и рассуждение ребенка». В них он дал концепцию когнитивного развития детей как постепенного, в несколько стадий, процесса. Дополнительным материалом для его книг стали наблюдения над собственными детьми.

В 1949 – 1951 годах Пиаже создает свой основной труд «Введение в генетическую эпистемологию». Это направление в исследовании мышления; цель – создать общую теорию развития познания на уровне синтеза данных филогенеза и онтогенеза, а в 1955 году он возглавил Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. До конца жизни Пиаже работал в этом исследовательском центре, был его бессменным директором.

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии, исходя из идеи, что основой психического развития является развитие интеллекта. Экспериментально он показал, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, восприятие и память.

Этапами психического развития Пиаже считал этапы развития интеллекта, которые ребенок проходит в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы является логическое мышление. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание и создание правильной схемы окружения его обеспечивает адаптацию ребенка к окружающему миру.

При этом адаптация – это активное взаимодействие организма со средой, а активность – это необходимое условие развития. Пиаже считал, «что схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия с объектом». Любимым примером Пиаже по этому поводу был пример о ребенке, не владеющим понятием числа, но осознающим значение числа, перебирая камешки, играя с ними и выстраивая их в ряд.

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации идет постепенно, ребенок испытывает при этом два механизма ее построения – ассимиляцию (уподобление, сходство) и аккомодацию (приспособление).

При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, и человек (субъект) пытается все внешние изменения втиснуть в заданные рамки уже имеющейся схемы (взаимодействие в ситуации).

Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, в результате чего схема действительно является адекватной, полностью отражает все нюансы данной ситуации.

Сам процесс мышления, по Пиаже, — это чередование ассимиляции и аккомодации, до определенного предела ребенок всегда пользуется старой схемой, а затем он изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную схему.

Исследование Пиаже было поэтапным: в 20-е годы XX века, обнаружив связь между мышлением и речью, он строит исследование развития мышления через изучение речи детей, ее развитие. Пиаже собирал типичные для детей вопросы, задавал их самим детям. Он пришел к такому выводу: процесс развития мышления – это процесс экстериоризации (переход внутреннего во внешнее), т.е. мышление появляется сначала как внутреннее, аутистическое, а, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков процесс развития речи, который из эгоцентрической (речи для себя) становится речью социальной, т.е. речью для других.

Эта позиция Пиаже не была принята психологами, прежде всего Л.С.Выготским и В.Штерном, доказавшим, что аутистическое мышление как более сложное не может предшествовать реалистическому (В.Штерн), что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешним и внутренним, а не наоборот (Л.С.Выготский).

В этот период Пиаже сделал открытия по особенностям детского мышления:

эгоцентризм (неумение встать на другую точку зрения);

синкретизм (нерасчлененность мышления);

трансдукция (переход от частного к частному минуя общее);

артивициализм (искусственность, созданность мира);

нечувствительность к противоречиям.

Наиболее значимыми были эксперименты Пиаже по исследованию эгоцентризма. Он задавал детям простые вопросы, в которых нужно было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека (у меня два брата, а сколько братьев у твоего старшего брата).

Второй этап исследований Пиаже пришелся на 30 – 40-е годы, когда он исследовал операциональную сторону мышления. Пиаже, разрабатывал специальные эксперименты по процессам мышления, а до него Л.С.Выготский, В.Штерн, К.Бюллер и другие не исследовали процессов мышления, описывая только продукты мыслительной деятельности. В этот период Пиаже приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, т.к. первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные – переходят во внутренний план, превращаются в логические мыслительные операции. Он открывает главное свойство этих операций – их обратимость.

Пиаже исследовал переход от внешних операций к внутренним, формирование обратимости. Детям 5 — 7 лет давались задания на способность понимать сохранение веса, числа, предметов.

Он разделил весь процесс когнитивного детского развития на следующие стадии: сенсомоторную стадию развития (от рождения до двух лет); предоперациональную стадию (2 — 7 лет); стадию конкретных операций (7 – 12 лет); стадию формальной деятельности (12 и старше).

До 7 лет, по Пиаже, у детей формируются внутренние мыслительные операции, они несовершенны и необратимы. Только к семи годам дети начинают правильно решать задачи, но их логическое мышление пока связано только с конкретными проблемами. Лишь к подростковому возрасту формируется как конкретное, так и абстрактно-логическое мышление.

Периодизация интеллекта, таким образом, приобретает законченную форму: от стадии сенсомоторного интеллекта до стадии формальных операций. В каждой стадии существует два этапа:1) появление необратимой операции данного уровня; 2) развитие ее обратимости.

Сама периодизация заключается именно в переходе операций во внутренний план, приобретения операциями обратимости.

Пиаже первым понял и исследовал качественное своеобразие детского мышления, показал его отличие от мышления взрослых.

Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта стали диагностическими, а величайшей его заслугой является открытая им возможность понять и сформировать детский ум.

Источник:
Генетическая психология
В развитии генетической психологии особое место принадлежит швейцарскому психологу Ж.Пиаже (1896 — 1980). В 11 лет он опубликовал первую научную статью о воробьях-альбиносах, т.к. всю жизнь
http://studopedia.ru/7_14224_geneticheskaya-psihologiya-zhpiazhe.html

Генетическая психология

Объект исследования ДЕТСКОЙ и ГЕНЕТИЧЕСКОЙ психологии — психическое развитие в онтогенезе.

Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Генетическая психология может опираться на результаты исследований, выполненных на детях и взрослых (дети не составляют предмета изучения ГП).

Генетическая психология — это отрасль психологической науки, изучающая проблемы возникновения и развития психических процессов, основной стратегией которой является воссоздание, формирование психического явления.

Предмет генетической психологии — проблемы возникновения и развития психических процессов, основной стратегией которой является воссоздание, формирование психического явления

ДЕТСКАЯ (возрастная) психология — это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития ребёнка и формирования личности в онтогенезе.

Предмет детской (возрастной) психологии — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Стратегия исследования психического развития ребенка.

Стратегия – общее направление исследования, которое должно привести к достижению желаемого результата – фактов.

В зависимости от задачи, которую перед собой ставили ученые появлялись следующие стратегии исследования.

1. Задача: накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

Стратегия наблюдения. Методы:
• дневники (В.С.Мухина, Ж. Пиаже)
• Зеркало Гезелла
• М.Л.Басов. Метод активного наблюдения
Минусы: если наблюдения делают не родители не являющиеся психологами, то у них получаются субъективные результаты; факт можно увидеть только 1 раз.

2. Задача: приведение фактов в систему, выделение этапов и стадий развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и, в конце концов, понять его причину.

Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание. Методы:
• поперечных срезов
• лонгитюда

Задача: Построение явления с заранее заданными желаемыми свойствами.

Стратегия формирования психических процессов (активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами)
• экспериментально-генетический метод (метод экспериментально вызванного генеза) Выготский
• метод поэтапно-планомерного формирования умственных понятий и образов. Гальперин.

Источник:
Генетическая психология
Объект исследования ДЕТСКОЙ и ГЕНЕТИЧЕСКОЙ психологии — психическое развитие в онтогенезе. Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов.
http://murzim.ru/nauka/psihologija/vozrastnaja-psihologija/27125-detskaya-i-geneticheskaya-psihologiya-predmet-obekt-i-metody-issledovaniya.html

Генетическая психология

Приверженец когнитивной психологии. Труды Пиаже, посвященные целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли отражение во многих трудах этой школы.

Занимался изучением языка и мыслительных процессов у детей, обращая особое внимание на представления ребенка о пространстве, времени, числе и причинности, а также на развитие восприятия и нравственное развитие.

Основная мысль Пиаже заключается в том, что понимание ребенком реальности – связное и непротиворечивое целое, позволяющее адаптироваться к окружению. По мере того как ребенок растет, он проходит несколько стадий, на каждой из которых достигается «равновесие»:

1. Первый поворотный пункт, примерно в полтора года, является также концом «сенсомоторного периода». В этом возрасте ребенок способен решать различные невербальные задачи: ищет объекты, которые исчезли из поля зрения, т.е. понимает, что внешний мир существует постоянно, даже когда не воспринимается.

2. Следующий этап «дооперациональная стадия», характеризуется концептуальным пониманием мира и связана с освоением языка.

3. Примерно к семилетнему возрасту ребенок достигает стадии «конкретных операций», например понимает, что число предметов не зависит от того, разложить ли их в длинный ряд или компактной кучкой; раньше он мог решить, что в длинном ряду предметов больше.

4. Последняя стадия приходится на ранний подростковый возраст и носит название стадии «формальных операций». На этой стадии становится доступным чисто символическое представление о предметах и их отношениях, появляется способность мысленного манипулирования символами.

Пиаже выдвинул гипотезу, что наука также может рассматриваться с генетической точки зрения, как эволюционный процесс, и что научный взгляд на природу реальности является следствием установления равновесия, а не постепенным открытием все большего числа «истин».

Генетическая эпистемология – в самом широком и общем смысле это исследование механизмов, с помощью которых вырастает совокупность наших знаний (теория познания в общем плане). Пиаже рассматривает генетическую эпистемологию как прикладную генетическую психологию. Его собственные практические данные по генетической психологии он применяет не к проблемам воспитания детей, а к вопросам получения научных знаний. Генетическая эпистемология конструируется, таким образом, как междисциплинарная область исследований, обобщающая данные: а) психологии формирования интеллектуальных структур и понятий у ребенка; б) логического анализа современной структуры научного знания; в) истории развития основных научных понятий.

Основываясь на результатах собственных исследований, Пиаже сформулировал теорию формирования интеллектуальных структур и понятий у ребенка. С его точки зрения этот процесс подразделяется на стадии, качественное сходство и различие которых служат ориентирами при изучении всего процесса развития. Основные критерии этих стадий:

1. реальность – интеллектуальное развитие действительно обнаруживает достаточную качественную разнородность, которая позволяет выделить отдельные стадии;

2. неизменная последовательность стадий – стадии возникают в ходе интеллектуального развития в неизменном и постоянном порядке или последовательности. Хотя эта последовательность неизменна, возраст, в котором каждая стадия проявляется, может очень значительно варьировать. Не каждый человек достигает конечной стадии развития. Более того, взрослый человек обнаруживает зрелое мышление в области только того содержания, в котором он был социализирован.

3. Иерархичность стадий – структуры, свойственные ранним стадиям, вливаются, или включаются, в структуры, свойственный последующим стадиям. Поэтому формирование первых необходимо для складывания последних.

4. Целостность – свойства структуры, определяющей данную стадию развития, должны составлять единое целое.

5. Подготовка и реализация – каждая стадия имеет период первоначальной подготовки и период реализации. В подготовительном периоде структуры, которые определяют данную стадию, находятся в процессе формирования и организации. Во время периода реализации эти структуры образуют организованное и устойчивое целое.

Таким образом, процесс развития оказался совсем не однородным во всех своих пунктах. Некоторые периоды развития индивида в отношении своих структурных качеств являются более устойчивыми и целостными, чем другие.

Важнейшая черта стадиального развития интеллекта, описанная Пиаже, связана с явлениями горизонтального и вертикального декаляжа. Горизонтальный декаляж – это повторение явления на одной и той же стадии развития; но так как стадия представляет собой неоднородный поток, то повторение не может быть тождественным самому себе в разные моменты времени, оно будет содержать новые элементы, не исключающие и не искажающие прежних. Вертикальный декаляж – это повторение интеллектуальных структур на различных стадиях развития. Вертикальный декаляж позволяет находить единство во всех стадиях развития интеллекта, несмотря на видимые различия между ними. Эти два процесса – горизонтальный и вертикальный декаляж являются взаимно дополняющими друг друга во времени жизни человека с точки зрения эффективности решения ими разных задач.

Теория интеллекта. По мнению Пиаже, эти фундаментальные основы интеллекта являются биологическими. Функционирование интеллекта представляет собой особую форму биологической деятельности и вследствие этого обладает свойствами, общими с той исходной деятельностью, из которой оно возникло. Интеллект имеет биологическое происхождение, и это происхождение определяет его существенные черты. Эти черты следующие:

1. Интеллект связан с биологией, потому что унаследованные организмом биологические структуры определяют, какое содержание мы можем воспринять непосредственно. Подобные биологические ограничения влияют на построение основных логических понятий. Можно утверждать поэтому, что между основными особенностями физиологических и анатомических структур и интеллектом имеется внутренняя связь. Но человек способен преодолевать это ограничения.

2. Человек “получает по наследству” способ функционирования интеллекта, то способ, которым мы осуществляем наши взаимодействия с окружающей средой. Данный способ функционирования интеллекта:

• порождает познавательные структуры;

• остается неизменным на протяжении всей жизни человека.

Никогда в познавательном процессе не встречается ни “чистая” ассимиляция, ни “чистая” аккомодация. Интеллектуальные акты всегда предполагают наличие обоих компонентов процесса адаптации.

Акты аккомодации постоянно распространяются на новые объекты окружающей среды. Это ведет к ассимиляции новых объектов. Этот процесс постоянного внутреннего обновления, по Пиаже, является важным источником познавательного прогресса.

Познавательный прогресс осуществляется медленно и постепенно. Должна иметься в наличии уже готовая система значений, достаточно развитая, чтобы воспринять новые объекты.

В процессе развития эгоцентризм снова и снова появляется в разных формах, хотя одновременно происходит и противоположное явление – реалистическое познание самого себя и объективация внешней действительности. Этот двойственный процесс на всех стадиях развития представляет неразрывное целое.

Для Пиаже идеалом, к которому стремится интеллект, является та или иная форма равновесия между парными инвариантами ассимиляции и аккомодации. Познающий организм на любом уровне развития – это чрезвычайно активное действующее лицо, которое всегда встречает воздействия окружающей среды и конструирует свой мир, ассимилируя его на основе имеющихся у него схем и аккомодируя эти схемы к его требованиям.

Источник:
Генетическая психология
Генетическая психология Пиаже
http://uclg.ru/education/psihologiya/istoriya_psihologii/lecture_geneticheskaya_psihologiya_piaje.html

Генетическая психология

Наряду со многими психическими процессами, явлениями и психическими механизмами сосуществуют процессы возникновения, создания и функционирования психических явлений. Понятие «генетический» должен охватывать эти эволюционные и исторические явления. Но так сложилось, что понятие «генетическая психология», к сожалению, включает только исследования, связанные с развитием ребенка.

Генетическая психология имеет следующие разделы:

1. Период младенца.

2. Детство (обучение, способности, личность, взаимоотношения между детьми и родителями).

3. Подростковый возраст.

4. Возраст возмужания.

Идея генезиса психических явлений возникла у исследователей достаточно быстро. Создание же системного предмета генетической психологии происходит медленно. Это продлится до тех пор, пока не будет найдено способ развития системы генетической психологии, которая удовлетворила логические и существенные критерии бытия предмета исследования.

Исследования Г. С. Костюка обеспечили определение: а) предмета исследования, б) метода, в) продукта развития психики человека, то есть установление основ общей генетической психологии.

Наряду с генетической психологией развиваются и «дочерние» ее отрасли.

Так, генетическая эпистемология, основанная Ж. Пиаже, является примером оригинального определения предмета, задач и методов, которые подчинены законам генезиса форм знаний. Цель генетической эпистемологии — исследовать, в каком возрасте и как человек овладевает знания, понятия, когда у него формируется способность к познавательных мыслительных операций и которые они имеют связи с другими аспектами ее психической жизни. Ж. Пиаже рассматривал психологические механизмы новообразования у человека: а) различных форм и типов знания, б) понятий, в) познавательных операций, г) соотношение знаний различного типа и уровня.

Развитие идей общей генетической психологии (С. Д. Максименко) позволил определить ее объект. Это человек, духовно-телесный индивид, воспитывается предметно-практической деятельностью. Глубинный же смысл предмета — свойства человека. Такое изменение предмета приводит к изменению, замещения исходных понятий генетической психологии. Программой отдаленных целей обучения и воспитания задается нормативный объект -належна человек.

Так, анализ исходного состояния психического явления создает возможность получения нового знания о следующих его состояния. Было установлено, что каждое психическое явление к определенному времени существует и не существует, возникает или исчезает. Но от факта генезиса психического, преобразования одной формы на другую и в ее включения в концепцию генетической психологии проходит длительное время.

В психологии существует много фактов, которые фиксируют моменты зарождения, возникновения психических явлений, прерывание постепенности развития (инсайт, продукты интуиции и т.п.), скачкообразные переходы их в новое состояние, к новой функции, к новому образу действий.

Системная интерпретация фактов генезиса психических явлений вышла за пределы эксперимента и способствовала применению генетических идей к психологической практики. А новые методологические установки позволяют не только определить новый предмет исследования, но и предсказывать новые общие признаки предмета исследования — развитие способностей человека.

Генетическая психология, в отличие от генетической эпистемологии Ж. Пиаже, должна иметь своим предметом исследования:

а) возникновение психических явлений,

б) их происхождения,

в) становление новых психических механизмов в жизненных процессах,

д) возрождения утраченных действенных функций этих явлений.

Многогранность понятия «генетическая психология * ‘состоит в том, что она включает три более или менее глубокие аспекты содержания, которые взаимно-пронизывают друг друга.

  1. Психическое развитие человека происходит в процессе ее деятельности: она сначала овладевает ее, чтобы продуктивно работать, пользуясь психической способностью, регулируя действия и поступки.
  2. Комплекс научных знаний, приобретенных человечеством в процессе производственной, культурной, общественной и художественной деятельности. Эти знания можно назвать психологической мудростью.
  3. Система научных знаний создается путем внедрения в психологию научных методов и особенно эксперимента, в результате чего она приобретает статус науки — выработка нового знания. Благодаря этой работе психологов открыты основные принципы и понятия генетической психологии.

Источник:
Генетическая психология
Наряду со многими психическими процессами, явлениями и психическими механизмами сосуществуют процессы возникновения, создания и функционирования психических явлений. Понятие «генетический» должен
http://studbooks.net/8631/psihologiya/geneticheskaya_psihologiya

COMMENTS