Горный хрусталь

Виноградова Маргарита

1. Первое впечатление.

2. Культурологический анализ вещи.

2.1 Культурологическая вертикаль.

2.2 Культурологическая горизонталь.

3. Смысловая структура вещи.

3.1 Онтологический смысл.

3.2 Функциональный смысл.

3.3 Знаковый смысл.

3.4 Аксиологический смысл.

3.5 Культурно-исторический смысл.

3.6 Культурно-символический смысл.

3.7 Личностно-ассоциативный смысл.

3.8 Актуальный смысл.

3.9 Художественно-образный смысл.

5. Список использованных источников.

1. Первое впечатление

Анализируемая вещь — печать из горного хрусталя, произведенная неизвестным мастером в конце XIX века.

Экспозиция хрустальных изделий

Когда я впервые увидела эту вещь, мой взгляд задержался на ней буквально на несколько секунд — маленькая печать из прозрачного камня, лежащая на прозрачном же стекле рядом с другими печатями, не привлекла поначалу мое внимание, не вызвала интереса. Я уже отступила на шаг от стенда, чтобы продолжить осмотр, когда краем глаза заметила, ЧТО именно было выгравировано на двенадцати гранях печати. Я вернулась и рассмотрела поближе, и теперь для меня других предметов в музее просто не существовало. Только эта печать с двенадцатью знаками Зодиака. Столько вопросов сразу возникло в голове: «для чего она сделана?», «кто ее сделал?», «когда ее сделали?», «почему именно Зодиак?» и т.д. Но ни одного ответа не нашлось. Загадка. Может быть даже тайна. И мне очень захотелось ее разгадать.

Печать из горного хрусталя. Неизвестный мастер конца XIX в.

Но еще больше мне захотелось взять печать в руки. Ощутить этот правильный двенадцатигранник в ладони, сжать его, а потом прощупать пальцами гравировку. Или поднести его к лампе и посмотреть как будет играть свет в гранях. Даже неподвижная, она отливала всеми цветами радуги, стоило мне посмотреть на нее под другим углом.

Загадочная, совершенная, притягивающая мое внимание печать.

2. Культурологический анализ вещи

2.1 Культурологическая вертикаль

Что мы представляем себе, слыша слово «печать»? Некий штамп, который сначала опускают на штемпельную подушку, а потом прижимают к бумаге, оставляя чернильный оттиск. Печать, анализируемая мной, действует совсем по иному принципу: она оставляет рельефный оттиск на воске или сургуче.

Печать как признак удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке (в Шумере, Египте и др. примерно 3000 лет до н.э. может быть даже ранее) и имела форму цилиндра (с изображениями и надписями), который прокатывали по сырой глиняной таблетке с текстом документа для нанесения на неё отпечатка. Перстневая печать-щиток, оттискивавшаяся на воске и различных мастиках, характерна для античных времен.

2.2 Культурологическая горизонталь

Появление данной печати именно в этот период времени обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, это время ДО революции, и написание письма все еще имеет свои правила и требования. Запечатывание письма личной печатью — привилегия состоятельных людей, чиновников и т.д. Следовательно, эта вещь была актуальна в тот период времени, когда ее сделали.

Во-вторых, новизна горного хрусталя как материала для камнерезов. Горный хрусталь в России появился всего лишь в 18 веке (в Европе этот период был закатным для горного хрусталя, ему на смену пришло стекло). Одно из крупнейших месторождений того времени было как раз на Урале.

В-третьих, развитие технологий. Уже в самом конце XVIII столетия мастером фабрики В. Коковиным была спроектирована новая модель механизмов для гранильной фабрики. Устройство механизма было осуществлено только в начале XIX века, когда Коковин создал специальное приспособление для художественной обработки камня, значительно облегчающее работу.

Техническая оснащенность Екатеринбургской гранильной фабрики благодаря неустанной творческой, изобретательской деятельности самих уральских мастеров принадлежала в этот период к наиболее передовым.

Создание так называемых «надносных или арматурных машинок» значительно облегчило труд мастеров и позволило обрабатывать такие твердые породы как калканская яшма или горный хрусталь и создавать новые прекрасные изделия.

3. Смысловая структура вещи

3.1 Онтологический смысл

Материал. Камень — это символ стабильности, продолжительности, надежности, бессмертия, нерушимости, вечного, сцепления, неуничтожимости Высшей Реальности. Камень — статичная жизнь. Покрытый резьбой или полированый камень символизирует характер, который подвергался обработке и совершенствованию.

Горный хрусталь — это кристаллический, прозрачный, бесцветный кварц, окись кремния, твердость — 7. Кристаллы представляют собой шестигранные призмы, увенчанные трех- или шестигранной пирамидой.

Форма. Как уже упоминалось ранее, печать имеет форму правильного двенадцатигранника, каждая грань которого представляет собой пятиугольник. Геометрически правильная форма напоминает о кристаллах драгоценных и полудрагоценных камней (то есть о природном происхождении минерала).

Размер. Размер печати небольшой, примерно 3-3,5 см, и это значительно снижает эффект восприятия (особенно если учесть, что печать лежит на прозрачной полке, среди других печатей из горного хрусталя). Но маленькие размеры говорят еще и о том, насколько личной была эта вещь.

Цвет. Отсутствие цвета. Горный хрусталь прозрачен как вода. Но среди вещей, имеющих цвет (особенно темный) эта печать была бы самой яркой, ведь прозрачность среди непрозрачности и цвета тоже сильно выделяется. На письменном столе того времени, находясь среди письменных принадлежностей и бумаг, преломляя свет свечей, она безусловно была бы наиболее притягивающей взгляд вещью.

Пустота. В этой печати, сделанной из цельного куска горного хрусталя, есть и своя особая пустота. Внутренняя. Она обусловлена прозрачностью камня. Если долго на нее смотреть, то может возникнуть ощущение, будто печать пустая внутри. И тогда, поддаваясь оптическому обману, начинаешь задаваться вопросом «как же это сделали?» и пытаться найти на него ответ. Эта мнимая пустота безусловно притягивает к себе взгляд.

Прозрачность. Это главное достоинство не только этой печати, но горного хрусталя вообще. За это качество его почитают с древних времен. Именно чистота, прозрачность и холодность этого минерала сделали его с античного периода символом невинности и постоянства, скромности и целомудрия, верности и чистоты помыслов. Отсюда появилось крылатое выражение «кристально чистый» человек. Это талисман, укрепляющий клятвенные договоры, священные союзы и узы.

Блеск. Отполированная поверхность блестит, а при определенном угле падения лучей света, отливает всеми цветами радуги. Наблюдать за этим можно очень долго. Но все же самыми притягательными остаются неяркие блики в глубине печати.

Тень. У этой вещи нет тени. У нее есть отражение в стеклянной поверхности полки, на которой она лежит. И это отражение дублирует ее саму, умножая блеск и количество граней. Если же представить эту прозрачную печать на непрозрачной матовой поверхности, то тень ее все равно будет полупрозрачной, незаметной, никак не влияющей на восприятие вещи.

3.2 Функциональный смысл

Функциональный смысл является столь же значимым для оценки вещи в системе дизайна, как и онтологический. Вещь всегда есть ответ на определенную потребность человека. Полнота удовлетворения этой потребности, соответствие эргономическим и экономическим показателям, удобство, комфорт тоже выступают критериями оценки.

«Прародительницу» печатей, подобных анализируемой, следует искать в Древнем Шумере. Печати того времени имели цилиндрическую форму. Такая форма была наиболее удобна, ведь печати прокатывали по сырой глине. Рассматриваемая мной печать имеет форму 12-гранника, и это тоже обусловлено ее практическим применением: на каждой грани по одному изображению знака Зодиака. При этом какую бы грань мы не выбрали для печати, напротив всегда будет параллельная ей грань. Это удобно — когда ставишь печать, нажимаешь на эту грань, и оттиск получается четко отпечатанным, так как сила нажима распределяется равномерно. Если бы грани были расположены по иному, то удобство применения было бы намного ниже.

У данной печати маленькие размеры и отсутствует ручка, за которую было бы удобно взяться, делая оттиск. Конечно, оттиск можно легко сделать и без ручки, но тогда печать сильно теряет в удобстве. Перед тем, как делать оттиск на сургуче, печать нужно обязательно чем-нибудь смазать, чтобы сургуч не остался на поверхности. Без ручки такой печатью было бы не очень удобно делать подобную процедуру — запачкались бы кончики пальцев.

Вполне возможно, что ручка к этой печати все же предполагалась. Вот только сделать ее должны были из метала в другой мастерской и по особому эскизу (учитывая форму печати и то, что оттиск делает каждая ее грань).

3.3 Знаковый смысл

Знаковый смысл вещи связан с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей.

Если бы не темные пятнышки в линиях выгравированных знаков, я бы предположила, что эту печать никогда не использовали по назначению, и что она служила скорее предметом декора, «милой безделушкой», которую так приятно подержать в руках (в жару особенно приятно — хрусталь хорошо проводит тепло, поэтому его поверхность дольше остается холодной; древние греки использовали сферы из хрусталя для того, чтобы охлаждать ладони в жаркие дни).

Возникает другой вопрос: для чего вообще нужна была печать со знаками Зодиака? Печать — это как подпись, как знак того, что это написал (сделал) Я, что тот или иной предмет МОЙ. На печатях чаще всего изображались гербы, инициалы или фамилия и имя полностью. Для чего же нужны подобные оттиски? Ответ неожиданный: это календарь. Каждому знаку Зодиака соответствует свой месяц.

Раньше под вид пресс-папье вытачивали 20-гранную фигуру. На ней вырезались знаки Зодиака и дни недели. Такой своеобразный календарь был известен как годовица. Думаю, эта печать была усеченным вариантом годовицы.

Печать из горного хрусталя, предназначенная для запечатывания личных писем (или посылок), в конце XIX века могла принадлежать, скорее всего, состоятельному человеку. Дело в том, что в России добыча горного хрусталя началась только в XVIII веке, и в XIX веке этот минерал все еще оставался очень ценным. Думаю, не каждый мог позволить себе подобную вещь, да еще и сделанную по индивидуальному заказу. Таким образом, данная печать показывала высокий статус своего владельца.

3.4 Аксиологический смысл

Аксиологический, или духовно-ценностный, смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве и чести, личных религиозных пристрастиях и т.п.

Печать сама по себе является ценностью. И тут дело не в материале, из которого она сделана, а в ее предназначении. Издревле печатью скрепляют важные документы, ставят ею оттиск на предметах, имеющих важность (ценность) для человека. Печать несет в себе функцию коммуникации между человеком и обществом. Документ без печати не имеет важности и вескости, документ же с печатью моментально приобретает смысл и ценность. И чем более высоким будет статус человека, поставившего свою печать, тем более высоким будет значимость документа.

Рассматриваемая мною печать несет в себе скорее эстетическую ценность. Дорогая вещь, сделанная по заказу, красивая, совершенной формы. она призвана радовать глаз и сердце своего владельца.

3.5 Культурно-исторический смысл

Печать всегда подразумевает под собой принадлежность чего-либо конкретному человеку. Раньше владельцы печатей всегда держали их при себе и не доверяли их никому. Такие печати чаще всего были именными.

Анализируемая печать не содержит ни имени владельца, ни фамильного герба, ни каких либо иных знаков, определяющих принадлежность. Отсюда можно сделать вывод, что ее значимость как печати была сравнительно невысока. Она служила лишь для обозначения месяца, в котором было написано письмо. Несмотря на это, сделана она из горного хрусталя — материала недешевого и плохо поддающегося обработке. И эта печать не является тиражируемой — она была сделана на заказ и существует в единственном экземпляре. Можно предположить, что эта вещь была подарком, ее подарили в знак признательности (любви, дружбы) или за заслуги. Подаренная вещь имеет свой особый смысл. Мы часто не можем вспомнить, кто именно нам подарил ту или иную вещь, но зато мы всегда помним, что ее нам именно подарили.

Но есть и другая версия. Горный хрусталь издревле наделяется магическими и целебными свойствами. Это камень ясновидцев и ученых. Он дает способность ясно мыслить и легко эти мысли излагать, помогает избегать неприятных ситуации и делать правильные выводы из полученных наблюдений. Связь горного хрусталя с ясновидением объясняется, по-видимому, тем, что кремнезем является основной частью земной коры и главным ее минералом, будучи как бы кожей планеты, которой она, по мнению мистиков, чувствует космос и астральный мир. У очень состоятельных греков и римлян горный хрусталь издавна шел на изготовление печатей, ведь как талисман он обладал особой силой скреплять клятвенные договоры и обещания. Изделия из горного хрусталя кладут под подушку, чтобы не видеть дурных снов, либо носят во избежание различных неприятностей в шелковом мешочке в кармане: женщины — в левом, мужчины — в правом.

Вполне возможно, что эта печать служила талисманом для своего владельца.

3.6 Культурно-символический смысл

Вещь в своих проявлениях является пересечением всеобщего и единичного. В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного известного культурного смысла.

Каждая грань двенадцатигранника представляет собой пятиугольник. Другой символ — Зодиак.

Пятиугольник (или пентагон) — знак здоровья, оберег от ведьм, эмблема бога Тота, Кецаль-коатля, Меркурия, символ пяти ран Иисуса Христа. Пентаграмма — правильный пятиугольник, на каждой стороне которого построены равнобедренные треугольники, равные по высоте. Пентаграмма первоначально появилась четыре тысячи лет назад в Месопотамии, вероятно как астрономическая схема движения планеты Венеры. Она стала шумерским и египетским знаком звезд. Эта фигура обозначает преимущественно человека: верхняя точка — голова, четыре остальные — конечности. Иногда ее рассматривают как изображение пяти чувств или пяти стихий (в Китае и Японии).

Знаки Зодиака — двенадцать тридцатиградусных сегментов небесной сферы, делящие её по долготе. Другими словами, знаки Зодиака — участки неба, опирающиеся на равные тридцатиградусные отрезки эклиптики. Названия знаков происходят от названий двенадцати соответствующих зодиакальных созвездий, в которых поочерёдно находится Солнце в своём годовом движении. Знаки Зодиака не используются в современной астрономии, но являются основным элементом астрологии. Астрология считает, что положение Солнца, Луны, планет и других небесных объектов в знаках Зодиака оказывает влияние на земные явления, в частности, на жизнь человека.

3.7 Личностно-ассоциативный смысл

Содержание этого уровня дизайнер полностью предусмотреть не в силах. Здесь смыслы рождаются в ходе освоения, использования, обживания вещи и связаны с очень конкретными ассоциациями и переживаниями.

  • Головоломка. Нечто, что нужно повертеть в руках и разгадать.
  • Кусочек льда, геометрическая фигура, вырезанная изо льда.
  • Артефакт. Древняя, таинственная, обладающая скрытыми свойствами вещь.
  • Драгоценный камень. Ограненный, сверкающий, красивый.
  • Талисман. Вещь, приносящая удачу и здоровье.
  • Фигура для урока стереометрии

3.8 Актуальный смысл

Актуальный смысл это, прежде всего формирование смысла в ходе оценки вещи с точки зрения моды.

Сейчас сложно сказать, были ли модными такие печати-годовицы в конце XIX века или нет, но можно с уверенностью сказать, что была мода на изделия ручной работы из полудрагоценных камней. И горный хрусталь был несомненно «модным» камнем (хотя, конечно, уступал малахиту). В Екатеринбурге тех лет проживало много мастеров-камнерезов, которые могли по индивидуальному заказу сделать украшение или предмет декора. Среди зажиточных людей города считалось хорошим вкусом иметь в доме каменные изделия местных мастеров.

3.9 Художественно-образный смысл

На этом уровне рассматривается наличие или отсутствие художественной образности предмета, и как это взаимодействует с другими смыслами.

Думаю, мастер, создавая эту печать, руководствовался не своим воображением, а чисто практическими соображениями: печать с таким назначением может иметь только форму двенадцатигранника. Любая другая форма скорее всего лишит ее функциональности.

4. Экспозиция, презентация

На данный момент рассматриваемая мною печать вместе с другими изделиями из горного хрусталя находится в закрытом стенде, на третьем этаже музея. Стеклянная полка без какой-либо «подложки» не годится для изделий из хрусталя. Прозрачное на прозрачном теряется, становится незаметным, тусклым и неинтересным. Для того чтобы хрусталь предстал перед посетителями музея во всем своем блеске и красоте, нужен специальный стенд с грамотно выставленной подсветкой, темной, не отражающей свет, тканью фона и возможностью рассмотреть предмет поподробнее (напр.: спец. увеличительное стекло, которое можно двигать над стендом).

Намного интереснее будет, если стенд будет сделан в виде письменного стола или бюро того времени (т.е. XIX век). Можно даже добавить в экспозицию письменные принадлежности, книги и пожелтевшие от времени листы бумаги, на которых пером будут написаны первые строки письма. Если подсветка и пространство стенда будут организованы грамотно, то эти дополнительные предметы не помешают восприятию, а наоборот — улучшат.

Когда мы видим печать (любую — и обычный штамп и такую, выполненную в технике глиптики), нам всегда хочется посмотреть, каким же будет оттиск. Рядом со стендом (или на самом стенде, но не вперемежку с выставленными предметами) можно разместить примеры оттисков со ссылками на печать, которая их оставила. А в день презентации, когда в музей придут школьники, можно устроить «показательное запечатывание» — ставить печати на маленьких заготовках из пластики или подобного материала. Эти заготовки можно отдавать на память (а стоимость расходных материалов включить в стоимость билета, если таковая вообще будет).

Анализ выбранной мною вещи лишь усилил мои первые впечатления о ней: красивая, загадочная, притягательная. Хотя ответ на самый главный для меня вопрос я все же нашла — знаки Зодиака на печати символизируют 12 месяцев года и выполняют роль своеобразного календаря.

6. Список источников информации

1.Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна

Источник:
Виноградова Маргарита
1. Первое впечатление. 2 . Культурологический анализ вещи. 2.1 Культурологическая вертикаль. 2.2 Культурологическая горизонталь. 3. Смысловая структура вещи. 3.1 Онтологический
http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/kamen/pechatj.html

Горный хрусталь

Го?рный хруста?ль — минерал, чистый природный диоксид кремния, бесцветная, прозрачная разновидность кварца, одна из кристаллических модификаций кремнезёма (SiO2). Чистые бездефектные кристаллы горного хрусталя встречаются относительно редко и высоко ценятся. Практическое значение имеют кристаллы размером от 3—5 см. По форме кристаллы призматические, тригонально-трапециевидные. Характерны кристаллы-двойники по нескольким двойниковым законам.

Агрегаты в виде незакономерных сростков кристаллов и друз, жеоды, кристаллические «щётки».

Древнегреческие философы полагали что горный хрусталь есть лёд, превращенный в камень.

«Мармарошские диаманты» — своеобразные прозрачные и очень чистые, хорошо образованные, с двумя головками и сильным блеском кристаллики. Они впервые обнаружены в 1855 году в одноименном массиве Карпат, а позже в Крыму и Якутии. Размеры кристаллов 1 — 12 мм, форма призматически-дипирамидальная. Мармарошские диаманты могут использоваться в ювелирных изделиях без огранки.

Горный хрусталь встречается главным образом в пустотах гидротермальных жил, большинство промышленных месторождений и находок крупных кристаллов — в хрусталеносных жилах «альпийского типа». Встречается также в пустотах пегматитовых жил и контактово-метаморфических месторождений различного типа. В осадочных породах весьма распространён, но крупных кристаллов не образует, а находится в виде кристаллических щёток на стенках трещин и в форме жеод, преимущественно среди известняков и в осадочно-карбонатных толщах.
В России крупные месторождения есть на Урале (Астафьевское, Матинское, Пелингичей, Пуйва и др.), также в Якутии (Алданский щит), Забайкалье и Приморье.

Горный хрусталь применяется в радиотехнике для получения ультразвуковых колебаний, изготовления призм, спектрографов, линз. Горный хрусталь используется для изготовления украшений и декоративно-прикладных изделий, окрашенные кристаллы горного хрусталя применяются как полудрагоценные камни.

Кристаллы чистого горного хрусталя значительных размеров встречаются редко, поэтому он относительно дорог. Искусственный материал под названием «хрусталь» изготовляют путём добавления в обычное стекло оксида свинца и бария. В торговле люстры, бокалы и т. д., изготовленные из искусственного хрусталя, нередко выдают за предметы из природного камня.

Монокристаллы горного хрусталя выращивают в автоклавах на затравках, за год таким образом может вырасти пьезооптический кристалл без дефектов массой в 2-3 кг. Добавление Ge увеличивает, a Al уменьшает показатели преломления, Fe 2+ придаёт зелёный, Fe 3+ — бурый, Со — синий цвет.

Античные греки и римляне вырезали из горного хрусталя печати, сосуды, украшения. А. Ферсман писал, что у Нерона были два прекрасных кубка, вырезанных из идеально прозрачных кристаллов. Римские патриции летом охлаждали руки шарами из горного хрусталя. Из кристаллов вырезали зажигательные линзы, с помощью которых жрецы «божественным огнём» зажигали огонь на жертвенниках.
В Китае и Японии изготавливали идеальные шары, многие из которых экспонируются в различных музеях мира. Так, в Национальном музее США в Вашингтоне хранится шар китайской работы диаметром 327 мм, близкий по форме к идеальному.

В Оружейной палате Московского Кремля находятся различные сосуды из горного хрусталя: самовар Петра I, выточенный из цельного куска горного хрусталя, бочонок, перечница, кружка, чаши, «рукомой» и т. д. Коллекция посуды из горного хрусталя имеется в Музее истории искусств в Вене. В Американском музее естественной истории в Нью-Йорке имеется печать русской работы в виде Атласа, держащего на плечах земной шар.
В России XVIII—XIX вв. из горного хрусталя вырезали табакерки, пуговицы, печатки, церковную утварь.

В романе «Саламбо» Г. Флобер описывает карфагенский храм, в котором мистическую роль играет хрустальное яйцо, покоящееся на медной колонне. Греческий поэт Ономакрит (V в. до н. э.) считал, что боги не в силах отказать человеку, если он пришёл в храм, держа в руках горный хрусталь. Римские врачи в начале нашей эры применяли шары из горного хрусталя как «зажигательные стекла» для прижигания ран.

Некогда в Европе горный хрусталь называли «арабским» или «богемским алмазом».

В Японии горный хрусталь считали замёрзшим дыханием дракона.

В зороастризме считалось, что небо состоит из горного хрусталя. Согласно преданиям, боги пьют амброзию только из хрустальных кубков. Чистота и прозрачность горного хрусталя стали символом скромности и чистоты помыслов, талисманом, укрепляющим клятвенные договоры.

В средневековой мистике (и в современной экстрасенсорике) кристалл горного хрусталя — «Магический кристалл».

Источник:
Горный хрусталь
Го?рный хруста?ль — минерал, чистый природный диоксид кремния, бесцветная, прозрачная разновидность кварца, одна из кристаллических модификаций кремнезёма (SiO 2 ). Чистые бездефектные
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C

Горный хрусталь

Горный хрусталь был известен еще в эпоху Мезолита (12-8 век до н.э.).

В глубокой древности наилучшим магическим камнем считался кварц. И не только потому, что минерал этот, который называли льдом, потерявшим возможность таять (Krystallos- по-гречески ), прозрачен и чист, как замерзшая вода, но и потому, что у него, в отличии от стекла есть интересное качество, он всегда холоден на ощупь. Патриции Древнего Рима в жаркую погоду шарами из горного хрусталя охлаждали руки. А ювелиры издавна проверяли его подлинность, прикладывая его к щеке, чтобы почувствовать прохладу.

В западной культуре хрусталь считали камнем терпения и совершенства. Люди верили, что для предотвращения зубной боли достаточно просто пить из хрустальных бокалов. Горный хрусталь нейтрализует радиацию, помогает при лечении ран, зубной боли.

Однако кварц (горный хрусталь) ценился не только за внешний вид и прохладу. В старину считали, что в нем заключена волшебная энергия и что солнечные лучи , пройдя сквозь хрусталь, становятся целительными. И потому хрустальные шары прикладывали к ранам.

Хорошая теплопроводность позволяет горному хрусталю переносить резкие перепады температур. Его можно раскалить докрасна, а затем бросить в ледяную воду — хрусталь останется невредимым. Горный хрусталь, но не ваза из хрустального стекла. Стекло, как известно, и при меньшей разнице температур трескается, дробится. Кому из нас не приходилось убеждаться в этом: возьмешь холодный стакан, нальешь в него кипяток, а стекло и лопнет. Почему? Из-за плохой теплоотдачи стекла. Внутренняя поверхность стакана под действием кипятка быстро растягивается, а основная часть стекла еще остается холодной. Между нагретым и холодным слоями возникают силы, разрывающие стакан. В горном хрустале тепло быстро передается по всей массе, и подобные силы не достигают большой величины, поэтому хрусталь прочнее стекла.

А еще хрусталь почитался мистиками как камень интуиции и сверхчувственного восприятия. Это отношение к нему сохранилось и до наших дней. Специалисты в области биоэнергетики полагают, что излучение этого минерала резонируют с самым высшим (теменным) энергетическим центром человека — Сахасрарой-чакрой, которая отвечает за невидимую связь человека с Космосом. Утверждают, что свет, вырвавшийся из горного хрусталя после многократных преломлений и отражений, активизирует мозг, придает ясность мышлению, концентрирует мысль, возбуждает фантазию, одухотворяет, способствует прозорливости и восприятию «космической» информации.

На протяжении тысячелетий из горного хрусталя вырезали печати, сосуды, кубки, украшения, ритуальные и магические предметы. В Национальном музее США в Вашингтоне хранится шар диаметром 327 мм — идеальная сфера — работы древнекитайских мастеров. В Оружейной палате Московского Кремля собрана коллекция сосудов: самовар Петра I, бочонок, кружка, чаши, “рукомой” До сих пор не разгадана тайна женского черепа, вырезанного из кристалла горного хрусталя древними майя. Череп идеально отполирован, по-видимому, кварцевым же песком. Подобие настоящему черепу соблюдено в мельчайших деталях. Нижняя челюсть закреплена в полированных гнездах настолько подвижно, что колеблется при движении воздуха. Если под черепом поместить источник света, то глазницы начинают светиться.

Горный хрусталь — бесцветный прозрачный кварц, встречающийся в виде хорошо развитых кристаллов, а в речных отложениях в виде отполированной в природных условиях гальки. Размеры кристаллов могут достигать нескольких метров. Горный хрусталь характеризуется высокой прозрачностью, после полировки приобретает блеск. Это его свойство известно с глубокой древности. Древние мастера-ювелиры линзами из хрусталя расплавляли металл, а также использовали их при тонких работах. .

Источник:
Горный хрусталь
Горный хрусталь был известен еще в эпоху Мезолита (12-8 век до н.э.). В глубокой древности наилучшим магическим камнем считался кварц. И не только потому, что минерал этот, который называли
http://www.mulyar.ru/info3.shtml

Горный хрусталь

Кварц бывает самых разных цветов и оттенков, многие разновидности носят свои собственные названия в зависимости от окраски: аметист — фиолетовый; цитрин — желтый; раухтопаз (или дымчатый горный хрусталь) — буро-черный; празем — зеленый; горный хрусталь — бесцветный прозрачный.

Среди всего многообразия минералов, пожалуй, не найти подобного горному хрусталю. Его чистота, прозрачность, завораживающий стеклянный блеск обладают каким-то магическим притяжением.

В глубокой древности камень горный хрусталь принимали за окаменевший лед (kristallos – лед на греческом языке), так как находили его высоко в горах, где лежат вечные снега, да и сама «холодность» камня служила тому.

Прозрачные кристаллы горного хрусталя с давних времен привлекали людей. Вода и воздух – две основы жизни, сходство с которыми переносится на горный хрусталь. Были времена, когда ценность этого минерала была сравнима с золотом. Упоминания о нем встречаются в Библии (там горный хрусталь называют «кристалл»). Известное всем выражение «кристально чистый человек» возникло благодаря хрусталю, его прозрачности и чистоте, ассоциирующейся с чистыми помыслами, целомудрием, скромностью и постоянством.

Древнегреческий поэт Орфей в своих стихах о драгоценных камнях не обошел стороной и горный хрусталь. По его словам, сами боги на стороне того человека, кто обладает хрусталем. Понятно, что этот минерал был очень почитаем и популярен в античные времена: наши предки делали украшения из горного хрусталя, вырезали из него печати, кубки. Двумя такими кубками, вырезанными из идеально прозрачного хрусталя, владел Нерон. Распростаненные в Древней Греции иглы для акупунктуры были каменными – из горного хрусталя. Огонь на жертвенниках зажигался жрецами при помощи хрустальных линз. А шары из горного хрусталя, используемые для ритуальных и магических целей древними чародеями и средневековыми волшебниками, пользуются популярностью и у современных магов. На них концентрируют внимание, чтобы заглянуть в будущее.

И в наше время в некоторых странах активно используют магические свойства горного хрусталя, из него изготавливаются пирамиды из хрусталя для энерголечения и медитации. Современная наука доказала незаменимость использования хрусталя во многих областях точной техники, т.к. этот минерал обладает рядом ценных качеств.

В мире известно достаточно много месторождений горного хрусталя в Африке, в Америке, в Европе. Есть месторождения в России, в Казахстане, на Украине и в Грузии.

Как талисман хрусталь несет владельцу любовь и удачу, наполняет радостью жизни и душевной гармонией. В дом, где есть изделия из горного хрусталя, привлекается благополучие, а хозяина хрусталь избавляет от неловких ситуаций и происшествий, способствует прояснению любой информации. Симпатии окружающих также оказываются на стороне обладателя хрусталя.

Даже если вы не любите украшения, кусочек горного хрусталя (носимый женщинами — в левом кармане, мужчинами — в правом) принесет вам много пользы.

Своей чистотой и спокойствием он может быть полезен ВЕСАМ для достижения гармонии и равновесия, ВОДОЛЕЯМ для поддержания высоких идеалов и предвидения будущего. Всемогущий ЛЕВ претендует на горный хрусталь для охлаждения темперамента. А ОВЕН может вместо дорогих бриллиантов купить горный хрусталь. Чаще всего хрусталь упоминается в списках камней месяца как счастливый камень АПРЕЛЯ и НОЯБРЯ.

Источник:
Горный хрусталь
Дерево Счастья — камень Горный хрусталь — фотографии, описание, магические свойства
http://www.derevoschastya.ru/showgem.php?code=gorniyhrustal

COMMENTS