Грудной ребенок

Грудной ребёнок

Грудной ребёнок — ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденности, продолжающийся 4 нед. после рождения (см. Новорожденный) и грудной возраст (от 4 нед. до 1 года). В грудном возрасте ребенок растет и развивается очень интенсивно; в этом возрасте во многом определяется его дальнейшее умственное и физическое развитие. Организм Г. р. очень восприимчив к различным внешним воздействиям и заболеваниям, поэтому ребенок нуждается в особенно тщательном уходе.

Рост и масса тела ребенка увеличиваются в течение всего первого года жизни, но интенсивность нарастания постепенно снижается. В возрасте 1—3 мес. рост увеличивается каждый месяц на 3 см, в 4—6 мес. — на 2,5 см, в 7—9 мес. — на 1,5—2 см, в 10—12 мес. — на 1 см. В среднем за первый гор жизни длина тела ребенка увеличивается на 25 см, достигая 75 см. Масса тела, постепенно нарастая, в 4—5 мес. удваивается, к 1 году утраивается и в среднем достигает 10 кг.

Анатомо-физиологические особенности . У детей грудного возраста кожа нежная, легко ранимая. Роговой слой эпидермиса тонок и недостаточно кератинизирован, зернистый слой выражен слабо. Дерма имеет преимущественно клеточную структуру (у взрослых волокнистую). Не полностью развиты выводные протоки потовых желез. Потоотделение в течение первого года жизни увеличивается вдвое, но нередко оно неадекватно и может отмечаться при снижении температуры воздуха. Апокринные потовые железы не функционируют. Резорбционная способность кожи повышена. Рост волос замедлен, их толщина постепенно увеличивается (в среднем с 0,06 мм при рождении до 0,08 мм к 1 году).

Масса подкожной клетчатки у Г. р. интенсивно нарастает, причем в этом возрасте еще достаточно активны процессы гиперплазии (увеличение количества) жировых клеток. Отношение массы подкожной клетчатки к массе тела больше, чем у взрослых. Содержание жира в подкожной клетчатке увеличивается с 35,5% при рождении до 56% (к концу первого года жизни).

В костной ткани Г. р. содержится меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Надкостница более толстая, функционально активна и участвует в новообразовании костной ткани. С возрастом в определенной последовательности появляются точки окостенения, происходит постепенное отложение солей кальция в костях, они становятся более твердыми. Содержание кальция в скелете за первый год жизни увеличивается примерно в 3 1 /2 раза (с 28 до 100 г). К 3—4 мес. постепенно уплотняются швы между костями черепа. Малый родничок (рис. 1, б) закрывается к 4—8-й неделе после рождения; большой родничок (рис. 1, а), как правило, к концу первого года жизни. В позвоночнике начинают формироваться физиологические изгибы: шейный (после появления способности держать голову), грудной (с 6—7 мес., когда ребенок начинает сидеть), поясничный (после 9—12 мес.). Грудная клетка имеет бочкообразную форму, ребра расположены горизонтально.

К 6—8-му месяцу начинают прорезываться молочные зубы. Годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. У некоторых детей прорезывание зубов может сопровождаться беспокойством, недомоганием, бессонницей, небольшим повышением температуры тела и появлением жидких испражнений.

Мышечная система Г. р. развита еще недостаточно, масса мышц по отношению к массе тела значительно меньше, чем у взрослых. После рождения отмечается повышение мышечного тонуса, преимущественно мышц-сгибателей. Тонус мышц верхних конечностей нормализуется к 2—2 1 /2 мес., нижних конечностей — к 3—4 мес., в связи с чем исчезает характерная поза с согнутыми конечностями.

Значительные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе. Утолщаются стенки крупных кровеносных сосудов, в них развиваются мышечные и эластические волокна. Стенки артериол малого круга кровообращения становятся тоньше, увеличивается просвет артериол. Возрастает масса сердца, которая удваивается к 8 мес. Увеличение размеров сердца происходит преимущественно за счет утолщения миокарда. Начинается поворот сердца вокруг оси справа налево. Правая и левая границы его приближаются к краям грудины, верхняя граница несколько опускается. С 6 мес. верхушка сердца образована только левым желудочком. Частота пульса постепенно уменьшается: у детей 1 года она не превышает 120 уд/мин. АД постепенно увеличивается с 75/50 до 90/65 мм рт. ст.

Органы пищеварения у Г. р. функционально и анатомически еще не достигают зрелости, поэтому наилучшей пищей в первые месяцы жизни является грудное молоко, с 4 1 /2—5 мес. при естественном вскармливании начинают давать прикорм (см. Вскармливание детей).

Пищевод относительно короткий, анатомические сужения его выражены слабо. Постепенно увеличивается диаметр пищевода: с 5 мм при рождении до 12 мм в 1 год. Длина пищевода изменяется меньше — с 8—10 см у новорожденных до 12 см к 1 году. Масса желудка к концу года утраивается, его функциональная емкость к 3 мес. достигает в среднем 120 мл, к 1 году — 250 мл. Недостаточно развит кардиальный сфинктер. Увеличивается длина и возрастает функциональная активность кишечника. Длина тонкой кишки у Г. р. составляет 1,2—2,8 м, нарастают ворсинчатость и складчатость ее слизистой оболочки. Илеоцекальный клапан развит относительно слабо. Продолжается развитие толстой кишки: к 1 году окончательно формируется слепая кишка и удлиняется червеобразный отросток, с 6 мес. появляются гаустры. Прямая кишка относительно длинная.

Продолжается развитие поджелудочной железы, в основном внешнесекреторной ее части. Масса поджелудочной железы удваивается к 6 мес., к 1 году увеличивается почти в 4 раза. Печень Г. р. относительно большая, ее масса к 10—11 мес. удваивается, край печени по правой среднеключичной линии может определяться на 2—3 см ниже реберной дуги.

Продолжает развиваться мочеполовая система. Масса почек удваивается к 5—6 мес., к 1 году утраивается. Сохраняется тесная связь лимфатических сосудов почек и кишечника. Мышечная и эластическая ткань почечных лоханок развита слабо. Структурная единица почки (нефрон) еще недостаточно дифференцирована, почечные клубочки небольших размеров, фильтрующая способность их снижена. Однако клиренс эндогенного креатинина постепенно повышается и составляет в 2 мес. 30 мл/мин, в 6 мес. — 55 мл/мин, в 12 мес. — 65 мл/мин. Канальцы нефрона короче, просвет их в 2 раза уже, чем у взрослых. В канальцах снижена реабсорбция воды, глюкозы, повышена реабсорбция ионов натрия. Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспусканий к концу первого года уменьшается до 15—16 раз в сутки, диурез увеличивается до 450 мл.

В грудном возрасте увеличивается масса костного мозга, различных кровяных клеток в нем. Изменяется состав периферической крови.

По сравнению с новорожденными увеличиваются масса вилочковой железы с 11 до 19,5 г, масса селезенки с 11 до 26 г и ее размеры — длина с 5 до 7,8 см, ширина с 3 до 4,2 см, толщина с 1 до 2 см. Продолжается формирование лимфатических узлов, но на первом году жизни капсула и грабекулы развиты недостаточно. Барьерная функция лимфатических узлов снижена. Увеличивается число лимфатических фолликулов в тонкой кишке. Общая масса лимфоцитов (в костном мозге, селезенке, лимфатических узлах и других тканях) особенно интенсивно увеличивается на первом году жизни (к 3 мес. —в 2 1 /2 раза, к 6 мес. — примерно в 4 раза). К концу первого года жизни показатели свертывающей и противосвертывающей систем крови приближаются к показателям взрослых.

К 2—6 мес. происходит становление завершающей фазы фагоцитоза. При этом содержание в крови лизоцима, лактоферрина и других катионных белков, участвующих в фагоцитозе, возрастает почти в 1 1 /2 раза. Способность к синтезу интерферона у детей первого года жизни снижена. Содержание комплемента с 1 мес. жизни достигает уровня взрослых. К концу первого года жизни формируется реакция гиперчувствительности замедленного типа. В течение 3—6 мес. после рождения материнские иммуноглобулины в организме ребенка разрушаются и нарастает синтез собственных. К концу первого года содержание иммуноглобулинов М и G достигает 50%, иммуноглобулина А — 20% от уровня взрослого.

Совершенствуется эндокринная система. Увеличиваются размеры гипофиза и соответственно турецкого седла (размер его к 1 году достигает 4х 5 мм). Нарастает масса щитовидной железы. Сохраняют высокую активность паращитовидные железы, т.к. интенсивно идет остеогенез, напряжен фосфорно-кальциевый обмен. К 1 году масса надпочечников уменьшается вдвое по сравнению с массой при рождении. Происходит дифференцировка и совершенствование их коркового слоя, что сопровождается его истончением.

Обмен веществ и энергии у детей первого года жизни — см. Обмен веществ и энергии.

Развитие нервной системы происходит очень быстро. К концу первого года масса головного мозга увеличивается в 2 1 /2 раза. Совершенствуются органы чувств, развиваются положительные и отрицательные эмоции; движения становятся координированными, целенаправленными. Появляются все новые условные рефлексы. Начинает развиваться речь.

К концу 1-го мес. ребенок начинает фиксировать взгляд на предметах, при появлении чувства голода — плачет, сосет пальцы. При близости материнской груди оживляется, поворачивает головку, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее. Если прикоснуться к подошвам ребенка, лежащего на животе, он начинает отталкиваться ногами и пытается ползти (рефлекс Бауэра). При поддержке под мышки ребенок опирается ногами. Во время пеленания размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается, В этом возрасте дети спят около 20 ч в сутки.

В возрасте 2 мес. ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько минут; лежа на животе, приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громком звуке перестает сосать. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. В ответ на обращение к нему малыш реагирует более определенно и разнообразно — улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним «гулит» или издает неопределенные звуки. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.

В возрасте 3 мес. ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5—6 мин, свободно переворачивается со спины на живот; лежа на животе, приподнимается и следит за движущимся предметом.

В возрасте 4 мес. ребенок садится при поддержке или опоре, но удерживать прямо спину еще не может. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет их в руки, ощупывает, тянет в рот. Приподнимаясь, опирается только на ладони. Постоянно «гулит», издает мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется, различает некоторые цвета.

В возрасте 5 мес. ребенок хорошо знает мать, не идет на руки к незнакомым лицам. Различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения становятся более уверенными, ребенок берет игрушки и подолгу удерживает их в руках. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ногах.

В возрасте 6 мес. ребенок самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками — перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку. При виде пищи открывает рот, может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба и др.

В возрасте 7 мес. ребенок ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Хорошо повторяет слоги: ма-ма, па-па, ба-ба.

В возрасте 8 мес. ребенок свободно ползает, цепляясь за кроватку, встает и сам садится. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной: отмечается интерес или удивление при появлении новой игрушки, незнакомого лица. Он ищет взглядом нужный предмет и настойчиво стремится достать его. Подолгу играет с игрушками, рассматривает их.

В возрасте 9 мес. ребенок может выполнять довольно сложные движения — перебирает кубики, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой, до свидания» и др. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры; держась за предметы или руку, ходит. Садится из вертикального положения.

В возрасте 10 мес. ребенок сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась лишь за руку, за стулом или коляской. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Хорошо подражает движениям взрослых. Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить простые слова, называет отдельными слогами окружающие предметы и животных.

В возрасте 11—12 мес. ребенок хорошо ориентируется в пространстве — встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела. Понимает запрещения и выполняет многие просьбы. Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас — около 10 слов. Спит 14—16 ч в сутки.

Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка дана на рис. 2.

На первом году жизни обычно проявляются врожденные пороки сердца (см. Пороки сердца врожденные). В этом возрасте могут отмечаться и миокардиты, быстро развивается сердечная недостаточность. Короткий и относительно прямой пищевод, недостаточное развитие кардиального сфинктера обусловливают частые срыгивания и рвоту. Из-за слабой фиксации слизистой оболочки прямой кишки может отмечаться ее пролапс. Недостаточное развитие пристеночного пищеварения, лимфоидного аппарата и местного иммунитета в кишечнике способствуют возникновению диспепсии, токсического синдрома, кишечных инфекций.

Продолжающееся становление кроветворной и иммунной систем, низкая барьерная функция лимфатических узлов, слабость фагоцитарных реакций, низкий уровень иммуноглобулинов предрасполагают к высокой заболеваемости, частым пневмониям с тяжелым течением,

Уход, воспитание . Основные принципы ухода за Г. р. те же, что и за новорожденным, но есть и особенности, связанные с возрастом. Высота стенок кроватки не должна быть ниже уровня груди годовалого ребенка (около 60 см), чтобы он не мог выпасть из нее, т.к. во втором полугодии дети становятся достаточно активными и подвижными. Все, что находится в руках ребенка (игрушки, соска), должно быть тщательно вымыто или прокипячено. В первые 6 мес. купать ребенка следует ежедневно, а в последующем 2—3 раза в неделю (продолжительность купания — до 8 мин). Примерно с месячного возраста ребенку уже можно надевать ползунки, вязаные башмачки. По мере того как ребенок начинает стоять, ему необходима одежда, не стесняющая движений, — штанишки, колготки, гольфы.

Навыки, приобретаемые ребенком на первом году жизни, во многом зависят от ухода, воспитания. Воспитание ребенка надо провозить с самого раннего возраста без насилия, но настойчиво. В возрасте до 1 года усилия должны быть направлены в основном на организацию правильного режима дня, развитие двигательных навыков, зрительного и слухового восприятия, речи. Прежде всего необходим строгий режим дня (определенное время сна и бодрствования, кормления, прогулок). Это не только облегчает уход, но и постепенно приучает ребенка к порядку, опрятности. Дети быстро привыкают к установленному режиму и распорядку дня. При несоблюдении режима ребенок плохо спит, капризничает; беспорядочное кормление снижает аппетит, приводит к потере массы тела.

К горшку ребенка приучают после того, как он начинает уверенно сидеть. Его следует обязательно сажать на горшок перед сном и после сна. Не рекомендуется делать это ночью, прерывая сон. Горшок должен стоять в определенном месте. Долго держать ребенка на горшке не следует, лучше посадить еще раз через некоторое время. Но и слишком часто этого делать не надо.

Необходимо развивать двигательную активность ребенка, прежде всего с помощью массажа и гимнастики. Следует обращать внимание родителей на то, чтобы они не форсировали выработку двигательных навыков, не пытались заставлять ребенка делать то, чего он еще не может выполнить по возрасту. Например, нельзя сажать детей в подушки, ставить на ноги раньше срока, т.к. при этом могут возникнуть искривления позвоночника и ног. Способствуют развитию ребенка игры и игрушки, они не только совершенствуют движения, но и помогают выработать самостоятельность, умение сосредоточиться.

Физическое воспитание и закаливание играют большую роль в правильном развитии ребенка грудного возраста. Одним из факторов закаливания являются прогулки, которые начинают уже в период новорожденности. Ребенок должен бывать на воздухе ежедневно независимо от времени года и погоды (исключение — сильный ветер, дождь). Зимой гуляют 2—3 раза в день. Месячный ребенок должен находиться на воздухе около 40 мин в день. К трехмесячному возрасту постепенно увеличивая прогулки на 5—10 мин, их продолжительность доводят до 4 ч в день (зимой), летом надо гулять по возможности целый день.

Воздушные ванны также служат средством закаливания. Летом их проводят на воздухе, а зимой в помещении, в любом случае температура воздуха не должна быть ниже 22—21°. Начинают воздушные ванны с 1—1 1 /2 мес., оставляя ребенка обнаженным на 1—2 мин 2—3 раза в день. Затем это время постепенно увеличивают и к 6 мес. доводят до 8—10 мин, а к концу первого года жизни — до 12—15 мин. Во время воздушной ванны надо менять положение ребенка, одновременно можно проводить массаж или гимнастику. Летом воздушные ванны проводят в тени, т.к. у детей до 1 года прямые солнечные лучи могут легко вызвать перегревание (тепловой удар) или ожоги кожи.

Водные процедуры начинают обычно в 3—4-месячном возрасте с влажных обтираний, постепенно и осторожно. Вначале в течение 1 1 /2—2 нед. кожу ребенка 2 раза в день растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. После сухих обтираний начинают влажные. Для этого рекомендуют пользоваться варежкой из мягкой махровой ткани. Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно растирают кожу туловища и конечностей. Растирают постепенно отдельные участки тела, остальные в это время находятся под одеялом. Температура воды вначале 35—36°, через неделю 32—33°, затем каждый месяц температуру снижают на 1°, но не ниже 30°. Обтирания проводят обычно после утреннего сна в течение 4—6 мин.

Основное внимание при занятиях гимнастикой в грудном возрасте уделяют развитию правильных движений. До 3 мес. активно сгибать и разгибать руки и ноги не следует, т.к. в этом периоде преобладает сгибание конечностей и можно растянуть мышцы и связки. В возрасте 1 1 /2—3 мес. применяют так называемые пассивные упражнения,

В сельской местности дети первого года жизни наблюдаются на дому акушеркой (фельдшером) фельдшерско-акушерского пункта: на втором месяце жизни — 3 раза, на третьем — пятом месяцах жизни — 2 раза в месяц, во втором полугодии — 1 раз в месяц. Педиатр и врачи других специальностей осматривают детей при выездах на фельдшерско-акушерский пункт.

Библиогр.: Детские болезни, под ред. Л.А. Исаевой, М., 1986; Детские болезни, под ред. А.Ф. Тура и др., М., 1985; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Б. Бермана и В.К. Вогана, пер. с англ., т. 1—4, М., 1987; Справочник неонатолога, под ред. В.А. Табилина и Н.П. Шабалова, Л., 1984.

Источник:
Грудной ребёнок
Грудной ребёнок — ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденности, продолжающийся 4 нед. после рождения (см. Новорожденный ) и грудной возраст (от 4 нед. до 1 года). В
http://www.nedug.ru/library/%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA_1

Грудной ребенок

Младе?нец, грудной ребёнок — ребёнок в возрасте от рождения до года. Различают период новорожденности (первые 4 недели после рождения) и грудной возраст (от 4 недель до 1 года). Развитие грудного ребёнка оказывает решающее влияние на его дальнейшее умственное и физическое развитие. Его организм неустойчив ко внешним воздействиям, восприимчив к заболеваниям, поэтому ему необходим наиболее тщательный уход.

Грудной возраст характеризуется особенно интенсивным ростом и развитием. В возрасте от одного до трёх месяцев рост ребёнка увеличивается ежемесячно на 3 см; в 4—6 месяцев — на 2,5 см, в 7—9 месяцев — на 1,5—2 см, в 10—12 месяцев — на 1 см. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается в среднем в 1,5 раза, достигая 75 см, масса тела увеличивается в среднем в 3 раза, достигая 10 кг [1] .

Дети грудного возраста имеют нежную, легко ранимую кожу, недоразвитые выводные протоки потовых желез. Потоотделение за первый года жизни удваивается, но часто имеет неадекватный характер (может увеличиться при похолодании). Апокринные потовые железы не функционируют. Рост волос в этом возрасте замедлен, за первый год жизни их толщина увеличивается в среднем с 0,06 мм до 0,08 мм. В этом возрасте интенсивно нарастает как масса подкожной клетчатки, так и количество жировых клеток. Грудные дети имеют большее чем взрослые, отношение массы подкожной ткани к массе тела. При рождении содержание жира в подкожной ткани 35,5 %, за год оно увеличивается до 56 % [1] .

Костная ткань младенцев содержит меньше, чем у взрослых, минеральных веществ. Более толстая, чем у взрослых, надкостница участвует в образовании новой костной ткани. Постепенно появляются точки окостенения, в скелете накапливаются соли кальция, кости твердеют. За время первого года жизни содержание кальция в костях становится больше в среднем в 3,5 раза (с 28 до 100 г). Появляются физиологические изгибы позвоночника. Швы между костями черепа, имеющиеся у новорождённого ребёнка, к 3—4 месяцам уплотняются, малый родничок закрывается к 4—8-й неделе; большой родничок — к концу первого года жизни. Форма грудной клетки бочкообразная, имеет горизонтальное расположение рёбер. Первые молочные зубы появляются в 6-8 месяцев, в годовалом возрасте должно быть 8 зубов [1] .

Мышечная система развита слабо, отношение массы мышц к массе тела заметно меньше, чем у взрослого человека. Мышцы, особенно сгибатели, у новорожденных имеют повышенный тонус, который у рук нормализуется к 2—2,5 месяцам, у ног к 3—4 месяцам, при этом исчезает обычно согнутое состояние конечностей [1] .

Уже сформированные бронхи имеют узкий просвет, их мышечные и эластические волокна развиты слабо. Недостаточное развитие имеет эластическая ткань лёгких. В течение первого года жизни растёт количество альвеол, соответственно дыхательная поверхность лёгких увеличивается на первом году жизни в 4 раза, а минутный объём дыхания — с 635 до 2200 см3. Частота дыхания постепенно становится реже. У нормальных грудных детей на одно дыхание приходится примерно 3 удара сердца. Сердце к 8 месяцам увеличивает свою массу в 2 раза, в основном за счет утолщения миокарда. Пульс постепенно становится реже: в годовалом возрасте его частота не превышает 120 ударов в минуту. Мочевыделительная система ребенка развивается, растёт масса и улучшается структура почек, увеличивается объем и эластичность мочевого пузыря, к концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15—16 раз в сутки [1] .

За первый год жизни младенец вырастает в среднем на 25—27 см. Рост годовалого ребёнка достигает 75—77 см. [2]

В течение первого года жизни младенец знакомится с окружающим миром, у него развивается моторика, умственные и физические способности. Развитие происходит по этапам. Каждый из этапов начинается в определённом возрасте, который может немного отличаться от одного ребёнка к другому. Развитие способностей зависит как от генетических предрасположенностей и окружения, в котором ребёнок растёт, так и от того, сколько времени уделяется ребёнку взрослыми.

В свои первые 4 недели новорождённый проходит переходный этап от внутриутробной к внеутробной жизни. На этом этапе младенец не способен управлять своими руками и ногами, однако обладает набором врождённых физиологических рефлексов.

Из наиболее важных следует отметить следующие врождённые рефлексы:

  • поисковый, хоботковый и сосательный рефлексы являются составными частями инстинкта поиска пищи и её поедания [3] ;
  • защитный рефлекс помогает младенцу повернуть голову, чтобы не задохнуться, если он окажется перевёрнутым на живот лицом вниз.

Эти и многие другие врождённые рефлексы часто используются в педиатрии для диагностирования состояния здоровья младенца. Наиболее важными рефлексами при диагностировании являются: симметричный шейно-тонический, асимметричный шейно-тонический и лабиринтный тонический [4] . Вызывание врождённых рефлексов также может служить для младенца зарядкой, развивающей его двигательный аппарат [3] . В качестве таких рефлексов могут подойти: хватательный, ползания и опоры.

Помимо безусловных врождённых рефлексов у младенца начинают появляться условные рефлексы. Согласно экспериментальным данным, уже в возрасте 20-ти дней младенец способен запоминать события, что, в свою очередь, означает, что у него могут развиваться условные рефлексы на внешние воздействия [5] .

Наряду с врождёнными рефлексами у новорождённых есть и врождённые предпочтения. Например, младенцы могут смотреть на одни изображения дольше, чем на другие. Роберт Л. Фантц (англ.) русск. в ходе экспериментов показал, что младенцы предпочитают структурированные изображения неструктурированным, среди которых бо?льшее внимание уделялось лицам и концентрическим кругам [6] .

Уже с рождения младенцы могут подражать мимике лица взрослых людей в зависимости от уровня развития своей моторики. Одним из экспериментов, в ходе которых проявлялся данный феномен, была работа Т. Фиелд и её коллег. Младенцам в возрасте полутора дней демонстрировались радостное, грустное и удивлённое выражение лица. Независимые наблюдатели по выражению лица ребёнка смогли в 70% случаев угадать то выражение лица, которому подражал младенец. Исходя из результатов авторы эксперимента сделали вывод, что уже с рождения младенец способен распознавать по крайней мере 3 различных выражения лица [7] .

С рождения и до 2-х месяцев младенцы рефлекторно издают звуки, связанные с физиологическими процессами или стрессом [8] . Использовать звуки для коммуникативных целей младенцы на данном этапе ещё не умеют.

В первые дни после рождения младенец уже способен различать голос матери, что нашло объяснение в ходе экспериментов А. ДеКаспера и М. Спенс. Беременные женщины на протяжении последних 6-ти недель беременности достаточно часто зачитывали вслух одну и ту же детскую историю. После рождения у младенцев усиливался сосательный рефлекс при зачитывании этой истории, по сравнению с другими историями [9] .

Громкость звуков, на которые способен реагировать новорождённый, — 60 децибел [9] .

В возрасте 1 месяца зрительное восприятие объектов сосредоточено на изучении границ объектов [10] . Если младенцу показывать геометрические фигуры, то он будет изучать их края.

Младенец начинает осваивать базовые движения, не обусловленные врождёнными рефлексами: хватание и бросание [11] . В этом возрасте, лёжа на животе, младенец способен кратковременно поднимать и держать голову [12] .

Уже ко второму месяцу младенец способен различать красный, зелёный и синий цвета, а также яркость. Согласно экспериментам Роберта Л. Фантца (англ.) русск. Роберта Фантца, младенцы могут различить две полоски белого цвета, отличающиеся друг от друга яркостью на 5% [13] .

Начиная с 2-х месяцев младенец способен использовать звуки для коммуникации. Он может смеяться в ответ на разговоры с ним взрослого, либо в ответ на его улыбку [8] . Также младенец уже знает базовые свойства родного языка и способен отличить его от иностранных, что было показано исследованиями, проведёнными А. Кристоф и Дж. Мортоном. В ходе эксперимента англоязычному младенцу проигрывались записи речи на разных языках, произнесённые разными людьми. Характер сосания менялся, если английский язык сменялся иностранным, но не менялся, если один иностранный сменялся на любой другой [14] .

Ко 2-м—3-м месяцам цветовое зрение младенцев такое же, как и у взрослых [13] .

Громкость звуков, на которые способен реагировать младенец в 3 месяца, — приблизительно 40 децибел [9] .

К 4-м месяцам у младенца развивается длительная улыбка и снижается частота плача [8] . Младенец способен управлять руками под зрительным контролем, а также может трогать и хватать движущиеся с большой скоростью предметы [15] . Начинается развитие управления движением собственных пальцев [16] .

Уровень интеллекта уже позволяет устанавливать причинно-следственные связи: младенец может находить взаимосвязи между зрительными, тактильными и слуховыми данными. Если младенец случайно затронет погремушку рукой, то он будет пытаться повторить те же действия, чтобы заставить погремушку снова издавать звуки [11] . Также младенец уже может соотносить движения губ и издаваемые ими звуки, что было выяснено в ходе исследований П. Кул и А. Мелтзофа [17] . Младенцам одновременно демонстрировались два видеофильма без звука, между которыми располагалась аудиоколонка. В фильмах были изображения лиц, произносивших звуки «а» и «и», соответственно. Из колонки попеременно звучал либо звук «а», либо звук «и». Младенцы дольше смотрели на тот видеофильм, которому соответствовал произносимый звук.

Развитие моторики и зрительного восприятия приводит к тому, что с 6-ти месяцев младенец способен определять размер предметов независимо от расстояния до них [18] . С 6-ти—7-ми месяцев младенцы активно размахивают предметами, трут их и бросают, что на данном этапе является основной формой изучения окружающего мира. Эти действия позволяют младенцу изучить такие свойства объектов, как характер поверхности и вес [16] .

Согласно одному из экспериментов Клаеса вон Хофстена [17] , уже c 6-ти месяцев младенцы способны предугадывать будущее положение объектов при линейном движении, но им крайне сложно определять положение, если траектория является нелинейной. В ходе эксперимента младенцу демонстрировалось линейное движение привлекательного объекта, который ненадолго скрывался за небольшим экраном прямоугольной формы, а следом появлялся на другом конце экрана. После нескольких демонстраций, при исчезновении объекта, ребёнок уже смотрел на ту границу экрана, из-за которой должен был появиться объект. Если после шести демонстраций направление менялось, то младенец успешно справлялся с определением будущего положения объекта.

Начиная с 7-ми месяцев младенцы способны различать расстояние до объектов. Эта способность была выяснена К. Грандуром [19] в ходе его экспериментов по восприятию размеров объектов. Младенцам предлагались две игрушки разного размера. После 5 минут игры с игрушками детям демонстрировались те же игрушки, но одинакового размера и с одинакового расстояния. Оказалось, что дети тянулись к той игрушке, которая изначально была меньше по размеру (т. е. визуально казалась ближе, чем другая игрушка).

Источник:
Грудной ребенок
Младе?нец , грудной ребёнок — ребёнок в возрасте от рождения до года. Различают период новорожденности (первые 4 недели после рождения) и грудной возраст (от 4 недель до 1 года).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86

Грудной ребенок и телевизор

Учеными давно доказано, что грудной ребенок и телевизор — это не совместимые вещи. Природа ребенка является противоположностью просмотра телевизора, ведь ребенок подвижен, а телевизор статичен. У ребенка начинает бурлить фантазия, которую телевизор глушит, при этом навязывает свои образы. Все это может повлиять на психическое, физическое, социальное и духовное здоровье ребенка.

Исследователями воздействия на развитие организма телетрансляций рекомендуется выделить ребенку отдельную комнату для просмотра телевизора, при этом время просмотра телевизора не должно пересекаться со временем, которое было отведено для общения.

Большинство психологов, педагогов, медиков рекомендуют «общение» грудного ребенка да и детей постарше с телевизором свести к нулю, а лучше занять ребенка упражнениями, необходимыми для воспитания и развития зрелой личности: это могут быть домашние дела, игры, совместные прогулки, чтение, пение, рукоделие (любой доступной палитрой великих и маленьких дел детского творчества).

Излучение

Всякий телевизор вырабатывает радиоактивное излучение, к которому больше всего восприимчивы маленькие дети и подростки, которые и без этого излучения подвержены различного рода заболеваниям, поэтому малышей особенно нужно изолировать от телевизора.

Немецкий психолог, рассказывая об исследованиях, подтвердил, что телевизионное излучение пагубно влияет на живой организм — маленькие птички, мелкие аквариумные рыбки, мышки, которые находятся недалеко от телевизора, достаточно быстро погибают. Особенность звука, который исходит от телевизора, тоже влияет на живой организм.

Влияние на зрение

В течение первых 4 лет у ребенка при естественных условиях развиваются объемно-пространственное зрение и острота зрения. К этому возрасту у ребенка еще не сформировалась тонкая моторика, которая управляет глазной мускулатурой и которая необходима для целеустремленного сканирования поля зрения.

Скорость телетрансляции для человеческого глаза губительна, особенно если речь идет о маленьком ребенке, у которого зрительная система только формируется.

Как показали опыты психологов и медиков, человеческий глаз во время просмотра телевизионных передач подвергается пулеметному огню стационарных, неподвижных световых изображений.

Что происходит с маленьким ребенком, которому еще нет одного года, который находится вблизи с включенным телевизором, а не смотрит его? В этом случае глаза ребенка видят быстро сменяющиеся кадры, глаза быстро устают, так как они не успевают воспринимать и обрабатывать полученную информацию. Ребенок не сидит на одном месте, он постоянно находится в движении, поэтому мы не можем постоянно контролировать, на какой дистанции от телевизора он находится. Поэтому в отличие от взрослых, которые сидят перед телевизором на одном месте, дети получают больше излучений.

Влияние на психику

Психику ребенка можно сравнить с нежным, хрупким и прекрасным цветком. Размер и вес мозга новорожденного составляет около 25% от взрослого мозга. Когда ребенку исполняется год масса и размер его головного мозга равняется 50% от взрослого, и 75% от взрослого уже на 2-ом году жизни.

После рождения в течение первых месяцев у ребенка моторные и сенсорные зоны мозга развиваются достаточно быстро. И если в раннем возрасте ребенок мало занимался активными видами деятельности, то есть вероятность того, что некоторые нейронные связи не сформировались и объем мозга в этом случае останется на 25% меньше.

Сегодняшний телевизионный мир человеку предлагает большое количество волнующих, ярких впечатлений, оседающих в подсознании, как взрослого, так и детского организма.

Сегодня с экранов телевизора не сходят мыльные оперы, поп-музыка, фильмы ужасов, сериалы про бандитов, ток-шоу, фильмы о любви. Если говорить о взрослом, то он может и умеет фильтровать происходящее, тем не менее, его подсознание подвергается влиянию рекламных роликов, образов кинофильмов. У ребенка же, происходящее на телеэкране оседает глубоко в подсознании, ведь он еще не умеет фильтровать происходящее.

Не рекомендуется также чтобы грудной ребенок спал при включенном телевизоре.

Источник:
Грудной ребенок и телевизор
Совместимы ли телевизор и грудной ребенок
http://www.allwomens.ru/15449-grudnoy-rebenok-i-televizor.html

Грудной ребенок мало ест

Когда в доме появляется младенец, особенно если это первенец, молодые родители зачастую начинают паниковать по малейшему поводу: малыш чихнул – простудился, икнул – замерз, долго спит – заболел и т. д. А если ребенок, по мнению мамы, плохо кушает, то это как минимум повод вызвать педиатра на дом. К сожалению, многие новоиспеченные родители забывают, что новорожденный, хоть и совсем маленький, но уже человечек. И у него свои, индивидуальные, потребности в пище и во сне, которые пусть и незначительно, но отличаются от его сверстников.

Хотя действительно, отсутствие аппетита у малыша, дает основание для беспокойства, но только в том случае если у ребенка плохое самочувствие и снижается вес. Так отчего же грудной ребенок мало ест? Причины снижения аппетита могут быть самые разнообразные, например, ребенок может отказываться от еды, потому что он сыт. Ведь режим питания, который советуют педиатры не догма, а всего лишь рекомендации!

Если ребенок кормящийся грудью, вдруг стал ни с того? ни с сего? отказываться от груди, то причина может крыться в питании мамы, любая острая или горькая пища тут же отразится на вкусе молока. В то время пока женщина кормит грудью, она должна скрупулезно следить за своим рационом, все мамины гастрономические изыски могут сказаться на самочувствии малыша.

Колики новорожденных также очень часто приводят к отказу от пищи. К сожалению, они сопровождают карапуза первые месяцы его жизни. Родителям придется на время свыкнуться с этой особенностью детского организма и научиться правильно на нее реагировать. Не стоит насильно кормить ребенка, если видно, что его беспокоит колика, так как поступление пищи только обостряет приступ. В таком случае нужно подождать, когда интенсивность колики утихнет и предложить снова поесть, наверняка ребенок с радостью покушает. Как правило, с введением первого прикорма кишечные колики полностью исчезают, и родители забывают об этой проблеме навсегда.

Источник:
Грудной ребенок мало ест
Грудной ребенок мало ест. Причины снижения аппетита могут быть самые разнообразные, например, ребенок может отказываться от еды, потому что… К сожалению, они сопровождают…
http://novorozhdennyj.ru/razvitie_detei_pervogo_goda/grudnoj-rebenok-malo-est/

COMMENTS