Групповая психотерапия

Групповая психотерапия

Групповая психотерапия

Психотерапия – это когда два человека вместе играют.
Психотерапия будет неполной, если пациент никогда не придет к пониманию того, что пришлось вынести психотерапевту ради поддержания терапевтического процесса. Без такого понимания пациент в какой-то мере находится в положении ребенка, который не в состоянии понять, чем он обязан своей матери.

Дональд Виникотт

Метод психотерапии уже много лет стоит на страже спокойствия и защищенности людей от внутриличностных и межличностных конфликтов, помогает им справляться с разнообразными психологическими проблемами, выходить из “психологического тупика”, расширять сферу своих возможностей, открывать в себе такие скрытые возможности, о которых люди даже не догадывались. Как правило, психотерапия осуществляется при помощи профессионального психотерапевта, который при помощи конкретных примеров, посредством установления глубокого личного контакта с пациентом, помогает человеку найти скрытую причину его проблемы. Огромный вклад психотерапия привносит в личностное развитие человека. Там, где все остальные методы лечения оказываются бессильными, психотерапия лечит людей не только от психологических болезней, но и физиологических болезней, вызванных психологическими недугами.

Групповая психотерапия – одна из форм психотерапии, предусматривающая применение группового метода лечения психологических болезней, имеющая своей целью разрешение внутренних и межличностных конфликтов, коррекцию поведения человека, снятие эмоционального напряжения, избавление человека от психологических комплексов. Говоря более простым языком, группа людей собирается в определенное время, в определенном месте под руководством психотерапевта с целью лечения различного рода психических расстройств.

Основателем групповой психотерапии считается американский психиатр, доктор наук Джозеф Пратт. В 1905 году Пратт объединил пациентов, больных туберкулезом, в группы с целью проведения еженедельных дискуссий. В результате данных групповых дискуссий эффективность лечения больных значительно возросла. Это произошло за счет взаимной поддержки пациентов, они понимали, что не одиноки в своей проблеме, и всегда найдется человек, способный понять и прийти на помощь. Как итог еженедельных встреч пациентов, у последних значительно снизились факты депрессивных состояний, улучшилось настроение, которое через силу мысли помогало пациентам победить страшный недуг.

Основное развитие групповая психотерапия получила во время Второй мировой войны, когда большинство оставшихся в живых солдат возвращались домой с различными психическими расстройствами. Солдат было настолько много, что применение метода индивидуальной психотерапии для лечения психических расстройств не представлялось возможным – в странах просто не было так много психотерапевтов. Тогда правительства многих стран приняли решение про внедрение метода групповой психотерапии как основного метода лечения психических заболеваний в послевоенный период в виду его рациональности и экономической целесообразности.

Группа – это социально-психологическое объединение людей, имеющих общие типичные для них признаки и движимые общими ценностями и нормами.

В области психотерапии наиболее применимо и часто употребляемо понятие “психокоррекционная группа”. Психокоррекционная группа представляет собой временное объединение людей, имеющих руководителя, проводящие встречи в конкретно назначенное руководителем время, преследующие общую цель межличностного наблюдения, самореализации и личностного роста.

Психокоррекционные группы подразделяются на четыре основных вида:

1. Развития межличностных умений и повышения квалификации руководителей;
2. Терапевтические группы;
3. Группы личностного роста:
4. Группы решения проблем и организационного развития.

Несмотря на деление психокоррекционных групп на виды, все группы имеют схожие конечные цели, среди которых основными являются: понимание и дальнейшее совершенствование человеком собственной личности, получение информации, выполнение поставленных перед человеком заданий, замена негативных психологических установок позитивными. В состав групп, как правило, входят как лица, пережившие сильнейшие психические расстройства, и нуждавшиеся в помощи психотерапевта, так и обычные эмоционально уравновешенные студенты, которым требуется повысить опыт межличностного общения, которые стремятся к самоанализу и самопознанию.

Секрет успеха большинства психокоррекционных групп заключается в поощрении руководителем группы душевного тепла и абсолютной эмоциональной открытости. Считается, что для решения важных для человека проблем он должен иметь решительности поделиться своей проблемой с другими людьми. Общепринятые в группе нормы поведения и общения обязательно должны соответствовать целям группы. Нормы общения в группе предполагают высокую степень открытости человека, свободное выражение каждым членом группы своих чувств, несение ответственности за конфликты, возникшие по вине пациента. Соблюдение данных норм общения поможет создать честные и открытые взаимоотношения между членами группы.

Нередко встречаются ситуации, когда уже на этапе создания группы в ней создаются несколько сплоченных группировок, в которые входят пациенты, наиболее схожие по характеру, интересам, жизненному опыту и ценностям. Безусловно, ни один психотерапевт не должен это поощрять, так как некоторые их пациентов могут оказаться отрешенными от целой группы, и многие положительные моменты групповой психотерапии для них исчезнут. Однако создание в группе небольших подгрупп может оказаться очень полезным, так как, например, двое нерешительных людей могут помочь друг другу справиться со своей нерешительностью.

Каждая психокоррекционная группа имеет свои особенности, и все люди, относящиеся к ней, различны между собой. Успешность преодоления группой межличностных проблем зависит от способности решения данных проблем каждым членом данной группы.

Существует десять главных психотерапевтических факторов, которые присущи большинству групп:

1. Предоставление информации. Психотерапевт оказывает воздействие на пациента при помощи советов и инструкций.

2. Универсализация. Многие люди, при вхождении в группу, полагают что их проблемы уникальны и неповторимы, однако вскоре убеждаются в том, что и у других людей имеются проблемы и страхи.
3. Сплоченность.

4. Альтруизм. Главная ценность группы в том, что каждый ее участник готов прийти на помощь другим членам группы, каждый человек ощущает себя нужным группе.

5. Развитие навыков общения. В процессе психотерапии в группе каждый ее участник приобретает опыт межличностного общения, который так пригодится ему в жизни. Основными способами развития навыков общения являются обратная связь и ролевые игры.

6. Межличностное обучение. В процессе общения человек не только оттачивает навыки ведения разговора, но и исследует положительные и отрицательные реакции других людей, примеряет на себя различные модели поведения.

7. Внушение надежды. Человек, придя в группу на психотерапевтический сеанс, хранит в сердце надежду на выздоровление, наблюдает за тем, как избавляются от своих проблем другие пациенты, что усиливает терапевтическое действие сеанса.

8. Множественный перенос. Группа в процессе лечения уподобляется семье, привязанность пациента к группе и членам этой группы может подвергаться проверке.

9. Подражательное поведение. В процессе наблюдения за поведением других людей человеком приобретается умение вести себя, умение общаться с другими людьми, пациент копирует поведение другого члена группы. Человек берет от других людей лучшее. Очень часто примером для подражания выступает руководитель группы.

10. Катарсис. Очень часто многие, сдерживаемые человеком на протяжении длительного времени эмоции находят свой выход в группе, даря своему владельцу чувство облегчения и свободы. Также это приводит к увеличению сплоченности группы.

Преимущества метода групповой психотерапии в сравнении с индивидуальной психотерапией.

Какое преимущество метода групповой психотерапии для пациента с психологическими проблемами, привыкшего ощущать всецелое внимание на своей персоне, не выдающего свои чувства и не стремящегося поделиться своим настроением с другими людьми? Правильно – никакого. Для всех остальных пациентов, являющимися социальными индивидуумами, которые стремятся находиться в обществе людей, а не идти наперекор ему, готовыми выслушать других людей, подчеркнув для себя полезный опыт, метод групповой психотерапии представляет особую ценность.

Прежде чем начать разговор о преимуществах, стоит выделить некоторые недостатки группового метода. Безусловно, применение метода групповой психотерапии не позволяет уделить столь пристальное внимание каждому члену группы, как при применении метода индивидуальной психотерапии. Еще одной проблемой может стать неспособность человека открыть свою душу, свои переживания для других людей – таким людям предпочтительно лечение методом индивидуальной психотерапии. Однако на этом недостатки группового метода заканчиваются, и начинаются достоинства, к которым относится:

2. Очень важным преимуществом метода групповой психотерапии перед терапией индивидуальной является способность пациента не только быть активным участником процесса терапии, но и зрителем. Благодаря данной возможности пациент способен, внимательно наблюдая за взаимодействием других членов коллектива, примерять их роли на себя, идентифицировать себя с другими участниками процесса, наблюдать за их поведением, оценивать их поступки. Человек, наблюдая за действиями других людей, задает себе вопрос: “А как бы я поступил в данной ситуации?”, тем самым ведет поиск наиболее рационального решения в ситуации, приближенной к жизненной. Данное преимущество групповой психотерапии позволяет эффективнее справляться с жизненными трудностями и комплексами.

4. Экономия времени и сил. Представьте себя психотерапевтом, составляющим план приема на завтрашний день. Согласно плана вам нужно принять десятерых человек, восемь из которых имеют схожие симптомы и к ним применима одинаковая модель лечения. У вас имеется два варианта приема:

а) индивидуальная психотерапия – каждый из пациентов принимается по очереди, на каждый прием уделяется 1 час рабочего времени. При этом вам необходимо повторять одни и те же слова несколько раз, что не может не сказываться на уровне ваших жизненных сил. Итого, приняв всех пациентов, вы потратите 10 часов рабочего времени;

б) групповая психотерапия – 8 из 10 клиентов собираются в группу, с которыми вы проводите сеанс психотерапии. На все про все вы тратите 2 часа рабочего времени. Итого экономия рабочего времени составит 6 часов (так как двоих из десяти пациентов вам все же придется принять в индивидуальном порядке), и это не говоря о значительной экономии ваших жизненных сил, связанной с отсутствием необходимости повторять сказанное вами по несколько раз.

Итак, уважаемый читатель, как вы сами могли убедиться, метод групповой психотерапии имеет значительное количество преимуществ по сравнению с индивидуальным методом, что и явилось основной причиной стремительной популярности данного вида психотерапии.

Источник:
Групповая психотерапия
Что такое групповая психотерапия. Виды и методы терапии. Обзор.
http://www.therapy.by/therapy/gruppovaya_psihoterapiya/

Групповая психотерапия

Групповая психотерапия — форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении, и иной психотерапевтической работы. Существуют методы психотерапии, изначально разработанные как групповые, например: психодрама, социодрама, психогимнастика.

Первым употребил термин «групповая психотерапия» Якоб Морено, создатель психодрамы, которую он ввел в Америке в 1925 г., которая по сути и была групповой терапией. Начальные попытки Морено в использовании групповой терапии получили мощное ускорение во время Второй мировой войны, когда наличие огромного числа психиатрических пациентов, раненных в боях, и лишь незначительного числа обученных психиатров сделало индивидуальную терапию непрактичной и возникла потребность в новых, более экономичных методах лечения.

Расцвет групповой психотерапии начался в 60-е годы XX в. в применения групповой терапии к различным клиническим условиям и к различным типам клинических проблем. Так один из представителей гуманистической психологии Карл Роджерс придавал большое значение групповым формам, считая, что в них психотерапевт является моделью для участников, способствуя тем самым устранению тревоги и развитию самораскрытия, а отношения, складывающиеся между участниками группы, могут создавать оптимальные условия для терапевтического изменения. Его «терапия центрированная на клиенте» и понятие об «энкаунтер-группы» заложили основу антиавторитарной недерективной психотерапии.

Источник:
Групповая психотерапия
Групповая психотерапия — форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для достижения следующих целей: разрешения
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F

Групповая психотерапия

Понятие групповой психотерапии. Групповая и индивидуальная психотерапия представляют собой две основные формы психотерапии. Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в психотерапевтических целях групповой динамики в лечебных целях (то есть всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта).

Ошибочна позиция противопоставления индивидуальной и групповой психотерапии с точки зрения их целей. Так, существуют представления, согласно которым индивидуальная психотерапия направлена на переработку глубинного внутриличностного психологического конфликта, в то время как групповая психотерапия направлена на преодоление конфликтов в сфере межличностного взаимодействия. В таком понимании групповая психотерапия сводится к воздействию только на межличностном уровне и представляет собой скорее социально-психологический или поведенческий тренинг, направленный на развитие социальной компетентности.

Групповая психотерапия имеет, прежде всего, лечебные цели и в рамках конкретного психотерапевтического направления решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью своих средств. Если психотерапия направлена на раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию неадекватных, нарушенных отношений личности, обусловливающих его возникновение и субъективную неразрешимость, то эта цель является общей и для индивидуальной, и для групповой психотерапии. Таким образом, индивидуальная и групповая формы психотерапии решают общие психотерапевтические задачи (раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию нарушенных отношений личности, обусловивших возникновение и субъективную неразрешимость конфликта, а также фиксирующих его), используя свою специфику.

Отличие индивидуальной психотерапии и групповой, при наличии общих задач, заключается в том, что индивидуальная психотерапия в большей степени ориентирована и акцентирует внимание на историческом (генетическом) аспекте личности пациента, но учитывает при этом и реальную ситуацию взаимодействия, а групповая — в большей степени на межличностных аспектах, но обращается и к историческому плану личности пациента. Иными словами, групповая психотерапия раскрывает внутриличностную проблематику пациента преимущественно на основании анализа того, как она представлена и раскрывается в процессе межличностного взаимодействия пациента в группе.

Один из важнейших механизмов лечебного действия групповой психотерапии — возникновение и переживание пациентом в группе тех эмоциональных ситуаций, которые были у него в реальной жизни в прошлом и являлись субъективно неразрешимыми и неотреагированными (то есть такими, с которыми он не смог справиться), — предполагает переработку прошлого негативного опыта, проявляющегося в актуальной эмоциональной ситуации в группе, без которого невозможно достичь позитивных, достаточно глубинных личностных изменений.

Цели групповой психотерапии в самом общем виде определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основании анализа и использования межличностного взаимодействия. Каждое психотерапевтическое направление вносит свою специфику в понимание целей и задач групповой психотерапии.

Задачи групповой психотерапии фокусируются на трех составляющих самосознания: на самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии как формирование адекватного самосознания и расширение его сферы. В групповой психотерапии основным инструментом лечебного воздействия выступает психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию пациентом собственных проблем за счет межличностного взаимодействия, групповой динамики.

Групповая динамика — это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы, это учение о силах, структуре и процессах, которые действуют в группе. Группа при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся ограниченным числом членов (до 20 человек), непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом.

Термин «групповая динамика» используется для:

а) обозначения направления в изучении малых групп, основанного на принципах гештальт-психологии;

б) характеристики процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения;

в) описания причинно-следственных связей, объясняющих эти явления;

г) обозначения совокупности методических приемов, используемых при изучении социальных установок и межличностных отношений в группе.

Применительно к групповой психотерапии групповая динамика рассматривается как совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта. К характеристикам групповой динамики относятся: цели и задачи группы, групповые роли и проблемы лидерства, групповая сплоченность, напряжение в группе, актуализация прежнего эмоционального опыта, формирование подгрупп, фазы развития психотерапевтической группы.

Цели и задачи группы. Кратохвил следующим образом формулирует цели психотерапевтической группы: разобраться в проблемах каждого участника; помочь ему понять и изменить собственное состояние; постепенно изменить слабую приспособляемость, достигая адекватной социальной адаптации; предоставлять информацию о закономерностях интерперсональных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми; поддерживать процесс развития личности в смысле роста своего собственного личностного и духовного потенциала; устранять болезненные признаки и симптомы.

Нормы группы — это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между участниками группы. К психотерапевтическим нормам обычно относят: искреннее проявление эмоций (в том числе, по отношению к психотерапевту); открытое изложение своих взглядов и позиций, рассказ о своих проблемах; принятие других и терпимость по отношению к их позициям и взглядам; активность, стремление избегать оценочных суждений и пр.

Структура группы, групповые роли и проблемы лидерства. Структура группы является одновременно формальной и неформальной. Неформальная структура складывается гораздо медленнее формальной, поскольку определяется интерперсональным выбором. Члены группы занимают различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли.

Шиндлер описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли. Альфа — лидер, который импонирует группе, побуждает ее к активности, составляет программу, направляет, придает ей уверенность и решительность. Бета — эксперт, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко ценит. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно. Гамма — преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляют себя с альфой. Омега — самый «крайний» член группы, который отстает от других по причине неспособности, отличия от остальных или страха.

Лидерство в группе — важная составляющая групповой динамики, тесно связанная с проблемами руководства, зависимости, подчинения и соперничества. Отношение к психотерапевту, который является формальным лидером группы, в разные фазы развития психотерапевтической группы может быть различным и изменяющимся. Роль неформального лидера в группе также не является стабильной, соперничество, борьба за власть занимают существенное место в групповом процессе. Во взаимоотношениях с лидером пациенты проявляют собственные амбивалентные тенденции и установки, связанные с проблемами ответственности, безопасности, самостоятельности, руководства, подчинения и зависимости.

Групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для ее членов, потребность участия и сотрудничества при решении общих задач, взаимное тяготение индивидов друг к другу. Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой психотерапии.

Групповое напряжение возникает в связи с несовпадением ожиданий участников группы с реальной групповой ситуацией, несовпадением их личных устремлений, необходимостью соизмерять свои потребности, желания, позиции, установки с другими членами группы, обращением к болезненным проблемам и переживаниям.

Групповая сплоченность и напряжение выполняют в группе противоположные функции: первая является стабилизирующим фактором (под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и определенную безопасность), а вторая — побуждающим фактором (она ведет к неудовлетворенности и стремлению что-либо изменить).

Актуализация прежнего эмоционального опыта (проекция). В процессе групповой психотерапии у пациентов актуализируется прежний эмоциональный опыт и прошлые стереотипы межличностных отношений во взаимодействии с окружающими. Реакция каждого участника группы на другого определяется не только влиянием конкретного человека или групповой ситуации, но и переносом собственного отношения к какому-либо человеку или событию в прошлом на актуальную групповую ситуацию.

Формирование подгрупп и их влияние на функционирование группы. В группах довольно часто наблюдается тенденция к образованию подгрупп. Подгруппы возникают согласно определенному принципу (возрастному, половому, интеллектуальному), влияя на деятельность психотерапевтической группы. Негативное воздействие оказывает «закрытость» подгрупп, их нежелание обсуждать со всеми частные проблемы. Образование подгрупп, их цели, нормы, роль в групповом процессе может быть темой продуктивной групповой дискуссии.

Фазы развития психотерапевтической группы — это этапы группового процесса, характеризующиеся специфическими видами активности и взаимодействия участников группы и выполняющие различные функции.

Первая фаза групповой психотерапии представляет собой период образования группы как таковой и совпадает с началом лечения и адаптацией пациентов к новым условиям, характеризуется пассивным, зависимым поведением пациентов и высоким уровнем напряжения в группе. В литературе эта фаза чаще всего получает такие названия, как «фаза ориентации и зависимости», «фаза псевдоинтеграции», «фаза пассивной зависимости», «фаза напряжения», «фаза поиска смысла», «фаза регрессивности», «фаза неуверенности».

Третья фаза групповой психотерапии характеризуется процессом структурирования группы, консолидацией ее норм, целей и ценностей. Проявляются активность, самостоятельность и ответственность каждого члена группы за себя самого, других участников и группы в целом. Формируется групповая сплоченность — важнейшее условие эффективности психотерапевтической группы. В литературе эта фаза называется «фазой развития сплоченности», «фазой развития сотрудничества», «фазой выработки групповых норм», «фазой взаимного распределения функций».

Четвертая фаза групповой психотерапии представляет собой фазу активно работающей группы. Возникшие в предыдущей фазе сплоченность, заинтересованность участников друг в друге, эмоциональная поддержка, искренность, чувство безопасности, спонтанность создают возможности для развития процесса, направленного на решение собственно психотерапевтических задач. Для этого периода характерно принятие решений и использование приобретенного опыта и во внеклинических ситуациях. В литературе эту фазу обозначают как «рабочую фазу», «фазу целенаправленной деятельности», «фазу изменений установок и отношений», «фазу выработки новых ценностей». В зависимости от специфики конкретной группы указанные фазы могут иметь различную продолжительность, однако, в целом, первые три фазы занимают обычно от 20 до 30 % времени работы психотерапевтической группы.

Механизмы лечебного действия групповой психотерапии. Подробный анализ механизмов лечебного действия групповой психотерапии представлен в работах Ялома и Кратохвила. Ялом в качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии выделяет следующие: 1) сообщение информации; 2) внушение надежды; 3) универсальность страданий; 4) альтруизм; 5) корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы; 6) развитие техники межличностного общения; 7) имитационное поведение; 8) интерперсональное влияние; 9) групповая сплоченность; 10) катарсис.

Пациенты в качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии чаще указывают: осознание (самого себя и других людей), переживание в группе положительных эмоций (в отношении самого себя, других членов группы и группы в целом, положительных эмоций от других членов группы), приобретение новых способов поведения и эмоционального реагирования (прежде всего, межличностного взаимодействия и поведения в эмоционально напряженных ситуациях). Если сгруппировать механизмы лечебного действия, описываемые различными авторами, а также учесть результаты опроса пациентов, то станет очевидным, что они могут быть представлены в виде трех основных механизмов. Это — конфронтация, корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмоциональный опыт) и научение, которые охватывают все три плоскости изменений — когнитивную, эмоциональную и поведенческую.

Конфронтация — является ведущим механизмом лечебного действия групповой психотерапии (и психотерапии вообще). Конфронтация понимается как «столкновение» пациента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими стереотипами и осуществляется за счет обратной связи между членами группы и группой как целым.

Корригирующее эмоциональное переживание, или коррективный эмоциональный опыт, включает несколько аспектов, и прежде всего — эмоциональную поддержку. Эмоциональная поддержка означает для пациента принятие его группой, признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира, готовность понимать его, исходя из него самого, его собственных отношений, установок и ценностей. Корригирующее эмоциональное переживание также связано с переживанием пациентом своего прошлого и текущего (актуального) группового опыта. Еще один аспект корригирующего эмоционального переживания связан с проекцией на групповую ситуацию эмоционального опыта, полученного в родительской семье.

Научение в процессе групповой психотерапии осуществляется как прямо, так и косвенно. Группа выступает как модель реального поведения пациента, в котором он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы, и создает условия для исследования пациентом собственного межличностного взаимодействия, собственного поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания.

Методы групповой психотерапии. К основным методам групповой психотерапии традиционно относят групповую дискуссию, психодраму, психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию. Каждый из указанных методов может использоваться в психотерапии и как самостоятельный метод. Все методы групповой психотерапии условно подразделяют на: основные и вспомогательные, вербальные и невербальные.

К вербальным методам относят групповую дискуссию и психодраму, к невербальным — психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию.

Групповая дискуссия является основным, опорным методом психотерапии. Что же является предметом групповой дискуссии? Обычно выделяют обсуждение биографии пациента, определенной темы и межличностного взаимодействия в группе (интеракций). Таким образом, определяется три основных типа ориентации групповой дискуссии: биографическая, тематическая и интеракционная. Интеракционная ориентация направлена на анализ особенностей межличностного взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса. Биографическая ориентация представляет собой обсуждение истории жизни пациента, отдельных эпизодов и событий его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения на протяжении жизни. Тематическая ориентация концентрирует внимание группы на актуальных для большинства участников группы темах.

Процесс психодрамы включает три основные фазы: инициальную или подготовительную (фаза «разогрева»); собственно психодраматическое действие; обсуждение (предоставление протагонисту разнообразной обратной связи и интерпретацию).

Психодраматические процедуры довольно широко применяются при проведении гуманистически-ориентированной психотерапии, гештальт-терапии, тренинговых методов. В ходе групповой психотерапии психодрама наиболее эффективно может быть использована в комбинации с другими методами: групповой дискуссией, психогимнастикой и др. Психодраматическому разыгрыванию может быть посвящено отдельное занятие группы, однако чаще всего психодрама естественным образом входит в процесс групповой дискуссии.

Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.

Психогимнастика позволяет пациентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Психогимнастическое занятие, как правило, включает три части — подготовительную, пантомимическую и заключительную.

Пантомимическая часть психогимнастики является наиболее важной, и в зрелой психотерапевтической группе занимает большую часть психогимнастического занятия. Пациентам предлагают темы, которые они разыгрывают без помощи слов. Темы могут быть предложены и психотерапевтом, и самими участниками группы. Содержание тем для пантомимы не ограничено и может быть ориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всех членов группы одновременно и группы в целом, то есть касаться межличностного взаимодействия в группе.

Психогимнастика в процессе групповой психотерапии обычно проводится как отдельное занятие. Однако в начале групповой дискуссии психотерапевт при необходимости может предложить группе отдельные психогимнастические задания.

Источник:
Групповая психотерапия
Понятие групповой психотерапии. Групповая и индивидуальная психотерапия представляют собой две основные формы психотерапии. Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в
http://studfiles.net/preview/3283326/

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое «ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ» в других словарях:

ПСИХОТЕРАПИЯ У ПОДРОСТКОВ — Комплекс психотерапевтических и педагогических мероприятий, направленных прежде всего на предотвращение десоциализации подростка, под которой понимают различные нарушения поведения (токсикоманическое, избегание контактов, суицидальное),… … Психотерапевтическая энциклопедия

ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ НЕВРОЗАХ И ДРУГИХ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ — Наиболее распространенное представление о неврозах как психогенных расстройствах, в механизмах развития, компенсации и декомпенсации которых определяющая роль принадлежит психическому фактору, объясняет адекватность и широкое… … Психотерапевтическая энциклопедия

ПСИХОТЕРАПИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ — Между состоянием полного здоровья и инвалидностью лежит широкий спектр переходных состояний. Он отличается непрерывностью в ряду: полное здоровье (норма) и варианты нормы функциональные отклонения неспецифические синдромы и пограничные… … Психотерапевтическая энциклопедия

ПСИХОТЕРАПИЯ — (от греч. psyche душа и therapeia лечение), 1) отрасль медицины, разрабатывающая систему психологически опосредованного лечения заболеваний; 2) метод комплексного лечебного воздействия на мотивы, эмоции, волю и самосознание человека при мн.… … Российская педагогическая энциклопедия

психотерапия — (от греч. psyche душа и therapeia лечение) 1) отрасль медицины, разрабатывающая систему психологически опосредованного лечения заболеваний; 2) метод психологического (в отличие от медикаментозного и хирургического) лечебного воздействия на … Дефектология. Словарь-справочник

ДЕТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — Собирательное понятие, включающее различные психотерапевтические подходы и методы, применяемые для лечения детей и подростков с психическими, пограничными и психосоматическими заболеваниями, направленные и воздействующие на ребенка и его… … Психотерапевтическая энциклопедия

БИФОКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — Б. п. является методом параллельной психотерапевтической работы с двумя малыми группами группой пациентов с различными формами нервно психических расстройств и группой их родителей (Schindler R., 1960). Таким образом, Б. п. представляет… … Психотерапевтическая энциклопедия

Морено, Якоб Леви — Якоб Леви Морено Jacob Levy Moreno Дата рождения … Википедия

Морено, Якоб — Джекоб (Якоб) Леви Морено (18 мая 1889, Бухарест 14 мая 1974) психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Содержание 1 Биография 2 Философия и теория психотерапии Морено … Википедия

Морено Я. — Джекоб (Якоб) Леви Морено (18 мая 1889, Бухарест 14 мая 1974) психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Содержание 1 Биография 2 Философия и теория психотерапии Морено … Википедия

Источник:
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ
Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 . Смотреть что такое «ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ» в других словарях: ПСИХОТЕРАПИЯ У ПОДРОСТКОВ —
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/71/%D0%93%D0%A0%D0%A3%D0%9F%D0%9F%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%AF

COMMENTS