Гуманистическая психология

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

> человек целостен и должен изучаться в его целостности;

> каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

> человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;

> человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

> человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

> человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

> человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Основными представителями данного направления являются

А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, R Мэй, Ф. Бэррон и др.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1%). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности — это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:

Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Оно ставит в центр своей методологииличность клиента, которая является контролирующим центром в принятии пен» хологом решений. Это отличает это направление от психоди* | намической теории, делающей акцент на то, как прошлое 1 воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, | использующей воздействие окружения на личность. • |

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистичес*| кое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом»! Ф. Перлзом, В. Франклом. ;|

Их основная методологическая позиция состоит в том, что|| предназначение человека- жить и действовать, определяж| свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психоло-1 гии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым рабо­тают психологи этого направления,- мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпа-тии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.

Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Кли­ент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения;

метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки»- авторитарной, директивной, и «нижней собаки»- пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманисти-/ ческой психологии используются техники перемены отношен! ния; парадоксальные намерения; переключение; метод убеж».| дении (призыва). Осуществление этих техник требует от пси*.| холога красноречия, точности словесных формулировок/! ориентации на мироощущение клиента. |

Гуманистическое направление практической психологии^ постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента. Щ

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит| в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психо-Д лог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это^ может привести к неспособности слышать клиента, что разч| рушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы рабоя| тать эффективно, не должен начинать работу с предвзятым»! идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента.! Практическая работа психолога — это работа с конкретной| индивидуальностью человека. В том числе и с собственно»! индивидуальностью — составной частью его профессиональ»| ной позиции. ,.<|

Психологу необходимо постоянно изучать свои личности, | ные и профессиональные возможности, чтобы избежать ри-1 гидности или излишней свободы в развитии личных понятий^!

Психолог и клиент — два разных человека — встречаются ва| время интервью. Независимо от его успешности оба участии»! ка его, в результате взаимодействия, изменяются. . l|

Сторонников гуманистических теорий индивидуальностив первую очередь интересует то, как человек воспринимает, осознает и объясняет реальные события в собственной жизни. Они описывают феноменологию индивидуальности, а не ищут ей объяснение, ибо теории данного типа периодически называют феноменологическими. Описания индивидуальности и событий в ее жизни тут в основном сконцентрированы на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.д..

Самом известными представителями этого подхода к индивидуальности являются американские специалисты А. Маслоу и К. Роджерс. Концепция А. Маслоу мы специально рассмотрим дальше, а теперь коротко остановимся лишь на характеристике теории К. Роджерса.

Создавая собственную теорию индивидуальности, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, ч/з которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: «Кто я?», «Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?»

Образ «Я», складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению. Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искаженной и вымышленной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованное им радости именно зависят от того, насколько ее опыт, ее «настоящее Я» и «идеальное Я» согласуются м/у собою.

Главная необходимость человека, по гуманистических теорий индивидуальности — самоактуализация, желание к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главной роли самоактуализации объединяет всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии индивидуальности, невзирая на значительные расхождения во взглядах.

По А. Маслоу, в психологических характеристик самоактуализирующиеся индивидуальности относятся:

— Активное восприятие действительности и умение неплохо ориентироваться в ней;

— Принятие себя и иных людей такими, какие они есть;

— Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении собственных мыслей и ощущений;

— Сосредоточение внимания на том, что случается снаружи, в противовес ориентации лишь на внутренний мир, и сосредоточение сознания на своих чувствах и переживаниях;

— Обладание чувством юмора;

— Развитые творческие способности;

— Неприятие условностей, однако без показного их игнорирования;

— Озабоченность благополучием иных людей и необеспечение лишь своего радости;

— Умение к глубокому пониманию жизни;

Гуманистическая психология — Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Осуществление самого себя.

Сознание собственного достоинства.

Потребности в надежности.

Этапы деградации личности.

Поиск смысла жизни.

Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека.

Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи

Главной психологической реальностью являются переживания человека

Человеческая жизнь — целостный процесс

Человек открыт к самореализации

Человек не детерминирован только внешними ситуациями

Вклад в психологию

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Гуманистическая психология— ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название «третьей силы». К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен.

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи.

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека.

4. Человеческая жизнь — единый процесс.

5. Человек открыт к самореализации.

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Источник:
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология — направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и
http://studfiles.net/preview/1633354/

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии [2] :

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснён в результате научного изучения его частичных функций).
  2. Человеческое бытие развёртывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснён своими частичными функциями, в которых не принимается в расчёт межличностный опыт).
  3. Человек сознаёт себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (человек обращён в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, ч/з которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: «Кто я?», «Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?»

Образ «Я», складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению. Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искаженной и вымышленной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованное им радости именно зависят от того, насколько ее опыт, ее «настоящее Я» и «идеальное Я» согласуются между собою.

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности — это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Источник:
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Гуманистическая психология

Подход в психологии, который включает в себя проблемы любви, внутренней включенности и спонтанности вместо систематического и принципиального их исключения определяется как гуманистический.

Гуманистическая психология ставит на главное место человека и его самосовершенствование. Ее основные предметы рассмотрения: высшие ценности, самоактуализация, творчество, свобода, любовь, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностные отношения.

Объектом гуманистической психологии является не прогнозирование и контроль за человеческим поведением, а освобождение человека от пут невротического контроля, возникшего вследствие «отклонений» его от общественных норм или от психологических условий индивида.

Гуманистическая психология как самостоятельное направление возникла в США в 1960-х годах XX в., как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Ее философской основой стал экзистенциализм.

В 1963 году первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь сформулировал пять основных положений данного подхода:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (т.е. человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частных функций).
  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (т.е. человек не может быть объяснен своими частными функциями, в которых не берется в расчет межличностный опыт).
  3. Человек осознает сам себя и не может быть понят психологией, которая не учитывает его непрерывное, многоуровневое самосознание.
  4. Человек имеет выбор (не является пассивным наблюдателем своего существования, а творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (обращен в будущее, в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Считается, что гуманистическая психология сформировалась под влиянием десяти направлений:

  1. Групповая динамика, в частности Т-группы.
  2. Доктрина самоактуализации (Маслоу, 1968).
  3. Центрированное на личности направление психологии (клиент-центрированная терапия Роджерса, 1961).
  4. Теория Райха с его настаиванием на раскрепощении зажимов и освобождением внутренней энергии тела (body).
  5. Экзистенциализм, в частности, теоретически интерпретированной Юнгом (1967) и практически экспериментально — Перлзом (также Fagan и Shepherd, 1972).
  6. Результаты использования expending drag, в частности LSD (Stanford и Golightly, 1967).
  7. Дзен-буддизм и его идея освобождения (Letting, 1980).
  8. Даоизм и его идеи единства противоположностей «Инь — Янь».
  9. Тантра и ее идеи важности тела как энергетической системы.
  10. Вершинные эксперименты как откровение и просветительство (Rowan, 1976).

Гуманистическая психология не является упорядоченной областью научного знания. Это не наука, а скорее набор метафизических концепций, указывающих путь для раскрытия человеческих проблем с помощью экзистенциального опыта. В котором:

  1. Глубокая и интенсивная группа исследований завершается общим реалистичным отношением к самому себе и другим.
  2. Экстатический и вершинный эксперимент, в котором смысл единства и паттернов человеческого и природного миров является достигнутым.
  3. Экзистенциальный опыт бытия полностью ответственен за определенные мысли и действия.

Все главные деятели гуманистической психологии прошли через опыт такого рода. Это привело к идее предмета знаний, который может быть исследован или оценен только подобными шагами.

Гуманистический подход в психологии четко направлен на практические задачи. Его центральными понятиями являются личностный рост (становление) и человеческие возможности. Она утверждает, что люди могут меняться, работая над собой.

В рамках данного направления создано большое количество методик self-intervention («само-проникновения»), которые могут быть систематизированы следующим образом:

1. Телесные методы:

  • терапия Райха, ориентированная на биоэнергетику, возрождение;
  • методы Rolfing’s,Feldenkreis’s;
  • техника Александера;
  • «Чувственное сознание»;
  • холистическое здоровье и т.п.

2. Мыслительные методы:

  • трансакционный анализ;
  • создание персональных конструктов («репертуарные решетки» Келли);
  • семейная терапия;
  • NLP — нейролингвистическое программирование и др.

3. Чувственные методы:

  • Encounter, психодрама;
  • осознание целостности;
  • первоначальная интеграция;
  • эмпатическое взаимодествие Роджерса и др.

4. Спиритуальные методы:

  • трансперсональное консультирование,
  • психоанализ,
  • интенсивные семинары по просвещению (enlightenment intensive workshops),
  • динамическая медитация,
  • игры с песком (send play),
  • толкование сновидений (dream work) и др.

Большинство данных методов могут быть адаптированы к работе во многих отраслях. Гуманистические практики занимаются личностным ростом средствами психотерапии, холистического здоровья, обучения, социальной работы, организациональной теории и консультирования, бизнес-тренингов, тренингов общего развития, групповой самопомощи (self-help groups), креативного тренинга и социального исследования (Rowan, 1976).

Человеческое бытие изучается гуманистической психологией как со-исследовательское, когда сам испытуемый также планирует собственное изучение, участвует в исполнении и в осмыслении результатов. Считается, что этот процесс дает больше разного рода знания о человеке, чем классическая парадигма исследования. Это знание является таким, которое может быть использовано немедленно.

На этой почве возникло несколько концептов:

The real self (реальная самость). Это понятие является ключевым в гуманистической психологии. Оно свойственно концептуальным построениям Роджерса (1961), Маслоу (1968), Юнга (1967) и многих других. Реальная самость подразумевает, что мы можем углубляться дальше поверхности своих ролей и их маскировки для содержания и подчеркивания самости (Shaw, 1974). Ряд исследований, которые основывались на этом, взаимодействовали с HampdunTurner (1971). Simpson (1971) утверждает, что здесь мы имеем политический аспект идеи «real-self» (реальной самости). С этой точки зрения гендерные роли, например, могут рассматриваться как сокрытие «реальной самости», а следовательно как угнетающие. Эти связи были внимательно рассмотрены Carney и McMahon (1977).

Субличностное (sub-personalities). Это понятие было выдвинуто на первый план Assagioli и другими исследователями (Ferucci, 1982). Оно указывает на то, что мы имеем ряд субличностей, которые происходят из разных источников:

  • коллективное бессознательное;
  • культурное бессознательное;
  • личностное бессознательное;
  • тревожные конфликты и проблемы, роли и социальные проблемы (Frames);
  • фантазийные представления о том, какими мы хотим быть.

Abundance motivation (обоснованность, богатство мотивации). Большинство психологов основывают свои взгляды на гомеостатической модели. Действие является мыслью, инициированной потребностями или желаниями. Человеческое бытие, однако, стремится к творческому напряжению и поддерживающим его ситуациям, как, соответственно, и редукция напряжения. Мотивация достижения (McClelland, 1953), потребность в различность опыта (Fisk и Moddi, 1961) могут быть рассмотрены в связи с концептом мотивационного богатства, позволяют объяснить разного рода действия. Мотивация не может быть обусловлена выполнением. Она может быть «снятой» только для актора.

Наконец, гуманистические психологи утверждают, что внимание к собственным состояниям и мотивам дает возможность избежать самообмана и облегчает открытие реальной самости. Это — своеобразный девиз гуманистической психологии в ее теоретическом и прикладном выражении.

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. — Киев, Лыбидь, 2003.

Источник:
Гуманистическая психология
Объектом гуманистической психологии является не прогнозирование и контроль за человеческим поведением, а освобождение человека от пут невротического контроля, возникшего вследствие «отклонений» его от общественных норм или от психологических условий индивида.
http://psyfactor.org/lib/humanpsychology2.htm

Гуманистическая психология

В центре гуманистической психологии—понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

Обозначим основные отличия гуманистической психологии от первых двух «сил».

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое; в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных Для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия». насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т. е. творческая направленность, которая врождена’всем, но-теряется большинством в связи’ с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, «детский» взгляд на мир.

Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности;

прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный).

Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории;

ее объединяют некоторые общие положения и «личностная» ориентация в практике—психотерапии и педагогике.

Мы рассмотрим гуманистическую психологию на примере взглядов А. Маслоу и К. Роджерса.

«Сердце» концепции Маслоу—его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

1. Базовые физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.).

2. Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).

3. Потребности, связанные с любовью и приятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.

5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной’состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как желание стать всем, чем возможно; это—потребность в самосовершенствовании,-в реализации своего потенциала. Этот путь труден; он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же — путь к полноценной, внутренне богатой жизни; Кстати, самоактуализация не обязательно предполагает художественную форму воплощения: общение, труд, любовь—также, формы творчества.

Хотя все люди ищут внутренней состоятельности, достигают уровня самоактуализации (которая не состояние, но процесс!) немногие—менее 1%. Большинство, по Маслоу, просто слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведает радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение: бюрократическое общество имеет тенденцию к нивелированию личности (вспомните аналогичные идеи «гуманистического психоанализа» Э. Фромма). Равным образом это относится к обстановке в семье: дети, растущие в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации.

В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.

Человек же, вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность») оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма;

он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. (Кстати, одним из примеров самоактуализирующейся личности А, Маслоу считал уже известного вам гещтельтпсихолога Макса Вертгеймера, с которым познакомился после его эмиграции в США). Такой человек отличается высокой самооценкой, он принимает ДРУГИХ, принимает природу, неконвенционален (т. е. незвисим от условностей), прост и демократичен, обладает чувством юмора (причем философского плана), склонен к переживанию «пиковых чувств» типа вдохновения и т. д;

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно—а значит, быть собой—в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состояться.

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века (в основном среди практиков—терапевтов и педагогов)—Карла Роджерса (1902—1987). Для него, однако, понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты.

Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции — они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия—есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п.—результат страха и психологической защиты; задача психолога — помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Актуализирующая тенденция (так иначе обозначается потребность в самоактуализации в динамике ее проявления)—причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

Первоначально все переживания, весь опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации.

Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний стараются избегать. Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура «Я», т. е. самосознание.

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Роджерс обозначает термином «неконгруэнтность»; это означает—на уровне проявлений—тревогу, ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью «внешних ориентиров»—они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам—религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр., т. к. неконгруэнтность свойственна человеку любого возраста и социального положения. Однако конечной целью, по Роджерсу, является не стабилизация внешних оценок, но верность собственным чувствам.

Возможно ли развитие на основе самоактуализацни, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс — безусловное позитивное отношение к ребенку, «безусловное принятие»; ребенок должен знать,. что он любим, независимо от того, что он делает; тогда s потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, «полностью функционирующим».

Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два основных принципа (они же— методы терапии): принцип дерефлексии и принцип парадоксальной интенции. Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют «самокопанием». (Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мыслей о том, что несет в себе «комплексы», нежели от самих комплексов). Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать; при этом активно используются (хотя это не обязательно) различные формы юмора—Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

Направление, развиваемое. В. Франклом, как и гуманистическую психологию или гештальттерапию, трудно назвать теорией в строгом смысле этого слова. Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться—иногда до святости, если сохраняется смысл жизни.

Источник:
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология: Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение названия и формулирование основных … — — . Портал Медицина от А до Я
http://xn--80ahc0abogjs.com/professiyu-psiholog-vvedenie/gumanisticheskaya-psihologiya.html

COMMENTS