Индивид и личность различия

Индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность

Индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность.

Поскольку часто можно встретить высказывание о том, что наиболее полно соотношение этих понятий раскрывается в трудах Ананьева, то, я думаю, уместно будет начать свой ответ с его слов из работы «Человек как предмет познания»: «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида». Т.о. компонентами индивидуальности являются свойства:

индивида (совокупность природных свойств);

личности (совокупность общественных, экономических, политических и др. отношений) и

субъекта деятельности (совокупность деятельностей и меры их продуктивности).

Так как в данном случае индивидуальность предстаёт как некая интегральная характеристика человека, то будет логичным начать с рассмотрения её компонентов.

Итак, понятие «индивид» (с лат. – неделимый) выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «сглаживания».

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. При этом личностные свойства в своём развитии не зависят от индивидных: может быть высокий уровень личностного развития и бедная индивидная основа (компенсаторное развитие).

Как совокупность отношений личность рассматривает и Мясищев. Он определил личность как совокупность отношений к миру, тем самым дистанцировавшись от подходов, которые строили в известном смысле замкнутую структуру личности из конгломерата таких составляющих, как психические процессы, свойства, способности, мотивы и т.д.

Итак, понятием «личность» обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Подход к человеку как к личности связан, прежде всего, со взглядом на человека как единицу общества, определяемую её местом в социальной структуре. Поскольку общественные отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей, то иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность. Тут мы выходим на следующее понятие: «субъект деятельности».

3. СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтобы развести понятия «личности» и «субъекта деятельности», можно использовать концепцию множественности миров Юргена Хабермаса. Он выделял три мира: внешний мир (это мир природы, которым человек овладевает, познавая его и преобразуя), социальный мир (это «наш мир», в который наряду со мной входят и другие люди) и внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования).

Взаимодействие человека с внешним миром – это становление деятельности и развитие человека как субъекта деятельности. С содержательной точки зрения эта линия развития связана прежде всего с овладением человеком способами и средствами действий, представленными в совокупном человеческом опыте, культуре. Т.е. развитие человека как субъекта индивидуальной предметной деятельности связано с присвоением неиндивидуального социального опыта, т.е. с интериоризацией способов действий, усвоив которые, субъект приобретает возможность накапливать индивидуальный опыт, вырабатывая новые способы и приёмы действий. Высшими интегративными характеристиками человека как субъекта деятельности являются способности, которые характеризуют психическую деятельность с её операциональной стороны, т.е. это инструментальные проявления личности.

Так как предметная деятельность одновременно выступает основным способом включения человека в социальный мир, то вид деятельности человека непосредственно связан с его статусом в обществе и реализует определённое отношение между людьми как носителями статуса. В этом смысле человек всегда является одновременно и субъектом предметной деятельности, и субъектом социальных отношений, т.е. личностью.

Индивидуальность (с точки зрения Ананьева) – это системная организация человека, некая интегральная целостность, включающая различные уровни его психической организации. В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности:

Понимание индивидуальности как единичности. В этом случае индивидуальность понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям общих личностных свойств. Однако крайне выраженная черта – это гипертрофия, в потенции – патология. Поэтому в этом подходе чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии.

Понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт. В этом подходе индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, случайного и существенны только с точки зрения психологической практики. В этом смысле индивидуальность есть некое дополнение к личности как носителю существенных черт и есть то, что отличает человека от других людей.

Понимание индивидуальности как целостности. В этом плане основной функцией индивидуальности как интеграта является сохранение и изменение своей сверхсоциальной сущности, основным содержанием – внутренний мир личности, основной формой деятельности – интеграция этого мира и как следствие личности. В индивидуальности интегрируются три формы развития:

онтогенез – основная форма развития индивидных свойств;

жизненный путь человека – форма развития личностных свойств;

история производственной деятельности – развитие субъектных свойств.

Мерлин, развивая теорию интегральной индивидуальности, выдвинутую Ананьевым, выделяет следующие её системы и подсистемы:

Система индивидуальных свойств организма:

нейродинамические (свойства нервной системы).

Система индивидуальных психических свойств:

психодинамические (свойства темперамента);

психические свойства личности.

Система социально-психологических индивидуальных свойств

социальные роли в социальной группе и коллективе;

социальные роли в социально-исторических общностях.

Дата добавления: 2016-07-18 ; просмотров: 3228 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность
Индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Поскольку часто можно встретить высказывание о том, что наиболее полно соотношение этих понятий раскрывается в трудах Ананьева, то, я
http://poznayka.org/s38815t1.html

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Составной частью философской проблемы человека является проблема личности и ее взаимосвязи с обществом. Это объясняется тем, что проблему человека невозможно рассматривать в отрыве от социально-политических, экономических, культурно-информативных условий его существования. Ведь без гармонизации отношений в системе «человек — общество — государство» сложно говорить о возможности выживания не только отдельного индивида, но и общества в целом. Причем, рассматривая человека во взаимосвязи с общественной средой, следует не только акцентировать внимание на сущности человека как такового, но и исходить из взаимовлияния общества на личность и личности на общество. Важной проблемой является также диалектика свободы и ответственности личности в общественном развитии, их взаимная обусловленность. Такая постановка вопроса позволит раскрыть природу человека еще под одним углом зрения.

ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕК», «ИНДИВИД», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», «ЛИЧНОСТЬ» И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Чтобы определить место человека в современном мире, а также выяснить взаимоотношения в системе «личность — общество», необходимо остановиться на некоторых общих определениях и характеристиках, показывающих человека с разных сторон.

Человек, как уже отмечалось, имеет био-сопиально-духовную природу. С одной стороны, это живое существо со свойственными ему общими чертами, присущими человеческому роду. С другой стороны, в онтологическом аспекте, человек — существо социальное, раскрывающее свои сущностные черты именно в коллективе, в процессе общения. Посредством целенаправленной деятельности (труд), коммуникации (речь), системы оценки (критика) и самооценки (самокритика) человек становится «общественным животным», уникальным представителем биосферы, создавшим, по мнению В. Вернадского, собственную среду обитания — ноосферу. Таким образом, человек — живое существо, которое имеет определенные потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно, целеустремленно преобразовывать мир и самого себя.

Однако, выяснив многоаспектность природы человека, невозможно ответить на вопрос, почему люди, принадлежащие к одной этнической общности, отличаются друг от друга, почему одни люди известны всей стране, а о существовании других знает только ограниченный круг. Иными словами, для отображения всех аспектов многогранной человеческой личности используются различные качественные характеристики. Это такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» (схема 13.1).

Рассмотрим эти понятия подробнее. Смысловым мостиком от биологического (человек) к социальному (личность, индивидуальность) является понятие индивид (от лат. individuum неделимое). Под этим понятием, как правило, понимают конкретного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, индивид имеет свои особые качества, благодаря которым он отличается от других. Здесь и физические данные (рост, цвет глаз, кожи, волос, особенности строения тела), и природные задатки, и особенности его мышления и психики (свойства памяти, воображения, темперамента, характера), а также специфические потребности и интересы. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. Итак, индивид — отдельно взятый представитель человеческого рода с присущими ему неповторимыми индивидуальными качествами.

Схема 13.1. Соотношение содержания понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»

Понятие «индивид» тесно связанно с понятием «индивидуальность». Оно, как правило, означает совокупность свойств, способносшей, особенностей и опыта личности, отличающих данного индивида от многих других. Эта неповторимость вытекает из совокупности отношений конкретного человека с миром природы, обществом, другими людьми и зависит от его жизненной позиции, характера деятельности и уровня оригинальности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные потребности.

И хотя они не очень сильно отличаются от присущих другим людям — представителям одной и той же социальной группы, однако в индивидуальности есть что-то свое, свойственное только ей. Например, один человек воспринимает известие об определенном событии в обществе спокойно, другой — с улыбкой, а третий — с цинизмом. Таким образом, в отличие от индивида, характеризующегося единичностью, индивидуальность характеризуется своей особенностью.

Личность, таким образом, представляет собой системное качество. Ее индивид приобретает в своей практической деятельности, в частности, в работе и общении с другими людьми. Индивид только в том случае становится личностью, если он задействован в общественных отношениях, общении с людьми. Поэтому понятие «личность» следует раскрывать через практическую деятельность, поскольку именно она представляет собой основу формирования и развития личности. Чем полнее мы изучаем общение между людьми, межличностные отношения, тем глубже познаем сущность и структуру любого, кто вступает в эти отношения. Следовательно, основу личности составляет стойкая система общественно-значимых черт, которые проявляются в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и в возможности определенного влияния на события, происходящие в обществе, а иногда и в мире.

Такое понимание личности говорит о сложной внутренней структуре этого феномена, включающей физическую, социальную и духовную составляющие (схема 13.2).

Схема 13.2. Структура личности

Физическая составляющая личности тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической составляющей личности часто относят одежду и домашний очаг, которые являются важной характеристикой сущности личности. Не напрасно по этому поводу в пословице говорится, что человека встречают по одежке. К компонентам физической личности можно отнести все, что создано ее руками, а также интеллектом, — бытовые украшения, коллекции, рукописи, письма и т.д.

Социальная структура личности формируется в процессе общения людей, начиная с первичных форм общения матери и ребенка. По существу, она представляет собой систему социальных ролей человека в разных группах, частью которых он является. Существует теория социальных ролей американского социолога Толкотта Парсонса. В соответствии с этой теорией каждая личность в системе отношений играет определенную роль: отца, руководителя, подчиненного, сына, мужа и т.д. Все формы самоутверждения в профессиональной и общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве формируют социальную структуру личности.

Духовная составляющая личности представляет собой тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором базируется вся структура личности человека. Это внутренние, духовные состояния, отражающие устремленность личности к определенным ценностям и идеалам. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания лучшим примерам духовности. История знает множество примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия.

Названные компоненты личности образуют целостную систему, и каждый из них на разных этапах жизни человека приобретает доминирующее значение.

Человек не рождается личностью, а становится ею в ходе своего индивидуального развития путем усвоения опыта и ценностных ориентаций общества, в котором он живет, и это становление и развитие являются для него важнейшей проблемой.

Еще одним важным фактором, существенно влияющим на формирование личности, является социальная среда. Социальная среда — совокупность экономических, политических, духовных, информационных условий, в которых происходит жизнедеятельность человека. Это не только само общество, его социальная структура, но и семья, коллективы, группы общения (соседи, друзья), влияющие на развитие личности и формирующие своеобразие ее духовного мира.

Важным для понимания проблемы личности является вопрос о типологии личностей. Существует ряд типологий, берущих за основу определенный критерий, среди которых: настроенность личности на социальные роли, социальные факторы, психоэнергетические качества личности, цивилизационные особенности общества и др. (схема 13.3).

Схема 13.3. Типология личностей

Немецкий философ, психолог Эдуард Шпрангер (1882— 1963) в зависимости от настроенности личности на социально-ролевые отношения выделил несколько типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества: политический, эстетический, социальный, экономический (прагматический), религиозный, теоретический.

Политический тип личности символизирует стремление к господству, распределению социальных ролей, осуществляемому через прямое навязывание своего нормативного поля или мнения другим личностям.

Эстетический тип личности тяготеет к неролевой деятельности. Общение для него — средство самовыражения. Однако индивидуализм эстетической личности порой может привести к закреплению собственного мироощущения в знаково-ролевой форме.

Социальный тип личности основывается на установке, согласно которой общение является формой самоотдачи, растворения себя в другом. Любовь — основная форма жизни социального человека. Этот тип не признает нормативных рамок собственной активности, однако в зависимости от объекта любви (отдельный человек, семья, группа, человечество) он может склоняться к патриархально-ролевому или к анархическому поведению, поскольку вживание в объект любви для социальной личности означает безусловное принятие всех форм его жизнедеятельности.

Основой для выделения экономического типа личности является ее прагматическая ориентация, поскольку ролевое поведение для экономической личности — необходимое условие достижения пользы.

Для религиозного типа личности главное — общение с Абсолютом, Богом, в котором сливаются два типа личностной активности, два типа общения. Роль превращается в призвание.

Теоретический тип личности воплощает всепоглощающую страсть к познанию, ему несвойственна условно-ролевая деятельность. Этот тип личности далек от вхождения, трансцендирования, характерных для экзистенциальной формы личностной активности. Теоретическая личность может лишь превратить оба способа в объект исследования.

По мнению российского исследователя Леонида Жарова, можно выделить несколько крупных социальных типов личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники.

К первому социальному типу личности — деятелям он относит: охотников и рыболовов, воинов и ремесленников, рабочих и инженеров, педагогов и медиков, менеджеров и т.п. Для таких личностей главное — активное действие, изменение мира и себя самого вместе с ним.

Ко второму социальному типу личности относятся мыслители.

Мыслители — люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а для того, чтобы смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощающего традиции рода и его историческую память, всегда пользовался у народа авторитетом.

К третьему социальному типу личностей относятся люди чувств и эмоций. Это прежде всего деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый социальный тип по данной классификации — гуманисты и подвижники, для которых характерно обостренное чувство сострадания, они способны облегчать душевные и телесные страдания других людей. Их сила — в вере в свое предназначение, в любви к людям и ко всему живому, в активном творении добра.

Типологизацию личностей проводят и по такому критерию, как психоэнергетическая составляющая. В соответствии с этой типологией, предложенной Петром Ганнушкиным (1875—1933), выделяются следующие личностные психотипы.

1. Высокоэнергетические (агрессивные):

эпилептоидный (доминирует стремление к порядку);

• паранойяльный (предельно выражена целеустремленность);

• гипертимный (преобладают повышенное настроение, общительность);

• истероидный (имеет четко выраженную демонстративность поведения).

• шизоидный (погруженность в свой внутренний мир, необщительность);

• психостеноидный (явно выражена неуверенность в себе);

• гипотимный (преобладает пониженное настроение);

• сензитивный (характерна повышенная чувствительность).

3. Непостоянные типы:

циклоидный (для него характерна периодическая смена настроения);

• конформный (доминируют зависимость от социального окружения, стремление приспособиться к нему).

Приведенная классификация берет за основу определенные психические конструкции, энергетический потенциал человека, активно влияющие на поведение личности, ее настроение и особенности духовного мира.

Рассматривая типы личности, нельзя не учитывать ментальные особенности «западного» и «восточного» человека, которые в свою очередь могут стать основой для типологии личности. В европейской (западной) модели личность в различных ситуациях сохраняет свой «стержень», поскольку это определенная целостность. Для восточной модели личности ключевыми понятиями являются долг и уважение к традициям. Европеец наделен склонностью выделиться и завоевать окружающий мир, а восточный человек стремится слиться с природой, осознает себя ее неотъемлемой частью.

Подводя итоги изложенному, следует отметить, что в реальной жизни понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность» взаимосвязаны, внутренне едины. Поэтому, когда мы говорим о личности, то имеем в виду личность-индивидуальность, т.е. такую структуру поведения единичного участника, для которой одновременно характерны самостоятельность и самобытность, ответственность и одаренность, сознательность и разносторонность.

На современном этапе Россия осуществляет переход к демократическому обществу Согласно Конституции нашего государства человек является наивысшей ценностью и целью развития общества. Поэтому возникает необходимость понять и проанализировать типы взаимосвязи в системе «человек — общество».

Источник:
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Составной частью философской проблемы человека является проблема личности и ее взаимосвязи с обществом. Это объясняется тем, что проблему человека невозможно рассматривать в отрыве от
http://studref.com/353430/filosofiya/lichnost_obschestvo

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Индивид— существо, принадлежащее к человеческому роду.

Личность— социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.

Индивидуальностьподчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

При всей многогранности понятие «индивидуальность», в первую очередь, обозначает духовные качества человека.

Понятие «личность» имеет множество вариантов как в историческом, так и психологическом плане. В Древнем Риме этим термином обозначалась ритуальная маска, снятая с лица умершего хозяина дома и хранившаяся в доме его наследников (от слова-лицо). С ней связывали имя, индивидуальные права и привилегии, передаваемые по мужской линии. Понятие «личность» соотносилось с должностным положением важной особы — доминирующим было правовое содержание этого понятия.

В русском языке понятие «личность» долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли. Древнегреческий философ Теофаст в трактате «Этические характеры» (318 г. до н.э.) выделил более 30 личностных типов (болтун, льстец, хвастун, притворщик и т.д.).

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»:
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость. Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразовывает их. Она выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Эти внутренние условия являются сплавом:
— наследственно биологических свойств;
— социально обусловленных качеств.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности, в свою очередь личность проявляется в деятельности.

Несмотря на то, что есть качества личности, где велика роль биологических факторов, есть качества, где преобладающими выступают социальные. Личностями не рождаются, личностями становятся. Социально-психологические аспекты личности рассматриваются в различных психологических теориях личности: А. Адлера, А. Амосова, А. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Л. Холла, 3. Фрейда, К. Юнга и др.

Одной из актуальных проблем в психологии является проблема соотношения биологического и социального в человеке. Наиболее полно это соотношение рассмотрел К. Платонов (1906-1984).

Он считал, что структура личности включает четыре уровня:
— первый уровень — низший — составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);
— второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.);
— третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);
— четвертый — высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

Таким образом, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе). При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало , элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов. Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало, формируемое условиями жизни человека как члена общества.

Характеристика личности будет неполной без ее индивидуальности — совокупности индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Она проявляется, как правило, в нескольких или во всех сферах функционирования психики человека.

Источник:
Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия
http://lektsii.org/1-59931.html

Человек, индивид, личность

Понятия «человек», «индивид», «личность» чаще всего употребляются как синонимы, но с научной точки зрения между ними существуют серьезные различия.

Человек – это самое общее понятие, обозначающее абстрактного представителя человеческого рода.

Индивид – обособленный член социальной общности: представитель народа, класса, общества, группы.

Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.

Человек – социобиологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция человека длилась неизмеримо дольше культурной – 2,5 млн лет. Биологическое развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем (рис. 7.2).

Все это послужило условием перехода от биологической эволюции к культурной. Все приобретения человека в последние 40 тыс. лет связаны не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не с естественной, а с искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента можно говорить о том, что в человеке как биологическом существе формируется его индивидуальность, а позже сквозь нее произрастает личность. Генетически наследуемые черты, возможно, составляют в нас 30–40%, социально приобретаемые – 60–70%.

Рис. 7.2. Человек – результат биологической и культурной эволюции

Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, небиологическим. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превращаются в чувствительные инструменты пианиста только в процессе культурной эволюции.

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы раскрывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.

Человек – социобиологическое существо: у него две составные части – биологическая и социальная. Как биологическое существо человек обладает телом, волосами, памятью, мышлением. Все это дал ему антропогенез. Но человек это еще и статусная характеристика, поскольку есть такое понятие, как права человека, а там, где есть права и обязанности, там надо говорить о статусе. Человек – это также предписанный статус, поскольку государство наделяет правами человека от рождения, независимо от того, хороший он или плохой, рыжий или брюнет, достиг он высоких постов или нет. Права определены Конституцией и международными санкциями, на защите прав человека стоит множество учреждений и институтов.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. «Индивидуум есть также социологическая категория, и в этом качестве он подчинен обществу, есть часть общества, атом общественного целого. Совершенно другое означает личность. Личность категория духа, а не природы, и не подчинена природе и обществу. Личность совсем не есть часть природы и общества. Наоборот, общество есть часть личности, лишь социальная ее сторона» [1] . Поскольку личность – продукт культурной, а не биологической эволюции, то можно предположить, что именно общество, а не природа оказывает на личность максимальное влияние, причем в обоих направлениях: подавляя и развивая ее.

Историки заметили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность, и наоборот (рис. 7.3). Следовательно, между развитием личности и общества существует прямая зависимость. Демократическое общество защищает гражданские права личности, авторитарное подавляет личность.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, формируемых статусно-ролевой системой. Человек учится выполнять социальные роли – водителя, продавца, верующего, студента, мужа, одновременно овладевая культурным контекстом каждой роли, корректируя стиль поведения, мышления, образ жизни. Становление личности происходит в процессе усвоения жизненного опыта и ценностных ориентаций, т.е. в процессе социализации. Становление личности – итог взаимодействия человека и общества.

Рис. 7.3. Чем выше культурный уровень общества, тем выше в нем ценится человек как личность

Понятие личности – достигаемая характеристика; не социальная, а духовная субстанция. Личностей еще меньше, чем индивидуальностей. Индивид и индивидуальность подчиняются социально-психологическим факторам, например групповому давлению. Мы говорим: группа оказывает и подчиняет себе индивида. Но если он подчинился группе, он перестал быть личностью, поскольку личность – это то, что делается вопреки группе, толпе, коллективу, массе. Хотя личность не только и не столько социологическая характеристика, сколько духовно-нравственная, становятся личностью люди при помощи социально-педагогических механизмов и практик, в том числе воспитания.

Итак, человек – самое общее, родовое понятие. Индивид, если это типичный представитель большой социальной группы: своего класса, народа или профессии – суть видовое понятие. Личность – исключительно единичное понятие, «штучный товар» (рис. 7.4).

Действительно, общеродовые свойства: прямохождение, членораздельная речь или сознание – присущи всем людям, а их около 7 млрд человек. Черты индивида с социологической точки зрения, т.е. как социально-классовые или этнические характеристики, свойственны более узкой популяции, а именно классу или этносу. Для психологов индивидуальность может выражать нечто другое, допустим, единство неповторимых свойств конкретного человека. Она подраз-

Рис. 7.4. Количественное соотношение референтов трех понятий: «личность», «индивид», «человек»

умевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Но все индивидуальные особенности – мышления, восприятия, манеры поведения – по большому счету не есть исключительная принадлежность этого и только этого существа. Индивид как продукт своего времени и своего общества социально типичен. Даже одеваясь весьма экстравагантно, не так как все, он все равно не индивидуален, ибо следует веяниям моды, и в этом он типичен.

Категория человека свидетельствует о сходстве всех двуногих существ в каких-то общих для них всех чертах, о приобщенности к роду и неразрывности с ним. В прайде львов или стае воробьев нет индивидуальностей, поскольку ни одна особь не в состоянии ослушаться законов природы, пойти вопреки инстинктам. Миллионы лет таким же был человек. Инстинктивная программа, общая для всех австралопитеков и питекантропов, не позволяла выделиться индивиду. Но как только появилась возможность одним людям делать так, а другим – иначе, появилась индивидуальность, а вместе с ней – огромное многообразие и неповторимость поведения, образа жизни, ценностей и мировоззрения людей.

Таким образом, понятие «личность» следует отличать от понятий «индивид» (человек как единичный представитель некоего целого – биологического или социального) и «индивидуальность» (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом и т.п.). Личность же появляется только с возникновением сознания и самосознания, но завершается процесс ее становления лишь на морально-нравственном уровне.

Сразу оговоримся, в повседневном словоупотреблении или в других науках индивид может трактоваться иначе. Ученые-естественники знают: то, что человеку передается при рождении по генетическим каналам наследственности, называется психофизической индивидуальностью. Черты темперамента, некоторые врожденные болезни, отчасти рост, склонность к полноте и некоторые другие свойства передаются от родителей. Вместе с собственными биологическими характеристиками они и составляют нашу психофизическую индивидуальность. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Следовательно, индивид – это биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек).

Если индивид – единичный представитель вида Homo sapiens, то он представляет собой лишь единицу счета; конкретного человека, представителя рода или вида. Но эта единица отличается от других единиц, типичное и неповторимое в ней каким-то образом объединены. Так, для статистики индивиды – удачная единица счета, однако никто из нас не считает себя похожим на других, когда указывает на свою индивидуальность. Думая о других, мы представляем всех как социально-типичных, думая о себе, мы представляем себя индивидуально-неповторимыми. Философы нашли подходящее имя для гипертрофированной самобытности – индивидуализм; тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу.

В социологической литературе можно встретить и другие интерпретации личности, в частности: системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

  • [1]Бердяев Н. А. Проблема человека. К построению христианской антропологии // Путь. 1936. № 50. С. 14.
  • [2] The Category of the Person: Anthropology, Philosophy, History / ed. M. Carrithers, S. Collins, S. Lukes. Cambridge, 1985.

Источник:
Человек, индивид, личность
Понятия «человек», «индивид», «личность» чаще всего употребляются как синонимы, но с научной точки зрения между ними существуют серьезные различия. Человек – это самое общее понятие,
http://studme.org/74349/sotsiologiya/individ_lichnost

COMMENTS