Интеллектуальное развитие детей

Значение разного рода творческой деятельности для интеллектуального развития ребенка

Значение разного рода творческой деятельности для интеллектуального развития ребенка

Итак, вы уже знаете, как много могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе, развить его познавательные способности, повысить интеллектуальный уровень. Восхождение школьника по ступенькам познания пойдет намного успешнее, если основа для этого будет заложена в дошкольном возрасте, в детстве. С самого раннего возраста малыша нужно учить, учить всему.

И прежде всего трудиться, преодолевать трудности, воспринимать окружающий мир, думать, т. е. решать практические, интеллектуальные, нравственные задачи, а также владеть речью как способом общения и познания, средством усвоения новых знаний, умений и вместе с тем регуляции действий.

Кроме того что ребенка необходимо многому учить, его необходимо разносторонне развивать. Для успешного физического развития очень важен правильно подобранный вместе с ребенком режим дня, в котором есть необходимое время для труда, прогулок, занятий и т. п. Для психического развития важно создать благоприятную обстановку внутри семьи, установить доверительные отношения между родителями и ребенком. Что же могут сделать родители для интеллектуального развития своего малыша в этом возрасте? Очень многое!

Одним из самых важных аспектов интеллектуального роста ребенка является творчество, детское или совместное со взрослыми — не имеет значения. Наверное, каждый из нас прошел такой период, когда ни дня нельзя прожить без рисунков, поделок, подарков родителям, сделанных своими руками, порой без повода. Помните, как ругались родители, когда вы, не убрав нарезанные бумажки или склеенные кисточки, ложились спать? Конечно же помните!

Между тем, если отбросить иронию, этот период в интеллектуальном развитии ребенка — один из самых важных и самых значительных. Это один из основных видов самостоятельной работы дошкольника.

Обратимся к возрастной периодизации детского возраста. Рассматриваемый нами возраст — три-четыре года -приходится на переходный период от преддошкольного к дошкольному, поэтому данный возрастной период имеет особую важность в аспекте интеллектуального развития ребенка. Очень важно научить малыша творчеству, развить его способности в этой области.

Основной сферой творческой деятельности ребенка четвертого-пятого года является рисование, именно ему дети и родители уделяют особое внимание. Ребенок каждый день узнает много нового, получает огромное количество положительных и отрицательных эмоций. Свое видение окружающего мира — мира людей и мира предметов — малыш воплощает в рисунках. Очень часто родители относятся к этому виду детского творчества несерьезно, они считают рисунок ребенка незначительной, банальной вещью, в то время когда именно рисунок может дать родителям огромное количество сведений не только о наклонностях и талантах собственного малыша, но и об уровне его интеллектуального развития.

В современной психологии существует достаточно большое количество методик выявления уровня развития ребенка через его рисунок. Одной из таких методик является «Кинетический рисунок семьи» — этот тест помогает родителям и психологам выявить отношение малыша к родителям и другим членам семьи. По тому, как он располагает фигурки на листе, как проводит контуры, как разукрашивает и разукрашивает ли фигуры вообще, опытный психолог может не только сказать об эмоциях ребенка, но и определить уровень его психического и интеллектуального развития.

В этой статье мы хотим предложить вам также рисуночный тест, позволяющий по рисунку ребенка определить его склонности и ступень развития. Этот тест идентичен «Кинетическому рисунку семьи», но здесь несколько другой предмет рассмотрения. Если в первом случае объектом изучения была семья ребенка, выявлялись ошибки родителей, допущенные в воспитании, и пути их исправления, то в этом тесте объектом изучения является непосредственно сам ребенок, его способности.

Ваш ребенок любит рисовать? Замечательно! Когда он приступит к любимому занятию, предложите малышу нарисовать любое дерево. Очень важно для родителей заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы он рисовал с удовольствием, а не по принуждению. Предоставьте ему все необходимое для рисования: карандаши, цветные и яркие фломастеры, маркеры, краски — и приготовьтесь наблюдать за тем, что и как рисует ваш ребенок.

Ваши наблюдательность и терпение — ключ к успеху, который позволит вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения и черты характера вашего ребенка, а также выявить уровень его интеллектуального развития, уровень его фантазии, мировосприятия, эмоциональности.

Первым шагом в анализе рисунка может стать ваше первое и поверхностное впечатление, следует оценить, каков рисунок вашего ребенка, как он отражает действительность, как рисунок отражает настроение ребенка. Для того чтобы помочь вам в этом, мы предлагаем несколько образцов, по которым может проходить первое восприятие рисунка вашего ребенка.

Эмоциональная окраска: грустный — веселый, спокойный — агрессивный, энергичный — слабый, мрачный — эмоциональный и т. д.

Соответствие: соответствует действительности — не соответствует действительности, правильно выбран цвет, нестандартное решение в выборе цвета и т. д.

Яркость: яркий — мутный, сочный — белесый, мрачный — цветной, живой — застывший, светлый — темный, однотонный — разноцветный и т. д.

Подобных критериев может быть очень много, мы привели только основные, без которых вам просто не обойтись, и если поразмышлять, то можно без труда заметить, что те или иные особенности рисунка вашего ребенка говорят о тех или иных особенностях интеллекта и характера малыша, стоит только повнимательнее и критичнее присмотреться к своему чаду!

Итак, на вашем первом впечатлении в дальнейшем будет строиться весь тест, поэтому постарайтесь, чтобы ваша оценка была максимально реальной и адекватной, не стоит идеализировать способности вашего ребенка. Уже потому, старался ли он или делал «тяп-ляп», можно сказать многое о вашем ребенке.

Теперь переходим к деталям, которые играют немаловажную роль в оценке интеллектуального развития вашего малыша.

Поговорим о цвете, которым пользовался ваш ребенок при рисовании. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу на уровне его уже сформировавшегося подсознания. Здесь вам может пригодиться не только внешний, первичный анализ рисунка вашего малыша, но и более детальное и глубокое его рассмотрение.

1. Если ваш ребенок выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, подобная мотивация очень редка. Ребенок, использующий мрачные цвета, скорее всего, находится на низком уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, существуют проблемы с памятью. При воспитании такого ребенка родителям следует больше внимания уделять его мышлению, читать ему сказки, вместе делать из них выводы, подкрепляя примерами из жизни.

2. Если ваш ребенок при рисовании использует стандартные для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Малыш адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг. У него в равной степени развиты абстрактное и логическое мышление.

3. Если при изображении заданного предмета ваш ребенок использует нестандартные цвета или не соответствующие определенным частям заданного предмета, это говорит о нестандартности мышления, сильно развитой фантазии. Интеллектуальный уровень у таких детей обычно достаточно высок.

Теперь присмотримся к деталям рисунка, рассмотрим нарисованное дерево по частям. Начнем с того, что дети чаще всего рисуют в первую очередь, — это ствол. Он может быть разной формы, разных конфигураций, он может быть одним, а может иметь раздвоения, постарайтесь обращать внимание на все детали, на каждую мелочь. Вообще, ствол символизирует внутренний стержень ребенка, его личностный потенциал.

1. Если малыш нарисовал расширенное влево основание, это говорит о том, что ваш ребенок — мечтательный интроверт, робкий, нерешительный, не проявляющий инициативы. Ему не стоит навязывать свое видение жизни.

2. Ствол прямой, правильной формы. Нарисованный подобным образом ствол дерева свидетельствует о том, что ребенок уверен в себе, настойчив, вынослив, рассудителен, имеет некоторые трудности с адаптацией, но легко восстанавливается. Общее развитие у такого ребенка на достаточно высоком уровне.

3. Расширенное вправо основание свидетельствует о том, что вашему чаду свойственны благоразумие, расчетливость и упорство. Он игнорирует чужое мнение, не склонен доверять признанным авторитетам. Уже сейчас у него есть цель в жизни, которую он будет решительно отстаивать. Наверняка ваш малыш легко возбудим и активен, но при этом ему не хватает последовательности. Его бьющая ключом энергия быстро иссякает в самый неподходящий момент, поэтому после бурной игры у него уже не остается сил убирать игрушки, разбросанные по всей квартире. Родителям такого малыша следует постараться развить в нем чувство ответственности.

4. Закрытый сверху ствол говорит о жизнеспособности и импульсивности. Малыш не склонен к абстрактному мышлению, проявляет усердие в труде. Уровень его интеллектуального развития довольно низок.

5. Округлое и расширенное основание, нарисованное вашим малышом, говорит о том, что он медлителен, основателен, но несколько заторможен. Поэтому у него могут возникнуть трудности в учебе. При этом у него наблюдаются такие несомненные достоинства, как ответственность и надежность. Родителям следует вырабатывать у малыша уверенность в себе.

6. Заостренный ствол обычно рисуют самые маленькие, у которых трудно выделить составные части личности.

При анализе рисунка обратите свое внимание на то, как ребенок проводит линии, как оформляет контуры, как разукрашивает. Эти мелкие детали, как правило, играют важную роль в оценке интеллектуального развития ребенка. Вообще, по утверждению психологов, линии контура и наполнение ствола свидетельствуют об определенных чертах характера рисующего ребенка.

Слабые, неровные, пунктирные линии говорят о восторженном, неровном, нетерпеливом и импульсивном характере, так рисует обычно интуитивный, чувственный и ранимый ребенок.

Штриховка и каракули внутри ствола указывают на неуверенность, неудовлетворенность и душевную хрупкость малыша.

Воспроизведение рисунка коры — это хороший знак — знак наблюдательности, критического ума, пытливости, возможно, хорошего чувства юмора и довольно высокого интеллектуального развития.

Крапинки и пятна внутри ствола — свидетельство неудовлетворенности и чувства вины, а может быть, и того, что у ребенка сложный этап развития. Уровень общего развития у него, скорее всего, низкий.

Волнообразные очертания на рисунке означают живость, гибкость, способность к адаптации, позитивный настрой вашего малыша.

Далее обратите внимание на ветви дерева, нарисованного вашим ребенком. Как считают психологи, ветви могут рассказать об отношениях ребенка с окружающим миром, в частности о его способности к самореализации, которая играет не последнюю роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Ветви, нарисованные параллельными линиями, выражают постоянство, позитивность, активность.

Расходящиеся к концам линии ветвей — экспансия, авантюризм, высокое самомнение, желание самоутвердиться.

Лучистые ветви свидетельствуют о нервозности, вспыльчивости, отсутствии самоопределения, метании в поисках своего «я» у юного художника.

Если на рисунке ваш малыш выделил одну ветвь, это говорит о его способности к импровизации, творчеству и нестандартному мышлению, отвергающему условности.

Искривленные ветви — подверженность чужому влиянию. Малыш, нарисовавший дерево с такими ветвями, очень любит игры и веселые мероприятия, при этом его трудно заставить делать то, что ему кажется нудным и скучным.

Ветви, опущенные вниз, рисуют обычно фантазеры, меланхолики. Скорее всего, ваш малыш безропотный, но способный на глубокие чувства.

Изгибающиеся ветви — сдержанность, покорность, ответственность, дисциплинированность.

Ветви, устремленные вверх, — практичность, вспыльчивость, склонность к авантюризму.

Многое о вашем малыше способно рассказать и то, как он нарисовал крону дерева. Специалисты склонны считать этот элемент очень важным в выявлении эмоционального восприятия ребенка, таким образом, крона сообщает о том, каковы энергетические особенности и возможности малыша.

Если малыш нарисовал крону дерева в виде облака, это говорит о свойственной ему осторожности, тщательности, высоком уровне самоконтроля. Крона-венчик свидетельствует о благоразумии, дипломатичности юного художника. Крона-круг — спокойствие, самодостаточность, эгоцентризм.

Дети, для которых характерны динамизм, рассеянность, чувство юмора, жизнерадостность, обычно рисуют крону с завитками.

Крона с каракулями или заштрихованная — беспорядочность, тревожность, напряженность, нерешительность, импульсивность, подверженность чужому влиянию.

Плоская крона — подавленность, зависимость, желание опереться на кого-то.

Корни деревьев дети чаще не рисуют, поскольку они не видны. Но, если уж они появились на рисунке, к тому же четко проведена линия земли, значит, ребенок сильно растерян, встревожен, чувствует себя незащищенным, чего-то боится и очень нуждается в любви и поддержке.

Дерево, запертое в ограду, изгородь, а то и подпертое палками и лестницами, тоже свидетельствует о потребности в любви и поддержке, желании иметь сильного покровителя, а также больше тепла в отношениях.

Дерево, вписанное в пейзаж, свидетельствует о тщательно скрытой глубокой неуверенности в себе, страхе раскрыться, о болезненном самолюбии и ранимости.

Если дерево украшено плодами, гнездами, имеет «фигурную» форму, это отражает эстетическую развитость, оптимизм, творческое начало, а также, возможно, тщеславие, желание покрасоваться, потребность в оценке и признании, характерные для вашего ребенка.

С помощью этого теста вы можете без особого труда, не прибегая к помощи опытных и высокооплачиваемых психологов, выявить некоторые особенности интеллектуального развития вашего ребенка, его характера, темперамента, склонностей.

Зная о подобных тестах, мы надеемся, вы будете гораздо ответственнее относиться к творчеству вашего ребенка. Нельзя не заметить, что, кроме подобных тестирований и методик выявления психических особенностей ребенка, рисование включает в себя много других полезных для общего развития малыша деталей.

Во-первых, в процессе рисования у вашего ребенка вовсю работает фантазия и воображение — два основных процесса, отвечающих за дальнейшее успешное обучение в младших классах.

Именно на фантазии и воображении основаны многие познавательные процессы, и от того, насколько эти два процесса развиты, во многом зависит интеллектуальное развитие вашего ребенка.

Во-вторых, процесс рисования вызывает в вашем ребенке бурю чувств и эмоций, основанных на событиях, пережитых за день. Очень часто именно рисование помогает психологам и психиатрам снять стрессовое состояние, вывести из депрессии. Недаром в современной психиатрии широко используется так называемая арт-терапия, т. е. лечение психических заболеваний путем приобщения к искусству.

интеллектуальное развитие ребенкаКроме рисования, детская творческая деятельность включает в себя огромное количество других видов. Одним из наиболее распространенных является конструирование.

Родители могут часами наблюдать, как их ребенок строит из кубиков домик, ворота, гараж для машинки и многое другое, но не каждый родитель задумывается над тем, что ребенок вкладывает в этот процесс.

Процесс конструирования — неотъемлемая часть интеллектуального развития. Подобно рисованию, он развивает познавательную деятельность, воображение и фантазию, что, как уже говорилось выше, является немаловажной деталью в общем развитии личности ребенка. Наблюдая за тем, как дети играют в кубики, собирают модельки из конструктора, взрослые думают, что дети просто развлекаются, что игра не имеет ничего общего с серьезными занятиями — учебой в школе и впоследствии работой.

Подобное представление прививают детям с детства, считая, что игра — это веселая забава, приготовление уроков — это обязанность, а работа — скучная и тяжелая необходимость.

Когда ребенок играет с пирамидкой, составляя ее частички в определенном порядке, родители, наблюдая за этим процессом, часто стараются сделать это за ребенка сами, представив ему готовый результат. Гораздо сложнее объяснить ребенку, как правильно построить пирамидку или сделать из мозаики елочку. Однако именно в этом должны заключаться ваши занятия с малышом. Вы не сможете всю жизнь решать проблемы вашего чада, а потому необходимо его самого научить справляться со сложностями.

Многие взрослые не понимают всей важности игровой деятельности ребенка: играя, ваш малыш не просто развлекается, он готовится к будущей трудовой деятельности, как студенты готовятся к будущей профессии. Когда ребенок рисует, лепит из пластилина, делает различные аппликации, он занят напряженной работой — он изучает мир. Запомните, что ребенку нравится играть не потому, что это легко, а потому, что это трудно.

Обычно детям больше нравятся простые игрушки, а заблуждения и переживания родителей из-за неспособности купить своему ребенку дорогие кубики, с яркой окраской, абсолютно беспочвенны.

Например, существует два типа игрушечных поездов: один поезд совсем похож на настоящий и бегает по рельсам, а другой сделан из простых деревянных блоков, которые легко расцепляются. Маленькому человечку бывает трудно справляться со сложным устройством заводной железной дороги, и в поезд ничего нельзя положить, пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно с этой игрушкой.

Поезд, самостоятельно сконструированный из кубиков, гораздо интереснее: два кубика, связанные вместе, — это грузовик с прицепом, а если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который будет возить грузы в другие города. Когда малышу надоест суша, каждый кубик станет лодкой, и эту флотилию потянет баржа — большой кубик. Ребенок сможет играть бесконечно, пока не оскудеет его фантазия, а это, поверьте, произойдет нескоро.

Часто, играя вместе с детьми, многие родители делают игру слишком сложной, они вмешиваются в процесс игры, постоянно поучают ребенка, пытаясь подсказать ему, как он должен поступать в той или иной ситуации. Не торопите ребенка, в свое время он будет правильно раскрашивать картинки, быстро строить замки из кубиков, одевать кукол, с удовольствием играть с заводной железной дорогой. Подгоняя ребенка, вы заставляете его чувствовать себя некомпетентным, что может принести только вред.

Но давайте вернемся к творческому потенциалу вашего ребенка. Многие родители ошибочно считают, что в три-четыре года их ребенок еще слишком мал, и стараются во всем контролировать его действия и весь творческий процесс. Это неправильно, помните, что творческий потенциал ребенка, как и его интеллектуальное развитие (при правильном воспитании), гораздо выше, нежели считают некоторые родители.

Еще одна типичная ошибка молодых родителей, которая приводит к непредсказуемым последствиям, — это излишнее внимание к творческой деятельности ребенка. Каждая, пусть даже неудачно нарисованная картинка или фигурка, вылепленная из пластилина, приводит родителей в восторг, они начинают хвалить маленького художника, покупать ему новые игрушки, порождая в нем настоящий эгоизм.

Но многие родители, применяя подобную политику воспитания, часто забывают о том, что их ребенок вот-вот пойдет в школу и окажется в новом, школьном коллективе, где далеко не все будут восхищаться его способностями и умениями. Они забывают, что дети очень жестоки друг к другу, и часто именно те, кто выделяется особыми навыками и умениями, становятся изгоями в школьном коллективе. Поэтому родителям очень важно научить своего ребенка объективно оценивать свои возможности и адекватно относиться к успехам и неудачам, в противном случае дети становятся подвержены нервным срывам и депрессиям.

Очень важную роль в развитии детского интеллекта через творческие способности играет совместное творчество. Объясните своему ребенку, что подарок к празднику, сделанный своими руками, гораздо ценнее и приятнее для родителей, чем приобретенный в магазине. Подобным воспитанием вы не только поспособствуете развитию творческого потенциала малыша, но и приучите его к самостоятельности.

Помните, когда вы были маленькими, вы просто заваливали дом различными поделками, и каково было разочарование, когда ваш труд никто не замечал? Очень неприятно, особенно для ребенка. Доброй традицией могут стать своеобразные выставки, устроенные дома. Пригласите родственников, друзей ребенка и вместе со своим малышом сделайте нечто вроде картинной галереи из нарисованных им картин.

Тем самым вы не только подстегнете проявление таланта ребенка, но и дадите ему почувствовать себя маленьким Ван Гогом или Пикассо. После такого события обсудите с ребенком что удалось, а что не очень, что можно исправить или усовершенствовать, это поможет вам наладить не просто доверительные отношения с ребенком, а взрослые, сотруднические отношения.

Таким образом, можно подвести следующие итоги. Интеллектуальное развитие ребенка во многом зависит от его творческих способностей, а если эти способности с раннего детства направлены в нужное русло и ребенок правильно воспитан, можно со стопроцентной уверенностью сказать, что дальнейшее школьное обучение, до которого осталось не так уж много времени, будет успешным и вызовет у ребенка только положительные эмоции.

Источник:
Значение разного рода творческой деятельности для интеллектуального развития ребенка
Значение разного рода творческой деятельности для интеллектуального развития ребенка. Развитие творческих способностей и воображения у детей.
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_0305d1.shtml

Интеллектуальное развитие детей

Добро пожаловать на сайт центра интеллектуального развития «Пятое измерение»!

Центр интеллектуального развития «Пятое измерение» предлагает детям дошкольного возраста принять участие во всероссийских дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах.

Конкурсы и олимпиады поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, развивают самостоятельность, мышление и творческую инициативу, помогают детям раскрыть свои способности, в большей степени утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих. Олимпиады и конкурсы объединяют детей и педагогов, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно-ориентированного обучения, проектной деятельности.

Победители конкурса или олимпиады будут награждены Дипломами. Все остальные участники получат Сертификат участника Всероссийского конкурса или олимпиады. Педагоги участников будут награждены сертификатами и благодарственными письмами. Ознакомиться макетами дипломов можете здесь

Уважаемые коллеги!

Центр интеллектуального развития «Пятое измерение» приглашает к сотрудничеству авторов, желающих разместить на страницах интернет-издания собственные работы методического, исследовательского и прикладного характера для реализации педагогического мастерства и поднятия профессионализма на новую ступень развития! Подробнее здесь

Сроки проведения мероприятия:

с 01.06.2018 по 31.08.2018 г. открыта регистрация

Приём работ участников:

с 01.06.2018 по 31.08.2018 г.

Рассылка наград: еженедельно

Сроки проведения мероприятия:

с 13.04.2018 по 21.05.2018 г.

Приём работ участников:

с 13.04.2018 по 21.05.2018 г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 14.03.2018 по 20.04.2018 г.

Приём работ участников:

с 14.03.2018 по 20.04.2018 г. продлен по 30 апреля 2018г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 27.02.2018 по 31.03.2018 г.

Приём работ участников:

с 27.02.2018 по 31.03.2018 г. продлен по 10 апреля 2018г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 01.02.2018 по 05.03.2018 г.

Приём работ участников:

с 01.02.2018 по 05.03.2018 г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 01.02.2018 по 12.03.2018 г.

Приём работ участников:

с 01.02.2018 по 12.03.2018 г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 05.12.2017 по 31.01.2018 г.

Приём работ участников:

с 05.12.2017 по 31.01.2018 г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 01.11.2017 по 10.12.2017 г.

Приём работ участников:

с 01.11.2017 по 10.12.2017 г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 16.10.2017 по 30.11.2017 г.

Приём работ участников:

с 16.10.2017 по 30.11.2017 г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 25.09.2017 по 30.10.2017 г.

Приём работ участников:

с 25.09.2017 по 30.10.2017 г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 01.09.2017 по 30.09.2017 г.

Приём работ участников:

с 01.09.2017 по 30.09.2017 г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 22.06.2017 по 05.08.2017 г.

Приём работ участников:

с 22.06.2017 по 05.08.2017 г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 13.04.2017 по 20.05.2017 г.

Приём работ участников:

с 13.04.2017 по 20.05.2017 г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 17.03.2017 по 20.04.2017 г.

Приём работ участников:

с 17.03.2017 по 20.04.2017 г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 27.02.2017 по 31.03.2017 г.

Приём работ участников:

с 27.02.2017 по 31.03.2017 г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 03.02.2017 по 05.03.2017 г.

Приём работ участников:

с 03.02.2017 по 05.03.2017 г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 09.01.2017 по 17.02.2017г.

Приём работ участников:

с 09.01.2017 по 17.02.2017г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 05.12.2016 по 22.01.2017г.

Приём работ участников:

с 05.12.2016 по 22.01.2017г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 07.11.2016 по 16.12.2016г.

Приём работ участников:

с 07.11.2016 по 16.12.2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 01.11.2016 по 09.12.2016г.

Приём работ участников:

с 01.11.2016 по 09.12.2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 31.10.2016 по 25.11.2016г. продлен по 30 ноября 2016г.

Приём работ участников:

с 31.10.2016 по 25.11.2016г. продлен по 30 ноября 2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 19.09.2016 по 16.10.2016г.

Приём работ участников:

с 19.09.2016 по 16.10.2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 05.09.2016 по 25.10.2016г.

с 05.09.2016 по 25.10.2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 01.09.2016 по 30.09.2016г.

Приём работ участников:

с 01.09.2016 по 30.09.2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 22.06.2016 по 20.08.2016г.

Приём работ участников:

с 22.06.2016 по 20.08.2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Еженедельно до 31.08.2016г.

Сроки проведения мероприятия:

с 16.05.2016 по 05.06.2016г.

Приём работ участников:

с 16.05.2016 по 05.06.2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 13.04.2016 по 15.05.2016г. продлен по 25 мая 2016г.

Приём работ участников:

с 13.04.2016 по 15.05.2016г. продлен по 25 мая 2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 14.03.2016 по 20.04.2016г.

Приём работ участников:

с 14.03.2016 по 20.04.2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 08.02.2016 по 20.03.2016г .

Приём работ участников:

с 08.02.2016 по 20.03.2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 03.02.2016 по 15.03.2016г.

Приём работ участников:

с 03.02.2016 по 15.03.2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 25.01.2016 по 10.03.2016г.

с 25.01.2016 по 10.03.2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 14.12.2015г. по 30.01.2016г.

Приём работ участников:

с 14.12.2015г. по 30.01.2016г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 16.11.2015г. по 16.12.2015г.

Приём работ участников:

с 16.11.2015г. по 16.12.2015г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 25.09.2015 по 30.10.2015г.

Приём работ участников:

с 25.09.2015 по 30.10.2015г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 07.09.2015 по 25.10.2015г.

с 07.09.2015 по 25.10.2015г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 06.07.2015 по 10.08.2015г.

Приём работ участников:

с 06.07.2015 по 10.08.2015г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия (I тур):

с 15.04.2015 по 20.05.2015г.

с 15.04.2015 по 20.05.2015г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 01.04.2015 по 03.05.2015г.

Приём работ участников:

с 01.04.2015 по 03.05.2015г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 02.03.2015 по 13.04.2015г.

Приём работ участников:

с 02.03.2015 по 13.04.2015г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия (I тур):

с 07.11.2014 по 26.12.2014г.

Приём работ участников:

с 07.11.2014 по 26.12.2014г.

Подведение итогов мероприятия:

Олимпиада проводится в три тура.

Сроки проведения мероприятия:

с 01.12.2014 по 20.01.2015г.

Приём работ участников:

с 01.12.2014 по 20.01.2015г.

Подведение итогов мероприятия:

Сроки проведения мероприятия:

с 21.11.2014 по 19.12.2014г.

Приём работ участников:
с 21.11.2014 по 19.12.2014г.

Подведение итогов мероприятия:
до 10.01.2015г.

Прием заявок и работ участников:

Прием заявок и работ участников:

Прием заявок и работ участников:

Прием заявок и работ участников:

Прием заявок и работ участников:

Прием заявок и работ участников:

Как принять участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах Инструкция к личному кабинету

Уважаемые педагоги, дошкольники и их родители! Если Вы решили участвовать в наших дистанционных олимпиадах, конкурсах или викторинах, Вам необходимо сделать всего несколько шагов:

2. Заполните заявку на участие в конкурсе, олимпиаде или викторине. (Скачать Заявку)

3. Оплатите заявку на сайте либо скачайте квитанцию на оплату через банк. (скачать квитанцию)

4. Конкурсные работы, заявку на участие, отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

Как оплатить счет на сайте:

1. Зарегистрируйтесь в Личном кабинете. При регистрации заполните все поля, поставьте галочку «Я согласен с договором оферты» и нажмите «Обновить».

2. В личном кабинете выберите мероприятие, укажите количество участников и нажмите кнопку «Оплатить».

3. Для совершения платежа в системе ROBOKASSA выберите способ оплаты, нажмите «Оплатить» и следуйте дальнейшим инструкциям системы. Возможные варианты оплаты:

  • Электронным кошельком (Webmoney, QIWI Wallet)
  • Банковские карты (VISA, MasterCard)
  • Терминалы оплаты (QIWI, Элекснет)
  • Через интернет-банк (Альфа-Клик, Русский Стандарт)
  • Сотовые операторы (Мегафон, TELE 2)
  • Другие способы оплаты (Связной, Евросеть)

4. Конкурсные работы, заявку на участие, отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

Участвуя в наших дистанционных олимпиадах и конкурсах вы всесторонне развиваетесь, расширяете свой кругозор и становитесь более компетентными в разных областях нашей жизни. Что позволяет Вам стать более уверенными и целеустремленными! А также расширить свой объем личного портфолио.

Мы желаем Вам успехов в наших олимпиадах и конкурсах!

Педагоги участвовавшие в наших дистанционных мероприятиях могут пройти аттестацию, наш сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство №ФС77-62875 как сетевое издание, осуществляющее образовательную, культурно-просветительскую деятельность. (Скачать Свидетельство)

Источник:
Интеллектуальное развитие детей
Добро пожаловать на сайт центра интеллектуального развития «Пятое измерение»! Центр интеллектуального развития «Пятое измерение» предлагает детям дошкольного возраста принять участие во
http://p-izmerenie.ru/

Интеллектуальное развитие детей

Джером Брунер пересмотрел некоторые представления Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии. Последнее складывается не просто из ряда стадий, оно предполагает последовательное овладение ребенком тремя сферами представлений-действием, образом и символом (словом). Это в то же время и способы познания окружающего мира. Сначала ребенок познает мир благодаря своим привычным действиям. Затем мир представляется ему еще и в образах, относительно свободных от действий. Постепенно появляется еще один новый путь- перевод действий и образов в языковые средства. Каждый из этих трех способов по-разному отражает события, происходящие вокруг ребенка, и каждый накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка на разных возрастных этапах.

Первая, возникающая у ребенка сфера представлений — действие. Знание о предмете младенец получает благодаря привычным, повторяющимся действиям с ним. Причем в его представлении предмет и действие слиты, предмет для ребенка становится как бы продолжением действия.

Дж. Брунер приводит пример из наблюдений Ж. Пиаже за своим сыном, которому исполнилось 7 месяцев. Мальчик раскачивает в руке папиросную коробку, потом она выскальзывает и падает за пределами его поля зрения. Он подносит пустую руку к глазам и долго смотрит на нее с удивлением и разочарованием. Снова начинает размахивать рукой и снова смотрит на нее — с помощью того же действия он пытается заставить коробку появиться.

Первоначально действия неразрывно связаны с восприятием, затем эти две сферы дифференцируются, отделяются друг от друга. В переходный период ребенок устанавливает соответствие между пространственным миром образов и миром последовательных действий и позже освобождает образные представления из-под контроля со стороны действия. Возникает мир, в котором предметы не зависят от предпринимаемых с ними действий. Между годом и двумя годами ребенок ищет предметы, спрятанные под покрывалом, и поднимает другие покрывала, стремясь увидеть, куда переместился предмет после того, как его спрятали.

Вторая сфера представлений, которой овладевает ребенок, — образ. В раннем детстве восприятие зависит от мельчайших деталей, от эгоцентрической позиции ребенка, его действий, его потребностей и аффектов, которые могут приводить к искажениям. Ребенок оказывается во власти новизны окружающей среды и яркости зрительных представлений, он сосредоточен на внешней, видимой стороне вещей.

Символ для ребенка — это главным образом слово. Символические представления сначала развиваются на образной основе. Словарный запас ребенка включает круг узких наглядно представляемых категорий и лишь постепенно увеличивается, охватывая все более широкие «непредставимые» понятия. Речь, которую осваивает ребенок, перестраивает его непосредственный опыт. Благодаря символическим процессам дети начинают видеть мир по-другому.

Дж. Брунер не дает жесткой периодизации интеллектуального развития. Он не указывает точные сроки появления стадии и выделяет переходы от одной стадии к другой. Этапы развития интеллекта не образуют у него лестницу, каждая ступень которой поднимает ребенка на новый, более высокий уровень, обесценивая предыдущий. Важны все три сферы представлений, сохраняющиеся и у взрослого человека. Богатство интеллекта определяется наличием развитых представлений — действенных, образных и символических.

Большое значение для развития интеллекта Дж. Брунер придавал культуре общества, в котором растет ребенок, общественному опыту, усваиваемому ребенком в процессе обучения. Ход умственного развития представляет собой не просто «часовой механизм» последовательности спонтанно разворачивающихся событий, он определяется также и различными влияниями среды, особенно школьной. Преподавание наук поэтому не должно слепо следовать естественному ходу развития. Обучение может стать даже ведущим фактором развития, если оно предоставит ученику возможность самому форсировать свое развитие, поставит перед ним задачи, побуждающие к переходу на следующую стадию. Любой предмет, по мнению Дж. Брунера, может быть преподнесен в том или ином виде любому ребенку в любом возрасте.

Литература

Анцыферова Л.И. О теории личности в работах Курта Левина // Вопросы психологии. 1960. № 6.

Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция личности Эрика Г. Эрик-сона // Принцип развития в психологии. М., 1978.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1963.

Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

Будасси CA. Личность и эмоции. М., 1996.

Бунге М. Интуиция и наука. М, 1967.

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М, 1984.

Веккер Л.М. Психические процессы. Л., 1974. Т. 1.

Вилли К. Биология. М., 1968.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

Вилюнас B. К. Психология эмоциональных явлений. М.. 1976.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. М., 1979.

Выготский A.C. Основы педологии: Стенограмма лекций, прочитанных в II мединституте (рукопись). М., 1934.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2.

Выготский A.C. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.

Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР: В 2 т. М., 1959. Т. 1.

Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика // Избранные труды. М., 1964.

Даррел Дж. Только звери. М., 1955.

Джемс У. Психология. СПб., 1911.

Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981.

Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1983.

Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М., 1971.

Колюцкий В.Н. Сущностный жизненный мир: феноменология и вопросы онтогенеза // Вестник Университета Российской академии образования. 1997. № 2.

Колюцкий В.Н. Филогенез: уровни психического отражения и центральная нервная система. М., 1998.

Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

Кузанский И. Сочинения: В 2 т. М., 1980. Т. 2.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.. 1996.

Кулагина И.Ю. Личность школьника. М., 1999.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д, 1997.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

Леонтьев АН. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М; Воронеж, 1997.

Ломов Б.Ф. Проблема образа в психологии // Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. М., 1991.

Лоренц К. Человек находит друга. Кольцо царя Соломона. М., 1995.

Лосский Н.О. Интуитивная философия Бергсона. Пг., 1922.

Льюис К.С. Любовь // Вопросы философии. 1989. № 8. ;

Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М, 1916.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1999.

Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.

Опарин А.И. Возникновение жизни на Земле. М.; Л., 1941.

Первин Л., Джон О. Психология личности. М., 2000.

Петровский A.B. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.

Поддьяков H.H. Психика ребенка: особенности развития // Магистр 1998. № 1.

Пришвин М.М. Дневники. М., 1990.

Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1992. Психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984.

Развитие личности ребенка / Пер. с англ. М., 1987.

Рибо Т. Психология внимания. СПб., 1890.

Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1989.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973.

Северцов А.Н. Главные направления эволюционного процесса. М., 1967.

Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966.

Соловьев В. Смысл любви // Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1991.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.. 1987.

Терц А. (А. Синявский). Голос из хора // Собр. соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1. Толстых A.B. Возрасты жизни. М., 1988. Фабр Ж.-А. Жизнь насекомых. М., 1939. Фабри К.Э. Зоопсихология. М., 1993.

Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.

Флоренский П. Столп и Утверждение Истины // Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1991.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М, 1990.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М, 1989.

Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1975.

Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., 1997.

Фромм Э. Искусство любить //Душа человека. М., 1992.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998.

Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Экман П. Почему дети лгут? М., 1993.

Эльконин Д.Б. Избранные психол. труды. М., 1989.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Диалектика природы. М., 1948.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Источник:
Интеллектуальное развитие детей
Джером Брунер пересмотрел некоторые представления Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии. Последнее складывается не просто из ряда стадий, оно предполагает последовательное овладение ребенком тремя
http://pidruchniki.com/1601101336752/psihologiya/intellektualnoe_razvitie_rebenka_bruneru

Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

Теория интеллектуального развития швейцарского биолога и философа Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию логического мышления. Пиаже верил, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка в первую очередь большей логичностью.

В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Эгоцентризм обусловливает не только такую особен­ность детской логики, как нечувствительность к проти­воречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.

Начиная где-то с 7 лет у ребенка развивается уже понятийное мышление, начинаясь со стадии конкретных операций и развивается на стадии формальных операций.

Стадия конкретных операций характеризует возраст от 7 до 12 лет и подразделяется на две подстадии. На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу. Смысл определения «конкретная» операция, входящего в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), принимается отдельно для каждой проблемы и зависит от ее содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.

В пределах каждой стадии и подстадии Пиаже нередко различал три уровня: неудача, частичный успех, успех. В последних версиях своей теории Пиаже рассматривал развитие не как прямолинейное движение от одной стадии к другой, а как движение по спирали, характеризующееся тем, что различные формы и разное содержание мышления, характерные для предыдущего уровня, подвергаются переосмыслению, реструктурированию и интегрированию, или объединению, на следующем, более высоком уровне. Инвариантные количественные аспекты задачи на преобразование глиняного шара познаются раньше других.

Принципиальным вопросом теории Пиаже, убедительный ответ на который так и не был найден, остается проблема новизны и спонтанности. Как из когнитивной структуры, в которой полностью отсутствует какое бы то ни было новое Знание, возникает именно оно — новое знание? Более того, каким образом приходит понимание того, что возникшее новое знание непременно связано с другим знанием?

Другие теории Пиаже, дополняющие его основную теорию, посвящены развитию моральных суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития рассматриваются с точки зрения ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей интеллектуальной деятельности.

Источник:
Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/intellektualnoe-razvitie-rebenka-dvoe-zn—teoriya-piazhe

COMMENTS