Инженерная психология

Инженерная психология

Инженерная психология как наука возникла в 40-х гг. прошлого столетия. Основоположниками ее считаются Д. И. Менделеев, метеоролог М. А. Рыкачев, ученые И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев. А. К. Гастев и И. П. Павлов. Именно И. М. Сеченов был автором научных трудов о человеке и его роли в рационализации трудовой деятельности и психологических процессах. Инженерная психология, вернее только ее основы, были сформулированы также И. М. Сеченовым.

Его высказывание об активном отдыхе человека как лучшем средстве повышения эффективности труда и особенно сохранении работоспособности, до сих пор не утратили своей актуальности и с успехом применяются на практике.

Что же такое инженерная психология?

Это наука, вернее ее отрасль, которая в современном высокотехнологичном обществе принимает все более актуальное значение, ведь вопросов, изучающих системы «человек-машины», в современном, быстро изменяющемся мире становится все больше.

В чем же ее сущность и каковы основы инженерной психологии? Она изучает актуальные отношения и особенности труда современного человека в его производственной и управленческой деятельности.

Результатом этого исследования является оптимизация трудового процесса людей, которая необходима при создании новейших технологий и, конечно, непосредственно новых технических средств. Благодаря ним совершенствуются системы управления, а также происходит улучшение основных характеристик современного трудового процесса.

Инженерная психология рассматривает, в частности, актуальные и многочисленные проблемы взаимодействия человека с ЭВМ. Следствием этого является установка определенных требований к обоим участникам этого процесса. В качестве показателей используются такие понятия как надежность, эффективность, быстродействие, точность.

Очень близко основы инженерной психологии располагаются к другой науке – эргономике, которая изучает трудовую деятельность человека, создание безопасных рабочих мест, и объектов труда. На основании полученных заключений моделируются новые компьютерные программы. Их целью является создание более благоприятных условий труда, которые бы повышали его эффективность. Вся система учитывает физические и психические особенности человеческого организма, базируясь на психологии, анатомии и физиологии индивида.

В свою очередь инженерная психология, как отрасль науки, является важнейшей частью эргономики. В современном мире, который характеризуется стремительными темпами развития высоких технологий, усложненные производственные процессы и новейшее оборудование в корне изменили функции человека на производстве.

Другой уровень задач, увеличение потока информации и высокотехнологичное оборудование ставят перед личностью новые задачи и требуют от нее более высоких нагрузок. Физические усилия в основном снижаются, а индивидуум в содружестве «человек-машина» становится менее важным звеном. Виной тому человеческий фактор. Именно поэтому возникает необходимость обеспечения полной безопасности персонала на современном производстве.

Решить эту задачу может инженерная психология в совокупности с эргономикой. Благодаря знаниям, полученным в результате исследований, которые проводятся учеными этих отраслей, определяется успешное функционирование техники.

Инженерная психология и эргономика играют также главную роль в оптимизации условий труда. Такой существенный показатель, как эргономичность, является самым обобщенным критерием свойств техники и характеризует степень комфортности, которая соответствует определенным образцам устройств и механизмов.

Для чего служит инженерная психология и эргономика? Они исследуют такие направления, как создание новых рабочих мест, их проектирование, обеспечение технического обслуживания машин, изучают не менее важный вопрос подбора кадров и профессиональную подготовку.

Инженерная психология и эргономика стали наиболее перспективными науками в развитии производственных отношений и на них возлагается огромная ответственность в связи с прогрессивным развитием общества.

Источник:
Инженерная психология
Что же такое инженерная психология? Это наука, вернее ее отрасль, которая в современном высокотехнологичном обществе принимает все более актуальное значение, ведь вопросов, изучающих системы "человек-машины", в современном, быстро изменяющемся мире становится все больше.
http://fb.ru/article/31860/injenernaya-psihologiya

Инженерная психология

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Инженерная психология» в других словарях:

инженерная психология — (от франц. ingenieur инженер, специалист в области техники) отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. И. п. возникла в условиях научно технической революции, преобразовавшей… … Большая психологическая энциклопедия

Инженерная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности процессов информационного взаимодействия человека и технических устройств с целью: использования этих закономерностей при проектировании и эксплуатации человеко машинных систем; выработки научных… … Финансовый словарь

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в … Большой Энциклопедический словарь

Инженерная Психология — раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при… … Психологический словарь

Инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности. Задачи И. п.: анализ распределения функций между человеком и… … Российская энциклопедия по охране труда

инженерная психология — эргономика — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом Синонимы эргономика EN human engineering … Справочник технического переводчика

Инженерная психология — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Инженерная психология (от … Википедия

инженерная психология — направление психологии, изучающее поведение человека в условиях производственной деятельности. Инженерная психология возникла в 40 е гг. 20 в. как направление традиционной психологии труда, исследовавшей проблемы непосредственного взаимодействия… … Энциклопедия техники

инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в … Энциклопедический словарь

инженерная психология — rus инженерная психология (ж), организация (ж) труда eng human engineering fra ergonomie (f) deu Anthropotechnik (f) spa ingenieria (f) humana … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

Источник:
Инженерная психология
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 . Смотреть что такое «Инженерная психология» в других словарях: инженерная психология — (от франц. ingenieur
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/90577/%D0%98%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F

Инженерная психология

Инженерная психология. — Определение инженерной психологии

Определение инженерной психологии

Известно, что XX век называют веком научно-технической революции. Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.

Автоматизация – это применение технических средств, экономико-математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Фактом является то, что уже первые успехи автоматизации привели к радикальной трансформации трудовых функций. Если в условиях прежней техники главное содержание трудовых процессов составляло выполнение двигательных операций, то введение автоматики переместило основные трудовые операции на новый уровень – уровень внутренних процессов посредством интериоризации (формирования умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных норм общения).

Человек – оператор, технический специалист, управляющий с пульта работой сложного оборудования или устройства, например ЭВМ, радиолокационной станцией, должен воспринимать, перерабатывать и удерживать большое количество информации, принимать решения и передавать команды машинам. Легко понять, что это резко повысило роль человеческого фактора, который теперь выступает прежде всего как фактор психологический. Поэтому если когда-то проблема “человек – техника” решалась на основе простейших антропологических, физиологических и гигиенических данных или просто по здравому смыслу, то сейчас ее решение требует проведения сложных лабораторных экспериментально-психологических исследований. Это обстоятельство породило такую научную дисциплину как инженерная психология.

Инженерная психология – наука, изучающая системы “человек – техника” с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:

— конструирования техники и организации управления технологическим процессом;

— подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально важных качеств для работы с определенной техникой;

— профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.

Инженерная психология как наука имеет двойственный характер. С одной стороны, это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте проявлений психики в деятельности. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники. Это обусловлено особенностью самого двойственного по своей природе объекта исследования – системы “человек – техника”. Понятие системы “человек – техника” используется как обобщающее. Оно может быть отнесено как к случаям, когда система включает одного человека и одно или несколько технических устройств, так и к случаям, когда система включает несколько человек, и сложные технические устройства.

Решая вопросы согласования человека и техники как элементов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процессом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих технику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики.

Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование и др.

Источник:
Инженерная психология
Инженерная психология. Тематический план Деятельность человека в автоматизированных системах производства и управления как предме
http://libsib.ru/psichologiya-truda-i-inzhenernaya-psichologiya/inzhenernaya-psichologiya/opredelenie-inzhenernoy-psichologii

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Инженерная психология — отрасль психологической исследующая пути повышения эффективности использования техники путем приспособления ее к психологическим возможностям и особенностям человека. Для флота насыщенного всевозможной техникой, данные инженерной психологии представляют несомненный интерес.

Одно время технические специалисты весьма пессимистически оценивали возможности человека.

Он медленно думает, плохо запоминает и часто ошибется, быстро устает. Сетовали на то, что у человеке слишком мало рук, всего только пара глаз, одна голова. Само его участие в управлении техникой казалось недоразумением, досадным образом остающимся пока не устраненным. «Но после автоматизации человек уже не будет мешать». Такой взгляд был Характарен для периода кибернетического бума, который некоторое время не зад захлестнул инженеров.

Но мало-помалу, по мере накопления неудач по тотальной автоматизации и конструировании сложных управляющих устройств, мнения стали меняться. Чем «умнее» делались автоматы, тем более громоздкими и ненадежными они становились, тем больше росло уважение н человеку и его достоинствам. Все четче осознавалось, сколь велика разница между возможностями человека и их техническими моделями.

Сейчас общепризнанно, что человек превосходит машину по многим показателям и уступает ей по другим (см. таблицу).

Поэтому оптимальное распределение функций между человеком и машиной рассматривается ныне как одно из направлений повышения эффективности систем оружия и боевой техники. Это одна из важнейших проблем современной инженерной психологии. Разрабатываются специальные таблицы и рекомендации: где, в каких условиях и что надо возложить не человека, а что на машину.

Утверждая роль человека в системе «человек — машина», было бы, однако» неправильно считать, что тут ничего не изменилось. Прогресс техники существенно усложнил психическую деятельность людей, повысил требования к ним. Рассмотрим этот вопрос обстоятельнее, т.к. он важен для уяснения сущности подхода к решению многих инженерно-психологических проблем.

Выше говорилось, что степень успешности действий зависит от соответствия их предмету, условиям и применяемым орудиям. Все это должно нейти отражение в сознание человека, а семо отражение выполняет функцию программирования, регулирования и контроля действий.

При ручном труде, например при лепке шара из куска глины, ощущения и восприятия непосредственно «подсказывают» движения. Пальцы кисти изобретают этот шар, т.к. в своих перемещениях повторяют, реализуют мысленную модель — цель действий.

Использование простейших орудий (скажем, — бросательного конца, отпорного шеста, кувалды и пр.) требует движений, совпадающих с движением орудия, приводящим к достижению цели. Но тут уже возникает необходимость мысленного преобразования (кодирования) движений с учетом свойств используемого орудия. Так, чтобы бросательный конец полетел вперед к цели, его надо предварительно набрать в бухту» разделить не две части, отвести руку назад и т.д. Еще больших мысленных преобразований требует применений инструментов и простейших технических средств:

швартового пистолета, радиотелеграфного ключа, секстане, перископа, инклинометре и др.

Таким образом, техника, хотя все более освобождает человека от энергетических функции, ставит перед кик усложняющиеся умственные, психологические задачи. Она сокращает число людей, необходимых для получения того же результата, но резко увеличивает требования к остающийся. Автоматизация не снижает этих трудностей и требований, ибо за любым автоматизированный процессом следит человек, на которого возлагаются функции контроля и экстренного вмешательства в необходимых случаях. И то и другое он может выполнить, воли понимает происходящее и непрерывно следит за ним, осуществляя все мысленные преобразования с той же скоростью, с какой происходят объективные изменения.

Каковы же возможности облегчения и повышения действий человека с помощью инженерно-психологических решений? Очевидно они связаны с оптимизацией подачи приборной информации и конструирования органов управления с учетом психологических факторов. Рассмотрим основные направления поисков и рекомендаций с учетом корабельных условий.

Переработка. Информации человеком и теория информационных полей. Потоки информации, их переработка в обрезы происходящих событий, сопоставление с желаемым, выработка командной информации как мы видели представляет собой наибольшую трудность для специалиста, управляющего сложной современной техникой. Перед человеком, находящимся в потоке приборной информации, прежде всего стоит задача содержательного, качественного анализа. Не случайно эта проблема заняла в последние года центральное место в инженерно-психологических исследованиях.

Стало быть, системе приборов» находящихся перед моряком-специалистом, это единое целое» информационная модель реальности, качественные характеристики которой имеют важнейшее значение для успеха его работы.

Информационная модель находится между человеком и объектом управления (процессы в технике, события, обстановка). Она выполняет функцию связи. Эффективность информационной модели выражается:

• с одной стороны, в том, как оке выполняет функцию отображения объекта управления, реальности;

• а с другой — в функции формирования представления у человеке о происходящих событиях.

В первом случае она должна обеспечить правильность и полноту описания событий, во второй – быстроту, легкость, правильность понимания их человеком и переработки в управляющие решения. Первое требует учета назначения системы, технических возможностей отображения, второе — психологических особенностей человека и задач, возлагаемых на него. На практике и то и другое решается совместно вы виде оптимального кодирования, складывающегося из:

• выбора алфавита сигнала (способов подачи информации)

• выбора структуры информационной модели.

При этом руководствуются принципами:

• целостности и структурности, — заботы о создании общей картины на основе четко продуманной структуры (выделения «оперативных единиц» — целостных групп, источников информации, являющихся носителями основных качественных характеристик);

• целеустремленности и экономичности, — выделения главных, существенных сторон отражаемой реальности и такое построение модели, которая обеспечивает скорейшее обнаружение и переработку человеком самого важного для решения задачи, стоящей в денный отрезок времени. Информационная модель не должна перегружать человеке, в то же время некоторая избыточность ее повышает надежность его работы;

• символичности (знаковости) и картинности, — заботы о том, чтобы информационная модель позволяла легко осуществлять количественные и качественные оценки информации. Символичность закодированных показаний приборов облегчает первое и затрудняет второе, поэтому необходимо в каждом конкретном случае нейти оптимальную меру соотношения того и другого. Картинность — наоборот, выражается в образности» в изображении реальности, в согласовании приборной информации с жизненным опытом человека, т.е. подачи сведений в привычной для него форме.

Наметились следующие основные варианты реализации принципов при построении информационных моделей.

Группировка приборов по функциональному назначению (принадлежность к одному агрегату, отсеку, району моря, взаимосвязанные параметры) — наиболее простой способ смысловой компоновки информационной модели в »оперативные единицы». Она облегчает нахождение приборов, осмысливание информации и повышает надежность работы. Группировка выполняется:

• разделением групп приборов промежутками, заключением их в единую рамку,

• выделением различной окраской соответствующего участка панели,

• расположением в разных плоскостях и пр.

Мнемосхемы — самый распространенный вид информационных моделей. Они наглядно, графически воспроизводят не панели главные части управляемой системы и взаимосвязи между ними (по функциональной схеме, а иногда и по месту размещения), что позволяет оператору быстрее и правильнее оценивать процессы работы и принимать решения. На них применяется цветовое кодирование, подсвечивание лампочками, люминесцентные элементы, мигающий свет для привлечения внимания и пр. Конструирование мнемосхем имеет много психологических тонкостей.

Сложные мнемосхемы часто попользуются на командных пунктах, с которых ведется управление борьбой за живучесть корабля, на постах управления главной энергетической установкой, распределения электроэнергии и др. к разновидностям мнемосхем можно отнести планшеты обстановки и электромеханические табло (индикатор, панель которого определенным образом разделена на ячейки, в которых появляются цифры, буквы и другие знаки, несущие информацию).

Третья разновидность – интегральные индикаторы Наиболее известны из них — конкретные аналоги, или «коналоги», создающие эффект непосредственного присутствия. В нашей печати имелись сообщения о системе «коналог» устанавливаемой на американских атомных подводных лодках. Она заменяет показания восьми приборов условным изображением движения и положения подводной лодки на экране электронно-лучевой трубки. На ней есть верхний и нижняя горизонтальные полосы, определяющие толщину воды, в которой лодке разрешается двигаться (поверхность и дно, нижняя граница минного поля и предельная глубина погружения и пр.)

Крест нитей в центре экране — форштевень подводной лодки, а белая длинная полоса — заданное направление движения («электронное шоссе»). Горизонт движения подводной лодки, проходящий через киль, обозначается горизонтальной белой линией. При движении корабля навстречу рулевому бегут поперечные полосы, имитирующие движение лодки. Скорость их набегания зависит от скорости корабля. При изменении глубины «шоссе» отклоняется вниз-вверх, вправо-влево. Наклон креста показывает крен лодки, отклонение от линии горизонта вверх-вниз – дифферент. Команды рулевому подаются изменением положений «шоссе» на экране. Сидя перед экраном рулевой чувствует себя примерно так же, как шофер автомобиля и стремится удерживать лодку на шоссе. (Журн. «Руководи во вооруженными силами». (На англ. яз, Окт. 1967.)

Интегральные индикаторы могут быть выполнены в виде «комплексных моделей» (предложены советским психологом В.Я. Дымерским. ) Активно изучаются возможности создания и использования панорамных, трехмерных индикаторов, которые позволили бы человеку, находящемуся в закрытом помещении, видеть на индикаторе реальную обстановку в миниатюре и объемно.

Этот вид информационных моделей дает качественную картину обстановки, позволяет успешнее предвосхищать развитие событий, но затрудняет точные количественные измерения. Рядом с интегральными индикаторами поэтому обычно располагаются приборы, позволяющие при необходимости снимать данные.

Восприятие информации и конструирование приборов. При обычном оборудовании панелей приборами, последние выполняют роль «алфавита сигнала», как бы букв, позволяющих «читать» не панели «описание» происходящих событий, процессов» Поэтому учет смысловых факторов имеет главное значение при конструировании приборов,

Например, моряк легче оценивает движение собственного корабля и управляет им* если оно отражается на приборе подвижной частью, а ориентиры пространства — неподвижной. Если ко перед специалистами стоит задача оценивать положение какого-нибудь движущегося объекте относительно своего корабля, то собственное движение должно представляться из приборе фиксированной частью, а наблюдаемый объект -движущийся. Зарубежные специалисты полегают, что эти два противоположных принципа нельзя смешивать на одной и той же панели.

На основе психофизиологических исследовании разработаны многочисленные и конкретные рекомендации по определению оптимального размере, формы, цветности приборов, контрастности шкал.

Определены наилучшие формы и размеры стрелок, градуировки шкал, скорости изменения показаний приборов * положения нулевых отметок, зависимость ошибок считывания от размещения приборов на панелях.

Вот некоторые из них. Диаметр шкал должен выбираться в зависимости от расстояния их до глаз и числа делений, Например, при 100 делениях и расстоянии 0,9 м, оптимальный диаметр 65мм, а при расстоянии 1,8м — 125 мм. Увеличение размеров приборов сверх норм не улучшает восприятие их показаний, а при обилии приборов даже затрудняет. Клиновидная стрелка лучше других. Стрелка не должна перекрывать делений шкал, но и не отстоять от них больше, чем на 1,5 мм. При срочном считывании лучше читается шкала, у которой стрелка неподвижна, а шкала вращается. Точность считывания лучше всего у шкалы «окно» (0,5%) хуже всего у вертикальной (35,5%). Особенно много ошибок и неточностей в начале и конце шкал.

Близкие к норме отсчеты снимаются точнее и быстрее в 3,5 реза. Скорость считывания лучше у горизонтальной шкала. Целесообразно совмещать в одном приборе несколько видов информации (желательно не более 2), связанных между собой (например, температуре воды и масла в двигателе, но не теш ере тура воды за бортом и масла в двигателе).

При большом расстоянии оператора от прибора и слабом освещении лучше читаются белые цифры, штрихи на черном фоне. При большом освещении и малом расстоянии — наоборот — черные на белом. Целесообразно цветовое выделение зон из шкале прибора, соответствующих резным режимам работы: зеленый — «нормально», желтый — «предостережение, внимание», красный — «опасность». То же относится и к использованию сигнальных ламп. Мигающий свет хорош для привлечения внимания (частота 5-10 гц с продолжительностью свечения около 0,05 сек.). Очень большое число ламп вредно: внимание ослабляется.

Надписи у приборов должны быть предельно краткими: не «глубиномер», а «глубина», «давление», а не «манометр» и т.п. Контрастная окраска шильдиков утомляет зрение. Все надписи ориентируются горизонтально относительно предполагаемой линии зрения, располагаются единообразно (предпочтительнее — над приборами). Где возможно надписи надо делать на самых органах управления (например, на кнопках, клавишах).

Это лишь примеры обильных рекомендаций, имеющих несомненное практическое значение для кораблей. Следует отметить, что различия в восприятии отдельных приборов, хорошо и плохо сконструированных, порой выглядит незначительным (по точности — до 30% по времени — часто доли секунды). Но они приобретают существенное значение при обилии источников информации, в аварийных ситуациях и боевой обстановке, при сильном утомлении и других трудных обстоятельствах и поэтому должны учитываться как существенный фактор надежности системы в целом.

Успешность восприятия показаний приборов связана и с таким психофизиологическим параметром, как поле зрения. Размещение приборов в разных его точках влияет на скорость и точность восприятия.

Оптимальный углом обзора в горизонтальном плоскости считается угол 30°-40°, во всяком случае не больше 50-60 (последние величины уже включают зону неясного различения формы), Допустимый угол обзора по горизонтали – 90?. В вертикальной плоскости угол обзора равен половине горизонтального угла (оптимальный 0 — 30° вниз, допустимый 30° вверх и 40° вниз). На некоторых кораблях из-за неоправданных больших размеров приборов и неудачного их размещения, они занимают большое пространство, затрудняя одновременное наблюдение за ними. Повышает качество восприятия приборов, находящихся у границ поля зрения, изготовление консолей и панелей дугообразной и трапециевидной формы (боковые панели разворачиваются относительно фронтальной под углом 90°?15°). Наиболее важные приборы стремятся помещать ближе к центру.

Интересна зависимость приема информации от положения стрелок приборов.

Считается» что золи приборов немного и они размещены в горизонтальном ряду, то все стрелки при номинальных рабочих параметрах должны стоять «в положений 9 часов». Коли такой же ряд расположен вертикально» то стрелки должны стоять «на 12 часов». Если приборов много и они размещены по-разному, то тоже «не 12 часов». Если это требование соблюдается, то доска с 45 приборами просматривается меньше, чем за секунду. При разбросанном же положении стрелок время увеличивается в 9 – 10 раз.

Рост числа приборов и параметров, за которыми должен следить человек при обслуживании современной техники, поставил проблемы пропускной способности. Оно оценивается количеством информации, которая может быть воспринята и переработана им в единицу времени. В литературе приводятся самые различные цифры, но чаще всего 5 – 70 двоичных единиц в секунду (для сравнения: у телевизионного канала 3×107, у

телефонного 3×107, у телетайпного – 60). Величина пропускной способности меняется в зависимости от обученности, состояния человека, особенностей решаемых задач. При перегрузке информацией эффективность работы человека снижается, растут потери входной информации. Человек как бы самоустраняется от излишней дозы он «не видит», «не внимателен». При согласовании функций человека и машины время регулирования (т.е. время, затрачиваемое оператором на восприятие, пропуск и переработку информации) должно быть меньше времени регулирования, заданного программой. В противном случае выполнение программы в эффективное использование техники, становятся невозможными: регулирование отстает от управляемого процесса, развития событии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Движения человека, органы управления и рабочее место специалиста. Установлено, что эффективность движений человеке при управлении техникой зависит от размера, формы, расположения, сопротивления органов управления, направления движений, амплитуды, траектории их, положения тела оператора и др.

Следует учитывать и характерные стереотипные реакции людей. Мы например, привыкли считать, что поворот крана, регулирующего поток жидкости, по часовой стрелке уменьшает или останавливает поток, а против Часовой стрелки — увеличивает его. У ручек электрических приборов – наоборот. Поворот ручки управления вправо вызываем правый поворот транспортного средства и наоборот; поворот вниз, от себя – снижение, вверх, на себя – подъем. В связи с этим требует изучения вопрос. что лучше при управлении погружением-всплытием подводной лодки: ручки двигающейся влево-вправо, или от себя — на себя.

Органы управления должны располагаться по возможности рядом с прибором» на который они влияют и вызывать в нем изменения, совпадающие по направлению с перемещением органе. Так, перемещение ручки управления горизонтальными рулями влево должно вызывать движение стрелка указателя положения руля влево и последующее перемещение стрелки глубиномера тоже влево. Если такого совпадения нет, то возможны всякие «случайные» ошибки в критических ситуациях.

Группирование органов управления по функциональному назначению, последовательности работу, частоте обретения облегчает их нахождение, безошибочность действий, снижает утомление. Достигается оно разделением отдельных групп промежутками, выделением окраской, симметрией, расположением в резных плоскостях.

Значительное внимание инженерная психология уделяет конструированию рабочего места, от которого во многом зависит точность, надежность действий и утомляемость моряков. Рабочие месте специалистов, занятых управлением кораблем, определением и прокладкой пеленгов, курсовых углов, должны быть ориентированы по направлению движения.

По всем этим вопросам в справочниках и пособиях имеются многочисленные и подробные! конкретные рекомендации в виде таблиц, графиков, рисунков.

Конструирование боевых постов, отсеков, командных пунктов осуществляется инженерной психологией с учетом удобстве размещения приборов, органов управления, средств связи, взаимного расположения номеров расчете. Предусматривается также создание наилучших психологических условий освещении, температуры, влажности» чистоты воздуха, шумности, вибрации.

Техническая эстетика является по существу одним из направлений инженерной психологии. Она заботится о том, чтобы рабочее место, управление техникой доставляло человеку эстетическое удовольствие, вызывало чувства красоты, жизнерадостности, удовольствия. Роскошь ли это? Нет. Доказано, что в зависимости от нестроения производительность труде меняется на 20%. Кроме того правильные эстетические решения снижают утомляемость человеке, ускоряют его действия, способствуют развитию любви к своему труду, рабочему месту, сникают число несчастных: случаев и позволяют экономить электроэнергию и топливо. Рез это проявляется на производстве, при 7-8 часовом рабочем дне, то легко донять, какую силу приобретают эстетические факторы на флоте при многолетнем пребывании моряков но кораблях м многомесячных океанских походах.

Проектирование привлекательных внешних форм приборов, устройств, отвечающим современным эстетическим вкусам людей, удобных рабочих поверхностей органов управления, инструментов, сидений — предмет интереса технической эстетики. По имеющемуся опыту таким образом можно снизить затрачиваемые физические усилия в несколько раз, повысить качество работы. На кораблях приходится наблюдать иногда, как трюмный иди другой специалист обматывает руку ветошью, чтобы ключ «мягче» лег на ладонь. Красноречивый факт имеющихся недостатков!

Особое внимание в технической эстетике уделяется окраске, цвету. Цветовая маркировка инструмента (например, окраске рабочих концов в красный, зеленый и другие цвета) облегчает его отыскание и хранение. Опыт флота давно подтолкнул к таким решениям — маркировке трубопроводов (голубой — сжатый воздух, зеленый — забортная вода, желтый — масло, коричневый — топливо и т.п.), электрических кабелей. Он заслуживает более широкого распространения и общего согласованного решения по всем боевым частям и службам.

Легко убедиться во влиянии цвета и размеров на восприятие человеком тяжести. Если изготовить четыре инструментальных ящика с абсолютно одинаковым весом, — два одинаковых по размеру, но окрашенных один в светлый, другой в темный цвет, и два одноцветных, но различных по размерам. Большинство людей, которым будет предложено поднять их и сравнить вес, скажут, что тяжелее темный и большой ящики. Факт, который тоже полезно учитывать в раде случаев.

Не кораблях давно уже стал традиционным шаровый цвет. Окраска им наружных поверхностей играет маскирующую роль, но при перенесении его во внутренние помещения этот деловой смысл, целеустремленность утрачивается. Тут иные критерий подходе, я оценок, в основе которых лежит влияние цвете на моряков, на успешность их работы.

Выход нашего флота на просторы Мирового Океана с особой остротой требует тонкого изучения и учета факторов, изучаемых технической эстетикой.

Наружная окраска корабля и восприятия. На флотах всего мира понимают маскирующее значение наружной окраски. Она уменьшает контрастность на фоне неба и воды, затрудняет определение курсовых углов при визуальном наблюдении. Те же цели преследует применение камуфляжа. Перед и во время мировых войн и Великой Отечественной войны окраске и камуфляжу уделялось значительное внимание. Проводились специальные исследования с привлечением психологов.

В связи с бурным развитием технических средств наблюдения вопросы маскирующей окраски кораблей уже не играют ныне той роли, что прежде, но не утратили полностью своего значения.

Применение данных инженерном психологии и технической эстетики в основном зависит от проектирующих, промышленных и научно-исследовательских учреждений, но кое-что в силах офицеров и старшин кораблей. Они могут не только прямо реализовать некоторые рекомендации науки, но и анализировать с ее позиций имеемые возможности, находить наилучшие варианты инженерно-психологических решений для своего корабля, вносить обоснованные предложения.

Источник:
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Инженерная психология — отрасль психологической исследующая пути повышения эффективности использования техники путем приспособления ее к психологическим возможностям и особенностям человека. Для флота насыщенного всевозможной техникой, данные … — — . Портал Медицина от А до Я
http://xn--80ahc0abogjs.com/psihologiya-pedagogika-voennaya/injenernaya-psihologiya.html

COMMENTS