Известные психологи

Известные женщины психологи

Представляем вашему вниманию новую статью в рубрике биографии психологов. Сегодняшней героиней рубрики станет Лидия Божович.

Лидия Божович, ч ем знаменита

1) создание собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского;

2) в течение 30 лет руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков;

3) изучала и использовала в своих научных текстах запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов.

11 января, 1908, Курск — 21 июля 1981

замужем, есть сын

Божович родилась 28 октября 1908 г. в Курске. Отец был землеустроитель, а мать — домашняя хозяйка. В 1923 г. окончила в родном городе среднюю школу.

В 1924/1925 учебном году приехала в Москву и поступила на педагогический факультет во 2й МГУ (позднее известный как Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, ныне Московский педагогический государственный университет), который окончила в 1929/1930 учебном году.

C 1929 по 1932 г. она занималась изучением мышления и речи у детей дошкольного возраста.

После окончания вуза Лидия Ильинична была направлена на работу в психоневрологическую школу-санаторий в деревню Анкудиновка Горьковской области воспитателем, а затем завучем.

В 1931 г. вернулась в Москву и поступила на работу в Академию коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской на кафедру психологии в качестве ассистента кафедры. Там она работала в течение года до отъезда в Харьков, где поступила на работу во Всеукраинскую психоневрологическую академию старшим научным сотрудником психологического сектора.

Харьковская группа (Л. С. Выготский, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и Л. И. Божович) занималась изучением развития детского восприятия, мышления, воображения; экспериментальным исследованием потребностей и мотивов.

C 1933 г. ее интересы начали сосредоточиваться на проблемах педагогической психологии, возникающих в период обучения ребенка в школе.

В Харькове Л. И. Божович совмещала научно-исследовательскую работу с педагогической: с сентября 1932 г. по апрель 1934 г. она работала по совместительству преподавателем психологии в харьковском Медико-педологическом институте.

C сентября 1935 г. она опять работает в Москве. На этот раз в Высшем коммунистическом институте просвещения (ВКИП) старшим научным сотрудником лаборатории педагогической психологии.

В 1938 г. Лидия Ильинична переходит на работу в Полтаву в Государственный педагогический институт доцентом кафедры психологии. Там она работает до 1940 г., а с 1940 г. до начала Великой отечественной войны — опять в Харькове, на этот раз в Государственном педагогическом институте доцентом кафедры психологии.

В 1939 г. (17 ноября) Л. И. Божович была присуждена степень кандидата педагогических наук. К сожалению, в материалах личного дела не содержатся сведения о том, за какую именно работу Лидия Ильинична получила эту степень.

В 1941 г. Лидия Ильинична вместе с семьей эвакуируется в г. Нижний Ломов (Пензенской области) по направлению Министерства просвещения для работы старшим преподавателем психологии и педагогики в Нижне-Ломовском учительском институте. В 1942 г. семья переезжает в г. Кыштым (Челябинской области), где до 1943 г. Лидия Ильинична работает начальником отделения трудовой терапии в госпитале No 3880. За работу начальником госпиталя ей была объявлена благодарность с занесением в личное дело.

В то время в Кыштыме находился в эвакуации Ленинградский государственный педагогический институт им. Герцена, и ее взяли туда на работу в качестве преподавателя. За работу в тылу Л. И. Божович была награждена двумя медалями: «За победу над Германией» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». В первые послевоенные годы заслуги Лидии Ильиничны были отмечены медалью «В память 800-летия Москвы».

В 1944 г. Л. И. Божович возвращается с семьей из эвакуации в Москву и поступает на работу в Институт психологии АПН РСФСР старшим научным сотрудником отдела детской психологии, который в то время возглавлял А. Н. Леонтьев, вернувшийся из эвакуации годом раньше.

В 1945 г. в отделе детской психологии Института психологии АПН РСФСР начинают создаваться лаборатории. Организуется лаборатория психологии детей дошкольного возраста и лаборатория воспитания детей школьного возраста, заведующей которой становится Л. И. Божович. С этого времени лаборатория Л. И. Божович начинает исследования мотивации учения и проблем, связанных с отношением детей к школе и учению. В результате работы этого периода были выпущены два сборника трудов лаборатории: «Вопросы психологии школьника» (Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36) и «Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте» (Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73). Оба сборника вышли под редакцией Лидии Ильиничны и, кроме того, она была автором нескольких статей.

В первые послевоенные годы Л. И. Божович совмещала научную работу с преподавательской. В 1946 г. ей было присвоено звание доцента. Преподавать в вузах она закончила в 1949 г., но постоянно работала с аспирантами и соискателями.

С середины 50-х гг. Л. И. Божович вместе с сотрудниками своей лаборатории занимается общими проблемами и возрастными закономерностями формирования личности ребенка. Исследования по проблемам формирования личности в онтогенезе были обобщены в ее докторской диссертации «Возрастные закономерности формирования личности ребенка», защищенной в 1966 г.

В 1967 г. ей была присуждена степень доктора педагогических наук (по психологии), а в 1968 г. — звание профессора психологии. В том же 1968 г. вышла в свет знаменитая монография Л. И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте», написанная на основе докторской диссертации.

С 1976 г. Л. И. Божович перестала заведовать лабораторией, но осталась в ней на должности профессора-консультанта, продолжая работать над своими научными трудами и с аспирантами.

Самой последней работой Л. И. Божович оказался доклад, подготовленный ею для конференции «Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология», состоявшейся в декабре 1981 г., уже после ее смерти.

Можно с уверенностью сказать, что работы Л. И. Божович и ее лаборатории легли в основу отечественной детской практической психологии.

Божович Л. И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006: ч. 1, ч. 2, 3, ч. 4

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды

Божович Л. И. (1981/1988). О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и её значении для современных исследований психологии личности

Божович Л. И. Потребность в новых впечатлениях

Источник:
Известные женщины психологи
Лидия Божович проводила исследования, Которые применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков
https://psyprofi.com/biografii%2Dpsyhologov/izvestnye%2Dzhenwiny%2Dpsihologi%2Dlidia%2Dbozhovich.html

Известные психологи

Альфред Адлер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австрия — 28 мая 1937, Абердин, Великобритания)- австрийский психолог и психиатр один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии . Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Фейга Ашлаг — автор книг и брошюр о каббале и каббалистах, преподаватель каббалы для женщин, автор интернет сайта по каббале.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).

Герман Гельмгольц (Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц) (1821-1894) — немецкий ученый, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1868). Автор фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии. Впервые (в 1847) математически обосновал закон сохранения энергии, показав его всеобщий характер. Разработал термодинамическую теорию химических процессов, ввел понятия свободной и связанной энергий.

Грин Роберт — (англ. Robert Greene, р. 14 мая 1959 года в Лос-Анджелесе) — американский автор популярно-публицистической литературы о психологии и механизме функционирования власти в обществе и политике, а также об особенностях стратегического мышления и законах обольщении.

Учился в престижных учебных заведениях (Калифорнийский университет, Университет Висконсин — Мэдисон, Беркли), имеет ученую степень по классическим дисциплинам. В свое время бросил Беркли из-за увлечения греческим языком и движением хиппи.

Николай Иванович Козлов (род. 16 августа 1957) — профессиональный психолог, член-корреспондент Российской академии естественных наук, кандидат философских наук, директор Тренинг-Центра «Синтон», учредитель Международной Ассоциации профессионалов развития личности, Президент профессиональной ассоциации психологов Синтон-движения,

член международной ассоциации прикладной психологии IAAP, ведущий российский писатель в области личной и деловой эффективности.

Владимир Львович Леви (род. 18 ноября 1938, Москва) — советский и российский писатель, врач-психотерапевт и психолог, автор книг по различным аспектам популярной психологии. Кандидат медицинских наук.

Тимоти Фрэнсис Лири (англ. Timothy Francis Leary; 22 октября 1920 года, Спрингфилд, Массачусетс, США — 31 мая 1996 года, Лос-Анджелес, Калифорния) — американский писатель, психолог, участник кампании по исследованиям психоделических препаратов, разработчик программного обеспечения — одних из первых индексируемых ЭВМ психологических тестов.

Иван Петрович Павлов (26 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «За работу по физиологии пищеварения».

Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823–1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826–1890).

Джим Рон (Jim Rohn) выдающийся американский философ в сфере бизнеса, карьера которого длилась более 39 лет и коснулась жизней более трех миллионов людей по всему миру.

Уже в течение многих лет он признан одним из наиболее влиятельных мыслителей нашего времени и вдохновил как целое поколение психологов, помогающих самосовершенствоваться людям, так и сотни представителей самых значительных корпораций Америки.

Сеченов Иван Михайлович — (1829–1905), русский физиолог, создатель первой в России физиологической школы, основоположник учения о психической регуляции поведения и новой психологии. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1869).

Родился 1 (13) августа 1829 в селе Теплый Стан Симбирской губернии (ныне Сеченово, Нижегородской обл.). Младший ребенок в семье дворянина, его мать была из крестьянок. Получил домашнее начальное образование.

Моше Пинхас Фельденкрайз (6 мая 1904, Славута — 1 июля 1984, Тель-Авив) основатель Метода Фельденкрайза — системы развития человека посредством увеличения самоосознавания (self-awareness) через движения тела.

Моше Фельденкрайз родился в украинском городе Славута на территории Российской империи шестого мая 1904 года. В 1912 его семья переехала в Барановичи (в наст. вр. Белоруссия). Там он прошёл Бар Мицва и проучился два года в средней школе. В 1918 году отправился в шестимесячное путешествие в Палестину.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании.

Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Ввел технику «свободных ассоциаций». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Ввел термины «интраверсия» (погруженность в самого себя) и «экстраверсия» (постоянное стремление к конфликтам с другими людьми). Центром личности Юнг считал «самость» — стремление к индивидуальности. Разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности. Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.

Вам также будут интересны:

Источник:
Известные психологи
Известные психологи | PersonBio.com — Биографии кратко и полностью
http://www.personbio.com/sel_rod_zan.php%3Fid_fam%3D145

Известные психологи

Кандидат психологических наук.

Старший научный сотрудник лаборатории «Восприятие» факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1994 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Перцептивное взаимодействие белизны и воспринимаемой освещенной поверхности».

В 1993-1997 гг. работала в проблемной лаборатории «Восприятие» факультетата психологии МГУ.

В 1997-2003 гг. — ведущий специалист ГМНПП «Иматон» (комплексное обеспечение психологической практики).

В 2000-2003 гг. — главный редактор «Психологической газеты».

С 2006 г. – старший научный сотрудник лаборатории «Восприятие» факультета психологии МГУ.

  • константность восприятия
  • восприятие ахроматического цвета поверхности,
  • роль движений глаз в познавательных процессах
  • микродвижения глаз и их функции в восприятии
  • Применение технологий виртуальной реальности в разработке инновационных методов изучения когнитивных процессов человека (2012-2013 гг.)
  • Разработка и исследование моделей восприятия видеоинформации при помощи технологии регистрации движения глаз и методов фрактальной обработки изображений (2012-2014 гг.)
  • Когнитивные процессы и функциональные состояния: общепсихологический и психофизиологический анализ (2012-2014 гг.)
  • Применение информационных технологий и технологии трекинга движения глаз для комплексного тестирования сокрытия информации человеком (2013-2015 гг., руководитель)
  • Технические и программные средства в психологических исследованиях
  • Общая психология. Ощущение и восприятие
  • Новые технологии (виртуальная реальность и регистрация движений глаз) в современной психологии
  • Движения глаз и когнитивные процессы
  • Изучение когнитивных процессов методом регистрации движения глаз
  • Современные аппаратно-программные средства в научных исследованиях
  • Математические методы и информационно-коммуникационные технологии в психологии
  • Информационные технологии в психологии

Основные публикации: более 40 работ, в том числе

Источник:
Известные психологи
Кандидат психологических наук. Старший научный сотрудник лаборатории «Восприятие» факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1994 г. окончила
https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/17344/

Самые знаменитые психологи в мире

Для многих самый знаменитый психолог – это именно он. Его революционная теория известна практически каждому.

Зигмунд Фрейд появился на свет в 1856 году в австро-венгерском городке Фрайберге. Этот человек стал настоящим экспертом в области неврологии. Главная его заслуга заключается в том, что он разработал доктрину, которая легла в основу психоаналитической школы. Именно знаменитый психолог Фрейд выдвинул идею о том, что причиной любой патологии нервной системы является комплекс сознательных и бессознательных процессов, которые заметно влияют друг на друга. Это был настоящий прорыв в науке.

Категорию «Знаменитые психологи», бесспорно, нельзя представить без этого талантливого ученого. Он родился в 1908 году в американском Нью-Йорке. Абрахам Маслоу создал теорию гуманистической психологии. В его монографиях можно встретить такое понятие, как «Пирамида Маслоу». Она представлена специальными диаграммами, которые олицетворяют элементарные человеческие потребности. В экономической науке указанная пирамида нашла самое широкое применение.

В категории «Знаменитый детский психолог» ее персона занимает далеко не последнее место. Мелани Кляйн появилась на свет в 1882 году в австрийской столице. Она всегда с ностальгией вспоминала детские годы, которые были наполнены счастьем и радостью. Интерес к науке о душе у Мелани проснулся после того, как она дважды испытала на себе психоанализ.

Впоследствии Кляйн напишет ценные научные монографии, посвященные аспектам детского психоанализа. И несмотря на то, что теория Мелани будет идти вразрез с фрейдовской доктриной детского анализа, она сможет доказать, что простая детская игра может открыть многие тайны психики ребенка.

Знаменитые психологи мира – это еще и ученый по фамилии Франкл. Он родился в 1905 году в столице Австрии. Он прославился уникальными открытиями в области не только психологии, но и философии. Усилиями Франка заработала Третья Венская школа психотерапии. Он является автором монографии «Человек в поисках смысла». И именно этот научный труд лег в основу трансформации инновационного метода психотерапии, который более известен как логотерапия. В чем его смысл? Все просто. Человек на протяжении своего существования пытается решить проблему поиска смысла жизни.

Этот человек также принадлежит к научным светилам, оставившим глубокий след в психологии. Он родился в австрийском Пенцинге в 1870 году. Примечателен тот факт, что Альфред не стал последователем Фрейда. Он сознательно лишился членства в психоаналитическом обществе. Ученый сплотил вокруг себя собственный коллектив единомышленников под названием «Ассоциация индивидуальной психологии». В 1912 году он публикует монографию «О нервном характере».

Вскоре он инициирует создание «Журнала индивидуальной психологии». Когда власть захватили нацисты, он прекратил научную деятельность. В 1938 году была закрыта клиника Альфреда. Так или иначе, но он был единственным экспертом в области психологии, который отстаивал идею о том, что главная составляющая развития личности – это желание сохранить и развить собственную неповторимость и индивидуальность.

Ученый полагал, что образ жизни человека напрямую влияет на качество опыта, который он приобретет в старости. Этот опыт прочно взаимосвязан с ощущением коллективизма, одним из трех врожденных бессознательных чувств, входящих в структуру «Я». Конструкция стиля жизни зиждется на чувстве коллективизма, но оно далеко не всегда подлежит развитию и может оставаться в зачаточном состоянии. В последнем случае могут возникать ссоры и конфликтные ситуации. Ученый подчеркивал, что если человек может находить общий язык с другими, то стать неврастеником ему не грозит, и он редко когда отважится на дикие и необдуманные поступки.

Это тоже ученый с мировым именем. Знаменитая женщина-психолог Блюма Вульфовна Зейгарник родилась в 1900 году в литовском городке Прены. Она училась у таких именитых специалистов психологии, как К. Левин, Э. Шпрангер, К. Гольдштейн. Зейгарник разделяла научные взгляды, изложенные в гештальтпсихологии. Противники этой теории неоднократно пытались разубедить Блюму Вульфовну посещать занятия Левина, но она осталась непреклонна. Женщина прославилась тем, что вычленила уникальную закономерность, которая впоследствии получила название «эффект Зейгарник».

Смысл его прост. Женщина-психолог поставила нехитрый опыт. Она собрала определенное количество людей и попросила их за конкретный промежуток времени решить ту или иную задачу. В результате проведенных экспериментов Блюма Вульфовна пришла к выводу о том, что о неоконченных действиях человек помнит гораздо лучше, чем об оконченных.

Заслуги этого ученого в области психологии массового поведения и в сфере культурной антропологии переоценить невозможно. Акоп Назаретян – уроженец города Баку. Родился ученый в 1948 году. За годы служения науке он написал огромное количество монографий, где исследовал проблемы теории развития общества.

Кроме этого, Акоп Погосович стал автором предположения о том, что в мире существует техно-гуманитарное равновесие, которое находится в тесной взаимосвязи с техническим прогрессом и культурой.

Моцарт психологии оставил после себя несколько фундаментальных работ, огромное количество монографий, вошедших в собрание сочинений.

В своих трудах он освещал проблемы психологического развития личности, вопросы влияния коллектива на личность. Безусловно, Выготский внес большой вклад в науку о душе и смежные с ней дисциплины: языкознание, философию, дефектологию, педагогику.

Этот выдающийся ученый родился в 1943 году в городе Мелекессе (Ульяновская область). Его заслуги в психологии невероятно огромны. Благодаря его исследованиям наука о душе существенно продвинулась в своем развитии. Виктор Иванович написал не одну работу фундаментального значения. Ученый занимался анализом социологического психологизма и глубоко изучал вопросы о межличностных отношениях.

Его монографии печатались не только в российских, но и в зарубежных СМИ.

В 1996 году Овчаренко перед научным сообществом выступил с идеей переосмысления исторических периодов отечественного психоанализа. Он инициировал выпуск публикаций, в которых отразил биографии порядка 700 именитых людей, среди которых психологи, философы, культурологи.

Источник:
Самые знаменитые психологи в мире
Интерес к науке о душе, именно так переводится слово «психология», у человечества возник много веков тому назад. И до сих пор он не угасает, а наоборот, разгорается с новой силой.
http://fb.ru/article/274111/samyie%2Dznamenityie%2Dpsihologi%2Dv%2Dmire

COMMENTS