Как должен развиваться ребенок по месяцам

Маленький путь и большие достижения: что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Маленький путь и большие достижения: что должен уметь ребенок в 6 месяцев

С того момента как будущая мама сделала тест на беременность, выносила малыша в течение девяти месяцев до первого полугодового юбилея ребенка прошло много месяцев. Шесть месяцев – маленький, но значимый юбилей в жизни нового человека.

За эти шесть месяцев он прошел большой путь от крохотного свертка, который не умел даже держать головку, до маленького человека, умеющего улыбаться, смеяться, играть. В период от 0-6 месяцев младенец приобретает множество новых навыков как в физическом развитии, так и в психологическом. При этом стоит отметить, что развитие разных детей происходит не одинаково.

Если один в шесть месяцев уже может активно ползать и пытается сидеть, то другой еще только учится ползать. То же самое касается и психологического взросления. Кто-то из детей опережает сверстников , кто-то, наоборот, – немного отстает. Опытные мамы отмечают, что мальчик может в том или ином аспекте развиваться медленнее, чем девочка. Нормы развития детей достаточно условны, так как каждый маленький человек индивидуален и развивается в своем собственном темпе. Тем не менее, каждого родителя заботит вопрос о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.

В таком возрасте, малыш, как правило, проявляет множество способностей и навыков.

Разные педиатры составляют свои таблицы развития детей по месяцам. Самый известный российский педиатр Комаровский на своем сайте также приводит таблицу примерного развития детей 5-6 месяцев. В этой таблице приведены различные показатели. В целом развитие каждого конкретного малыша оценивается в баллах. Оптимальной оценкой считается 30 баллов.

Оценка 27-29 баллов расценивается как вариант нормы. Более низкие оценки по этой таблице могут свидетельствовать как о легкой задержке развития, так и о более сильном отставании. Оценивая общее развитие по Комаровскому, также необходимо учитывать все факторы жизни: воспитание, режим, настроение ребенка, условия, в которых проживает малыш.

Ребенок, который родился до 37 недели беременности, считается недоношенным. Родителям недоношенных детей особенно важно следить за развитием малыша, чтобы вовремя выявить отставание и принять меры для устранения такого отставания. Поэтому средние темпы развития недоношенных детей это то, что должен знать каждый родитель такого малыша. В целом развитие недоношенного младенца протекает медленнее, чем у малыша, родившегося в срок.

Также эти нормы отличаются в зависимости от веса новорожденного. Дети с более высоким весом при рождении, как правило, развиваются быстрее, чем совсем маловесные дети. Как правило, к возрасту шести месяцев недоношенные дети догоняют своих сверстников, родившихся в срок, и могут делать практически все то, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, родившийся доношенным.

К этому возрасту масса тела малыша утраивается по сравнению с массой при рождении. Он пытается переворачиваться со спины на живот. Малыш узнает свою маму и своих родных. При появлении знакомого взрослого в поле зрения, он проявляет комплекс оживления: гулит, машет ручками и ножками, улыбается и смотрит в глаза взрослому.

Появляются первые лепетные звуки и слоги. Недоношенный ребенок в этом возрасте начинает интересоваться игрушками, пытается брать их в руки и тянуть в рот. В целом развитие недоношенных детей к полугоду жизни практически сравнивается с развитием обычных детей. Спустя полгода после рождения для родителей наступает время активного общения с малышом.

6 месяцев – время активного познания окружающего мира

В возрасте полугода маленький человек активно познает окружающее пространство. Он уже способен передвигаться – малыш может доползти до интересующего его предмета, потрогать этот предмет. Но как правило, он изучает интересующие предметы всеми органами чувств: не только рассматривает и трогает их, но и тянет в рот. Так малыш познает окружающий мир. Этот способ познания мира у некоторых детей сохраняется и в 1 год. А некоторые малыши тянут предметы в рот и в 2 года.

Поэтому каждой маме необходимо обеспечить безопасное пространство в квартире: предметы, которые попадают в руки малыша, должны быть чистые и безопасные, без острых краев. Также следует убрать все мелкие предметы – такие вещи младенец может взять в рот и проглотить, или засунуть в дыхательные пути, что очень опасно для здоровья и жизни. Пол, по которому ползает малыш, должен быть чистым и теплым. Все розетки и провода должны быть вне его доступа.

Таким образом, после достижения возраста полугода малыш становится активным членом семьи, способным активно взаимодействовать со взрослыми. С ним очень интересно играть и общаться. Но нельзя забывать о безопасности – в связи с возросшей активностью, опасностей на пути шестимесячного малыша становится гораздо больше, чем у маленьких деток, которые еще не умеют передвигаться.

Источник:
Маленький путь и большие достижения: что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Пол года это время активного познания окружающего мира, что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Давайте рассмотрим навыки и развития детей в этом возрасте.
http://womanvote.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok/

Развитие ребенка в 1 месяц

Кажется, что первый месяц после появления на свет малыша длится нескончаемо долго. Еще бы! Вся ваша жизнь в корне меняется. Если раньше мама спокойно могла выйти из дома, пройтись по магазинам, зайти в гости к подружке, то теперь она в основном занята одним: уходом за своим драгоценным малюткой.

К новой жизни привыкают не только родители. Для ребенка первый месяц — тоже своего рода адаптация к новому миру, новым условиям существования. Тем не менее, к отметке на календаре в 28 дней после рождения ваш малыш переходит из разряда «новорожденный» в почетное звание «грудничок», которое сохранится за ним до года. И даже это о многом говорит в отношения развития младенца. Кроха приобрел определенные навыки, и у него начинается новый период в жизни. Итак, вашему ребенку 1 месяц, что же меняется?

Ребенок растет и развивается с невероятной скоростью. За первый месяц набранный вес карапуза будет около 800-900 грамм, а рост увеличится на 3 сантиметра. Так что не покупайте слишком много вещей для новорожденных, особенно если роды планируются на лето.

Может случиться так, что набор веса за месяц составит 600 грамм. Это не критично, ведь происходит становление лактации, организм много «трудится», чтобы перестроить систему кровообращения, запустить полноценно работу почек, пищеварения и т. п. Поэтому уже к выписке из роддома вес будет меньше, чем при рождении. Однако нельзя допускать стремительного снижения массы тела на протяжении первого месяца. Если это происходит, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

Зачастую поведением и движениями младенца управляют врожденные рефлексы. По ним судят о развитии нервной системы, ведь у каждого есть свое время появления и угасания. К концу первого месяца большинство рефлексов все еще сохраняются, и их можно наглядно продемонстрировать:

  1. Вложите свой палец в ладошку малютки: он крепко сожмет кулачек и будет держаться за него (хватательный рефлекс).
  2. Коснитесь его щечки рукой — он тут же повернет головку в поисках «раздражителя» (поисковый рефлекс).
  3. Проведите пальцем возле ротика — малыш сразу начнет чмокать, будто что-то сосет (сосательный рефлекс).
  4. Попробуйте поставить кроху на ножки, удерживая его подмышки, и как бы пройтись с ним — удивительно, но карапуз шагает, будто всегда умел это делать (рефлекс автоматической походки).
  5. Положите ребенка на живот — он сразу повернет голову в сторону (защитный рефлекс).
  6. Хлопните по столу ладонью недалеко от лежащего карапуза — он резко раскинет руки и ноги в стороны (рефлекс Моро).

Младенцы в первый месяц спят по 18-20 часов в сутки. Первая неделя после рождения характеризуется крепким спокойным сном. Однако не стоит ожидать, что кроха будет спать по 3 часа без перерыва. Современные дети, начиная со второй недели, днем спят час, максимум полтора. Затем просыпаются, чтобы подкрепиться. Режиму дня еще предстоит установиться.

В состоянии бодрствования малыш все время проводит лежа на спине, поза напоминает лягушонка: ручки согнуты в локтях и приподняты, ножки разведены в стороны и также согнуты. Это объясняется физиологичным гипертонусом. Ребенок долго находился в позе эмбриона, и сейчас ему нужно время для расслабления.

Помещение, где спит новорожденный, должно быть уютным, без сквозняков, но в то же время хорошо проветриваемым. Поскольку терморегуляция малыша только настраивается, следите, чтобы он не перегревался. Как проверить, жарко младенцу или нет? Потрогайте ладонью затылок и шею. Если они мокрые, смело снимайте «слой» одежды. Помните: перегрев опаснее переохлаждения.

Слух у новорожденного сначала не особо чувствительный, так что совсем не обязательно приучать ребенка к полной тишине. Можно вполголоса разговаривать в комнате.

Самый здоровый сон — лежа на спине или на боку. Во избежание деформации головки, не допускайте, чтобы она была все время повернута в одну сторону. Педиатры утверждают, что детям до года подушка не нужна, она даже способна навредить. Иногда регистрируются случаи удушения ребенка, спящего на животе уткнувшись носом в подушку. Кроме того, ровная твердая поверхность помогает формировать изгибы позвоночника должным образом.

Пеленать ли младенца для спокойного сна? На ваше усмотрение. Многие родители отмечают, что детки тогда крепче спят и не будят себя резкими движениями ручек. Только отдайте предпочтение свободному пеленанию, ибо тугое может способствовать развитию дисплазии тазобедренных суставов. В состоянии же бодрствования дайте малышу полную свободу в движениях.

Сон месячного ребенка может сопровождаться чиханием, резкими движениями, напоминающими вздрагивания. Это абсолютно нормально для данного периода при условии, что нет выраженных признаков заболевания.

Все новорожденные близоруки. Даже мамино лицо они видят не очень отчетливо. Но рассматривать людей, склонившихся над кроваткой, им нравится больше, чем неодушевленные предметы. К середине первого месяца кроха умеет фиксировать взгляд на ярком предмете, находящемся в движении.

Первый месяц глазки могут слегка косить, что не является поводом для беспокойства, ведь зрительная система тоже настраивается, а мышцы глазного яблока должны укрепиться. Но если косоглазие не проходит к третьему месяцу, нужно показаться врачу.

Слух у новорожденных тоже недоразвит, но к концу первого месяца кроха наверстает упущенное. Малышу очень нравятся родные голоса, знакомые ему еще с утробы. Кстати, младенцы больше предпочитают высокую тональность разговора, чем низкую. Ближе к месяцу кроха реагирует не только на резкие звуки, но и прислушивается к тиканью часов, шуму воды, сигналам автомобиля. Услышав голос, он поворачивает голову в сторону его звучания.

А вот чувство обоняния у малышей развито очень хорошо. Они без труда находят грудь и захватывают сосок по запаху молочка, узнают свою маму по запаху. Поэтому не рекомендуется пользоваться парфюмерией: ребенок может не признать родного человека.

Без сомнения, самое лучшее питание для новорожденных — грудное молоко. И хотя в меню пока только один продукт, молоко укрепляет детский иммунитет, дает малышу все необходимые микроэлементы и, к тому же, «дешево» обходится. Поэтому маме нужно изо всех сил стремиться поддерживать и сохранять лактацию.

О грудном вскармливании можно говорить бесконечно. Многим вопросам мы посвятили отдельные статьи на сайте. Существует два способа кормления: по требованию и по часам. Однако когда питание только налаживается, педиатры склоняются к кормлению по требованию, но не чаще чем через 1,5-2 часа. Со временем интервал будет увеличиваться.

К середине первого месяца многие грудные дети испытывают мучительные колики наряду со вздутием животика и кишечными спазмами. Поведение становится беспокойным. До сих пор до конца не понятно, почему колики возникают. Рекомендуется делать крохе массаж животика, прикладывать тепло, давать капли на основе симетикона. Приблизительно к трем месяцам колики проходят.

Из-за слаборазвитых мышц пищеварительных органов и заглатывания воздуха новорожденный может часто срыгивать в первый месяц жизни. В общем-то, явление тоже нормальное и физиологичное для данного возраста, но можно постараться его минимизировать. Для этого после каждого кормления носите кроху столбиком, пока не отойдет заглоченный воздух; убедитесь, что вы правильно прикладываете ребенка к груди; перед кормлениями выкладывайте младенца на животик.

При исполнении первого месяца запланируйте первый поход к педиатру. На приеме измерят рост и вес, окружность головы, послушают, как бьется сердце, пощупают животик, осмотрят горло. Врач ответит на все волнующие вас вопросы по грудному вскармливанию.

Важным фактором исследования здоровья является УЗИ новорожденного. Безопасное ультразвуковое сканирование позволит оценить, не развивается ли дисплазия тазобедренных суставов (УЗИ тазобедренных суставов), нормально ли происходит внутримозговое кровообращение (сонография — УЗИ головного мозга), как работают внутренние органы (УЗИ брюшной полости).

Подобные обследования имеет смысл проводить как можно раньше, ведь заболевания, выявленные на начальных этапах, лечатся проще и быстрее. В месяц обычно сдают кровь на биохимию, а также анализ мочи и кала. В это же время планово проходят хирурга, ортопеда и невропатолога.

Если малыш здоров, делают вторую вакцинацию против гепатита B (первая была в роддоме). Затем наступает череда прививок от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка с интервалом не меньше 30-ти дней. Поэтому на протяжении ближайших 12-ти месяцев посещать поликлинику придется регулярно.

Уход включает в себя ежедневные гигиенические процедуры и прогулки на воздухе. На второй неделе жизни, как правило, отпадает пуповинный остаток, но ранку еще нужно какое-то время обрабатывать зеленкой.

Если пупочное кольцо сочится, припухло, из него выделяется гной, обратитесь к врачу. Проконсультироваться нужно и в случае, когда корочка с ранки не отпала по истечении двух недель.

Наблюдайте, чтобы в области пупка, паха и мошонки во время плача или напряжения не было выпячивания. Пупочная или паховая грыжа нередко появляются вследствие слаборазвитых мышц и напряжения при крике.

Вы наверняка уже заметили на голове у малыша 2 родничка: лобный и теменной. Эти места особо уязвимы, поскольку не прикрыты костями черепа, однако не стоит бояться мягко мыть их. За ними тоже нужно ухаживать.

Водные процедуры желательно проводить ежедневно. Помните, что девочек подмывают спереди назад, чтобы в половые органы не попала инфекция. У мальчиков головка полового члена еще закрыта крайней плотью, что является абсолютно физиологичным явлением. Промывайте половой член настолько, насколько позволяют обстоятельства, однако не переусердствуйте. Уход за ним должен быть без лишних «вмешательств».

Пока действия малыша направлены на удовлетворение своих физических потребностей, но и в эмоциональном общении он тоже нуждается. Основным способом выражения чувств является плач. Родители быстро учатся распознавать, что кроха пытается сказать своим плачем: он голоден, хочет спать, болит животик или просто требует внимания к своей персоне.

К концу первого месяца многие дети радуют осознанной первой улыбкой. Она возникает в ответ на нежное обращение матери и дарит незабываемые эмоции. У месячного малыша можно развивать мимические движения лица, склоняясь над ним во время бодрствования и общаясь. Со временем появляется некое разнообразие звуков: фырканье, своеобразные писки, отдаленно напоминающие гуление.

Нормальное психическое развитие подразумевает частое ношение младенца на руках. Не бойтесь избаловать его. Он имеет полное право на тепло и ласку своей матери. Телесный контакт играет важную роль в первый месяц жизни.

Кажется, что с постоянно лежащим и не умеющим говорить ребенком сложно общаться. Но если сейчас инициатива будет исходить от вас, закладывается основа для доверительных отношений в будущем. Чем же занять малыша в один месяц?

  • Над кроваткой установите мобиль с игрушками и приятной музыкой на уровне 60-70 см от лица.
  • Пойте малютке колыбельные, вкладывая свои чувства.
  • Гримасничайте (подмигивайте, покажите язык, складывайте губы трубочкой) — все это крохе очень скоро захочется повторить.
  • Включайте негромко классическую музыку (Штрауса, Вивальди).
  • Разговаривайте с малышом, рассказывая, как прошел день, что-то о папе, бабушке, дедушке и т. д. Тон голоса имеет значение: пусть он будет спокойным.

Занятия по укреплению мышц не менее важны, чем кормление и прогулки на свежем воздухе. Массаж делают по прошествии 30-ти минут после кормления, если ребенок в хорошем настроении. Итак:

  • производите поглаживания всего тела: от груди к плечам, от стопы к голенищу;
  • пальчики на ручках и ножках можно помассировать, разомните стопу, рисуя «восьмерки» своим пальцем;
  • в положении на спине вложите крохе в ручки свои указательные пальцы — он сразу ухватится за них; тогда руки легонько разводят в стороны и как бы встряхивают;
  • во время массажа разговаривайте с крохой, показывая тоном голоса, что процедура нужная и приятная;
  • зарядка же сводится к сгибанию и разгибанию конечностей; гимнастические занятия на первом месяце длятся не больше 10-ти минут.

Подведем итог. Ваш ребенок за месяц достиг колоссальных результатов. Он усердно учится и запоминает все, что видит. С каждым последующим месяцем он будет радовать вас своими успехами. Не забывайте его хвалить и радоваться вместе с ним новым достижениям. Наслаждайтесь материнством!

Источник:
Развитие ребенка в 1 месяц
Физические параметры ребенка в 1 месяц, его рефлексы, сон, зрение и слух. Особенности питания и уход за грудничком. Психическое развитие, упражнения и игры.
http://mladeni.ru/obshee/razvitie-rebenka-1-mesyac

Развитие ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый ребенок сильно отличается от младенца, который только появился на свет, и физически, и эмоционально. Чему обучился карапуз к 6-месячному возрасту, какими навыками радует родителей ежедневно и как взрослые могут стимулировать развитие малютки в этом возрасте?

  • Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками. Также развитие мышц важно для начала ползания.
  • Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
  • Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
  • У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.

За шестой месяц жизни карапуз набирает примерно 650 грамм, а рост младенца становится больше еще на 2 сантиметра. К этому возрасту вес крохи становится вдвое больше показателя, который определили сразу после рождения младенца. Грудная клетка за шестой месяц увеличивается на 1-1,5 сантиметра, а окружность головы – на 0,5-1 сантиметр.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, однако для понимания, нормально ли растет малыш, были определены границы нормы, а также средние показатели физического развития деток определенного возраста. Зная о них, родители могут выявить, нет ли проблем с ростом малыша и не нужна ли ребенку дополнительная консультация педиатра. Основные показатели для 6-месячных детей мы представили в таблице:

Показатель

Среднее значение в 6 месяцев

Мальчики в 6-7 месяцев

Девочки в 6-7 месяцев

Окружность грудной клетки

Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.

Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.

Не менее важные навыки 6-месячного малыша:

Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».

Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу — все эти навыки могут появиться чуть позже.

Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:

  • Перевороты с живота и на спинку и обратно.
  • Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
  • Умение сидеть с поддержкой.
  • Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
  • Гуление.
  • Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
  • Изучение разных предметов с помощью рта.

О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

  • Дайте возможность младенцу проводить достаточно много времени на полу. Разложите вокруг крохи различные игрушки, чтобы младенец захотел к ним подползти.
  • Когда ребенок сидит на полу, сядьте напротив и покатайте мячик от вас к малютке и обратно.
  • Для развития координации папа может покатать ребенка у себя на плечах, а мама – усадить младенца на свою ногу и покачать медленно, а затем быстро.
  • Для хранения игрушек малыша приобретите небольшие коробки. Кроха увлеченно будет копаться в них, перебирая игрушки.
  • Ежедневно массируйте пальчики крохи по 2-3 минуты. Разминайте каждый пальчик по очереди, а также легко потягивайте его.
  • Давайте ребенку играть с формочками или коробочками разных размеров. Крохе понравятся также игрушки, в которых фигурки могут перемещаться по спирали, пищалки, матрешки.
  • Держащему в руках две игрушки ребенку предложите третью. Сперва кроха захочет ухватить ее, не отпуская имеющиеся игрушки, но потом поймет, что одну из игрушек придется положить.
  • Изготовьте для младенца несколько мешочков, в которых будут разные наполнители – пуговицы, фасоль, пшено, гладкие камушки и другие.
  • Для лучшего развития речи малыша постоянно общайтесь с крохой, когда он издает звуки. Отвечайте малышу, повторяя его лепет, а также озвучивайте все свои действия. При этом говорите о себе «мама», чтобы малыш начал соотносить это слово с вами («сейчас мама даст тебе колокольчик»). Точно также же приучите кроху к связи слова «папа» с отцом.
  • Показывайте младенцу книжки с яркими картинками. При этом рассказывайте о том, что в них нарисовано. Отлично, если в таких книжках будут короткие стишки с повторяемыми фразами.
  • Гуляя с крохой в парке, показывайте малышу листочки, деревья, траву. Если отправитесь с 6-месячным младенцем в магазин, не упустите возможности показать крохе фрукты, овощи, посуду и многие другие предметы, озвучивая их названия.
  • Привяжите к коляске крохи воздушный шар и наблюдайте, как малыш будет дергать за веревочку.
  • По-прежнему интересны младенцу и такие игры, как «ку-ку», «ладушки» и «сорока-ворона».
  • Разнообразьте купание младенца использованием разных игрушек. Пусть рядом с купающимся младенцем плавают кораблики, пластиковая посуда, резиновые игрушки.
  • Приглашайте в гости семьи с детьми, чтобы кроха учился общению с другим ребенком.

Поиграйте с ребенком в игры, показанные в телепередаче «Мамина школа» канала «ТСВ».

Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:

  • Гигиенические процедуры – подмывание, умывание, стрижка ногтей, расчесывание, очистка ушей и носика. К ним добавляют чистку зубов, даже если первый зуб еще не появился. Очищать ротовую полость крохи советуют специальной резиновой щеточкой.
  • Закаляющие процедуры. В 6-месячном возрасте это воздушные и солнечные ванны, ходьба по мокрому полотенцу, обтирания.
  • Купание. Ванна не только поможет малышу расслабиться перед ночным сном, но и принесет массу положительных эмоций.
  • Массаж и гимнастика. Поглаживания, растирания, пассивные и активные упражнения помогают телу карапуза становиться более крепким.

Не забывайте о безопасности ребенка шести месяцев. Малыш может перевернуться в любой момент, поэтому оставлять его на возвышении без присмотра недопустимо. Начавший ползать ребенок способен добраться до моющих средств, розеток и других опасных вещей.

Ознакомиться с техникой общеукрепляющего массажа вы можете, посмотрев видео Николая Никонова — ведущего врача и массажиста России.

Наличие режима дня очень важно для развития нервной системы ребенка. Крохе в возрасте шести месяцев требуется около 15-16 часов сна в сутки. Примерно 9-10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на 3 дневных сна, длительность которых составляет до 1,5-2 часов. Старайтесь укладывать кроху в одинаковое время каждый день, а будить утром 6-месячного ребенка не стоит.

Прогулки в 6-месячном возрасте по-прежнему проводятся дважды в день с учетом погодных условий. Длительные гуляния возможны в хорошую погоду, а если на улице сильный ветер, ливень либо температура воздуха опустилась ниже -10, от прогулки стоит воздержаться. Во время прогулок малыш теперь уже не только спит, но и с интересом изучает окружающий мир.

Грудное вскармливание в шестимесячном возрасте немного изменяется. Сосание в ночное время смещается на последние часы перед пробуждением. При этом в первую половину дня кроха прикладывается к груди реже, а в послеобеденное время прикладывания становятся более частыми.

Ребенку шести месяцев, ранее получавшему только материнское молоко, начинают вводить прикорм, выбирая для него овощи в виде пюре или кашку. Следующим видом прикорма для 6-месячного крохи будут фрукты. Новое блюдо предлагают маленькими порциями в первой половине дня, наблюдая за состоянием и реакцией организма младенца.

Дети на искусственном вскармливании едят 5 раз в сутки. Общий объем пищи для малыша 6 месяцев рассчитывают, разделив вес ребенка на 8. В среднем ребенок этого возраста съедает 1000-1100 мл пищи в день. Этот объем делят на число кормлений, поэтому примерная порция еды для одного приема пищи шестимесячного малыша будет составлять 200-220 мл. Меню прикорма для деток-искусственников включает овощи, каши, фрукты, сливочное и растительное масло.

Дни с шестимесячными малышами проходят интересно и занимательно. И хотя режим у каждого из полугодовалых карапузов индивидуален и зависит от биологических ритмов младенца, мы предлагаем примерный вариант режима дня для 6-месячного ребенка:

Просыпание и первое кормление (ребенок получает грудное молоко либо смесь), гигиенические процедуры.

Укладывание на первый дневной сон.

Просыпание и второе кормление (деткам на грудном вскармливании дают кашу, а малышам-искусственникам добавляют в нее масло), период бодрствования.

Прогулка, во время которой у ребенка обычно бывает второй дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, третье кормление (младенец на грудном вскармливании получает овощное пюре, а малыш-искусственник — пюре с растительным маслом).

Период бодрствования и развивающие игры.

Прогулка, во время которой обычно бывает третий дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, четвертое кормление (оно включает фруктовое пюре и грудное молочко либо смесь).

Купание, пятое кормление (грудное молоко или смесь), укладывание на ночной сон.

Малыши на грудном вскармливании прикладываются к груди несколько раз, детки-искусственники обычно для кормлений уже не просыпаются.

Не забывайте, что малышу в первую очередь необходима любовь и поддержка родителей.

  1. Дискомфорт от прорезающихся зубов. У малышей набухают и чешутся десны, что мешает крохе и делает поведение младенца капризным. У некоторых карапузов появление зубов сопровождается повышением температуры, жидким стулом и другими отрицательными симптомами.
  2. Частые просыпания ночью. Более крепкому ночному сну будет способствовать купание перед укладыванием на ночь и кормление после него. Также проследите, чтобы между третьим дневным сном и засыпанием на ночь прошло минимум 4 часа.
  3. Травмы. Полугодовалый малыш очень активен, поэтому родителям важно предотвратить любые риски получения травм, которых в этом возрасте хватает. Кроха может перевернуться на кровати и упасть с нее, не удержаться за мебель, когда встал, ползти и уткнуться в острый край мебели или ручки комода. Также важно не забывать о риске прищемить пальцы, открывая ящики шкафов, попробовать на вкус моющие средства, залезть в мусорное ведро, подавиться мелкими деталями игрушки.

Проведите с малышом занятия по методике «Маленький Леонардо», показанные в видео Тепляковой Ольги — эксперта по интеллектуальному развитию.

Источник:
Развитие ребенка в 6 месяцев
Развитие ребенка в 6 месяцев должно соответствовать нормам. Что должен уметь малыш в 6 месяцев, какой у него должен быть рост и вес? В какие игры лучше поиграть с малышом и как за ним ухаживать?
http://www.o-krohe.ru/razvitie-rebenka/6-mesyacev/

Что должен уметь ребенок по месяцам

Каждый рожденный на свет ребенок уникален и темпы развития детей могут отличаться. Одни малыши в пять месяцев еще только начинают переворачиваться, а другие уже умудряются встать впервые на ножки. И все же есть ряд показателей в развитии детей первого года жизни, по которым можно понять, все ли в порядке у крохи со здоровьем и психоэмоциональным развитием.

Если ребенок чего-то не умеет к определенному возрасту из так называемых контрольных показателей, то есть повод для консультации с врачом-педиатром. В описании того, что должен уметь ребенок по месяцам, этот самый контрольный показатель выделен отдельно. Все остальные достижения у малыша могут появиться чуть раньше или позже – это зависит от индивидуальных темпов развития каждого конкретного ребенка.

В свои первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру, привыкает к новому существованию вне материнского лона. Дозревают многие системы организма: несовершенна еще система терморегуляции, идет привыкание к иному способу питания. Поэтому новорожденный ребенок еще очень уязвим и у него много сил уходит на адаптацию к внешнему миру. И тем не менее уже к концу первого месяца у младенцев есть два серьезных достижения в развитии: они начинают улыбкой реагировать на близких взрослых и пытаются удерживать головку во время пребывания в вертикальном положении.

Месячный младенец умеет сосредотачивать взгляд на яркой игрушке или лице взрослого, поворачивает головку в сторону источника звука. У него появляется мимика и первые попытки гулить.

Развитие младенца первого месяца жизни зависит от того, есть ли рядом мама и как она себя ведет. Маме нужно постоянно разговаривать с крохой, когда он бодрствует. Очень полезно поглаживать малютку и делать легкий массаж пальчиков ручек и ножек – это хорошая стимуляция нервных окончаний, прикосновения мамы успокаивают, дают возможность младенцу почувствовать свое тело и ощутить покой и безопасность.

Во время второго месяца жизни нервная система малыша продолжает совершенствоваться. Постепенно уходит тонус кистей рук и пальчиков, ребенок начинает потягиваться, кисти становятся расслабленными, пальчики распрямляются. К концу второго месяца ребенок может удерживать головку лежа на животе примерно 15 секунд. Некоторые дети не только головку приподнимают, но и грудь. А есть и такие, которые к концу второго месяца уже умеют самостоятельно поворачиваться на бочок. Поэтому двухмесячного ребенка ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра в таких опасных местах, откуда он может упасть, например, на пеленальном столике.

Малыш начинает с интересом следить за движущимися предметами, пытается дотянуться до них ручкой. Двухмесячному младенцу становится не интересно лежать без дела, поэтому уже в этом возрасте малыш может хныкать не только от того, что голоден, замерз или мокрый, но и от скуки. Самая подходящий подарок для двухмесячного крохи – это мобиль или развивающая дуга с яркими игрушками, издающими звуки при прикосновении.

Примерно в 2-2,5 месяца у ребенка появляется так называемый «комплекс оживления»: он начинает активно гулить, двигать ручками и ножками, узнавать близких людей и улыбаться им.

Контрольный показатель: ребенок в два месяца должен прислушиваться к звуку погремушки и следить за ней глазами.

На третьем месяце жизни психоэмоциональное развитие ребенка идет ускоренными темпами, буквально каждый день ознаменован новыми достижениями. Уже ярко проявляется комплекс оживления: когда близкие люди подходят к крохе, улыбаются ему и заговаривают с ним, то в ответ малыш радуется всем своим существом – он улыбается, активно машет ручками и ножками, гулит.

Трехмесячный малыш уже уверенно держит голову в вертикальном положении, хорошо упирается стопами в твердую поверхность, когда его ставят на нее, удерживая по мышки. Малыш начинает захватывать игрушки, изучает собственное тело, может подолгу рассматривать свои ручки, изловчившись и захватив одной ручкой другую. Лежа на животике ребенок может удерживать головку примерно 2-2,5 минуты, а некоторые особо подвижные детки в три месяца уже начинают переворачиваться со спины на живот.

Контрольные показатели для трех месяцев: ребенок в этом возрасте должен уметь удерживать головку хотя бы полминуты, находясь в вертикальном положении, а также поднимать и удерживать головку лежа на животике не менее 0,5 минуты. Улыбаться в ответ на улыбку и обращенные к нему слова близкого взрослого.

К четырем месяцам малыш не просто удерживает голову, лежа на животике, но и свободно поворачивает ее. При этом ребенок принимает характерную позу: животик плотно прижат к поверхности, на которой лежит кроха, бедра широко разведены, а ступни находятся в воздухе. Если же малыш лежит на спине, то он с удовольствием поднимает ручки и ножки вверх, захватывает ступни ручками и пытается тянуть их в рот. Четырехмесячные дети очень любят, когда их ставят вертикально, удерживая под мышки, при этом крохи с удовольствием «пританцовывают».

В четыре месяца малыш уже не просто умеет улыбаться – он может громко засмеяться от радости, а вот ответной реакцией на сердитый голос уже может стать плач. А еще малыш начинает реагировать на изменение облика близкого человека: маму в новом ярком платье ребенок будет удивленно рассматривать, а за крупные украшения или аксессуары попытается зацепиться.

Четырехмесячные детки с удовольствием ощупывают и рассматривают предметы, и, конечно же, тянут их в рот. Вложенную в ручку игрушку малыш уже держит и довольно крепко, некоторые дети даже могут дотягиваться и сами захватывать игрушки.

На бочок на четвертом месяце пытаются повернуться все здоровые малыши. А еще четырехмесячные крохи очень любят играть со звуками и слогами. Они на разные лады «поют» гласные и произносят к четырем месяцам свои первые слоги.

Контрольные показатели: четырехмесячный малыш обязательно должет тянуться ручками к игрушке и пытаться ее захватить.

Пятимесячный ребенок уже отличает чужих от родных и близких. По отношению к незнакомым людям малыш испытывает смешанные чувства: страх и интерес одновременно. Вот почему ребенок может с интересом наблюдать за посторонними на расстоянии, но реагирует плачем при попытке незнакомого человека взять его на руки. Как чужие воспринимаются все, кого ребенок видит реже нескольких раз в неделю.

К пяти месяцам малыш уже умеет сам выбирать объект для наблюдения и способен сосредотачивать на нем внимание в течение 10-15 минут. А еще в этом возрасте ребенок уже способен захватывать и удерживать игрушку в кулачок, противопоставив большой пальчик при захвате остальным четырем.

Пятимесячный кроха уже хорошо различает разные интонации человеческой речи и хорошо знает голоса близких ему людей. Сам малыш подолгу и с удовольствием «поет» разные гласные и сочетания слогов.

К пяти месяцам ребенок уже достаточно окреп для освоения новых двигательных навыков. Малыш активно переворачивается, а лежа на животике – приподнимается, опираясь на кисти рук и активно поворачивает голову в сторону заинтересовавшего его объекта. Появляются попытки встать. Именно в пять месяцев целесообразно познакомить кроху с манежем: для развития кругозора с одной стороны, и в целях безопасности – с другой.

Одно из важнейших достижений пяти месяцев – это появление у ребенка способности употреблять густую пищу. Именно в пять месяцев можно начинать вводить в качестве прикорма кашу. Если первый опыт позитивный, то у малыша появляется интерес к новой пище и желание ее попробовать.

Контрольный показатель: в пять месяцев ребенок должен научиться переворачиваться со спинки на живот.

В шесть месяцев ребенок сам берет игрушки, рассматривает их, стучит ими, перекладывает из ручки в ручку, может держать по одной игрушке в каждой руке одновременно. Малыш радуется, если ему удалось дотянуться до того или иного желанного предмета и сердится, если у него это не получается или если взрослый отнимает у него предмет из соображений безопасности.

Шестимесячный малыш уже пытается ползать: иногда у него получается двигаться задом наперед, иногда – «по-пластунски». Полугодовалые малыши любят вставать на четвереньки и раскачиваться в такой позе взад-вперед – это упражнение является подготовкой к полноценному ползанию. Некоторые дети именно из такой позы потом садятся.

В шесть месяцев ребенок уже понимает обращенную к нему речь, знает свое имя и оборачивается к позвавшему его по имени взрослому. Гуление переходит в лепет, малыш способен повторять за взрослым простые открытые слоги. Ребенок эмоционально реагирует на музыку, некоторые дети могут даже пытаться «петь» во время звучания музыкального произведения.

Полугодовалый малыш уже четко различает своих и чужих. Он распознает голоса близких людей, даже находясь в соседней комнате. Отношение к чужим становится еще более настороженным, чем прежде. Ребенок долго присматривается к незнакомому человеку, прежде чем пойти на контакт с ним. На контакт идет очень избирательно.

Многие полугодовалые малыши умеют пить из кружки и пытаются пользоваться ложкой. Попытки, как правило, неудачные, но это не главное. Главное, что в шесть месяцев ребенок уже понимает, зачем нужна ложка и что ей надо делать.

Контрольный показатель: полугодовалый малыш умеет проситься на руки к маме.

Семь месяцев – это время активного ползания и первых шажков вдоль опоры в кроватке. Самое главное, что могут сделать родители для развития своего малыша в это время – это обезопасить квартиру и выпустить карапуза ползать на пол.

В семь месяцев ребенок активно интересуется игрушками и любыми предметами, которые он находит, путешествуя по дому. Особый интерес вызывают коробочки, тряпочки, газеты и журналы, которые кроха с удовольствие будет рвать.

Малыш хорошо понимает речь взрослого, поворачивается к предмету, который ему называют. Хорошо знает свое имя, реагирует на то, с какой интонацией к нему обращаются взрослые. Ребенок сам активно лепечет, в лепете можно различить простейшие слова. В этом возрасте с ребенком нужно как можно больше разговаривать и начинать читать ему первые в его жизни книжки. Книжки должны быть небольшие по формату, изготовлены из плотного картона, с яркими и крупными иллюстрациями. Для чтения семимесячным детям лучше всего подходят потешки. С книжкой ребенок активно знакомится: сам с удовольствием листает ее, рассматривает картинки, ну, и на зуб попробует непременно.

Семь месяцев – это время активного прорезывания зубов, не для всех малышей этот процесс проходит легко и безболезненно, поэтому покупка прорезывателя будет как нельзя кстати. А еще в этом возрасте ребенок может уже заявить о своих гастрономических предпочтениях. Здесь важно следовать правилу – если малышу не понравилось какое-то новое кушанье из вновь вводимого прикорма, настаивать не следует, лучше предложить то же самое спустя пару недель.

Контрольный показатель для семи месяцев: ребенок уверенно держит игрушку и стучит ей по какой-либо поверхности.

В восемь месяцев малыш уже активно и очень уверенно ползает, самостоятельно сидит. Кроха сам встает у опоры и ходит вдоль нее. Малыш активно манипулирует предметами, его любимая игра – складывание предметов в коробку. Еще восьмимесячные дети обожают выбрасывать игрушки из манежа или кроватки и играть в прятки. Это связано с величайшим для этого возраста открытием – если предмета не видно, это не значит, что его не существует.

Малыш в восемь месяцев уже активно лепечет, способен выполнить простейшие просьбы взрослого, например: «Дай ручку» или «Подними ножку». Дети уже могут играть в игры, сопровождающиеся выполнением простейших действий («Ладушки», «Сорока-ворона»).

У многих малышей в этом возрасте появляются так называемые «страхи восьмого месяца»: страх расставания с мамой – гарантией безопасности и стабильности, и страх чужих. У одних детей эти страхи проявляются меньше, у других они выражены более сильно. Некоторые малыши категорически отказываются вообще идти на контакт с незнакомым человеком. Со временем интенсивность этих страхов будет снижаться.

В восемь месяцев ребенок уже может есть измельченную пищу и с интересом воспринимает знакомство с горшком. Восьмимесячный малыш не в состоянии еще научиться проситься на горшок, но вот познакомить его с горшком в этом возрасте стоит. В этом возрасте ребенок уже в состоянии понять, для чего нужно это приспособление.

Контрольный показатель: восьмимесячный ребенок при поддержке за ручки может простоять несколько секунд.

В девять месяцев малыш не просто активно ползает, стоит у опоры и ходит вдоль нее, у него просыпается страсть к акробатическим упражнениям: ребенок пытается забраться на кресло, скамейку или стул. Особо подвижные дети в девять месяцев уже могут вставать без опоры. Любимое упражнение девятимесячного карапуза – это попрыгать или поприседать, держась за мамины руки.

Ребенок уже хорошо понимает речь взрослого, способен показать пальчиком на знакомые предметы. У игрушки и на себе самом показывает части тела, которые называет взрослый. Уверенно листает страницы картонной книжки, может захватить и перевернуть даже несколько журнальных страниц. С удовольствием рвет и мнет бумагу – это занятие девятимесячные малыши просто обожают. Не стоит им в этом препятствовать – так развивается сила в детских пальчиках и мелкая моторика.

Девятимесячный ребенок в доме – это просто стихийное бедствие. Все, что может быть открыто – будет открыто, все, что можно вытащить – будет вытащено. Малыш норовит стащить скатерть со стола, засунуть пальчики в розетку и запихать в рот найденные на полу мелкие предметы. Для того, чтобы не случилось беды, нужно убрать из зоны доступа ребенка все, что может быть опасно, розетки закрыть специальными заглушками, на острые углы надеть силиконовые накладки.

В девять месяцев малыш делает активные попытки есть самостоятельно ложкой, может начать пытаться проситься на горшок.

Контрольный показатель: ребенок умеет ползать вперед.

Десятимесячный малыш уже вполне самостоятелен – он может ползать, вставать, садиться, ходить вдоль опоры. Дети в этом возрасте способны буквально замучить маму требованием без конца ходить с ними по дому за ручки.

В десять месяцев малыш уже умеет катать машинку, качать неваляшку, толкать мячик, вставлять один предмет в другой. Предпочтение в игре ребенок отдает более мелким предметам – тем, что легко помещаются у него в ладошке. Малыш уже может достать один предмет при помощи другого, бурно радуется играм-забавам.

В десять месяцев ребенок любит поиграть звуками и слогами. Он произносит их на разные лады, а из речи взрослых может выделить забавные для себя звукосочетания и начать со смехом повторять их.

В этом возрасте малыш продолжает активно осваивать навыки еды, у многих даже получается время от времени благополучно донести ложку с пищей до рта. Малыш уже может есть мелко порезанную пищу, хорошо пьет сам из кружки или из трубочки.

Самый главный шаг в развитии десятимесячного малыша – это появление интереса к другим детям. Ребенок стремиться подражать в своих действиях другому крохе, с интересом наблюдает за его игрой. При помощи и поддержке взрослого малыш будет даже способен некоторое время поиграть в компании с другими детьми.

Контрольные показатели для десяти месяцев: ребенок умеет сбрасывать игрушки со стола, махать ручкой в знак прощания и повторять движения, которые показывает ему взрослый.

Одиннадцатый месяц жизни малыша часто ознаменовывается первым самостоятельным шагом и первым словом. Ребенок уже уверенно ходит вдоль опоры или держась за руки взрослого, самостоятельно забирается на некоторые предметы мебели в доме, может забраться на несколько ступенек лестницы и висеть на турнике более чем полминуты.

В одиннадциать месяцев ребенок способен выполнять просьбы и указания взрослых: дай, положи, принеси, возьми, сядь. Малыш произносит коротенькие слова и слова, подражающие голосам птиц и животных. Ребенок по просьбе взрослых машет ручкой в знак прощания, кивает головой в знак согласия и умеет отрицательно качать головой.

Малыш становится очень настойчивым – он способен многократно повторять одно и то же действие, совершенствуя его. Пытается, и небезуспешно, самостоятельно есть ложкой, пьет сам из кружки, использует по назначению расческу.

Если малышу показать, как строить башню из кубиков, он сможет повторить это действие за взрослым. Может собрать пирамидку из колец, правда, сделать это правильно, учитывая величину каждого кольца, малышу пока не удается. В одиннадцать месяцев появляются зачатки сюжетной игры: кроха может покормить игрушку, положить ее спать, посадить игрушку в машинку и покатать ее.

Контрольные показатели: в одиннадцать месяцев ребенок должен уметь стоять и ходить, придерживаясь за опору, знать свое имя и откликаться на него.

Годовалый малыш уже умеет самостоятельно вставать на ножки и ходить без посторонней помощи. А с помощью взрослого кроха даже пытается бегать – держась за руку, он бегает уже вполне уверенно.

Годовалый ребенок может без посторонней помощи пить из чашки, вполне успешно самостоятельно ест ложкой, умеет перекладывать ложку из одной руки в другую. В этом возрасте малыш активно интересуется едой в тарелках у взрослых и пытается ее попробовать.

Годовалые дети хорошо понимают, что требуют от них взрослые, они сознательно пытаются получить похвалу и радуются ей. Дети к этому возрасту уже произносят несколько слов, некоторые слова у них получается произнести вполне отчетливо, некоторые они еще сильно коверкают.

Ребенок в год умеет проситься на горшок. У каждого малыша для этого существуют свои «позывные». Однако, заигравшись или заинтересовавшись чем-либо, дети часто сообщают о своих потребностях в последний момент, так что мокрых штанишек в год полностью еще не избежать.

Годовалый малыш уже хорошо понимает слово «нельзя» и знает, какие для него существуют ограничения. Более того, уже в этом возрасте ребенок начинает проверять границы дозволенного и может начать проявлять упрямство.

Контрольные показатели для годовалого ребенка: в год не все дети умеют ходить самостоятельно, но все здоровые годовалые малыши должны уметь шагать, держась за руки взрослого. И еще один показатель – в год ребенок должен уметь подавать взрослому по его просьбе названные им игрушки.

Источник:
Что должен уметь ребенок по месяцам
В описании того, что должен уметь ребенок по месяцам, этот самый контрольный показатель выделен отдельно. Все остальные достижения у малыша могут появиться чуть раньше или позже…
http://bebiklad.ru/zdorove/chto-dolzhen-umet-rebenok-po-mesyatsam

COMMENTS