Как изучить человека

3272 Влияние самооценки на стрессоустойчивость личности

#3272 Влияние самооценки на стрессоустойчивость личности

1.2 Исследовательские парадигмы профессионального стресса………………..15

1.3 Стрессоустойчивость как основной показатель адекватной самооценки личности…………………………………………………………………………….25

1.4 Стратегии совладания со стрессовыми ситуациями…………………………33

2.2 Первичная обработка результатов исследования…………………………….42

2.3 Обработка результатов исследования методом математико-статистической обработки психодиагностических данных (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена)………………………………………………………………………. 50

2.4 Рекомендации по формированию стрессоустойчивости личности на предприятии………………………………………………………………………. 53

Список использованной литературы……………………………………………. 62

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук.

Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

Интенсивное изучение различных форм стресса и его негативного влияния на жизнедеятельность и здоровье человека является одним из доминирующих направлений прикладных психологических исследований на протяжении последних трех десятилетий. Об этом свидетельствует неуклонный рост числа публикаций по данной тематике, создание новых научно-прикладных программ и крупных международных центров по исследованию стресса, появление психологических услуг большого количества технологий стресс-менеджмента.

Такое внимание к разработке психологической проблематики стресса объясняется ее непосредственной связью с актуальными запросами современной социальной практики.

Статистика роста заболеваний «стрессовой этиологии», нарушений трудоспособности активной части населения вследствие невозможности адаптации к новым условиям труда и повышению интенсивности информационных нагрузок, различные формы «личностного неблагополучия» (феномены психического истощения, профессионально-личностные деформации) – вот краткий перечень проблем, которые отчетливо воспринимаются обществом как серьезная угроза психическому здоровью современного человека.

Сфера изучения профессионального стресса наиболее востребована практикой, поскольку непосредственно связана с успешностью реализации центральной формы человеческой активности – трудовой деятельности, а также сохранности трудоспособности и психического здоровья квалифицированной части населения.

Несмотря на простоту используемой терминологии («рабочий стресс», «трудовой стресс», «управленческий стресс»), понятие профессиональный стресс наиболее часто употребляется как «родовое» для характеристики комплекса явлений, связанных с повышенными требованиями к адаптационным ресурсам человека и их деструктивными последствиями под воздействием факторов, присущих как конкретной трудовой ситуации, так и профессиональной жизни человека в целом.

Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние три-четыре десятилетия. Этому способствовал ряд обстоятельств.

Во-первых, распространение концепций биологического стресса Г. Селье и появление фундаментальных и обзорных работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека А. В. Вальдмана, К. Изарда, Л. А. Китава-Смыка, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищук, В. И. Медведева.

Во-вторых, непрерывно возрастающее внимание к изучению «человеческого фактора», особенностей психических процессов, свойств и состояний личности специалистов ответственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач, условий и организации трудового процесса и относительным увеличением роли психологических причин в снижении эффективности и безопасности труда, сокращении профессионального долголетия и возникновения психосоматических заболеваний.

В-третьих, существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у значительных категорий людей под влиянием природных бедствий (землетрясений, наводнений и т. п.), техногенных катастроф (взрывов, аварий на транспорте, промышленных объектах), региональных и межнациональных конфликтов, локальных войн и террористических актов, связанных с гибелью людей, массовым физическим и психическим травматизмом. Перечисленные факторы приводят к нарушениям психического состояния не только в результате их непосредственного воздействия на человека, но и при ожидании возможного воздействия или в период последействия.

По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванным острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества.

Таким образом, анализ исследований по психологическому стрессу свидетельствует о том, что основное внимание в них уделялось организационным факторам и внешним условиям деятельности как стрессовым воздействиям, в меньшей степени – влиянию личностных особенностей на стрессорную реакцию и явно недостаточно обращалось внимания процессу стресса, то есть фактическим стрессовым взаимодействиям, которые происходят между индивидом и условиями среды. Это взаимодействие следует рассматривать как влияние динамических компонентов рабочего процесса (информационных, энергетических, временных), когнитивных оценок воздействий стресс-факторов и личностных регуляторов формирования стресса и его преодоления.

Объект исследования: менеджеры по продажам.

Предмет исследования: самооценка и стрессоустойчивость личности.

Цель: изучить влияние самооценки на стрессоустойчивость личности в трудовой деятельности.

Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач:

1. Определить содержание понятия «профессиональный стресс».

2. Определить основные парадигмы профессионального стресса.

3. Проанализировать понятие синдрома выгорания с точки зрения профессионально-личностной деформации.

4. Изучить теоретические аспекты феномена стрессоустойчивости личности.

5. Описать основные стратегии совладания со стрессом.

6. Провести диагностическое исследование по определению локуса контроля сотрудников.

7. Провести диагностическое исследование по определению уровня стрессоустойчивости.

8. Провести диагностическое исследование по определению копинг-поведения в стрессовой ситуации.

9. Провести математико-статистическую обработку результатов исследования.

10. Разработать рекомендации по формированию стрессоустойчивости личности на предприятии.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между самооценкой и стрессоустойчивостью личности.

Научная новизна проблемы: по проблеме стресса и стрессоустойчивости существует много разноплановой литературы как отечественных, так и зарубежных авторов — Судаков К. В., Селье Г., Кижаев-Смык Л.А., Рушман Э.М., Дж. Гринберг, однако феномен стресса до конца не изучен и исследования по этой проблеме ведутся до сих пор.

Источниковая база исследования: концепция биологического стресса Г. Селье, обзорные работы по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека А. В. Вальдмана, К. Изарда, Л. А. Китава-Смыка, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищук, В. И. Медведева.

Методология и методы научного исследования:

— анализ библиографических источников;

1) Методика определения локуса контроля Д. Роттера (Пантелеев и Столин).

2) Диагностика стрессоустойчивости личности Фетискина Н.П.

3) Адаптированный вариант Т. А, Крюковой «Копинг-по в стрессовой ситуации» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер).

4) Шкала самооценки Дембо-Рубинштейна.

Теоретическую значимость исследования мы видим в возможности использования полученных нами результатов для дальнейшего развития теории формирования стрессоустойчивости личности в трудовой деятельности.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты позволяют определить основные направления деятельности с сотрудниками организации по оптимизации процесса профилактики профессионального стресса.

1.Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М: Наука, 1976. — 270 с.

2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. С. 3 – 19.

3. Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. №2. С.3-16.

4. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. Т. 17 №4. С.64-74.

5. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.

6. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М.: «Филин», 1996. — С. 132-147.

7. Вальдман А. В., Козловская М. М., Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. М.: Медицина, 1979. — 360 С.

8. Волкова Н. В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. №2 С. 119-124.

9. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. №3. С. 20-25.

10. Дикая Л. Г. Деятельность и функциональное состояние: активационный компонент деятельности // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. С. 93-111.

11. В. Зигерт, Л. Ланг. Руководить без конфликтов. — М., 1990 — 230с.

12. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980 — 440 с.

13. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983 — 368 с.

14. Кокс Т. Маккей К. Трансактный подход к изучению производственного стресса // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Под ред. А. Б. Леоновой, О. Н. Чернышевой. М., 1995. С.205-224.

15. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.

16. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вест. Моск. Ун-та, серия 14. Психология. 2000, №3. С.4-21.

17. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984 — 444 с.

18. Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал, 2004, том 25, № 2, С. 75-85.

19. Марищук В. Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса. — М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 72-87.

20. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. — Л.: Наука, 1982 — 104 с.

21. Мердюк В. Менеджмент стресса на рабочем месте // Кадры предприятия. 2004. №5.

22. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. №5. С. 20 – 30.

23. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.

24. Немчин Т. А. Адаптация человека к экстремальным условиям и нервно-психическое напряжение. Л.: Вестник ЛГУ, 1977. №11. С. 11-18.

25. Прайс Р. Ситуации риска // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001. С. 354-363.

26. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ. 2005. 352 с.

27. Русалова М. Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека. М.: Наука, 1979. 170 с.

28. Самоукина Н. В. Карьера без стресса. — СПб: Питер, 2003. — 256 с.

29. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 124 с.

30. Филина С. О «Синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. – 2003. №36.

31. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001. С. 58-91.

Источник:
3272 Влияние самооценки на стрессоустойчивость личности
#3272 Влияние самооценки на стрессоустойчивость личности 1.2 Исследовательские парадигмы профессионального стресса………………..15 1.3 Стрессоустойчивость как основной показатель адекватной
http://www.botan-ik.ru/baza-gotovyih-rabot-work?work=3272

Как изучить Интернет — играя?

Интернетом могут пользоваться не только продвинутые пользователи, но и те, кто еще не разобрался, что к чему, или оттягивает этот момент, используя всего один-два маленьких окошка из миллиардов страниц. Надо бы им помочь, тем более, что вопрос о компьютерной безграмотности сегодня стоит остро. Если среди вашего окружения есть люди, которые хотели бы узнать, как изучить Интернет, но не знают с чего начать, покажите им увлекательную игру «Изучи Интернет-управляй им» (igra-internet.ru). А так, как своим друзьям мы рекомендуем только то, что понравилось нам самим, то у вас есть шанс сначала протестировать демо-версию игры.

Как изучить Интернет играя? Неужели возможно в увлекательной форме изучить управление интернетом, и хоть немного добавить чайнику «продвинутости»? Не буду уверять вас, что после прохождения всех уровней в этой игре вы станете опытным пользователем, но вот то, что в игре вы поймете, что такое интернет, и как он устроен, — гарантирую!

Информация дается в различных формах в виде маленьких уроков. Сначала информация, потом — задание. Прослушал, о чем говорили, значит задание не выполнил, придется переделывать. Я сначала не сориентировалась на местности: привычка быстро просмотреть, и перескочить на другую порцию информации, сыграла плохую шутку… Пришлось остановить свой «бег», и внимательно послушать, о чем говорят.

К слову сказать, для тех, кто очень хорошо чувствует себя на просторах Интернета, такая игра тоже придется по душе. Кому-то захочется проверить себя и свои знания, кто-то любит немного отвлечься и пройти несколько уровней игры, а кому-то будет просто интересно узнать, что это за игра, и как изучить интернет, играя?

Играть в игру можно двумя способами: 1 — регистрация, 2 — демо. Рекомендую зарегистрироваться, это не сложно, но зато приобретаете больше прав:

Источник:
Как изучить Интернет — играя?
Интернет является частью жизни современного человека, а вот о том, как изучить Интернет, знают не все. Изучи Интернет, играя в онлайн-игру социальный проект
http://kopilkasovetov.com/internet-uroki-soveti/kak-izuchit-internet-igraya

КАК ПОЗНАТЬ СЕБЯ, СВОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ?

Это критический вопрос для каждого человека.

Если вы не знаете самого себя, не знаете свои таланты, способности, ценности, сильные и слабые стороны, как вы можете быть счастливы? Или вы надеетесь на удачу, а вдруг повезет?

Знаете ли вы, что если вы применяете себя в области, которая вам нравится, в которой лежат ваши таланты, ваши способности и сильные стороны, вы обречены быть успешным и счастливым человеком? Развитие способностей происходит каждый день, а если же вы делаете это с удовольствием, то эффективность этого во много раз увеличивается.

Знаете ли вы, что если вы применяете себя в области, которая вам НЕ нравится, в которой лежат ваши слабые стороны, отсутствуют таланты и способности, вы обречены быть посредственностью всю жизнь? Развитие способностей – очень важная деталь на пути к достижению успеха, если человек без удовольствия выполняет свою ежедневную деятельность, эффективность от развития будет минимальной.

Сейчас я приведу несколько пунктов, что дает вам знание самого себя, а потом детально распишу эти пункты.

Давайте посмотрим, что даст вам знание и понимание самого себя для развития способностей и счастливой жизни:

  1. Точность в прогнозировании результатов
  2. Эффективность выполнения работы
  3. Станете более счастливы
  4. Принесете намного большую пользу людям
  5. Повысится самооценка

Точность в прогнозировании результатов

Зная свои сильные и слабые стороны, вы сможете с легкостью предугадывать исход того или иного события. Например, вы знаете, что вы не дружите с математикой, а вам предлагают работу, где нужно выполнять сложные аналитические подсчеты, или вы думаете идти на работу бухгалтером. Ответ очевиден – нет, не идти, потому что эта работа или профессия использует ваши слабые стороны. Вы потерпите поражение.

Если вы знаете, что вы хорошо умеете строить отношения с другими людьми и умеете их убеждать, вы легко можете заниматься продажами и преуспеете в этом, ведь именно в этом состоят ваши сильные стороны.

Правило простое – избегайте работать в сфере ваших слабых сторон.

Работайте в сфере ваших сильных сторон.

Эффективность выполнения работы

Если вы знаете, что какая-то конкретная работа требует способностей, которых у вас нет, вы даже не будете за нее браться сами, потому что потеряете время, силы и энергию, в очередной раз разочаруетесь, и у вас понизится самооценка.

Ваше счастье сильно зависит от того, чем вы занимаетесь, от развития способностей. Если вы любите то, чем вы занимаетесь, вы это можете делать сутки напролет, задействуя тем самым свои сильные стороны и при этом вы будете чувствовать себя счастливым. Если же вы занимаетесь нелюбимым делом и вы должны постоянно себя заставлять, вы будете несчастны.

Принесете намного большую пользу людям

Ну и, конечно, делая то, что вы любите делать, погружаясь в работу с головой, вы принесете намного большую пользу людям, чем, выполняя нелюбимую работу и делая ее как-нибудь.

Когда вы концентрируетесь на своих сильных сторонах, вы чувствуете себя потрясающе. Вы чувствуете себя совершенным. Как только вы начинаете думать о том, что вы не можете, вспоминаете о своих слабых сторонах, вы в момент теряете свою силу.

Вы не поверите мне, если я скажу, что вы такой же гениальный человек, как Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс, Наполеон Хилл и другие суперуспешные личности. А я верю, что в вас есть такой же талант, как у этих людей, а может и больше.

Знаете, почему эти люди столь успешны?

Потому что они применили себя в той области, для которой они предназначены, полностью открыли себя и свои способности. Все их таланты, уникальные способности, сильные стороны лежат в этой области.

Как вы думаете, был бы Билл Гейтс успешным, если б он работал на стройке и строил дома?

Был бы Эйнштейн столь известным, если бы посвятил себя не физике, а изучению растений?

Был бы Наполеон Хилл столь успешным, если б он был политиком?

Нет, нет и еще раз нет.

Если б эти люди применили себя не там, где нужно, они были бы посредственными людьми и умерли бы в неизвестности.

Если вы этого не видите и не чувствуете сейчас, значит вы применяете себя не там, где нужно. Вы идете против своей природы, не раскрываете всю силу своих способностей. В своей работе вы используете свои слабые стороны и то, что вы делаете плохо. Не насилуйте свою душу. Вы никогда не измените свои ценности. Упорством и настойчивостью душу и сердце не изменишь! Если ваша душа и сердце лежит к музыке, а вы будете изучать программирование изо всех сил, единственное чего вы добьетесь, так это станете несчастными. Для чего это вам?

Это модно сейчас? Ну и что. Вы хотите быть модным или счастливым?

Не пробуйте изменить свою душу, не смотрите на других людей, что теперь модно. Ищите себя, исследуйте себя, проводите исследование над собой, изучайте себя!

Делайте записи, делайте заметки, замечайте, как вы думаете, как вы действуете, что приносит вам радость, а что расстраивает, когда вы становитесь энтузиастичны, а когда впадаете в депрессию.

Изучите самого себя!

Я последнее время начал серьезно изучать самого себя, и я поражаюсь, насколько гениальным я являюсь. Я никогда до этого о себе так не думал. Я никогда не знал, что мой мозг и мое сознание настолько мощные. Я никогда не думал, что я настолько совершенен.

То, что я сказал о себе, я сказал это не для того, чтоб похвалиться. Я сказал это потому, что вы такие же. Все мы являемся людьми, у нас одинаковое строение тела и мозга. Потому все, что я нахожу в себе, найдете и вы в себе. Просто сделайте это исследование. Вы будете поражены, насколько вы совершенны. Вы начнете любить себя и уважать. У вас возникнет чувство, что вы можете все. И это правда, потому что когда вы знаете себя и используете свои самые сильные стороны, идете по пути своего предназначения, вы – всесильны. Когда Вселенная видит, что человек идет по пути своего предназначения, она помогает ему. Все складывается самым лучшим образом. Заручившись поддержкой Вселенной, вы обречены на успех и на счастливую жизнь.

  1. Делайте все, что вы делаете сейчас
  2. Всегда с собой носите листок бумаги и ручку или любое другое устройство, чтоб в любую секунду можно было сделать заметку
  3. Внимательно следите за своими чувствами и реакциями
  4. Делайте записи, что вы чувствовали, почему вы это чувствовали
  5. Анализируйте свои записи
  6. Вносите изменения в свою деятельность. (Делайте меньше того, что у вас получается плохо и больше того, что у вас получается хорошо. Делайте меньше того, что не любите, а больше того, что любите).
  7. Сведите к минимуму время, которое вы уделяете делам, которые вы делаете плохо и не любите делать, и максимизируйте время на дела, которые вы любите делать и делаете хорошо, стимулируя развитие способностей.

Например, к вам поступает сразу 2 предложения на работу. Какое выбрать или остаться на своей теперешней работе? Вы чувствуете, что надо идти на работу 1, хотя не знаете, почему. Логика говорит, что надо идти на работу 2. А вы хотите остаться на теперешней работе. В результате вы делаете логический выбор, как обычно, и идете на работу 2. Выбор оказывается не из лучших. Вы жалеете о своем выборе.

Вывод: ваши чувства – более правильный механизм для принятия решения, чем логика.

Вот, что вы узнали о себе: слушать свои чувства и принимать решения, основываясь на чувствах.

Вы что-то сделали хорошо, и вас за это похвалили. Вы проанализировали ситуацию и сделали вывод, что у вас всегда эти дела получались хорошо.

Вы делаете вывод: это дело – это ваша сильная сторона. И к тому же вы любите это делать.

Вы очень невнимательны, постоянно что-то забываете, что-то не замечаете.

Вывод: вы невнимательны, это ваша слабая сторона. Нужен человек, у которого внимательность – сильная сторона. Если вам будет помогать такой человек, он компенсирует вашу слабую сторону.

Я уверен, вы поняли, о чем я говорю.

Делайте анализ, следите за самим собой. И плывите по течению своих лучших способностей, а не наоборот.

Когда вы изучите себя, свои сильные и слабые стороны, вы сможете применить себя в той области, которая является наиболее подходящей для вас. В этом случае вы принесете пользу намного большему количеству людей, чем сейчас.

Знание – это сила, знание самого себя, своих сильных и слабых сторон – это беспредельная сила!

Я верю, что вы гениальный человек.

Если вы сами в себя не верите, у вас низкая самооценка, поверьте мне, а я говорю вам: «Вы – гениальный человек».

У вас все в жизни получится, как только вы пойдете по пути ваших сильных сторон, ваших талантов и уникальных способностей.

А сейчас вы идете по пути, который использует ваши сильные стороны, ваши таланты и уникальные способности?

Ответ «Не знаю», означает «Нет»

Находите себя – делайте этот мир лучше.

P.S. Изучайте своих детей! Вы ведь хотите, чтоб из них выросли успешные и счастливые люди, а не посредственности? И будьте очень осторожны, когда настаиваете на том, чтоб ваши дети шли учиться туда, куда вы хотите, а не они. Вы можете отправить их по пути их слабостей. Не повторяйте ошибки миллионов родителей.

Если Вам нужна помощь в поиске себя, я Вам помогу!

Источник:
КАК ПОЗНАТЬ СЕБЯ, СВОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ?
Развитие способностей, своих сильных сторон – основа на пути к счастью. Я расскажу вам, как найти путь к себе
http://www.ysnex.ru/knowyourself.php

Методы психологии

Психология, как и любая другая наука, имеет свои особые методы исследования, выбор которых зависит от исходных позиций ее в понимании психики. Российская психология при выборе методов изучения психики людей исходит из следующих принципов.

Принципы применяемые при выборе методов изучения психики человека

1.Принцип детерминизма, причинной обусловленности психической деятельности. В мире не существует беспричинных явлений. Это относится и к психике. Любой психический акт животного и человека имеет свою причину. Психическая деятельность людей детерминирована социальными условиями их жизни, особенностями их воспитания и деятельности. Научная психология не ограничивается простым описанием психических явлений, она обязательно ищет причины их возникновения. Метод самонаблюдения, который эмпирическая психология XIX в. считала основным, очень мало помог науке, так как он не позволял вскрыть объективные причины психической деятельности людей.

Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики

3.Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики. Психика человека, будучи субъективным отражением объективного мира, развивается в процессе активного взаимодействия человека с другими людьми, в различных видах его деятельности, начиная с простейших игр маленького ребенка и кончая творческим трудом взрослого. Вне деятельности человека не может быть развития его психики — важнейшего компонента деятельности. Поэтому среди методов психологии должны быть такие методы, которые позволяют произвести всесторонний психологический анализ выполнения человеком разнообразных умственных и практических заданий, характерных для той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой, организаторской и пр.).

Принцип единства психической деятельности человека

4.Принцип единства психической деятельности человека. Психика человека, его субъективный мир — это единое, нераздельное целое, продукт системной деятельности мозга, в котором психолог лишь с целью исследования в известной мере искусственно выделяет различные психические процессы, состояния и свойства. Изучая отдельные проявления психики, сознания, исследователь обязан помнить о целом, о личности, видеть взаимные связи и зависимости между восприятием, мышлением, памятью, чувствами, интересами, установками человека и специально изучать их. Принцип единства сознания особенно важно соблюдать в лабораторном эксперименте, когда в силу особенностей этого метода психолог отвлекается от многих сторон личности изучаемого им человека, кроме одной, которую он исследует.

Охарактеризуем основные методы современной научной психологии.

В зависимости от цели исследования наблюдение может быть сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все проявления психики изучаемых им людей и по возможности в разнообразных условиях их жизни. Пользуясь сплошным наблюдением, можно, например, изучать возрастные психологические особенности младшего школьника, подростка, старшего школьника или же выявлять индивидуальные особенности личности определенных учеников и затем составлять на них психолого-педагогические характеристики. При выборочном наблюдении психолог фиксирует только те проявления психики, которые имеют прямое отношение к теме его исследования. Так, изучая внимание первоклассников, он записывает лишь факты, которые могут характеризовать внимание ребенка — его сосредоточенность, устойчивость и пр.

Психологические наблюдения должны отвечать нескольким требованиям. Прежде всего исследователь обязан подготовить себя к их проведению: изучить научную литературу по теме исследования, точно осознать задачу, которую он себе ставит, отобрать объекты наблюдения, составить план, разработать формы фиксации материала наблюдения (собственная запись, звукозапись, фотографирование, киносъемка и пр.). В процессе самого наблюдения исследователю нужно умело отбирать факты для фиксации в соответствии с целью исследования, но при этом быть вполне объективным и фиксировать не только то, что подтверждает его предположение, но и то, что, возможно, противоречит ему. По окончании наблюдений (а их должно быть много) исследователь обязан подвергнуть собранный материал тщательному психологическому анализу и сделать лишь те научные выводы, которые действительно из него вытекают.

Указанных недостатков лишен другой основной метод психологии — эксперимент. Посредством эксперимента исследователь может вызвать изучаемое явление психики, создав для этого необходимые условия, может до предела упростить эти условия, заменить их другими, ускорить или замедлить протекание психического процесса, может несколько раз повторить изучаемый процесс и ввиду равенства экспериментальных условий подвергнуть собранный материал количественной обработке.

Существует два вида эксперимента — лабораторный и естественный. Лабораторный психологический эксперимент обычно проводится в специально созданных, лабораториях, оборудованных соответствующими техническими средствами. В нашей стране существует немало проблемных психологических лабораторий, оснащенных новейшими приборами, техническими экспериментальными установками, кибернетическими устройствами. Проблемные лаборатории имеются в Москве в Научно-исследовательском институте психологии — лаборатории по изучению различных видов ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, лаборатория по изучению типов высшей нервной деятельности и темперамента и др. Проблемные психологические лаборатории созданы в Ленинграде, Киеве, Казани, Тбилиси и других крупных городах страны.

Лабораторный эксперимент можно проводить и без психологической аппаратуры.

Метод лабораторного эксперимента имеет некоторые недостатки. Изучаемые лица (испытуемые) всегда знают, что над ними ставят какой-то опыт, цель которого им точно неизвестна. Этот факт может вызвать у испытуемых излишнее нервное напряжение. Сами условия лабораторного эксперимента необычны, искусственны. Наконец, посредством лабораторного эксперимента трудно изучать сложные, но жизненно важные явления психики человека — чувства, волю, интересы, характер и др.

Психологический лабораторный эксперимент значительно труднее эксперимента физического или физиологического. Дело в том, что объект эксперимента — испытуемый, независимо от желания экспериментатора, может регулировать свои реакции во время эксперимента: намеренно (а иногда и непроизвольно) убыстрять или замедлять их, т. е. вести себя несвойственным ему образом. На поведение испытуемого влияет физическое и психическое состояние его во время эксперимента (усталость, рассеянность, напряженность, степень заинтересованности в результатах эксперимента и пр.), а также отношение к экспериментатору, степень доверия к нему.

Естественный эксперимент в отличие от лабораторного ставится в привычных для испытуемого условиях — в детском саду, в классе во время урока, у станка и пр. Испытуемый не подозревает, что он является объектом исследования, и выполняет экспериментальные задания так же естественно, как и все другие задания. Когда исследователь ставит цель раскрыть некоторые закономерности психики учащихся в процессе обучения и воспитания, он проводит эксперимент непосредственно в школе, нередко выступая перед учащимися в качестве учителя. Такой вид естественного эксперимента называется психолого-педагогическим.

Успешность применения естественного эксперимента зависит от разработанности экспериментальных заданий, тщательности учета условий эксперимента, точности и полноты фиксирования хода его.

Он состоит в том, что некоторые явления психики исследователь изучает посредством анализа словесных реакций человека на специально сформулированные вопросы, вытекающие из цели исследования. Успех проведения беседы зависит от подготовленности к ней исследователя. Он заранее должен составить план беседы, продумать и точно сформулировать вопросы, не допуская вопросов, трудных для пони* мания, а также вопросов внушающего и сбивающего характера. Беседу следует вести спокойно, непринужденно, в тоне доброжелательного отношения к испытуемому, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Все вопросы и ответы точно регистрируются, например при помощи магнитофона. Методом беседы изучают представления и понятия человека об окружающем мире, интересы и склонности, мотивы действий и поступков. Беседа нередко служит подсобным методом в соединении с наблюдением и экспериментом.

Пользуясь им, психолог изучает человека на основании данных истории его жизни. Так, узнав, что ученик в течение последних лет трижды переходил из школы в школу, можно предположить, что неуспеваемость его по математике объясняется частой сменой учителей. Биографический метод обычно используется в сочетании с другими методами исследования.

Анкетный метод — это психологическое исследование путем массового опроса. Анкета — лист с вопросами в количестве от 5 до 25, предлагаемыми для ответа людям определенной категории — учащимся, молодым рабочим, лицам какой-либо профессии и пр. По ответам на вопросы исследователь судит о тех или иных сторонах психики опрошенных лиц, например об их интересах, идеалах, стремлениях, суждениях о книгах, кинокартинах, событиях общественной жизни. Анкеты обычно не подписываются. Этот метод исследования хорош тем, что охватывает сразу большое количество людей, однако достоверность анкетных данных лишь вероятная: некоторые из опрошенных лиц дают неточные и неполные, а то и заведомо неверные ответы, другие оставляют вопросы без ответов. Анкета дает исследователю лишь предварительную ориентировку в материале.

Тесты — небольшие серии специально подобранных вопросов и заданий диагностического характера. Существуют, например, тесты для определения профессиональной пригодности человека (машиниста, диспетчера, летчика). Задания составлены так, что по выполнению их можно судить об уровне знаний, умений и навыков человека и о тех его личных качествах, которые необходимы для выполнения определенного вида работы. Метод тестов широко распространен на Западе, в частности для определения умственного развития школьников.

Источник:
Методы психологии
методы психологии, методы изучения, исследования и наблюдения психики человека
http://net22.ru/metody-psixologii/

COMMENTS