Как научиться безусловной любви

Как научиться говорить волшебное слово «нет»

Умение говорить «нет» — один из важнейших навыков для комфортной социальной жизни, и научиться этому вполне возможно.

Почти каждый в какой-то момент оказывается в ситуации, когда приходится выполнять чьи-то просьбы или соглашаться на условия, которые не устраивают, но отказать почему-то неловко, стыдно или страшно.

Порой вопрос осознанного отказа становится вопросом выживания – не умея сказать «нет», человек рискует впустую потратить силы, время и эмоциональные ресурсы ради удовлетворения чьих-то потребностей.

Не получив достаточной отдачи при этом вполне нормально чувствовать себя обманутым или «использованным».

Так как же научиться отказывать вовремя?

Люди хотят быть любимыми и принятыми. Приятно быть хорошими, приятно, когда нас ценят, приятно просто быть нужными. Некоторым из нас настолько важно быть хорошими и нужными, что ради этого мы готовы жертвовать почти всем, хотя часто не осознаем своей потребности в любви и принятии.

В тот момент, когда возникает конфликт между собственными потребностями и чужими – собственные зачастую отходят на второй план.

Бессознательно угроза быть отвергнутым, отказав в услуге, воспринимается как катастрофа. Психология взаимодействия такова, что эта иллюзорная угроза распространяется не только на важных и значимых людей, но вдруг проявляется и на работе, и в разных других жизненных обстоятельствах — даже с незнакомыми людьми. (Уступите нижнюю полку в поезде?).

Некоторым людям сложно отказать в определенных ситуациях. Например, кому-то сложно отказать начальству – ведь просьба (даже не официальная и трудновыполнимая) наделенного властью человека кажется нерушимым законом, преступить который страшно или даже немыслимо.

Для женщин иногда оказывается серьезной проблемой неумение отказывать во внимании мужчинам. В некоторые моменты эта особенность приводит к неприятным для женщины последствиям, например – к сексуальным отношениям, которых она не хотела, но допустила, чувствуя себя обязанной заниматься сексом с мужчиной, которому она симпатична.

Близкие отношения также могут осложнять ситуацию – отказать близкому другу или родителям тоже бывает сложнее, чем всем остальным. Но родители, супруги или близкие друзья тоже могут быть требовательными и принуждать делать что-то, чего человек в глубине души не хочет.

Далеко не всегда поддержание теплых (или вообще каких-либо) отношений стоит того, чтобы жертвовать собой. Зачастую сказав «да» там, где можно было отказаться, человек испытывает сожаление и чувствует себя загнанным в угол.

Иногда мы даже заранее знаем, что не получим достаточной компенсации за свои старания, но все равно соглашаемся, а потом злимся на себя и на того, кто эксплуатирует нашу безотказность.

В некоторых ситуациях отказ – это просто необходимое проведение границы, сообщение другим о пределах возможной щедрости.

Научиться говорить «нет» людям означает — обозначить свое личное пространство и обрести возможность более адекватно распределять ресурсы, заботиться в том числе и о собственном комфорте.

И все же, как научиться говорить нет? Есть некоторые приемы, которые помогают взять под сознательный контроль реакции на поступающие от других людей требования. Наиболее важный момент в этом – осознанность и рефлексия.

Намного легче будет изменить ситуацию, если отслеживать каждый подобный случай и внимательно наблюдать за своими чувствами, которые возникают в ответ на просьбу. Это требует ментальных усилий и может быть непросто, но со временем любой человек, старательно учащийся говорить «нет», нарабатывает навык. Когда есть возможность поймать себя там, где так не хватает живительного «нет», можно пробовать другие способы реагировать:

Разумеется, намного легче говорить «нет» тем, кто не испытывает вины за свой отказ и ощущает себя уверенным, целостным человеком, которому не обязательно быть хорошим для всех.

Возможно самый эффективный и гармоничный способ научиться отказывать другим – это психологическая проработка глубоких причин своей неуверенности и острой потребности в одобрении.

Как правило, причины этой распространенной особенности кроются в далеком детстве, когда одобрение и безусловная любовь родителей составляют фундамент мироощущения человека. Для многих из нас эта безусловная любовь была не такой уж безусловной, а чтобы заслужить одобрение взрослых — надо было как следует постараться. Но погоня за одобрением не ограничивается родителями. Для детей постарше важную роль в жизни играет школа, где есть учителя с их оценками, товарищи, оценивающие друг друга по степени крутости, и обычно нет никого, кто сказал бы: «Друг, научись говорить нет». Повзрослев, часто мы, сами того не замечая, все еще действуем по старой схеме, как будто в тщетных попытках добрать то одобрение, которое недополучили в детстве.

Но если такая патологическая потребность в любви окружающих уже давно и плотно стала частью личности, неужели нельзя ничего изменить? Научная психология говорит, что можно.

В процессе личной психотерапии даже детские травмы и потери можно компенсировать в той или иной степени, благодаря чему постепенно вся система личности начинает функционировать иначе – в том числе, в общении с людьми. Каждый из нас заслуживает уважения и права проживать свою жизнь, не оглядываясь в страхе на то, достаточно ли он хорош в глазах других.

Автор статьи: практикующий психолог и арт-терапевт Василиса Русакова

Источник:
Как научиться говорить волшебное слово «нет»
Умение говорить "нет" помогает создать более здоровые отношения с людьми, и защитить себя от множества неприятных и нежелательных трат времени и сил.
http://opsihike.ru/otnosheniua/volshebnoe-slovo-net.html

Как научиться любить безусловно?

Любить безусловно, значит любить по-настоящему! А не делать вид, что любишь, уговаривая в этом себя и других. Ты это либо чувствуешь и оно зреет в твоей душе, либо не чувствуешь. И ели с набором безусловных рефлексов человек рождается (в отличии от условных), то также и с настоящей любовью: она либо есть, либо ее нет. Конечно, нужно время, чтобы она созрела. Любовь как эмбрион, ей тоже нужно время для созревания. Ведь сначала возникает симпатия, затем влюбленность и потом приходит любовь.

А если говорится про то, что этому нужно учиться, то скорее всего человек находится на стадии симпатии или влюбленности.

Я не знаю на сколько научил меня, но ответ, который позволяет понять, или получить образ, мне дал мальчик 15 лет обратившийся ко мне, когда я работал психологом в школе.

Он вошел ко мне в кабинет со сломанной рукой и рассказал, что он безумно влюблен в девочку, которая пользуясь этим, превратила его в полную тряпку. Он готов был потакать любым ее капризам. Сам понимает что стал абсолютно неадекватен, но ничего с собой поделать не может. Последней каплей было то, что эта девочка похвастав подругам (что мол он всё что угодно сделает)на виду у всех, на слабо заставила его выпрыгнуть из окна второго этажа и он сделал это и сломал руку.

Я не буду описывать то как мы с ним работали. Скажу только ту мысль которая родилась и была высказана им в конце:

Я понял что любовь похожа на пламя горящее внутри и зажигает это пламя другой человек, как вроде у одного спичка, у другого чиркаш. И после этого это пламя горит в тебе, согревая и освещая путь тебе и тем, кто с тобой рядом. И я сейчас просто благодарен этой девушке за то, что она зажгла во мне этот огонь и я теперь способен направить этот свет и тепло в сторону любого. Просто ей еще не пришла пора воспламениться самой.

Сначала нужно учиться любить безусловно себя, а потом уже окружающих. Накапливать любовь в себе и делиться ею с окружающими.

Безусловная любовь — это когда тебя любят просто за то, что ты есть, каким бы ты ни был, ничего не требуя взамен и не ставя никаких условий. Безусловно любить тебя могут только твои родители, твои дети и домашние животные. И то не всегда, к сожалению.

Любовь между мужчиной и женщиной не может быть безусловной в принципе. Там всегда присутствуют какие-то ожидания, надежды, то есть условия. Если человек ожидает, что другой в ответ на его любовь, внимание, помощь проявит какие-то чувства (симпатию, благодарность) со своей стороны, то это уже не безусловная любовь.

Случай с мальчиком и сломанной рукой — это пример не безусловной любви, а невротического расстройства на почве подростковой влюблённости. К тому же, прыгая, он хотел доказать свою любовь, рассчитывал на то, что девочка этот поступок оценит. Какая же это безусловность?

Безусловная любовь никуда не исчезает, а любовь к мужчине или женщине со временем может пройти даже без объективных причин, тем более, если партнёр перестал удовлетворять каким-то условиям (постарел, растолстел, заболел и пр.). Такие случаи — сплошь и рядом.

Так что, научиться любить безусловно нельзя. Такая любовь приходит сама — это любовь к своему малышу или к своей старенькой беспомощной маме.

Источник:
Как научиться любить безусловно?
Любить безусловно, значит любить по-настоящему! А не делать вид, что любишь, уговаривая в этом себя и других. Ты это либо чувствуешь и оно зреет в твоей душе, либо не чувствуешь. И ели с набором безу
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/62460-kak-nauchitsja-ljubit-bezuslovno.html

Как научиться прощать обиды раз и навсегда?

Обиды и любые сопутствующие им эмоции могут сильно усложнить нашу жизнь, ведь, порой, мы и не догадываемся насколько сильно они влияют на нашу жизнь. В этой статье Вы узнаете, как научиться прощать обиды и для чего это нужно делать.

Обиды, ненависть, гнев, упрёки — это всё разрушает жизнь человека. Подсознательные обиды и даже незначительная раздражительность может впоследствии привести к ухудшению отношений в семье, болезням и другим проблемам.

Поэтому с обидами обязательно нужно работать и учиться прощать их. Это не легко и требует определённых усилий и знаний.

Обида — это одна из наиболее сильных отрицательных эмоций, которая быстро выводит человека из равновесия. Когда мы обижаемся, то мы как-будто помещаем во внутрь себя огненный шар, который будет разрушать весь организм включая психику.

Наиболее частые обиды у людей возникают в отношении Бога, судьбы, государства, мужа или жены, родителей, детей, друзей и т.д. Чтобы обидеться на кого-то или на что-то, нужно накопить много гордыни.

Возникновение обиды говорит об высоком уровне эгоизма человека.

Состояние обиды приносит нам болезни. И даже по утверждению ряда современных врачей обиды являются причиной многих серьёзных заболеваний, к примеру, рака.

Современный эгоистичный человек обижается часто, так как в большинстве случаев считает себя всегда правым и не принимает то, что он может ошибаться. А если он вдруг делает что-то хорошее для окружающих, то, как правило, его гордость становится ещё больше. В результате он становится ещё обидчивее.

У гордого и эгоистичного человека много претензий и упрёков к окружающему миру. Он недоволен тем, что происходит в его жизни. И это будет разрушать его жизнь.

Чтобы избавиться от гордости, а соответственно, и от привычки обижаться, нужно научиться быть смиренным человеком. Это означает уметь принимать судьбу в любых её проявлениях и упорно продолжать свой жизненный путь.

Лучше научиться не обижаться, чем потом прощать уже возникшие обиды. А это означает быть смиренным и стойко проходить все жизненные трудности. Если мы уже обиделись, то даже если мы сможем простить, но хоть какие-то последствия от обиды всё равно будут.

Смиренным можно стать только в том случае, если мы будем понимать, что все ситуации, все люди, которые встречаются в нашей жизни, являются нашими учителями. И с ними мы должны пройти определённые жизненные уроки.

К примеру, сказал нам что-то неприятное близкий человек. И эта ситуация возникла не просто так, что-то за ней стоит. И тут важно, как мы отреагируем на неприятные слова: обидимся и начнём ругаться, или промолчим и будем думать, что этой ситуацией хотел сказать нам Господь.

На самом деле обиды — это один из самых лёгких способов воспитания, которые посылает нам судьба, вселенная, Бог. В любой ситуации мы можем обидеться, а можем отнестись к ней с философской точки зрения. Если мы будем игнорировать эти уроки судьбы, то мы не сможем прощать обиды и проходить эти ситуации.

Если мы не проходим какие-то обиды, то дальше нам посылаются ещё больше ситуаций, в которых также есть много неприятного. И если мы продолжаем обижаться и проявлять другие отрицательные эмоции, то нам нам даются более тяжёлые уроки, к примеру, предательства.

Если мы не можем адекватно воспринимать посылаемые уроки, то дальше нам даются ещё более тяжёлые уроки судьбы, в том числе, болезни. Поэтому гораздо легче научиться не обижаться и быть смиренным или, хотя бы, научиться прощать обиды, не допуская дальнейшего усложнения уроков от вселенной.

Сейчас будет описана методика, которая помогает не только научиться не обижаться или прощать обиды, но и решать целый ряд других проблем в жизни. Заключается она в следующем:

Важно понимать, что в нашей жизни присутствует две логики: человеческая или материальная и Божественная или духовная.

С точки зрения Божественной логики мы все души по своей природе и в этом мире у нас только одна цель: очиститься от материальной скверны и научиться чистой безусловной любви к Богу и всем живым существам.

Всё, что с нами случается в жизни имеет смысл сделать нас лучше, научить чему-то, приблизить к Богу. Чтобы с нами не произошло — это не случайно и нужно нам. Можно это принимать, как судьбу или карму, или как Волю Бога, или как законы вселенной. Главное понимать, что мы здесь учимся и нужно внутренне смиренно принимать все жизненные ситуации, а внешне разумно действовать согласно сложившимся обстоятельствам.

А человеческая логика обычно обвиняет своих обидчиков или судьбу в несправедливости, а в себе носитель такой логики не видит огромное количество недостатков. Можете сами догадаться, какая логика и к какому итогу приводит, а затем выберите, чем Вы будете руководствоваться в жизни.

Одним из эффективных средств убрать агрессию или обиду к человеку являются поклоны. Делается это так:

Ставится фотография человека или представляется его образ в уме. И делаются полные поклоны (когда мы опускаемся на колени, ладони и дотрагиваемся лбом пола). Делайте хотя бы 2-3 поклона в день. При этом хорошо проговаривать слова прощения или прощать человека, говоря «Имя, я прощаю тебя».

При помощи этого способа Вы сможете научиться прощать обиды, а впоследствии и не допускать их возникновения, так как в процессе поклонов уходит агрессия и гордыня.

Можете изучить эту методику на основе проработки обид и агрессии к родителям, которую я описал в статье:

Как простить обиду, если ситуация очень тяжёлая и приносит много боли?

В жизни могут случаться события, которые приносят невыносимую боль и простить и отпустить эти ситуации собственными силами невозможно. В этом случае нужно срочно обращаться за помощью к Святости и Богу.

Если попытаться просто забыть такую обиду, то на это может уйти десятки лет и то результат не гарантирован. Обида может просто уйти в подсознание, но не из нашей жизни. И здесь психологические методики уступают место духовным технологиям.

Начните молиться, повторять Имена Бога каждый день.

Лучше это делать не менее часа, а ещё лучше не менее 2-х часов в день. Это трудно. И если Вы до этого не занимались духовной практикой, то начните с малого: с 5-10 минут в день и постепенно увеличивайте время молитвы.

При интенсивной молитве (около 2-х часов в день) обида начинает угасать через 6-12 месяцев. Но при этом ещё гарантировано возвышение сознания, очищение жизни и многие другие плюсы.

Также помните, что тяжёлые ситуации в жизни часто являются началом серьёзного личностного и духовного роста в жизни. Поэтому если судьба даёт Вам жестокий урок, то не стоит откладывать саморазвитие на потом. К примеру, у меня так и случилось: к работе над собой я пришёл в результате непростых жизненных испытаний.

Женщинам также нужно понять, что их мужья — это их судьба, причём абсолютно заслуженная. Впрочем и мужчинам следует знать, что их жёны — это их судьба.

А если это судьба, то мы должны пройти уроки, которые она нам даёт. В близких отношениях эти уроки наиболее тяжёлые, но требующие первостепенного внимания. Если у человека будут проблемы в семье, а он не будет их решать, то пожар трудностей перекинется и на другие области жизни.

В ситуации, когда женщина обиделась на своего мужа, ей нужно делать следующее:

  • Выполнять практику поклонов;
  • Стараться прощать его и желать добра;
  • Заниматься духовным и нравственным развитием;
  • Продолжать заботиться о нём;
  • Быть строгой и держать его на расстоянии в случае необходимости (если он изменил, к примеру).

Выполнение этих рекомендаций поможет женщине научиться прощать обиды на мужа, а также сделает её разумнее и сильнее внутренне. Я не говорю уже о том, что отношения должны будут постепенно улучшиться.

Самое важное, что нужно понять из этой статьи:

Обиды — это плохо и от них нужно обязательно избавляться. Обижаются только эгоистичные и гордые люди. Результат обид — более тяжёлые уроки судьбы, болезни и страдания.

Вот краткий чек-лист по тому, как научиться прощать обиды:

  1. Гораздо разумнее научиться не обижаться;
  2. Нужно избавляться от гордости и эгоизма;
  3. Нужно учиться быть смиренным человеком;
  4. Следует принимать судьбу и действовать в соответствии с обстоятельствами;
  5. Необходимо избавляться от агрессии и гнева при помощи поклонов;
  6. Крайне необходимо заниматься духовной практикой;
  7. В любой ситуации нужно искать то, о чём нам говорит Бог или на что намекает;
  8. Помнить, что все люди — наши учителя;
  9. Не бывает несправедливых ситуаций, бывает недостаток разума и знаний.

Поставьте себе цель научиться прощать людей, быть смиренным и бескорыстным, любить и уважать всех окружающих. А затем стремитесь достигнуть этой цели, несмотря на все трудности и препятствия. Это путь сильного человека, который заслуживает счастья.

На эту тему я также записал видео. Смотрите его и постарайтесь избавиться от обид раз и навсегда:

Источник:
Как научиться прощать обиды раз и навсегда?
В чём причина возникновения обид? Как научиться прощать обиды? Как научиться не обижаться в принципе? Читайте статью сейчас!
http://sergeiyurev.com/kak-nauchitsya-proshhat-obidy/

Настройка души

Настройка души.
Можно ли научиться любить ближнего, если не знаешь, что такое любовь?

Но не одна только история дает повод к подобному пессимизму. Литература также представляет нам целый ряд героев, чья неспособность любить является их главной художественной характеристикой. Тут и молодой повеса Евгений Онегин, с холодной легкостью отвергший искреннее и чистое чувство провинциальной девушки, а после невесть с чего вдруг застреливший своего лучшего друга. Тут и отважный Григорий Александрович Печорин, с помощью нехитрой, но подлой интриги похитивший несчастную черкесскую княжну, которая надоела ему спустя четыре месяца и вынуждена была жизнью заплатить за романтические забавы скучающего искателя приключений.

Но если отсутствие способности к любви у этих двух героев русской литературы еще можно как-то попытаться объяснить схожестью их характеров и общей наклонностью к скуке, то третий персонаж, которого бы хотелось упомянуть в этой связи, напрочь вываливается из подобного объяснения. Жизнерадостный прохиндей Остап Бендер — кипучий, деятельный и не склонный к рефлексии — в отношениях с женщинами, как это ни странно, в точности повторяет «подвиги» своих литературных предшественников, упомянутых выше. Сначала, подобно Печорину (влюбившему в себя Мери, а затем бросившему ее), великий комбинатор позорно убегает от полюбившей его дочери старого ребусника,

а после (как и опомнившийся к концу романа Онегин) безуспешно пытается напомнить оставленной им девушке

о ее былой любви.

Два самых известных литературных меланхолика и веселый жулик оказались удивительно похожи в своей неспособности любить. В чем же тут дело? Почему столь разные типы людей в важнейшей сфере своего бытия оказываются так одинаково и фатально несостоятельными?

Рассуждать об этом с различных точек зрения можно довольно долго. Однако если обратиться к христианству, ответ на такой вопрос найти совсем несложно.

Как теряют любовь

В Евангелии Христос ясно говорит, что потеря любви является прямым следствием уклонения человека от исполнения заповедей Божиих: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12). Очень важно понять, что само слово «беззаконие» в отношении заповедей имеет не юридический смысл по принципу: ты нарушил закон, Бог тебя за это накажет. Христианство говорит совсем о другом, духовном законе, который правильнее было бы сопоставить

с законами физики, химии, биологии и любой другой естественной науки. Ведь если человек, нарушая законы собственной природы, попытается сесть на раскаленную плиту, лизнуть железо на морозе или выпить серной кислоты, то вряд ли кому-либо придет в голову назвать печальные, но вполне естественные последствия такого беззакония — наказанием Божиим. То же самое происходит, когда человек пренебрегает духовными законами своего бытия. В сущности, все заповеди Евангелия как раз и являются такими законами, а вовсе не какими-то формальными и внешними по отношению к человеку требованиями. Нет,

в заповедях Господь лишь открывает нам принципы здорового существования нашей духовной природы, некую норму человечности, при соблюдении которой человек не будет вредить собственному естеству. Ну, в самом деле, разве вызовет у кого-то протест утверждение о том, например, что зависть или обида наносят вред, и прежде всего — самому завистнику или обиженному? Или что гневливый человек сам себе укорачивает жизнь? Да любая, даже самая далекая от христианства психологическая школа безоговорочно подтвердит сегодня истинность этих мыслей! Поэтому слова «грех» и «беззаконие» в Евангелии означают нарушение принципов нормального человеческого существования, которое неизбежно влечет за собой страдание, разрушение, смерть.

В общем-то, все заповеди лишь выявляют различные грани главного призыва Евангелия, который, наверное, известен любому культурному человеку — любите друг друга (Ин 34:13). Ведь на того, кого любишь, не станешь гневаться, ему не будешь завидовать, простишь ему любую обиду и никогда не станешь его осуждать. Таким образом, в заповедях изложены не какие-то отвлеченные истины — пускай и возвышенные, — а принципы деятельного проявления той самой любви, которой нам так не хватает в нашей жизни. Но что же происходит, если человек нарушает эти принципы? Об этом нетрудно догадаться по нехитрой аналогии: а что бывает, когда человек нарушает законы физики и пытается разжечь костер посильнее, усердно поливая его водой? Ответ очевиден: огонь погаснет. Ровно то же самое происходит и с любовью в сердцах тех людей, которые нормой своей жизни сделали нарушение закона любви, то есть — грех.

И если внимательно рассмотреть литературные истории жизни Онегина, Печорина и Остапа Бендера, то причину их неспособности к любви увидеть совсем несложно.

Так, по словам Пушкина, бедный Евгений самые чистые и естественные порывы молодости потратил на сомнительные похождения и бесконечные любовные интрижки:

Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.

За восемь лет такой беспорядочной жизни Онегин довел себя до весьма печального состояния, когда женщина перестала быть для него тайной, желанной целью и радостным открытием:

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут — мигом утешался;
Изменят — рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость.

Счастье — как насыщенная гордость! Бедный Печорин… Если бы он только знал, что гордость в принципе ненасыщаема и никогда не удовлетворится тем состоянием, в котором находится человек, сколь бы высоко он ни вознесся! По учению Церкви, нет более страшного нарушения закона любви, чем гордость, медной стеной отделяющая человека от всего мира, от других людей и от Самого Бога. Чтобы убедиться в истинности этого утверждения, достаточно просто перечитать страшные строки из дневника Печорина, приведенные выше.

В эту короткую цитату полностью укладывается вся трагикомическая история не только Остапа Бендера, но и многих других. История людей, которые в погоне за деньгами растратили свои многочисленные способности и энергию молодости, не создали семьи, не приобрели друзей… Ведь даже деньги, которые Бендер в конце концов сумел получить, не согрели его душу и не принесли счастья. Потому что не может стать счастливым тот, кто не способен любить.

Конечно, все эти герои не более чем плод писательской фантазии. Но ведь в том и притягательность настоящей литературы, что в образах вымышленных героев она показывает нам такие состояния человеческой души, на которые уже вполне реально отзывается наше сердце, наша совесть, наш жизненный опыт. И если быть с собой до конца честным, то многое из того, что лишило любви Онегина, Печорина и Остапа Бендера, мы в той или иной мере найдем и в своей жизни.

Как животное или — как Бог?

«Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть», — когда-то сказал Монтень. К сожалению, этот тезис как нельзя более уместен в разговоре о любви в случаях, когда под этим словом подразумевается все что угодно: бурная страсть, физическое влечение, мимолетная симпатия или просто какое-то неопределенное томление в душе. Учиться любви, имея о ней столь смутные представления, — столь же неблагодарный труд, как разгадывать кроссворд, в котором отсутствуют не только ответы, но и вопросы.

В целом слово «любовь» ассоциируется у современного человека с некими бурными переживаниями, радостью или слезами, трепетом и замиранием сердца, одним словом — с сильным эмоциональным волнением. И действительно, тот, кто хоть однажды был влюблен, знает это состояние, когда в любимом человеке вдруг сосредотачивается весь смысл твоего существования. Но куда же девается это волнение страстей спустя некоторое, иногда совсем непродолжительное время? Почему так часто со скандалом делят имущество муж и жена, которые еще совсем недавно жить не могли друг без друга?

Жизнь очень сложная штука, но все же, наверное, не последнюю роль в таких разочарованиях и семейных драмах играет как раз неправильное понимание людьми важнейшего вопроса: что такое любовь? Ведь если понимать любовь как эмоцию, то неизбежно придется признать, что, подобно всем прочим чувствам, она очень изменчива, неустойчива и зависима от множества внешних и внутренних факторов нашей жизни. Не выспался — и уже не до чувств. Переел — снова не до них. Пасмурная погода за окном, больной зуб, случайно сказанное слово, косой взгляд, падение уровня сахара в крови — все эти вещи, как и великое множество других, здесь не названных, постоянно влияют на наши чувства. И если ставить свою любовь к ближнему в зависимость от многообразных обстоятельств жизни, то сохранить такую любовь-эмоцию окажется невероятно трудной задачей.

Именно такую любовь, сведенную к эмоции, Христос решительно отвергает, говоря ученикам: …если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (Мф 5:46).

Любовь-эмоция почти не отличается от инстинктов животного. Поэтому нормой человеческой любви Христос объявляет нечто неизмеримо более высокое и требующее от людей существенного волевого и нравственного усилия: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:43-45).

Но любить своего врага, руководствуясь эмоциями и чувствами, уже не получится, поскольку чувства эти будут прямо противоположными любви. И здесь кроется одно из главных отличий любви христианской от всех прочих ее пониманий и трактовок: евангельская любовь обязательно предполагает жертвенность. А жертвой в данном случае должен стать отказ от таких естественных человеческих чувств, как неприязнь и отвращение, которые мы обычно испытываем к своим врагам. Занятие это нелегкое и даже болезненное, но ведь и цель его безмерно высока: уподобиться в любви уже не животному, но — Богу.

«Проблема расширенного эгоизма»

Ну вот, похоже, и найдены нужные слова: любовь — как жертвенность, способность к самоотдаче. Казалось бы, вот оно — христианское понимание любви! Но и тут нас подстерегают скрытые опасности. Оказывается, жертвенность вполне возможна и при отсутствии любви к ближнему. Не зря ведь апостол Павел предостерегает христиан от подобного перекоса в восприятии Евангелия: если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор 13:3).

Возникает закономерный вопрос: а что же, собственно, может стать для меня причиной самопожертвования, если не моя любовь к ближнему? Ответ на это — тема для отдельного большого разговора, поэтому ограничимся здесь лишь одним его аспектом, который можно было бы условно назвать «проблемой расширенного эгоизма».

Дело в том, что, вкладываясь в объект своей любви, отдавая ему силы, время, жертвуя ради него какими-то удовольствиями, человек потихоньку начинает любить в нем именно этот свой вклад, а точнее — себя самого в любимом. В итоге получается такая вот расширенная любовь к себе, пусть даже в нее будут включены мой муж или моя жена, мои дети, моя собака. Но в центре подобного отношения всегда будет этот злосчастный общий знаменатель — «мое». Такая любовь может превратиться в гордость, отделяющую нас и наших любимых от остального мира и уничижающую все, что находится за этой границей.

Убедительный пример такого расширенного эгоизма, принимаемого за любовь, можно увидеть в знаменитой сказке французского писателя Экзюпери, когда Маленький принц объяснял ничейным розам, в чем их отличие от его любимого цветка: «Вы ничуть не похожи на мою розу. Вы еще ничто… Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра… Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя».

Любовь — не эмоция

На расстроенном рояле даже самый выдающийся исполнитель всех времен и народов не сможет толком сыграть и банального «Чижика-пыжика». Все его мастерство, весь обширный репертуар, экспрессия и выразительность игры окажутся бесполезными, если инструмент не будет должным образом настроен. То же самое вполне справедливо и в отношении человеческой души: она тоже нуждается в правильной настройке, без которой все наши мысли, слова и действия могут оказаться фальшивыми.

«Воздавай почтение ближнему как образу Божию — почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог», — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).

В чем же на деле должно быть выражено такое душевное устроение, объясняет другой святой — авва Дорофей: «Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй, и таким образом начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается; и так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо, мало-помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя».

Вот, собственно, и все. Нетрудно увидеть, что никаких сверхъестественных ухищрений и неисполнимых требований здесь нет. И прежде всего нужно научиться так любить самых близких своих людей — мужа, жену, детей, родителей… Не потому, конечно, что они — наши родственники. Просто именно с ними мы общаемся гораздо больше, чем с остальным человечеством, и где же еще осваивать христианскую любовь к ближнему, как не в собственной семье? Глупо учиться любви к врагам, так и не научившись любить свою бабушку.

Конечно, в приведенных здесь цитатах отцов описано лишь самое начало стяжания любви к ближнему. Путь же ее совершенствования бесконечен, поскольку человек призван уподобиться в ней Самому Богу. Но без этого драгоценного начала весь остальной путь окажется для нас безнадежно закрыт.

[1] Мы понимаем, что такая трактовка образа Маленького Принца может вызвать неоднозначную реакцию и многим не понравиться. Однако из уважения к позиции автора мы не стали подвергать текст редактуре и убирать из него это сравнение, что не означает, что редакция разделяет данную позицию. — Ред.

Источник:
Настройка души
Настройка души. Можно ли научиться любить ближнего, если не знаешь, что такое любовь? Но не одна только история дает повод к подобному пессимизму. Литература также представляет нам целый
http://www.pravoslavie.ru/37892.html

COMMENTS