Как научиться прощать православие

Как научиться прощать?

В нынешнее время большинство из нас занято борьбой с огромной волной негатива, связанной с событиями в стране. Мы задаемся вопросами: как можно было допустить до такого, кто и куда смотрел, что теперь гибнут люди? Как нам жить со всем этим? Как жить матери, у которой убили сына, как жить беженцам, которые лишились всего, что имели? Кто виноват и как этот ужас остановить? Святые отцы говорят, что остановить войну можно только миром, а обиду и ненависть — прощением. О том, как научиться прощать, мы узнали у наместника Киево-Печерской лавры, митрополита Павла.

ЖИЗНЬ БЕЗ ГНЕВА: УЧИМСЯ ПРОЩАТЬ ПРЕЗИДЕНТА И УБИЙЦУ СЫНА

Самый лучший индикатор испытания нашей совести — это заповеди Божьи, говорят святые отцы. Выпишите их себе на листик, положите на рабочий стол и смотрите каждый день: все ли я сделал так, как молился, как себя вел, если гневался — попросите избавить вас от гнева. Вместе с владыкой Павлом мы решили разобраться, как простить супруга, начальника, себя и даже власть.

ПРОСТИТЬ СУПРУГА. В семье не должно быть вопроса: кто первый должен прощать. Муж и жена — единая плоть, а семья — малая церковь на земле. Если кто-то что-то сказал обидное — нужно мириться еще до захода солнца. Лучше высказаться, но подытожить это тем, что друг без друга муж и жена не смогут, и нужно уступать. Всегда кто-то будет неправ. Но муж должен ценить жену — она является источником его жизни. В народе говорят: «Я зАмужем», а надо говорить: «ЗамУжем» — то есть я за мужем, как за каменной стеной. Я когда венчаю, наставляю: «Ты не жди, чтобы жена тебе что-то сделала или приготовила — помогай ей, ведь она нянчит твою часть тела. Дорожи ею, помоги ей, ведь вы — единое целое. У вас все — на двоих: и горе, и радость, и прощение с примирением».

ПРОСТИТЬ ШЕФА. Начальники нам посылаются и добрые, и злые. Чаще всего Господь дает вам начальника для исправления. Надо терпеть и молиться, чтоб Господь вразумил шефа или отвел его от вас, и дал вам мудрости и прощения. Может, и подчиненному настанет время сказать боссу: «Ты не прав». Этого не надо бояться, но и злоупотреблять тоже не нужно. Если шеф умный — поймет и возлюбит тебя, не поймет — возненавидит и прогонит.

ПРОСТИТЬ ВЛАСТЬ. Президента, если на него гневаешься, нужно простить, как и всех других. Каждый народ заслуживает своего правителя. Все начиналось с камня, а заканчивается «Градом». Всякая революция — это хаос и безответственность. Но даже в этом случае проклинать власть не нужно. Надо учиться прощать и молиться за тех, кто сделал зло. Чтобы Господь дал преграждение их злу. Чтобы Господь умудрил политиков, потому что гибнет наш народ. Народ, который основал Москву, вышел из Киева. Потому и говорят: Киев — мать городов русских. Да, прошло много поколений, ассимиляция, но они такие же, как и мы. А взявший меч от меча погибнет.

ПРОСТИТЬ УБИЙЦУ. Недавно ко мне приезжали мамы ребят, которых я крестил на Волыни. Они рассказывали, сколько детей привезли в гробах. Был случай. Во Владимир-Волынский привезли гроб, похоронили, а мама с кладбища не уходит. И тут — звонок от сына: «Мама, я жив!». Когда она пришла в себя, то сказала: «Значит, тот, кто в этой могиле, тоже мой сын!». Как маме простить того, кто убил ее сына, кто послал его на смерть? Надо стараться простить. Пути Господни неисповедимы. Возможно, душа этого солдата достигла такого совершенства, что Господь ее забрал. Ведь Христос Спаситель мира не согрешил, а его убили! Нужно набраться терпения и воздавать молитвы за то, чтобы Господь упокоил душу убитого сына. Материнская молитва сильнее всех молитв в мире! Если мы хотим быть прощены — мы и сами должны прощать. Родина будет помнить своих героев, которые защищали нашу землю, при любых политиках и олигархах.

Источник:
Как научиться прощать?
Как научиться прощать?. Читайте онлайн в новостной ленте Украинского информационного агентства УНИАН — православие за 07 октября
https://religions.unian.net/orthodoxy/993319%2Dkak%2Dnauchitsya%2Dproschat.html

Как научиться прощать

Последняя неделя перед постом, Масленица (хочу напомнить, что в переводе на английский или на латынь это слово звучит как «карнавал», состоящее из слов «мясо» и «прощай») – самая приуготовительная: мы прекращаем есть мясную пищу и постепенно входим в пространство Великого Поста. Поэтому ко дню, когда совершается чин прощения, когда песнопения сменяются минорными и постными и звучит прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего», когда священнослужители переоблачаются из светлых одежд в темные, – мы приходим уже подготовленными.

Даже сам строй масленичной недели, со всеми ее народными названиями – золовкины посиделки, тещины вечерки – как раз говорит нам о том, что в эти дни желательно, по нынешним меркам хотя бы позвонить, а лучше все-таки навестить своих родных и близких, чтобы примириться.

Чин прощения на самом деле совершается не только в Прощеное воскресенье, но и на протяжении всего Великого поста. Каждый день в храме священник обращается к народу: «Простите меня, отцы, братия и сестры, еже согреших пред вами словом, делом или помышлением…» и получает ответ: «Бог простит, и нас прости!». В заключение священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

Получается, что Прощеное воскресенье, с одной стороны, знаменует окончание многонедельной подготовки к Великому посту, а с другой, начало Великого поста, важной целью которого является наше примирение с Богом и людьми.

Хотелось бы подчеркнуть, что значит прощение. Слово это обозначает не только прощение обиды. Бывает, что какой-то глубинной обиды между людьми вовсе нет, а отношения натянутые, непростые. Тут уместно вспомнить, что слова «простить» и «просто» однокоренные неслучайно: очень важно, чтобы между нами и нашими близкими не было каких-то внутренних или внешних сложностей.

Любого человека – даже самого страшного тирана – можно пожалеть. Он мог быть очень нехорошим человеком, но ему в аду мучиться тоже больно. И в детстве его могли плохо воспитывать и потом могли его не любить и прочее. Хотя это ни в коем случае не значит, что мы должны его оправдать. Важно понять, что действия мы можем осуждать, а вот человека можем пожалеть, особенно если он делает другим гадости сознательно или, допустим, не может перестать их делать по немощи. Мы пытаемся умом объяснить поведение человека: ну больной душевно, ну надорван… Тем более это можно сделать в отношении несчастного соседа, которому страсти не дают покоя, неизвестно по каким причинам. Но надо благодарить Бога, хотя бы почти по-фарисейски: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты не попустил мне также». А человека пожалеть. Тогда это не будет уже фарисейством, если мы человека не осуждаем, а жалеем. И благодарим Бога.

Нередко говоря «прости» или «прощаю», мы все равно сохраняем в душе горечь обиды или чувствуем свою правоту по отношению к тем людям, которые нам, мягко выражаясь, не нравятся, а иногда причиняют серьезную боль. Где же границы искренности и лицемерия? Если я не люблю человека, не испытываю к нему никаких положительных эмоций, но пытаюсь ему улыбаться – лицемерие это, или нет? На самом деле, здесь все достаточно понятно: если я осуждаю человека, и при этом искусственно ему улыбаюсь – это лицемерие. А если я улыбаюсь, но при этом ругаю себя за то, что не могу нормально относиться к этому человеку – то есть я осуждаю не его, а себя – то это уже не лицемерие, а очень важный принцип духовной жизни – от внешнего к внутреннему. Поэтому пытаться нелицемерно просить прощение, даже если у тебя это не очень получается, необходимо. При этом ругая себя за то, что ты не имеешь в сердце достаточного прощения.

Простить по-настоящему — как? Мне кажется, что простить по-настоящему (для начала хотя бы умом) легче человеку верующему. Потому что неверующему человеку сложно объяснить, например, слова, которыми старцы утешали обиженных: «Знай, что когда ты просишь у Бога смирения, то он обязательно пошлет тебе человека, который тебя обидит, унизит, оскорбит и уничижит». Верующему человеку достаточно просто понять, что те люди, которые нас так или иначе обидели, задели, причинили нам какое-то зло – это орудие Божьего промысла. Достаточно вспомнить слова Ветхого Завета, что Господь ожесточил сердце фараона, чтобы вывести Израиль из Египта. Или, например, в отношении Навуходоносора, который разрушил Иерусалим, написано: «Раб Мой, Навуходоносор!». Поэтому важно понять для себя, что в некотором смысле эти люди – ангелы, которых Господь посылает, с какой-то Своей, иногда с совершенно непонятной для нас целью.

Следующий, очень важный шаг в деле прощения – отделить наши чувства друг от друга и от наших действий, боль обиды от желания мести, гневных разбирательств, непрощения, вплоть до пожеланий смерти другому человеку. Не нужно специально бороться с болью, потому что это естественное, нормальное чувство, которое мы переживаем. А вот сопровождающие его негативные чувства и действия, обращенные на другого человека, нужно отделить и искоренить.

Прощая человека, мы не обязательно должны перестать вести себя по отношению к нему каким-нибудь специальным образом. Это хорошо понятно на примере, когда родители считают необходимым наказать ребенка. Не всегда при этом они на него сердятся: вполне возможно, они его давным-давно простили, но, тем не менее, считают нужным лишить его чего-нибудь приятного. То же самое очень важно сделать в отношении наших обидчиков. Представьте себе: у вас сложные отношения с каким-нибудь соседом по лестничной площадке, который, несмотря на все ваши попытки, гадко себя ведет. Вы вполне можете довести дело даже до судебного разбирательства. При этом по-христиански ваши действия не должны быть связаны с обидой, ненавистью в отношении него.

Это важно в любой ситуации. Даже на войне, когда долг человека убивать врагов. Военное время всегда возрождает если не формальное язычество, то некое языческое упоение войной – кровью, ненавистью и так далее. Христианину нужно этого не допускать. То же самое касается ситуации, когда враг появляется в семье. Например, когда посторонний человек уводит из семьи мужа или жену. Или в бизнесе, особенно если наши конкуренты начинают вести нечестную борьбу и пользоваться теми средствами, которые ты как христианин никак не можешь себе позволить. Можно и нужно продолжать бороться. Но необходимо бороться и со своими негативными чувствами и молиться за обидчиков.

И, наконец, очень важно помнить, что вообще-то мы глубоко не совершенные люди, поэтому ждать от самих себя что «вот, я ни на кого не буду держать обид и всех прощу», это, в некотором смысле, гордыня. Не надо удивляться, что порой у вас не получается кого-то простить. Постараемся подойти к своим обидам творчески: не просто позволять себе продолжать обижаться – а молиться и думать, что с этим можно сделать.

Источник:
Как научиться прощать
Вчера прошел последний день перед началом Великого поста. В православной Церкви этот день принято называть Прощеным воскресением. О значении этого
http://slovobozhie.com/2017/02/kak%2Dnauchitsya%2Dproschat.html

Как научиться прощать православие

22 февраля православные отмечают Прощеное воскресенье. Масленица заканчивается одним из самых важных дней в году — Прощеным воскресеньем — днем, специально отведенным Церковью для того, чтобы мы могли примириться с ближними и дальними. Источник — Эзотерика. Живое Знание

По мнению Святых отцов, Господь посылает нам обидчиков, чтобы испытать нашу меру любви к людям и Богу.

Обида ставит преграду не только между людьми — обидевшим и обиженным, оскорбителем и оскорбленным. Обида на конкретного человека, или даже на весь мир, ставит преграду между нами и Богом. Обиженность — сумеречное состояние души, ее занятость своей реальной, но чаще мнимой, ущемленностью, когда все мысли и чувства сконцентрированы на одном: «Меня обидели! Как они посмели!»

Обида — неизменная спутница гордыни. Обида — индикатор того, что мы почитаем центром мироздания себя, свое «Я». Показатель того, что Бога мы переместили на периферию нашего внутреннего мира. Свидетель того, как слаба в нас способность любить. Обида — это затмение, скрывающее от нас правду: то, что Господь нас любит, что Он желает нам добра и всегда «изыскивает пути нашего спасения». Уязвленность от оскорбления или несправедливости возникает в результате того, что главными действующими лицами своей жизни мы видим самих себя и своих обидчиков. Поэтому, как следствие, из обиды вырастает месть, желание поквитаться с негодяем — ответное злобствование, наветы, ложь, клевета, а то и убийство.

Обида, как чувство сиюминутное — состояние, естественное природе человека, хотя и не похвальное. Важно, заметив в себе рождение обиды, остановить ее — не дать ей найти «долгого пристанища» в сердце. Останавливать надо на стадии появления ответного слова, гневной вспышки — потому что они порождают новый всплеск неприязни, множат огорчения. Выяснение отношений сгоряча, по мнению Святых отцов, ничего не дает.

Не забыть обиду, не затолкать ее в дальний угол подсознания, и уж тем более не таить ее в глубинах сердца, поджидая часа возмездия, нет! Все это губительно для души, в которой обиде позволили прочно обосноваться. Поэтому важнейший вопрос духовного здоровья: как простить? Ведь только прощение, как акт любви, способно уничтожить зло. А опыт прощения приближает нас к Богу.

Итак, задушил в себе выплеск гнева, иди дальше. Не дай обиде укорениться, прописаться в твоем сердце уже на длительный срок. Не лелей ее. Не давай ей терзать себя мыслью о том, как с тобой несправедливы. Вспомни, советуют Святые отцы, как часто ты сам обижал. Как часто был немилосерден, жесток или просто невнимателен. Занятым своими проблемами, эгоистично холоден к чужой боли. Вспомнив, подумай: «Прости меня, Господи! Я ведь и сам ничем не лучше обидчика!»

Но если все-таки ты понимаешь, что обидчик объективно творит зло, пожалей его — потому как «нет ничего опасней, чем оказаться на стороне сил зла», пожалей, а не вставай с ним в одну плоскость, действуя его же методами. Помолись за несчастного, вспомни Христово: «Господи, прости им! Ибо не ведают, что творят!» Старайся впредь не вспоминать причиненного тебе зла. Найди что-то хорошее в обидевшем тебя. Постоянно держи это в голове. Попробуй восстановить разрушенные добрые отношения. Искреннее, проникнутое любовью, смирение со стороны оскорбленного не раз усмиряло самых лютых оскорбителей.

Все мы грешны, все нуждаемся в Божьей Милости — с одной стороны. И все мы связаны между собой — с другой. Грех одного неизбежно приводит к цепной реакции зла. Остановить лавину, давно бы уже разрушившую наш мир, можно только любовью. И, как частным проявлением этой любви, прощением. Объясняя нам эти духовные аксиомы, Господь так определяет условие, согласно которому мы можем быть прощены: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Больше того, Бог дает нам меру — то есть формулирует, насколько мы будем прощены и помилованы: ровно настолько, насколько мы сами научились прощать. Помните, в молитве «Отче наш» мы сами просим Господа: » и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

Источник:
Как научиться прощать православие
22 февраля православные отмечают Прощеное воскресенье. Масленица заканчивается одним из самых важных дней в году — Прощеным воскресеньем — днем, специально отведенным Церковью для того, чтобы
https://naturalworld.guru/article_proshchenie%2Dpyat%2Dsovetov%2Dkak%2Dprostit.htm

Семейные конфликты: профилактика и а — 12

Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Прощать – это свойство Божие, ведь Господь совершил величайший акт прощения, Он не только простил согрешивших людей, но и был распят за наши грехи на кресте. И мы, носящие в себе образ Божий, созданные по этому образу, должны учиться у Него прощению. Поэтому и апостол Павел говорит нам: «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил нас» (Еф. 4: 32). Обида не дает нам общаться не только с людьми, но и создает преграду между нами и Богом: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15).

Семейная жизнь вообще невозможна без прощения. Ведь супруги, дети, родители – самые близкие друг другу люди, они очень тесно общаются, взаимодействуют, и это общение, к сожалению, не состоит из одних только приятных моментов. И умение прощать обиды, быть снисходительным к немощам других – весьма ценный навык для семейного человека.

«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», – сказал наш великий святой – преподобный Серафим Саровский. Многим эти слова кажутся совершенно недостижимым идеалом. Но ведь если, например, в семье сложилась тяжелая, напряженная ситуация, родные враждуют между собой и хотя бы один человек начнет вести себя иначе, то есть хоть в малой степени стяжает дух мира и прощения, не будет отвечать злом за зло, перестанет обижаться, будет всех любить, то обстановка в этой семье изменится в лучшую сторону. И люди вокруг такого человека будут также меняться, видя его мирное расположение.

Один христианин, правда, к сожалению, не православный, сказал: «Христианину легче простить, чем отвернуться от человека. Прощение избавит вас от ненужного гнева, ненависти и пустой ругани».

И это воистину так. Обида, особенно застарелая, убивает в нас любовь к ближнему. Непрощение причиняет огромный вред и урон в первую очередь нам самим. Человек обиженный, злопамятный очень страдает от злобы, гнева и уныния. Обида мешает ему жить полноценной жизнью, радоваться тем дарам, которые нам посылает Бог. Если обида сильно укоренилась в сердце, то она, как незажившая рана, постоянно дает знать о себе, ноет, болит и причиняет обижающемуся постоянное беспокойство и скорбь.

И напротив, умеющий прощать, великодушный – по-настоящему счастливый человек. Ведь когда мы имеем мир в душе и находимся в мире с людьми, тогда и окружающая нас действительность преображается в лучшую сторону.

Но все-таки что делать, если не удалось сохранить этот мир и обида поселилась в нашей душе?

Первое и самое главное правило в таком случае – начинать молиться за обидчика, за того человека, который вольно или невольно причинил нам скорбь. Этот совет дает нам Сам Господь: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). И непреложную истину этих евангельских слов я неоднократно испытал на собственном опыте. Самый верный способ простить человека – это начать молиться за него каждый день. Молитвы о примирении враждующих и «о ненавидящих и обидящих нас» есть в любом полном православном молитвослове. Можно также после этих молитв молиться своими словами о том, чтобы Господь помог нам справиться с обидой и примириться с ближними.

Второе, что следует помнить, если вы встали на путь примирения: нужно всячески избегать злословия и осуждения наших обидчиков. Не только вслух, но даже мысленно не ругать, не порицать и не осуждать их. К сожалению, очень велик соблазн начать рассказывать всем и каждому, как несправедливо с нами поступили, как нас обидели, и на первых порах это приносит мнимое облегчение, но потом на душе становится гораздо хуже. Злословие, осуждение открывает дорогу гневу; мы долго не можем забыть и простить обиды, сами «накручиваем» себя и постоянно бередим старую рану, не даем ей зажить.

Особенно часто такую ситуацию можно наблюдать после развода супругов. Обычно женщина, после развода оставшаяся с детьми, испытывает страшную обиду на мужа (и ее, конечно, можно понять). Она начинает обсуждать его недостойное поведение с подругами, родными и – что хуже всего – настраивает детей против отца, рассказывая, какую ужасную жестокость и несправедливость совершил их папа и вообще какой он плохой человек. Этим она причиняет сильный вред не только себе, усугубляя свою боль и страдания, но и наносит большую душевную травму своим детям. Ведь они совершенно не виноваты в том, что их родители не смогли сохранить семью и развелись. Так почему же нужно втягивать их в семейные «разборки» и лишать детей возможности любить отца? Ведь право иметь родителей есть у каждого человека, и каждый должен почитать и любить их.

Даже самых близких и любимых людей нельзя идеализировать. В моей жизни было несколько случаев, когда люди, которые были мне весьма близки, причиняли мне большую боль. Было нелегко простить их, но, справившись со своими чувствами, я понимал, что в своей обиде виноват в основном я сам, потому что позволил себе видеть в них какой-то придуманный идеал, а не реальных, живых людей со своими слабостями и недостатками.

Коль скоро мы заговорили о грехе и немощи человеческой, не лишним будет вспомнить, что и сами мы люди немощные и грешные. Если произошла ссора, разрыв, очень важно увидеть и признать свою часть вины за случившееся, как бы это ни было трудно. Ведь даже если мы внешне ничем не задели ближнего, то все равно не все сделали, чтобы избежать инцидента. Обида в нашей душе появляется как раз из-за нашей гордыни, мы слишком любим себя и не хотим увидеть свою вину и взять ответственность за случившееся на себя. Если мы будем объективно оценивать наше участие и долю вины в конфликте, нам будет гораздо легче простить человека, разобраться в ситуации и примириться с ним.

Находясь в состоянии обиды, мы видим только нашу позицию, и то не очень объективно. То есть нам кажется, что кто-то нас обидел, оскорбил, унизил, и часто воспринимаем все это как личное оскорбление. На самом деле в большинстве случаев обида наносится не специально. Человек, как говорится, не ведал, что творил. Обидев нас, сделал это либо невольно, либо по недостатку воспитания и такта. У него наверняка была своя позиция, оправдание своим поступкам. И чтобы преодолеть обиду и простить ближнего, нам нужно не обвинять его, а, наоборот, оправдать. Кстати, не раз испытывал на себе, что когда, обидевшись на какое-то колкое замечание или критику в свой адрес, я потом справлялся с обидой и старался вникнуть в слова своего оппонента, отрешившись от обиды и самолюбия, то убеждался, что в них есть очень много нужного и полезного для меня. Хотя по форме критика иногда звучала резко и обидно.

Обижаясь на человека, особенно близкого нам, мы как бы закрываем свои глаза пеленой, совершенно перестаем видеть его положительные, хорошие стороны. Мы видим только обиду, оскорбление, и эти очень сильные, но греховные эмоции застилают в нашей памяти все то, что было между нами хорошего, а хорошие, светлые моменты, связанные с нашим ближним, обязательно были.

Не раз наблюдал, как супруги, поссорившись и расставшись, начинали понимать, как много они теряют и как не могут жить друг без друга.

Еще один очень важный момент: не нужно бояться первым проявить инициативу примирения. Все мы люди гордые, и нам бывает очень трудно сделать первый шаг, даже когда полностью осознаем свою вину. Мы опасаемся, что нашу попытку к примирению неправильно поймут, боимся оказаться отвергнутыми. Бояться этого не нужно: как правило, наш оппонент тоже мучается такими же сомнениями и, оценив нашу добрую волю, охотно пойдет на примирение.

Просить прощение первому непросто, но после примирения такой человек чувствует себя гораздо лучше, чем тот, с кем он примиряется, ведь он не только помирился, но и победил свою обиду и гордыню.

Но даже если ваша попытка к примирению не нашла отклика в сердце другого, не оставляйте надежду. Нужно пробовать примириться еще и еще раз, но сделать это через некоторое время. А пока необходимо усилить молитву о мире.

Все ли можно простить? Например, можно ли вообще простить предательство, измену?

Будут ли супруги после измены стараться сохранить брак или расстанутся – решать только им самим. Только они могут сделать этот непростой выбор. Но в любом случае простить обиду, даже очень тяжелую, – это долг христианина. Что бы ни случилось в нашей жизни, нужно помнить: человек создан Богом для радости, любви и счастья. Поэтому в самых трудных ситуациях нужно уметь подниматься и идти дальше, смотря в будущее с верой и надеждой. Жизнь продолжается, и она не должна превращаться в ад из-за непрощенных обид, тоски и горестных воспоминаний.

Пережить измену, разлуку помогут все те же правила прощения: обязательная молитва о прощении и примирении, отсутствие осуждения и злословия, осознание собственной немощи и виновности в случившемся и другие изложенные выше принципы.

Один мой знакомый очень мучился от ревности и обиды, он подозревал жену в измене, хотя прямых доказательств у него не было. Я спросил у него: не изменял ли он сам своей супруге? (Я знал, что первая жена развелась с ним, потому что он был неверен ей.) Тогда этот мужчина ответил, что несколько лет назад он действительно изменил жене, поддавшись искушению на какой-то вечеринке. Что ж, как говорит Священное Писание, «что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7). И, может быть, те обиды, которые вам нанесли близкие, – это вразумление вам за ваши прегрешения против них или за грехи юности.

Здесь важно избегать еще одной опасности – отчаяния. Даже самый неприятный или греховный эпизод нашей жизни – это всегда очень большой опыт, и из него нужно уметь извлекать уроки. Делая правильные выводы из пережитого, мы стараемся не повторять прежних ошибок и делаемся сильнее и мудрее. Поэтому даже измена и развод не повод для тоски и отчаяния. Цель жизни христианской – спасение души. И совершается оно через наш духовный рост, совершенствование. И быть может, разлука с супругом (или супругой) также нужна нам для того, чтобы стать лучше, совершеннее. Научиться прощать, терпеть и любить.

Источник:
Семейные конфликты: профилактика и а — 12
Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и
http://www.pravoslavie.ru/38557.html

COMMENTS