Как повысить уверенность в себе у ребенка

Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога

Что выбрать — поощрение или наказание? Правила для родителей, тест и игры для детей 3-7 лет.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. «. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребенок» считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.
  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!» и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: «Ничего из тебя никогда не выйдет!», «Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)» — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки». Или: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!

Людмила Бондаренко педагог по раннему развитию и подготовке к школе

Как повысить уверенность в себе у ребенка

Если ребенок замкнутый, неохотно играет с соседскими ребятишками, с трудом берется за новое дело, значит, родителям есть над чем задуматься. Возможно, ребенку не хватает уверенности в себе. А это уже повод для беспокойства, ведь чувство неуверенности, выработанное в детстве, может сопровождать человека всю жизнь. А отсюда проблемы в личностном росте, карьере, личной жизни.

Чувство уверенности нужно вырабатывать с самых первых лет жизни. Например, можно время от времени играть с крохой в ролевые игры, где ему будет предоставлена роль лидера. Расскажите ему, как нужно вести себя, помогите разрешить сложившуюся ситуацию. Следует учитывать, что в детстве авторитетом для ребенка являются родители, и он старается во всем им подрожать. Поэтому старайтесь как можно реже такие свои качества как робость, стеснительность, излишнее беспокойство и так далее. Но, в процессе выработки чувства уверенности в себе нужно знать меру и “не перегнуть палку” —“нарцицизм” никого не красит, а излишняя самоуверенность может быть принята в обществе за наглость

Не забывайте хвалить ребенка. Помыл посуду, получил хорошую оценку, перевел бабушку через дорогу — не оставляйте без внимания эти достижения, обязательно похвалите свое чадо, скажите что он большой молодец. Если ошибся — не критикуйте излишне, спокойным тоном объясните, как нужно поступить в следующий раз. Опять же, нужно знать меру и вовремя остановиться, чтобы не перехвалить. В противном случае в следующий раз он будет совершать поступки не от чистого сердца, а только ради вашей похвалы

Не нужно постоянно сравнивать ребенка с другими его сверстниками. И если Наташа из пятой квартиры учится исключительно на пятерки, а ваш ребенок хорошист, то это вовсе не означает что он хуже. Возможно, он проявляет себя лучше в других направлениях. Ребенок ни в коем случае не должен слышать от родителей в свой адрес такие слова как “лентяй”, “неудачник”, “грязнуля”, “зануда” и так далее. Если у малыша что-то не получается — первый раз помогите ему, а в следующий пусть попробует это сделать под вашим присмотром.

Приучите ребенка доводить начатое дело до конца. При его удачном завершении — похвалите, а если что-то не получилось — попробуйте разобраться в допущенных ошибках вместе

Побуждайте кроху к “живому” общению: ходите на детские площадки, посещайте детские праздники, гуляйте в парке. Пускай малыш как можно больше общается со сверстниками. Коммуникабельному человеку проще справляться с проблемами и достигать поставленных целей.

Как помочь ребенку повысить самооценку и самоуверенность?

как помочь ребенку повысить самооценку и самоуверенность?

Потом придет и самооценка, и уверенность в себе. Похоже, пока девочка считает, что без ее игрушек, сама по себе, она не может быть интересна и значима для окружающих.

А по поводу игрушек, может она их таскает чтобы похвалиться что у нее тоже есть, но точто она дает играть другим, это же отлично не жадная. Думаю особых проблем не будет, не переживайте и главное не пугайте своими переживаниями ребенка.

Игрушки мой тоже таскает. это ж хорошо.

И трудно отрицать, что еще многое зависит от коллектива. Из каких семей дети. Много ли в классе будет хулиганов или положительных деток

Ведь для ребенка главное-мнение родителей. Девочки чувствительны. говорите что оан красивая, подчеркните достоинства (волосы, глазки, улыбка..) Небойтесь «перехвалить » ребенка. ВЫ-это его опора, и ваша цель подготовить дочь к взрослой жизни. С низкой самооценкой, с комплексами ей придется очень туго в течении всей жизни. И главное-никогда, даже в порыве, не говорите ей, что она никчемная, и подобное. Я уверена-вы хорошая мать. Просто знаю семью, гда девочке с детства твердили: Ты ничего не сможеш. Она поверила. Вывод делать ВАМ.

Хвалите ребенка, чтобы он знал о своих реальных достоинствах.

Обратите внимание на круг общения вашего ребенка. Дети, ведущие себя надменно или оскорбляющие других, действительно могут развить в вашем ребенке чувство неполноценности.

Успехов Вам и Вашей дочке!

Дайте ей почувствовать, что её любят не за игрушки и пользу, а за внутренний мир .

Методическая разработка по теме: «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе? »

«Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»

Методические рекомендации для родителей и педагогов: «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе».

МАОУ Центр «Семья»

Методические рекомендации для родителей и педагогов

«Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?»

Павленко Наталья Сергеевна

Бесспорно то, что большинство родителей хотят, чтобы их ребенок вырос счастливым, умным, успешным и уверенным в себе. Уверенное поведение предполагает стремление к достижению высоких результатов в деятельности, настойчивость в достижении целей, благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми и положительное оценивание самого себя, ведь самооценка – это одно из центральных компонентов самосознания личности. Родители часто не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Установка ребенка «Я нужен и любим, и я тоже люблю вас»

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Человек, чья самооценка адекватна (достаточно правильна, близка к объективной), обладает здоровым складом психики и добивается в жизни многих преимуществ. Он реалистично оценивает свои возможности, ставит перед собой цели и добивается их. Такой человек способен трезво относится к критике и умеет правильно оценивать других людей. Это во многом облегчает общение и решение жизненных задач.

Установка ребенка «Я нужен и любим, а вы существуете радименя»

Завышенная самооценка порождает определенные проблемы. Ставя перед собой нереалистичные цели, человек рискует оказаться в проигрыше. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Установка ребенка «Я не нужен и не любим, но я так хочу быть нужными любимым»

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками.

Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от взрослых подтверждения, что он хороший, что его любят, он может справиться с теми делами, за которые он взялся. Чтобы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.

Как поддерживать самооценку ребенка и помочь ему обрести уверенность в себе:

Родителям необходимо научиться поддерживать ребенка, а для этого возможно придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому следует сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении его поведения.

Поддерживать ребенка — значит верить в него!

Вербально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо. Поддержка основана на вере в способности ребенка преодолевать жизненные трудности при помощи значимых взрослых. Типичными для родителей способами такой поддержки является гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослых, навязывание не реальных стандартов, стимулирования соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Случается, что поведение ребенка не устраивает взрослого. Именно в такие моменты родители и педагоги должны предельно четко показать ребенку, что — «Хотя я не одобряю твоего поведения, я по – прежнему уважаю тебя как личность». Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной оценки и формирования его уверенности в себе.

Слова и фразы, поддерживающие ребенка:

  1. Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо.
  2. У тебя все получится!
  3. Что ты думаешь по этому поводу?
  4. Это серьезное дело, и я уверена, что ты с ним справишься.
  5. Я горжусь тобой!
  6. Я рад твоей помощи.
  7. Спасибо тебе.
  8. Хорошо, благодарю тебя.
  9. Я рад, что ты в этом участвовал.
  10. Все идет прекрасно!
  11. Здорово, замечательно.
  12. Я верю в тебя!
  13. Даже если что – то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.
  14. Все мы люди и все мы совершаем ошибки. В конце концов исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Поведение и действия, поддерживающие ребенка:

  1. Обнять его, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу.
  2. Посидеть, постоять, поиграть с ребенком, беседовать с ним и слушать его.
  3. Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех.

Слова и фразы, разрушающие веру ребенка в себя:

  1. Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать гораздо лучше.
  2. Ты мог бы постараться сделать лучше.
  3. Ты с этим не справишься.
  4. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сама это сделаю.
  5. Ты бессовестный!
  6. Ты плохой ребенок!
  7. Ты ничего не понимаешь.
  8. Я тебя больше не люблю.

Взрослым необходимо избегать негативного обсуждения качеств ребенка в присутствии самого ребенка и в присутствии других детей. Важно подчеркивать достоинства ребенка и очень аккуратно, тактично учить ребенка справляться со своими недостатками. «Давай я помогу тебе научиться просить игрушку у детей, а не отбирать ее». Таким образом, вы не обвиняете ребенка, а даете ему возможность учиться, допускать ошибки и исправлять их. Это очень важно не только для формирования адекватной самооценки и уверенности в себе, но и самостоятельности и ответственности у детей.

Источники:
Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога
Как поднять самооценку ребенка. Как повысить самооценку с помощью поощрений и наказаний.
http://www.7ya.ru/article/Kak-povysit-samoocenku-rebenka-Sovety-psihologa/
Как повысить уверенность в себе у ребенка
Если ребенок замкнутый, неохотно играет с соседскими ребятишками, с трудом берется за новое дело, значит, родителям есть над чем задуматься. Возможно, ребенку не хватает уверенности в себе. А это уже повод для беспокойства, ведь чувство неуверенности, выработанное в детстве, может сопровождать человека всю жизнь. А отсюда проблемы в личностном росте, карьере, личной жизни.
http://mednurse.ru/bolezni/kak-povysit-uverennost-v-sebe-u-rebenka
Как помочь ребенку повысить самооценку и самоуверенность?
дочке 7 лет. в этом году в первый класс. но уже сейчас возникает беспокойство по поводу ее способности влиться в коллектив. в детском саду особых проблем нет, н…
http://otvet.mail.ru/question/38703220/
Методическая разработка по теме: «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе? »
Методические рекомендации для родителей и педагогов: "Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе".
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/09/kak-povysit-samootsenku-i-pomoch-rebenku-obresti

COMMENTS