Как простить врага

Возлюбить врага своего

Наверное, из всех заповедей Евангелия нет более глубокой, мудрой и вместе с тем таинственной и далеко не всем понятной, чем заповедь «Любите врагов ваших». Эта заповедь, казалось бы, делает христианина совершенно беззащитным перед злобой мира сего. Но удивительным образом именно она победила ненавидевший христианство языческий мир и многих-многих язычников одухотворила, возвысила, сделала христианами.

В историческом романе Генрика Сенкевича «Камо грядеши», изображающем первохристианские времена, злодей Хилон выдает властям известных ему христиан, оговаривая их в поджоге Рима. Во время их истязаний Хилон получает прощение от мучимого, сжигаемого на столбе христианина и, будучи потрясен духовной высотой учеников Иисуса, пленяется сам верой Христовой, исповедует Спасителя и идет за Его имя сам на страдания. Этот литературный пример отражает реальные случаи, имевшие место в эпоху гонений.

Удивительную любовь к врагам являли в своей жизни святые. В житии святого Андрея, Христа ради юродивого, повествуется, как однажды толкаемый и оплевываемый прохожими Андрей заметил демонов, записывавших имена его обидчиков, – темные силы рассчитывали судить их за обиды святого в их смертный час. В ответ на это блаженный Андрей своей молитвенной силой стер бесовские записи и сказал: «Я упросил грозного моего Господина (так святой назвал Господа Бога – о. В. Д.) не вменять им в грех то, что они бьют меня: ведь они не ведают, что творят».

Как часто нам хочется буквально уничтожения наших обидчиков. Мы видим в них воплощение зла, думая, что люди неисправимы. А святой Андрей прозревал ценность души другого человека даже сквозь причиняемые ему обиды и молился о самом главном – спасении этих людей в вечной жизни.

Искренняя молитва о врагах способна обращать людей от тьмы к свету

Когда святую мученицу Татиану предали на мучения, то слуги распорядителя казни стали бить ее по лицу, а потом удицами терзали ее глаза. Святая не только не раздражалась на них и не желала им чего-то плохого, но стала молиться Господу, дабы Он подал им познание истины. И действительно, они увидели четырех Ангелов, окружавших мученицу, а души их ощутили всю мерзость своих грехов, они испросили у святой Татианы прощение и сами стали христианами. Молитва о врагах, произносимая от чистого и милостивого сердца, способна обращать людей от тьмы к свету.

Почему же необходимо прощать врагам? Тем более если они причиняют нам столько бед и скорбей? Обида от незаслуженных оскорблений всегда сдавливает сердце холодными тисками. Да и как же нам соглашаться с несправедливостью? Вот те обычные чувства, которые время от времени переполняют каждого из нас. Не ставит ли Евангелие перед нами слишком высокую планку?

А дело все в том, что, отвечая на зло злом, мы поступаем тем же способом, что и злодеи, и потому сами становимся такими же, как и наши враги. Как же мы можем быть с Богом, если уподобляемся в ненависти Его противнику?

«Благословляйте проклинающих вас» (Лк. 6: 28), – заповедует Христос. Любить врага – это значит иметь дивную свободу сердца – свободу от оков злопамятства, от терний ненависти, от уз раздражительности! Ведь что такое ненависть, как не цепи, сковывающие наше собственное сердце?

Вот какой портрет рисует святитель Григорий Нисский: «Они встречаются угрюмо и друг другом всегда гнушаются: уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого, и, напротив, что ненавистно одному, то нравится другому». Так мы возжигаем в самих себе лютый огонь ненависти, как будто пытаемся сжечь им своего врага. На самом деле лишь попаляем собственное сердце, иссушая свой внутренний мир и доставляя себе лютые муки.

Что происходит с человеком, ненавидящим своих врагов? Он часто лишается сна, становится мрачным, задумчивым, теряет работоспособность, потому что червь злобы изъедает его изнутри. Так люди терзают самих себя, не понимая, что, простив и полюбив другого, мы прежде всего приносим благо самим себе, – потому что освобождаемся от угнетения души, а затем – тому, кто был прежде нашим врагом, – потому что он уже не увидит в нас повода к новой вражде.

Даже с точки зрения земной любовь к врагам, прощение обидчика – это единственно возможные условия для сохранения мира. Все многочисленные традиции кровной мести и просто мести, когда «око за око и зуб за зуб» (Мф. 5: 38), сеют только новые раздоры, несправедливости, становятся источником горя, но не способны привнести в нашу жизнь порядок и мир. Вот почему сквозь века повторяется одна и та же картина – воздавая за зло злом, люди превращают жизнь в сплошной ад.

Зачастую во многих жизненных ситуациях мы сами рисуем себе образ врага

Зачастую во многих жизненных ситуациях мы сами рисуем себе образ врага, начинаем пылать ненавистью к другому человеку, поскольку он не вписался в наши представления о жизни или поступил не так, как хотелось бы нам. Вражда к нему помрачает око души. Да и сама душа становится до ужаса безобразной от ненависти.

Преодолеть это возможно, только если мы изначально настроены созидать в себе любовь к тому, кого воспринимаем как врага. Бывает, достаточно хотя бы выждать какое-то время, не выплескивать сразу свое негодование, и мы увидим ситуацию с новых сторон, поймем другого человека и простим его. Окажется, что он никакой и не враг. А если еще и обратиться с молитвой к Богу, то это самый верный способ обрести в своем сердце любовь, тепло и прощение. Ведь Господь Сам являет всё это нам и может даже самое каменное сердце наполнить подлинной любовью, жизнью и милостью.

Источник:
Возлюбить врага своего
Наверное, из всех заповедей Евангелия нет более глубокой, мудрой и вместе с тем таинственной и далеко не всем понятной, чем заповедь «Любите врагов ваших». Эта заповедь, казалось бы, делает
http://www.pravoslavie.ru/75872.html

Как простить врага?

Фотографии Владимира Монастырева

Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6, 12) — обращаемся мы к Господу. Но выполняем ли это обещание? Оставляем ли с легкостью сердца обиды, нанесенные нам? Подчас и просто обидное слово не можем выкинуть из головы, что уж говорить о в самом деле серьезных обидах и оскорблениях… а ведь без прощения нет спасения. Как научиться прощать и всегда ли нужно промолчать в ответ на грубость — и врагам, и ближним? Об этом мы беседуем с настоятелем храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной протоиереем Владимиром Волгиным.

Отец Владимир, что такое прощение?

В первую очередь, конечно же, мы должны быть требовательны к себе. Я вспоминаю слова старца Иоанна (Крестьянкина), когда я спрашивал у него напутствия на свое пастырское служение: «Прежде всего относитесь строго к себе и великодушно к людям». Эти слова я запомнил на всю жизнь.

Прощать мы можем тогда, когда относимся строго к себе. А что значит «строго»? Это значит, что мы должны непрестанно наблюдать за своими поступками. И если чаще обращать внимание на свою душу, то окажется, что там такое засилие страстей, так много змеиного яда, что, по сравнению с этим, причиненная нам обида от другого человека — ничто.

Прощение — это противоположность обиде. Чем страшна и опасна обида?

Любая праведность — это не заслуга человека, это не то, что мы сами приобрели, а то, что нам дал Господь по милости Своей, помиловал или уберег нас от чего-либо . Обида — это нехорошее чувство, связанное с самолюбием и нелюбовью к людям. А нелюбовь или ненависть, как известно, начинаются с равнодушия. Также и с обидой. Что это такое? Это же не просто «я ушел обиженный». Это значит, что внутренне я ропщу, негодую на несправедливое отношение того человека, который так ко мне отнесся. Обида может привести человека к унынию, к отчаянию, к мысли о мести, а это есть грех. Обида связана с эгоизмом.

Удивительно, что мы не уделяем должного внимания заповедям блаженств, ведь в них об этом все сказано. Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное (Мф. 5, 3) . Что такое духовная нищета? Это понимание того, что я не могу спастись без помощи Божией, что все, что я совершаю доброго — только с помощью Божией. Без Меня, — говорит Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна, — не можете совершить ничего (Ин. 15, 5) . Кому же возможно спастись? — Человекам это невозможно, но все возможно Богу (Мф. 19, 26) , — отвечает Спаситель. Мы немощны, поэтому должны умалиться и понять, что от нас зависит только наше намерение ко спасению! Но, ни в коем случае, не само спасение. И тогда, когда мы понимаем это, в нас рождается сочувствие к другому человеку, ведь он также слаб, как и мы, а может быть, мы гораздо слабее его. И вот когда мы осознаем это, обидеться уже не так просто.

Как научиться «любить грешника, но ненавидеть грех»?

Батюшка, бывает так, что ты просишь у человека прощения, а он не прощает. Надо ли «добиваться» прощения?

Нет, я думаю, главное — иметь раскаяние перед другим человеком. А тот человек может и не простить. Но главное — свое отношение, свое чувство. Понимаете, можно просить прощения с лестью, не осознавая, что ты виноват, можно просить прощения теплохладно, лишь для перемирия — лучше худой мир, чем добрая война. Можно просить прощения из-за лицеприятия, когда нам хочется, чтобы высокое лицо относилось к нам по-доброму . Но все эти виды прощения — фальшь. Мы должны просить прощения от всей глубины сердца!

В своем руководстве духовными детьми, в особенности, близкими (близкие это не те, которых я больше люблю, а те, которые более сотрудничают со мной в духовной жизни, нуждаются в моей помощи), когда вижу, что кто-то из них просит прощения неискренне, стараюсь добиваться этой самой искренности. Потому что без нее прощение — это ложь. А отец лжи — диавол. И приходится разными способами и ухищрениями добиваться того, чтобы человек из самой глубины своего сердца попросил прощения. Я так добивался прощения у своего дитя, когда она была маленькой, и у многих других людей. Только такое прощение и просьба о нем приносит умиротворение и душе, просящей прощения, и душе, у которой его просят.

Как вести себя с обидчивым человеком? Нужно ли постоянно осторожничать, угождать ему или прямо высказывать свое мнение?

Батюшка, а как надо относиться к грубости от посторонних — например, в магазине, общественном транспорте?

Кто ударит тебя в левую щеку, подставь правую — это идеальные отношения. Но, конечно, очень трудно переносить хамское поведение по отношению к себе, и, если вы им огорчились, то не нужно отвечать злом на зло, а мысленно нужно помолиться об этом человеке.

А как себя вести, если при нас оскорбляют наших родителей или детей? Должны ли мы терпеть и прощать это?

Нужно постараться, как мне думается, с кротостью остановить беззаконие. Можно сказать обидчикам: «Зачем вы оскорбляете людей, которые старше вас? Почему вы так обращаетесь с теми, кого не знаете?» Но, если эти люди попытаются чинить насилие, то нужно вспомнить слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13) . И, конечно, надо встать на защиту, не задумываясь о том, чем закончится эта брань. Может быть, мученичеством. Мы, в принципе, должны быть к этому готовы. Я говорю об идеале.

Батюшка, а о прощении в более глобальном масштабе — как относиться к тем, кто заведомо сознательно возводит хулу на нашу веру, Православную Церковь, на русский народ и его вековые традиции?

Святитель Иоанн Златоуст для своего времени говорил так: «Если кто-то в твоем присутствии хулит имя Господа, подойди и ударь хулителя по щеке» (см. «Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому народу. Беседа 1, ч. 12). Но сейчас другое время. Сейчас нужно подойти и, если это ваш знакомый, то нужно попросить его хотя бы ради вас не хулить Бога и Церковь Его. Если незнакомый человек говорит гадости, то нужно сказать ему, что он многого не знает, и попросить его воздержаться от резких выражений. Если ничто на него не подействует, то нужно помолиться за хулителя также, как за врагов своих: «Прости ему, Господи, ибо не ведает, что творит». И, конечно же, с хулителями не общаться, если они сознательно и убежденно поносят Бога и Церковь.

Значит, молчать нельзя?

Думаю, что нельзя. Другое дело, что не все мы мученики, не многие из нас способны к мученическому подвигу. Господь говорит: Если тебя гонят в одном городе, иди в другой. Если ты видишь, что ни словом, ни делом не можешь помешать хулению, отойди от этого человека, не общайся с ним, помолись за него.

Источник:
Как простить врага?
Фотографии Владимира Монастырева Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6, 12) — обращаемся мы к Господу. Но выполняем ли это обещание? Оставляем ли с легкостью
http://www.slavianka.com/archive/read/Mart-aprel-2013/Azy-pravoslaviya/

Как простить врага

Как справиться с обидой

Обида — это самая простая реакция на проявленную к вам несправедливость. Но и самая неправильная, так как она перекрывает возможность решения возникшей ситуации. Обида — это тупик. Обиженный и непростивший человек — это непокаявшаяся душа, и Бог даже не принимает ее после ухода с Земли в свое Царствие Небесное.

Как избавиться от обид? Как научиться прощать? Самый простой метод — поставить себя на место своего врага. Искренне, глубоко постараться понять его позицию. Необходимо вникнуть во все движения его души, в мотивы его поступков и поведения. Только поняв своего обидчика, ты сможешь его простить.

Как справиться с обидой

Найдите врага: самого главного, на кого вы очень сильно обижены. Кто вас очень сильно обидел в жизни, по-настоящему обидел? Вы действительно имеете право на него обижаться?

Как же не обижаться, когда вас изначально ущемили во всем, неравноправно поступили с вами, даже наступили на вас. Найдите эту ситуацию и этого человека.

А теперь постарайтесь понять, что вы не имеете права обижаться. Даже чуть-чуть сердце не должно защемить ни при какой ситуации. Нет обидчиков, нет обид.

Враги есть, люди, которые хотят вас стереть с лица земли, уничтожить, есть. Но только благость, только прощение, только смирение дают вам от них защиту. Как только вы ущемляетесь: как, это — мне? и так больно? — вы становитесь проницаемы для зла. Вы тоже излучаете зло, ведь подобное притягивается к подобному, и вы становитесь беззащитны.

Запомните на всю жизнь правило: вы не имеете права на обиды, на ущемленное самолюбие, ни чуть-чуть, нисколько. И никакие объяснения, что вас обидели, что вам сделали больно, что вас ущемили, отняли последнее, никак никогда не трогают Высшие силы. У вас будут отнимать еще и еще раз самое последнее и самое дорогое.

Чем больше вы обижаетесь, тем больше будут отнимать, пока вы не научитесь терпеть. Это — жизнь, это — жизненная школа.

Иисус Христос сказал: «Заповедь новую даю вам — возлюби врага своего, как самого себя». Ненавидеть врага — это просто. А вы полюбите его! И тогда вы подниметесь не только выше своего врага. Ваше развитие будет неизмеримо выше, вы станете мудрее, сильнее.

Пространство пойдет вам навстречу, когда вы откажетесь в малом: в самолюбии, в обиде, в ущемлении. Вы приобретете гораздо больше: вы приобретете в душе Бога и пространство.

Полюбите сейчас свою ситуацию, своего обидчика. Почему вы обижаетесь? Вы ждете от человека любви, а он вас обижает. Не ждите любви, дарите любовь сами. Полюбите врага своего.

Выход один во всех ситуациях: полюбить врага своего. Самыми большими врагами становятся родные и любимые вами люди, их обиды вы чувствуете наиболее остро. И любимого человека, который вас обидел, и родного, изменившего, укравшего, — вы должны полюбить.

Здесь и сейчас вы вызываете его образ. Вы видите, что он просто человек; видите, что он в своем зле мелкий, жалкий, несчастный.

Бог, пространство его накажут и без вас, без вашего на то желания и участия. Ведь и он подвержен закону бумеранга. Оставьте все на волю Бога, и полюбите врага своего, и пожалейте его.

Вы видите реально, как ваша любовь в виде розового облака спокойно течет к нему и обволакивает его, и его зло уже не проходит сквозь вашу любовь. Ваш враг начинает успокаиваться и забывать о том, что он когда-то вас ненавидел.

Если же он не забывает своей ненависти к вам, то ваша любовь возвратит ему все удары. Вы останетесь в покое, в пространстве, которое так же безмятежно, а ваша аура безмятежна без стрел и ударов, без атак.

За то, что вы простили врага своего, вы получаете огромную силу. Прощение должно быть абсолютным, и тогда оно дает такую же силу, как покаяние истинное. Искреннее прощение. Простить — это значит не вспоминать больше никогда прежних обид, не вспоминать даже мельком, даже уколом, даже одним словом, даже мысленно не доказывать врагу своему какой он плохой.

Простить, принять, полюбить, несмотря ни на какие обстоятельства, — это главная отправная точка для решения всех взаимоотношений и проблем. Простить, понять, полюбить. Откройте сердце, полюбите. В этом огромная сила. И вы можете найти ее в себе.

Источник:
Как простить врага
Как справиться с обидой и научиться прощать
http://uspeh-info.ru/emotsii-i-chuvstva-upravlenie-emotsiyami/kak-spravitsya-s-obidoy.html

Как простить обидчика или врага

Накопив за свою жизнь множество обид, мы в какой-то момент начинаем понимать, что сами страдаем от своей обиды на другого человека и задумываемся над тем, как простить обидчика или даже врага.

Давайте для начала разберемся с тем, что значит слово «обиделся». Если разобрать слово по частям, то получится вот что: ОБИДЕЛСЯ=ОБИДЕЛ+СЯ (СЕБЯ), поскольку «ся» всегда добавляется там, где речь идет о том, что мы делаем для себя. Например, помылся (помыл себя), побрился (побрил себя), но прибрал, а не прибрался (получается не комнату прибрал, а самого себя).

От чего человек обижается? От того, что действия других людей не совпадают с какими-то его ожиданиями. Например, он подарил подарок своей любимой, а она про его день рождения даже и не вспомнила. А это означает, что его подарок был как минимум не искренним, ведь когда мы от души делаем подарок, мы не ждем ничего взамен. Вспомните, вам наверняка хотя бы однажды приходилось дарить подарок близкому человеку просто так, чтобы порадовать его, а не потому что приближалась очередная юбилейная дата.

Теперь мысленно поставим перед собой все население Земли. На сегодняшний день эта цифра составляет уже 7 миллиардов человек. И каждый рос в своих собственных условиях, имея какие-то уникальные черты характера, привычки, умения, представления. Какова вероятность того, что все они будет думать и вести себя в любой ситуации точно так же, как мы? В этом смысле мы скорее напоминаем инопланетян: внешне вроде сделаны из одной и той же крови и плоти, а внутренний мир настолько у каждого различный, что мы порой с удивлением обнаруживаем, что даже с очень близкими нам людьми не совпадаем по взглядам и интересам.

Поэтому когда мы обижаемся, то обижаем себя сами, поскольку попросту не хотим воспринять других людей теми, кем они на данный момент являются.

Так как простить обидчика и тем более, как простить врага? Начать с того, что взять на себя ответственность за все, что с вами происходит. Ведь это вы испытываете к человеку обиду, досаду, горечь или разочарование в нем. Это вас задевают чужие недостатки, чужие промахи или поведение. Значит, и менять нужно себя, а не окружающих.

Вы можете спросить, почему себя? А разве 7 миллиардов поменять реально? Если вам каким-то загадочным образом удастся поменять свое окружение, то вы все равно будете встречать хамоватых продавцов в магазине, наглых водителей на дороге, грубых официантов в ресторане или мало ли где еще. И все они будут вас обижать, задевать, злить снова, и снова, и снова. Где остановка? Остановка – это хотя бы один шаг к самому себе.

Источник:
Как простить обидчика или врага
Как простить обидчика или тем более как простить врага с помощью собственной ответственности
http://moi-put7.ru/kak-prostit-obidchika-ili-vraga/

COMMENTS