Как вести себя с коллегами

Как вести себя с конфликтным коллегой

Дата публикации 16 сентября 2013 . Опубликовано в Окружающие

Сегодня руководители компаний среди основных критериев приема на работу оценивают в кандидате уровень конфликтности. Конфликтных людей мало кто хочет видеть среди своих подчиненных, что вполне понятно: такие личности вносят дисгармонию в спокойную атмосферу коллектива, портят настроение своим коллегам и мешают эффективно работать. Однако нередко конфликтность проявляется в человеке не сразу, а «выходит наружу» лишь спустя несколько месяцев. Как вести себя с конфликтным коллегой, если вам приходится с ним трудиться на рабочем месте бок о бок весь день?

В первую очередь, как советуют психологи, необходимо определить тип конфликтной личности и исходя из этого выработать дальнейшую тактику поведения:

1. Если это «скрытый конфликтант» — с завышенной самооценкой, болезненно обидчив и некритичен к собственным недостаткам, способный подолгу обижаться и не разговаривать с вами, постарайтесь не обращать внимания на поведение вашего коллеги и общайтесь с ним как ни в чем не бывало. Как правило, такие люди не идут на открытые конфликты и предпочитают просто играть в молчанку. А когда подобный человек понимает, что на его обиды не реагируют, он непроизвольно корректирует свое поведение и обижается реже.

2. «Демонстративно» конфликтные личности любому разговору предпочитают конфликт. Они встревают в чужие беседы, везде высказывают свое мнение, делают замечания и постоянно демонстрируют недовольство. Как правило, подобные личности умеют лишь разжечь конфликт, а вот «держать оборону дальше» совершенно не способны. Таких лучше сразу ставить на место: сразу же пресекать их замечания, вмешательство в чужие споры или возмущения. Чаще всего достаточно нескольких раз, чтобы с вами этот человек держал себя в руках.

3. «Бесконфликтные» люди нередко, сами того не желая, сами провоцируют конфликт. Как правило, это неуверенные в себе и мнительные личности, стремящиеся постоянно всем угодить, вмешаться в любое дело и без надобности предложить свою помощь. Такие личности нередко вызывают раздражение и досаду. Хотя найти подход можно и к ним: достаточно в очень дружелюбной манере объяснить, что вы цените их помощь и очень благодарны за внимание, но вы любите работать самостоятельно и вам не нравится постоянно отвлекаться от работы.

4. Целенаправленно конфликтные особы конфликтуют исключительно по причине достижения собственных целей. Нередко такие личности провоцируют конфликт, чтобы вывести вас из равновесия, а потом, например, продемонстрировать ваше нелицеприятное поведение начальству. С такими конфликтантами можно выбрать две стратегии поведения: или полного игнорирования, или спокойного, но очень жесткого пресекания всяких начинаний конфликта.

Если никакие методы не помогают справиться с конфликтной личностью, можно обратиться к руководителю с прямым объяснением невозможности взаимодействия с вашим коллегой и конкретными предложениями о разъединении вас (переводе в другую комнату, отдел или филиал компании). Лучше сменить привычное рабочее место внутри той же компании, чем ежедневно портить себе нервы и каждое утро с нежеланием идти на работу.

Как научиться общаться с неприятными коллегами

Есть ли среди ваших коллег те, кто любит издеваться над другими? Постоянно жаловаться, сплетничать, плести интриги? Возможно, это не коллеги, а постоянные клиенты вашей компании. В любом случае, весьма вероятно, что на работе вы вынуждены часто общаться с весьма неприятными людьми. Психотерапевт и коуч Джо Уилнер рассказывает, как вести себя с ними.

Всем нам доводилось встречать людей, находиться рядом с которыми просто невыносимо. Но что же делать? Как продолжать эффективно работать и нормально себя чувствовать, если избежать общения с неприятными вам личностями вы не можете?

Для начала стоит вспомнить, что «невыносимые» люди часто просто сильно отличаются от нас. Мир очень разнообразен, и у окружающих могут быть кардинально разные представления и убеждения. Если мы посмотрим на эти различия непредвзято, то сможем понять, что в большинстве случаев другой не значит «неправильный» или «плохой» – он просто другой.

Кроме того, мы не знаем, что в данный момент происходит c человеком. Возможно, у него сейчас трудный период, и постоянный стресс сказывается на его поведении. Поэтому прежде чем осуждать кого-то и называть его неприятным, проявите способность к сопереживанию, попробуйте посмотреть на ситуацию его глазами. Старайтесь понимать других и, скорее всего, сможете выстроить с ними более доброжелательные отношения.

Нам часто легче видеть только те качества человека, которые вызывают у нас неприятные эмоции. Чтобы общение с ним стало более комфортным, постарайтесь обратить внимание на его положительные стороны. Вполне возможно, в результате вы узнаете о многих его ценных качествах, не всегда заметных с первого взгляда.

Начав обращать внимание на эти качества и хвалить коллегу за их проявление, вы, скорее всего, увидите, что его поведение начнет меняться к лучшему, а вместе с ним и динамика ваших взаимоотношений.

Легко винить в своих переживаниях конкретного человека или ситуацию в целом, но, к сожалению, даже если вам не нравится поведение другого, попытки его изменить ни к чему не приведут.

Каждый из нас отвечает лишь за собственные мысли, чувства и действия – и это все, что мы способны контролировать. Неважно, насколько вы раздражены или недовольны – только вы сами, а не кто-либо другой, управляете своими эмоциями и поведением. Сосредоточьтесь на том, что лично вы можете сделать, чтобы исправить положение. Подумайте, как вам лучше реагировать на то, что вас раздражает. Постарайтесь сдержать первую импульсивную реакцию, чтобы не усугублять ситуацию.

Личные границы у всех разные: одни открыты, легко делятся любыми подробностями из жизни, другие предпочитают закрываться от мира и отмалчиваться даже в компании друзей.

Важно четко осознавать как свои собственные границы, так и личные границы коллег. Если ваши границы нарушены, подумайте о том, что, возможно, человек сделал это неосознанно: просто его собственные границы куда менее жесткие, чем ваши. В этом случае четко, уверенно и спокойно объясните, где проходят ваши границы, дайте знать о своих предпочтениях и потребностях.

В большинстве случаев с малознакомым человеком лучше придерживаться формальных границ, пока вы не узнаете его достаточно хорошо, чтобы понять, где для него проходит черта между допустимым и оскорбительным.

5. Выстраивайте отношения, основанные на взаимном уважении

Мы не всегда соглашаемся с другими, иногда они нам откровенно не нравятся, но даже в этом случае мы можем поддерживать с ними отношения, построенные на взаимном уважении.

Понять, что вас уважают, легко: в этом случае вы чувствуете, что ваши мнение и идеи адекватно воспринимаются, ваши положительные качества ценятся, а ваши границы не пытаются переступить или подвинуть. Постарайтесь вести себя так же со всеми, даже с неприятными вам людьми.

Джо Уилнер (Joe Wilner) – психотерапевт, коуч и музыкант. Его сайт .

Буллинг на работе: если в коллективе завелся хищник

Он только и ждет момента, чтобы унизить вас, выставить слабаком и лентяем. Почуяв вашу слабость, он не преминет воспользоваться ей. Психолог Арианна Оуд рассказывает, как возникает ситуация травли и что можно противопоставить агрессору.

Одни называют его гламурной пустышкой, другие – глубоким, эстетически незаурядным фильмом. Почему сериал о самом молодом понтифике в истории Ватикана, эксцентричном 47-летнем Ленни Беллардо вызывает такие разные эмоции?

Источники:
Как вести себя с конфликтным коллегой
Сегодня руководители компаний среди основных критериев приема на работу оценивают в кандидате уровень конфликтности. Конфликтных людей мало кто хочет видеть среди своих подчиненных. Как вести себя с конфликтным коллегой, если вам приходится с ним трудиться на рабочем месте бок о бок весь день?
http://www.vitamarg.com/konsultacii/ludi/3424-kak-vesti-sebya-s-konfliktnym-kollegoj
Как научиться общаться с неприятными коллегами
Есть ли среди ваших коллег те, кто любит издеваться над другими? Постоянно жаловаться, сплетничать, плести интриги? Возможно, это не коллеги, а постоянные клиенты вашей компании. В любом случае, весьма вероятно, что на работе вы вынуждены часто общат
http://www.psychologies.ru/standpoint/kak-nauchitsya-obschatsya-s-nepriyatnyimi-kollegami/

COMMENTS