Каковы связи и отношения общества как системы со средой

3СОЦИОЛОГИЯ КАК СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО

Каковы основные теоретические подходы к анализу общества?

Первое, самое поверхностное определение общества включало совокупность людей в рамках одного государства (например, польское общество, французское общество)

Для современной социологии общество — это не конкретный коллектив, а своеобразный вид деятельности, заявляет о себе самыми разными способами в разных коллективах, сообществах, группах, которые формируются н на разных уровнях. Национальное общество, или общество, существующее в рамках одной определенной государства — это лишь одна из его разновидностей, потому что общество существует также и в форме групп, гораздо меньших, чем сук упнисть граждан целого государства (семья, круг друзей, общественные слои, этническая группа, университет).

Общество — это также коллективы людей, более крупные, чем общность граждан одного государства: международные корпорации, последователи мировых религий, все население. Земли. Таким образом, варианты обществ ва могут быть самыми разнообразными: от нескольких человек до нескольких миллиардов мужскак.

Второй стереотип обыденного мышления — идентификация общества с человеческой массой, множеством конкретных личностей (например, университет — это профессора, ассистенты, студенты; фирма — это директора, сп пивробитникы; семья — это отец, мать, дети). В целом это верно, но недостаточно, ведь внимание сосредоточено только на одном аспекте общества — на множества единиц, которые его образуют, или, иначе говоря и, на популяцийї.

Социология же как наука учитывает существование между отдельными членами общества определенных отношений, связей, зависимостей, соединяющие людей в нечто целостное. Огюст. Конт,. Герберт. Спенсер рассматривали общество не как простую совокупность отдельных людей, а как единый, целостный, функционирующий социальный организм, является результатом интеграции. Отголоском этого подхода в современной социологии является категория»социальная групп а»(от семьи до нации, народау).

Важный шаг в направлении абстрактного понимания общества был сделан, когда было замечено, что люди формируют коллективы и группы, входящие в социальные системы, в структурные зависимости и отношения с к опомогою своей деятельности, с помощью того, что они делают и что они говорят.

Макс. Вебер обратил внимание на человеческие поступки, действия, дела как на основной восходящий материал, из которого формируются все общественные явления и все общественные связи и системы. Например, капитализм для. Вебера — к конечный продукт массовых действий, действий людей, которые покупают, продают, инвестируют средства, организующие производство, воплощают в жизнь то, что он называл»духом капитализма»В американской социологической школ и (Ч. Шары,. Дж. Мид,. Дж. Хоманс,. Дж. Коулман) центр тяжести до сих пор переносится на поступки, действия людей как основу общественной жизни, и эта установка остается господствующейнуючою.

Макс. Вебер и. Эмиль. Дюркгейм обратили внимание на то, что в каждой человеческой действия содержится определенное значение, которое носит характер»социального факта»и возвышается людям как нечто обязательное, обязывающую их д к чему-то, что заставляет их и навязывается средой (например, европейцы используют ножи и вилки, а не палочки, поскольку живут не в. Китае; современный американец больше беспокоится о счете в банке, а не о спасении души, поскольку живет не во времена средневековья.

В социологии используется понятие»культура»для описания всей этой совокупности значений, символов, представлений, правил, норм, ценностей, которыми руководствуются люди в своих поступках и действиях, которые определяют индив видуальну идентичность каждого человека. Именно эта совокупность приводит участие людей в тех или иных группах и коллективах и формирует отношения, связывающие людей одного с другим. Культурные аспекты общественной же иття — центральная проблема французской социологии (Пьер. Бурдье,. Мишель. Фуко,. Жан. Бодрийяр и другиеі).

дальнейшем провозглашается преодоления взгляда на общество как на неизменный статический объект

Разумеется, с начала формирования социологии были разработаны существенные элементы динамического восприятия и подхода (теоретические указания на эволюцию, непрерывное развитие и»социальную физиологию», т.е. пос постоянным функционирования общественных органов и тканей). Акцент на значение действий и поступков также подчеркивал движение и изменчивость. Но только в конце XX века ученые пришли к согласию о том, что все, что существует в сус сообществе — это общественные события, социальные действия, то есть то, что находится в движении, постоянно меняется, это — колеблющиеся конфигурации культурно мотивированных человеческих действий, соотнесенных с действиями других людей (по понятие»фигурации»Норберта. Элиаса,»структурации»Энтони. Гидденса,»становление»общества. Петра. Штомпкии).

Общество в широком смысле — это обособленная от природы часть материального мира, которая представляет собой форму жизнедеятельности людей, исторически развивающейся. В узком смысле — это определенный этап п человеческой истории (рабовладельческое, капиталистическим, раннефеодальное общество и т.п.) или отдельное, индивидуальное общество (социальный организм), например, индийское общество, советское сплошь ство и тп. Обыденное сознание связывает понятие»общество»с государством, поскольку на протяжении многих столетий именно государство было той основой, преобладающей формой, в которой и развивалась жизнь человеческих совместной нонот.

Общество часто толковалось как совокупность индивидов, объединяющихся для удовлетворения»социальных инстинктов»(Аристотель) или контроля над своими действиями (Гоббс,. Руссо). Для общественной мысли XVII — XI IX веков характерно понимание общества как основанного на конвенции, договоре. Огюст. Конт видел истоки общества в действии абстрактного закона формирования сложных и гармоничных систем. Гегель противостою авляв»договорено теории»трактовка гражданского общества как сферы экономических отношений, где всесторонне переплетается зависимость всех от всесіх.

В современной западной социологии понимание общества как совокупности абстрактных индивидов заменяется пониманием его как совокупности действий тех же абстрактных индивидов (например, теория социального действия)

В ходе развития социума постепенно выкристаллизовывались семь основных точек зрения на то, что такое общество:

демографический подход: общество — популяция, множество, совокупность отдельных единиц;

Социальная динамика основное внимание уделяла изучению процесса изменчивости социальных явлений, их обусловленности, направленности и последствий. В. ЕЕ рамках изучались факторы, влияющие на эти изменения, закономерно ности приспособления индивидуума в систему общественных отношений или общества к новым условиям, разрабатывалась теория прогресса и такое др.е.

Общество в социологическом понимании, как отмечал. Питирим. Сорокин, означает прежде всего совокупность людей, находящихся в процессе общения, и далее — совокупность высших организмов, взаимодействующих. Л. Люди живут совместно друг с другом, между ними ежесекундно возникают тысячи процессов взаимодействия, что носят психологический характер: обмен идеями (религиозными, научными, обыденными, художественными образами и т.д.), обмен волевыми импульсами (общества и кооперации, в которые люди объединяются для достижения целей коммерческих, благотворительных, хозяйственных, нравственных, научных и т.д.), обмен чувствами (на почве лю. Боуи, сочувствие, ненависти, при созерцании драмы, при религиозном обряде и т.д.».

Предмет социальной статики — устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как социального целого. В социальной статике рассматривались типология социальных структур, закономерности их взаимодействия аемодии, типология социальных институтов и их функционального соответствияі.

Проблемы социальной динамики и социальной статики изучали. Г. Спенсер,. Л. Уорд,. М шары. В. Самнер,. Е. Дюркгейм,. Б. Малиновский. Уже. Конт подчеркивал условность разделения социальной динамики и социальной ст татикы. Однако в истории социологии это сопоставление привело к осознанию специфики методов исследования процессов функционирования и процессов развития общества и его институтов. Термины»социальная дина мика»и»социальная статика»сохранили свое значение только в исследованиях по истории социологииціології!

Новейшая фаза социального развития — это»пост национальная констелляция»и закладки основ»космополитической демократии», формирования глобальной общественного мнения и глобального гражданского общества. Как справедливо отмечает. Петер. Штомпка, главная дилемма — это создание коллективной идентичности в наднациональном масштабе. Здесь находится»второй шанс. Европы», которая была колыбелью национальных государств а ныне стоит на пути формирования континентальной федерации держаав.

Согласно. Хабермас, общество имеет два аспекта:»систему», которая состоит из институтов;

«жизненный мир», который состоит из спонтанных практик и значений, признанных членами группы

Восходящий к просветительских концепций проект создания современного общества образовался из двух направлений, двух источников: через рынок, бюрократию, право»система»подлежала рационализации, инструментализац ции и установлению господства денег и власти; эти факторы вторглись далее в»жизненный мир», способствуя его»колонизации»и разрушая естественные основы общности и идентичности. Все теоретики, анализируя общество как отдельный вид социальной системы, подчеркивали, что оно, подобно всем социальным системам, отличается своими культурами, структурами и населением. Общество является центральной концепцией в социологии, которая анализирует созданы и организованы важные элементы социальной жизнитя.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник:
3СОЦИОЛОГИЯ КАК СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО
Каковы основные теоретические подходы к анализу общества? Первое, самое поверхностное определение общества включало совокупность людей в рамках одного государства (например, польское общество,
http://uchebnikirus.com/soziologia/sotsiologiya_100_pitan_100_vidpovidey_-_podolska_yea/sotsiologiya_sistemnim_poglyad_suspilstvo.htm

Каковы основные черты общества как социальной системы?

Каковы основные черты общества как социальной системы?

Все социальные системы можно классифицировать на тех же основаниях, что и другие разновидности систем.

В четвертых, по характеру своих закономерностей социальные системы бывают вероятностным и детерминированными. В вероятностных системах их компоненты могут взаимодействовать в неопределенной количества вариантов (например, общество в состоянии войны). Детерминированы системы имеют точно определенный результат взаимодействия (например, правовая, законодательная).

Вместе с функциями социальной системы, связанными с поддержанием порядка и развития, в социологической теории существует направление, формулирует понятие социальной системы, то есть ее возможностей. Выделяют экстрактивные возможности (привлечение ресурсов); регулятивные (регулирования поведения индивидов и групп); дистрибутивные (распределение статусных позиций и материальных благ), а также атрибутивные, есть такие, которые обеспечивают защиту в обществе.

С системной точки зрения, общество представляет собой совокупность людей, связанных между собой общей деятельностью по достижению общих для них целей.

Начальной ячейкой общества живые действующие люди, совместная деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество. Таким образом, индивид — это элементарная единица общества.

Общество — это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и вступают в отношения. Люди главным элементом структуры общества, а источником их объединения и дальнейшего формирования в сообществе выступает социальное взаимодействие. «Что такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей», — писал Карл Маркс. Питирим Сорокин также считал, что общество не существует «вне» и независимо от индивидов, оно выступает как «система взаимодействующих единиц, без которых, внешне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без его составляющих элементов». Важнейшими элементами формирования общества связь людей, общность, солидарность и единство.

Общество — это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей, которые образуются на какой-то общей основе. Эмиль Дюркгейм видел основу устойчивой единства общества в «коллективном сознании». Согласно Максу Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальних1, то есть ориентированных на других людей, действий. Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связываю чем началом которой являются ценности и нормы.

С точки зрения Карла Маркса, общество — это совокупность отношений, развивающихся между людьми, складывающиеся в процессе их совместной деятельности.

Общим для всех подходов является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу и является системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Важной чертой социальной системы является интеграция, которая представляет собой процесс и механизм объединения частей. Процесс развития системы отражает еще одну ее свойство — структурированность. Структура, то есть внутреннее строение системы, определяется составом и соотношением элементов. Во взаимодействии с внешними условиями своего существования система способна изменять свою структуру. Такие системы относят к разряду самых сложных, которые способны самоорганизовываться.

Кроме того, любая система, несмотря на ее целостность, может быть рассмотрена как компонент системы более высокого порядка. Вместе с тем, любой компонент системы является системой более низкого порядка. В этом проявляется еще одно свойство системы — иерархизованисть и многоуровневость. Иерархически построенные отношения людей представляют собой структуру общества. Общество, как и любая живая система, является открытой системой, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей средой (обмена веществом, энергии, информации).

Важной чертой социальной системы выступает также наличие цели, которая определяет структуру общества и закономерности его функционирования. Общество имеет более высокой степень организации, чем окружающая среда. Чтобы сохранить себя как целостность, оно должно удовлетворять потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения потребностей (материальных, социальных, духовных) выступает наиболее наглядным доказательством эффективности функционирования общества как системы. Если не достичь минимального удовлетворения потребностей, то общество может распадаться и погибнуть, что представляет собой «управленческую катастрофу», поскольку общество не справилось с управлением процессами деятельности людей.

Итак, общество как система, функционирует, имеет телеологическую природу, то есть стремится к достижению цели, которая конкретизируется из множества под целей. Общество может не задумываться о цели, неверно ее определять, отрицать, но оно все равно выступает как целостная самоуправляемая система. Кибернетики — информационный аспект рассмотрения общества как раз и состоит в том, что субъект управления на основе информации об окружающей среде и общество формирует коман- ды объекта управления, посылает своего рода «сигналы» (прямая связь) и получает информацию о результаты и соответствие целям (обратная связь) — от этого зависит судьба общества как системы. Таким образом, основными чертами общества как социальной системы являются: целостность, интеграция, открытость, структурированность, иерархиезованисть и наличие цели.

Какие компоненты составляют социальную систему?

Социальные системы — это системы высшей степени сложности, обладающих множество компонентов, необычайное богатство взаимосвязей между ними, между системой в целом и средой. Социальная система, как отмечает Толкотт Парсонс, — это прежде всего система взаимодействий (интеракций) индивидов, где каждый участник является одновременно и действующим лицом (имеет определенную цель, идеалы, установки пр.), И объектом, на который ориентированы и другие действующие лица, и он сам. В то же время индивиды являются и живыми организмами, и личностями, и принадлежат к определенным культурных систем.

Все человеческое общество, по Т. Парсонсу, можно рассматривать как одну большую систему человеческого действия, в которой можно выделить самые общие подсистемы этого действия (поведения): организм, личность, социальная система и культурная система. При таком подходе каждая из трех систем действия индивидов (поведенческие: организм, культура, личность) составляют часть окружающей их среды или, точнее, одно из окружающих сред социальной системы. За их пределами находится окружающую среду самой системы действия (космическое, физическое, органическая среда).

Основными компонентами социальной системы являются:

Человечески компонент — учитывая, что специфика социальной системы состоит на базе общности людей, то ее ядром выступает именно человек как общественное существо, способное к сознательному целеполагания, которая действует в системе социальных связей, выступая членом определенной группы, слои; социальный процесс социальные, политические и духовные процессы, имеющие прогрессивную или регрессивную направленность, влияющих на состояние и подсистем; предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственного и общественной жизни; предметы «второй природы» (здания, техника, средства связи и управления); духовный компонент — идеи, теории, культурные и этические ценности, ритуалы, традиции.

Индивиды взаимодействуют с другими людьми, объединяясь в сообщества. Коллектив, окружающую среду осуществляют системное воздействие на индивида, а он, в свою очередь, — обратное влияние на других членов социальной группы. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, которой присущи системные качества, то есть качества, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

Исходя из структурных элементов, можно дать следующее определение: социальная система — это упорядоченность индивидуумов, групп, вещей, процессов, взаимодействующих в определенном отношении и образуют интегративные качества, не присущие ее компонентам в отдельности. Структуру социальной системы образуют индивидуумы, которые занимают определенные социальные позиции (статусы) и выполняют социальные функции (роли) в соответствии с принятой в обществе совокупностью норм и ценностей.

Виды социальных структур:

идеальная структура, связывает воедино верования, убеждения, представления;

нормативная, включающее ценности, нормы, принятые обществом социальные роли;

организационная, что определяет способ взаимосвязи позиций или статусов и детерминирует характер повторения систем;

случайная, состоящий из элементов, включенных в ее функционирования и в данный момент в наличии.

Идеальная и нормативная структуры образуют блок культурной структуры, а организационная и случайно — социетальной. Нормативная и организационная структуры представляют собой единое целое, а их элементы имеют стратегическое значение. Идеальная и случайная структуры могут вызвать и положительные и отрицательные отклонения в поведении системы, в результате чего возникают определенные рассогласования, дисфункции.

Структура социальной системы как функциональное единство совокупности элементов регулируется только ей присущими законами и закономерностями, определяется своей собственной детерминированностью. В результате существования, функционирования и изменение структуры определяется не законом, стоит как бы «вне ее», а имеет характер саморегулирования, представляет собой: во-первых, поддержание равновесия элементов внутри системы; во-вторых, восстановление функций при нарушениях; в-третьих, направленные изменения элементов и самой структуры.

Процесс управления считается состоявшимся при условии передачи команды субъектом и ее восприятие со стороны объекта. Социальные системы одновременно является и субъектом, и объектом (в ней есть система управляющая и система управляемая).

В социальной системе выделяют системы меньшего уровня:

техническая система — оборудование, технические средства;

технологическая система — правила и нормы функционирования в материальной и духовной сферах;

организационная — инструкции; что существенно влияет на техническую и технологическую системы, позволяет рационально использовать технологические и технические средства, площади;

экономическая система — единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;

социальная система — совокупность социальных отношений, образующихся в результате совместной деятельности; вместе с Экономической системой определяет цели материального и духовного производства, политики, формирует принципы и методы их организации.

Источник:
Каковы основные черты общества как социальной системы?
Каковы основные черты общества как социальной системы? Все социальные системы можно классифицировать на тех же основаниях, что и другие разновидности систем. В четвертых, по характеру своих
http://studbooks.net/7788/sotsiologiya/kakovy_osnovnye_cherty_obschestva_sotsialnoy_sistemy

Общество как система

В результате изучения главы 4 студент должен:

знать

особенности социологического понимания общества как социокультурной системы, типологию обществ;

– функциональную и конфликтную модели общества, основные виды социальных изменений;

уметь

– ориентироваться в событиях и явлениях общественной жизни, оценивать их с позиций социологического подхода;

– видеть факты изменения современного мира и процессы глобализации в их взаимосвязи;

владеть

– навыками анализа новых социальных проблем, характеризующих внутреннее развитие российского общества и положение России в мире.

В связи с тем что понятие общества является одним из центральных в категориальном ряду социальной теории, видные социологи прошлого и настоящего пытаются отобразить его наиболее характерные родовые признаки. Несомненно, что социология, изучая общество, сталкивается со значительными познавательными и методологическими трудностями. Однако при обращении к отдельным сторонам социальной жизни нельзя упускать из виду понимание общества как целостной системы. Здесь необходимо подчеркнуть следующие моменты:

1. Понятие «общество», используемое в социологии, предельно абстрактно, поэтому нужна конкретизация этого понятия на уровнях:

сфер жизнедеятельности, выступающих его подсистемами (политика, право, семья, общественное мнение и т.п.);

структурных элементов, интегрирующих его в единое целое (социальные группы и общности, институты и организации, нормы и ценности);

реально существующих сообществ в их временны?х и пространственно-территориальных параметрах;

социального взаимодействия и структурных элементов, образующих конкретный социум.

2. Чтобы рассматриваемое понятие обрело познавательный статус, сама отображаемая реальность (общество) должна в своем развитии достичь высокой степени внутренней зрелости. К условиям, удовлетворяющим такому требованию, следует отнести:

формирование гражданского общества и его автономии относительно государственных структур;

присутствие социальных сил, заинтересованных в получении достоверной информации об обществе, что оказывается невозможно, например, в обстановке господства авторитарных либо тоталитарных режимов;

наличие в обществе и государстве механизмов, позволяющих использовать полученное знание в социальном управлении.

3. При всей очевидности стремления социологов и наличии объективной тенденции придания закономерностям, присущим современному западному обществу, всеобщего универсального статуса на первом месте для нас продолжают оставаться проблемы, которые формируются в недрах российского общества. Именно этим, а не какими-то идеологическими соображениями, объясняется то обстоятельство, что российское общество является средоточием интересов отечественных социологов. Определение того, как соотносятся общее и специфическое в развитии нашего общества, имеет в связи с этим не только чисто познавательное либо методологическое, но и непосредственно выраженное практическое значение.

4. Делая акцент на внутреннем аспекте развития общества, мы не можем игнорировать принадлежности конкретного социума к более широкой системе связей с иными социумами, вместе с которыми по мере углубления процессов глобализации он образует то, что принято называть мировым сообществом. Учет взаимосвязи внешнего (международного) и внутреннего (национального) играет важную роль для объяснения происходящего применительно к любому современному обществу.

В силу указанных и иных причин понятие общества и отношение к нему исследователей наполнено большим эвристическим смыслом. В литературе данное понятие употребляется в широкой и узкой трактовке.

Общество в широком смысле – это совокупность исторически сложившихся способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых находит выражение их всесторонняя зависимость друг от друга.

В узком смысле общество есть конкретный тип общения людей с присущими ему особенностями структурной и генетической организации.

На протяжении XIX–XX веков во взглядах на общество явно преобладали воззрения функционализма, хотя наряду с ними, но в неизмеримо меньшей степени, был представлен и конфликтологический подход (К. Маркс, Л. Козер, Р. Дарендорф и др.).

Основания функционалистского подхода к изучению общества были заложены еще Гербертом Спенсером. Он, хотя и с весьма существенными оговорками, усматривал определенные аналогии между процессами, происходящими в биологическом организме и обществе. Английский социолог считал, что как в том, так и в другом случае наличествует объективная взаимосвязь отдельных органов, которые он определил как социальные институты. Их специализация тем выше, чем сложнее устройство конкретного социума. Благодаря Спенсеру, в научный оборот были введены понятия функции, структуры, организации, используемые при характеристике общества как социальной системы.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм продолжил и развил наметившуюся линию функционализма в объяснении происходящих в обществе процессов. Напомним ряд посылок обосновываемого им подхода, которые в дальнейшем получили признание и закрепление в социологии:

1) общество как социальная реальность по своей природе и свойствам отличается от индивидуальных реальностей, т.е. оно не равнозначно множеству индивидов;

2) социальное развитие проявляется как углубляющееся разнообразие функций и профессий, что ведет к росту автономии индивидов и групп, к которым они принадлежат, относительно общества и государства;

3) дифференциация и специализация связаны с общественным разделением труда, обеспечивающим надличностную функциональную зависимость и социальное единство.

Представление об обществе как органической и функциональной целостности предполагает наличие его базовых элементов. К их числу обычно относят социальную связь, социальное взаимодействие и социальные отношения. Самым широким из трех перечисленных элементов считается первый.

Социальные связи – это комплекс факторов, которые обусловливают совместную деятельность индивидов в социальных общностях и группах и объединяют их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию. Социальные связи существуют объективно, однако реализуются они исключительно через деятельность людей, преследующих свои социальные цели. Опосредующими звеньями этого процесса выступают не только ситуационные факторы и личностные качества индивидов, но и одобренная обществом система институциональных социальных норм и средств социального контроля.

Социальные связи формируются по разным основаниям и имеют множество форм проявления. К ним могут быть отнесены определенные контакты (пространственные, психические, социальные), социальные действия и взаимодействия, социальные отношения, контроль и т.д. В литературе они одновременно рассматриваются и как компоненты социальной связи, и как этапы ее становления. Процесс развития социальных связей происходит посредством перехода от простых форм к сложным по мере повышения уровня их общественной организации.

Социальное действие выступает как первичный исходный момент формирования социальной связи. Поскольку его осуществление строится исходя из определенной ожидаемой ответной реакции другой стороны, то речь идет о социальном взаимодействии.

Социальное взаимодействие – форма общения, которая, проходя через сознание людей, становится рациональной и находится в связи с действиями других людей, общностей и групп, социальных институтов и норм, ориентирована на них и испытывает с их стороны обратное воздействие.

От М. Вебера до Т. Парсонса социологи рассматривали общество как непрерывный процесс взаимодействия людей. Это означает, что всякое социальное действие своим основанием имеет предшествующее действие иного субъекта и само становится источником последующих действий.

В социальном взаимодействии выделяют две стороны:

а) объективную, обусловленную независимыми от нашего сознания и поведения социальными связями;

б) субъективную, в которой находит отражение сознательное воздействие одних индивидов на других и взаимное ожидание соответствующего поведения.

В том случае, если среди многообразия социальных связей выделяются какие-то устойчивые и повторяющиеся формы взаимодействий, для которых характерны осмысленность, целевая направленность и ориентация на соответствующее поведение, речь идет о социальных отношениях.

Социальные отношения – одна из форм проявления социальных взаимодействий, которой присущи длительность, устойчивость и системность.

В современной социологической теории утвердилось представление о множественности связей, взаимодействий и отношений, присущих социальной системе. Наиболее характерны для нее коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов.

Координация есть определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостности системы.

Субординация – это подчиненность и соподчиненность элементов в социальной системе, указывающая на их особое, специфическое место в системе и неодинаковость значения.

Разработка общей теории систем позволила социологам поставить вопрос о комплексе системных характеристик, образующих своеобразный каркас всякого социального объекта. К их числу относятся:

целостность – свойство однокачественности системы, которое находит свое выражение в ее автономности по отношению к иным объектам; самодостаточности по отношению к среде; интегративности как внутреннем состоянии;

множественность – наличие одновременно существующих в границах конкретной социальной системы не менее двух типов социальной связи (пространственных, функциональных, генетических);

структура (организация) – упорядоченность отношений, связывающих элементы системы и обеспечивающих ее равновесие. Эта характеристика играет ключевую роль в системе, гак как выступает способом ее организации, формирует ее элементы;

функционирование и развитие – действие системы во времени, связанное со способностью поддерживать динамику составляющих ее элементов, а также наращивать степень сложности собственной организации;

иерархия элементов – данная характеристика относится к вертикальному срезу системы, который отражает уровни ее структуры;

управление – наличие механизмов взаимосвязи в иерархическом строении системы, прямых и обратных связей, что делает объект управляемым, а следовательно, дает возможность организации, регуляции, планирования, контроля и прогноза в границах системы;

взаимосвязь системы со средой – данная характеристика находит выражение в том, что система формирует присущие ей свойства во взаимодействии со средой и сама является ее активным компонентом.

При анализе любого конкретно взятого общества важно учитывать, что социальная структура образует его своеобразный каркас, обеспечивая устойчивость и стабильность всей системы. Благодаря наличию структуры общество отличается от произвольного, хаотического скопления людей и иных социальных феноменов, не обладающих столь высоким уровнем организации.

В социологии социальная структура общества рассматривается с позиций различия характера и типа социальных связей, ею выражаемых. В ней выделяются такие подсистемы, как:

социальные общности и группы;

социальные институты и организации;

нормы и ценности.

Они разнятся в зависимости от того, что лежит в их основе: социальные; институционально-организационные связи или связи социального контроля.

Американский социолог Эдвард Шилз (1911–1995) при описании степени сложности организации предлагал использовать понятия «первичное сообщество» и «интегрированное общество».

Первичные сообщества – это корпоративные (ассоциации, фирмы, союзы, армия, религиозные общины, партии) и территориальные (соседские общины, деревни, округа, города, районы) сообщества, а также неорганизованные совокупности людей (классы и слои, религиозные и языковые группы и т.д.). Все эти социальные образования осуществляют имеющуюся у них власть при условии подчинения общей власти, которая находится за их пределами и по своей природе является властью всего общества.

Интегрированная общность (т.е. общество) должна удовлетворять следующим требованиям:

1) не входить в качестве части в более крупное образован не;

2) располагать собственной постоянной территорией;

3) заключать браки преимущественно между ее членами;

4) пополняться главным образом за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями общности;

5) существовать дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

6) обладать собственной системой управления;

7) иметь собственные название и историю;

8) быть внутренне сплоченной на основе общей системы ценностей (обычаев, традиций, норм, законов и т.п.).

«Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования иод общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру».

Понятие «интегрированное общество» отражает глубоко дифференцированную и многообразную но своим проявлениям социальную реальность. Отсюда представление об особо сложных, обладающих высоким уровнем организации объектах как системе.

Сложность организации конкретной системы, степень ее структурированности находят отражение в комплексе выполняемых ею функций, разнообразие которых непосредственно определяется наличием разных срезов социальной структуры общества. Этот аспект нашел наиболее полное отражение в функционализме. Так, Роберт Мертон, представляющий течение структурного функционализма, выдвинул идею наличия у всякой системы, наряду с явными функциями, латентных функций, т.е. тех, скрытых последствий которые обнаруживают себя с течением времени и в той или иной степени отличаются от намерений субъектов деятельности. Применительно к любой социальной системе можно говорить о наличии как тех, так и других функций, выполняемых конкретными институтами.

Например, к явным функциям пионерии и комсомола в советское время можно отнести организацию молодежи на осуществление социально значимых дел (сбор макулатуры и металлолома, тимуровское движение, студенческие строительные отряды и т.п.). Одновременно с этим они выполняли функцию контроля за сознанием и поведением молодых людей.

В тех же случаях, когда социальные институты перестают соответствовать своему назначению и уже не справляются с присущими им функциями (например, пионерская и комсомольская организации на излете советской истории), говорят о дисфункции данного института либо системы в целом.

Источник:
Общество как система
В результате изучения главы 4 студент должен: знать – особенности социологического понимания общества как социокультурной системы, типологию обществ; – функциональную и конфликтную
http://studme.org/1924070128738/sotsiologiya/obschestvo_kak_sistema

Тема 9 общества как целостной системы

. Ключевые понятия и термины

Начнем с того, как социология трактует понятие»общество»

. Есть. Дюркгейм рассматривал общество как сверхиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях

. С точки зрения. К. Маркса, общество — это совокупность отношений между людьми, исторически развиваются и складываются в процессе их совместной деятельности

Мы часто и не без основания говорим, что человек, общество — часть природы и в то же время не менее часто и с не меньшим основанием четко различаем и даже противопоставляем человека, общество природе и ли здесь противоречия? ма.

В первом случае понятие»природа»употребляется в предельно широком смысле, что выражает естественное единство всего мира, всей действительности. Тезис»общество — часть природы»отражает тот непреложный ф факт, что человек, а следовательно, и общество происходят из природы; человек — существо и биологическая, которая имеет немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняется законам природы; человек есть высшей ступенью развития живой природы; общество находится в органической связи и тесной взаимодействия с природной средой и не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от нее, и природа, и общество подчиняются в своем развитии некоторым общим фундаментальным законам и т п.

Югославский социолог. Д. Маркович выделяет три основные особенности человека:

предлагая следующее социологическое определение человека: человек — это»общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, сочетающийся с другими людьми и и живет в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия.

Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия»природа»и»общество»,»природное»и»социальное», ни разрывать и противопоставлять их природа и общество — это две качественно различные формы проявления в единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области — естествознание и обществознаниео.

Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) — природно-социальную, биосоциальную — основу человека и общества, не допуская и как игнорирование природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.

Все это имеет не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Исторический опыт убедительно свидетельствует, например, о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и ты им более вопреки естественным потребностям личности и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе признания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к крайне реакционных выводов и не менее негативным последствиям на практикеці.

При самом общем взгляде на общество бросается в глаза, что оно — совокупность, объединение людей. Это означает

• точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличается от животного и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки со ору отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество — это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, по сути, их отн. Осин с природой, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другуо;

• не могут служить примерами общества одинокие, как. Робин-зон, человек или значительное число людей, живущих изолированно друг от друга и от других людей. Как отмечал. П. А. Сорокин,»для того, чтобы сплошь ьство могло существовать, нужно минимум два человека и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления»ща»;

Общество — это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянный, устойчивый и достаточно тесная взаимовлияние и взаимодействие этих людей. Хотя в повс сякденному жизни понятие»общество»используется достаточно широко и разносторонне — от небольшой группы людей ко всему человечеству, однако в социологии под обществом понимается объединение людей, х арактеризуеться:

• общностью территории их проживания, обычно совпадает с государственными границами и служит тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общест щества

• целостностью и устойчивостью;

• самовоспроизведением, самообеспеченность (самодостаточностью), саморегульованистю, понимаемых, конечно, не в абсолютном, а относительном смысле;

• таким уровнем развития культуры, что находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, которые лежат в основе социальных связей

Сложность общего определения понятия»общество»связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это — очень широкие по объему и високоабстрактни по характеру понятие. Во-вторых, общество — чрезвычайно ст готово, многослойное и многогранное явление, что позволяет рассматривать его во всевозможных ракурсах. В-третьих, общество — понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития в. В-четвертых,»общество»- это стыковая категория и социальной философии и социологии, и истории, и социальной психологии, и других наук, каждая из которых по-своему соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество. В-пятых, как уже отмечалось, понятие»общество»используется в жизни очень широко и многозначительноначно.

Учитывая сказанное, можно дать следующее общее социологическое определение общества

При всем тесной взаимосвязи таких важнейших и широко употребляемых понятий, как»общество»,»страна»и»государство», их необходимо четко разграничивать

«Страна»- это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства

«Государство»- понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступает как важнейшая категория, прежде политологии

«Общество»- понятие, непосредственно характеризует социальную организацию страны и поэтому занимает центральное место в системе категорий социологии. Общество не обязательно соответствует политическим границам м. Вернее думать, что социология изучает социальные группы любого размера, в том числе и самого»Таким образом, общество может рассматриваться как очень большая социальная группупа.

Нередко, следуя марксистские традиции, общество определяют не как»совокупность взаимодействующих людей», а как»совокупность отношений между людьми»

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу назыв ется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией обществва.

Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные понятия. Система — это определенным образом упорядоченная большое количество элементов, связанных между собой и ут творюючих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементетів.

Социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом о оцеси, переходя из поколения в поколение. Социальная связь — это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по принуждению людей, а объективно. Установка этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и хар актер действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т і т. п.

Социальное взаимодействие — это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, осуществляющих те или иные действия, изменения в социальной общности или су успильстви в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социал ьних отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группамами.

целостной системе присущи множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов координации ция — это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация — это подчиненность и соподчиненность, щ в указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системемі.

Итак, общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности результате своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность с относительно составляющих ее элементов, относительно самостоятельный способ своего развитияу.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник:
Тема 9 общества как целостной системы
. Ключевые понятия и термины Начнем с того, как социология трактует понятие»общество» . Есть. Дюркгейм рассматривал общество как сверхиндивидуальную духовную реальность, основанную на
http://uchebnikirus.com/soziologia/zagalna_sotsiologiya_-_primut_mv/suspilstvo_tsilisna_sistema.htm

COMMENTS