Кашель при неврозе

Как избавиться от неврологического кашля у ребенка и взрослого: советы врача

Как избавиться от неврологического кашля у ребенка и взрослого: советы врача

Появившийся кашель в первую очередь считают признаком респираторного заболевания, но он имеет и другие причины. Необычным, но важным диагностическим симптомом может быть кашель на нервной почве. Он имеет психосоматическую природу и почти не поддается медикаментозной терапии.

Причин кашля может быть очень много, истинную может выяснить только опытный врач

«Все болезни от нервов» — утверждение справедливое. Эту проблему изучает наука психосоматика — учение на стыке медицины и психологии. Возникновение и течение некоторых соматических болезней тесно связано с психологическими факторами, работой нервной системы. Особо глубокие исследования ищут связь телесных недугов с глубинными душевными и духовными проблемами.

Изучена психосоматическая причина астмы, мигреней, вегетативных расстройств, проявляющихся паническими атаками. Кашель на нервной почве у взрослых и детей — симптом психических нарушений.

Психосоматический кашель у детей и взрослых появляется при расстройстве психической деятельности. Непосредственной причиной симптома становится раздражение «кашлевого центра» — участка мозговой коры, отвечающего за процесс кашля. Но если в норме этот механизм предназначен для очищения дыхательных путей от чужеродных веществ, посторонних тел, патогенных организмов, то кашель на нервной почве у детей и взрослых проявляется без этих причин. Симптомов респираторного заболевания при этом нет.

Характерны симптомы психогенного кашля у взрослых и детей:

  1. Специфический звонкий звук и приступообразный характер. Кашель на нервной почве сравнивают с криком гуся или собачьим лаем.
  2. Неврологический кашель сухой, ведь в дыхательных путях нет воспаления, не образуется мокрота.
  3. Обостряется в стрессовых ситуациях, когда в психической деятельности преобладают процессы возбуждения. Так кашель у ребенка на нервной почве начинается из-за серьезных учебных нагрузок, в ожидании экзаменов, а нервный кашель у взрослых — из-за проблем на работе, ссор.
  4. При этом без переживаний психогенные проявления отступают, не проявляются симптомы нервного кашля у детей и взрослых в спокойной обстановке, во сне.
  5. Отсутствуют другие признаки респираторных заболеваний: воспаление слизистых оболочек, заложенность носа, повышение температуры. Нервный кашель не имеет соматической причины.

Источник:
Как избавиться от неврологического кашля у ребенка и взрослого: советы врача
Появившийся кашель в первую очередь считают признаком респираторного заболевания, но он имеет и другие причины. Необычным, но важным диагностическим симптомом
http://nasmorkoff.ru/treatment/kak-izbavitsya-ot-nevrologicheskogo-kashlya-u-rebenka-i-vzroslogo-sovety-vracha/

Кашель на нервной почве: что это?

Обычно кашель является симптомом какой-нибудь болезни верхних дыхательных путей и легких. Но в некоторых случаях причиной этого неприятного проявления может быть вовсе не подхваченная инфекция, а психосоматическое расстройство. Безусловно, этот симптом мешает человеку вести полноценный образ жизни и негативно сказывается на его самочувствии. В отличие от обычного кашля, вызванного болезнью, кашель на нервной почве практически не поддается лечению.

Нервный кашель сухой, звонкий, часто его можно сравнить с громким собачьим лаем или гусиным криком. Основная особенность состоит в том, что кашель на нервной почве у человека обычно появляется, когда он испытывает сильное психическое напряжение. Ожидание какого-нибудь серьезного события, сильное волнение, стрессовая ситуация – все эти факторы могут спровоцировать психогенный кашель.

Но стоит отметить, что он не поддается лечению, поэтому может появляться в течение длительного периода. Основным симптомом, по которому можно диагностировать такой вид кашля у больного является то, что он исчезает в спокойной обстановке и во время сна. Это заболевание, в отличие от инфекционных или вирусных болезней не влияет на аппетит и сон. Как правило, при обследовании больного никаких патологий в органах верхних дыхательных путей и легких врач не находит. Если, конечно, не было проведено лечение серьезными препаратами при неправильном диагнозе, которые могут повлечь за собой нарушения работы дыхательной системы.

Нервный кашель может появиться у больного, перенесшего серьезное легочное заболевание. После выздоровления он будет кашлять по привычке. Кашель и нервный тик в таком случае будут появляться в результате закрепления рефлекса. Также он может возникать у людей, которые ощущают постоянную тревогу и волнение. Он может быть способом, который помогает больному вызвать у окружающих сострадание и сочувствие. Важно знать, что хоть при нервном кашле симптомы могут быть понятными, установить правильный диагноз может только врач. Самолечение способно негативно сказаться на вашем здоровье.

Чаще всего появляется нервный кашель у людей, которые регулярно испытывают физические и эмоциональные перегрузки. Синдром гипервентиляции также может быть причиной этого признака. Такой процесс, вызванный психосоматическими расстройствами, может протекать и у детей и подростков. Дети более эмоциональны и чувствительны, часто склонны драматизировать ситуацию и сильней реагируют на стрессы и критику.
Кашель на нервной почве может быть вызван следующими причинами:

  • напряженная атмосфера на работе и дома;
  • необходимость заниматься нелюбимым делом;
  • ссоры, экзамены, стресс, одиночество;
  • в качестве отражательного рефлекса при болезни других людей.

Несмотря на то, что определить причину такого процесса достаточно сложно, лечение без этого провести будет невозможно.

Следует знать, что кашель, вызванный психогенным фактором, лечению медикаментами не поддается. Необходимо обеспечить больному спокойную психологическую обстановку, создать все условия для комфортного проживания, исключить нервное и физическое перенапряжение. Правильный режим дня, при котором периоды активности будут чередоваться с периодом отдыха, поможет исключить перенагрузки.

В начале приступа можно попытаться отвлечь больного. При нервном кашле лечение должен назначать врач. Он правильно оценит состояние больного, при необходимости может посоветовать ему пройти курс психотерапии, чтобы узнать истинные причины появления данного заболевания. Может помочь облегчить состояние больного овладение приемами расслабления и релаксации.

Этот вид кашля у детей, как и у взрослых, в основном появляется из-за сильного стресса. Чаще всего он возникает у ребят в школьном возрасте. Повышенные нагрузки в школе, психотравмирующая обстановка в семье, экзамены, конфликты со сверстниками – все эти факторы могут спровоцировать возникновение нервного кашля у детей.
Для того чтобы отличить нервное происхождение кашлевых приступов у ребенка от обычного, который появляется при заболеваниях верхних дыхательных путей, необходимо понаблюдать за симптомами. На психогенную природу расстройства указывают следующие признаки:

  • кашель сухой и на протяжении длительного времени не изменяется;
  • не бывает ночью;
  • не отделяется мокрота;
  • при физической нагрузке не усиливается;
  • лекарства не помогают.

При наличии нервного кашля у детей лечением обязательно должен заниматься опытный врач. Диагноз может быть поставлен только после тщательного обследования. Повышенная нервозность у ребенка помимо кашля может сопровождаться частым морганием или другими движениями, свойственными для психического расстройства.

Если у вас есть вопросы к врачу, пожалуйста, задайте их на странице консультации. Для этого нажмите на кнопку:

Источник:
Кашель на нервной почве: что это?
Кашель на нервной почве – довольно распространенное явление, но при этом не все врачи рассматривают этот симптом, как психическое расстройство. Чтобы определить его, следует внимательно понаблюдать за человеком.
http://nasmorkunet.ru/lechenie-kashlya/kashel-na-nervnoj-pochve-chto-eto.html

Психогенный кашель

Затянувшаяся функциональная одышка, чаще
проявляющаяся поверхност­ными учащенными углубленными дыхательными
движениями, обычно сопро­вождается нарастанием дыхательного дискомфорта и
может привести к разви­тию гипервентиляции. У больных с различными
вегетативными нарушениями дыхательный дискомфорт, в том числе одышка,
встречаются более чем в 80% случаев (Молдоваиу И.В., 1991).

Жалобы на удушье при нарушениях дыхания функционального характера не­редко
сочетаются с усиленной жестикуляцией, чрезмерной подвижностью или явным
двигательным беспокойством, которые не оказывают отрицательного влияния
на общее состояние пациента. Психогенный приступ, как правило, не
сопровождается цианозом, существенными изменениями пульса, возможно
по­вышение артериального давления, но оно обычно весьма умеренное. Хрипы
в легких не выслушиваются, выделения мокроты нет. Психогенные
респираторные нарушения возникают обычно под влиянием психогенного раздражителя и на­чинаются нередко с резкого перехода от нормального дыхания к выраженному
тахипноэ, часто с расстройством ритма дыхания на высоте пароксизма,
который прекращается нередко одномоментно, иногда это происходит при
переключении внимания больного или с помощью других психотерапевтических
приемов.

Психогенный кашель обычно не поддается лечению препаратами, подавля­ющими кашлевой рефлекс. Несмотря на отсутствие признаков органической патологии
дыхательной системы, больным нередко назначают ингаляции,
кор-тикостероиды, что нередко укрепляет у пациентов убежденность в
наличии у них заболевания, представляющего опасность.

Больные с функциональными нарушениями дыхания часто тревожно-мни­тельны,
склонны к ипохондрии. Некоторые из них, например, уловив оп­ределенную
зависимость самочувствия от погоды, настороженно следят за
метеосводками, за сообщениями в печати о предстоящих «плохих» днях по
состоянию атмосферного давления и т.п., ждут наступления этих дней со
стра­хом, при этом состояние их на самом деле в это время значительно
ухудшается, даже если напугавший больного метеорологический прогноз не
сбывается.

При физических нагрузках у людей с функциональной одышкой частота
дыхательных движений увеличивается в большей степени, чем у здоровых
лю­дей. Временами больные испытывают чувство тяжести, давления в области
сердца, возможны тахикардия, экстрасистолия. Приступу гипервентиляции
нередко предшествует ощущение нехватки воздуха, боли в области сердца.
Хи­мический и минеральный состав крови при этом нормальны. Приступ
про­является обычно на фоне признаков неврастенического синдрома,
нередко с элементами обсессивно-фобического синдрома.

В процессе лечения таких больных прежде всего желательно устранить
пси-хотравмирующие факторы, воздействующие на больного и имеющие для
него важное значение. Наиболее эффективны методы психотерапии, в
частности ра­циональной психотерапии, приемы релаксации, работа с
логопедом-психологом, психотерапевтические беседы с членами семьи
пациента, лечение седативными препаратами, по показаниям —
транквилизаторами и антидепрессантами.

Кашель является наиболее частой причиной обращения за первичной
медицинской помощью в педиатрической практике. В процессе своей
деятельности педиатр может столкнуться с особой группой детей, чьи
родители предъявляют жалобы на длительный кашель, не поддающийся
различным методам терапии, и при тщательном обследовании которых не
обнаруживается никаких объективных изменений со стороны внутренних
органов.

В значительной части таких случаев не только родители, но и врач не
подозревают возможности связи кашля с расстройствами психоэмоциональной
сферы ребенка. При этом следует помнить, что к наиболее частым
психоневрологическим нарушениям у детей относятся тикозные расстройства
(тики). К сожалению, подавляющие большинство медицинских работников
ассоциируют тики исключительно с сокращением мимических мышц, забывая о
возможности включения в патологический процесс голосовой мускулатуры,
что, собственно, и носит название вокальных тиков, или психогенного кашля
(«кашель симулянта» по данным литературы середины 20 века). Таким
образом, этиопатогенез психогенного кашля и классических тиков в общем
клиническом представлении имеет единую структуру.

В типичных случаях тики – это короткие, относительно элементарные и стереотипные движения, которые могут подавляться усилием воли на короткий период времени [1].

Тикозные расстройства распространены в педиатрической практике
достаточно широко. По данным немногочисленных исследований, тики имеют
до 20% детей в возрасте до 10 лет. Хотя распространенность тиков,
несомненно, шире, так как простые, мало нарушающие деятельность ребенка
гиперкинезы часто остаются незамеченными и самостоятельно исчезают.
Ограниченное время общения педиатра с ребенком на приеме и наличие у
него сопутствующих патологий маскируют данное состояние.

В большинстве случаев тики появляются в возрасте старше 2 лет с
пиком заболевания в возрасте от 4 до 8 лет. Это, вероятно, обусловлено
сменой привычной для ребенка обстановки, требующей приспособления
и адаптации: первое посещение детского сада или школы, которые для
некоторых детей могут быть значительным стрессом, особенно для
воспитывающихся в атмосфере гиперопеки.

Среди больных с тиками в 4-6 раз преобладают лица мужского пола [3].
В любом возрасте в структуре тиков моторные преобладают над вокальними
[4].

Несмотря на длительное течение заболевания и резистентность к
различным методам терапии, тики у 50% детей самостоятельно проходят к 18
годам. Отмечено, что у детей, у которых тики начались между 6-8 годами,
течение заболевания имеет более благоприятный прогноз [6].

Согласно генетической теории, склонность к тикам передается
по аутосомно-доминантному типу наследования с неполной пенетрантностью и
различной экспрессивностью. Установлено, что на выраженность тиков
влияет ген андрогеновых рецепторов, который находится на Х-хромосоме,
что и объясняет большую частоту тиков у мальчиков [1].

Имеются данные, свидетельствующие о роли отягощенного перинатального
анамнеза (асфиксия, гипоксическо-ишемические повреждения ЦНС,
кровоизлияния в желудочки, внутриутробная инфекция), способствующего
более раннему появлению тиков и их более тяжелому течению [4, 15].

Принято считать, что основными психотравмирущими факторами,
способствующими возникновению тиков, являются неблагоприятная
эмоциональная обстановка в семье, просмотр фильмов ужасов, конфликты со
сверстниками, посещение детского сада или школы. Следует отметить, что
большинство исследователей отводят главенствующую роль в генезе тиков
психотравмирующим триггерам именно в семье. Жестокое обращение не только
с самим ребенком, но и с одним из родителей, чаще с матерью, является
значительным психотравмирующим фактором.

Несмотря на то, что в практической медицине данное состояние иногда
называют «тиками первого сентября», роль школы в их возникновении
достаточно незначительная. Появление тиков после первых дней пребывания в
школе, по данным литературы, отмечается только у 8,5% детей. Тем не
менее, школьные экзамены и конфликты с учителями и одноклассниками в
состоянии увеличить частоту и тяжесть проявления заболевания. Было
замечено, что тики усиливаются в присутствии родителей, учителей или
медицинских работников [4, 15].

Развитие у одного из близких ребенку людей хронического заболевания
легких может привести к неосознанному копированию кашля, который будет
иметь психогенный характер [15].

Нередко психогенный кашель возникает у эмоционально лабильного
ребенка после перенесенного заболевания респираторного тракта, когда
после выздоровления у пациента сохраняется кашель в дневное время суток с
увеличением его частоты во второй половине дня и отсутствием ночью.
Повышенная тревожность матери, концентрация внимания на респираторных
симптомах могут быть причиной закрепления кашлевого рефлекса у ребенка.
Повторные респираторные инфекции, вероятно, в большинстве случаев
являются пусковым механизмом психогенного кашля.

К сожалению, точного общепринятого определения психогенного кашля на
сегодняшний день нет. Тем не менее подобные состояния в практике
встречаются достаточно часто; по данным некоторых исследований,
психогенный кашель составляет 10% в структуре хронического кашля [11].

Для тиков характерны: суточная зависимость – усиление вечером и
отсутствие во время сна, сезонные обострения в осенне-зимний период, и,
как указывалось ранее, возрастная динамика.

В подавляющем большинстве случаев первые эпизоды тиков проявляются в
детском возрасте. В связи с этим в международной классификации болезней
10 пересмотра (МКБ-10) тикозные расстройства находятся в главе
«Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском
возрасте». Согласно современной унифицированной классификации, все тики
подразделяются на следующие группы: первичные (спорадические и семейные) и вторичные
(наследственные и приобретенные) [3]. Психогенный кашель (вокальные
тики) наряду с моторными тиками относится к первичным тикам. Моторные
тики проявляются соответствующими движениями, вокальные – определенной
голосовой продукцией. [2].

Простые вокальные тики характеризуются
низкими и высокими тонами, в их воспроизведении участвуют мышцы
носоглотки и гортани. К ним относятся кашель или покашливание, шмыганье
носом, шумное дыхание, хмыканье, «прочистка горла». Мышцы носоглотки
формируют низкие по тембру звуки, а мускулатура гортани участвует в
воспроизведении высоких звуков. Последние встречаются реже, и к ним
относятся визг и свист, воспроизведение гласных звуков (а, у, и).
В динамике характер вокальных тиков может меняться, например,
подкашливание переходить в хмыканье или шумное дыхание [7].

Именно высокие вокальные тики сочетаются с моторными (например, со
вздрагиванием). Следует отметить, что у конкретного пациента, имеющего
простые тики, в определенный промежуток времени могут отмечаться или
вокальные, или только мимические тики.

При сложных вокальных тиках ребенок высказывает усеченные или полноценные слова. Сложные вокальные тики включают эхолалию, копролалию и палилалию. Эхолалия – повторение слов и фраз, произнесенных другим человеком. Палилалия – навязчивое повторение собственного последнего слова; проявляется быстрой, неровной речью. Чаще наблюдается копролалия
– внезапное, неосознанное выкрикивание или произнесение непристойных
или нецензурных слов или фраз [2, 7]. Копролалия является наиболее
частой составляющей синдрома Туретта, при котором отмечается сочетание
распространенных моторных и вокальных простых и сложных тиков [6].

Необходимо отметить, что при изучении кашля у детей отсутствуют
точные методы его измерения. При этом достоверность информации,
преподносимой родителями, крайне невысокая. Кроме того, необходимо
помнить о наличии так называемого физиологического кашля, который
значительно чаще встречается у детей, чем у взрослых. Поэтому на данный
момент остается открытым вопрос: какой интенсивности кашель следует
расценивать как норму? Частота эпизодов кашля значительно варьирует
у пациентов при отсутствии заболеваний органов дыхания. Исследования у
здоровых детей, без анамнестических указаний на астму и респираторные
заболевания, показали, что средняя частота кашля за сутки составила 11,3
раза, с вариацией значений от 1 до 34 раз [5].

Безусловно, перед тем как определить психогенный характер кашля и
степень его тяжести, нужно исключить в первую очередь такие нозологии,
как бронхиальная астма, синдром постназального затекания слизи,
инородное тело в респираторном тракте, муковисцидоз и инфекционные
заболевания. Не следует забывать и о такой причине кашля у детей, как
курение, в том числе и пассивное.

Клиническая картина психогенного кашля может иметь два варианта течения: транзиторное и хроническое. Для транзиторного течения тиков характерно полное исчезновение симптомов заболевания в течение одного года. Для хронического
течения заболевания характерно наличие периодов обострения и ремиссий,
отмечаемых на протяжении нескольких лет. Под полной ремиссией понимают
отсутствие тиков, при неполной ремиссии остаются единичные, локальные
тики, возникающие чаще после эмоциональных перегрузок. В свою очередь
хроническое течение может быть ремиттирующим, стационарным и
прогрессирующим [6, 7].

Наиболее частым вариантом хронического формы заболевания является ремиттирующее
(волнообразное) течение. При этом наблюдается смена периодов обострений
тиков, возникающих на фоне интенсивных эмоциональных или умственных
загрузок, периодами их полного регресса. Обострения тиков длятся от
нескольких недель до 3 месяцев, а периоды ремиссии могут сохраняться от
нескольких месяцев до года. В редких случаях периоды ремиссии
наблюдаются до 5-6 лет.

Для стационарного типа течения заболевания характерны стойкие
моторные или вокальные тики различных групп мышц, которые беспрерывно
длятся на протяжении 2-3 лет.

Редким и наиболее тяжелым вариантом хронической формы заболевания является прогрессирующее
(прогредиентное) течение, характеризующееся абсолютным отсутствием
ремиссий. При этой форме часто наблюдается переход локальных тиков в
распространенные, имеющие высокую резистентность к проводимой терапии.
Подобный тип течения заболевания чаще отмечается у мальчиков. Следует
учитывать, что неблагоприятным прогностическим признаком является
наличие у ребенка копролалии [6].

Детям, имеющим тики, свойственны общие психоэмоциональные личностные
особенности. Чаще всего это развитые и смышленые дети, имеющие
множество занятий и увлечений, подвергающиеся многочисленным нагрузкам в
школе и во внеурочное время. Для них характерны повышенная
эмоциональная чувствительность, демонстративность поведения, ранимость,
острая реакция на критику. В коллективе, как правило, имеют проблемы со
сверстниками, им важна оценка и отношение к ним других людей. Эти дети
часто расцениваются окружающими как гордые, упрямые и несговорчивые.

Таким образом, можно выделить следующие основные клинические характеристики психогенного кашля:

  • дебют часто в раннем возрасте (3-4 года);
  • постоянный, навязчивый сухой кашель;
  • характер кашля не меняется в течение дня, недели, месяца;
  • возникает без видимой причины и не сопровождается какими-либо другими симптомами поражения дыхательных путей;
  • может возникать или усиливаться в стрессовых ситуациях;
  • кашель присутствует только днем, исчезает во время сна;
  • у большинства пациентов отмечается суточная и сезонная зависимость кашля, кашель усиливается вечером и обостряется в осенне-зимний период;
  • симптоматика часто ухудшается в подростковом возрасте;
  • отсутствие эффекта ?2-агонистов, деконгестантов и противокашлевых средств;
  • кашель не усиливается при интенсивной физической нагрузке;
  • при быстром разговоре, чтении стихов кашель уменьшается или исчезает;
  • кашель редко длится более 1 года.

У пациентов с психогенным кашлем нередко отмечается
гипервентиляционный синдром, проявляющийся дыхательным дискомфортом в
виде чувства неудовлетворенности вдохом, который больные описывают как
одышку, нехватку воздуха и даже удушье. Это ощущение усиливается в
душных помещениях. Характерны частые вздохи и зевота, отмечаемые самими
больными или родителями. Часто при этом наблюдаются жалобы на боли в
сердце, нарушение ритма, чувство тревоги и страха и другие проявления
вегетативной дисфункции.


Таким образом, при осмотре ребенка с жалобами на длительный кашель в
первую очередь следует обратить внимание на отсутствие корреляции между
жалобами пациента и другими симптомами поражения дыхательных путей,
а именно: затрудненного носового дыхания, одышки в анамнезе и
патологических аускультативных изменений над легкими.

Лечение психогенного кашля, как и вокальных тиков в целом, является
сложной и не всегда решаемой задачей. По данным большинства
исследователей, основное место в лечении отводится психотерапии и
созданию оптимального микроклимата в семье и в детском учреждении.
Лечение лучше проводить амбулаторно, так как в условиях стационара тики
могут значительно усилиться [3].

Родители не должны уделять чрезмерное внимание тикам. Попытки
наказывать, одергивать ребенка в момент тиков, проявлять свое негативное
отношение к ним недопустимы. В ответ на замечания и указывание на
подобное поведение ребенок акцентирует свое внимание на кашле, что в
дальнейшем еще больше его усиливает. Родителям рекомендуется отмечать,
под воздействием каких факторов возникает психогенный кашель [2].

Даются рекомендации общего характера. Необходимо максимально
рационализировать режим дня ребенка. Свести к минимуму просмотр
телевизионных передач, занятия на компьютере, нормализовать ночной
и дневной сон. Рекомендованы регулярные физические нагрузки в виде
общеукрепляющей или лечебной физкультуры, занятия спортом [8].

Следует ограничить употребление продуктов, содержащих кофеин (чай,
кофе, газированные напитки, шоколад). Обогатить рацион продуктами,
содержащими магний (зеленые овощи, горох, орехи и т. д.)

Перед назначением медикаментозного лечения нужно определить, стоит
ли подвергать ребенка влиянию лекарственных средств. Фармакологическое
лечение показано лишь в том случае, если психогенный кашель нарушает
социальную адаптацию и межличностные взаимоотношения [2]. Если это
лечение все-таки назначено, то желательно стремиться к минимальным
эффективным дозам [8].

В качестве вспомогательных средств возможно применение
общеукрепляющих, ноотропных препаратов, хотя эффективность их при
вокальных тиках не доказана.


Таким образом, основным положением лечения психогенного кашля является
не его подавление, а создание условий для нормального окружающего
микроклимата.

Правая сторона тела теплее, чем левая. а сейчас тепло по всему туловищу распределяется равномерно. »),а также дополнительные ощущения, запомнив
их в естественном проявлении и затем воспроизводя по памяти. Например,
массажное поглаживание (особенно налице — для ПОСТ ИЗОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЛАКСАЦИЯ

Безусловно, при выявлении педиатром психогенного кашля у ребенка
главная роль в подтверждении диагноза и назначении лечения отводится
детскому психиатру.

Источник:
Психогенный кашель
Затянувшаяся функциональная одышка, чаще проявляющаяся поверхност­ными учащенными углубленными дыхательными движениями, обычно сопро­вождается нарастанием дыхательного дискомфорта и может
http://www.b17.ru/article/2412/

COMMENTS