Коммуникативные тренинги

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ»

Среди людей любого возраста и любого рода занятий очень популярны коммуникативные тренинги. На коммуникативных тренингах вы узнаете, как общаться легко и эффективно в самых различных ситуациях. Казалось бы, чему здесь учиться — ведь общаться мы все умеем. Но ведь общение — богатейший процесс, пронизывающий всю нашу жизнь, и лишь единицы людей изначально умеют в любых ситуациях общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее же большинство людей учится этому непосредственно в процессе самого общения, путем проб и ошибок.

Гораздо лучше и эффективнее делать это в игровой ситуации на коммуникативном тренинге, где можно безболезненно отрепетировать различные варианты поведения и выбрать из них самый удачный. Неслучайно один из сильнейших коммуникативных тренингов носит название «Базовый тренинг», ведь общение действительно является основой общения между людьми. А улучшать и совершенствовать свои коммуникативные навыки необходимо для того, чтобы общение с окружающими нас людьми было приятным и устраивало всех, помогало бы нам, а не затрудняло и не омрачало нашу жизнь.

На коммуникативных тренингах вас научат: как разбираться в людях и общаться с разными типами людей, какие качества важны в общении, как выбирать позицию общения, как грамотно вести себя в конфликте, как произвести приятное впечатление и понравиться, как произвести нужное впечатление и добиться своей цели, и многому-многому другому. В частности, «Базовый тренинг» включает в себя темы, касающиеся как непосредственно развития коммуникативных навыков, умения сотрудничать и договариваться, так и внутренней позиции человека, самооценки и позитивном взгляде на жизнь.

Как и на любом другом тренинге, на коммуникативном тренинге вам будет предложена теоретическая часть и обширная практическая программа: упражнения, игры, кейсы. Обучение на коммуникативных тренингах происходит путем разыгрывания различных ситуаций, которые могут встретиться вам в реальной жизни: в семье, на работе, с друзьями, в толпе, в магазине и т. д.,— везде, где есть люди.

Коммуникативный тренинг безусловно будет полезен тем людям, кто считает себя стеснительным, малообщительным, легко тушуется в простых ситуациях повседневного общения; кому очень сложно поставить на место хамоватого продавца, поговорить с шумным соседом, познакомиться с понравившимся человеком…

Особенно полезны коммуникативные тренинги всем тем, кто работает с людьми: продавцам, менеджерам по продажам и рекламе, учителям, работникам сферы обслуживания. На таком тренинге их научат, как правильно преподнести товар или услугу, как определить, что нужно покупателю, как работать с возражениями, как справиться с «трудным» клиентом и обезвредить «скандалиста», как убедить человека и рассеять его сомнения, как оставить его довольным, чтобы он обращался в вашу фирму еще и еще.

Любому работающему человеку пригодится коммуникативный тренинг по профессиональным вопросам: как вести себя на собеседовании, как преподнести себя потенциальному работодателю, как выстраивать отношения с коллегами, как разговаривать с начальством о повышении зарплаты, как отстоять себя в случае принудительного увольнения и пр.

На коммуникативном тренинге для учителей могут разбираться такие ситуации: как справляться с шумным классом, чтобы вас слушали и слышали; как поддерживать дисциплину достойными методами, не унижая и не пугая учеников; как, не уронив своего авторитета, отвечать на каверзные вопросы или на вопросы, на которые вы не знаете ответа; как легко и изящно избавиться от «нагрузки», которую навязывает вам завуч; как разговаривать с директором о предоставлении помещения для вашего кружка или факультатива… и сотни подобных сложных вопросов. В педвузах этому совсем не учат, а для педагога умение общаться — номер один среди его профессиональных качеств. Этому учат или жизнь (но долго), или коммуникативный тренинг (быстро и эффективно, а еще — весело).

Очень много коммуникативных тренингов посвящено искусству отношений с противоположным полом. Здесь вас научат и знакомиться, и поддерживать беседу — легкую и непринужденную или, наоборот, серьезный разговор; и флиртовать, и как, в случае необходимости, красиво уклониться от нежелательного контакта; как строить различные взаимоотношения — долгие и прочные или краткосрочные и необременительные; а также, как правильно вести себя в конфликте, чтобы достичь взаимного удовлетворения, а не разорвать неосторожным словом отношения навсегда.

Коммуникативные тренинги предназначены для людей любого возраста, так как в каждом возрасте люди общаются и сталкиваются с трудностями понимания. Например, чрезвычайно актуальны коммуникативные тренинги для подростков. В подростковом возрасте общения много, оно очень важно; подростки бывают ранимы, обидчивы, амбициозны, негибки, видят лишь черное и белое, легко провоцируют конфликты (сознательно и нечаянно), поэтому вероятность возникновения трений как между собой, так и со взрослыми крайне высока. Ребята, прошедшие коммуникативный тренинг, затем намного эффективнее ведут себя в реальных ситуациях.

Бывают коммуникативные тренинги поведения в кризисных ситуациях: как вести себя, если тебя захватили в заложники; как отказаться, если тебе предлагают наркотики; как выжить в тюрьме или в армии; как поступать при моббинге (если тебя травят и выживают с работы) и многих других.

И это далеко не весь перечень тем, которые рассматриваются на коммуникативных тренингах. Их много — как много и видов наших контактов с другими людьми. Выбирайте то, о чем хочется узнать именно вам, и вперед, на тренинг,— повышать свою коммуникативную компетентность!

Среди людей любого возраста и любого рода занятий очень популярны коммуникативные тренинги. На коммуникативных тренингах вы узнаете, как общаться легко и эффективно в самых различных ситуациях. Казалось бы, чему здесь учиться — ведь общаться мы все умеем. Но ведь общение — богатейший процесс, пронизывающий всю нашу жизнь, и лишь единицы людей изначально умеют в любых ситуациях общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее же большинство людей учится этому непосредственно в процессе самого общения, путем проб и ошибок.

Гораздо лучше и эффективнее делать это в игровой ситуации на коммуникативном тренинге, где можно безболезненно отрепетировать различные варианты поведения и выбрать из них самый удачный. Неслучайно один из сильнейших коммуникативных тренингов носит название «Базовый тренинг», ведь общение действительно является основой общения между людьми. А улучшать и совершенствовать свои коммуникативные навыки необходимо для того, чтобы общение с окружающими нас людьми было приятным и устраивало всех, помогало бы нам, а не затрудняло и не омрачало нашу жизнь.

На коммуникативных тренингах вас научат: как разбираться в людях и общаться с разными типами людей, какие качества важны в общении, как выбирать позицию общения, как грамотно вести себя в конфликте, как произвести приятное впечатление и понравиться, как произвести нужное впечатление и добиться своей цели, и многому-многому другому. В частности, «Базовый тренинг» включает в себя темы, касающиеся как непосредственно развития коммуникативных навыков, умения сотрудничать и договариваться, так и внутренней позиции человека, самооценки и позитивном взгляде на жизнь.

Как и на любом другом тренинге, на коммуникативном тренинге вам будет предложена теоретическая часть и обширная практическая программа: упражнения, игры, кейсы. Обучение на коммуникативных тренингах происходит путем разыгрывания различных ситуаций, которые могут встретиться вам в реальной жизни: в семье, на работе, с друзьями, в толпе, в магазине и т. д.,— везде, где есть люди.

Коммуникативный тренинг безусловно будет полезен тем людям, кто считает себя стеснительным, малообщительным, легко тушуется в простых ситуациях повседневного общения; кому очень сложно поставить на место хамоватого продавца, поговорить с шумным соседом, познакомиться с понравившимся человеком…

Особенно полезны коммуникативные тренинги всем тем, кто работает с людьми: продавцам, менеджерам по продажам и рекламе, учителям, работникам сферы обслуживания. На таком тренинге их научат, как правильно преподнести товар или услугу, как определить, что нужно покупателю, как работать с возражениями, как справиться с «трудным» клиентом и обезвредить «скандалиста», как убедить человека и рассеять его сомнения, как оставить его довольным, чтобы он обращался в вашу фирму еще и еще.

Любому работающему человеку пригодится коммуникативный тренинг по профессиональным вопросам: как вести себя на собеседовании, как преподнести себя потенциальному работодателю, как выстраивать отношения с коллегами, как разговаривать с начальством о повышении зарплаты, как отстоять себя в случае принудительного увольнения и пр.

На коммуникативном тренинге для учителей могут разбираться такие ситуации: как справляться с шумным классом, чтобы вас слушали и слышали; как поддерживать дисциплину достойными методами, не унижая и не пугая учеников; как, не уронив своего авторитета, отвечать на каверзные вопросы или на вопросы, на которые вы не знаете ответа; как легко и изящно избавиться от «нагрузки», которую навязывает вам завуч; как разговаривать с директором о предоставлении помещения для вашего кружка или факультатива… и сотни подобных сложных вопросов. В педвузах этому совсем не учат, а для педагога умение общаться — номер один среди его профессиональных качеств. Этому учат или жизнь (но долго), или коммуникативный тренинг (быстро и эффективно, а еще — весело).

Очень много коммуникативных тренингов посвящено искусству отношений с противоположным полом. Здесь вас научат и знакомиться, и поддерживать беседу — легкую и непринужденную или, наоборот, серьезный разговор; и флиртовать, и как, в случае необходимости, красиво уклониться от нежелательного контакта; как строить различные взаимоотношения — долгие и прочные или краткосрочные и необременительные; а также, как правильно вести себя в конфликте, чтобы достичь взаимного удовлетворения, а не разорвать неосторожным словом отношения навсегда.

Коммуникативные тренинги предназначены для людей любого возраста, так как в каждом возрасте люди общаются и сталкиваются с трудностями понимания. Например, чрезвычайно актуальны коммуникативные тренинги для подростков. В подростковом возрасте общения много, оно очень важно; подростки бывают ранимы, обидчивы, амбициозны, негибки, видят лишь черное и белое, легко провоцируют конфликты (сознательно и нечаянно), поэтому вероятность возникновения трений как между собой, так и со взрослыми крайне высока. Ребята, прошедшие коммуникативный тренинг, затем намного эффективнее ведут себя в реальных ситуациях.

Бывают коммуникативные тренинги поведения в кризисных ситуациях: как вести себя, если тебя захватили в заложники; как отказаться, если тебе предлагают наркотики; как выжить в тюрьме или в армии; как поступать при моббинге (если тебя травят и выживают с работы) и многих других.

И это далеко не весь перечень тем, которые рассматриваются на коммуникативных тренингах. Их много — как много и видов наших контактов с другими людьми. Выбирайте то, о чем хочется узнать именно вам, и вперед, на тренинг,— повышать свою коммуникативную компетентность!

Мы рекомендуем вам эффективный коммуникативный тренинг: «Базовый тренинг: открытие новых возможностей».

Источник:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРЕНИНГИ»
Среди людей любого возраста и любого рода занятий очень популярны коммуникативные тренинги. На коммуникативных тренингах вы узнаете, как общаться легко и эффективно в самых различных ситуациях.
http://syntone.ru/article/kommunikativnye-treningi/

Коммуникативный тренинг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО « Витебский государственный университет имени П. М. Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра прикладной психологии

Коммуникативный тренинг

Выполнила:

Вершининой Т. Г.

Студентка 6 курса 66 группы

Специальность психология

Витебск,2014

Коммуникативный тренинг

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются люди – это проблема взаимодействия с окружающими людьми. Выпадая из привычной социальной ниши, они испытывают дефицит общения. Для того, чтобы помочь людям преодолеть эти трудности, необходима групповая форма работы. Наиболее эффективным в этом плане, на наш взгляд, является коммуникативный тренинг.

Коммуникативный тренинг – это форма психологического воздействия, основанного на активных методах групповой работы, специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.

Член группы может активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые, несвойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Таким образом, тренинг это интенсивная подготовка к более активной и полноценной жизни в обществе.

Для эффективного функционирования группы тренинга организующему и проводящему занятия, необходимо осознать основные цели и задачи тренинга.

Цели:

? Повышение адекватности собственного представления о себе и восприятия других;

? Рост индивидуальной ответственности за достижение личных целей и решение актуальных коммуникативных задач;

? Актуализация индивидуальных ресурсов, психологическая самокоррекция – приближение к состоянию внутренней гармонии и сбалансированности;

? Рост коммуникативной открытости и качества общения;

? Овладение навыками конструктивного социального взаимодействия;

? Развитие способностей к адаптации и творчеству.

Задачи:

? Предоставить участникам группы профессиональную помощь в решении насущных внутренних конфликтов, преодолении актуальных трудностей и барьеров;

? Обеспечить участникам группы опыт конструктивного самоисследования (самоанализа) и самостоятельного решения актуальных внутренних задач.

? Предоставить участникам группы опыт полноценного общения друг с другом и группой, переживания коммуникативной общности, эффективного взаимодействия в процессе решения общих задач.

? Обучить навыкам конструктивного выявления и решения межличностных проблем и конфликтов, установления эффективных отношений с окружающими, навыкам достижения максимальной степени групповой общности и сплоченности.

? Обучить навыкам активного самостоятельного внутреннего поиска и решения насущных психологических проблем и конфликтов.

? Обучить навыкам получения и конструктивного использования «обратной связи» (информации о себе от окружающей коммуникативной среды).

Одной из основных задач группы коммуникативного тренинга является помощь участнику в выражении себя своими индивидуальными средствами, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя. Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим, то есть человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. В этом случае человек смотрит на себя как бы со стороны. Групповые занятия дают возможность идентифицировать себя с другими членами группы.

2. Восприятие себя через восприятие себя другими, то есть человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Это так называемый механизм «обратной связи». В группе коммуникативного тренинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт.

3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, то есть человек сам оценивает, то, что он сделал. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешает этому процессу. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, то есть человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы: проникновение в своё «Я», получение опыта понимания своего внутреннего мира.

5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, то есть человек принимает своё тело, своё физическое Я. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть и, приняв его, развивать себя и свои возможности.

В групповой работе следует учитывать следующие принципы

1. Принцип диалогизации взаимодействия, то есть равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

2. Принцип постоянной обратной связи, то есть непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников подавать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, то есть осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

3. Принцип самодиагностики, то есть самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие человеку познавать себя, особенности своей личности. У члена группы должна быть возможность увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление.

4. Принцип оптимизации развития, то есть от ведущего требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация психологического состояния отдельных участников и группы в целом, а активное вмешательство в происходящее на тренинге с целью оптимизации условий, необходимых для их развития. Используя специальные упражнения, ведущий может стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.

5. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становится более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы – обсуждение событий. Главная форма такой интеллектуальной деятельности групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

6. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так ив отдельных упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы.

7. Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, то есть в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.

8. Принцип свободного пространства. Тренинги проводятся в изолированном помещении, чтобы работе группы ничто не мешало. В помещении для занятий должно быть предусмотрено место для игр, упражнений, и свободного передвижения участников, их расположения по кругу и объединения в микрогруппы по 3-5 человек. Расположение участников по кругу позволяет всем хорошо слышать и видеть друг друга, давая тем самым возможность воспринимать широкий спектр невербальных проявлений.

Необходимо отметить, что при наборе группы важно учитывать возраст участников, желательно, чтобы он был приблизительно одинаков.

Для того, чтобы работа в группе была более эффективной и экологичной, разработан ряд правил, которые принимаются в зависимости от особенностей группы.

1.ПРАВИЛО ИМЕННОЙ КАРТОЧКИ

Каждый участник группы носит на груди именную карточку все время работы тренинга. На карточке участник пишет то имя, которым будут называть его все остальные члены группы.

Карточки позволяют членам группы и ведущему решить проблему запоминания друг друга. С другой стороны, поскольку участники группы обязуются называть каждого именно так, как он сам того хочет, это правило «работает» на ощущение психологического комфорта членов группы. И, кроме того, возможность называть себя вымышленным именем способствует ослаблению стереотипного самосознания и поведения участников.

2.ПРАВИЛО «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т.п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Основная же идея тренинга – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности.

Поэтому необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют сейчас (если даже они происходили раньше).

Второй аспект этого правила состоит в том, что необходимо обсуждать те процессы, которые происходят в группе (стиль обращения, взаимоотношения, конфликты и т.п.).

3.ПРАВИЛО «ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»

Во-первых, стремитесь дать почувствовать говорящему, как вы относитесь к его сообщению. Во-вторых, говорящий должен стремиться «уловить» представляемую ему «обратную связь».

4.ПРАВИЛО НЕДОПУСТИМОСТИ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ОЦЕНОК ЧЕЛОВЕКА

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты говоришь много и неконкретно…» или вместо фразы «Ты мне не нравишься» лучше сказать «Мне не нравится твой тон обращения» и т.п.

Психологически важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека, мы говорим о своих чувствах, которые он (или его действия) у нас вызывает.

5.ПРАВИЛО ПРИСУТСТВИЯ НА ТРЕНИНГЕ

Присутствие на тренинге каждого члена группы НЕОБХОДИМО все время работы тренинга. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий.

Это правило обычно вызывает самые серьезные затруднения и возражения. У всех находятся очень важные дела, объективные обстоятельства, и все просят смягчить правило. Но для неукоснительного выполнения этого правила есть веские причины. Участие в тренинге не может не отразиться на каждом его участнике. Со временем члены группы все более доверяют друг другу, раскрываются друг перед другом и все больше привыкают к языку и стилю общения в психологической группе. Даже при однократном пропуске занятий участник как бы выпадает из этого процесса и воспринимается другими как «посторонний». Да и сам он не сразу включается в работу, не понимает, что происходит в группе.

6.РАЗГОВОРЫ НА ТРЕНИНГЕ

Во время работы в группе одномоментно имеет право говорить только один участник. Это позволяет людям слушать и слышать других, что, собственно, и является основным в работе психологической группы. С другой стороны, из участников имеет право говорить все, что он хочет, но только «в круг», то есть не разрешается перешептываться с соседом и «бурчать под нос».

Это правило тоже вызывает затруднение при выполнении, поскольку типичная ситуация такова, что переживания и эмоции переполняют участников и держать все это при себе очень трудно, но поделиться этими переживаниями со всеми — тоже трудно. В результате люди выражают свои эмоции «бурчанием», комментариями «под нос» и пр. Помимо того, что это мешает другим участникам слушать друг друга, это еще и психологически не приносит пользы, поскольку суть групповой психологической работы – именно в выслушивании других и реагировании на их слова и действия. Если этого не происходит – не происходит и психологического эффекта от участия в группе.

7. ЗАПРЕТ НА ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТРЕНИНГА ДО ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ

Не разрешается обсуждать технологию тренинга с людьми, не участвующими в работе группы, а участникам группы не разрешается обсуждать процедуру между собой до окончания работы в группе. Ведущий отказывается отвечать на вопросы по процедуре, типа: «А почему мы делаем именно это упражнение?», «А зачем это надо?», «А это надо было сделать по-другому».

Вопросы такого типа и вообще акцентирование внимания на процедурных моментах означают наблюдательскую позицию участника. Наблюдая за группой со стороны, оценивая работу ведущего и других участников, человек не включается в работу и вместо того, чтобы испытывать и анализировать собственные чувства и переживания, занимается анализом и оценкой поведения других людей. Это опять же снижает эффективность участия в группе. Поэтому ведущий не имеет права давать себя втягивать в эти, не имеющие отношения к смыслу разговоры.

8. ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

Участники группы должны понимать, что нельзя выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они получат о ком-то из участников группы в ходе работы. Только «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»!

Это правило (или право) в основном распространяется на ведущих группы, которые несут основную ответственность за «экологичность» работы. Ведущий, наблюдающий процесс, который может навредить либо отдельному участнику, либо группе в целом, имеет право прервать этот процесс.

Приведенный перечень правил, которые могут быть использованы для работы на тренинге, далеко неполный. Каждый ведущий, планируя начало занятий, ориентируется в подборе правил и на особенности участников, и на специфику группы в целом, и на свое представление о целях занятий.

Во время обсуждения правил, психолог дает возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их.

Опыт работы показывает, что каждая группа индивидуальна так же, как индивидуален и каждый ее участник, поэтому нам не представляется возможным заранее предложить жесткий сценарий тренинга. Мы предлагаем план и содержание первого занятия, а предоставленный ниже перечень упражнений поможет вам в планировании следующих занятий, т.к. цели и ход занятий зависят от индивидуальных потребностей участников группы.

Ведущий сам определяет, какие упражнения и в какой последовательности использовать для достижения результата, тем более что это зависит и от группы, в которой проводится тренинг.

Источник:
Коммуникативный тренинг
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО « Витебский государственный университет имени П. М. Машерова» Факультет социальной педагогики и психологии Кафедра прикладной
http://studopedia.ru/12_112738_kommunikativniy-trening.html

Тренинг коммуникативных навыков

Тренинг коммуникативных навыков (общение)

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков.

отработать навыки убеждения

отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

развить умение находить подход к людям

подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

развитие умения невербального средства общения.

обучить эффективным способам общения.

Требования к участникам:

Тренинг рассчитан на студентов.

Количество 10-16 человек.

Здравствуйте! Меня зовут . Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.

Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу.

Упражнение «Это мое имя» (20 минут)

Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом.

По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.

Например он может попытаться ответить на такие вопросы:

Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

Знаю ли я, что означает мое имя?

Кто еще в семье носил это имя?

Рефлексия (5 минут)

Легко ли вам было рассказывать о своем имени?

Нас окружает много интересного, причем весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, родные, друзья, то есть все наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, что все движется вокруг вас, вы вполне можете руководить всеми событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное общение и легкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно. Причем научиться правильному, непринужденному и легкому общению, чтобы все вас поняли и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или враги, нужно найти подход ко всем, нужно со всеми легко общаться.

Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Упражнение «Семь богатырей» (30 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия (10 минут)

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

«Завтрак с героем» (30 минут)

Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

Необходимый материал: бумага, карандаши.

Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.

А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

Рефлексия: (10 минут)

Почему остался именно этот герой?

Легко было уступать и почему вы уступали?

В беседе играет роль настроение. Какие способы поднятия настроение есть, сейчас мы узнаем и за одно подвигаемся.

Упражнение «Леопольд» (25 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Рефлексия: (5 минут)

Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

Упражнение «Передать одним словом» (20 минут)

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их. Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Рефлексия: (5 минут)

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)

Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

Упражнения «умение слушать» (25 минут)

Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние. Ознакомление с приемами слушания.

Участники группы сидят в кругу.

А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.

(После того как группы сформировались.)

Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.

После завершения этой работы предлагается вернуться в круг и поделиться впечатлениями – на этот раз о работе в малых группах.

Рефлексия: (5 минут)

В какие моменты вы переставали слушать?

Наш тренинг подходит к концу.

Упражнение «Рукопожатие» (1 минута)

Цель: Закончить тренинг, поднять настроение.

«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»

Рефлексия в конце тренинга: (15 минут)

«Итак, подведём итоги. », «Давайте ещё раз определим, что мы обсуждали. »

Источник:
Тренинг коммуникативных навыков
Тренинг коммуникативных навыков (общение) Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных
http://studfiles.net/preview/1843602/

COMMENTS