Коммуникативные умения

Коммуникативные умения

(Андреева Г.М., Бодалев А.А., Брудный А.А., Буева Л.П., Зимняя И.А., Злобина Е.Г., Золотнякова А.С., Леонтьев А.А., Лисина М.И., Ломов Б.Ф., Мудрик А.В., Парыгин Б.Д. и др.)

Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Общение — одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития личности и общества [intercourse].

Коммуникация — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Человеческие формы коммуникации характеризуются главным образом функционированием языка — важнейшего средства человеческого общения. В коммуникативной функции язык проявляет свою орудийно-знаковую сущность, благодаря чему коммуникация становится важнейшим механизмом становления индивида как социальной личности, проводником установок данного социума, формирующим индивидуальные и групповые установки. Коммуникация является средством коррекции асоциального проявления индивида или группы. Будучи социальным процессом, коммуникация служит формированию общества в целом, выполняя в нем связующую функцию [communication].

Коммуникативные — качества, необходимые для социального взаимодействия. К ним относятся: возможности речи (устной и письменной), системы пара- и экстралингвистических средств (интонация, паузы), оптико-кинетические возможности (жесты, мимика, пантомимика) [communicative ability].

Таким образом, общение — сложная специфическая целенаправленная деятельность, ориентированная на обмен различными информационными единицами в ходе взаимодействия субъектов общения, между которыми уже существуют, развиваются или формируются определенные взаимоотношения на основе механизмов взаимопонимания, сочувствия, рефлексии и т.д.

Вообще, встречается в специальной литературе (Лисина М.И.) понимание общения как коммуникативной деятельности. Все равно эта деятельность (общение) представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей.

Для возрастного периода от 3 до 7 лет характерно становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры – приоритет. С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуется система средств. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение. Обогащается инструментальная сторона общения. Начинают развиваться рефлексия, саморегуляция. Обратная связь Расширяется и усложняется система коммуникативных потребностей и мотивов.

Основные стороны общения – коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие и его регуляция), перцептивная (взаимовосприятие, взаимооценка, рефлексия).

По внешней структуре различают личностно-ориентированное и социально-ориентированное общение; во внутренней структуре выделяют социальную (общение происходит только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации) и индивидуально-психологическую ( проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся) репрезентативность.

В качестве структурных компонентов общения как деятельности выделяют (А.Н. Леонтьев): предмет общения, потребности в общении (по Э. Фромму — потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанностях, в самосознании, в системе социальной ориентации), коммуникативные мотивы, действия общения (инициативные и ответные), задачи, средства, формы (монологическая, диалогическая, полилогическая), продукт общения.

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов (инициативных и ответных), каждый из которых определяется субъектом-инициатором, субъектом, которому адресована инициатива, нормами, по которым организуется общение, целями, которые преследуют участники общения, ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Функции общения (инструментальная, синдикативная, самовыражения, трансляционная, экспрессивная, социального контроля, социализации) выделяются в соответствии с содержанием общения. В свою очередь, содержание общения может быть различным: передача информации, восприятие субъектами друг друга, взаимооценка партнерами друг друга, взаимовлияние, взаимодействие, управление групповой или массовой деятельностью и т.д.

Развитое полноценное общение объединяет в себе два взаимосвязанных, но различающихся пласта: внешний, поведенческий, операционально-технический, и внутренний, глубинный, затрагивающий личностно-смысловые аспекты. Внешний пласт, реально формируемый в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия, к которым относятся коммуникативная активность в группе общения, интенсивность действий в общении, инициативность действий в общении, технико-коммуникативное мастерство общения и др. Внутренний пласт общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

Манера общения определяется тоном общения (спокойный, властный и т.д), поведением в общении; дистанцией (интимная, личная, социальная, публичная) и может быть уважительной или пренебрежительной, шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной.

Стиль общения (индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми) отражает особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективом, психологические особенности и индивидуальные характеристики человека, особенности партнера по общению; может быть творчески-продуктивным; дружеским; дистанционным; подавляющим; популистским; заигрывающим; требовательным; деловым; позиционным. Стиль общения влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор средств общения (лингвистические (речь, язык); оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистические (качества голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи), проксемические ( дистанция, время, место, ситуация общения), визуальные (состояние зрачков, продолжительность и направление взгляда, состояние век)).

Вообще, психологическое воздействие — изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей.

В реальной человеческой жизни имеют место три основные стратегии воздействия: императивная (собственно воздействие), манипулятивная (манипуляция ориентирует на достижение одностороннего выигрыша) и развивающая, где отношение к партнеру по общению как к объекту меняется на отношение к нему как к субъекту.

На базе анализа типологических особенностей личности формируется ее психограмма как субъекта общения (психологические особенности; психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление); психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия, возбуждение и др.); психические отношения (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и др.)

Технологический уровень характеристики личности как субъекта общения раскрывает ее умения общаться – коммуникативные умения – синтез общепсихологических. социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности. Формируются двумя путями: в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена; в ходе специальной подготовки к общению. Рассматривают 5 аспектов подготовки к общению:

развитие особенностей мышления;

формирование навыка свободного владения речью;

развитие определенных личностных особенностей (общительность, эмпатия, спонтанность);

формирование определенных установок в сфере общения ( отношения к партнеру по общению как к цели; интереса к процессу общения; терпимости к общению как к диалогу);

формирование и развитие новых коммуникативных умений.

Общение как умение – сложное явление, так как представляет собой целую систему умений разного порядка и характера. Поэтому умение общаться понимается как системно-интегративное.

Умения, необходимые для общения личности, можно разделить на группы:

Психологические умения связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования. Это умения преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению, адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы. Ритм своего поведения, мобилизовать на достижение поставленной коммуникативной задачи, вести общение как столкновение мыслей, идей, позиций (коммуникативная борьба), распределять свои усилия в общении, использовать эмоции как средство общения и т.д.

Умения использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Это умения реализовать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания, организовать знакомство с партнерами, использовать ситуативные нормы приветствия, адекватно ситуации выразить просьбу, высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание и т.д.

Умения пользоваться невербальными средствами общения.

Умения общаться в различных организационных формах политической деятельности. Это умения использовать организационно-коммуникативные формы установления отношений, организационно-коммуникативные формы планирования совместной деятельности, конвенциональные организационно-коммуникативные формы, оппозиционные организационно-коммуникативные формы, формы ситуативного полилога, коммуникативные формы дискуссии и полемики и т.д.

Умения взаимодействовать на уровне диалога – с личностью и группой, на уровне полилога – с массой или группой, на уровне межгруппового диалога и т.д.

Таким образом, психотехнология общения – система социально-психологических алгоритмов, определяющих для личности социальные роли и порядок их реализации в соответствующих коммуникативных ситуациях.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана во-первых, с наличием у нее необходимого уровня коммуникативной компетенции; во-вторых, с владением опытом ролевой самоорганизации в ситуациях общения; в-третьих. С отсутствием психофизиологических зажимов.

Коммуникативная компетентность личности складывается из способностей давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; социально психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются соционормативный опыт народной культуры, знание языков общения, используемых народной культурой. Опыт межличностного общения в непраздничной сфере, опыт восприятия искусства.

Коммуникативный потенциал – характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения, это единство трех составляющих:

Коммуникативные свойства личности характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения,

Коммуникативные способности – способности владеть инициативой в общении. Проявить активность, эмоционально откликаться на состояноие партнеров общения, сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной самостимуляции в общении,

Коммуникативные умения и навыки педагога

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением — важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, — это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога:

1. умения межличностной коммуникации;

2. умения восприятия и понимания друг друга;

3. умения межличностного взаимодействия.

Умения межличностной коммуникации включают в себя:

1) умение передавать учебную информацию;

2) умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;

3) умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;

4) умение активно слушать ученика.

Среди перцептивных умений важное значение имеют:

1) умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;

2) умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося;

3) умение понимать эмоциональное состояние учащегося и др.

Вышеперечисленные и другие коммуникативные умения могут быть сформированы на интуитивном, житейском и сознательном уровнях. Кроме того, в каждом из них можно выделить низкий, средний и высокий подуровни

Познание человека человекам включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение "читать" позы, жесты, мимику, пантомимику.

Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний и своих способностей, оценку своего характера и других черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих.

Умение правильно оценить ситуацию общения — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Связанные с этим коммуникативные способности включают:

1) умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;

2) умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;

3) умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;

4) умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства;

Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.

Коммуникативные умения: к вопросу классификации Текст научной статьи по специальности — Народное образование

Коммуникативные умения: к вопросу классификации Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Тищенко В. А.

In this article the traditional and the modern approach to the classification of communicative skills are contemplated. The systematiza-tion of communicative skills in accordance to the criterion "information processes" is performed which considers the use of information-communicative technology for communication. The skills are subdivided into three main groups: for transmitting, storing and processing information.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Тищенко В.А.,

Текст научной работы на тему «Коммуникативные умения: к вопросу классификации»

?Педагогика и психология профессионального образования

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ: К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ

В. А. Тищенко, кандидат педагогических наук, Ставропольский строительный техникум

Обратившись к проблеме формирования коммуникативных умении [ 1 ], необходимо в первую очередь рассмотреть классификацию, а также структуру коммуникации. Анализируя понятие «коммуникация», разделим точку зрения, «что, сколько в природе и обществе имеется видов и типов информации, сколько существует путей и способов ее циркуляции, столько же может быть и видов коммуникации» [2, с. 31]. Традиционно коммуникацию делят на вербальную и невербальную. Структура вербального общения состоит из свойств речи и голоса, тональности, интонации, темпа речи, модуляции высоты, ритма, тембра. Причем «никто специально не учится родной речи, владение языком совершенствуется в процессе общения» [3, с. 179]. В невербальное общение включены жесты и мимика, позиции общения, прикосновения, контакты глазами и пр. Предложим следующую структуру вербального общения (рис. 1) и невербального общения (рис. 2) [4, 5, 6].

Развитие телекоммуникационных систем и внедрение информационно-коммуникационных технологий уменьшает время непосредственного межличностного общения, поэтому необходимы специальные усилия, направленные на формирование коммуникативных умений, В зависимости от того, в какой предметной области рассматривается данное понятие (в психологии, Педагогике, дидактике,

философии), меняется его трактовка. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные умения -это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. В последнее время развивается и такой способ общения, как компьютерно-опосре-дованная коммуникация, в частности учебная.

Таким образом, современному человеку для полноценного выполнения своих социальных и профессиональных функций необходимо владеть расширенным набором коммуникативных умений, включающим не только традиционные, но и связанные с применением информационно-комму-никационпых технологий в учебной, профессиональной и повседневной деятельности„ С этой точки зрения традиционная классификация коммуникативных умений нуждается в некоторой корректировке. Рассмотрим коммуникативные умения, формируемые в процессе обучения в средней школе, во-первых, потому что набор всех коммуникативных умений слишком велик и не поддается описанию в рамках одной статьи, во-вторых, именно в средней школе закладывается коммуникативная база, необходимая в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, и, в-третьих,

Казанский педагогический журнал

Пара- и экстралингвистика

Разделительные речевые звуки

Рис. 1. Структура вербальной коммуникации

кинесика (совокупность телодвижений, жёстов, мимики, пантомимики, манеры одеваться, причесываться)

жесты (движение отдельных частей тела)

пантомимика (моторика всего тела)

поза, осанка, походка

мимика (движение мышц лица)

проксемика место и время общения

расположение в пространстве

короткая, средняя, длинная

сверху, снизу, сбоку, «глаза в глаза»

визуальное общение контакт глазами

система естественных и искусственных запахов

Рис. 2. Структура невербальной коммуникации

Педагогика и психология профессионального образования

возраст 10-17 лет — наиболее чувствителен к формированию умений данной группы.

Будем считать, что коммуникативные умения — это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.

Для определения круга коммуникативных умений рассмотрим их известные классификации. Наибольший интерес представляет определение коммуникативных умений, которое дается в психологических и педагогических науках.

Структура коммуникативных умений, используемая иностранными учеными, рассмотрена Ю. М. Жуковым. В частности, он отмечает, что «. одни подразумевают под умениями прежде всего поведенческие навыки, другие -способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи — способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных Задач» [7]. Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных умений. Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений, В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют КЭ.К вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее

внимание уделяется формированию умений слушать и умений невербального общения. Аргументируется это тем, что в рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа умений, кроме того, невербальные реакции происходят на уровне подсознания, что требует дополнительных усилий для формирования сознательных умений пользования этими реакциями. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных [7].

Существует также и более подробная классификация коммуникативных умений. Выделяют, например, умения проводить консультации, умения работать с группой, навыки письменной речи, умения вести телефонные переговоры, умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям, умение организовывать позитивную обратную связь, умение поставить себя на место другого, навыки уместной самоподачи и другие. Особенности приводимых классификаций заключаются в том, что их авторы имеют различия в социальной позиции, теоретической основе и практических целях.

В России еще в начале развития методических идей рассматривались некоторые коммуникативные свойства личности такими учеными, как К. Д. Ушинский, Н. М. Соколов. Они считали важной целью образования подготовку учащихся к практической деятельности, для которой необхо-

Казанский педагогический журнал

димы реальные прикладные знания; было сформулировано одно из важных коммуникативных умений, без использования самого термина, — умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке [8].

Современные авторы, такие, как Г. К. Селевко [9], Д. В. Татьянчен-ко и С. Г. Воровщиков [10], исходя из информационного подхода, в качестве основания для группировки коммуникативных умений берут ведущие источники информации. Т. к. актуальными источниками в обучении являются тексты и реальные объекты, то выделяют три группы коммуникативных умений: работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации [10].

Однако можно использовать и другие критерии и классификации. Например, А. В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных умений, такие, как ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое) [11].

Анализируя общение как коммуникативный обмен, Л. А. Петровская выделяет целый спектр коммуникативных умений и, прежде всего, называет умение выслушивать собеседника [12]. О навыках активного слушания говорит и Н. И. Шеван-дрин [4]. Важна ТЭ.КЖ6 способность партнеров обмениваться сведениями

друг о друге — этот феномен называется межличностная обратная связь. Навык использования обратной связи является необходимым коммуникативным умением. Л. А. Петровская выделяет условия развития эффективной обратной связи: 1) описательный характер, т. к. обратная связь в оценочной форме малоэффективна; 2) неотсроченность, т. к. обратная связь необходима в момент общения; 3) обратная связь должна относиться к конкретному проявлению, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника [12].

По мнению P.C. Немова, необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологический компоненты -это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек — Это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения [13].

Педагогика и психология профессионального образования

По Г. М. Андреевой, каждая группа умений соответствует одной из трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной). Группа соответствующая коммуникационной стороне: цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа — интерактивная сторона общения: понятие

о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях [14].

Главным различием в классификациях является критерий, по которому выполнена систематизация. А. Л. Солдатченко в своем исследовании приводит таблицу классификации коммуникативных умений по различным критериям [151; модифицируем и представим ее в виде табл. 1.

Основные критерии классификации коммуникативных умений

Критерий Коммуникативные умения

Психологические особенности — выявлять и нейтрализовать информационные барьеры — создавать благоприятные психологические условия для коммуникации (владение вербальными / невербальными средствами коммуникации,. учет психологических особенностей участников коммуникации) — распознавать полезную и вредную информацию — противостоять или способствовать информационному воздействию — использовать мимику

Информационные процессы — искать информацию — обрабатывать информацию — хранить информацию — перерабатывать информацию — принимать информацию

Виды информации. — работать с вербальной информацией — работать с документальной информацией — работать с числовой, графической информацией — работать с невербальной информацией

Источники информации — работать с текстом — работать в библиотеках, базах и архивах данных — работать с СМИ и другими источниками информации — работать с компьютерными источниками

Коммуникативные умения: понятие виды формирование

1.2 Коммуникативные умения: понятие виды формирование

В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация – более широкое понятие по объёму. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения. [24,с.41].

В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: В соответствии с одним из них оба понятия отождествляются. Так, в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании». В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия. Также понятия «коммуникация» и «общение» отождествляются в педагогическом и философском энциклопедическом словарях.

В трудах Ю.А. Каляевой, А.А. Кидрона, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова, «коммуникация» также определяется как синоним «общения».

Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как относятся к проблеме.

Для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимание ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).[17, с.341].

Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации. Исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка – дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. [14,c. 353].

Речь — это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. [18,с.51].

Невербальная коммуникация. Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия. [19,с.82].

В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо передает их нередко встречающееся предупреждение «Я не тебе плачу, а маме!»

Существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту. В некоторых видах обучения (в частности, при обучении «говорению» на иностранных языках) преподаватель предпочитает размещать учеников не «в затылок друг другу», как это принято в классе, а по кругу, лицом друг к другу, что существенно повышает коммуникабельность общающихся и интенсифицирует приобретение навыков общения на иностранном языке. [18].

Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. Это соответствие особо важно для педагога, для которого средства как вербальной, так и невербальной коммуникации являются инструментом его профессиональной деятельности. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагог одно и то же слово должен уметь произносить с множеством различных интонаций, вкладывая в него значение то приказа, то просьбы, то совета и т.д. [18].

Под влиянием массовой коммуникации происходит сдвиги в сознании людей и в их поведении. При этом выявляются обстоятельства, которые характеризуют непрерывный поток информации, как выражение ее количества в определенный момент вызывает качественный сдвиг в сознании людей.

Содержание массовой коммуникации должно затрагивать ум и чувство, поэтому оно должно быть доходчивым, опираться на какой – то средний уровень осведомленности реципиента. Поток информации через различные каналы должно заинтересовывать и эмоционально затрагивать. Поэтому наличие нового содержания в нем – обязательный элемент. [3,с.30].

Связь разных сторон (функций) общения, их динамика наиболее явно прослеживаются в уровневой схеме общения, предложенной Я. Яноушеком (1981). На первом уровне этой схемы коммуникация представляет собой прежде всего передачу и принятие информации, ее кодирование и декодирование, осуществляющие выравнивание различий, имеющихся в исходной информированности вступивших в контакт индивидов. Однако уже на этом уровне коммуникация не сводится только к передаче и принятию информации, в скрытом виде она включает и взаимное отношение участников. Так, со стороны говорящего имеет место антиципация (предвосхищение) того, как воспримет слушатель (реципиент) передаваемую ему информацию. В свою очередь реципиент реконструирует контекст получаемой им информации: исходный замысел говорящего, его опыт, знания и т.п. Непосредственной связи с совместной деятельностью на этом уровне нет.

Коммуникация приобретает явно взаимный характер на втором уровне, где она представляет собой взаимную передачу и принятие значений участниками. На этом уровне коммуникация непосредственно связана с их совместной деятельностью по решению общей задачи, которая ведет к некоторой дифференциации функций не только в деятельности, но и в связанной с ней коммуникации. Последняя в этом случае может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен знаниями, соображениями, решениями, на который данная коммуникация направлена, подчинен здесь совместному решению задачи — получению нужных сведений, усвоению учебного материала, открытию новых знаний, передаче приказа и т.д.

На третьем уровне на передний план выступает то, что для коммуникации наиболее существенно, а именно: стремление понять установки и взгляды друг друга, прислушаться к мнению других, даже когда с ним не соглашаются и т.д. В этом случае коммуникация направлена на формирование общей оценки достигнутых результатов, вкладов отдельных участников. Стремление к общей оценке может натолкнуться на препятствие, заключающееся в разности основных ценностей, с которыми отдельные участники вступают в коммуникацию. Этот третий уровень коммуникации связан с коллективным характером взаимных отношений [16, с. 169-170].

Функциональной единицей общения является коммуникативная задача, которая функционирует внутри коммуникативного акта. Согласно В.А. Кан-Калику, при построении коммуникативной задачи исходными пунктами являются: педагогическая задача, наличный уровень педагогического общения учителя и класса, учет индивидуальных особенностей обучающихся, учет собственных индивидуальных особенностей, учет методов работы.

По определению М.И. Лисиной, задача общения (или коммуникативная задача) — это та цель, на достижение которой в данных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Задачу общения определяют внутренние и внешние условия (уровень развития потребности в общении, прошлый опыт взаимодействия с людьми, ситуация взаимодействия, характер ближайшего по времени воздействия партнера). Задача в свою очередь определяет характер действия общения [11; 118]. Выделим особенности коммуникативной задачи как функциональной единицы общения. Во-первых, согласно М.И. Лисиной, она выполняет роль побудителя ответного речевого или неречевого действия. Во-вторых, коммуникативная задача есть продуктивно-рецептивная единица, т.е. она включает речевую деятельность (действия) как говорящего, так и слушающего.

С позиции говорящего (например, с позиции учителя) могут быть выделены следующие группы коммуникативных задач: 1) передача (сообщение) информации, 2) затребование, запрос информации, 3) побуждение к действию (вербальному или невербальному) и 4) выражение отношения к вербальному или невербальному действию партнера педагогического общения (в рассматриваемом случае — ученика). Коммуникативные задачи каждой из этих групп решаются посредством множества речевых действий.

Чаще всего используемые учителями (например, на уроках иностранного языка) коммуникативные задачи (вопрос, побуждение, объяснение, рассказ, сообщение, одобрение/неодобрение) в основном реализуют организующую и стимулирующую функции. Наименее представлены в учебном процессе оценочные, в частности одобрительные, действия учителя. Такая ситуация, естественно, обедняет педагогическое общение, лишая его одного из основных положительно влияющих на усвоение учебного материала моментов, — положительного подкрепления.

В то же время умение решать коммуникативные задачи целенаправленно не формируется даже у студентов педагогических вузов — будущих учителей. Об этом свидетельствует то, что в самой структуре учебников около 70% упражнений направлено на формирование информационных умений студентов, причем более половины из них обеспечивает развитие умений сообщать, повествовать о чем-либо. И только 1,2% упражнений предназначены для развития регуляционных умений и немногим более 3,5% — для развития аффективно-коммуникативных умений, определяющих стиль общения (Л.Н. Никипелова).

— о педагогическом общении как форме учебного взаимодействия, сотрудничества педагога (преподавателя) и учеников (студентов);

— о представленности в педагогическом общении одновременно трех его сторон — коммуникативной, интерактивной и персептивной;

— о наибольшей выраженности второго и третьего, по Я. Яноушеку, уровней коммуникации в педагогическом общении;

— о широкой представленности в педагогическом общении наряду с вербальными и других средств — изобразительных, кинетических, символических. [6, с. 61].

Анализ рассмотренных выше определений коммуникации и общения показывает, что, с одной стороны, коммуникация трактуется как понятие более широкое, чем общение, и в то же время она является (согласно определению) составляющей процесса общения. С другой стороны, если «коммуникация» определяется как понятие, близкое к «общению», следовательно, оно не сводится только к процессу передачи информации. Кроме того, мы считаем невозможным осуществление данного процесса вне организации взаимодействия, восприятия и понимания партнерами друг друга. Поэтому более правомерным, на наш взгляд, будет считать понятия «общение» и «коммуникация» идентичными. [5, с.76].

Источники:
Коммуникативные умения
(Андреева Г.М., Бодалев А.А., Брудный А.А., Буева Л.П., Зимняя И.А., Злобина Е.Г., Золотнякова А.С., Леонтьев А.А., Лисина М.И., Ломов Б.Ф., Мудрик А.В., Парыгин Б.Д. и др.) Общение — п
http://studfiles.net/preview/1713593/
Коммуникативные умения и навыки педагога
Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога.
http://studopedia.ru/10_175435_kommunikativnie-umeniya-i-naviki-pedagoga.html
Коммуникативные умения: к вопросу классификации Текст научной статьи по специальности — Народное образование
In this article the traditional and the modern approach to the classification of communicative skills are contemplated. The systematiza-tion of communicative skills in accordance to the criterion "information processes" is performed which considers the use of information-communicative technology for communication. The skills are subdivided into three main groups: for transmitting, storing and processing information.
http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-umeniya-k-voprosu-klassifikatsii
Коммуникативные умения: понятие виды формирование
Читать тему online: Коммуникативные умения: понятие виды формирование по предмету Психология. Размер: 101.91 КБ.
http://www.kazedu.kz/referat/174437/1

COMMENTS