Коммуникационные навыки

Методы обучения коммуникационным навыкам

Е (Explicitness — прояснение). Имеется в виду ясное согласие о целях и методах, способствующих эффективному обучению. Фундаментальным принципом обучения коммуникационным навыкам является то, что используемые при этом методы должны соответствовать субъективной цели ученика. Так, если субъективная цель состоит в получении практических навыков, то и обучение должно быть практическим.

Значительное большинство медкцинских учебных заведений предоставляют своим студентам возможности на некоторых этапах обучения работать с реальными пациентами. Такие клинические учебные занятия позволяют учить, практиковаться и оценивать коммуникационные навыки студемтов в сочетании с изучением, практикой и оценкой других клинических навыков. Это помогает интегрировать коммуникационные навыки в повседневное профессиональное поведение.

Преподаватель может демонстрировать адекватные коммуникационные навыки в уело »иях классной комнаты, с реальными или мнимыми пациентами.

Клиницисты в медицинской обггановке обычно служат в качестве ролевых моделей для студентов-медиков. Поэтому очень желательно, чтобы собственные коммуникационные навыки клинициста отражали и соответствовали именно тому, чему надо учить студента.

С целью демонстрации правильных коммуникационных навыков студентам могут быть показаны профессионально сделанные видеофильмы. Точно так же видеофильмы могут быть использованы и с целью показать и обсудить плохие, нежелательные способы общения врача и пациента.

Ролевые игры студентов между собой — это очень эффективный и относительно недорогой метод, дающий возможности для практики навыков и обратного ответа. Студенты могут работать по трое, меняясь ролями друг с другом (врач — пациент — оценщик) в нескольких медицинских сценариях. Данный подход позволяет студентам побывать в положении пациента — а значит, помогает стать более восприимчивым к его нуждам, усиливает их интуицию в отношении впечатлений пациента от медицинского сценария, по которому ведется ролевая игра, дает им возможность для немедленной обратной связи от «пациента», которого они интервьюировали.

Ролевые игры могут быть даже более эффективными, чем видеозапись, и поэтому используются для обеспечения структурированной обратной связи на занятиях в малой группе с подготовленным преподавателем-тутором (руководителем группы студентов). Процесс просмотра видеозаписи позволяет студенту увидеть образцы его собственного общения так, как его видят другие люди со стороны. Это — потенциально очень сильная форма обратной связи; необходимо обратить особое внимание на то, чтобы после получения обратной связи студенту были даны соответствующие инструкции и указания (см. последнюю часть в разделе Формативной оценки).

а) обратный ответ должен быть дан немедленно, сразу же вслед за действиями обучаемого;

б) ученику должна быть оказана помощь в передаче обратного ответа его/ее собственного исполнения задания прежде, чем оценщик предоставит свой обратный ответ;

в) успешные аспекты коммуникаций ученика должны быть упомянуты первыми;

г) менее удачные аспекты коммуникаций ученика не должны быть подвергнуты разгромной критике, это следует делать без резких выражений — например, «вещи, которые бы стоило сделать несколько иначе», и для этого должны быть предложены специфические рекомендации;

д) обратный ответ должен быть очень специфическим, максимально конкретным и обращен к теперешним примерам поведения студента вместо того, чтобы заниматься широкими обобщениями или комментировать личностные характеристики студента.

Обучение коммуникационным навыкам должно начинаться, когда студенты в наибольшей степени восприимчивы, то есть на ранних этапах медицинского обучения. Некоторые медицинские школы иногда предпочитают начинать коммуникационный тренинг путем преподавания вводного курса по базовым коммуникациям, переходя затем к коммуникациям в медицине. Другие учебные заведения предпочитают начинать подготовку сразу же с курса, ориентированного на медицинские коммуникации.

Развитие коммуникативных навыков

В эпоху компьютерных игр, супермаркетов и социальных сетей мы все чаще сталкиваемся с проблемой социализации и развития коммуникативных навыков у детей и взрослых. Когда все контакты можно уместить в окошко чата, нам становится все сложнее формировать круг общения, знакомиться, заводить друзей, вести переговоры с посторонними людьми.

Но при этом крайне важным элементом успешности остаются навыки коммуникативной деятельности. Мы должны разговаривать с людьми каждый день, чтобы приобретать товары и услуги, договариваться с партнерами и клиентами, получать необходимые эмоции от общения с друзьями. Неумение правильно общаться сильно усложняет нам жизнь как в личных отношениях, так и в попытках строить карьеру или вести собственный бизнес.

Но что это такое — коммуникативные навыки и умения? Это поведенческий комплекс, благодаря которому мы можем:

  • установить контакт с незнакомым человеком;
  • заинтересовать собеседника в последующем общении;
  • поддерживать теплые отношения с окружением;
  • отстоять и аргументировать свою позицию, защитить свои интересы;
  • сводить к минимуму последствия конфликтов;
  • осознанно использовать невербальные способы общения;
  • распознавать и предотвращать попытки манипуляции;
  • понимать других людей, причины их поступков и реакции на те или иные действия и слова собеседника.

Основное формирование коммуникативных навыков происходит еще в детстве, поэтому мы не можем полностью перекроить себя и в мгновение превратиться из замкнутого и застенчивого человека в душу компании. Для разрешения особенно трудных ситуаций существуют специальные тренинги. На этих занятиях рассматриваются типичные ситуации, участники в игровой форме примеряют на себя различные модели поведения, обсуждают ошибки и удачные решения. Польза таких тренингов в том, что человек не несет ответственность за промахи, поэтому не боится экспериментировать и искать новые пути.

Но далеко не все нуждаются в подобных тренингах. Коммуникативные умения и навыки – настолько обширная сфера человеческой деятельности, что иногда нам всего лишь недостает теоретической базы для дальнейшего развития и совершенствования своей личности в плане общения.

Отдельная и довольно серьезная тема – деловое общение. Не каждый обладает врожденным талантом ведения переговоров, поэтому для бизнесменов существует множество литературы о том, как выстраивать контакты с партнерами и клиентами.

Существуют правила делового этикета , о которых обязательно нужно знать и помнить. Этикет есть не только в личном общении, но и в письменном: изучите особенности деловой переписки . Грамотное применение этого искусства добавит вам бонусов.

Важным этапом в усовершенствовании мастерства заключения сделок станет устранение типичных ошибок в переговорах . Не помешает ознакомиться также с правилами ведения жестких переговоров – не только для того, чтобы пользоваться ими, но и чтобы оппонент не мог применять эти уловки против вас самих.

Выйдя на международный уровень, каждый бизнесмен сталкивается с тонкостями культур разных стран. Чтобы наладить контакты с зарубежными партнерами, недостаточно знания языка или присутствия переводчика. Нужно знать, как приветствовать собеседника, какие привычные в нашей стране жесты или темы неприемлемы у иностранцев. Так, изучая особенности переговоров с китайскими партнерами , вы узнаете, что жители Поднебесной никогда не ругают начальство, не выражают эмоций и всегда отказывают потенциальному компаньону при первой встрече.

Коммуникации – это не только инициирование общения, но и реакции на поведение других людей. Если мы знаем, как отвечать на некорректные вопросы или как ответить на оскорбление , то вооружены против подобных нападок в будущем. Получив достойный отпор, противник в следующий раз хорошо подумает прежде, чем попытается задеть вас.

Огромный пласт межличностных коммуникаций приходится на невербальные средства общения — с их помощью мы передаем до 60% всей информации. Это наши жесты, взгляды, интонации.

Как видите, развитие коммуникативных навыков включает много различных приемов и методов. Но главный вопрос, интересующий людей – как стать общительнее ? Вы найдете полезные советы в статье с одноименным названием. Сегодня же мы поделимся с вами рекомендациями, которых в ней нет.

Секреты коммуникабельного человека:

  1. Не стесняйтесь первыми идти на контакт. В мире много стеснительных людей, и если все будут стесняться, то общаться будет не с кем! Конечно, нужно различать, когда возможный собеседник просто не умеет первым вступить в разговор, а когда он не настроен общаться вовсе. Не путайте инициативность с навязчивостью. Но если вы все же научитесь переступать через внутренние страхи («А вдруг этот человек не захочет со мной разговаривать?») и начнете сами идти на контакт, то сможете обзавестись большим количеством скромных, но хороших друзей.
  2. Будьте в процессе общения постоянно. Это значит, что отрывочные попытки инициативности в общении не выведут нас из состояния внутренней зажатости. Паровоз трудно сдвинуть с места, но когда он уже разогнался – его трудно остановить. Если постоянно стремиться к общению, заговаривать с незнакомыми людьми на улице, первыми звонить друзьям, чтобы просто поболтать, то со временем это будет даваться все легче и легче, а постоянное общение с людьми превратится в гармоничное дополнение к жизни.
  3. Отбросьте ожидания и страхи – выстраивайте свое общение сами. Мы идем на встречу с другом, чтобы весело провести время, а он оказывается грустным и неразговорчивым. Начальник вызвал в свой кабинет – и мы тут же начинаем трястись от ужаса. А может, он хотел предложить повышение, но увидел испуганные глаза и передумал, решив, что вы не справитесь с новой должностью? Не ожидайте определенного результата от предстоящего контакта, учитесь импровизировать. Мы никогда не можем наперед знать реакций и слов наших собеседников, поэтому не должны загонять себя в рамки сценариев.
  4. Будьте открыты и не стесняйтесь своих эмоций. Часто мы становимся чрезмерно застенчивыми и замкнутыми оттого что слишком много думаем об уместности наших чувств и эмоций. Не бойтесь – показывайте себя. Когда смешно – смейтесь, когда грустно – грустите, когда любите – любите от всей души. Высказывайте свое мнение и делитесь необычными наблюдениями. Всегда найдутся люди, которые не поймут вас – и это нормально. Зато так вы сможете окружить себя настоящими единомышленниками.
  5. Получайте удовольствие от общения. Вы тут же спросите меня – а как я могу заставить себя получить удовольствие от общения? Не нужно себя заставлять – учитесь искать позитивные моменты и выбрасывать из головы негатив. Вместо того, чтобы думать о каком-то своем неудачном ответе, лучше вспомните, сколько интересного вы узнали из разговора или как смеялись над анекдотом. Когда вы будете уделять больше внимания хорошему, то и результат от общения будет позитивным.

Общение – это искусство, в котором мы нуждаемся. Говорят, что мы не любим делать то, чего не умеем – и это правда. Научившись плодотворному и гармоничному общению, мы сумеем любить его и получать пользу от ежедневных разговоров с людьми.

Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:

Статья шикарная, помогает выжить в наше непростое время, когда агрессию так часто встречаешь везде: на работе, в транспорте, магазине, и ,к сожалению, дома.

Источники:
Методы обучения коммуникационным навыкам
Общие вопросы хирургии: приемы и техника операции, хирургический инструмент и способы наложения швов, медицинская психология и физиотерапия, инфекции и аллергия, терапия и профилактика здоровья
http://medbe.ru/materials/psikhologiya-vracha/metody-obucheniya-kommunikatsionnym-navykam/
Развитие коммуникативных навыков
В эпоху компьютерных игр, супермаркетов и социальных сетей мы все чаще сталкиваемся с проблемой социализации и развития коммуникативных навыков у детей и взрослых. Когда все контакты можно уместить
http://constructorus.ru/samorazvitie/razvitie-kommunikativnyx-navykov.html

COMMENTS