Коммуникация и общение

Коммуникация и общение

Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»? Одни ученые разводят эти понятия, другие отождествляют их, считая синонимичными.

Коммуникация (от лат. communicatio: общение, сообщение, связь) представляет собой трехтактный процесс односторонней информационной связи субъекта-коммуникатора, или адресанта (продуцента и отправителя сообщения), с объектом-реципиентом (от лат. recipiens (recipientis): получающий) — получателем, адресатом послания. Это может быть другой человек, животное или принимающее техническое устройство.

Коммуникация включает: продуцирование (создание) сообщения (послания); его передачу отправителем (адресантом) и получение адресатом.

Коммуникация — это односторонняя информационная связь между людьми, животными и/или техническими устройствами, которая носит однонаправленный, безответный и монологичный характер.

Коммуникация между людьми — это частный случай общения.

Акт коммуникации (продуцирование — передача — получение сообщения) может быть разовым или многократным, но при этом она по-прежнему остается однонаправленной и монологичной до тех пор, пока коммуникатор и реципиент не поменяются ролями, т. е. пока не будет получен осознанный ответ.

Только после этого коммуникация из однонаправленной превращается в дву- или многосторонний взаимный обмен посланиями с обратной связью в форме диалога или полилога (если участников коммуникации больше двух). Это и есть общение между людьми.

Общение — это взаимный обмен посланиями между коммуникатором (адресантом) и реципиентом (адресатом), которые меняются ролями.

Это взаимная коммуникация с обратной связью, протекающая в форме диалога или полилога между людьми, сообщающимися между собой.

Таким образом, отличие коммуникации от общения состоит в том, что первая является односторонней информационной связью, которую могут устанавливать и животные, и технические устройства, а второе — информационный обмен между людьми.

В разговорной же практике между коммуникацией и общением нет непереходимой грани. А главное, их роднит и объединяет общий для них признак — сообщение. Сам этот термин — сообщение — в русском языке имеет строение и значение взаимного, объединенного и объединяющего (со-вместного, со-вокупного) общения (со-общения).

Человек живет среди людей, и социокультурное общение является необходимым условием его личностного и общественного совершенствования. В процессе общения происходят освоение, усвоение и передача культурных ценностей, социализация человека, формируется внутренняя культура личности, без общения невозможны ни совместный труд, ни приращение культуры, ни само продолжение человеческого рода на Земле.

Общение — это специфическая форма человеческого взаимодействия, необходимое условие и универсальный способ общественного и личностного развития, процесс взаимообмена продуктами (результатами) духовного производства и психической деятельности (взглядами, представлениями, мыслями, идеями, знаниями, опытом, чувствами и переживаниями).

Необходимое условие осуществления культурной коммуникации — наличие общего языка у субъектов общения. В той мере, в какой коммуникатор и реципиент обладают общим историко­социокультурным опытом, они одинаково интерпретируют значение символов (кода), что способствует взаимопониманию между ними.

В зависимости от степени этой общности результаты культурной коммуникации могут колебаться от полного совпадения (взаимопонимания) до существенного разногласия (непонимания) между субъектами в интерпретации символов (и смысла сообщения).

Чем выше общность жизненного и социокультурного опыта адресанта и адресата, тем эффективнее их взаимопонимание в процессе общения и адекватнее интерпретация смысла послания.

В общении информация циркулирует между партнерами (соавторами) по общению, духовно обогащая их. Это процесс взаимной выработки новой информации, общей для партнеров по общению и рождающей их общность (или повышающей ее степень) и протекающий в режиме диалога (общения двух партнеров) или полилога (общения многих партнеров).

Общение есть функция человеческого сознания, оно является феноменом культуры и, как и культура, возникает с появлением человека и невозможно без него.

Животные, которые не обладают сознанием и культурой, не имеют и способности к общению. Разнообразное по формам предобщение в животном мире представляет собой генетически предопределенную сигнальную коммуникацию как разновидность биологических отношений. Схожая сигнальная коммуникация происходит и между человеком и машиной, машиной и животным, машиной и машиной. Отношения человека с животным (особенно домашним) представляют из себя общение со стороны человека и предобщение — со стороны животного.

Нередко в культурологической литературе со значением общения используется термин «культурная коммуникация».

Культурная коммуникация (общение) — процесс информационного взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи (коммуникация) или обмена (общение) сообщениями (информацией, опытом, душевными состояниями) посредством тех или иных знаковых систем (естественных или искусственных языков).

Основными элементами культурной коммуникации являются: отправитель (коммуникатор) и получатель (реципиент) сообщения; средства коммуникации (код, используемый для передачи сообщения в знакомо-символической форме, и канал, по которому передается закодированное сообщение от коммуникатора к реципиенту); результат (эффект) коммуникации (изменение в поведении получателя, которое происходит вследствие приема сообщения); шум (помехи и искажения в процессе коммуникации, которые препятствуют достижению заданного результата).

Существует два типа средств коммуникации:

1) естественно возникшие (жесты, мимика, язык);

2) искусственно созданные (технические), которые подразделяются на традиционные (письменность, книгопечатание, пресса) и инновационные, или современные (телефон, радио, телевидение, Интернет, SMS-сообщения и др.).

Происхождение, сущность, формы, виды и языки общения и коммуникации изучают философия, культурология, социология, психология, лингвистика, семиотика, информатика и другие науки.

Коммуникация и общение: цели, понятия

Знакомство с таким психологическим феноменом, как общение, начнем со старинной притчи. Посреди пути лежал пес, мимо проходило множество людей, и каждый из них, проходя вел себя по-разному. Одни осторожно обходили стороной, чтобы не наступить на него, другие больно толкали, чтобы не мешал, еще одни охотно бросали камнями или громко на него кричали. А неподалеку сидел старый нищий. Смотрел он на все это и спросил у пса: «Почему ты здесь лежишь?», На что тот ответил: «Я ищу себе хорошего хозяина».

Психология — это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, которые рассматриваются под углом зрения взаимоотношений личности и общества. Говоря о психологической специфике, следует иметь в виду, что процессы общения могут быть рассмотрены не только под психологическим, а под другим углом зрения — социологическим, лингвистическим и др..

Язык как важнейшее средство человеческого общения выступает также средством познания, мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как существа социального, средством воздействия на личность.

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ. КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

это процессы передачи информации или констатация связи между субъектами (системами). Сегодня имеется два подхода к изучению процессов коммуникации: 1)

с точки зрения концепций технологического детерминизма, считающего, что средства информации являются единственным стимулом и источником социокультурного развития; 2)

с позиций «понимающей социологии», где утверждается, что основным результатом коммуникации следует считать понимание человеком другого человека, то есть взаимное понимание двух субъектов общения.

В культурологи коммуникация рассматривается с различных позиций и является важнейшим аспектом изучения многих процессов, происходящих в культуре. К явлениям коммуникации относятся интеграция, ассимиляция, аккультурация. Они связаны с проблемами инкультурации, но имеют свои особенности.

Интеграция (от лат. integration — восполнение, восстановление) обозначает состояние внутренней целостности того или иного культурного образования, а также согласованность между различными ее элементами. Под интеграцией понимаются также процессы, результатом которых должна стать такая взаимосогласованность различных субъектов культуры. Например, согласование культурных норм и реального поведения, согласование норм при взаимодействии различных культур, согласование культурных значений между субъектами культуры и так далее. Интеграция представляет собой идентификацию, как со старой, так и с новой культурой. Интеграция дает в результате бикультуральную или мультикультуральную личность.

Ассимиляция в культурологи — это процесс, в результате которого члены одного этнокультурного образования утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другого образования, с которым они находятся в непосредственном контакте. В истории часто одни культуры ассимилировались, поглощались другими. При ассимиляции может происходить и культурное смешение, в результате чего появляются новый тип культуры. Ассимиляция может быть добровольной или насильственной. Ассимиляция — это и сам коммуникативный процесс, и его результаты.

Социокультурная коммуникация — это процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией. Социокультурная коммуникация один из базовых механизмов и неотъемлемая часть социокультурного развития, обеспечивающая возможность формирования культурных связей внутри отдельных культур и между культурами. Средством коммуникативного взаимодействия выступают и вся культура как система, и каждый отдельный ее элемент.

Межкультурная коммуникация, взаимодействие культур — сложный и очень противоречивый процесс, часто с конфронтацией, конфликтами. Сегодня на первый план выдвигается проблема мирного сосуществования различных культурных традиций, исключающего угнетение, насильственную ассимиляцию, дискриминацию, то есть речь идет о необходимости наладить «диалог культур» как между прошлыми и настоящими культурными эпохами, так и между современными культурами.

Коммуникации осуществляются во времени и пространстве, где встречаются традиции и инновации.

Традиция (от лат. tradition — передача, предание) — совокупность формальных процедур хранения и передачи определенного содержания. Традиции — набор элементов социокультурного наследия, передающийся от поколения к поколению и сохраняющийся в определенных сообществах или социальных группах в течение более или менее длительного периода времени. В качестве традиций могут выступать определенные общественные установления, поведенческие нормы, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдельные предметы. Определенные традиции функционируют во всех социокультурных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Традиции образуют коллективную память общества и культуры, образы, к которым обращаются из поколения в поколение члены той или иной социальной группы.

К изучению традиций необходимо применять конкретновсеобщий уровень исследования, рассматривая их в контексте типологических особенностей культурной эпохи, с учетом изменений, то есть исторически. В дифференцированном обществе традиции носят множественный и противоречивый характер. Традиции могут быть позитивными и негативными. Каждое новое поколение осуществляет отбор образцов: что-то принимается и интерпретируется, а что-то отбрасывается. Процессы социализации и инкультурации в значительной степени опираются на традиции. Именно традиция выступает тем культурным каноном, который предлагается усвоить и реализовать индивиду в его жизни, она представляет собой форму коллективного опыта и означает факт наследования. Индивидуум не только усваивает готовые образцы, но и создает новые, отсюда противоречия между традицией и индивидуальностью (конфликт «отцов» и «детей»).

Существуют культуры особое внимание уделяющие сохранению установившегося культурного порядка. Это традиционные культуры. Идеальный общественный стереотип в них относится к прошлому. В таких обществах на все случаи жизни существуют уже готовые поведенческие и смысловые стереотипы. Что не укладывается в традиции, игнорируется или отвергается. Возможность проявления индивидуального в традиционной культуре минимальна.

Противоположностью традиции являются инновации. Под инновацией в культурологи понимаются механизмы формирования новых культурных моделей самого разного уровня, которые создают предпосылки для социокультурных изменений. Инновации зависят от индивида, от его творческой активности, а также от возможностей общества воспринимать, интегрировать и адаптировать результаты такой активности.

Традиционным культурам противостоят инновационные, активно поддерживающие новации. Выработка нового в таких культурах всячески поддерживается, возникающие в индивидуальном сознании идеи и культурные формы распространяются в обществе, внедряются в повседневность, что создает возможность для социокультурных трансформаций и в итоге обеспечивает прогресс в культурном развитии.

Всякая культура сочетает традиции и новации. Соотношение между ними складывается по-разному. Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности под новаторством. В инновационной культуре новаторство доминирует над традиционностью.

Традиционные культуры имеют высокий уровень нормативности, нормы сакрализуются, не допускается их критика, общественное мнение имеет огромную силу, для таких обществ характерна ксенофобия (неприязнь к чужим культурам), не поощряются перемены. Закономерным следствием этого является устойчивость быта, житейской психологии, хозяйственного уклада, форм социального устройства. Общество веками остается почти неизменным.

Инновационная культура восприимчива к новациям и динамична. Это ведет к ослаблению нормативности культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей, появлению различных девиаций поведения. В результате расшатывается мораль, происходит падение нравственности. Но личность получает автономию, большую свободу, а это создает условия для творчества. При этом происходит интенсивное развитие искусства, науки, техники. Высоко ценятся творческие личности, знание, образование, критичность и самостоятельность мышления. Стремление к новому — один из важнейших факторов, стимулирующих развитие производства и потребление в обществе.

В конечном счете, вся культура развивается как продукт медиации — срединная культура, преодолевающая ограниченность ранее сложившихся культурных форм. Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к инновационной. В Европе инновационная культура формируется с эпохи Возрождения. К ХХ веку инновационный тип культуры стал господствующим в Западном мире. Во многом остаются традиционными сегодня культуры стран Востока, мусульманских государств. О специфике России будет сказано в дальнейшем.

В современных условиях особое значение для будущего общества приобретает ориентация личности на культурную модернизацию. Модернизация (от фр. modern — новейший, современный) культуры — это процесс приведения того или иного конкретного социального образования в соответствие с современными нормативами. Термин «модернизация» многозначен и употребляется в различных значениях. Подробнее об этом будет сказано в разделе о модернизации.

Общение и коммуникация

ОБЩЕНИЕэто социально обусловленный процесс обмена мысля­ми и чувствами между людьми в различных сферах познавательной деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.

Общение — это проявление фундаментальных свойств человека, который не может жить, творить, работать вне общения. Человек формируется не только через отношение к внешнему миру, но и посредством общения. Че­ловек всегда сохраняет эту функцию, даже когда находится наедине с собой (например, при подготовке доклада школьник мысленно ведет дискуссию с одноклассниками как со своими оппонентами, подбирает примеры, факты, аргументацию ответов).

Духовное общение выполняет важные социальные функции: обмен ин­формацией, передача опыта, организация людей для какой-либо деятельно­сти. Никакая сфера деятельности людей не может быть осуществлена вне общения. Наряду с социальными функциями, общение выполняет психологи­ческие функции, т. е. осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людь­ми, порождаемый потребностями совместной жизни и деятельности. В нем обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Коммуникация — специфический обмен информацией посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Результатом этого взаимодействия является взаимопонимание между людьми.

Интеракция — организация взаимодействия между людьми, учиты­вающая их личностные характеристики. Она приводит к определенным че­ловеческим взаимоотношениям.

Перцепция — процесс восприятия партнерами друг друга, определе­ние контекста встречи. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием, «читать» настроение партнеров по вербальным и невербальным характеристикам, понимать психологические эффекты вос­приятия и учитывать их для снижения его искажения. Общение различается по:

— количеству участников: межличностное, групповое, массовое;

— способу: вербальное (язык, речь), невербальное (мимика, жестика);

— положению общающихся: контактное (личное), дистанционное (напри­мер, через средства массовой информации);

— условиям: официальное (организованные встречи), неофициальное (по собственной инициативе);

— задачам: установочное (с целью знакомства), информационное (обмен сообщениями);

— средствам: непосредственное (рука, голова, голосовые звуки), опосре­дованное (радио, телевидение), косвенное (через посредников).

— язык — система слов, выражений и правил их соединения в логическую речь;

— интонация — эмоциональная выразительность, способная придавать разные оттенки какой-либо фразе;

— мимика, поза, взгляд — могут усиливать или опровергать смысл ска­занного;

— жесты — общепринятые или экспрессивные (для выразительности);

— расстояние собеседников — зависит от степени их доверия, культурных и национальных традиций.

Виды общения. Специалисты в сфере общения различают пять его ви­дов: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное (см. табл. на стр. 60). Данные виды общения предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каж­дого из партнеров к адекватному поведению и самореализации. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства каждого.

Искусство общения. Умение грамотно и продуктивно общаться — за­лог успеха в деятельности любого человека. Жизнь, практика выработали ряд правил, придерживаясь которых, вы сможете не допустить оплошностей в беседе, выглядеть воспитанным, своевременно добиваться поставленных це­лей. Какие же это правила?

Будьте вежливы. Вежливость должна быть привита с детства. Каждому ребенку важно знать: входя в помещение, где находятся люди, нужно поздоро­ваться; неприлично вмешиваться в чужой разговор; нельзя перебивать собесед­ника, пока он не выскажет свою точку зрения. При прибытии в класс педагога все ученики встают. Это касается и взрослых: когда к вам в кабинет войдет дама или пожилой человек — не забудьте подняться и поприветствовать их.

В общении большое значение имеет речь, жест, мимика. Если знакомому можно высказать просьбу так: «Передай(те) эту книгу. », то к неизвестному — «Будьте любезны передать мне. ». В разговоре необходимы оттенки и тональ­ности. Ни при каких ситуациях нельзя повышать голос, особенно на женщину, допускать менторского отношения.

При знакомстве всегда представляют младшего старшему, мужчину жен­щине. *

Беседуя с кем-то, стремитесь встать лицом к человеку, неучтиво отвлекаться и смотреть по сторонам.

Непозволительно перешептываться, секретничать в присутствии других.

Входя в аудиторию (помещение), рекомендуется чуть-чуть задержаться на пороге, чтобы сориентироваться в обстановке, иначе можно совершить какую-нибудь оплошность.

Поднимаясь или опускаясь по лестнице с дамой, кавалер должен быть впе­реди, чтобы оберегать ее от всяких неожиданностей.

Дверь открывает (и затем придерживает ее) мужчина и пропускает женщи­ну. Такая же процедура и при посадке в транспорт, а вот из него джентльмен выходит первым и помогает спутнице (или нуждающемуся в помощи человеку).

В малознакомом обществе ведите себя ровно, не подчеркивайте разницу в со­циальном положении, не достойно уважения ни высокомерие, ни самоунижение.

Следите за жестами. Они часто свидетельствуют о воспитании больше, чем слова, и должны быть скупыми. Непозволительно размахивать руками, похлопы­вать партнера по плечу. Излишние гримасы могут создавать превратное впечат­ление. Доброжелательная улыбка, приветливое выражение лица принесут вам хорошее настроение.

Умейте слушать и говорить. Важно беседовать спокойно, дружелюб­но, с симпатией; проявлять внимание, интерес, сочувствие. Подсчитано, что в общении человек 9% пишет, 16% читает, 30% говорит, 45% слушает. Настоящему другу хочется «открыть душу», поделиться с ним мечтами, попросить у него со­вета. Момент активной обратной связи играет огромную роль, у партнера созда­ется ощущение того, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который готов понять его.

Не пересыпайте свою речь иностранными и специальными терминами, жар­гонными и ненормативными словами.

Общение —это, прежде всего, диалог. Монолог, болтливость ничего, кроме раздражения, не вызывают. Такого субъекта перестают приглашать в компании, звонить ему по телефону. Круг его знакомых сужается. А происходит это по простой причине: у собеседника тоже много проблем, некоторыми из них он хо­чет поделиться, а ему не дают. Быть хорошим собеседником — значит больше молчать, слушать, вовремя вставлять слова: «да», «что вы говорите!», «не мо­жет быть!» и т. п. Задумаемся над тем, зачем люди делятся своими проблемами? Видимо хотят, чтобы их поняли, разделили с ними те чувства и переживания, которые испытывают. При таком слушании (эмпатическом) не дают советов, не поучают партнера, а стремятся откликнуться на его эмоциональное состояние.

Речь должна быть стройной, четкой, логичной. Важно найти наиболее до­ходчивые слова. Русский язык богат, можно употреблять множество синонимов. Рассмотрим, например, случаи приветствия:

«Здравствуйте» —обращение к кому угодно;

«Привет» — распространено в молодежной среде;

Источники:
Коммуникация и общение
11.1. Коммуникация и общение
http://textb.net/30/105.html
Коммуникация и общение: цели, понятия
Знакомство с таким психологическим феноменом, как общение, начнем со старинной притчи. Посреди пути лежал пес, мимо проходило множество людей, и каждый из них, проходя вел себя по-разному. Одни осторожно обходили стороной, чтобы не наступить на него, другие больно толкали, чтобы не мешал, еще одни охотно бросали камнями или громко на него кричали. А неподалеку сидел старый
http://mednurse.ru/bolezni/kommunikaciya-i-obshchenie-celi-ponyatiya
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ. КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: Коммуникация (от лат. communication — сообщение, передача) — это процессы передачи информации или констатация связи между субъектами (системами). Сегодня имеется два подхода к изучению процессов коммуникации: 1) с точки зрения концепций … — —
http://knigi.link/kultura/mejkulturnaya-kommunikatsiya-dialog-kultur-14875.html
Общение и коммуникация
ОБЩЕНИЕ — это социально обусловленный процесс обмена мысля­ми и чувствами между людьми в различных сферах познавательной деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств
http://studopedia.ru/10_253707_obshchenie-i-kommunikatsiya.html

COMMENTS