Конфликт на работе как себя вести

Конфликт на работе как себя вести

В рабочем коллективе мы проводим немало времени, а потому любой конфликт сильно осложняет нам жизнь. Как вести себя, если размолвка все-таки произошла, или если любимая работа перестала радовать? И бывают ли конфликты во благо? Исследования на эту тему провели крупнейшие порталы по поиску работы.

Прогресс возможен, если не переходить на личности

Об этом пишет в своем исследовании портал SuperJob.ru. Несмотря на то, что офисные конфликты принято осуждать, специалисты-конфликтологи давно доказали: без размолвок и ссор не может существовать ни одна общественная система, в том числе рабочий коллектив. Более того: нередко именно конфликт становится двигателем прогресса.

К примеру, один отдел в компании постоянно конфликтует с другим из-за того, что необходимые сведения не передаются вовремя. Результатом разрешения такого конфликта вполне может стать установка нового программного обеспечения для быстрого обмена данными. Однако не всякий конфликт в рабочем коллективе можно разрешить конструктивно.

Особенно опасны в этом плане те конфликты, участники которых переходят на личности, задевая чувство собственного достоинства сослуживцев. Поэтому конфликтологи рекомендуют по возможности предупреждать конфликты в рабочих коллективах, а если они появляются – учиться разрешать их с пользой.

При этом, по данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, подавляющее большинство россиян (86%) привыкло разрешать конфликты самостоятельно. Лишь 5% работников привлекают к решению проблемы коллектив и только 2% обращаются к начальству.

Вообще конфликты в рабочих коллективах делят на два типа: вертикальные (не ладят начальство и подчиненные) и горизонтальные (ссорятся равные по положению сотрудники). Причин для рабочих ссор, конечно, может быть множество. Например, недостаточно четко прописанные обязанности сотрудников, разного рода нововведения или несовместимые психотипы коллег, работающих «в связке».

Настоять на своем или «превратиться в страуса»?

Как вести себя при этом? Уступить, спокойно и аргументированно настаивать на своем, выбрать «политику страуса» (внешне уходить от открытого разрешения конфликта) или пытаться найти компромисс?

Именно умение идти на компромиссы специалисты считают самой сложной, но весьма продуктивной тактикой разрешения конфликтов. Хотя, конечно, это в каждой ситуации выбор человека в зависимости от его психотипа, места, которое он занимает в коллективе и многих других факторов.

Между тем, психолог-консультант, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке Илья Шабшин считает, что стратегия поведения в конфликте, которую человек обычно выбирает, в большинстве случаев связана с особенностями его характера и привычками, нежели с конкретикой самой конфликтной ситуации. Такое мнение он высказал в исследовании, проведенном порталом Rabota.ru.

По мнению специалиста, знания о разных стратегиях поведения в конфликтах необходимы, так как они помогают понять действия других людей. «То есть определить, какой стратегией пользуется прямо сейчас ваш оппонент и, соответственно, ответить более точно и адекватно», — считает Шабшин.

А вот старший партнер компании Tom Hunt Владимир Якуба рекомендует опасаться ухода в крайнюю степень каждой стратегии. «Вступая в конфликт, не обязательно принимать какую-то одну стратегию поведения, лучше использовать их сочетание. И, конечно же, смотреть на конфликт со всех сторон. Нет правильной и неправильной стратегии, есть правильное или неправильное ее применение», — считает Якуба.

Причины драк и ссор коллег

Однако не всегда в конфликтных ситуациях побеждает здравый смысл. Даже на работе. Чуть ли не каждый четвертый российский работник хоть раз, да применял физическую силу по отношению к своим коллегам. Причем большинство «агрессоров» (88%) совершенно не сожалеют о содеянном. Об этом свидетельствуют результаты интернет-опроса, проведенного порталом по поиску работы Joblist.ru.

Что побудило драчунов применять силу? Самый распространенный ответ на этот вопрос (41%): «По-другому коллега не понимал». Чуть меньше (33%) ответили, что причиной стала «тупость и непонимание элементарного». А вот несправедливость в словах и поведении (по данным этого исследования) считают достаточным основанием для драки 32% респондентов.

Источник:
Конфликт на работе как себя вести
В рабочем коллективе мы проводим немало времени, а потому любой конфликт сильно осложняет нам жизнь. Как вести себя, если размолвка все-таки произошла, или если любимая работа перестала радовать? И бывают ли конфликты во благо? Исследования на эту тему провели крупнейшие порталы по поиску работы.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=689475

Конфликт на работе как себя вести

Автор: Людмила Возвахова
Рубрика: Психология.

Заголовок: «Конфликт как слабость».

Начиналось прекрасное утро. Как обычно, после завтрака выезжаю на работу. На улице медленно падает снег, и деревья стоят как заколдованные. Из этой сказки я плавно попадаю на работу и слышу от коллег примерно одинаковые фразы. Наверное, не с той ноги сегодня встал! Ты посмотри, как «заведенный» уже с утра! И кто ему только дорогу уже успел перебежать, время 9:00? Чего орет? Злой, как «собака», сегодня! Тут я понимаю, что речь идет о директоре, а мне к нему на совещание через 5 минут. Как Вы думаете, в каком настроении я выйду от него?

В примерно таких же ситуациях побывал каждый подчиненный хоть раз в своей жизни. Часто после таких совещаний выходишь с поникшим настроем или вообще в бешенстве. Почему такое происходит, и как с этим бороться? Я постараюсь дать ответ на этот вопрос в данной статье и обозначить конкретные рекомендации, как себя вести во время конфликта.

Начну с того, что кто-то уже утром успел разозлить или создать конфликт с директором. Разве может себе любой руководитель позволить слабость переносить конфликт с одного сотрудника на другого? Почему мы должны от этого страдать весь оставшийся день?

А что такое конфликт, по сути? Это поведение одного человека по отношению к другому, которое препятствует или ограничивает в достижении целей. Причем, конфликт — это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту, но это всего лишь неконструктивный способ выражения накопившихся эмоций. Все так тесно переплетено! Попробуем разобраться, почему возникают такие ситуации, и как их постараться избежать.

Конфликты часто возникают из-за скрытых нужд и желаний человека. Например, такие желания, как быть в безопасности, независимости или причастности к чему-либо. Могут возникать из опасений утратить значимое и очень важное, причем продолжаться они могут до тех пор, пока ситуация не изменяется по иным причинам (например, человек с которым вы конфликтуете — уезжает).

К сожалению, по занимаемой в конфликте позиции или по манере поведения и действия человека не всегда просто установить, какие желания или опасения им движут. Люди часто скрывают свои чувства или не отдают себе отчета в истинных намерениях, просто хотят чего-то, а почему этого хотят, не знают. Наверняка и с Вами такое бывало?

В книге “Путь к согласию, или переговоры без поражения”, Роджера Фишера и Уильяма Юрии есть интересные мысли на эту тему. Они отмечают, что многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на их защите. Хотя в это же время могли определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять. Получается то, что их ложная ориентация становится препятствием для поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы.

Это очень сильно напоминает о таком человеческом качестве, как упрямство. К примеру, я настаиваю, что фон для новогодних поздравлений должен быть синим, т.к. он нейтральный и успокаивающий. Я могла бы отказаться от своей точки зрения, если бы мой оппонент переубедил меня с помощью качественных аргументов. Однако аргументов нет, и я продолжаю настаивать, но уже не потому, что это нейтральный цвет и успокаивающий, а потому, что мне хочется настоять или потому, что лично мне этот цвет нравится.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Как это выглядит? Часто они имеют положительный характер. Некоторая их часть является надуманной, искусственно раздутой, созданной для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторыми лицами, что сильно вредит коммерческой деятельности.

Зачем? Зачем за что-то бороться друг с другом, когда цель одна у коммерческой компании – это получение прибыли. Однако конфликтуют: начальник и подчиненный и даже отделы между собой. С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов:

  • Конфликт целей: участвующие стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
  • Конфликт взглядов: стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме.
  • Конфликт чувств: люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия.

Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны, к ним относятся:

  • неблагоприятные условия труда, слабая мотивация персонала;
  • маленький опыт руководителя в работе с коллективом и при построении команды;
  • неправильное поведение руководителя в момент преодоления стереотипов от прежнего руководителя;
  • распад коллектива на различные группировки, возникновение разногласий между «старожилами» и «новичками», выделение «незаменимых»;
  • противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности;
  • личностные конфликты из-за разного пола, возраста, образования и других социальных факторов;
  • субъективное восприятие подчиненных;
  • несовместимость стиля управления и стиля подчинения.

Также, говоря об организационном конфликте, стоит упомянуть о двух уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми).

Если с работой все более или менее понятно, то почему дома происходят конфликты? И можно ли это считать именно конфликтами или это нечто иное? Зачем и для чего мы то и дело накаляем дома обстановку, когда нужно отдыхать?

Вспомните конфликт дома и на работе и постарайтесь их сравнить. Прошу не брать глобальных, т.к. будете очень долго возиться. Почему появляются конфликты на работе, и какими они бывают, мы уже знаем, теперь попробуем понять ситуацию дома.

Смысл в том, что дома чаще всего негатив появляется из-за того, что нужна разрядка, кто-то из домочадцев не убрал комнату или стол, положил что-то не так или любая другая мелочь. Это раздражает, думаешь, что миллион раз просила, говорила, а нет, хоть «кол на голове чеши». Вот мы и начинаем ссориться. Заметьте, мы не ведем переговоров, мы сразу приступаем к ссоре. А как еще, если не понимает с первого раза?

Ученые установили одну из причин, по которой женщины живут дольше мужчин – это выброс негативных эмоций с помощью разных средств. Мы меньше копим, в отличие от мужчин, и переживать предпочитаем совместно с кем-то, опять же, чтобы нас пожалели. Немногие мужчины рассказывают и разряжаются, в большинстве своем они долго переживают, и все это приобретает в итоге вселенский масштаб. Не копите! Делитесь, рассказывайте свои близким людям и ищите подходящие для вас пути избавления от стресса. Кому-то помогает побоксировать, причем как мужчинам, так и девушкам, кому-то плавание, кому-то поход по магазинам, кому-то разговор с другом. А вам что может помочь?

Почему мы срываемся дома? Все просто: на работе сорваться нельзя, и на это много причин, основная – не могу позволить себе расслабиться. А вот дома мы расслабляемся на 99 %, и тут – «Здравствуй, выход негатива»! В расслабленном состоянии мы начинаем разряжаться и искать, как бы выплеснуть все плохое. Нужен повод! Кто-то из домочадцев не убрал комнату? Положил не туда журналы? Одежда опять валяется? Разве это не повод, чтобы взорваться и «выпустить пар»? Вспомните, что обычно думаете при этом: миллион раз просила, говорила, а нет, хоть кол на голове теши, все равно все делает по-своему, все равно все валяется или не там лежит. Вот мы и начинаем ссориться. Заметьте, мы не ведем переговоров, мы сразу приступаем к ссоре: повышенные тона, агрессия, крик. Хорошо, если ничего не летает за тем, на кого вы так злы. А как еще? – можете сказать вы. Не понимает же человек с первого раза? Что с ним делать?

Три варианта уладить домашний конфликт:

  • Вы по-прежнему продолжаете кричать каждый раз, когда сделано не так, как нужно или хотелось бы Вам (эффективность «0»);
  • Вы вспоминаете о том, что еще чуть-чуть осталось терпения, и просите, но делаете это по-новому, не так, как раньше (эффективность «0,5–1»);
  • Этот вариант очень индивидуален и рассчитан на людей с чувством юмора: наказываете провинившегося шуткой (очень специфично, но эффективность «1»).

Отдельно хочу привести пример к третьему варианту, он действительно забавный, и результат, как показывает практика, бывает сразу. У моей знакомой ребенок имел плохую привычку оставлять дома одежду где получится. Она очень долго просила его убирать, потом кричала и возмущалась, но результата так и не было. Тогда она решила положить ему что-то из одежды в школьный рюкзак. Заранее она сказала, что теперь он будет находить маленькие сюрпризы. Конечно, он заинтересовался, но быстро забыл. Вы не поверите! Каково было его удивление в школе, когда он открыл рюкзак, а там записка: «Сюрприз № 1», – и футболка, которую он оставил вчера на кресле. Смеха было много! Прошло 2 года после череды сюрпризов, и теперь одежда всегда на своих местах. Чувство юмора не подвело! Попробуйте, возможно, вам поможет!

Вернемся к профессиональной сфере и попытаемся понять, какие положительные и отрицательные стороны есть у любого конфликта. Может ли конфликт сплотить коллектив или, наоборот, ухудшить климат? Нанесет ли чрезмерное увлечение конфликтом ущерб работе? И как можно использовать в своих интересах все стороны конфликта?


Позитивные стороны


Негативные стороны

Источник:
Конфликт на работе как себя вести
Автор: Людмила Возвахова Рубрика: Психология. Заголовок: «Конфликт как слабость». Начиналось прекрасное утро. Как обычно, после завтрака выезжаю на работу. На улице медленно падает
http://www.sekretarskoe-delo.ru/index.php?id=609

COMMENTS