Конфликт на работе

Как уладить конфликт на работе

Никто не застрахован от конфликтной ситуации на работе. Практически каждый хотя бы раз сам был участником такого конфликта, или наблюдал его со стороны. Мало кто задумывается над тем, как уладить конфликт на работе, многие предпочитают действовать импульсивно. Однако такие знания необходимы каждому сотруднику, ведь когда-нибудь они пригодятся.

Существует несколько простых правил, придерживаясь которых, Вы сможете избежать конфликтных ситуаций на работе. Пожалуй, самой главное — это правильно выбрать место работы. Одной из причин конфликта является то, что работника не устраивает маленькая зарплата, отсутствие карьерного роста и прочее. Поэтому на этапе собеседования в компанию постарайтесь узнать обо всех интересующих Вас моментах. По крайней мере, о возможностях карьерного роста точно можно узнать.

Каждому сотруднику необходимо знать свои обязанности. Часто конфликты возникают, когда работник неправильно понимает свои должностные обязанности или кто-то из коллег пытается спихнуть на него свою работу. Поэтому следует хорошо уяснить все свои рабочие обязанности. На всех должностях есть должностная инструкция, и, разумеется, ее необходимо придерживаться. Но, как известно, «хочешь всех разозлить — действуй в рамках инструкции». Поэтому периодически можете помогать коллегам в их работе или выполнять просьбы начальства «сделать то, что в прямые обязанности не входит». В этом случае очень важно не допустить, чтобы Вам сели на шею и уметь мягко отказывать.

Научитесь слушать чужие точки зрения, ведь достаточно часто конфликты возникают из-за несовпадения точек зрения коллег по тому или иному рабочему процессу. Умейте выслушать того, чье мнение не совпадает с Вашим. Постарайтесь вообще не давать повода для конфликта: исключите опоздания, грубость, хамство со своей стороны. Также не участвуйте в сплетнях, поскольку от них возникает самый неприятный конфликт — межличностный. В отличие от рабочего, уладить его гораздо сложнее. Если Вы не будете участвовать в заговорах, то в разы снизите вероятность межличностного конфликта.

Если же конфликт все-таки возник, то попробуйте выполнить следующие рекомендации.

Не так страшно, если дело ограничивается отчужденностью части коллектива, ведь все-таки Вы приходите в офис, чтобы работать, а не обсуждать личную жизнь друг друга. Значительно сложнее тем, кому приходится бороться с неприкрытым хамством, грубостью и агрессией. Психологи в этом случае рекомендуют следующее.

Прежде всего, никогда не опускайтесь до уровня тех, кто Вам хамит, то есть не отвечайте им тем же. Если Вы знаете, что тот или иной сотрудник способен на хамство, то лучше не провоцируйте его. Не стоит доставлять радости своим обидчикам, так как они только и ждут, чтобы Вы разразились слезами, написали заявление об уходе или впали в истерику. В любой ситуации сохраняйте внешнее спокойствие, оставайтесь воспитанным и сдержанным. Если же Вы не можете больше терпеть, просто встаньте и удалитесь, чтобы перевести дух. После каждого скандала необходимо проанализировать ситуацию, возможно, Вы каким-то образом оказались неправы и сами спровоцировали конфликт. Такое может случиться даже с самыми миролюбивыми людьми.

В отношениях начальника и рядового сотрудника изначально заложен конфликт, так как речь идет об иерархии и власти. Один должен руководить, а другой вынужден подчиняться. Один печется об интересах компании, другому же нужно думать о собственном благе и делать все, чтобы его не прижимали. Но все-таки обоим необходимо искать общий язык и подход друг к другу.

Начальника достаточно часто представляют в образе этакого монстра, который питается энергией скандалов, как витаминами, и который ни дня не может прожить без разборок с простыми работниками и упреками в их адрес. Конечно, есть и такие, однако чаще всего устрашающие картины рисует наше больное воображение и бесконечные байки про начальников-невротиков. Но стоит отметить, что босс иногда должен быть суровым, поскольку на нем лежит большая ответственность в управлении компанией. Кроме того, он так же получает «по шапке» от вышестоящего руководства. Следует быть и честным с собой: может Вы действительно сделали что-то не так или качество Вашей работы оставляет желать лучшего?

Если Вас вызвали «на ковер», то обязательно настройтесь на рабочий лад и соберите свои мысли. Внимательно выслушайте критику и ни в коем случае не перебивайте. На все вопросы необходимо отвечать четко, не мямлить. Помните, что Вы находитесь на работе, поэтому не поджимайте от обиды губу и не принимайте позу обиженного ребенка. Хорошо осмыслите претензии начальника, и только после этого отвечайте конструктивно и по существу. Если Вы считаете, что обвинения в Ваш адрес незаслуженные, то постарайтесь объяснить почему, и твердо отстаивайте свои интересы. Запомните, что в разговор нельзя вмешивать эмоции.

Самое важное, после конфликта, к какому результату Вы бы не пришли, признайте, что ситуация исчерпана и нужно двигаться дальше.

Как уладить конфликтную ситуацию на работе?

Проблема конфликта интересов на работе, то есть ситуация, когда индивидуальная заинтересованность служащего может повлиять на принятие им тех или иных решений, существовала всегда. Разные термины, которыми обозначалось это понятие, не меняли саму суть дела. Только последние годы рассмотрение вышеуказанной проблемы вышло на новый, законодательный, уровень.

Столкнуться с конфликтом интересов можно везде. Наиболее сложные сферы – это общегосударственный и политический сектор. Так, с экранов телевизора только и можно слышать о борьбе с поголовной коррупцией. Поэтому данный вопрос является наиболее обсуждаемой темой среди руководителей не только бюджетных структур, но и частных компаний.

Сотрудник, работающий в приватной фирме или предприятии, а также в бюджетной сфере, наверняка может вспомнить примеры личного участия коллег в решении каких-либо вопросов. Зачастую, принимаемое таким образом решение идет вразрез с законодательными нормами, поэтому должно быть пресечено на корню.

Выделяют следующие проявления конфликта интересов:

Организационным является такое проявление, когда организация в целом, в силу каких-либо причин, неспособна беспристрастно оказать услугу. Такие деяния приносят ущерб всей компании в целом. Ответственен за данную ситуацию непосредственный руководитель. Он должен оценить уровень риска, который повлекли за собой такие события. А если ущерб причинен структурам на государственном обеспечении, то в силу может вступить действующее законодательство.

Собственная заинтересованность сотрудника имеет менее отягчающие последствия (если не брать в расчет структуры под управлением государства и крупные предприятия), но, ни в коем случае, не должна остаться без внимания вышестоящего руководства. Работник, решивший пойти на такой шаг, должен понимать, что такое действие характеризуется как нарушение закона и может понести за собой административное и уголовное наказание.

В юриспруденции тема конфликта интересов нашла свое отражение сравнительно недавно.

Так, были разработаны положения и нормы, уточняющие, что же подразумевается под этим термином. Также созданы специальные комиссии по урегулированию данной вопроса в каждом из сегментов экономической и социальной активности.

  • В 2004 г., в Федеральном законе № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», появилась соответствующая поправка, регламентирующая правила несения службы работниками гражданских сфер деятельности. Она направлена на то, чтобы избежать возникновения конфликта интересов на гражданской службе (ст. 19 «Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе»).
  • В 2008 году был утвержден Национальный план по борьбе с коррупцией, где указано, что решение подобного вопроса является одной из приоритетных мер по искоренению взяточничества.

Рассматривая решение данного вопроса в контексте отечественного опыта, необходимо обратиться к международной практике, в частности, осознать необходимость осуществления мероприятий в публичном секторе (из трудов Организации экономического сотрудничества и развития).

Типы заинтересованности и методы борьбы с конфликтами интересов

Для того чтобы разобраться с конфликтами интересов, нужно понять, что заинтересованность делится на два типа:

Первый подразумевает под собой непосредственное получение финансовых выгод от противоправного поступка. Включает в себя не только получение денежных средств, но и различных объектов собственности, движимого и недвижимого имущества.

К нематериальному типу можно отнести дружеские или родственные отношения. Здесь нарушитель не получает финансовых выгод, но может навредить стабильной деятельности организации.

Для того, чтобы контролировать служащих, было введено обязательное декларирование дохода. Однако в частных компаниях такая отчетность не носит обязательный характер.

Важно знать: На государственных учреждениях дело обстоит по-другому. Занимая руководящую должность, необходимо декларировать не только свой доход, но и ближайших членов своей семьи (супруг/супруга, детей). Механизм описан в ФЗ № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, их доходам».

Во многих странах такие документы выносятся на общественное обозрение, и любой гражданин может с ними ознакомиться. Это можно отнести к эффективному инструменту народного контроля, который может оказать существенное влияние на решение вопроса конфликта интересов.

В РФ данная мера хоть и не особо эффективна, но значительно повышает уровень прозрачности отчетности должностных лиц. Регламентируются подобные деяния Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно законодательным нормам, могут быть осуществлены различные способы публичного обнародования документов:

  1. обнародование данных в средствах массовой информации;
  2. в сети интернет;
  3. в служебных помещениях со свободным доступом к ним работников.

Помимо вышеперечисленного, созданные независимые комиссии (Independent Commission Against Corruption) призваны противодействовать развитию коррупционных схем. Их деятельность регламентируется законодательством.

Российское законодательство еще не совершенно в решении вопроса конфликта интересов. В документах и постановлениях отсутствует четкая формулировка действий того или иного характера, поэтому можно по-разному интерпретировать данное нарушение. Отметим также недостатки в системе декларирования. Так что, область контроля специальных мониторинговых органов велика.

Говоря о микроуровне, отметим, что вышестоящему руководству необходимо оперативно реагировать на ситуацию конфликта интересов внутри своей организации, а представителям общественности ? наблюдать за работой власть имущих и, в случаи неправомерных действий, всеми возможными способами пресекать их.

Источники:
Как уладить конфликт на работе
Избежать возникновения конфликтов с коллегами или партнерами удается не всегда. Как уладить конфликт на работе? Для этого следует знать некоторые приемы.
http://bizsovet.com/story/kak-uladit-konflikt-na-rabote
Конфликт интересов на работе — что это такое?
Конфликт интересов на государственной службе или в коммерческой деятельности является коррупционным преступлением, однако слабо регулируется законодательно.
http://pravo.moe/konflikt-interesov-na-rabote-chto-eto-takoe/

COMMENTS